Философия исторический анализ культуры



Философия культуры

Философия культуры (культурфилософия) — это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и роли в жизни человека и общества. Человек – центр культуры. Его деятельность, в конечном счете, сводится к производству материальных и духовных ценностей. Обе сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. К культуре относится все то, что противостоит «первой» (нетронутой преобразованием) природе, как нечто возделанное и созданное человеческим трудом. Потому принято различать материальную и духовную культуру. Существует множество определений культуры, поскольку и сама она, и ее понятие исторически развиваются.

В начале ХХ в. в культурфилософии, культурной антропологии, социальной антропологии при рассмотрении культуры широко используются достижения лингвистики, этнологии, семиотики, теории информации, поскольку культура аккумулирует и передает из поколения в поколение социальный опыт и социально значимую информацию. Культура пронизывает все сферы общественной жизни. Она – способ социального бытия человека как общественного существа. И потому как социальный индивид человек – это творение культуры и в то же время он ее творец.

К материальной культуре относятся средства производства и предметы труда, вовлеченные в сферу человеческой деятельности. Она является показателем уровня практического «овладения» человеком природы. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, быт; уровень образования населения; состояние просвещения; медицинское обслуживание; искусство, религия, нравственные нормы поведения людей в обществе; владение логикой мышления и богатством языка.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Под «ценностью» подразумевают явления материальной или духовной реальности, которые значимы для людей. Они вызывают у людей чувство удовольствия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти и антипатии. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, — с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Их отношение к миру всегда носит оценочный характер. Это отношение может быть объективным, прогрессивным или субъективным, ложным, реакционным. В мировоззрении людей научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Понятие «культура» близко по своему содержанию к понятию «цивилизация». Но между ними имеются и сходство и различие.

В истории философии проблемы культуры приобретали особую остроту в эпохи социальных кризисов, крупных исторических событий, когда происходили существенные изменения в самом бытии человека и общества. К проблематике культуры обращались представители истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии. Каждая из этих дисциплин внесла свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.

Вначале представители этих областей знания под культурой понимали все созданное человеком, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает негативного. Позднее возникли взгляды на культуру, приравнявшие ее к идеально функционирующей системе и профессиональному умению.Например,М. Вебер (1864—1920 гг.) разработал метод социального познания культуры с помощью конструирования особых образов-схем исследуемых феноменов. Это позволило ему выявить типичное — «повторяющееся» — в своеобразных, индивидуальных культурно-исторических явлениях.

И. Кант определил культуру как «то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично», ибо вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Он противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры назвал цивилизацией.

Основоположник «понимающей» методологии в исследовании культуры В. Дильтей оказал огромное влияние на всю сферу культурологических исследований. Специфику познавательной методологии в «науках о культуре» он определяет как интуитивную реконструкцию целостной духовной жизни эпохи. Историю культуры Дильтей рассматривает как ряд замкнутых культурных систем, не связанных друг с другом Он считает, что истолкование феноменов культуры должно осуществляться через реконструкцию мировоззрения, которое составляет их смысловое ядро и является основой целостности культурных систем. Следовательно, история культуры, по его мнению, это история мировоззрений. Потому единственный путь постижения культуры — выявление структурной связи «жизненных единств», которая продолжает себя в уникальности духовной жизни общества и человека.

Продолжателем линии «философии жизни» в осмыслении феномена культуры былГ. Зиммель (1858-1918 гг.). По его мнению, культура неразрывно связана с глубинным дуализмом мира, где друг другу противостоят объективный мир природы и мир человеческой культуры, в котором действует «субъективный дух». «Человек не включается, безусловно, подобно зверю, в естественную мировую заданность, но от нее отделяется, противопоставляет себя ей. В середине этого дуализма пребывает «идея культуры». Понятие культуры, по Зиммелю, можно символически выразить как «путь души к себе самой». Культура существует там, где встречаются два элемента, душа индивида — и дух, обретший «предметность», то есть «некое произведение», в котором объективированы душевные силы и возможности человека, создавшего нечто.

Культура, таким образом, это сложная, утонченная, наполненная субъект-объектными отношениямиформа жизни, где происходит постоянный синтез субъективного развития и объективных духовных ценностей. При этом история культуры — это бесконечный процесс возрастания ценностного содержания жизни. Всякое творчество обогащает жизнь еще одним явлением духа, но тут-то, по Зиммелю, и скрыта трагедия культуры — возможность существования противоречия между конкретным и культурным значением одного и того же объекта.

О. Шпенглер в «Закате Европы» выступил против концепции единого всемирно-исторического прогресса. Он выделяет в мировой истории восемь культур, «достигших предельной полноты осуществления своих возможностей»: — Египетская, Вавилонская, Китайская, Индийская, античная, а также арабская культура Средневековья (он объединяет ее с византийской), мексиканская культура (майя) и культура Западной Европы (начиная с Х века). Каждая из них отличается глубиной и совершенством самовыражения своей «души», чистотой языка и форм. Отказавшись от европоцентризма, Шпенглер оставляет в качестве главного объекта своего исследования культуру Европы.

Французский философ и психолог-позитивистЛ. Леви-Брюль (1857-1939 гг.) изучал первобытную культуру и архаическое сознание с позиции социологического подхода к феномену коллективного сознания. Разрабатывая концепцию первобытного «дологического» мышления, он выдвинул гипотезу, что тип мышления человека задается коллективным сознанием, зависящим от характера социальной организации. К этому выводу он пришел на основе анализа большого этнографического материала.

В своем фундаментальном труде «Homo Ludens» («Человек играющий») нидерландский историк и теоретик культуры Й. Хейзинга (1872-1945 гг.), отказавшись от формальных схем исторического процесса и его объективации, обосновал «игровую концепцию» культуры, рассматривая игру как важнейший элемент человеческой истории. Как исследователя его больше привлекают зрелые, надломившиеся, «умирающие» культуры, чем «цветущие» или зарождающееся (когда что-то завершается, ярче проступают противоречия и познается сущность). Он рассматривает историю культуры как сменяющие друг друга культурно-исторические целостности, в которых взаимодействует множество элементов, связанных с духовной жизнью и творчеством человека. Различие их проявляется в соотношении в них «игры» и «серьезности». По его мнению, на заре человечества именно игра была формирующим элементом культуры, так как выполняла более широкую витальную функцию, чем практические виды деятельности. Она как «выражение жизненной борьбы» есть самое глубинное проявление жизни. Задолго до того, как человек накопил в себе силы изменять окружающий его мир, он создал свою «среду» в сфере игры, функция которой «старше и первозданнее всей культурной жизни».

Культурфилософские воззрения А. Швейцера (1875-1965 гг.) — Нобелевского лауреата, теолога, теоретика философии культуры — представлены в работах «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть 1», «Культура и этика. Философия культуры. Часть 2».

Главной отличительной чертой кризиса культуры он считал господство материальной жизни над духовной, общества над человеком, обезличивание и деморализацию личности. Человек попадает в современном обществе в зависимости, организующие его «бездумье», обращающие во зло его добрые намерения. Человек становится воплощением слепой воли, которая растоптала последние остатки человеколюбия, и заставляет человека обслуживать совершенные средства уничтожения людей, не разбирая воевавших и не воевавших.

Причина такого трагического состояния европейской культуры коренится, по Швейцеру, в распространении ошибочного мировоззрения, которое неверно трактовало смысл культуры, сближая ее с безличными явлениями естественной эволюции, и не уделяя должного внимания этическому моменту в культурном процессе. Он полагает, что «культура — совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида. Стремление к прогрессу. человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое утверждает мир и жизнь как нечто само по себе ценное».

Швейцер считает, что главная задача сегодня, — обосновать и сформировать оптимистическое мировоззрение. Сделать это можно, утвердив в качестве исходного принципа «благоговение перед жизнью». Это — основа для разработки норм универсальной «космической этики», способной возродить человека, восстановить его творческую активность, направленность на заботу о подлинной культуре.

Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, развитые технологии и техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию «массового общества», в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и приобрели уравнительный характер. Это обусловило появление масскультуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной индустрии. Массовая культура нацелена на информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства; но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура.

Массовая культура может быть воспринята и положительно, поскольку к ней тянутся миллионы людей. А негативный смысл этого явления заключается в том, что часто людям не предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры. Напротив, массовая культура должна поднимать широкие массы к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Источник

Культура как предмет философского анализа. Культурно-исторический подход к обществу.

Термин «культура» (от лат. cultura — «возделывание», «обрабатывание», «почитание») издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

Читайте также:  Анализ произведения ель рукавом мне тропинку завесила

В значении самостоятельного понятие культуры появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа(1632–1694 гг.), употреблявшего его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, естественному, состоянию человека.

Задача философии культуры (термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) — раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой.

Культурология — междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью типологического, компаративного (сравнительного), структурно-функционального и других методов.

Основополагающими вопросами философии культуры являются следующие: что есть культура в целом? почему и для чего она возникла? какова ее инвариантная структура? какие законы управляют ее функционированием и динамикой? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, изменения общественных отношений и трансформации человеческого сознания?

Функции философии культуры:

· осуществляет рефлексию над культурой в целом;

· эта рефлексия носит рационально-теоретический характер;

· задача философской рефлексии — выявить смысл и предназначение культуры как тотальности.

Становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в XIX в.

Исследование сущности, природы и функций культуры — традиционная философская проблема.

Концептуальные модели осмысления феномена культуры:

· натуралистическая;

· классическая;

· неклассическая;

· постмодернистская.

Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы.

Французские просветители вместо понятия культуры использовали понятие цивилизации, трактуя последнюю как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности.

Немецкие просветители связывали понятие культуры с личностным развитием человека, а понятие цивилизации применяли для характеристики социально-политической жизни общества.

Классическая модель культуры сложилась в XIX в. Человек (субъект культуры) провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры.

Культура отождествляется с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества.

Культура отдельного человека выводится из надындивидуальной культурной реальности.

В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, евроцентризма.

Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания.

Материалистическая интерпретация культуры вмарксистской философии: культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека.

В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в XX в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры.

Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания.

Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира, использование герменевтики как метода понимания фиксированных проявлений духовной культуры в ее исторических образцах.

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности.

В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры — философствование без субъекта.

Теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии XX в.:

· гуманитарный и др.

Деятельностный подход: культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации.

Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, такой подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской ее интерпретации имеет фундаментальное значение.

Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование.

Культура — это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем.

В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков.

Аксиологический (ценностный) подход трактует культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы.

Аксиологическая интерпретация культуры дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения.

Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

Феномен культуры выступает как:

· мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

· сложная, многоуровневая система ценностей;

· совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

· совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

· источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

· сфера проявления родовой сущности человека;

· форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

Культура специфически человеческая деятельность, объективированная в материальных и духовных ценностях, в степени воплощения богатства социального опыта в духовном мире индивида, а, следовательно, в мере его саморазвития как универсального существа.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой — выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации.

Духовная культура — это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире.

Социальные функции культуры:

· освоения и преобразования мира;

· коммуникативная;

· нормативная;

· функция накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания

Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь частная или ограниченная культурная цель, однако имеющая значение для общечеловеческого бытия»[16]. По сути, когда речь идет об определенной парадигме философствования, имеется в виду следующее: определенные вопросы, которые ставились на протяжении развития философии как науки, а также те области, которые связаны с поставленной задачей философии.

Другими словами, философствование – это постановка какой-то конкретной задачи и нахождение универсальной почвы философии. Движущей силой философствования является историческое размышление, рассмотрение. Так, например, Э. Гуссерль строит свою парадигму философствования на основе рассмотрения развития естественнонаучных взглядов в философии. Его модель философствования представляет собой движение вперед и возвращение назад, так называемое движение зигзагом.

С другой стороны, как бы не рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал, т. е. в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Философия культуры – это самоидентификация культуры. По Д. С. Лихачеву, культура – это духовный опыт народа. Отличительные установки, направленности, которые складываются в традиции, обычаи, определяют особенности культуры, ее своеобразие. Эти мировоззренческие установки меняются в зависимости от исторической эпохи, социально-политической ситуации, но ядро остается неизменным – некий архетип.

Философия культуры – это наука, которая оперирует не законами (как, например, математика), а абстрактными понятиями (как отмечал В. Виндельбанд). Понимание культуры с философской точки зрения не сводится лишь исключительно к предвидению будущего культуры, ее дальнейших стадий развития.

Немецкий философ Вильгельм Виндельбанд в труде «Дух и история» изложил свое понимание философии культуры. Через понятие культуры он подчеркивает связь трансцендентальной философии и философии культуры.

Если говорить о трансцендентальном идеализме, то здесь философ имеет в виду учение, согласно которому все предметы, вещи, явления реального мира, связаны, соединены между собой и, собственно говоря, порождены этой связью. Или, говоря словами В. Виндельбанда, «все предметы пронизывает трансцендентальный синтез»[17] (сверхчувственный).

Предметы, возникающие в нашем сознании, представляют собой культуру. Культура (согласно В. Виндельбанду) – это система, состоящая из нескольких элементов, а именно: этики, эстетики, науки и религии. Единство этих элементов философ видит в единстве человеческого сознания. Основой сознания является «абсолютное априори», т. е. изначально данный мировой разум.

Таким образом, «культура есть не что иное, как совокупность всего того, что человеческое сознание в силу присущей ему разумности вырабатывает из данного ему материала»[18]. Итак, основным положением трансцендентальной философии является то, что предметы, которые вытекают из нашего опыта, связаны с разумом.

Читайте также:  Методика анализа деятельности школы

Отечественный философ и социолог Павел Семенович Гуревич определяет философию культуры как философскую дисциплину, ориентированную на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Чем занимается философия культуры? Фундаментальным вопросом изучения является вопрос свободы как основы культуры. Философское осмысление свободы лучше всего рассматривать на примере классического осмысления культуры. Так, И. Кант определил свободу как «свободу начала причинно-следственных закономерностей»[19]. С одной стороны, мы должны понимать, что абстрактной свободы не существует. Человек находится в определенной зависимости, так как он не начало всего, человека кто-то уже сотворил, «начал». С другой стороны, человек не просто товарное существо, у него есть некое наличие свободы.

Согласно И. Канту, человек не может ничего начать как новую необходимость. Он выделяет два вида необходимости:

1) телеологическая необходимость (от греч. telos – «цель»). Здесь наблюдается детерминация будущего;

2) причинно-следственная закономерность (детерминация в прошлом).

Отечественный философ Вадим Михайлович Межуев видит истоки философии культуры в эпохе Возрождения, когда сложились 3 главные идеи, составившие классическую модель культуры в классической философии – гуманизм, историзм, рационализм.

В. Межуев разводит культурологию и науки о культуре как некие дисциплины, которые объективно исследуют культурные факты. Напротив, философия культуры проявляет позицию автора.

Читайте также

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Лекция 9. Модели культуры

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Лекция 11. Локальные культуры

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

Лекция 17. Культуры Востока

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

2. Методологические основания социологии культуры

2. Методологические основания социологии культуры Методологические основания социологии культуры составляют: 1) парадигма – определенная классическая научная разработка, которая воспринимается представителями данной дисциплины в качестве образца и становится

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

ЛЕКЦИЯ № 17. Философия символических форм Э. Кассирера

ЛЕКЦИЯ № 17. Философия символических форм Э. Кассирера Эрнст Кассирер (1874–1945) – немецкий еврей, философ-неокантианец. Э. Кассирер является учеником Германа Когена, представителя маркбургской школы неокантианства. Основные философские труды – «Философия символических

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует

Племенюк М.Г. (Комсомольск-на-Амуре) Трансформации аксиологической составляющей содержания образования: теоретико-методологические основания

Племенюк М.Г. (Комсомольск-на-Амуре) Трансформации аксиологической составляющей содержания образования: теоретико-методологические основания Если об определении, структуре и содержании образования в философии, культурологии, социологии, экономике, психологии и

§ 1. Философия культуры Л. А. Тихомирова в свете персоналистической мысли

§ 1. Философия культуры Л. А. Тихомирова в свете персоналистической мысли Переходя к анализу культурфилософских воззрений Л. А. Тихомирова, необходимо отметить, что его теоретическое обоснование сущности культуры было реализовано на основе персоналистического

4.4. Древнеиндийская философия. Многоликость культуры Древней Индии

4.4. Древнеиндийская философия. Многоликость культуры Древней Индии Древнеиндийское название философии – «даршана». Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического

Источник

Историко-философские традиции в анализе культур

При исследовании культуры различают культурную статику и культурную динамику. Культурная статика – это внутренне строение культуры, совокупность элементов, которые ее составляют и связей между ними.

Культурная динамика описывает те изменения, которые пре­терпевает культура во времени (исторический аспект) или при распространении в пространстве.

В первом случае, то есть с точки зрения истории, культура характеризуется процессами развития, усложнения (прогресса) и деградации, регресса. Культурное сообщество постоянно сталки­вается с новыми проблемами, от решения которых зависит его дальнейшее существование. Так, в настоящий момент Россия яв­ляется открытой страной, и в нашу жизнь в виде новостей, книг, фильмов, предметов ворвался поток информации о других куль­турах. Естественно, этому нельзя препятствовать: контакт куль­тур может принести много полезного (хотя и не все является по­лезным). Однако, в любом случае очевидно, что наша культура постепенно изменяется, трансформируется, приобретает новые черты, которых она не имела раньше, и утрачивает прежние чер­ты. Изменения в культуре могут происходить не только из-за активных культурных контактов. Например, изменение природ­ных условий существования народа может вызвать серьезные из­менения в его представлениях о мире.

Культура изменяется и при ее распространении. Когда какие-то элементы одной культуры попадают в другую, они оказывают­ся на уже "обработанной" почве. А потому культура пытается приспособить к себе эти чужеродные элементы, вписать их в свою систему ценностей и свое видение мира.

Рассмотрим в качестве примера любой художественный текст. Такой текст является порождением определенной культуры, он отражает ее особенности, ценности и подход к миру. Когда этот текст переводится на другой язык, он попадает в инородную сре­ду; носителям другой культуры не все в этом тексте понятно, а что-то они понимают иначе, чем носители той культуры, в кото­рой этот текст был создан. Естественно, перед представителями "принимающей" культуры встает задача адаптировать этот текст, сделать его понятным для себя. И сам текст обрастает новыми значениями, возникшими в результате взаимодействия двух куль­тур. Прекрасным примером такого процесса является перевод Библии на церковнославянский язык. Благодаря этому русская культура заметно обогатилась и трансформировалась. В то же время ценности, которые пришли в Россию вместе с христиан­ством, трансформировались, изменились под влиянием древних представлений восточных славян и особенностей их культуры. Русское христианство заметно отличается от европейского хрис­тианства.

Как уже указывалось, термин "культура" может использовать­ся для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская куль­тура значительно отличается от английской, немецкой, французс­кой и других культур. Каждой культуре присущи индивидуаль­ные черты, которые проявляются при культурных контактах. На­пример, такие русские слова, как "свобода", "воля", "судьба" не могут быть переведены на европейские языки точно, без искаже­ния смысла: в европейских языках нет слов, которые точно пере­давали бы все оттенки значения этих слов. Конечно, и европейцы знают, что такое свобода, но понимают они ее совершенно иначе. Если для русского человека свобода – это в первую очередь полное отсутствие ограничений (как со стороны обстоятельств, так и со стороны других людей), то для европейцев свобода – это самоогра­ничение. Не зря в Европе говорят, что свобода человека заканчи­вается там, где начинается свобода другого человека. Другими сло­вами, для европейцев важно не вторгаться в личное пространство другого человека, не нарушать его собственной свободы.

В то же время, пожалуй, в каждой культуре имеются элемен­ты, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, гадание, танцы, декоративное ис­кусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: "каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм". Другими словами, релятивизм отрицает существование культур­ных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь спе­цифичное. Следовательно, сравнительное изучение культур ока­зывается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для сравнения;

2) этноцентризм, основанный на принципе: "Моя культура – лучшая, а остальные – так себе". На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом; скорее, это формулировка, как и сам ярлык "этноцентризм", была бы умест­ной в устах их критиков. С точки зрения этноцентризма различий между культурами нет, то есть реальная действительность в оди­наковой степени доступна для представителей всех национально­стей и никак не искажается культурной картиной мира.

На самом деле ярлык "этноцентризм" более уместен приме­нительно к опасности, которую влечет за собой подобный подход, – опасности давать оценку и интерпретировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возмо­жен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете, грозит культурным милитаризмом.

Читайте также:  Коэффициент вариации для экономического анализа

Как уже указывалось, культурная статика – это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношение между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных на­родов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.

Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элемен­ты и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы. Различают шесть форм культуры:

– народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т.д. Основ­ное проявление народной культуры – фольклор; однако его отли­чительной чертой является локализованность, то есть привязан­ность к определенной территории, что не является обязательным признаком для народной культуры;

– элитарная культура – это произведения искусства, вос­приятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусст­ва. Произведения элитарной культуры создаются привилегиро­ванной частью общества либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широ­кого круга людей и потребляется только искушенной частью об­щества;

3) массовая культура – явление, возникшее в XX веке вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин "массовая
культура" часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле;

4) субкультура – культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охваты­вает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к обще­человеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т.д.;

5) доминирующая культура – культура, которую разделяет большинство членов того или иного сообщества, антоним контр­культуры;

6)контркультура – совокупность культурных норм и цен­ностей, способов коммуникации и т.д., выработанная членам ка­кого-то сообщества в противовес общепринятым номам и ценнос­тям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппо­зиционность.

К основным нематериальным элементам культуры относят:

1)ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и (или) мо­жет стремиться человек, а к чему он стремиться не может (на­пример, десять христианских заповедей);

2) нормы – правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культу­ры. Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными;

3) обычаи – установившиеся схемы (паттерны) поведения,
обязательно на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки;

4) этикет – совокупность правил поведения по отношению к
другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоев общества;

5) традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются их поколения в поколение и являются цен­ностью в рамках данной культуры;

6) язык – совокупность знаков, используемая членами обще­ства для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирую­щих систем (в художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной куль­туры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком);

7) обряд – совокупность коллективных действий, воплощаю­щих в себе определенные представления и ценности данного об­щества и вызывающих у всех носителей данной культуры анало­гичные чувства; такие чувства могут носить коллективный ха­рактер.

Культура выполняет важные функции в жизни людей и обще­ства в целом. Выделяют следующие функции культуры:

а) кумулятивная функция направлена на накопление и со­хранение опыта, полученного культурой в результате вза­имодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции по­зволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации;

б) коммуникативная функция связана с передачей сообще­ний в ходе совместной деятельности, а также предполагает передачу социального опыта как внутри поколений, так и между ними (от старших к младшим);

в) регулятивная функция культуры заключается в том, что общество создает ориентиры для человеческих действий и систему контроля за этими действиями. Культура поощря­ет людей действовать определенным образом и не совер­шать неприемлемых действий. И то, что каким-то образом поступать просто не принято, оказывается существенным ограничением для большинства людей;

г) интегрирующая функция, благодаря которой люди объединяются, обеспечивает целостность культуры, осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значе­ний, ценностей и норм, которые гарантируют стабильность социальных систем и отношений.

Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения "культурная динамика".

Культура меняется постепенно. Если принять, что культура – это сложная система, включающая в свой состав большое коли­чество разнородных элементов, то изменение культуры можно представить как постепенное изменение некоторых из этих эле­ментов. Эти элементы связаны между собой, и изменение одного из них нередко влечет изменение других.

Например, представим себе примитивное общество, в котором не известны автомобили, телефоны, самолеты и другие техниче­ские средства. Это общество в один прекрасный момент в резуль­тате контактов с европейцами узнает об их существовании. Неиз­вестно, как члены этого общества отнесутся к этим техническим средствам, однако можно предположить, что рано или поздно они все-таки примут их и станут использовать. Так в культуре по­явятся новые элементы, которых в ней раньше не было.

Однако на этом изменения не оканчиваются. Новые явления всегда должны быть поименованы, без этого о них просто невоз­можно говорить. В результате в языке появляются новые слова, которые могут быть как заимствованы из европейских языков, так и созданы на основе родного языка членов этого общества. Но и это не все. Со временем новые явления становятся знакомыми и привычными, вписываются в Жизнь общества, обрастают раз­нообразными историями и т.д. И в результате этого изменяется картина мира. Если раньше для этого примитивного общества эталоном скорости был, например, ягуар, то теперь для них эта­лоном скорости будет уже автомобиль (возможно, тот же "Ягу­ар"). А это уже существенное изменение. Естественно, с появле­нием автомобилей в арсенале членов данного общества появятся и новые умения, о которых раньше они даже не задумывались (умение водить автомобиль, умение его чинить).

1. Изменения внутри культуры описываются при помощи сле­дующих понятий: инновации, открытия и изобретения.

Инновация –это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятой данной культурой.

Открытие –разновидность инновации, акт получения каче­ственно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно.

Изобретение –разновидность инновации, создание новой ком­бинации уже известных фактов или элементов.

Инновация, открытие и изобретение – это явления, в наи­большей степени характерные для европейской культуры: имен­но она поставила техническое развитие во главу угла. Конечно, это не означает, что в других культурах никто ничего не изобре­тает и сама культура не рождает ничего нового. Например, в Ки­тае изобрели порох и бумагу – материалы, без которых трудно представить себе жизнь европейского человека. Однако в евро­пейской культуре стремление к изменениям и развитию выража­ется наиболее сильно – гораздо сильнее, чем в других культурах.

Основное понятие, которое описывает изменения культу­ры, причина которых находится за ее пределами, то есть в дру­гой культуре, – это диффузия. Диффузия –проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный "обмен" куль­турными чертами. Диффузия всегда происходит в условиях куль­турного контакта и, следовательно, всегда предполагает наличие контакта; культурный контакт, напротив, не всегда предполага­ет диффузию, так как не всегда приводит к ней и может завершаться без каких-либо последствий.

Например, какое-нибудь африканское примитивное общество может либо принять то, что несет с собой европейская культура, либо отвергнуть это. В первом случае диффузия будет иметь мес­то, во втором – нет. Однако в обоих случаях должен состояться культурный контакт: только в условиях контакта можно совер­шать выбор между принятием и отвержением. Если культура принимает чуждые ей элементы, диффузия имеет место. При этом нужно иметь в виду, что диффузия приносит как положитель­ные, так и отрицательные результаты. Если же диффузии нет, то границы культуры укрепляются, а ее носители начинают более четко осознавать свои отличия от других культур.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные признаки культуры.

2. В чем состоит различие между духовной и материальной культурой? Как они связаны друг с другом? Придумайте примеры, которые иллюстрировали бы различия и связь между ними.

3. Что такое культурная статика?

4. Перечислите основные элементы культуры.

5. Что такое культурная динамика?

6. Что такое культурная диффузия? Приведите примеры из сферы поли­тики, искусства, материальной культуры и продемонстрируйте проявле­ние этого процесса в современной жизни.

Источник