Лингвистический анализ: Глоток свободы (Булат Окуджава)
В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.
Сущ. | Глаг. | Мест.-сущ. | Предл. | Союз | Прилаг. | Нареч. | |
Сущ. | 42.33 | 55.32 | 17.18 | 26.26 | 42.24 | 13.04 | 13.84 |
Глаг. | 39.47 | 22.05 | 24.23 | 33.75 | 25.26 | 10.05 | 10.54 |
Мест.-сущ. | 16.24 | 31.12 | 9.15 | 9.25 | 9.02 | 5.46 | 8.50 |
Предл. | 46.37 | 1.88 | 18.85 | 0.59 | 1.41 | 11.42 | 0.48 |
Союз | 17.19 | 19.77 | 18.35 | 7.91 | 6.27 | 6.45 | 7.83 |
Прилаг. | 38.69 | 4.05 | 2.34 | 2.22 | 5.96 | 4.00 | 0.94 |
Нареч. | 4.70 | 19.94 | 4.02 | 4.86 | 6.58 | 2.72 | 4.20 |
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево. »
Источник
Имя на поэтической поверке. Булат Окуджава
По наивности желаю, чтобы данные стихотворения советского поэта–фронтовика, барда, Окуджавы Булата Шалвовича «Осудите с начала себя самого» всё взрослое население страны знало, как«Отче наш».
Судите сами насколько это стихотворение по-философски актуально в наши дни для людей:
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
а уж после судите врага своего
и соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
не прощать ни единой промашки,
а уж после кричите врагу своему,
что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
а когда преуспеете в этом,
не придётся уж больше валять дурака –
Вот и станете вы человеком.
Булат Окуджава редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» 1993 году рассказал о невзгодах в своей семье.
Трудная жизнь выпало на долю Булата Шалвовича Окуджавы. Он родился в Москве, 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии.
Отец Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель. В 1937 году был арестован по последнему месту работы, в должности первого секретаря Нижнетагильского горкома партии, и был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года.
Мать,Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна, после ареста отца в феврале 1937 года с бабушкой и Булатом переехали в Москву. Жили на улице Арбат дом № 43, в коммунальной квартире на четвёртом этаже.
Мать Булата Окуджавы работала в партийном аппарате, было была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.
В 1940 году Булат Окуджава переехал родственник в Тбилиси, где ранее учился в русской школе, и пошёл работать на завод учеником токаря. В память о своём отце, в последствии, Булат Окуджава написал стихотворение:
Убили моего отца
Ни за понюшку табака.
Всего лишь капелька свинца —
Зато как рана глубока!
Он не успел, не закричал,
Лишь выстрел треснул в тишине.
Давно тот выстрел отзвучал,
Но рана та ещё во мне.
Как эстафету прежних дней
Сквозь эти дни её несу.
Наверно, и подохну с ней,
Как с трёхлинейкой на весу.
А тот, что выстрелил в него,
Готовый заново пальнуть,
Он из подвала своего
Домой поехал отдохнуть.
И он вошёл к себе домой
Пить водку и ласкать детей,
Он — соотечественник мой
И брат по племени людей.
И уж который год подряд,
Презревши боль былых утрат,
Друг друга братьями зовём
И с ним в обнимку мы живём.
1966
Памяти своей матери Булат Окуджава посвятил стихотворение:
Не успел на жизнь обидеться —
вся и кончилась почти.
Стало реже детство видеться,
так, какие-то клочки.
И уже не спросишь, не с кого.
Видно, каждому – своё.
Были песни пионерские,
было всякое вранье.
И по щучьему велению,
по лесам и по морям
шло народонаселение
к магаданским лагерям.
И с фанерным чемоданчиком
мама ехала моя
удивлённым неудачником
в те богатые края.
Забываются минувшие
золотые времена;
как монетки утонувшие,
не всплывут они со дна.
Память пылью позасыпало?
Постарел ли?
Не пойму:
вправду ль нам такое выпало?
Для чего? И почему?
Почему нам жизнь намерила
вместо хлеба отрубей.
Что Москва слезам не верила –
это помню.
Хоть убей.
Это стихотворение Булат Окуджава посвятил общей памяти отца и матери, строчках которого чувствуется сыновья боль:
Собрался к маме – умерла,
к отцу хотел – а он расстрелян,
и тенью чёрного орла горийского
весь мир застелен.
И, измаравшись в той тени,
нажравшись выкриков победных,
вот что хочу спросить у бедных,
пока ещё бедны они:
собрался к маме – умерла,
к отцу подался – застрелили…
Так что ж спросить-то позабыли,
верша великие дела:
отец и мать нужны мне были.
…В чём философия была?
В апреле 1942 года в возрасте 17 лет Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10 Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северокавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии.
Был ранен под Моздоком. К этому времени относятся его первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось» – это был1943 год, текст которой не сохранился.
Вторая песня была написана в 1946 году–«Старинная студенческая песня», строки из которых стали афористичными для людей старшего поколения «шестидесятников»:
…Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке.
Возьмёмся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке. .
После войны Булат Окуджава поступил Тбилисский государственный университет.
Получив диплом в 1950 году начал работать учителем русского языка и литературы в Калужской области, в селе Шамордино, в районном центре Высокиничи.
В 1954 году, после встречи с писателем Владимиром Кобликовым и поэтом Николаем Панченко с читателями в Высокиничинском районе, Булат пошёл к ним и предложил послушать его стихи.
Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где начал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году был выпущен его первый сборник «Лирика».
В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда вступил в КПСС. Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.
В 1959 году Булат Окуджава вернулся в Москву и стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни, наряду с Владимиром Высоцким и Александром Галичем, который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность.
В этом жанре Булат Окуджава сформировал своё направление. В 1959 году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару. К этому периоду (1957-1967) относятся сочинение многих наиболее известных ранних его песен:
«На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королеве», «Песня о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о Комсомольской богине» и другие.
Евгений Евтушенко так написал об Окуджаве: «Молодёжь припала к песням Окуджавы, как очистительному роднику надежды.
Эти песни распространялись с быстротой молнии по стране, несмотря на то, что ни разу не исполнялись не на радио и по телевидению. Они звучали на магнитофонных лентах, в квартирах рабочих, инженеров, физиков и лириков, их пели под гитару настройках, в поездах.
Поэзия Булата Окуджавы — это собственно, «надежды маленький оркестрик под управлением любви».
Но чем бы не управляла любовь под её волшебным управлением «маленькость»исчезает
.
Вместе со своим со своими лучшими стихами, положенными или не переложенные на музыку, вместе со своими лучшими прозаические произведениями. Окуджава представляет собой значительное художественное явление нашего времени. В основе его лучших произведений особый романтический реализм, в несколько облегчённой внешне, но глубоко серьёзный, внутренне лишь ему свойственный интонации.
И хотелось бы всегда быть не только его читателями, но и слушателями его голоса и гитары — этого маленького оркестрика надежды под управлением любви».
Работал Булат Окуджава редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете».
Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».В кругу личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.
В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работала, занимаешься исключительно творческой деятельностью.
В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы.
Вечер был организован литературоведом Львом Яковлевичем Лившицем, с которым Булата связывали дружеские отношения.
В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР.
В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».
Булат Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя Женечка и Катюша», в нём в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме.
В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат более чем в 80 фильмах.
Первая пластинка с песнями Окуджавы в Париже 1968 году.
В этом же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня «Прощание с Польшей» –в нём было в исполнении автора.
С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили в СССР. Весьма плодотворным оказался творческий Союз Булата Окуджавы с композитором Исаака Шварцем.
Вместе они создали 32, наиболее известные из которых песня «Ваше благородие, госпожа удача» в фильме «Белое солнце пустыни», «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви».
Песни Булата Окуджавы распространялись в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом.
Песни «Возьмёмся за руки, друзья», «Пока Земля ещё вертится»(молитва Франсуа Вийона) стали гимнов многих слётов молодёжи и фестивалей.
Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польская поэтесса Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык.
В 1961 году Окуджавадебютировал как прозаик:в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр»,отдельным изданием вышла в 1967 году.
Опубликованы повести:«Бедный Абросимов» («Глоток свободы») в 1969 году о трагических страницах истории декабристского движения, «Похождения Шипова или Старинный водевиль» в 1971 году и написанные на историческом материале начало XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1 – 1976 году, часть 2 –1978 году) и«Свидание с Бонапартом» в 1983 году.
С началом перестройки Булата Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.
В 1989 году член учредитель русской русского центра. В 1992 году комиссии по помилованию при президенте РФ, в 1994 года член комиссии по Государственным премиям РФ.
Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерние клуб», членом Совета общества «Мемориал».
В 1993 году подписал «Письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединения», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.
В 1990 годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино.
В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Израиля, Германии и Канаде.
23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в штаб-квартире Юнеско в Париже.
12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже в пригороде Кламар, в Военном госпитале.
Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иван, в память о Святом мученике Иоанне воине.
Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печёрского монастыря. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награды Булата Шалвовича Окуджавы за ратный труд и заслуги в развитии российской словесности:
Орден Отечественной войны II степени.
Медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Приз Золотой венец Югославия 1967.
Орден Дружбы народов 1984.
Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия 1985.
имя Окуджавы присвоено малой планете1985.
Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
Премия «ПеньоПенев», Болгария (1990).
Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
Лауреат Государственной премии СССР 1991.
Премия русский Букер 1994 за автобиографический Роман «Упразднённый театр».
Почётный гражданин Калуги 1996.
Медаль «За оборону Кавказа».
Почётная медаль правления Советского фонда мира.
Из поэтического наследия Булата Окуджавы
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот ещё одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Чёрный аист московский на чёрную землю спустился.
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Пожелания друзьям
Ю. Трифонову
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
тем более, что жизнь короткая такая.
Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат.
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он ведь за народ.
Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть.
Или ему тоже в камере сидеть?
В голове убогой –трёхэтажныймат.
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет —
Он не за себя ведь — он за весь народ.
Чуть за Красноярском – твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
Чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд.
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
Вождь укрылся в башне у Москвы-реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
Словно сам построил для себя тюрьму.
Все ему подвластно, да опять не рад.
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
Я живу в ожидании краха.
Я живу в ожидании краха,
унижений и новых утрат.
Я, рождённый в империи страха,
даже празднествам светлым не рад.
Все кончается на полуслове
раз, наверное, сорок на дню.
Я, рождённый в империи крови,
и своей-то уже не ценю.
Источник
Глоток свободы, или Бедный Авросимов
Петербург, январь 1826 г. Иван Евдокимович Авросимов работает писарем в высочайше утвержденной комиссии, записывая показания участников мятежа на Сенатской площади. В комиссии этот застенчивый провинциал оказался благодаря протекции своего дядюшки, отставного штабс-капитана Артамона Михайловича Авросимова, оказавшего незабываемую услугу императору Николаю Павловичу в день принесения ему присяги, 14 декабря.
Мужество не покидало писаря, пока комиссия
Тот в ужасе отмалчивается.) Единственное отдохновение – неожиданное ночное приключение с офицерами (в том числе Павлом Бутурлиным, секретарем Татищева) и их
Во время свидания Авросимов клянется ей исполнить любую ее просьбу.
Во время визита к дядюшке он знакомится с неким Аркадием Ивановичем Майбородой, капитаном, служившим у Пестеля (перед коим сам писарь уже неосознанно благоговеет), предавшим своего начальника. Авросимов ведет капитана к знакомым офицерам, где тот повторяет историю своих отношений с Пестелем, и получает в конце беседы неожиданную пощечину от Бутурлина. Наутро Майборода вновь предстает перед очами Авросимова: он дает показания в комитете. После чего герой наш уже более конкретно обсуждает с Амалией Петровной пути к спасению Пестеля, а затем опять хочет жениться – на этот раз на подружке Дельфиний, сенной девке Милороде.
Очнувшись, он устремляется к месту службы, где получает приказ сопровождать в Малороссию арестованного подпоручика Заикина, готового указать властям место сокрытия “Русской правды” (сестрица, Настенька Заикина, регулярно поджидающая брата во дворе Петропавловской крепости, уже не раз вызывала у Авросимова искреннее желание хоть чем-нибудь ей помочь). Вручив Пестелю в его камере опросные листы, он вновь встречает на пути домой экипаж военного министра, и Татищев, как и раньше, задает герою крайне неприятные тому вопросы о секрете пестелевского обаяния. Быстрей бы уж в дорогу! Преступника сопровождает также ротмистр Слепцов, который предлагает переночевать по дороге в его имении, Колупановке.
В полудреме Авросимову постоянно является полковник, который ведет свои опасно-умные беседы о судьбах России – а сам все так же чертовски обаятелен!
Вечер в поместье – с пением девичьего хора, роскошной трапезой – удался на славу. Ночью Авросимов и арестант признаются друг другу в симпатиях к Пестелю. Так что ничего удивительного не оказывается в том, что Заикин так и не может указать место, где зарыты рукописи, – он просто этого не знает.
Но, поддавшись напору Слепцова, указывает на человека, это место знающего в точности: своего брата Федю. Тот указывает настоящее место хранения бумаг Пестеля, но слишком разоткровенничался с ротмистром, и тот арестовывает и брата (Авросимов дает ему пощечину; дуэль отложена до Петербурга). На обратном пути троица вновь заезжает в Колупановку.
Из какого-то не вполне ясного чувства превосходства Слепцов (и без того склонный почти одновременно демонстрировать как самые нежные, казалось бы, проявления заботы и предупредительности, так и самые гнусные качества) инсценирует нападение разбойников, и Авросимов ранит одного из нападающих – к ужасу всех остальных, уверенных, что оружия ни у кого больше нет. Заикин, назвавший шутку ротмистра “граничащей с подлостью”, просит Авросимова передать записку сестре Настеньке. Тот выполняет просьбу. После чего отправляется к Амалии Петровне (та как раз разговаривает со своим мужем, братом Пестеля, – Авросимов, случайно подслушав разговор, понимает, кого та любит) и предлагает устроить побег из крепости.
Появившиеся откуда-то из небытия личности (некто Филимонов, Стародубцев и Гордон) предлагают свои услуги – сперва бескорыстно, затем, “для скорости”, требуют денег. Авросимов отказывается: но машина побега, казалось, уже завертелась помимо его воли, однако Амалия Петровна сама выдает все планы Татищеву. Министр посылает записку Бутурлину с требованием арестовать Авросимова, – те как раз обсуждают условия предстоящей писарю дуэли со Слепцовым.
Во время ареста Авросимов все отрицает, и его отправляют в деревню, где он, женившись, судя по всему, на Настеньке, и дожидается Мятлева с Лавинией (см. “Путешествие дилетантов”).
Источник
Глоток свободы окуджава анализ
Павел Пестель и его эпоха
В апреле 1821 года в тревожные и славные дни восстания греков за свою независимость в Кишиневе встретились впервые и долго беседовали два человека, имена которых потом составили гордость России, — Пушкин и Пестель. В дневнике А. С. Пушкина осталась запись: «9 апреля. Утро провел с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова… Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…» О том, какое большое впечатление произвел на поэта новый знакомый, свидетельствует и сохранившийся в пушкинских бумагах набросок пером — резко очерченный профиль его собеседника — высокий прямой лоб, проницательный сосредоточенный взгляд, решительный волевой подбородок. Некоторые знакомые Пестеля склонны были усматривать в нем сходство с Наполеоном, и не только фигурой — небольшой, плотной и коренастой, но также твердым мужественным характером, воинской доблестью, разносторонними талантами. Главнокомандующий граф Витгенштейн говорил, что Пестель всюду будет на своем месте — и на посту министра, и во главе армии. С одинаковым успехом он мог быть также дипломатом и разведчиком, сам же готовился стать законодателем революции, главой и основателем величайшей республики на свете. Сподвижники называли его «гениальным» и гордились им как «одним из замечательнейших людей своего времени».
Павел Иванович Пестель, сын московского почт-директора, родился 24 июня 1793 года.
Годы учения сына вельможи — в александровское царствование И. Б. Пестель стал сибирским генерал-губернатором — в общем малоинтересны, если не считать того, что в течение четырех отроческих лет мальчик обучался в Германии. При возвращении на родину он сразу же попал в выпускной класс привилегированного Пажеского корпуса, и здесь учебное начальство осталось им недовольно: юноша не стеснялся порицать крепостное право, толковал о равенстве. «Пестель имеет ум, в который извне вливаются вольнолюбивые внушения», — отметил директор корпуса. Тем не менее в декабре 1811 года имя Павла Пестеля как первого по успехам выпускника было выбито золотыми буквами на мраморной доске.
Время было тревожное. В составе лейб-гвардии Литовского полка юный прапорщик двинулся в поход, навстречу военной грозе. Боевое крещение он принял в Бородинском сражении. Под вечер во время атаки французских позиций его тяжело ранили.
За храбрость, проявленную в бою, Кутузов наградил Пестеля золотой шпагой.
После восьмимесячного лечения, с незатянувшейся раной, из которой все еще выходили кусочки кости, двадцатилетий подпоручик поспешил вслед за действующей армией за границу, где его назначили адъютантом главнокомандующего графа Внтгенштейна. Вновь и вновь он отличается в сражениях, и его боевые подвит отмечаются пятью орденами. Но не золотые генеральские эполеты, не будущая карьера занимали молодого офицера. Он принадлежал к той славной дружине верных сынов отечества, чьи патриотические чувства пробудила всенародная война против нашествия Наполеона.
«Мы — дети 1812 года», — с полным правом говорили о себе декабристы. Военная страда сблизила лучших из офицеров с солдатами, заставила по-новому взглянуть на бедствия закрепощенного крестьянства. Невиданный патриотический подъем масс в годину Отечественной войны, когда «славные опасности», по выражению Н. Г. Чернышевского, «пробудили к новой жизни русскую нацию», вызвал в передовых офицерах чувство уважения к своему народу, стремление напомнить о его национальных заслугах и традициях, забытых дворянской аристократией.
«Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании», — говорил декабрист Иван Якушкин.
Освобождение России и Европы от наполеоновского ига служило доказательством в глазах декабристов способности русского народа «к самостоятельным действиям, и следовательно, и к самоуправлению». Декабристы желали видеть свободным «русский народ, первый по славе и могуществу своему».
Реальные основы и идейные источники мировоззрения декабристов не исчерпывались родной почвой. В первой четверти XIX века еще очень жива была память о событиях великой французской революции, провозгласившей освободительные идеи новой эпохи. Во время заграничных походов будущие революционеры увидели уже освобожденные от феодальных пут народы, близко познакомились с учреждениями и принципами, рожденными французской революцией.
Французская революция 1789 года, по свидетельству мемуаристов, была чуть ли не ежедневным предметом разговоров и жарких споров в среде деятелей тайного общества.
Однако большинство декабристов, в особенности члены Северного общества, напоминали таких известных деятелей 1789 года, как маркиз Лафайет и граф Мирабо. Готовые признать заслуги этих более чем умеренных революционеров, они с ужасом говорили о Робеспьере и Марате. Одобряя «Декларацию прав», составленную Лафайетом, большинство декабристов, как бы следуя этому деятелю французской революции, порицало якобинскую диктатуру. Только немногие решились бы заявить вместе с Пестелем, что Франция блаженствовала под управлением Комитета общественного спасения. Пестель видел заслугу якобинской диктатуры в том, что она твердой рукой предотвращала попытки аристократической реставрации. В то же время у Пестеля можно найти и проницательные мысли о нерешенности задач французской революции, ибо «аристократию феодализма» заменила «аристократия богатства».
Деятелей тайного общества волновали известия о революционных событиях современного им мира. В Южной Европе и в Южной Америке народы с оружием в руках взялись за дело национального освобождения. В начале 1820 года вспыхнула революция в Испании, затем последовали революции в Неаполе, Португалии, Бразилии, Сан-Доминго. Весной 1821 года восстала против турецкого гнета Греция. «Что почта, то революция», — восхищенно записывал в дневнике декабрист Николай Тургенев.
— Дух преобразования заставляет умы клокотать, — заявлял Павел Пестель.
Но если передовая молодежь думала о свободе, то правительство делало все возможное, чтобы удержать народ в рабстве, погасить искры свободы и просвещения. «Воспитанный под барабаном», как отозвался о нем поэт, Александр I стал преследовать офицеров суворовско-кутузовской школы. Тупая муштра, избиения солдат, издевательства возвращали армию к павловским порядкам.
В стране установился режим аракчеевщины. Александр I, занятый борьбой с революционным движением в Европе, поручил управление государством невежественному и жестокому крепостнику Аракчееву. Аракчеев покрыл Россию военными поселениями. Под страхом самых тяжких наказании солдаты должны были обрабатывать землю и одновременно нести военную службу.
Пытаясь предупредить распространение передовых идей, правительство занялось насаждением религиозного образования. Вводится строжайшая цензура. Из столицы высылается за вольнолюбивые стихи Пушкин. Из университетов изгоняются лучшие преподаватели. Наступает полоса самой мрачной реакции.
Аристократы в гвардейских мундирах бездумно бросаются в кутежи, швыряют деньги в заграничных вояжах. В летописях Кавалергардского полка сохранился рапорт о годичном отпуске в Испанию «дабы посмотреть тамошних красавиц».
Но светские забавы были чужды Пестелю и его друзьям.
На вечеринках они обсуждают европейскую политику, регулярно собираются на квартире профессора Германа, убежденного противника крепостничества, слушать лекции по политической экономии.
— Это странно! Очень странно! Отчего они вздумали учиться? — вскричал Александр I, узнав об этих лекциях.
Основания для подобного беспокойства были. Зимой 1816 года в Петербурге возник кружок патриотически настроенных офицеров, вознамерившихся спасти Россию от царского деспотизма и варварства крепостников. В этот «Союз спасения», преобразованный затем в более многочисленный «Союз благоденствия», вошел и Пестель. Здесь впервые он принял участие в спорах о подходящих для России формах государственного правления, о способах борьбы с самодержавием.
Источник
Романное творчество Окуджавы. «Путешествие дилетантов». «Свидание с Бонапартом»
Особое место в исторической прозе 1970 — 1990-х годов занимают романы Булата Окуджавы “Глоток свободы” (”Бедный Авросимов”, 1971), “Путешествие дилетантов” (1979), “Свидание с Бонапартом” (1983), тяготеющие к “созданию поэтической модели мира по мотивам отечественной истории”
Отечественная война 1812г. (”Свидание с Бонапартом”), николаевская реакция 1830-1850-х гг. (”Путешествие дилетантов”),
Роман «Путешествие дилетантов» — попытка писателя решить одну из главных проблем современного мира: взаимоотношения частного, отдельного человека и общества.
Вынесенная в название одного из романов тема “путешествие дилетантов” объединяет все его произведения в единое “поэтическое” повествование о судьбе человека в потоке истории.
Исторический фон повествования о романтической любви. Российское общество середины 50-х гг. XIX в. в изображении Окуджавы. Шпионство и холопство — главные опоры Российской империи. Галерея персонажей, подтверждающих авторскую мысль (от Афанасия и Свербеева до представителей высшего света).
В романе “Путешествие дилетантов” “дилетантами” предстают влюбленные, “наивные и беспечные” счастливцы, не подозревающие, что счастье непродолжительно, ибо и частная жизнь человека зависит от тоталитарного государства. В романе “Свидание с Бонапартом” Н. Опочинин, надеющийся изменить ход истории, устроив обед для Бонапарта, оказывается “дилетантом”, гибнущим от рук “профессионала” — случайного французского драгуна. И тем не менее именно дилетанты, т.е. люди, не желающие становиться винтиками общественного механизма, истинно живут в истории — любят, страдают, надеются.
Мир литературы и литераторов в романе. Авторские размышления о судьбах русских писателей, причинах их трагедии (Пушкин и Лермонтов). Стихи Окуджавы о русских поэтах. Лермонтовские традиции в романе Окуджавы. Тема Кавказа, Грузии — призрачной мечты о райском уголке свободы. Картины Н. Пиросмани. Сопоставление отрывка из главы 5 части I с «Думой» и «Героем нашего времени» Лермонтова. Проблемный вопрос: «Можно ли князя Мятлева назвать героем своего времени, „лишним человеком“?»
Сложный, порой противоречивый внутренний мир человека, невозможность однозначных оценок. «Не судить», «уметь переносить свое несчастье», «не печься о себе» — ценнейшие и редчайшие человеческие качества. Особенности формы романа и ее роль: замысел поручика Амилахвари, насыщение дневниками, письмами других персонажей — возможность максимально объективного изображения героев.
Любовь — главная тема творчества Окуджавы. Любовь и ее вариации в романе. Любовь и имитация любви (князь Мятлев и Анета Фредерикс, графиня Румянцева, Александрина). Любовь как главное испытание всех персонажей на человечность, «страшная, чудесная, неизлечимая болезнь».
37) Анализ идейно-художественных особенностей сборника Бродского «Часть речи».
Стихи, вошедшие в сборник «Часть речи», создавались Бродским с 1972 по 1976 гг., то есть в сложный для него период жизни: эмиграция в США (1972), первые годы которой спровоцировали духовный кризис, с большим трудом преодоленный поэтом. Экзистенциальный вакуум, опустошенность от разрыва с родиной, близкими, родным языком, влекущая за собой ощущение утраты смысла существования – такие настроения преобладают в сборнике. «Все то, что я писал в те времена, // Сводилось неизбежно к многоточью» – напишет Бродский в стихотворении «В озерном краю» (1972), передающем состояние невыразимой, лишающей дара речи тоски от одиночества. Эта же тема будет развиваться в стихотворении «Темза в Челси»:
Эти слова мне диктовала
не любовь, и не Муза, но потерявший скорость
звука, пытливый, бесцветный голос;
я отвечал лежа лицом к стене.
«Как ты жил в эти годы?» – «Как буква ».
«Опиши свои чувства». – «Смущала дороговизна».
«Что ты любишь на свете сильней всего?»
На церемонии вручения Нобелевской премии Иосиф Бродский высказал одну из самых заветных своих идей: «Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель». Эта мысль не просто воплощена в стихотворениях сборника, – ее фундаментальность в своей эстетической концепции поэт подчеркивает самим названием книги. «Часть речи» – это Слово, оставленное человеком на земле как самое ценное и высокое наследие: «От всего человека вам остается часть // речи. Часть речи вообще. Часть речи»
В стихотворении «1972 год» Бродский с предельной ясностью раскрывает смысл и назначение своего творчества:
Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
Психологическая природа поэзии, как и искусства в целом, позволяет проявляться и «проговариваться» самым потайным и скрытым от непосредственного наблюдения явлениям человеческой души, поэтому Бродский в стихотворении «Декабрь во Флоренции» (1976) утверждает: «Чернила честнее крови».
В стихах «Части речи» творчество бок о бок соседствует со смертью. А смерть связана с любовью. Притом эти две «смерти» различны. Мотив посмертия в «Части речи» очень устойчив: о нем говорится и в стихах о творчестве. Но одновременно речь заходит об ожидании грядущей кончины.
Так, в стихотворении «Темно-синее утро в заиндевевшей раме. » символ ужасного в жизни героя — «черная доска от которой мороз по коже». В детстве это была классная доска; теперь — гробовая, черная насквозь; апофеоз черноты — смерть. При этом герой прямо говорит, что доска «осталась черной» «и сзади тоже»28: значит, он наблюдает ее «с той стороны» последнего предела.
Ощущение неразрывной связи текстов «Части речи» порождает и то, как изображен герой. Во многих стихотворениях появляется его портрет, построенный по одному и тому же принципу: это совокупность отдельных органов, проявлений, частей одежды. Гортань, пальцы, каблук, сердце, глаза, уста, «голова с рукою», локоть, ушная раковина — все это живет и действует само по себе: так создается впечатление, что герой отчужден от себя, отличается от нормального человека.
С этой манерой сочетается особый прием «растворения» персонажа в окружающей среде. Яркий пример — «Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с. ». Природа живет слаженной жизнью, как единый организм. Весь текст насыщен страданием
Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с
плеч, подставляет их под огромную тучу. С мыса
налетают порывы резкого ветра. Голос
старается удержать слова, взвизгнув, в пределах смысла.
Низвергается дождь: перекрученные канаты
хлещут спины холмов, точно лопатки в бане.
Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады,
как соленый язык за выбитыми зубами.
Одичавшее сердце все еще бьется за два.
Каждый охотник знает, где сидят фазаны, – в лужице под лежачим.
За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,
как сказуемое за подлежащим.
Сращению «Части речи» в единое целое также способствует постоянное внимание ко Времени в этих стихах. С одной стороны, едва ли не в каждом тексте указано время года. Когда читаешь стихотворения одно за другим, кажется, что автор фиксирует хронологию того, о чем говорится в цикле. (Например, между «Темно-синее утро» и «С точки зрения воздуха. » проходит полгода: в первом случае на дворе зима, во втором — лето).
Источник