Что такое исполнительский анализ басни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответив на вопросы, попробуйте узнать, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке.

  • Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (…….)
  • Начальные или заключительные строки произведения с нравоучительным выводом (…..)
  • Один из основоположников жанра, живший в 6 веке до н. э.
  • Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла(…..)
  • В этом жанре творили Лафонтен, Д. Бедный, Крылов, Михалков (….)

Тема урока: Анализ и особенности выразительного чтения басни

Проблема. Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого). Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа. Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

  • Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого).
  • Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
  • Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

Формирование компетенций :

  • информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
  • Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества И. А. Крылова в 1-4 классах.

Цель работы для студентов

Цель работы для преподавателя

Исследовать методику анализа и выразительного чтения басни.

— познакомить с особенностями басни как жанра литературного произведения;

— раскрыть методику работы с басней в начальной школе;

— выявить особенности построения урока чтения басни в начальных классах;

— учить составлять конспект такого урока.

Задачи работы над уроком: Задачи для студентов Задачи для преподавателя 1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова . Помочь определиться в выборе произведений 2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор. . Совместно проанализировать выбранные тексты, 3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра. проследить работу с дополнительной информацией . Помочь в выразительном чтении басен с учетом всех требований

Задачи работы над уроком:

Задачи для студентов

Задачи для преподавателя

1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова

. Помочь определиться в выборе произведений

2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.

. Совместно проанализировать выбранные тексты,

3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра.

проследить работу с дополнительной информацией

. Помочь в выразительном чтении басен

с учетом всех требований

ЭПИГРАФ УРОКА: Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся. М.А. Рыбникова

ЭПИГРАФ УРОКА:

Сам учитель, его манера речи,

его выразительное слово,

его рассказ, его чтение стихов

– все это постоянный пример

М.А. Рыбникова

Реализация проектов Оределение жанра басни по Ожегову и Далю. Особенности басни. История басни как жанра. Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

Реализация проектов

  • Оределение жанра басни по Ожегову и Далю.
  • Особенности басни.
  • История басни как жанра.
  • Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

Словарь С. И. Ожегова.

  • БАСНЯ — 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
  • 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.

Словарь Даля.

БАСНЯ — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; | ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести.

Источник



Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • Исполнительский анализ художественного произведения как подготовка к выразительному чтению

Исполнительский анализ художественного произведения как подготовка к выразительному чтению

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Исполнительский анализ художественного произведения
как подготовка к выразительному чтению

Исполнительский анализ художественного текста как инструмент обучения выразительному (творческому) чтению.
Идея опыта и цель
Идея опыта заключена в создании необходимых условий, содействующих применению исполнительского анализа текста. Это будет способствовать вдумчивому прочтению литературного произведения, его анализу, в ходе которого приходит понимание авторского замысла, приведет к высокому уровню выразительного исполнения, хорошему показателю уровня знаний учащихся, повышению их творческого потенциала.
Актуальность
Сегодняшние школьники мало читают, исчезает ( или уже исчез?) институт семейного чтения, Случайный выбор профессии и путей продолжения образования мы связываем и с низкой творческой активностью учащихся . Однако, по моему глубокому убеждению, каждый ребенок способен к творчеству, вопрос только в том, как эту способность в нем развить. Ведь современному обществу для его успешного развития нужны талантливые специалисты. К сожалению, из-за уменьшения количества часов на преподаваемый предмет мы, учителя литературы, при анализе произведения, его художественных особенностей не всегда в полной мере используем текст, прибегая к выразительному чтению, игнорируем звучащим словом, которое, в отличие от слова непроизнесенного, на мой взгляд, только одно и способно окончательно вдохнуть жизнь в произведение, т. е «оживить» его,
Поэтому одной из важных задач, которую должен ставить перед собой учитель литературы , является задача обучения выразительному чтению, ведь оно способствует развитию у современного школьника не только эмоционально-чувственной сферы, но и его регулятивных способностей, в частности, воли, кроме того, оно способствует преодолению у ученика закрепощенности, неуверенности в себе; т.е заставляет его совершать определенные усилия по преодолению в себе уже имеющихся комплексов, что, в свою очередь, способствует его социализации и ведет к успеху в дальнейшей профессиональной деятельности.

Практическая значимость и пути реализации
Предполагается, что обучение должно начинаться с первого класса и продолжаться до конца школы. Возможен вариант проведения им специального урока по выразительному чтению в начальной школе. Может реализовываться во внеурочной исследовательской и творческой деятельности, однако большую значимость он приобретает на уроках литературы.
В зависимости от ступени обучения литературе путь исполнительского анализа может быть различным. В 5-8 классах исполнительский анализ текста направлен на развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся. В старших классах – на развитие анализирующей мысли учеников.
Элементы исполнительского анализа текста могут и должны использоваться и на уроках русского языка. Система уроков русского языка по развитию речи учащихся учитывает связь с уроками литературы и внеклассного чтения. От работы по развитию речи неотделимо формирование навыков выразительного чтения.
Безусловно, он необходим и во внеурочной деятельности. Процесс работы, проводимой автором опыта над выразительным чтением с применением исполнительского анализа, усиливает творческую активность учащихся и во время проведения внеклассных занятий, в частности, при проведении декады русского языка и литературы, во время подготовки общешкольных творческих мероприятий, где требуется проявить умение выразительного чтения.

  • введение на уроках литературы и русского языка исполнительского анализа текста, способствующего пониманию, осмысленному прочтению и творческому воплощению художественного произведения в выразительном чтении;
  • вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету и создание условий для их творческой активности;
  • развитие способности эстетического восприятия произведения художественной литературы.
  • развитие потребности в чтении вслух как одной из культурно-нравственных потребностей современного человека, ведущей к формированию у него семейных ценностей.
  • оценка АУДИТ —независимая, по критериям
  • оценка МОТИВАЦИОННАЯ ( ставится за старание: «молодец, сегодня лучше, но надо еще постараться )— создает у уч-ся ситуацию успешности и пробуждает у них желание дальнейшего совершенствования навыков чтения.
  • простота и естественность;
  • передача звучащим словом мыслей автора путем проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в меру доступности ученикам данного возраста);
  • выявление своего отношения к читаемому;
  • четкое и правильное произношение;
  • передача специфики жанра и стиля произведения;
  • умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.
Читайте также:  Планирование беременности анализ гены

Признаком подлинного усвоения любого учебного предмета является умение ученика применить полученные сведения на практике. В области искусства звучащего слова мы стремимся довести ученика до умения самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Современный урок — это урок, на котором осуществляется системно-деятельностный подход к обучению, который предполагает развитие личности уч-ся на основе усвоения универсальных способов деятельности.. В основеучебной деятельности стоит самостоятельная деятельность ученика по усвоению ЗУН, в которой он сам не только изменяется, но и эти изменения осознает.
Цель, которую ставит ученик: ЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
Учебная задача: КАК?
Самоконтроль: ПРАВИЛЬНО ЛИ?
Самооценка: ХОРОШО? А МОЖНО ЛИ ЛУЧШЕ?

  • : исполнительский анализ поэмы Э. М. Болконского «Пепел не остывает» как подготовка к выразительному чтению.
  • Образовательная: научиться ставить перед собой исполнительские задачи, исходя из содержания произведения, его идейно-художественного своеобразия; продолжить работу над анализом произведения, в частности, над изобразительно-выразительными средствами.
  • Воспитательная (формирование личностных УУД) : воспитывать у уч-ся чувство патриотизма и гражданской позиции, особое внимание уделяя к проблеме исторической памяти.
  • Развивающая (развитие познавательных(интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД:
  • словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
  • выполнение самостоятельных заданий
  1. Этап актуализации знаний ( выразительное чтение отрывка из поэмы и краткая биография автора). Цель: привлечь внимание уч-ся к произведению и к личности автора; воздействовать на их эмоционально-чувственную сферу с целью вызвать отзыв в душе на события трагического военного прошлого.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: Чему я должен научиться? Насколько для меня это значимо?
  3. Первичное усвоение новых знаний с попутным повторением уже имеющихся; работа над теоретическими понятиями интонация, ударение, пауза, мелодика речи; знакомство с понятием «партитура чувств»
  4. Первичная проверка понимания: определение исполнительских задач в зависимости от определенного чувства.
  5. Первичное закрепление: Исполнительский анализ отрывка из поэмы: главы «Невеста» (индивидуальная работа).
  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция: чтение уч-ся поэмы по строфам (прием «вслед за автором») с комментариями, которые представляют из себя конкретную исполнительскую задачу для данной строфы (исходя из ее содержания).
  7. Творческое применение: выразительное чтение всей главы одним учащимся с учетом исполнительских задач, поставленных для каждой строфы (или строф, объединенных одной мыслью).
  8. Рефлексия: оценка и самооценка (Хорошо ли? Удалось ли при чтении точно передать мысли и чувства автора?
  1. Слово об авторе
  1. Биография Э. М Болконского ( краткий обзор и демонстрация слайдов о д. Б. Заречье)
  1. Работа по подготовке исполнительского анализа

—Какова его цель?
(подготовка к выразительному чтению)

—Что значит выразительно прочитать текст?
(«наполовину истолковать его» (М. А. Рыбникова)
( — раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем
— показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
—передать пафос, или основную эмоциональную тональность, присущую произведению)

—Основной принцип выразительного чтения — проникновение в эмоционально-чувственную сферу

Слайд 1
«Выразительно прочитать текст — это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать чувства… вложенные в произведение. И этим средством является интонация».
Л.А. Горбушина
—Значит, что должно быть в центре исполнительского анализа?
(Интонация как главное средство речевой выразительности )

—Сразу ли может возникнуть правильная интонация?

  1. Ударение (логическое)
  2. Пауза
  • логическая
  • психологическая («красноречивое молчание» по Станиславскому)
  1. Темп и ритм
  2. медленный
  1. Мелодика речи
Читайте также:  Русский ассоциативный словарь анализ

—Итак, к какому выводу пришли, говоря об интонации? Какова ее роль в исполнительском анализе?
ИНТОНАЦИЯ является главным средством выражения мыслей автора и его чувств)
—А какие чувства мы можем испытывать?
(предполагаемы ответы)
—Давайте обобщим сказанное.
(появляется слайд № 3 «Партитура чувств»)

  1. Исполнительский анализ поэмы
  1. Этап «Пробуждение чувств» ( какие чувства возникают при первичном чтении произведения?)
  2. Этап «Осмысление»— попытка разобраться: почему именно такие чувства возникли? Что хотел сказать автор? Какие ИВС способствуют раскрытию чувств и мыслей автора?
  3. Этап «Партитура чувств»— определяет исполнительские задачи: как мы должны прочитать, с какой интонацией.
  4. Этап «Исполнение: выразительное чтение»— результат анализа

Этап 1
—Прочитайте отрывок из поэмы и скажите, какие чувства он у вас вызывает?
(слушатели читают про себя отрывок, отвечают на вопросы)

Этап 2
—Почему именно такие чувства у вас возникли? Какие мысли выражает автор? При помощи каких ИВС ?
Этап 3
— А теперь определяем исполнительские задачи: как мы будем выражать эти чувства ? при помощи какой интонации?
(слушатели составляют «партитуру чувств»: в каждой строфе находим слова, на какие падает логическое ударение, отмечаем понижение-повышение тона, определяем, с каким чувством мы будем произносить фразы)

  1. Рефлексия
  2. Ваши впечатления от занятия?
  3. Насколько оно полезно для учащихся?

Вручение подарков-книг

Памятка
Как следует ставить логическое ударение

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
2. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
3. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
4. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.
5. При чтении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.
Примечание:
Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.: когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее».

Источник

Особенности выразительного чтения басни.

Обучение выразительному чтению басни служит своеобразной базой для выработки навыков живой разговорной интонации, умения выходить на непосредственный контакт с аудиторий.

Б а с н я – небольшое аллегорическое эпическое произведение, которое имеет поучительную направленность. Это не просто рассказ, а рассказ, который подводит к определенным выводам, обобщениям.

Свое начало басня берет в фольклоре: в притчах, сказках, развлекательных историях. Первоначально басни писались прозой, и только в 50-60гг. ХУ111в. появились рифмованные переводы Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова. И басня стала перерастать в художественное произведение. Родоначальником теории русской басни считается М. Ломоносов, который стремился придать басне нравственную направленность, а Cумароков предложил использовать басню для «перевоспитания общества».

Настоящими баснописцами стали И.А. Крылов и Л.И. Глебов, басни которых хоть и напоминали эзоповские (по содержанию), но отличались богатством изображения действительности.

В Украине Гулак-Артемовский, Гребинка, Боровиковский продолжали лучшие традиции создания басни, придав ей национальный колорит.

Во время подготовки к чтению басни исполнитель должен учитывать ее жанровое своеобразие: традиционность в использовании аллегорических образов, сюжетность, наличие конфликта и т.п. Главным признаком басни является передача обобщенного типа через конкретный аллегорический образ. Через этот образ чтец осуждает или утверждает, обличает или высмеивает определенные жизненные явления. Т. е. при чтениине следует изображать, например, Лису, Волка, Овцу, а нужно передавать характеры, воплощенные в их образах.

Читайте также:  Анализ ценностей современной организации

Существенную роль в правильном исполнении басни играет ее строение. В литературе традиционно выделяются компоненты басни: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка, мораль. Мораль может смещаться. Но во всех случаях особенностью басни является то, что у нее есть развитие действия, четкое и мотивированное, ей присущ лаконизм в передаче рассказа. Поэтому видно, что она резко делится на две части: повествующую (широкую) и дидактическую концовку.

Повествующая часть требует от исполнителя сосредоточения внимания на развитии действия, конфликта, а концовка заставляет задуматься над услышанным, сделать вывод.

Жанровые особенности басни выдвигают перед чтецом требования к ее исполнению. В последнее время все чаще употребляется термин «рассказать» басню (исследователи исходят из происхождения термина «баять» — рассказывать). При этом исполнитель занимает определенное место: он выступает то, как участник событий, то, как их свидетель. Рассказчик является своеобразным идеологическим центром, через который раскрывается весь смысл произведения. Исполнитель басни ставит перед собой задачу не только заинтересовать слушателя, а и навязать ему определенное отношение к изображаемой проблеме, истории. При исполнении чтец сразу становится на ту или иную сторону конфликтующих сторон, хотя может и не выражать определенного отношения к персонажу, но оценивает событие или поступки героев.

Мораль занимает особое место в рассказе исполнителя. Ее звучание особенное. После морали или перед нею обязательно выдерживается психологическая пауза, которая готовит слушателя к восприятию важной мысли или заставляет задуматься над сказанным. Чтец обращает внимание слушателей на мораль.

Основным моментом в работе чтеца является и с п о л н и т е л ь с

Источник

Анализ и особенности чтения басни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответив на вопросы, попробуйте узнать, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке.

  • Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (…….)
  • Начальные или заключительные строки произведения с нравоучительным выводом (…..)
  • Один из основоположников жанра, живший в 6 веке до н. э.
  • Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла(…..)
  • В этом жанре творили Лафонтен, Д. Бедный, Крылов, Михалков (….)

Тема урока: Анализ и особенности выразительного чтения басни

Проблема. Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого). Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа. Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

  • Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого).
  • Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
  • Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

Формирование компетенций :

  • информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
  • Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества И. А. Крылова в 1-4 классах.

Цель работы для студентов

Цель работы для преподавателя

Исследовать методику анализа и выразительного чтения басни.

— познакомить с особенностями басни как жанра литературного произведения;

— раскрыть методику работы с басней в начальной школе;

— выявить особенности построения урока чтения басни в начальных классах;

— учить составлять конспект такого урока.

Задачи работы над уроком: Задачи для студентов Задачи для преподавателя 1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова . Помочь определиться в выборе произведений 2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор. . Совместно проанализировать выбранные тексты, 3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра. проследить работу с дополнительной информацией . Помочь в выразительном чтении басен с учетом всех требований

Задачи работы над уроком:

Задачи для студентов

Задачи для преподавателя

1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова

. Помочь определиться в выборе произведений

2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.

. Совместно проанализировать выбранные тексты,

3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра.

проследить работу с дополнительной информацией

. Помочь в выразительном чтении басен

с учетом всех требований

ЭПИГРАФ УРОКА: Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся. М.А. Рыбникова

ЭПИГРАФ УРОКА:

Сам учитель, его манера речи,

его выразительное слово,

его рассказ, его чтение стихов

– все это постоянный пример

М.А. Рыбникова

Реализация проектов Оределение жанра басни по Ожегову и Далю. Особенности басни. История басни как жанра. Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

Реализация проектов

  • Оределение жанра басни по Ожегову и Далю.
  • Особенности басни.
  • История басни как жанра.
  • Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

Словарь С. И. Ожегова.

  • БАСНЯ — 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
  • 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.

Словарь Даля.

БАСНЯ — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; | ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести.

Источник