Сочинение: Основной конфликт в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(384 слова) В комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Представители двух поколений, Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий, являются героями-антиподами, между которыми неизбежно возникает общественный конфликт. Но в чем его суть?
Павел Афанасьевич Фамусов – представитель «века минувшего». Это типичный барин-крепостник, который держится за прошлое и категорически против всего нового и прогрессивного. Для героя важно чужое мнение: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Служба для него стоит на первом месте, особенно важно прислуживать конкретным лицам, чтобы скорее продвинуться наверх. Например, Максим Петрович, который, случайно упав перед императрицей и вызвав тем самым у нее смех, специально падал еще несколько раз и получил повышение, – идеал для Фамусова. Также Павел Афанасьевич считает, что книги и образование вредят обществу, ведь это прогресс и развитие, которые способны сломать привычный уклад жизни.
Именно поэтому приезд Александра Чацкого становится для Фамусова катастрофой. Молодой человек является представителем «века нынешнего». Его взгляды с Фамусовым максимально контрастны. Он не против службы, но не собирается кому-то прислуживать и унижаться ради повышения. Герой образован, у него острый и пытливый ум. Он на все имеет собственное мнение и независим от пересудов окружающих: «Зачем же мнения чужие только святы?». Взгляды двух антагонистов различаются не только в вопросах службы и образования, но в вопросах личных взаимоотношений. Так, Павел Афанасьевич Фамусов считает, что человек из простой семьи и не имеющий достаточно денег не может стать женихом его дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». А вот человек, имеющий достаточно душ («тысячки две родовых»), является достойным кандидатом. Александр Чацкий имеет диаметрально противоположное мнение. Самое главное для героя – личные качества человека, чувства всегда важнее достатка.
Таким образом, конфликт между Фамусовым и Чацким складывается не только из-за разницы поколений, но и из-за разного отношения к жизни. Две личности не могут договориться друг с другом, они спорят, но в их споре не рождается истина, так как каждый, так или иначе, остается при своем мнении.
Однако конец произведения показывает нам, что время Чацкого еще не пришло. Фамусовское общество не готово принять прогрессивные взгляды и новые веяния, страшно опасаясь разрушения старого уклада. Главный герой вынужден отступить. Но при всем этом, Чацкий ни в коем случае не меняет своего мнения и не уходит от своих принципов. И это значит, что герой не побежден и просто должен дождаться того времени, когда новое придет на смену старому. А ждать осталось недолго.
Источник
Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедова
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» затронула важные проблемы российского общества, подвергнув дворянство жесткой критике. Пьеса была идейно близка к взглядам декабристов и стала революционным произведением.
Краткий и полный анализ помогают выявить новаторские идеи и важные художественные решения в комедии.
Годы написания — 1822-1824, год публикации – 1825.
История создания — Грибоедов отчасти подражал комедии Мольера «Мизантроп», герой которой беспощадно высмеивал пороки общества.
Жанр — комедия в стихах, комедия.
Направление — реализм с элементами классицизма и романтизма.
Основная идея — Российскому обществу нужны перемены, об этом говорит социальный раскол, который обозначился уже внутри дворянского сословия.
Тема — Борьба прогрессивно настроенного дворянства против фамусовского общества, которое охраняет традиционный уклад и устаревшие ценности.
Проблема — Таких людей, как Чацкий, очень мало, поэтому его протест тонет в сплетнях и клевете. Все прогрессивное объявляется сумасшедшим.
Композиция: завязка приезд Чацкого в Москву и дом Фамусова;
развитие сюжета Чацкий пытается выяснить, кто является предметом интереса Софьи, критикует фамусовское общество;
кульминация Чацкий объявлен сумасшедшим;
развязка Чацкий и Софья узнают всю правду о Молчалине, Чацкий уезжает.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Стремление дворянства к титулам, наградам и богатству.
Проблема: Даже служба воспринимается дворянством местом получения выгоды, а не служения отечеству. Чинопочитание и финансовое состояние становятся мерилом человеческой личности.
2. Тема: Деспотическое отношение дворян к слугам.
Проблема: Отношение к низшим сословиям было не лучше, чем отношение к скоту или ресурсам. Дворяне не видели в слугах людей, поэтому загоняли их в чудовищные условия жизни.
3. Тема: Ум приносит горе, то есть понимание ужасающих пороков общества.
Проблема: Консервативно настроенное дворянство не в состоянии даже оценить масштаб социальных проблем в обществе. Власть сосредоточена в руках глупых, невежественных людей.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Грибоедов выразил основную идею в названии пьесы. Горе Чацкого – в том, что он достаточно умен, чтобы осознать, как много проблем назрело в обществе. Ему видны социальное неравенство, политически неверные решения, ущемление просвещения и русской культуры. В своих монологах он также поднимает вопросы о нравственности, чести, лжи и лицемерии людей. Но он остается одиноким в своих прозрениях, а общество его объявляет безумным.
п.3. Основные герои
Чацкий Александр Андреевич — молодой человек, влюбленный в Софью Фамусову, с которой рос с детства. Вернулся из долгого заграничного путешествия, поэтому ему бросаются в глаза все изъяны московского дворянства. Критикующий, насмешливый, проницательный человек. Объявлен сумасшедшим из-за прогрессивных взглядов, которые не в состоянии понять общество.
«Фамусовское общество» — старшие представители московского дворянства, консерваторы. Их отличает неприятие просвещения и честной службы, показной патриотизм, деспотизм к слугам и низшим сословиям (Фамусов, Хрюмины, Тугоуховские, Скалозуб и др.).
Фамусов Павел Афанасьевич — носитель старых устоев и идей. Человек, оправдывающий чинопочитание и раболепное служение, стремление к чинам и богатству. Выступает против образования, отмены крепостного права, прогрессивных идей. Главный антагонист Чацкого.
Софья — дочь Фамусова, впитавшая отцовские принципы.
Когда-то была близка с Чацким, но теперь воспринимает его как злого насмешливого человека. Переоценила секретаря Молчалина, которым и была обманута.
Молчалин Алексей Степанович — секретарь, занимающийся документами Фамусова. Живет в доме хозяина и постоянно выслуживается. Встречается с Софьей, потому что выучен угождать, на самом деле ему нравится Лиза. Антагонист Чацкого внутри любовного треугольника и в плане несовпадения ценностей.
Лизанька — служанка Софьи. Держится с барышней вольно и даже дает советы. Молчалин в нее влюблен, а Фамусов с ней заигрывает.
Сама Лиза влюблена в буфетчика Петра.
Репетилов — давний знакомый Чацкого. Пародируюет образ главного героя. Выдает прогрессивные мысли и «правильные» взгляды, но не верит в них, а просто повторяет за умными людьми. Его цель – добиться веса в обществе. В этом смысле он недалеко ушел от вечно угождающего Загорецкого или Молчалина.
п.4. Литературные приёмы
✓Герой в обществе, но изолирован: Чацкий не может найти общий язык ни с кем, даже с Софьей, которая ему дорога. Он не замечает, как над ним посмеиваются, иронизируют, не принимают всерьез. Он умный человек, но страдает от клеветы глупых людей о его сумасшествии.
✓Пародийные параллельные ситуации
— Репетилов пародирует образ Чацкого, создавая контраст и возвышая главного героя, но и комически снижая его;
— разговор глухой графини с глухим князем: оба не слышат, но делают выводы (подчеркивается, что не обязательно слышать, чтоб осудить);
— Чацкий падает, но романтично («чуть свет – и я у ваших ног»), падает и Молчалин («тьфу, оплошал»).
✓Приемы комедии положений и водевиля —
— герой попадает не туда (Молчалин «шел в комнату – попал в другую»);
— подслушивание, только благодаря которому становится известна правда (Чацкий нечаянно подслушивает разговоры уезжающих гостей; Софья случайно, а Чацкий специально – разговор Молчалина и Лизы).
✓Речевая характеристика героев (длинные монологи Чацкого, армейский грубый юмор Скалозуба, французские слова вперемешку с русскими в речи дворян, предвзятое отношение Софьи к Чацкому и т.д.)
п.5. Конфликт произведения
В пьесе «Горе от ума» два конфликта.
1. Общественно-политический: Чацкий противостоит обществу Фамусова. Этот конфликт не может быть улажен из-за непримиримых противоречий, приведших к расколу даже внутри дворянства.
2. Любовный: Чацкий влюблен в Софью, а та заинтересована в Молчалине. Этот треугольник разрушается, когда Чацкий понимает, кого выбрала девушка.
Источник
Особенности конфликта комедии “Горе от ума”( А. С Грибоедов)
В пьесе “Горе от ума” несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта.
“Горе от ума” – комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом).
Пьеса начинается с завязки любовного конфликта – Чацкий приезжает в Москву к любимой девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Выясняя, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается
В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века. Чацкий противопоставлен всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть глаза Фамусову и всем остальным на то, как они живут и чем они живут.
Общественный конфликт “Горя от ума” неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, умного Чацкого, оно его не понимает и объявляет сумасшедшим.
Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с еще одним конфликтом –
Конфликт старого и нового – один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как “Отцы и дети”, “Гроза”. Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.
Среди героев грибоедовской пьесы, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о – жизни. Каждый из персонажей “Горя от ума” знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повод быть осуждаемым могущественными светскими львицами, такими, как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна.
Поэтому Фамусов так обеспокоен поисками достойного мужа для своей дочери. Цель жизни Молчалина – это тихо, пусть даже медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти (“и награжденья брать, и весело пожить”).
Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.
Софья, как одна из представительниц фамусовского общества, начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она и выйдет замуж и сделает из него “мужа-мальчика”, “мужа-слугу”. Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под ее мерки будущего мужа.
Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.
Если мы обратимся к заключительному действию комедии, то увидим, что каждый из героев оказывается несчастным в конце. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья – все остаются со своим собственным горем. А несчастны они из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света.
И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь! “Ах! Боже мой! что станет Говорить княгиня Марья Алексевна”, – восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.
Молчалин не менее несчастлив. Все его старания пропали даром: Софья уже ничем больше ему не поможет, а может быть, что еще хуже, нажалуется папеньке.
И у Софьи свое горе; ее предал любимый человек. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным из всех оказывается Чацкий, пылкий, вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закоснелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может предпочесть дурака умному, так сильно разочаровывается в конце. Ведь все, во что он верил – в свой ум и передовые идеи, – не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него навсегда.
Кроме того, именно из-за его свободолюбивых мнений фамусовское общество отвергает его и объявляет сумасшедшим.
Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии – в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. “Ум с сердцем не в ладу” – вот основной конфликт “Горя от ума”. Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще. Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на эти вопросы.
Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью.
Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.
Таким образом, в “Горе от ума” несколько конфликтов: любовный, общественный, конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”, но основным, на мой взгляд, является конфликт идеалистических представлений о жизни и реальной жизни. Грибоедов был первым писателем, поднявшим данную проблему, к которой в дальнейшем будут обращаться многие писатели XIX. века: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Источник
Основной конфликт в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного — разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.
Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим».Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.
В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный — общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.
Сочинение 3
Александр Грибоедов является одним из самых известных русских писателей-драматургов 18 века. Он внес великий вклад в развитие и преобразование классицизма как жанра. В начальном варианте классицизма подразумевалось, что в пьесе имеется только один конфликт. Но Александр Грибоедов, как Пушкин в свое время по отношению к роману в стихах «Евгений Онегин», выступает в роли гениального новатора и вводит в свое драматическое произведение не один, а несколько конфликтов. Изначально литературные критики не рады были такому нововведению Грибоедова и подвергали его жесткой критике, мол, как он мог отойти от канонов. Но в настоящее время пьеса, которая относится к жанру комедии, имеет несколько конфликтов. Как внутренних, так и внешних.
Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.
Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.
Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.
Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.
Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.
Конфликт произведения Горе от ума
Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.
Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.
Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.
Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.
От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?
Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.
Сочинение на тему основной конфликт комедии горе от ума
Помыкает Паскевич, Клевещет опальный Ермолов… Что ж осталось ему? Честолюбие, холод и злость… От чиновных старух, От язвительных светских уколов Он в кибитке катит, Опершись подбородком о трость. Д. Кедрин Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность, написав комедию “Горе от ума”. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего>ми “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек. Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины… Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Женщин, в основном, занимали наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”. Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества. Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. “Охота странствовать напала на него…” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам. После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития. И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавист ный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и. разорившись, распродал всех поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Вот наши строгие ценители и судьи! Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоре-нья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке: Теперь пускай из нас один Из молодых людей, найдется враг исканий, – Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным. К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. – Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне?.Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают ату новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным. А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, котрое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта. В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны: Безумным вы меня прославили все хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С.Грибоедов создал комедию на все времена. ?
Источник
Любовь и общественный конфликт в "Горе от ума" Грибоедова.
В основе сюжета пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса – общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведения отметил Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна. частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Сюжет комедии «Горе от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической системе амплуа. Этот треугольник образуют героиня – Софья Фамусова, в свои семнадцать лет расцветшая прелестно, и два героя – Чацкий и Молчалин. Один из них наделен положительными чертами характера, ему свойственно благородство, пылкость чувств, способность на самоотверженные поступки ради своей возлюбленной. Другой – «услужлив скромен, тих», но за этими качествами скрывается карьеризм, стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью. Однако оба героя выходят за рамки классицистических амплуа. Молчалин, изображенный с негативной авторской оценкой, удачлив в любви, именно его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положительный, терпит крах в любви. Отступление от принципов классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а добродетель не торжествует. Молчалину почти удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате, а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву.
Отличительная черта пьесы – наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения. Абсолютно уверенная в своем возлюбленном, Софья не подозревает, что Молчалин не только не любит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать ее расположение подарками. Лиза же, в свою очередь, безответно любит буфетчика Петрушу. Кроме того, с ней пытается безуспешно флиртовать сам барин.
Конфликт комедии определяется столкновением жизненных принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представителя передовой дворянской интеллигенции. Сюжет и конфликт, связанные в один узел, развиваются параллельно. Все узловые моменты развития сюжета комедии сопровождаются монологами Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному застойному быту, отсутствию новизны в общественной жизни дворянства.
В экспозиции, сценах комедии, предшествующих появлению Чацкого в доме Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится известно, что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года назад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится другой человек. Предпочитая Молчалина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жизненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье. Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья осознает, что слишком беспокойный и независимый Чацкий не будет покорным мужем, над которым можно безраздельно властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайловичем. Уже в экспозиции комедии намечается конфликт между жизненными принципами героев, по сути принадлежащих к разным общественным лагерям. По мере развития действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между его участниками.
При встрече с Софьей в монологе «Ну что ваш батюшка. » Чацкий слегка затрагивает их общих знакомых, сетует на пустоту интересов, на отсутствие положительного содержания в светской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех, с кем ему предстоит жить, становится очевидно, что Софья к нему холодна.
В развитии любовной интриги, связанной со стремлением Чацкого узнать, любит ли его Софья, а если не его, то кого, окончательно выясняется, что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением, богатству, свободе суждений.
В монологе «И точно, начал свет глупеть. » Чацкий противопоставляет два века: «век нынешний» и «век минувший» с их разными жизненными ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, улавливая в его речи крамольные настроения. В монологе «А судьи кто?» Чацкий последовательно излагает жизненную программу людей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В результате этих столкновений Чацкий оказывается нежелательным женихом для дочери Павла Афанасьевича не только потому, что он небогат и не преуспел в службе, а потому, что он «карбонари», он «хочет вольность проповедать». Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втянуть его в беду.
Кульминация в развитии конфликта и любовной интриги наступает в третьем действии. Софья, рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, чтобы отомстить ему. Все гости охотно верят этой клевете, подхватывая, распространяют сплетню и отворачиваются от человека, который высказывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный конфликт. В момент, когда Чацкий произносит свой монолог о французике из Бордо, никто из присутствующих его не слушает, все с усердием кружатся в вальсе. Герой оказывается в полном одиночестве, общество отвернулось от него.
В четвертом действии наступает развязка: Софья случайно узнает об истинных чувствах Молчалина. Ей становится стыдно оттого, что он оказался таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко оценивая его личные качества. Для Чацкого финальное отрезвление, о котором он говорит в монологе «Не образумлюсь. виноват», означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, потерю возлюбленной, но он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разошлись и их примирение невозможно.
Параллельное развитие общественного конфликта и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дворянского общества и придает психологическую достоверность переживаниям героев, вовлеченных в этот конфликт. Любовная линия завершается разоблачением Молчалина и разрывом Софьи с Чацким.
Источник