Этапы и процедуры системного анализа
Рассматривая системный анализ как методологию постановки и решения проблем, Ю.М. Плотинский выделяет 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему.
Предложенный перечень этапов является приблизительным. Отдельные этапы можно опускать, — другие добавлять, но общая направленность анализа остается.
При проведении системного анализа И. Пригожин и И. Стенгерс не рекомендуют слишком доверять аналогиям и интуиции, так как часто отклик системы на возмущение системы оказывается противоположным тому, что предсказывает наша интуиция.
Состояние обманутых ожиданий в этой ситуации хорошо отражает термин «контринтуитивный». Единственной специфической особенностью сложных систем является то, что наше знание о них ограниченно и неопределенность со временем возрастает. Отсюда следует, что дать удовлетворительный прогноз поведения сложной системы, используя только собственный опыт и интуицию, как правило, невозможно. Сложная система реагирует на внешние воздействия совсем иначе, чем ожидает наша интуиция, основанная на общении с достаточно простыми системами.
Для исследования сложных систем необходимо особое единство процедур синтеза и анализа. Существует разные подходы к их сочетанию.
С. Камионский предложил следующую последовательность процедур, которую можно применить к исследованию социальных организаций: Определить границы исследуемой системы.
а) идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения над- системы, т.е. те функции, которые следовало бы выполнить, чтобы реализовать цели системы;
б) реальную роль системы в достижении целей организации. Выявить состав системы, т.е. определить части, из которых она состоит. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между её элементами. Здесь следует отметить многоструктурность любой системы. Любая организация имеет следующие структуры: организационную, информационную, экономическую, моральнопсихологическую, социальную. Определить функции компонентов системы, их вклад в реализацию системы в целом.
В начале 70-х гг. Ю.И. Черняк предложил последовательность этапов и работ по системному анализу и его научный инструментарий, которые можно применить для анализа любой “жесткой” системы [14, 15].
С учётом современного уровня развития системных знаний можно предложить «Алгоритм системного анализа организации» и набор рекомендуемых методов для его реализации (см. табл. 1).
Алгоритм системного анализа организации
Метод сценариев Диаграмма «Проблема — причины»
Метод экспертных оценок “Делфи”
Методы экономического анализа
Метод “Дерева целей” Матричные методы Методы экономического анализа
X. ДИАГНОЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ: анализ технологических, экономических, социальных, информационных процессов;
-анализ масштабов управляемости;
-анализ соотношения централизации и децентрализации;
-анализ числа уровней, звеньев системы и связей между ними;
-анализ распределения прав, обязанностей и ответственности;
Методы экономического анализа
XI. ПОСТРОЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ:
Методы экономического анализа
XIII. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ формулирование целей подразделений, разработка стратегии, планирование, мотивация, координация, учёт, контроль, оценка результатов и др.; определение общих функций организации (планирование, маркетинг, организация, финансы, инновации, информация, социальное развитие и
Краткая характеристика каждого этапа: Вопрос о том, существует ли проблема, имеет очень большое значение, так как приложение значительных усилий к решению несуществующих проблем — это напрасные затраты людских и материальных ресурсов. Необходимо выяснить когда и почему возникла проблема, какие факторы (причины) повлияли на её появление.
Следует особо отметить, что роль методологии сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи. Научный инструментарий системного анализа приведен во втором столбце табл. 1.
Системная методология — это подход не от метода, а от задачи, требование комплексного использования целой серии методов, или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы.
Источник
Основные этапы системного анализа
Вследствие того же разнообразия задач, решаемых методами системного анализа, и широкой области их применения не существует единого перечня и последовательности этапов исследования, пригодных для всех случаев. В зависимости от класса решаемых проблем, от стадии исследования и сферы их приложения используются различные по содержанию и последовательности этапы исследований.
Но существует некоторый перечень этапов системного анализа, состав и последовательность применения которых почти не зависит от решаемой задачи. Они чаще других применяются на различных этапах системного анализа.
1 этап. Анализ проблемы: Задачи этапа: правильное и точное формулирование проблемы, анализ логической структуры и развития проблемы во времени, определение внешних связей проблемы и оценка принципиальной ее разрешимости.
2 этап. Определение системы, анализ ее структуры. Задачи этапа: выявление специфики задачи; определение позиций наблюдателя и объекта исследования; выделение элементов системы; определение границ декомпозиции системы; определение подсистем и сферы их функционирования.
Кроме того, в зависимости от типа системы, решаются задачи: определение уровня иерархии (в больших системах); определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в кибернетических системах) и т.д.
Произвол в выделении подсистем и реализуемых в них процессов обрекает системное исследование на неудачу. Если в технических системах, структура подсистем ясно просматривается, то в системах экономического управления все структурные соотношения весьма сильно скрыты за отношениями административной подчиненности.
При решении текущих задач экономического управления рутинные процедуры заслоняют цели и процессы развития. Выявление целей и процессов развития и отделение их от рутинных требуют от исследователя не только строгости логического мышления, но и умения найти необходимые контакты с работниками управления.
3 этап. Формулирование общей цели и критерия системы, где задачами являются: формулирование целей верхнего уровня; формулирование общих целей исследуемой системы, увязанных с целями системы более верхнего уровня; определение критерия системы; декомпозиция целей по подсистемам; формулирование критериев подсистем и композиция общего критерия системы из критериев подсистем; выявление потребностей в ресурсах и т.д.
В системном анализе ряд социальных, политических, этических и других факторов не поддаются количественной формализации, но они должны учитываться. Для учета этих факторов прибегают к субъективным оценкам экспертов.
4 этап. Выявление ресурсов и процессов, анализ факторов будущего развития, композиция целей. Задачи этапа: оценка существующих технологий и мощностей; оценка современного состояния ресурсов; оценка возможностей взаимодействия с другими системами в части обеспечения ресурсами; анализ ресурсов будущего; комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
Т.к. системный анализ имеет дело с перспективой развития, необходимо учесть возможные изменения в перспективе технологий, мощностей, возможные открытия и изобретения, возможную трансформацию целей и критериев.
5 этап. Отбор целей и вариантов решения, где задачами являются: анализ целей на совместимость; проверка целей на полноту и отсечение избыточных целей; планирование альтернативных вариантов достижения целей; оценка и сравнение вариантов по выбранным критериям; совмещение комплексов взаимосвязанных вариантов.
Одним из центральных моментов данного этапа является анализ целей на полноту (все ли цели учтены?) и усечение целей – отсечение малозначащих целей и целей, не имеющих средств для достижения тех, а также отбор конкретных вариантов достижения взаимосвязанного комплекса важнейших целей.
Проблемы, решаемые методами системного анализа, чаще всего возникают не на пустом месте, а в реально существующих системах. Задачей системного анализа в связи с этим является не создание новой системы или органа управления, а усовершенствование работы существующих, ориентация их на решение новой проблемы. В этих случаях возникает необходимость в диагностическом анализе элементов системы, направленном на выявление их возможностей, недостатков, переработке информации и в принятии решений с целью устранения этих недостатков и модернизации системы.
6 этап. Выбор метода решения. Первоначально рассматриваются известные методы решения задачи; если эти методы оказываются неадекватными поставленной задаче, то отыскиваются или разрабатываются новые методы решения, или пересматривается сама задача.
С точки зрениятехники решения все методы можно разделить на 3 класса:
— стандартные: методы, в основе которых лежит использование стандартных или заданных инструкциями приемов и процедур; основу этих методов составляет процедурная сторона процесса;
— аналитические: методы решения, в основе которых лежит использование математических моделей; используются для решения широкого класса структурированных проблем; однако применение этих методов затрудняется из-за невозможности формализации ряда факторов, влияющих на решение задачи; наличия неопределенностей в условиях функционирования системы; наличия многокритериальностей; наличия противоречия интересов лиц, участвующих в принятии решений;
— имитационные: методы, в основе которых лежит искусственное воспроизведение исследуемых процессов с применением диалога ЭВМ-человек; применяется в случаях, когда исследуемую задачу нельзя целиком решить одним методом; процесс решения разбивается на этапы, результаты которых анализируются и корректируются человеком, и запускаются в качестве исходного плана следующего этапа.
В зависимостиот принципов отыскания решения методы делятся на 2 класса:
— методы последовательных улучшений решений: задача решается для первоначального набора условий; проводится анализ возможности достижения оптимального решения; выбирается фактор, в наибольшей степени препятствующий развитию системы, т.е. находится проблемное, критическое место в системе, находятся пути решения данной проблемы, затем выбирается другое критическое место и т.д.; Недостаток метода заключается в том, что не учитываются взаимозависимости факторов;
— методы поиска идеала: первоначально рассматриваются предельные (идеальные) уровни по каждому фактору, обеспечивающие наилучший вариант системы вне зависимости от их реализуемости, т.е. разрабатывается идеальное решение; затем по каждому фактору устанавливается достижимый предел с учетом реальных возможностей, т.е. начинается отступление от идеального решения; процесс идет до тех пор, пока не будет найдено такое распределение усилий, при котором отступление от идеала будет минимальным или не будут израсходованы все резервы улучшения данного фактора.
Выбор метода неразрывно связан с постановкой задачи и с условиями принятия решений. При решении задач в условиях определенности могут применяться классические методы оптимизации или методы математического программирования. При решении задач в условиях риска – методы теории вероятностей и математической статистики; в условиях неопределенностей – методы теории игр.
7 этап. Построение комплексной программы развития. Задачи этапа: формулирование мероприятий, проектов и программ; определение очередностей целей и мероприятий по их достижению; разработка комплексных и плановых мероприятий по ресурсам и времени; распределение мероприятий по ответственным организациям и исполнителям.
Результаты предыдущих этапов системного анализа, полученные в рамках системных и математических понятий, нужно перевести на язык технических, социальных, экономических и т.д. категорий, в которых рассматривается исследуемая система. Затем создаются комплексные программы по реализации этих решений с распределением по времени и ответственным исполнителям.
8 этап. Принятие решения: при анализе слабоструктурированных проблем количество вариантов решения может быть неограниченным, и может оказаться, что все возможные альтернативы не могут быть рассмотрены, а оптимальное решение может оказаться недостижимым. В этих случаях выбирается несколько равноценных альтернатив, среди которых отыскивается по возможности лучшее решение и получаются квазиоптимальные решения, т.е. приходим к некоему компромиссу; такая же ситуация возникает в задачах, связанных с многокритериальностью и неопределенностями разного рода.
На этом процесс принятия решения завершается и начинается процесс их реализации, качественно отличающийся от первого тем, что в первом случае основным предметом труда является информация, во втором – материальные, энергетические и финансовые ресурсы.
Рассмотренные этапы являются наиболее распространенными и часто применяемыми этапами системного анализа. Реализация всех этапов в полном объеме чрезвычайно затруднена, поэтому на практике применяется часть этапов, последовательность их применения, глубина анализа, объем задач на каждом этапе зависят от конкретной решаемой задачи, от цели исследования и характера исследуемой проблемы.
Необходимо иметь в виду, что объекты исследования, условия их функционирования, цели и задачи системы в процессе их развития могут изменяться (и в процессе жизненного цикла системы), поэтому системный анализ является итеративным процессом, то есть, часть этапов или весь цикл анализа может циклически повторяться.
Источник
Этапы системного анализа
Обобщённо системный анализ можно разбить на следующие этапы:
- Формулировка задачи.
- Построение структуры объекта его проблематики.
- Моделирование, изучение построенной модели для дальнейшей разработки методов совершенствования системы.
Надо заметить, что различные учёные не одинаково определяют основные этапы системного анализа при их более детальной расшифровке. Например, есть такая трактовка:
- выявление конфигурации;
- выявление проблемных вопросов;
- определение цели;
- формулирование критериев;
- нахождение альтернативных методов;
- разработка и изучение модели;
- поиск оптимальных решений;
- выполнение декомпозиции;
- выполнение агрегатирования.
Другие учёные предлагают следующую формулировку очерёдности:
- определение объекта анализа;
- структурирование системы;
- определение функциональных особенностей системы управления;
- исследование информационных характеристик системы;
- определение количественных и качественных показателей системы управления;
- оценивание и оценка эффективности системы управления;
Помощь со студенческой работой на тему
Этапы системного анализа
Но очевидно, что основные этапы, перечисленные в начале статьи, всё равно прослеживаются у всех учёных.
Формулировка или постановка задачи
Формулировка или постановка задачи –это самый важный этап выполнения работ, поскольку он определяет все дальнейшие процедуры по исследованию и проектированию. В качестве первого этапа системного анализа, этот этап не совпадает полностью с математическим смыслом, который подразумевает формальное описание её сути. Хотя в дальнейшем при постановке задач для отдельных элементов системы применяется именно математический смысл формулирования задачи. Но на первом этапе системного анализа задача ставится именно в расширенном смысле. И в первую очередь необходимо определить для чего собственно проводится исследование данной системы управления, так как это определяет структуру и смысл следующих этапов. То есть надо выяснить причину решения о проведении именно этого исследования. Было ли это вызвано неудовлетворённостью, не правильной работой действующей системы или её составных частей? Чем конкретно вызвана эта неудовлетворённость, кто её обнаружил и как сформулировал? Как предполагается решать проблему, радикальными решениями, которые приведут к очень существенной реконструкции, в принципе поменяют основы существующей системы, или имеется ввиду просто улучшение её работы исходя из уже имеющихся возможностей? По какой причине реконструкция так уж необходима? Какой конечный итог желательно получить в финале? Какие причины не позволяют поменять работу системы в необходимом направлении без выполнения этих исследований? Каким образом может быть оценена эффективность внесённых изменений, если их выполнить?
Развёрнутые ответы на все возникающие вопросы могут дать специалисты рассматриваемой, а также вышестоящей системы. Они имеют долголетний опыт работы с системой где они выполняют работы и, следовательно, лучше всех знают трудности, помехи, ограничения и конечно к какой цели надо стремиться. Но с другой стороны часто получается, что сформулированные ими проблемы, выражены в весьма обобщённых, не конкретизированных выражениях, или же напротив, они ставят очень ограниченные, конкретные проблемы, которые не отражают всю глубину общих проблем. Это можно объяснить психологией человека, он почти всегда считает свои решения верными, даже если кому-то видна их ошибочность. Если решения были приняты в очень сложных ситуациях, то они далеко не всегда оптимальны. Таким образом очень часто специалисты, которые работают в исследуемой системе, при формулировании задачи не могут учесть всё разнообразие разных факторов и связей в системе и окружающей её среде. Поэтому часто случается, формулировки задач этих специалистов, уже на начальном, первом этапе системного анализа подвергаются существенным изменениям.
Постановка задачи, как мы выяснили, очень важный этап для дальнейшей работы, но при этом он фактически не может быть формализован. Успешность этапа полностью зависит от опыта и возможностей специалиста по системному анализу, того, насколько глубоко он понимает систему, которую исследует, умеет работать в контакте с участниками исследуемой системы. Наиболее эффективно формирование совместной группы, в которую входят и системный аналитик и специалисты(участники) системы.
Построение структуры объекта
Формирование структуры –это второй этап системного анализа. Сначала необходимо определить чёткие границы проблем и системы, а также вычленить в какой внешней среде они находятся. Это требует определение набора связанных с поставленной на предыдущем этапе задачей, элементов и выполнить подразделение их на два класса:
- система, которую исследуют;
- окружающую(внешнюю) среду;
Это подразделение очень сильно зависимо от сформулированной задачи. Если она меняется, то изменяются и границы как проблем, так и системы, а также окружающая среда. Бывает, что изменяется и изначальный набор элементов. Основным признаком деления разных проблем на классы, обычно бывает уровень допустимой возможности их познания. По этому критерию все проблемы можно разделить на три класса:
- С хорошей структурой.
- Без структуры.
- Со слабой структурой.
К первой группе относятся проблемы с чётко определёнными зависимостями, которые могут представляться численно или с помощью символов (количественно выраженные). Вторая группа объединяет проблемы, описанные качественными признаками и характеристиками. Они не могут быть выражены в числовой форме. И наконец к проблемам со слабой структурой (третья группа) можно отнести те из них, которые имеют в своём составе и качественные и количественные составляющие.
Моделирование
Изготовление модели, или моделирование, это третий из этапов системного анализа, который используется для исследования и анализа различных сложных систем, явлений и объектов. Модель — это примерное, упрощенное представление процесса или объекта. Собственно, исследование модели заключается в том, что имеется возможность увидеть и понять работу системы, её характеристики и различные особенности.
Источник
Основы системного анализа: качество и выбор
Звягин, Л. С. Основы системного анализа: качество и выбор / Л. С. Звягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 480-484. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11393/ (дата обращения: 07.07.2021).
Человеческое общество представляет собой систему, которая включает целый ряд социально-экономических систем, которые в свою очередь взаимодействуют друг с другом на разных уровнях управления. При многофакторном объекте анализа, многовариантности решений, решающая роль отводится системному анализу. Появление системного анализа можно рассматривать как соответствующий ответ на необходимость для развития исследований и разработок сложных систем, принятия решений в условиях неопределенности, дефицита (или профицита) информации, ограниченного времени и ресурсов.
Ключевые слова: системный анализ, качество, выбор, признаки системности, критерии качества.
Human society is a system that includes a number of socio-economic systems, which in turn interact with each other at different levels of management. Multifactor analysis of multiple solutions, the decisive role is given to the analysis system. The emergence of system analysis can be considered as an appropriate response to the need for the development of research and development of complex systems, decision making under uncertainty, deficit (or surplus) of information, limited time and resources.
Keywords: system analysis, quality, selection, signs of consistency, quality criteria.
Понятие системного анализа состоит из двух слов «система» и «анализ». Терминологический анализ должен начинаться с понятия «система» и его роль в современной жизни. Когда вы слушаете радио, читаете современную литературу, воспринимаете информацию с экрана телевизора, вы найдете фразу, содержащую слово «система»: социально-экономическая система, состояние финансовой системы, налоговой системы, система охраны окружающей среды, система ценообразования, компьютерная система, транспортная система и т. д. В результате, система не так уж и редкое явление. Мы живём:
— рядом с системой (например, транспортная система);
— в системе (например, система высшего профессионального образования, экологическая система);
— действуем по правилам системы (например, налоговой системы), которая регулируется с помощью законов, законодательных актов, к которым можно отнести Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс и др.
Жизнь современного человека неразрывно связана с взаимодействием с различными системами. Когда люди просто рождаются, входят в свою первую систему — семью, где ему отводится определенная роль, должность, обязанности и права. За свою жизнь человек сталкивается с различными формами систем воздействия: когда дело доходит до школы, ВУЗа, работы, свадьбы, выхода на пенсию, покупки или продажи собственности, и многого другого. Возникает вопрос (потому что свойства всех вышеперечисленных систем проявляются по-разному): существует ли общепризнанное определение? В настоящее время нет единого определения. Российские и зарубежные ученые думают о системе с разных точек зрения, предлагают различные возможности этой концепции. В. Н. Волкова Денисов А. А. предложили три стадии формирования определении «системы».
Первый этап — характеристика системы с точки зрения ее состава и структуры (например, определение Л. Фон Берталанфи, С. Бир, Б. З. Мильнер). Например, С. Бир определяет систему как " одно из наименований в порядке, в отличие от хаоса».
На втором этапе развития представлений о системе, определение расширена за счет включения не только компонентов и связей, но и целей (например, определение системы, предложенное Р. Л. Аконфф, С. Л. Оптнер, Е. П. Голубковым, В. Н. Спицнадель). Например, Р. Л. Акофф рассматривал систему как «множество действий (функций), связанных во времени и пространстве множеством практических задач по принятию решений и оценке результатов, т. е. задач управления».
На третьем этапе формирования концепции включают упоминание стать наблюдателем системы (например, описания анализируемого термина У. Эшби, Ю. И. Черняк, В. Н. Поповым, В. Н. Волковой, А. А. Денисовой). Термин «система» определяет как способ решения проблемы, которая «представляет собой выделенную исследователем закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов, принципов и отношений». Расширение, осложнение, углубление понятия неразрывно связаны с закономерностями: увеличением сложности, разработкой системы, расширением, проникновением различных систем друг в друга.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие всего человечества неразрывно связано с развитием систем, т. к. для развития общества необходимы законы диалектики, которые, по сути, также являются проявлением системы. В результате, мы можем рассуждать о системности как об общей тенденции развития человеческого общества в целом и о системности результатов его воздействия как производных воздействия человечества.
Выделяются следующие признаки системности:
1) подчинённость деятельности системы определённой цели включает в себя создание и развитие системы для конкретной цели (например, для создания налоговой системы бюджет пополняется за счет налогов и сборов; целью создания коммерческой организации является прибыль, и т. д.);
2) взаимосвязанность ее частей означает, что есть связи между компонентами системы;
3) структура системы или расширения компонентов системы;
4) целостность системы указывает на наличие границ между самой системой и окружающей ее средой;
5) саморазвитие системы — адекватная реакция системы на оказываемые воздействия, адаптация, приспосабливаемость к ним.
Системный анализ рассматривает поведение различных систем, поэтому, объектом анализа может быть любая система (экономическая, техническая, социальная, экологическая и т. д.), независимо от ее характера или сферы деятельности, которую можно изучать методами системного анализа. Анализ системы может быть качественной оценкой развития любой системы. Система присуща не только объектам, но и практической деятельности человека (в плане влияния на системы). Система является результатом человеческой мысли и знаний. Таким образом, процесс системного анализа соответствует признаком системности и является системой.
Результатом системного анализа является выбором многих альтернатив, которые оптимально отвечают требованиям задачи. Выбор наиболее пошагового системного анализа позволяет системе эффективно распределять и использовать ресурсы, оптимально разрабатывать и создавать условия для развития и реализации основных функций системы в будущем. Вопрос стоит в надежности выбора альтернатив, с учетом всех факторов в полноте, т. е., качество системного анализа.
Рис. 1. Качество системного анализа и его сегменты
Качество системного анализа — это информация о собственной характеристике системного анализа, которая соответствует требованиям, перечисленным в анализе. Уровни качества системного анализа имеют важное значение для развития социальных тенденций — экономической системы. Анализ системы качества может быть представлен в виде сегментов, которые имеют кумулятивный эффект на формирование концепции системы качества исследования (рис. 1.).
Рассмотрим содержание каждого из сегментов.
1) Теория — это система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного знания, которая дает полное представление о закономерностях. Критерием истины и основой теории является практика.
2) Концепция — это способ понимания, интерпретации каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, основная идея, принципы проектирования различных видов деятельности.
3) Законы. Выделяются две категории законов:
— законы природы, в том числе природы человеческого общества (они объективны, последовательны и нерушимы);
— законы, сформулированные людьми (они беспорядочны, непоследовательны и противоречивы).
Законы функционирования социально-экономических систем являются объективными законами, а законы, регулирующие функционирование социально-экономических систем — субъективными законами.
Выявление законов и закономерностей социально-экономических систем может быть осуществлено:
— исследованиями в этой области;
— переносом закономерностей, характерных для других областей знаний, на основе принципа универсальности развития сложных систем.
Что касается социально-экономических систем, закон — это " необходимая, важная и стабильная связь между элементами внутренней и внешней среды, в результате их упорядоченного изменения ".
4) Парадигма. Парадигма — концептуальная модель, схема представления проблем и их решения, методы, доминирующе в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Миронов Н. И. «Парадигма» характеризуется как «степень упрощения, которую может позволить себе эпоха. Это призма, через которую люди видят мир, мера с которой они приближаются к явлениям. «Системный анализ основан на системном парадигме, которая отражает текущий взгляд на реальность, процесс социальной самоорганизации. Основа системы парадигмы базируется на основе двух научных подходах:
— естественнонаучный, связанный с представлением об эволюции и самоорганизации живых систем и организмов;
— физико-математический, связанный с теорией сложностей, энтропией, нелинейностью, самоорганизацией, устойчивостью, переходом хаоса в порядок другого уровня.
5) Инструменты. В качестве аналитического инструмента, система использует большой арсенал накопленных способов обработки и анализа информации. Инструменты анализа системы будут варьироваться в зависимости от информации о компоновке для изучения (социально-экономической системы). В зависимости от полноты условий, характеризующих состояние системы, социально-экономические системы классифицируются в зависимости от различных параметров состояния неуверенности.
6) Предмет исследования. «Объектом системного анализа являются:
— экономические, экологические, информационные, социальные, технологические и другие системы, их инфраструктура и ресурсы для поддержки;
— управленческие, производственно-технологические, и другие мероприятия;
— процессы подготовки и принятия решений как системы правил, процедур и приемов;
— системы обработки информации и информационные технологии
7) Внешняя и внутренняя среда системы. Анализ системы влияет на качество внешней среды и внутреннего состояния системы. Внешняя среда системы — сочетание факторов различной природы (технологических, технических, социальных, экономических, экологических и т. д.), которые не являются частью системы, но оказывает влияние на ее эффективность. С учетом характера внешней среды, необходимо учитывать сложность и динамику. Внутренняя среда системы является источником ее жизненной силы. У него есть потенциал, чтобы заставить систему функционировать и выживать в определенный период времени. Но в то же время, внутренняя среда системы может привести к гибели, если его ресурсы, внутренние коммуникации не смогут создать условия, необходимые для его работы.
8) Управленческие решения. Логичным следствием системного анализа является принятие управленческих решений. В конце концов, только на основе качественного анализа, система может быть реализована и сможет решить в максимальной степени способность учета всех этих ограничений и условий (например, для оценки финансовой деятельности банка должны учитывать факторы: инфляция, расчет процентных ставок должны принимать инфляцию во внимание, в противном случае финансовая деятельность банка может быть невыгодно).
— В результате, проанализировав понятие «качество системного анализа " является сложносоставной категорией, оценка которой может быть сделана с точки зрения его укрупнения этапов: решения по управлению качеством, качество и выбор обработки информации. Важнейшими критериями формирования качества системного анализа являются:
— Система соблюдения качества процедур для системного анализа;
— Срочность (проведение системного анализа, в течение короткого периода времени);
— Экономическая эффективность (желание провести систематический анализ при самом низком уровне расходов) (рис. 2)
Качество анализа зависит от таких факторов, как качество управленческого решения, качества подготовки и обработки информации.
Рис. 2. Критерии качества системного анализа
Качество подготовки информации предполагает выполнение следующих требований:
— достоверность информации (представленная информация должна соответствовать действительности);
— полнота информации (предполагает в отсутствие частичной информации в формировании каких-либо показателей, отсутствие пропущенных данных);
— уровень обширности информации или наличия максимально возможной информации, которая собрана по предмету системного анализа;
— ценность информации (уровень её доступности для широких слоёв населения).
Качество обработки информации включает следующие критерии оценки:
1) Оптимальность учета ключевых факторов указывают на необходимость системного анализа в течение ограниченного количества ключевых факторов, которые наиболее четко отражают текущие тенденции, а не дублируют друг друга.
2) Доверие заключается в выборе ключевых факторов, в построении модели, которая определяет соответствие полученных предварительных значений истинной реакции системы.
3) Надежность, т. е. способность выбрать оптимальный метод для получения результатов от системного анализа.
4) Простота модели является необходимостью упрощения модели, построенной в определенном диапазоне.
5) Точность расчетов — это соответствие выбранных для анализа числовых значений фактически происходящим процессам.
6) Наглядность включает в себя организацию последовательного системного анализа, поэтому вывод должен быть очевидным и понятным экспертам.
Человеческое общество представляет собой систему, которая включает целый ряд социально-экономических систем, которые в свою очередь взаимодействуют друг с другом на разных уровнях управления. При многофакторном объекте анализа, многовариантности решений, решающая роль отводится системному анализу. Появление системного анализа можно рассматривать как соответствующий ответ на необходимость для развития исследований и разработок сложных систем, принятия решений в условиях неопределенности, дефицита (или профицита) информации, ограниченного времени и ресурсов. В социально-экономических системах редко предоставляется возможность поставить эксперимент и изучить поведение объекта в реальном мире. Важным этапом системного анализа является разработка модели изучаемой системы. Создание модели является вспомогательным способом, который в условиях невозможности проведения эксперимента позволяет заменить исходную систему.
1. Акимова, Т. А. Теория организация: учеб. пособие для вузов / Т. А. Акимова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Антонов, А. В. Системный анализ: учебник для вузов / А. В. Антонов. — М.: Высш. шк., 2004. — 454 с.
3. Гличев, А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Глиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
4. Миронова, Н. И. Введение в системный анализ. Авторская разработка (на правах рукописи) / Н. И. Миронова. — Челябинск, 2004. — 28 с.
5. Попов, В. Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В. Н. Попов, В. С. Касьянов, И. П. Савченко; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Попова. — М.: КНОРУС, 2007. — 304 с.
6. Моисеев, Н. Н. Математические задачи системного анализа / Н. Н. Моисеев. — М.: Наука, 1981. — 488 с.
7. Макрусев, В. В. Основы системного анализа: учебник / В. В. Макрусев. — М.: РИО РТА, 2006.
8. Аристов, О. В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / О. В. Аристов. — М.: ИНФРА. — М., 2003.
Источник
Основные этапы системного анализа
Данный этап предусматривает выбор правильного метода исследования для решения актуальной экологической проблемы. Как показывает опыт, на практике часто не учитываются существенные практические аспекты экологии, с одной стороны; а с другой – ряд представлений об экологических процессах настолько широко распространен, что их можно использовать без дополнительных обоснований. Поэтому, с одной стороны, можно взяться за решение проблемы, не поддающейся системному анализу, а с другой – выбрать проблему, которую можно более экономно решить, не используя всю мощь методов системного анализа. Такая двойственность первого этапа делает его критическим для успеха (или неудачи) всего исследования.
2. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности
Как только существование проблемы осознано, требуется упростить задачу настолько, чтобы она имела по возможности аналитическое решение, сохраняя в то же время все те элементы, которые допускают содержательную практическую интерпретацию. Это тоже критический этап, характерный для любого системного исследования, на котором успех или неудача во многом зависят от тонкого равновесия между упрощением и усложнением – равновесия, при котором сохранены все существенные связи с исходной проблемой и при этом можно получить решение, поддающееся качественному анализу и имеющее наглядную интерпретацию.
3. Установление иерархии целей и задач
После постановки задачи и ограничения степени ее сложности (как правило, разумного упрощения) можно приступать к установлению целей и задач исследования. Обычно цели и задачи выстраивают в некоторую цепочку (образуют иерархию) по степени их возможности; при этом производят подразделение (декомпозицию) [44] основных задач на ряд более простых (второстепенных). Однако здесь следует иметь в виду, что задачи, важные с точки зрения получения научной информации, в ряде случаев довольно слабо влияют на вид решений, принимаемых относительно воздействия на экосистему и управления ею. Поэтому установление приоритетности тех или иных задач в иерархической цепочке – одна из центральных проблем системного анализа. Особенно это проявляется в ситуации, когда исследователь заведомо ограничен определенными формами управления и концентрирует максимум усилий на задачах, непосредственно связанных с самими экологическими процессами.
4. Выбор путей решения задач
На данном этапе можно выбрать несколько путей решения проблемы. В общем случае естественно искать наиболее общее аналитическое решение, поскольку это позволит максимально использовать результаты исследования аналогичных задач и соответствующий математический аппарат. При этом выбор семейства, в рамках которого проводится поиск аналитического решения, во многом зависит от специалиста по системному анализу. Как правило, аналитик разрабатывает несколько альтернативных решений и выбирает из них то, которое лучше подходит для исследуемой задачи.
5. Моделирование
После того как проанализированы подходящие альтернативы, приступают к важному этапу моделирования сложных динамических взаимосвязей между различными аспектами проблемы. Здесь следует отметить, что моделируемым процессам, а также механизмам обратной связи присуща внутренняя неопределенность, что значительно усложняет понимание как самой системы, так и возможностей ее управляемости.
6. Оценка возможных стратегий
Как только моделирование доведено до стадии, на которой модель можно (по крайней мере, предварительно) использовать, начинается этап оценки потенциальных стратегий, полученных из модели. В ходе оценки исследуется чувствительность результатов к допущениям, сделанным при построении модели. Если окажется, что основные допущения некорректны, возможно, придется вернуться к этапу моделирования и скорректировать модель.
Обычно это связано с исследованием модели на «чувствительность» к тем аспектам проблемы, которые были исключены из формального анализа на втором этапе, когда ставилась задача и ограничивалась степень ее сложности.
7. Внедрение результатов
Заключительный этап системного анализа представляет собой применение на практике результатов, полученных на предыдущих этапах. Если исследование проводилось по описанной выше схеме, то шаги, которые для этого необходимо предпринять, будут достаточно очевидны. В то же время как раз на последнем этапе может выявиться неполнота тех или иных стадий или необходимость их пересмотра, в результате чего придется скорректировать модель и снова пройти какие-то из уже завершенных этапов.
Источник