В. К. Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Анализ глав. Научная ценность книги
1 Н.С. Гумилёв. «Капитаны » Понятие стихотворного цикла. Поэтические средства создания характеров. Понятие «литературный тип». Мастерство поэтической формы.
2 М. де Сервантеса Сааведра «Лиценциат Видриера». Способы создания характера в новелле. Литературный характер в новелле. Литературный характер чудака. Идейное звучание новеллы.
3. В. Ларичев «Тайна каменной черепахи» . Ценность чжурчженьской летописи.
4. Ж. де Мольер «Брак поневоле». Своеобразие изображения героя в классицистической драме. Персонифицированные и «заданные» характеры. Речевые характеристики персонажей.
5. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Тема неисчерпаемости возможностей человека. Понятие романа. Роман и «повесть». Средства создания характера. Пейзаж, интерьер и художественная деталь в романе. Особенности повествования. Гуманистическое звучание романа.
6. В. К. Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Анализ глав. Научная ценность книги. Критик И. Кузьмичев о повести Арсеньева.
7. В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом. Средства создания восточного колорита. Ирония в новелле. Фантастика и реальность в новелле. Идейное звучание новеллы.
8. Й.X. фон Цейдлиц. «Ночной смотр», «Воздушный корабль». Причины обращения к образу Наполеона после свержения французского императора. Русские переводчики Цейдлица.
9. Героический характер «стремянного» и патриотический смысл баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов.
10. Дж. Лондон «Мексиканец». Особенности создания образа Риверы. Характерные черты героического характера. Сопоставление и антитеза в новелле «Мексиканец». Смысл названия произведения.
11. О. Генри. «Русские соболя». Особенности композиции новеллы. Способы создания образа Малыша Брэдли. Своеобразие героического характера главного героя. Тема любви и преданности в новелле. Смысл названия произведения.
12. Роль фантастики в создании характера в новелле Р. Шекли «Запах мысли».
Особенности героизма Кливи. Юмор в новелле. Утверждение мысли о всесилии человека.
13. Г.А. Федосеев «Тропою снежных баранов» ( из повести « Смерть меня подождет» ). Художественные особенности повести.
14. Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Замысел художественного произведения. Тема, идея, художественное своеобразие
15. Русская народная баллада «Стрельцы и крестьянин». Сатирические мотивы в балладе. Фольклорные основы создания характеров.
16. Особенности создания характеров в средневековой русской литературе (на примере «Повести о Шемякином суде»).
17. Особенности создания характеров персонажей в произведении И. Новикова «О двух ворах и попе…». Комический характер. Сатира в произведении. Роль художественной детали в произведении.
18. Средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке». Романтический характер в новелле. Изобразительно-выразительные средства и художественная деталь в произведении.
19. Особенности раскрытия мира человеческой души в произведении О. Сомова «Русалка». Фантастика в новелле «Русалка» . Роль портрета. Средства создания характеров носителей зла.
20. С. Кучеренко «Этюды о пророде». («Бурундук») Роль лирических пейзажей в рассказах.
21. А.С. Пушкин. «Цыганы». Поэма как лиро-эпический жанр. Образ старого цыгана. Характер Алеко. Поэтические средства создания характеров. Пейзаж в поэме. Художественное мастерство поэта. Раскрытие в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы.
22. «Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга. Трагизм образа Дадона. Художественная деталь в сказке. Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира.
23. Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. А.С. Пушкин «Повести Белкина». Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина».
24. Своеобразие художественного мира новеллы А.С. Пушкина «Выстрел». Особенности конфликта. Характер Сильвио и способы создания его образа. Тема офицерской чести. Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.
25. Женский характер в русской литературе XIX века. А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Тема любви в новелле. Изображение помещичьего и крестьянского быта. Мастерство Пушкина в изображении национального характера в «Барышне-крестьянке». Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.
26. Образ лирического героя и его мировосприятие в стихотворениях «Думе», «Родине» М.Ю. Лермонтова (наизусть один из текстов)
27. Р. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Художественное своеобразие повести.
28. Особенности композиции повести Н.В. Гоголя «Портрет». Олицетворение зла в повести. Вопрос о назначении искусства. Характер художника в литературе. Проблема ответственности человека за судьбы мира. Повесть «Нос». Идейное и художественное своеобразие повести.
29. Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня». Образ повествователя. « Детские годы Багрова — внука». Характеристика главного персонажа. повести.
30. Н.А. Некрасов. «Школьник». Лирический характер повествователя. Образ школьника. Поэтическое мастерство автора. «Размышления у парадного подъезда». Восприятие социального контраста лирическим героем. Обличительное звучание произведения. Особенности жанра .(наизусть отрывок из «Размышления…» или полностью «Школьник»
31. И.С. Тургенев «Бежин луг». Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию. Человек и природа в новелле. Характер ребёнка в литературе. Изображение детского характера в новелле.
32. Своеобразие сказовой формы произведения Н.С. Лескова «Левша».
33. П. Комаров «Искатели». Реальность и мечта в стихотворении.
34. Сатирическое изображение персонажей в произведениях Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Объекты сатиры в сказках. Современное звучание произведений писателя. « Дикий помещик». Образ помещика в сказке.
35. Л.Н. Толстой. «После бала». Значение «рамочной» композиции новеллы. Антитеза в новелле. Роль художественных деталей в раскрытии характеров. Мастерство Л.Н. Толстого-психолога. Понятие о «диалектике души». Этическое звучание новеллы.
36. Гуманизм Ф.М. Достоевского в произведении «Мальчик у Христа на ёлке». Особенности жанра произведения. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера героя.
37. А.П. Чехов. «Хамелеон», «Каникулярные работы институтки Наденьки N ». Комический характер в новеллах. Художественные средства создания характеров. Понятие о юморе. Юмористическое и сатирическое в произведениях А.П. Чехова. « Страшная ночь», «Степь». Художественное своеобразие произведений.
38. Стихотворения Л.И. Миланич Р.Ф . и Р. Казаковой. Сходство и различия лирической поэзии и прозы.(наизусть одно из стихотворений)
39. Сатирический характер в новелле М.М. Зощенко «Аристократка».
40. Смысл названия и подзаголовка новеллы М.А. Булгакова «Красная корона». Особенности повествования.
41. Историзм и жанровое своеобразие произведения Д.Б. Кедрина «Пирамида».
42. Своеобразие раскрытия темы войны в новелле А.П. Платонова «Иван Великий». Героическое и гуманистическое в характерах героев.
43. Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении Н.А. Заболоцкого «В этой роще берёзовой…»
44. Лирическая и патриотическая позиция автора в произведении Е.И. Носова «Малая родина».
45. Мир детей и мир взрослых в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского». Гуманистическое звучание произведения.
46. Своеобразие образа лирического героя. Идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Я вас любил…». Выразительное чтение наизусть стихотворений (на выбор)
47. Анализ стихотворения К. Хетагурова «Прощай!»
48. Своеобразие образа лирического героя. Идейно-художественное своеобразие стихотворения А.С. Хомякова «России».
49. Поэтический мир стихотворений Ф.И. Тютчева. Наизусть «Опять стою я над Невой…»
50 . Лирическая героиня А.А. Ахматовой. Своеобразие образа лирического героя в стихотворении: наизусть «На шее мелких четок ряд…»
51. Поэтический мир И.А. Бунина . Анализ стихотворения «Одиночество»( наизусть)
Источник
О романе В. Арсеньева «Дерсу Узала»
Дерсу Узала – замечательнейший охотник, следопыт, гольд по национальности; он всю свою жизнь прожил в тайге. Средства к жизни он добывал ружьем и предметы своей охоты выменивал у китайцев на табак, свинец и порох. Винтовка ему досталась в наследство от отца. Он вечно жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты.
Для этого удивительного человека не существовало тайн в лесу. Он знал все, что происходило в тайге.
Однажды, когда отряд двинулся по длинному, извилистому ущелью, охотник шел впереди и внимательно смотрел под ноги. Порой он нагибался к земле и разбирал листву руками. Потом Дерсу остановился и сказал, что тропа эта не конная, а пешеходная, что несколько дней тому назад по ней прошел один человек.
В подтверждение своих слов он привел такие доказательства: на тропе нигде не видно было конских следов; по сторонам она не была очищена от ветвей; лошади пробирались с трудом и все время задевали вьюками за деревья. Повороты были так круты, что кони не могли повернуться; через ручьи следы шли по бревну, и нигде тропа не спускалась в воду; бурелом, преграждавший путь, не был прорублен, – люди шли свободно, а лошадей обводили стороной.
Все это доказывало, что тропа не была приспособлена для путешествий с вьюками.
Еще дальше показался односкатный балаган, поставленный охотниками; осмотрев его кругом, Дерсу опять подтвердил, что несколько дней назад по траве прошел китаец, и что ночевал он в этом балагане. Прибитая дождем зола, одинокое ложе из травы и брошенные старые наколенники из синей материи свидетельствовали об этом.
Владимир Арсеньев и Дерсу Узала
Жизнь Дерсу Узала была полна интереснейших приключений. Однажды он охотился за изюбрями на притоке реки Даубиха, в самых ее истоках. Здесь в горах вода промыла длинные и глубокие овраги: крутые склоны их поросли лесом. Дерсу имел при себе винтовку, охотничий нож и шесть патронов. Недалеко от бивака он увидел изюбря, выстрелил и ранил его слабо. Изюбрь упал, но скоро оправился и побежал в лес. Охотник догнал его, опять стрелял четыре раза, но все раны были неубойные, и изюбрь уходил дальше. Тогда Дерсу выстрелил в шестой и последний раз. После этого олень забился в овраг, который соединялся с другим таким же оврагом. Олень лежал в воде, и только плечо, шея, голова его были на камнях. Дерсу сел на камень и ему пришлось выкурить две трубки, прежде чем олень испустил последний вздох.
Тогда Дерсу подошел к нему, чтобы отрезать голову с рогами – пантами, которые так ценятся.
Место было неудобное, у самой воды росла толстая ольха. Дерсу пришлось опуститься на правое колено, а левым упереться в один из камней в ручье.
Но не успел он и двух раз резнуть ножом, как вдруг за шумом воды позади себя услышал шорох. Он хотел оглянуться, но в это мгновение рядом с собой увидел тигра. Зверь хотел наступить на камень, но оступился и попал лапой в воду. Охотник знал, что если он сделает хоть малейшее движение, то погибнет. Он замер на месте и притаил дыхание. Тигр покосился на него и, видя неподвижную фигуру, двинулся было дальше. Два раза он оборачивался назад и усиленно нюхал воздух, но, на счастье Дерсу, ветер был не от него, а от тигра. Не уловив запаха оленьей крови, страшный зверь полез на кручу. Камни и песок из-под его лап посыпались в ручей. Но вот он взобрался наверх. Тут он почуял запах человека. Шерсть на спине поднялась у него дыбом, он сильно заревел и стал бить себя хвостом по телу.
Если вы захотите узнать, чем кончилось это приключение, и о многих других таежных делах смелого, мужественного охотника, прочтите книгу «Дерсу Узала» В. Арсеньева.
Автор этой книги – исследователь сурового Уссурийского края – еще с детства начал увлекаться чтением книг о путешествиях и далеких странах. Мальчиком он пристрастился к рыбной ловле, а уже позднее – подростком, вместе со своим товарищем совершал небольшие путешествия сначала однодневные, а потом и более длительные по реке Тосно.
Так пробуждался интерес к географии, к путешествиям. В это время Арсеньев с увлечением читал записки таких путешественников, как Потанин, Пржевальский, Дарвин и других.
В пехотном юнкерском училище, куда поступил В. Арсеньев, он встретился с известным исследователем Средней Азии Грум-Гржимайло. И это решило судьбу Арсеньева, – он стал географом. Свое первое путешествие он совершил при переходе на Дальний Восток. А позже, в 1906 и 1907 годах, Арсеньев предпринял две большие экспедиции для исследования дикого и сурового Уссурийского края. Проводником Арсеньева в обеих экспедициях был искусный охотник Дерсу Узала. Ему Арсеньев был обязан жизнью, – гольд спас его от гибели во время свирепой пурги.
Обе эти экспедиции Арсеньев описал в своей книге «Дерсу Узала», которую он посвятил своему другу по странствованиям.
Эта книга о суровой природе далекого Уссурийского края, о жизни охотника, полной труда и опасностей, где каждый промах грозит гибелью, где люди охотятся не для развлечения, а обороняясь от зверей и добывая себе пропитание. Эта книга правдива и увлекательна.
Источник
Гибель Дерсу Узала
Дерсу Узала (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге. После смерти жены и детей от оспы он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты. Выступает главным действующим лицом в романах В. К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю».
Молодой учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев и «лесной человек» Дерсу прошли (1902—1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырёх стенах.
Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури.
Его нашли убитым близ станции Корфовская, совсем недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развел костёр у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костёр. Грабители не нашли у Дерсу ценных вещей.
По заявлению Арсеньева, Дерсу был убит 13 марта 1908 года каторжником Козловым в районе перевала Хехцир, вблизи каменного карьера.
Сейчас в поселке Корфовский, недалеко от места гибели Дерсу, в память о нём поставлена огромная гранитная глыба, и школьники посадили вокруг неё сосны.
Но история Дерсу не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а также про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды
Интернет-версия газеты "Владивлсток" ; 1871 ;; 16.12.2005
"В 1906 году ранней зимой Арсеньев привёз к нам в Хабаровск Дерсу Узала, правильнее ДЭРЧУ ОДЖАЛ".
Тайна гибели Дерсу Узала
admin, 17.08.2012
. поскольку звали его… ДЕРЧУ ОЧЖАЛ! Ведь именно так звучало имя реального гольда-проводника, который послужил прототипом для героя арсеньевских книг. А Дерсу Узала со всей его биографией — во многом лишь плод авторского воображения (в произведении Арсеньева даже год первого знакомства с ним иной, чем был в жизни, поскольку книги эти не документальное, а художественное повествование).
Ещё одно соображение касается мнимой известности Дерсу Узала (как и Дерчу Очжала). Не следует забывать, что он был одним из множества гольдов и других аборигенов, проживавших тогда в Приамурье, и лишь одним из проводников исследователя В. К. Арсеньева. «Выдающимся» охотником он тоже не был. И только когда писатель Арсеньев сделал гольда-проводника литературным героем своих книг, имя Дерсу Узала стало нарицательным. Произошло это довольно поздно, более чем через десяток лет после смерти гольда. Ведь первая книга В. К. Арсеньева под названием «По Уссурийскому краю. (Дерсу Узала). Путешествие в горную область ,,Сихотэ-Алинь“» вышла во Владивостоке в 1921 году, а вторая — там же в 1923-м.
Немного о себе. Я член Учёного совета Общества изучения Амурского края — Русского географического общества. Вопросами истории Дальнего Востока и Краеведения занимаюсь много лет.
Иван ЕГОРЧЕВ
Из журнала «ЧиП».
Задача данной статьи — выяснить причину трагической гибели ДЕРСУ УЗАЛА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология — о судьбе человека". http://www.proza.ru/2012/03/16/1446
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
Берём удвоенный код ПОЛНОГО ИМЕНИ:
5 11 28 52 72 87 111 119 120 132 137 143 160 184 204 219 243 251 252 264
Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л + Д Е Р Ч У О Ч Ж А Л
264 259 253 236 212 192 177 153 145 144 132 127 121 104 80 60 45 21 13 12
15 39 47 48 60 65 71 88 112 132 147 171 179 180 192 197 203 220 244 264
О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У + О Ч Ж А Л Д Е Р Ч У
264 249 225 217 216 204 199 193 176 152 132 117 93 85 84 72 67 61 44 20
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = ПОВРЕЖДЁН МОЗГ.
264 = 180-(повреж)ДЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 84-ВНЕЗАПНОЕ.
Проверим дешифровку таблицей:
5** 11** 25 35 41 45* 60** 72* 87** 90 104*119*123 138 151 166 175 179*180**
(повреж) Д Е Н И Е Г О Л О В Н О Г О М О З Г А +
264**259**253*239 229 223 219**204*192**177*174 160*145*141 126 113 98 89 85**
183 197*203**212*213 229 243*258 264*
В Н Е З А П Н О Е
84* 81 67** 61* 52* 51 35 21* 6
В таблице мы видим совпадение 6 столбцов: 5**\\264** 11**\\259** 87**\\192** 180**\\85** 219**\\60** 203**\\67**
Убит 13 МАРТА 1908.
Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 13 + 03 + 19 + 08 = 43 = УДАР.
Если взять код ДАТЫ ГИБЕЛИ без числа дня, то: 03 + 19 + 08 = 30 = ГИБН( ет ).
ДЕРЧУ ОЧЖАЛ = 132 = 43-УДАР + 89-УБИТЫЙ = 30-ГИБН( ет ) + 102-СМЕРТЬ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 84-ВОСЕМЬ = 260.
260 = 56-УМЕР + 204-КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОЗ( г ).
264 = 220-\ 56-УМЕР + 164-КРОВОИЗЛИЯНИЕ \ + 44- В МОЗГ.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
72 = В ГОЛОВУ
___________________________________________________
212 = ПЯТЬДЕСЯТ ВОС( емь ) = УБИТЫЙ УДАРОМ В ГОЛОВ( у )
Развенчивать такие стереотипы неблагодарное дело. Вот я верил Арсеньеву и даже гордился, что Дерсу почти земляк. Шутка, конечно.
Но отметил Ваше произведение потому, что по утверждению одного моего коллеги, на нем закончился род гольдов.
Звали его Боря Гошелу, примерно конца 30-х годов рождения. Работал водителем в 3-й автобазе Читинского производственного объединения грузового автотранспорта ( ЧПОГА), в 70-е годы. Был женат, имел одну дочь, с женой разошёлся.
Может быть, Вам эта информация пригодится?
За рассказ спасибо.
С уважением,
Спасибо, Владимир, за отзыв.
Удач Вам во всём.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Кто ты, Дерсу?
В.К.Арсеньев
Кто ты, Дерсу?
Многие люди России и зарубежья, увлекались и продолжают увлекаться книгами Владимира Клавдиевича Арсеньева. В них, наряду с описаниями удивительных приключений экспедиций по Приморью и Приамурью, написан образ проводника – гольда Дерсу Узала. Написан тепло и душевно, как пишут о человеке, имеющим высокое понятие о чести и совести, обладающим истинной первозданной любовью ко всему вселенскому творению.
Экспедиция Арсеньева
Но не все почитатели таланта писателя задумывались над тем, что среди родов гольдов, которых принято сейчас полностью отождествлять с народом Нани (Нанайцев), рода с самоназванием Узала не существовало и не существует.
Материалы переписи населения современных территорий Приморского и Приамурского краев, составленные в 1893 году и уточненные в 1906 году, дают результаты, показывающие, что в верховьях Уссури, на реках Даубихэ, Улахэ, Лефу и их притокам, откуда по книге происходил знаменитый гольд Дерсу, в то время не проживал ни один род гольдов, название которого было бы созвучно с Узала. Зато на среднем и нижнем Амуре, ситуация совершенно иная. По данным этих двух переписей, на Амуре, среди других нанайских родов, проживает род Оджал (Одзял), не образуя отдельных родовых стойбищ. Кроме свидетельств документов переписи, присутствие этого рода прослеживается и в топонимике Приамурья. Так, один из правых притоков нижнего Горина носит название Оджал, тогда как эти места считают исконно Самагирскими (рода Самар). Хребет Баджал, видимо, тоже имеет отношение к названию рода Одзял.
Все эти звуковые интерпретации, не дают правильного восприятия нанайского слова, а лишь характеризуют возможности передачи его посредством русского языка. Что же могло произойти с В.К. Арсеньевым? Мог ли он так грубо ошибиться, отлично зная этническое состояние народонаселения края?
Если мог, тогда первое предположение таково:
Речевой аппарат гольда работает при произношении звуков довольно непривычно для русского человека. Поэтому при произношении им «Одзял», и невольном восприятии его русским ухом как «Узала», могло происходить нечто следующее: звук «О» — не является явным и произноситься как промежуточный между «О» и «У», потому русский выбирает предпочтение сам; звукосочетание «ДЗ», звучит при восприятии, скорее как мягкое «З»; и наконец «Л», смягченное, произносимое с легким придыханием, воспринимается как оканчивающееся послезвучием «А». Пропишем, для наглядности, параллельно два произношения одного и того же имени: О(У)дз(з)я(а)л(ла).
Владимир Клавдиевич мог просто не распознать идентичность названия рода, произнесенное гольдом в живую, и написанием «Оджал» в документах. Тем более на р. Улахэ, документы переписи этот род не зафиксировали.
Имя Дерсу, скорее всего, происходит от слова «дэрэсу» (в некоторых наречиях «дэрэчу»), что в нанайском языке означает «наковальня». И это соответствует описаниям внешности и телосложения гольда по Арсеньеву, которые я привожу ниже.
В.К.Арсеньев и Дерсу Узала (Дерсу — русоволосый, обратите внимание на винтовку)
Если же Арсеньев не ошибся в идентификации рода Дерсу, то, что могло побудить его опустить в своих повествованиях правду?
А побудить его к этому могло второе предположение, менее всего вероятное.
Образ Дерсу Узала – является собирательным художественным образом, правда лишь отчасти. Могло ли быть у Арсеньева несколько проводников, один из которых – самый дорогой его сердцу, был выбран прототипом? Если да, то писатель мог сознательно не раскрыть его настоящие имя и фамилию.
На этом фото- другой Дерсу. Черноволосый, с другим телосложением, с другой винтовкой (а она у него всю жизнь была одна по Арсеньеву!). И главное — похоже, что он хромой!
Но если обратиться к предисловию автора к первому изданию книги, то можно найти в нем следующие строки, сводящие второе предположение на нет:
«Каждый раз, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю прошлое, передо мной встает фигура верхнеуссурийского гольда Дерсу Узала, ныне покойного. Сердце мое разрывается от тоски, как только я вспоминаю его и нашу совместную странническую жизнь».
Оставив читателя самого поразмышлять над спорными версиями, пойдем далее.
Если Дерсу все-таки имел амурские корни, как же он мог попасть с семьей в верховья Уссури?
Арсеньевские стрелки
В середине 19 века, началось активное заселение Дальнего Востока русскими переселенцами. В ходе освоения берегов Амура, чаще всего выбирались места уже обжитые нанайскими родами, как наиболее пригодные. В результате захвата переселенцами лучших рыбацких тоней, высоких яров для поселений, не затопляемых половодьями, многим родам нанайцев пришлось, мягко говоря, подвинуться. Те нанайцы, которые не выдержали этих «прелестей» цивилизации, настойчивого давления со стороны проповедников чуждой им веры, уходили с земли своих предков в те места, которых русские переселенцы еще не коснулись. Об этом не любили говорить в царской России, в СССР и сейчас не любят тоже. Так, например, на реке Улахэ в конце 19 века оказались нанайцы из рода Юкомика, ранее жившие в том месте, где сейчас находится г. Хабаровск. Здесь, в результате взаимодействия с китайскими манзами, у гольдов периодически возникали эпидемии оспы, иммунитета и лекарств от которой у них не было. Вымирали они целыми семьями и поселениями. Так погибли жена и дети Дерсу. И так же вымерли нанайцы Юкомика в Приморье. Являясь природными рыболовами, амурские гольды стояли в зависимости от осеннего хода кеты. Тогда как, переселяясь на притоки Уссури, где кеты было мало, они становились, прежде всего, охотниками – соболевщиками, собирателями женьшеня.
На таежной реке.
Арсеньев в национальном костюме удиге (в середине).
Существовали даже какие-то неясные слухи, скорее всего необоснованные, что у Дерсу Узала где-то на Амуре спрятан целый «клад» — плантация живого женьшеня, корни которого он всю жизнь собирал.
Первая встреча В.К. Арсеньева с Дерсу произошла в верховьях р. Лефу в 1902 году, во время короткой военно-разведывательной экспедиции. Во время этой встречи он описал внешность гольда, которая представляется особо интересной:
«Теперь я мог хорошо его рассмотреть. На вид ему было лет сорок пять. Это был человек невысокого роста, коренастый и, видимо, обладавший достаточной физической силой. Грудь у него была выпуклая, руки – крепкие, мускулистые, ноги немного кривые. Загорелое лицо его было типично для туземцев: выдающиеся скулы, маленький нос, глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. Небольшие русые усы окаймляли его верхнюю губу, и рыжеватая бородка украшала подбородок. Но всего замечательнее были его глаза. Темно – серые, а не карие, они смотрели спокойно и немного наивно. В них сквозили решительность, прямота характера и добродушие».
Вопрос здесь в следующем. Почему Владимир Клавдиевич решил, что русые и рыжеватые волосы, темно – серые глаза, а не карие, «типичны» для гольдов? А если типичны, то возможно в их крови говорят древние гены племени Уги, которое ведет родословную от смешения в I веке н.э. хуннского тюркского племени Хэ-Су с Динлинами – рослым, рыжеволосым племенем европеоидного типа, говоривших, по свидетельству китайцев, на языке, в «котором много птичьих звуков» (прямо как в нанайском, на русский слух).
Новый этнос, возникший в результате смешения хуннской ветви с одним из динлинских родов, переместился к берегам Амура. Хунну эту реку называли «Аикара», а китайцы «Хэй-шуй». На новом месте прежнее родовое наименование видоизменилось и приобрело форму Су-Шень. В начале нашей эры тюркоязычные сушеньцы были покорены маньчжурским племенем Илу. Илу говорили на одном из наречий тунгусо-маньчжурского языка. Они были невысокого роста (самые высокие имели рост 152 см), имели веселый нрав, общительный характер. По отзывам китайских историков, в отношении умственного развития Илу стояли выше многих своих соседей. Они исповедовали шаманизм. На берегах Амура произошло смешение сушеньцев с Илу. Новый этнос стал известен под названием Уги. Смешавшись с Су-Шень, Илу быстро утратили свой язык. В то же время Илу оставили заметные следы в языке, этническом характере и облике Уги. Прошли века. Племя Уги стало многочисленным этносом. Оно расчленились на семь больших племен, а в VII веке — на 16. С этого времени они фигурируют как племена Мо-Хэ, по названию возвысившегося племени, и создают на Дальнем Востоке королевство Бохай. Самоназвание нанайцев Нани – похоже весьма молодое, по крайней мере, казаки в XVII веке их на Амуре не встретили, а встретили Натков, Ачанов, Гольдов и т.д. А вот, сколько «лет» Гольдам, вряд ли кто точно сможет сказать. Исторические материалы Китая, свидетельствующие о племенах Мо-Хэ, скромно упоминают некое племя Гули-Гань, исторически участвовавшее в формировании нескольких этносов, например Якутов — Урряанхай, и равноправно вошедшее в состав Бохайского государства-империи. Некоторые историки, осторожно предполагают, что это Гольды.
Дерсу Узала, согласно книги, принял участие в трех экспедициях В.К. Арсеньева 1902, 1906, 1907 годах. В них он неоднократно спасал жизнь казакам, стрелкам и самому Арсеньеву в сложных и, казалось, безвыходных ситуациях.
После недолгого проживания в г. Хабаровске в доме Арсеньева, весной 1908 года Дерсу Узала отправился пешком в свою вотчину — долину реки Улахэ. Перейдя Хехцирский хребет, он был убит во время ночевки, неподалеку от станции Корфовская, в тайге, неизвестными лицами. Могила, знаменитого ныне на весь мир, представителя нанайского народа, не сохранилась в результате скорого строительства на ее месте дорожных коммуникаций.
Источник