Дизайн-проект квартиры: как создать интерьеры и приступить к ремонту

Фото: RomanR\shutterstock

Прежде чем начать ремонт квартиры, нужно понять, какой она должна стать после ремонта. Но даже если собственник примерно представляет, что ему нужно, то визуализировать все детали отделки и интерьера, понять, как это будет выглядеть в реальности, а тем более создать техническое задание и план работ — задача очень сложная. Для этого нужен дизайн-проект квартиры.

Сейчас дизайнеры оказывают широкий спектр услуг, включающий создание концепции проекта, а также полный контроль строительного процесса — от закупки материалов до приемки выполненных работ. Рассказываем, что такое дизайн-проект квартиры, как его создают, что он включает в себя, его плюсы и стоимость создания такого проекта.

Что такое дизайн-проект квартиры

Дизайн-проект квартиры — это комплексный пакет документов с различными вариантами планировки жилых помещений, схемами, 3D-визуализацией или иллюстрациями и т. д.

В такой документации заказчик хочет воплотить все пожелания по оформлению интерьеров жилья и даже меблировки квартиры. Задача дизайнеров — реализовать их. Проще говоря, дизайн-проект — это инструкция для строителей и заказчика.

В зависимости от сложности проектных решений объем и виды проектной документации могут меняться. Задача автора проекта — составить документ таким образом, чтобы с его помощью можно было реализовать задуманное, поясняет управляющий партнер архитектурной студии DVEKATI Екатерина Сванидзе. В дизайн-проекте отражены все согласованные с заказчиком решения и идеи, добавляет архитектор компании Projector Екатерина Турбина.

Создать дизайн-проект квартиры — настоящий вызов. Возникает много вопросов: где хранить вещи, как и где разместить спальню, что лучше, кухня-гостиная или отдельные помещения. Новая «ковидная» реальность подразумевает еще и рабочее пространство в виде отдельного кабинета или просто рабочей плоскости. При этом необходимо решить, в каком стиле разработать проект будущей квартиры, и понять, можно ли применить выбранный стиль в конкретном пространстве.

Основная задача дизайн-проекта интерьера — обеспечить сбалансированное, качественное, чистое светлое пространство, которое будет отражать характер владельца или останется нейтральным в случае сдачи квартиры в аренду, говорит Екатерина Турбина.

Проще говоря, дизайн-проект — это инструкция для строителей и заказчика

Екатерина Турбина, дизайнер и архитектор компании Projector:

— Современное функциональное пространство и удобное планировочное решение — два главных принципа хорошего дизайна интерьера. В основе функционального дизайна запрограммирован сценарий дня. Встроенные системы хранения приводят в порядок внешнее и внутреннее пространство. Время и пространство имеют одинаковую структуру. Поэтому порядок в интерьере не отвлекает от важного в жизни, помогает сосредоточиться. Сегодня очень важно учитывать стирание границ между работой и домом. Кабинет переезжает домой, поэтому важно разграничивать рабочее и жилое пространство, тогда жилое пространство будет дополнять и помогать находиться в форме. Это возможно достичь благодаря грамотно разработанному дизайну помещения.

Что входит в дизайн-проект квартиры

Обычно дизайн-проект включает в себя визуальные решения, отражающие концепцию проекта, цветовые схемы и т. д. «Каким образом автор интерьера презентует свои задумки клиенту, это сугубо личное дело каждого профессионала — ручная подача, эскизы карандашом и маркерами или выполненные на планшете, 3D-визуализации, коллажи. Задача дизайнера — донести свою идею. Мы используем смешение техник и компьютерных программ — 3D, 2D, коллажи», — говорит Екатерина Сванидзе.

Есть база чертежей, без которых не обойтись. Мастер-план комплект документов включает:

  • планировочное решение, концептуальные эскизы комнат в цвете. На них подробно указываются размеры мебели и оборудования;
  • чертежи с замерами помещения и детализацией узлов инженерных коммуникаций, разновидности планировок;
  • планы монтажа пола, потолка, стен с масштабами и выбранными покрытиями и другими декоративными элементами, расположения мебели, размещения осветительных приборов с выключателями, розеток и слаботочных сетей;
  • схемы расположения проемов дверей, вентиляции, кондиционеров и другого необходимо оборудования;
  • развертки кухни с привязкой мебели, санузлов с оборудованием, стен ванной, укладки плитки и прочих декоративных элементов;
  • спецификации мебели, оборудования.

По сути, это не только понятная для заказчика визуализация проекта, а готовая схема, по которой уже могут работать подрядчики для ремонта и создания интерьера квартиры. «Если мы осуществляем надзор за реализацией проекта, разрабатываются более детальные чертежи необходимых узлов, в процессе строительных работ могут меняться размеры, бывает, что меняются отделочные материалы (их нет в наличии, например), тогда чертежи необходимо корректировать», — поясняет Екатерина Сванидзе.

Обычно дизайн-проект включает в себя визуальные решения, отражающие концепцию проекта, цветовые схемы и т. д.

Этапы работы по дизайн-проекту

Работа по проекту, по данным архбюро Ai-architects, делится на несколько этапов. Первый — эскизный. Он включает согласование концепции с заказчиком, выбор стилистического направления, цветовое решение, планировку помещения. На этом же этапе предусмотрена виртуальная расстановка мебели, моделируется свет. Затем проект отрисовывают, делают подробную визуализацию будущего помещения, чтобы заказчик мог представить, как идеи смотрятся вместе, как взаимодействуют цвета, гармонично ли расположена мебель.

Второй этап — составление рабочей документации. В ней подробнейшим образом описано, где и из чего возводить стены, до миллиметров указано, в каких точках делать штробы под проводку, какие материалы использовать в отделке и т. д. Рабочая документация состоит из десятков, а иногда и сотен страниц, это подробная инструкция для строителей, которые будут реализовывать проект. В идеале у них не должно остаться ни одного вопроса к дизайнеру.

Последний этап включает подбор отделочных материалов с указанием номенклатуры, фирменных названий, марок, названий магазинов. По итогам составляется и согласовывается с заказчиком смета. Весь пакет документов вместе с правами на него передается заказчику. Дальше заказчик либо сам занимается ремонтом и закупками, либо предпочтет так называемый проект под ключ — авторский надзор или полный менеджмент.

Если проект требует перепланировки, что случается почти всегда, то согласование таких работ — отдельный процесс. Задача находится в компетенции дизайнера. В современных домах и жилых комплексах решения по перепланировкам принимает управляющая компания.

Доработка проекта

Правки в макеты и подборки вносятся, как правило, после сдачи планов и до начала их реализации. Это входит в стоимость оплаченных услуг дизайнера. Затем проект отправляют прорабу, который должен оценить возможность претворить его в жизнь. Если вопросов нет, то можно приступать к ремонту. На этом этапе снова производится точный расчет стоимости ремонта. Специалист оговаривает технические нюансы с бригадиром и рассчитывает точную сумму затрат.

Контроль дизайнера

Данный этап и его цена обсуждаются отдельно. Не у всех собственников есть возможность контролировать работу бригады, сопоставляя ее с визуальным проектом. Стоимость будет зависеть от того, как часто дизайнеру придется выезжать на объект и какие правки вносить в процессе. Не путайте услугу с техническим надзором. Последний исполняется подрядными компаниями и ответственными лицами (прорабом, бригадиром) либо самим владельцем недвижимости. Его цель — выявлять ошибки и недоделки со стороны строителей по технической части.

Дизайнер контролирует соответствие реализации проекту, но не будет делать выговоры и штрафовать рабочих за плохо нанесенную штукатурку и криво прибитый плинтус. Специалист оперативно реагирует на изменения и помогает подобрать замены, если поставщик не доставляет нужные материалы, изменились финансовые возможности или размеры комнаты из-за выравнивания потолка. На услугу контроля заключается отдельный договор; вы сами решаете, нужна она вам или нет.

Плюсы формирования дизайн-проекта

Ремонт — это всегда существенные затраты, а ошибки при его выполнении могут обойтись дорого — переделывать сложно и затратно, а неудачно сделанный ремонт может расстраивать еще много лет.

Среди плюсов в разработке дизайн-проекта архитекторы выделяют несколько важных:

  • полное руководство по созданию будущего жилого пространства;
  • все зоны пространства распланированы с учетом будущих сценариев, нет неиспользуемого пространства;
  • проект дает понимание бюджета до начала строительства. В дизайн-проекте указываются все объемы материалов, а дизайнер может порекомендовать магазины или онлайн-площадки, где их можно купить;
  • возможность планировать этапы реализации проекта и заказать материалы, мебель, элементы интерьера заранее к определенному сроку;
  • все элементы проекта сочетаются и подобраны с учетом концепции и характера владельца квартиры.

Ремонт — это существенные суммы семейного бюджета, поэтому ошибки при его выполнении могут обойтись дорого — переделывает его сложно и затратно, а неудачный ремонт может расстраивать еще много лет

Сколько стоит дизайн-проект квартиры

Дизайн-проект — это инструкция, основанная, в первую очередь, на бюджете, который выделяет заказчик на реализацию. Работа без проекта влечет за собой множество рисков, как финансовых, так и временных. Стоимость проекта, зависит от квалификации, опыта и профессиональных заслуг дизайнера.

В среднем по рынку дизайн-проект квартиры стоит 2,5–3,5 тыс. руб. за 1 кв. м, говорит Екатерина Турбина. Таким образом, проект для небольшой двухкомнатной квартиры площадью 54 кв. м обойдется в 135–190 тыс. руб. По словам архитектора, в премиальном сегменте дизайнеры могут запрашивать ценники от 10 тыс. руб. за «квадрат» до бесконечности, а некоторые дизайнеры-фрилансеры готовы работать и ниже 1 тыс. руб. за 1 кв. м. Сейчас на рынке появляются и стандартные решения для квартир, когда уже разработаны примеры для типового жилья. Средний чек за такой стандартный проект обойдется в 1–1,5 тыс. руб. за «квадрат», отмечает дизайнер.

Уникальный проект стоит дороже типового, поскольку это не просто чертежи, а комплексная работа по выстраиванию многоуровневой системы объемно-планировочного решения: архитектура, колористическая схема, комплектация со списком и объемов материалов для ремонта, а также конкретно подобранной мебелью из каталогов производителей или магазинов.

Стоит отметить, что дизайн-проект обычно можно оплачивать частями по разным этапам разработки проекта. Заказчик также может сэкономить, отказавшись от каких-то этапов по проекту (например, подборки мебели, элементов декора) или от 3D-визуализаций проекта и т. д.

Читайте также:  Что такое лингво культурологический анализ

В среднем разработка проекта занимает около трех месяцев, но некоторые дизайнеры оптимизируют свои решения и могут разработать проект и за месяц

Готовые дизайн-решения предполагают, что клиент не тратит время на бесконечные поиски нужного направления, планировки, цветового решения и материалов. Компании предлагают готовые планировочные модули и цветовые схемы, за счет чего сокращаются бюджет и сроки выдачи документации.

В среднем разработка проекта занимает около трех месяцев, но некоторые дизайнеры оптимизируют свои решения и могут разработать проект и за месяц. Не стоит забывать, что у вас займет время согласование проекта и еще понадобится время на внесение в документ поправок.

«Если мы говорим про уникальный дизайн, то для проекта можно сделать 20 планировок, из которых только два варианта презентуются заказчику. Одна планировка уйдет в работу. Но это только начало. По мере проработки проекта уточняются детали и решение финализируется. Требуется время, чтобы осознать пространство, продумать все детали. При проработке концепции появляются интересные уникальные решения по зонированию пространства. Чертежи разрабатываются в самую последнюю очередь, это — техническая линейная отработка всех решений», — говорит Екатерина Турбина.

Источник

Методы проектирования в дизайне и разработка дизайн-концепций

Калмыков Дмитрий группа 596
Методы проектирования в дизайне и разработка дизайн-концепций.

Содержание
Введение
1. Методы проектирования:
1.1 Общие понятия;
1.2 Методика предпроектного анализа;
1.3 Приемы, используемые в проектной деятельности.
2. Дизайн-концепция:
2.1. Определение, сущность концепции;
2.2. Воплощение дизайн-концепции.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Суть дизайнерской деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта; с другой — это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности.
В данной работе главной задачей является выявление наиболее эффективных методов проектирования и последовательности разработки дизайн-концепции.

1. Методы проектирования в дизайне
1.1 Общие понятия
«Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи». [2,С.190]
«Метод и методика в дизайне — порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. . Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы». [2,С.190]
1.2 Методика предпроектного анализа.
В дизайне становление нового отнюдь не является событием непредсказуемым, неуправляемым, случайным. Теория и практика дизайна разработали специальную технологию проектного поиска новых решений, рационализирующую и ускоряющую этот процесс. Технология эта носит название — предпроектный анализ и имеет универсальный характер, т.к. действительна для проектных задач самого разного класса и типа.
Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.
1. Обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.
2. Проектировщик ставит себе задачу восприятия задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур.
3. Сравнение предложений, рассматривающие отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты общего решения, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а — дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д.
Все варианты задач композиционной организации средовых комплексов можно разделить на две группы: "проектирование без аналогов" — создание объектов принципиально новых, где синтезируются не встречавшиеся ранее технические, пространственные и образные параметры; "проектирование по прототипам" — внесение новых качеств в облик или техническое решение объектов и систем, уже знакомых потребителю. Речь идет о совершенствовании, модернизации зарекомендовавшего себя приема организации среды, приспособление отработанной технической или пространственной схемы к новым вкусам или обстоятельствам.
Разумеется, потребитель в обоих случаях получает некий новый вид услуг, новый товар, новое решение среды. Но характер проектных действий при этом далеко не одинаков.
1.3 Приемы, используемые в проектной деятельности.
Метод "инверсии" (перестановки слагаемых) позволяет преодолевать тупиковые ситуации в проектировании за счет изменения угла зрения на объект работы (магазин рассматривается не с позиций продавца или покупателя, а с точки зрения службы контроля, ремонтника, вора); за счет смены творческой установки (главное не прочность конструкции, а простота ее изготовления) и т.д. Свежий взгляд на предмет, подсказав не замечавшийся ранее вариант решения той же задачи, "растормозит" воображение, позволит увидеть в уже отвергнутом предложении неиспользованные резервы.
Те же задачи, но несколько иначе, решает прием "проектирование в воображаемых условиях", когда реальные обстоятельства работы объекта условно подменяются неожиданными решениями ("а если под водой") или даже фантастическими ("кухня для ангела").
Хорошо зарекомендовали себя приемы разложения проектной задачи на самостоятельные фрагментарные действия с последующим сведением отдельных результатов в единую цепочку подкрепляющих друг друга предложений. Но тут важно не допустить случайных проработок, чему помогает составление "дерева целей" — упорядоченной программы проектных мероприятий, раскладывающих их совокупность в соответствии с разумной очередностью работ, важностью для свойств конечного продукта и т.д. [3,С.158]
Другие способы направлены на привлечение к творческому процессу максимально широкого арсенала знаний и умений, накопленных человеческой проектной культурой. Таковы разные варианты эвристических аналогий (т.е. нацеленных на изобретение, открытие):
— "прямые" заимствования форм из далеких проектным задачам сфер (так сделала многие свои открытия современная бионика, "почти" копирующая в технических объектах принципы и конструкции, подсмотренные у природы);
— "субъективные", когда автор воображает себя неким условно выбранным персонажем, например Карлсоном из известной детской книжки;
— "символические" (приписывающие одному явлению необычные для него свойства — "деревянный велосипед", "жидкий огонь" и т.п.);
— "фантастические", когда придумываются явления и вещи, как бы в принципе невозможные ("хорошо бы, чтобы дорога была только там, где едет машина"). Все эти ассоциации и предположения, ломая стереотипы проектного мышления, подталкивают дизайнера к применению "чужих" приемов и принципов к его проблемам, делают "невообразимое" возможным, как это произошло с "несущими дорогу с собой" гусеничными механизмами.
Сходным действием обладают приемы, основанные на воображении:
— мысленно "склеивающее" нечто целое из не совмещающихся частей; акцентирование, выделение в целом какой-то одной черты, с последующим ее развитием до любого мыслимого предела;
— "опережающее отражение" — доведенный до крайней точки, до абсурда прогноз возможных вариантов развития объекта или ситуации. Отталкиваясь от известного, эти приемы, выпячивая его отдельные моменты, преобразуют привычное в новое, нужное автору.
— метод "интерпретации", толкующий задачу, стоящую перед проектировщиком, в неожиданном для него ключе — в другом стиле, в чужой манере ("работа в маске мастера" — если бы тот же проект сделал Ле Корбюзье).
Появление порожденных этими методами нетривиальных приемов пространственной или функциональной организации средовых слагаемых всегда так или иначе отражается на композиционных особенностях объектов и систем среды. Одни — порождают неожиданные формы элементов композиции, "отстраняя", обостряя ее, другие образуют новые сочетания предметных и пространственных составляющих композиционного целого, третьи позволяют в другом ракурсе увидеть этапы и динамические особенности развития средового процесса. Но в любом случае эти находки подсказывают новые версии образного решения среды, в т.ч. — абсолютно нетрадиционные, непривычные зрителю, и потому не всегда для него приемлемые.
Реальные методики обычно содержат в себе в той или иной степени элементы всех рассмотренных типов, каждый из которых чем-то дополняет другие.
Одной из важнейших составляющих предпроектного анализа является разработка дизайн-концепции — основы композиционной структуры среды, — речь о которой пойдет в следующей главе.
2. Дизайн-концепция
2.1 Определение, сущность концепции.
Создание дизайн-концепции — самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизацию (отбор «тем» — возможных вариантов ее решения), складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы — формообразования. А формообразование на концептуальной основе выводит художественное проектирование на уровень стилеобразования в рамках данной культуры, вырабатывая подходы к сознательному использованию признаков стиля.
Чтобы подробнее разобраться в определении концепции следует рассмотреть несколько источников, в которых освещена данная тема.
В первую очередь рассмотрим данное определение с точки зрения философии. Здесь важным аспектом является мировоззрение автора.
В монографии Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна» [1,С.121] подробно рассматривается влияние мировоззрения на проектную деятельность.
Оно «оказывает решающее влияние на формирование концепции, которая представляет собой способ понимания себя как творца и профессионала, а также трактовку проектируемой вещи в ее цельности. Это фиксированная и осмысленная точка зрения, позволяющая дизайнеру выбрать и выработать ведущие конструктивные принципы и подходы. Наличие концепции как раз и предполагает задействованность в проективной деятельности рационального начала». Здесь говорится о том, что чем шире мировоззрение проектировщика, чем больше областей знания задействовано в создании интерьера, тем глубже понимание проблемы и интереснее ее решение. Кроме того, «ведущий замысел должен быть не только оформлен в проекте и готовой вещи, но и осмыслен, сформулирован. Современный дизайнер работает, следовательно, не только с предметом, но и со словом».
Для успешного проектирования недостаточно только «интуитивного озарения», важно также подойти к проекту с рациональной точки зрения, вычленить главную мысль, существенные взаимосвязи и закономерности.
Кроме того, не стоит забывать, что излишняя перегруженность смыслами может навредить проекту, идея останется не прочитана и не понята потребителями.
Предложенная в Википедии [4] формулировка «концепции» также делает ссылку на важность широкого видения. Здесь концепция — «определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения». К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т. д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел.
Концепцию прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира.
В иллюстрированном словаре-справочнике по дизайну [2,С.29-30] понятие «концепция» рассматривается как «основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект».
Дизайн-концепция — целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики.
Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: "перетекающее пространство" в жилом доме, "сцена вокруг зала" в театре без антрактов, "город в городе" для гигантского супермаркета, "коммуникации — на фасад" в здании центра Помпиду в Париже и т.д.
1.2. Воплощение дизайн-концепции.
Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенным временем прототипов, допускают разные варианты их решения — как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков. Поэтому дизайн-концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы. Часто — в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн-форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды.
Еще большую роль играет дизайн-концепция в объектах сверхкрупных, особенно средовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М.В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, — как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т.е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединенных высшей целью — постижением системы знаний миррового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов ее формирования. Для чего необходимо:
— определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых компонентов;
— выявить возможные средства архитектурно-дизайнерского формирования того или иного архетипа среды;
— рассмотреть пути минимизации набора этих средств;
— ставить дизайн-концепции формирования с их помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.
Основная посылка концепции — несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территории столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего ее большого города, с другой,- выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений.
Вторая часть положений дизайн-концепции носит более проектный характер и говорит об желательности тех или иных свойств предстоящих дизайнерских решений. Эта часть концепции в конечном счете определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн-проектирования:
— необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и реподуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;
— скрупулезный учет местных природно-климатических условий на макро- и микроуровнях в качестве основы утилитарно-технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствует оптимальной организации главных компонентов комплекса — зон свободного общения;
— отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общепринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и декора предметно-пространственных систем.
Таким образом, положения дизайн-концепции реализуется через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования.
Иначе говоря, дизайн-концепция. не должна предполагать реальные проектные решения, хотя при ее разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих ее положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта — это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.
Таким образом, от дизайн-концепции зависит новизна и перспективность авторских предложений, особенности их дальнейшего развития и даже судьба приятия их зрителем, который будет оценивать привлекательность и практичность данного произведения средового искусства.

Читайте также:  Статистические методы анализа методика расчета

Заключение
В процессе изучения данного вопроса выяснилось, что методика дизайна заимствована из самых разнообразных источников. Ее большая часть взята из различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа) и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук (например, эргономики). Для каждого проекта автор имеет возможность выбирать из существующего множества методик проектирования наиболее подходящую для конкретной ситуации, что в дальнейшее влияет на разработку концепции и на видение проекта в целом.
Для автора реферата было важно изучить вопросы методологии проектирования в дизайне и разработки концепции с тем, чтобы эффективно использовать в своей проектной деятельности.

Источник

10 направлений дизайна с практической пользой

Для многих людей, далеких от творческих профессий, дизайнеры, художники и все прочие поэты живут в своем мире, оторванном от реальности, не делают ничего «дельного» и, чего уж греха таить, вообще паразитируют на теле общества. Но на самом деле, в отличие от поэтов и художников, дизайнеры всегда решает конкретную, осязаемую задачу. Эта статья поможет выбрать такое направление в дизайне в зависимости от того, что вам нравится.

UX/UI-дизайн

Начнем с дизайна пользовательского опыта / пользовательских интерфейсов (User eXperience / User Interface). Эти два направления часто ставят вместе, но некоторая разница между ними все-таки есть. Цель UX-дизайна — развивать взаимодействие пользователя с продуктом так, чтобы росло удовлетворение пользователя, а вместе с ним и его лояльность продукту. Формулировка очень обтекаемая, но она четко выражает суть термина. UX-дизайн применим во всех сферах жизни, в отличие от UI-дизайна, который все-таки относится к цифровым продуктам. UI-дизайн сконцентрирован на самом продукте.

Обладатель премии UX Design Awards 2019 года — бимодальное слуховое решение, управляемое с помощью смартфона

В статье Хельги Морено, посвященной разнице между UX- и UI-дизайном, есть хорошее сравнение: «Если что-нибудь выглядит здорово, но им сложно пользоваться — это признак хорошего UI и плохо UX. Если пользоваться легко, но на вид это ужасно — мы имеем дело с хорошим UX и недоработанным UI».

Кстати, сегодня мы как раз запустили новый факультет GeekUniversity — UX/UI-дизайн. Но об этом мы еще напомним — давайте продолжим рассказ о других «полезных» направлениях дизайна.

Промышленный дизайн

Пример интересного индустриального дизайна

Это дизайн любых материальных изделий — от чашек до летательных аппаратов. Основная цель промышленного дизайна — сделать производимые объекты удобнее в использовании, эстетичнее и при этом сократить расходы на их изготовление. Если вы можете посмотреть на привычную вещь, обнаружить в ней слабые места и придумать, как ее улучшить, то стоит попробовать себя в промдизайне. Особенно если вас воодушевляет мысль, что идея из вашей головы материализуется и будет приносить пользу людям.

Читайте также:  Способ проведения факторного анализа

Веб-дизайн

Когда веб-дизайнер добавляет пространства между элементами

Задача веб-дизайнера — донести информацию пользователю. Специалисту нужно продумать логическую структуру сайта или приложения и выбрать оптимальное художественное оформление. Если на сайтах вас часто возмущают визуальные недочеты и вы знаете, как сделать гармоничнее и удобнее, — попробуйте себя в этом направлении.

Графический дизайн

Примеры логотипов в зависимости от свойств, которые нужно передать

Графический дизайнер налаживает общение бизнеса с клиентами с помощью визуальных средств. Например, один и тот же текст, написанный разными шрифтами, может создать у потенциальных клиентов разное первое впечатление о бренде: представить его как премиальный или, наоборот, предлагающий доступные по цене товары. Разработка айдентики, логотипов, баннеров и упаковок — все это задачи графического дизайнера. Если вы умеете передавать смысл емкими и лаконичными решениями, доносить идеи с помощью образов, можете быстро генерировать ассоциации — стоит попробовать себя в графическом дизайне.

Гейм-дизайн

Прекрасный мир Skyrim, созданный гейм-дизайнерами

Гейм-дизайн — все, что касается формы и содержания игр: создание правил игры, персонажей, миссий, загадок, уровней. Если вы с детства увлекались фантастикой, хотите воплощать магию в жизнь, создавая мифических персонажей или целые миры, — попробуйте себя в гейм-дизайне.

Архитектурный дизайн

Традиционная архитектура в Голландии

Задача архитектора — спроектировать здания, на которые приятно смотреть и в которых удобно жить или работать. Вас вдохновляют масштабные задачи и нравится думать, что ваши творения будут приносить людям пользу десятилетиями, а то и веками? Нравится мысль, что вы будете влиять на облик городов? Интересуетесь урбанистикой и можете оценить каждую деталь архитектурного решения (например, высоту бордюра у тротуара) по практичности, а не только по внешнему виду? Можете не только изобразить здание на бумаге, но и представить его «в жизни», примерив к потребностям каждого из будущих гостей или обитателей? Если такие задачи отзываются желанием взяться за дело — смело развивайтесь в архитектурном дизайне.

Дизайн интерьеров

Когда решил сэкономить на услугах дизайнера

Дизайнер интерьеров делает так, чтобы в помещениях было приятно и комфортно находиться. Он создает в них атмосферу, которая настраивает людей на нужный лад. Если вам нравится такая миссия и вы можете гармонично вместить максимум функциональности в минимум квадратных метров — пробуйте себя здесь!

Световой дизайн

Световой дизайн фар Audi

На первый взгляд это направление может показаться излишеством. Но у светового дизайнера сложная задача и важная миссия: он должен сделать освещение приятным и обеспечить нужный психоэмоциональный эффект — например, повысить трудоспособность или, наоборот, создать расслабляющую атмосферу. А при этом еще максимально сэкономить на электроэнергии.

Вам нравится играть со светом и вы знаете, как с его помощью выгодно подать любой объект? Вы видите магию света всюду — на фотографиях, в кино, в музеях, театрах и ресторанах? Развивайте свой талант в световом дизайне.

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн — не просто садоводство, а настоящее искусство на пересечении архитектуры, ботаники и философии. Дизайнер сочетает эти три аспекта в зависимости от того, как будет использоваться территория, которую он облагораживает. Вы цените гармонию и единение с природой? Можете разглядеть в композиции сада камней послание в духе традиционного японского символизма? Вероятно, вам придется по душе ландшафтный дизайн.

Экологичный дизайн

Зеленый дизайн в Сиднее

Основная задача экологичного дизайна — восстановить контакт человека с природой. Использование натуральных материалов, экономичное потребление ресурсов, безвредность для окружающей среды — базис этого направления. Если вам хочется видеть зеленое будущее планеты, то стоит попробовать себя в экодизайне.

В GeekUniversity вы можете освоить различные виды дизайна. Есть как «общий» факультет, так и специализированные — веб-дизайн, графический дизайн, дизайн интерьера. И, как уже было сказано в начале, сегодня открылся еще и факультет UX/UI-дизайна, где за один год обучения вы освоите все навыки специалиста уровня middle и разработаете портфолио для дальнейшего трудоустройства.

Источник

Что такое этап анализа в дизайне и почему он важен в каждом проекте?

Каждый проект по дизайну мы бъём на этапы. Первым идет этап анализа. Что это за этап, когда он нужен, а когда нет? Ответы на эти вопросы в данной статье.

Что мы называем этапом анализа?

Это этап генерации идей и создания карандашных набросков.

Это первый этап по проекту. Выполняя его, мы:

1. Вникаем в задачу, специфику бизнеса заказчика. Без этого никуда. Тратим время на то, чтобы хотя бы на уровне потребителя понять бизнес заказчика.

2. Смотрим конкурентные / похожие решения. Понимаем сильные и слабые стороны. Отмечаем, что взять на вооружение.

3. Анализируем целевую аудиторию проекта, находим инсайты. «Влезаем» в шкуру ваших потребителей. Понимаем, что для них важно. Что влияет на решения. Что ими движет.

4. Формулируем ключевое рекламное сообщение (SMP) при работе над стилем / сайтом / рекламной кампанией. Поняв, что важно для потребителя, собираем в одном месте. Отвечаем на 5 вопросов:

  • Кто предлагает? (что за компания)
  • Для кого предлагает? (кто потребители)
  • Что предлагает? (основной продукт)
  • Зачем это потребителям? (истинный мотив потребителя, инсайт)
  • Почему это возможно? (что позволяет компании давать потребителям то, что им нужно)

5. Генерируем идеи по проекту на основе SMP. Понимаем как сделать дизайн, который будет понятен и приятен потребителю. Как донести через дизайн ключевое рекламное сообщение. Генерируем минимум 10 идей, выбираем лучшие.

6. Рисуем карандашные наброски будущего продукта. Выбираем лучшие концепции, отрисовываем в карандаше.

7. Подбираем примеры стилистики. Для каждой концепции подбираем подходящую стилистику. Учитываем целевую аудиторию, бюджет проекта.

8. Оформляем презентацию для согласования результатов этапа анализа. Собираем результаты работы этапа анализа в одну презентацию. Согласовываем с заказчиком.

9. Делаем более точную оценку будущих этапов (по сравнению с предварительной оценкой на этапе продажи). Предоставляем точную оценку с учетом выявленной на этапе анализа информации. Остаемся в рамках предварительной оценки, озвученной менеджером в самом начале.

Для разных видов работ существуют дополнительные составляющие этапа анализа. Для сайта это:

  • проработка пользовательских сценариев;
  • разработка структуры сайта с учетом популярных SEO-запросов;
  • описываем функционал будущих страниц.

А для видео это:

  • написание сценария;
  • отрисовка раскадровки.

Зачем нужен этап анализа?

На этапе анализа нам нужно решить две задачи:

1. Точно понять что мы получим в конечном итоге по проекту

Этап анализа в студии дизайна «Чипса» — задача этап анализа №1

На этапе анализа решается для кого разрабатывается дизайн (не важно чего — сайта, полиграфии, приложения и т.д). Как сделать, чтобы он решал задачи бизнеса и при это был приятен конечному потребителю. В каком стиле он будет выполнен. Как будет выглядеть. Что будут чувствовать / понимать люди, для которых он разрабатывается.

Этап анализа — как проектирование здания. Исправить ошибку после постройки крайне сложно и дорого. Поэтому важно учесть всё заранее.

2. Сделать точную оценку будущих этапов

Этап анализа в студии дизайна «Чипса» — задача этап анализа №2

Точная оценка проекта до этапа анализа невозможна, т. к. в процессе выполнения обязательно появятся дополнительные нюансы, влияющие на объём и стоимость работ. Стилистика иллюстраций может быть пересмотрена с учетом понимания целевой аудитории. Или мы поймём, что на сайте нужно видео о продукте вместо фотографий.

Как перед строительством здания вдруг выясняется, что на месте постройки подземные воды или другие особенности грунта.

Когда этап анализа нужен, а когда нет?

Нужен практически всегда. Не важно что за проект — проектирование и дизайн сайта, разработка фирменного стиля, отрисовка иллюстрации, создание видео.

Этап анализа не нужен, если заказчик сделал заранее всё за нас и предоставил:

  • подробное описание особенностей и нюансов бизнеса;
  • анализ конкурентных и похожих решений с выделением того, что использовать;
  • сформулированное ключевое рекламное сообщение бренда (SMP);
  • идейная концепция дизайна, которая выделяет решение среди конкурентных, привлекает внимание;
  • карандашные наброски либо другое представление будущего результата;
  • примеры стилистики будущего дизайна.

Без этапа анализа, мы выполняем только отрисовку. Как возведение здания по чужому проекту — ответственность только за качество кладки стен.

Что вы получите после проведения этапа анализа?

Вы получаете документ либо презентацию, который содержит результаты работы по этапу анализа. Это база для разработки дизайна. Компоновка блоков в дизайне будет такой, как на карандашных набросках. Выглядеть дизайн будет как на приведенных примерах. И так далее.

Это проект здания, по которому оно может быть построено любым подрядчиком.

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ

и получайте свежие статьи про внутренние процессы студии первыми!

Максим Кыштымов, руководитель студии дизайна «Чипса»

Есть вопросы по этапу анализа? Задавайте! Отвечу!
⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎⬇︎

Источник