Эго Сетевой анализ для обнаружения поддельных новостей
Пока «поддельные новости» существовалидлиннаядоВ эпоху Интернета кажется, что сегодня сложнее, чем когда-либо, определить надежность источников новостей. Проведя некоторые исследования по этой теме, я обнаружил, чтоРаботаделается стеория графовчтобы увидеть, можем ли мы использовать машинное обучение, чтобы помочь в обнаружении источников поддельных новостей. Я очень заинтересован в силе сетей и информации, которую мы можем получить от них, поэтому я решил посмотреть, смогу ли я построить классификационную модель, которая бы находила шаблоны в эго-сетях для обнаружения поддельных новостей.
Что такое сеть эго?
Сети Эго (также известные как Личные сети в анализе социальных сетей человека) состоят из основного узла, известного какЭгои узлы, к которым эго напрямую связано, называемые Альтерс, с ребрами, показывающими связи между эго с алтарами или между алтарами Каждый альтер в сети эго может иметь свою собственную сеть эго, и все сети эго объединяются в социальную сеть. В такой сети эго могут быть людьми или объектами, такими как продукты или услуги в бизнес-контексте. На изображении ниже я представил сети эго всех проверенных пользователей Twitter с более чем 1 000 000 подписчиков. Каждый круг представляет собой проверенный пользовательский узел Twitter (размер круга, относящийся к общему количеству подписчиков), а линии или ребра, связывающие их, представляют узлы, «следующие» друг за другом (кредитЛюка Хаммеркоторый предоставил мне список краев в Твиттере. Обязательно проверь егосреднийза отличные посты по исследованию и визуализации сетевых данных). Эта визуализация графика, как и все остальные, которые вы увидите в этой статье, были созданы с использованиемGephi,
Для целей этого проекта я решил проанализировать строго проверенные сети Twitter, так как чувствовал естественную тенденцию пользователей доверять источникам, официально проверенным Twitter.
Проблема с обучающими данными: как мне решить, какие узлы представляют собой поддельные источники новостей?
Вероятно, самая большая проблема, с которой я столкнулся в начале этого проекта, заключалась в том, как определить, какие учетные записи Twitter следует классифицировать как источники поддельных новостей для моих данных обучения. Не существует универсально согласованного способа определения того, являются ли новости поддельными или нет, и если бы они были, это не было бы проблемой в первую очередь. Но я должен был начать где-то. К счастью, мне удалось найти фантастический набор данных вCREDBANKданные, которые сопровождали документ ICWSM 2015«CREDBANK: крупномасштабный корпус социальных сетей с аннотациями, связанными с достоверностью», Если у вас есть время, я настоятельно рекомендую проверить документ, но вот TLDR:
В общей сложности CREDBANK включает в себя более 60 миллионов твитов, сгруппированных в 1049 реальных событий, каждый из которых аннотирован 30Amazon Механический турокработники за доверие (вместе с обоснованием выбора аннотаций). Основным вкладом CREDBANK является уникальный набор данных, скомпилированный для систематической и всесторонней связи потоков событий в социальных сетях с оценками правдоподобности человека.
Комбинируя этот набор данных с данными сети Twitter, я смог создать свой собственный набор данных для обучения модели классификации. Данные состояли из 69 025 проверенных пользователей и всех связей между ними. Из этих пользователей 66 621 были определены как источники реальных новостей, а 2 404 — как источники поддельных новостей. Источники, которые я определила как фальшивые, были теми, у кого более 5% их твитов были оценены как недостаточно точные по оценкам авторитетности Amazon Mechanical Turk.
Сеть ЭДА
После сбора и организации данных (я использовал граф базы данныхNeo4jдля хранения сетевых данных), первым шагом было сделать первоначальный предварительный анализ сетевых данных. В своем первоначальном анализе я использовал два сетевых алгоритма, Eigenvector Centrality и PageRank. Алгоритм централизованности по собственному вектору запускался только на выборке данных, поскольку для оценки центральности в больших сетях требуется достаточно много времени.
Центральность собственного вектора — это мера влияния узла в сети. Относительные оценки присваиваются всем узлам в сети на основе концепции, согласно которой соединения с узлами с высокой оценкой вносят больший вклад в оценку рассматриваемого узла, чем равные соединения с узлами с низкой оценкой. Высокий показатель собственного вектора означает, что узел связан со многими узлами, которые сами имеют высокие оценки.
PageRank широко известен как способ обнаружения влиятельных узлов в графе. Он отличается от других алгоритмов центральности, потому что влияние узла зависит от влияния его соседей.
Источник-https://github.com/neo4j-graph-analytics/graph-algorithms-notebooks
Я использовал библиотеку PythonNetworkX-хРеализация этих алгоритмов для определения статистики приведена выше.
Как вы можете видеть, несмотря на то, что для реальных источников разброс показателей центральности собственных векторов намного больше, в целом эти числа довольно схожи как для фальшивых, так и для реальных источников. Мне придется взглянуть на некоторые другие методы, чтобы различать два типа узлов.
Кластеризация с помощью обнаружения сообщества Лувен
Метод обнаружения сообществ в Лувене — это алгоритм обнаружения сообществ в сетях. Это максимизирует показатель модульности для каждого сообщества, где модульность количественно определяет качество назначения узлов сообществам, оценивая, насколько более плотно связанные узлы в сообществе сравниваются с тем, насколько они были бы связаны в случайной сети.
Я решил запустить этот алгоритм на сетевых данных, которые я должен был увидеть, были ли поддельные источники размещены в похожих классах. На первом изображении ниже я визуализировал сетевой график с каждым узлом в цвете класса, которому он был назначен. Второе изображение содержит только поддельные источники новостей.
Кажется, что подавляющее большинство фальшивых источников новостей были помещены в фиолетовый и зеленый классы, и ясно, что все фальшивые источники в основном расположены в одной области сетевого графика. Это действительно помогло устранить 25 838 реальных источников (25 838 узлов были размещены в классах без каких-либо поддельных источников с помощью этого метода кластеризации), но этого все еще недостаточно, чтобы полностью изолировать поддельные источники новостей. Для этого мне пришлось бы обратиться к node2vec.
Node2Vec
Каркас node2vec изучает низкоразмерные представления для узлов в графе, оптимизируя цель, сохраняющую окрестности. Цель является гибкой, и алгоритм приспосабливается для различных определений сетевых окрестностей путем моделирования смещенных случайных блужданий. В частности, он обеспечивает способ сбалансировать компромисс между разведкой и эксплуатацией, что, в свою очередь, приводит к представлениям, подчиняющимся спектру эквивалентностей от гомофильности до структурной эквивалентности.
По сути, алгоритм node2vec даст мне возможность встроить все узлы в более чем одно измерение (в частности, для этого проекта — 128 измерений) в качестве способа разработки новых функций для расположения узлов на графике. Для моей модели я использовалэтореализация алгоритма.
Вот параметры, которые я выбрал:
К сожалению, даже после разработки этих 128 новых функций для каждого узла мои первоначальные попытки построения модели классификации не увенчались успехом. Из-за большого дисбаланса класса (менее 4% узлов были поддельными источниками), мои алгоритмы всегда предсказывали бы, что все источники реальны. Мне нужны были некоторые другие отличительные особенности, чтобы помочь этим алгоритмам классификации.
Вложения слов
Идея node2vec на самом деле пришла из Word Embeddings, который представляет собой тип стратегии векторизации, которая вычисляет векторы слов из текстового корпуса, обучая нейронную сеть, что приводит к пространству вложения больших размеров, где каждое слово в корпусе является уникальный вектор в этом пространстве. В этом пространстве встраивания положение вектора относительно других векторов захватывает семантическое значение.
Я решил использовать описания профилей для каждого пользователя Twitter для классификации в текущей нейронной сети. Уровень внедрения внутри сети вычисляет векторы вложения слов. Результатом этой нейронной сети будет вероятность того, что описание учетной записи Twitter получено с реальной или поддельной учетной записи. Затем я буду использовать эти вероятности в сочетании с функциями из node2vec для построения окончательной модели классификации ансамбля. Ниже приведены подробности о текущей нейронной сети:
Финальная классификация моделей
Я выполнил поиск по сетке как на машинах опорных векторов, так и на моделях XGBoost, используя функции из node2vec и вероятности из нейронной сети. Я решил сосредоточить свой поиск на моделях с высокимНапомним и точность оценкииз-за высокого дисбаланса класса (прогнозирование всех «реальных» приведет к показателю точности около 96,5%).
Результаты поиска по сетке XGBoost и SVM
На следующих рисунках показаны оптимальные параметры, найденные для моих классификаторов XGBoost и SVM, и матрица путаницы для окончательных моделей:
Источник
Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ
Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.
Эрик Леннард Берн
Трансактный анализ
Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.
Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:
- Что есть наши эго-состояния?
- Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
- Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
- Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
- Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?
Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.
Эго-состояния
Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».
В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».
Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».
Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».
В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:
Я-Родитель
Я-Взрослый
Я-Ребёнок
Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.
Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».
Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.
Я-Родитель
В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.
Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.
«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».
Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?
Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.
Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями. Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.
Контролирующий и Заботливый Родитель
Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.
Я-Родитель
Контролирующий
Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.
Я-Ребёнок
В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.
Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.
Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?
Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.
Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».
Свободный и адаптивный Ребёнок
В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.
Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.
Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.
Я-Взрослый
В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».
Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?
Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.
Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.
Примеры, когда баланс трех начал нарушен
Педант
Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».
Бессовестный лицемер
Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.
Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.
Неуправляемый
Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».
В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.
Расставим акценты
Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».
Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.
Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:
- Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
- Избавиться от родительских программ.
- Узнать и переписать сценарий своей жизни.
В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.
Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.
Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.
«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна [1], ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.
Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».
Меня зовут Елена. Я — психолог-практик, и просто счастливая женщина, которая вышла на свой путь; любящая жена и мать.
Личное консультирование по любым вопросам:
- Реализация и предназначение
- Карьера и бизнес
- Отношения
- Здоровье
- Личностный рост
- Проблемные ситуации
- .
Помогать людям – это дело души и сердца для меня.
Стоимость консультации от 20 $
Юрий
Виталий 15 апреля 2020
обновлено Эго-состояния :
5 / 5 ( 1 голос)
https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu, 1871542611
Источник
Функциональная модель личности в Транзактном Анализе
Транзактный анализ — это одно из аналитических направлений психотерапии, благодарить за которое стоит Эрика Берна. Суть этого метода психотерапии заключается в том, что работа и контакт ведется одновременно с тремя структурными частями личности — Родителем, Взрослым и Ребенком. Таким образом психотерапевт имеет возможность проработать детский опыт, родительские установки и актуальные переживания каждого клиента. Это в свою очередь основательно меняет личность клиента, делая ее более зрелой и сильной, способной справляться с трудностями, без сильных затрат внутреннего ресурса.
Преимуществом транзактного анализа для клиента является простота теоретической базы. В работах Эрика Берна говорится, что концепция транзактного анализа настолько интуитивна, что будет понятна даже восьмилетнему ребенку.
Для психотерапевта же транзактный анализ является методом, который позволяет работать с большинством запросов – от отношений и личностного роста до психосоматики и даже некоторых психиатрических диагнозов.
В профессиональных источниках транзактный анализ оперирует такими понятиями, как эго-состояние, интроект, запреты, предписания и сценарий.
Эго-состояние — это то состояние личности, которое проявляется в поведении, мыслях и чувствах индивида на данный момент. Это именно комплексное состояние.
Интроект является встроенным в структуру личности опытом важного для индивида другого человека.
Запреты, разрешения и предписания — это послания на вербальном и невербальном уровне о том, как индивид должен себя вести, чтобы выжить (социально и физически) в своем окружении.
Сценарий — это система запретов, предписаний, разрешений, интроецированного опыта и принятых решений, которые формируют поведение индивида в обществе, его выбор, ход мышления.
В понимании структуры личности транзактный анализ оперирует двумя базовыми моделями — структурной и функциональной.
Первая модель представляет собой сложную систему интегрированных опытов из разных возрастных опытов как самого пациента, так и его значимых других. Но дальше речь пойдет не о ней.
Функциональная — это базовая модель, которую собственно и объясняют клиенту при необходимости. Структура выглядит, как три круга, в каждом из которых располагается один из структурных элементов личности — эго-состояние. Очень важно понимать, что все три эго-состояния существуют параллельно и активируются в разные периоды времени.
Взаимодействие разных эго состояний возможно как в границах одной личности (например, внутриличностные конфликты между эго-состоянием Родителя и Ребенка), так и между личностями. Например, авторитарный супруг и адаптивная супруга контактируют на уровне Родителя и Ребенка. А успешные бизнес-партнеры, на равных отношениях контактируют своими Взрослыми эго-состояниями.
Само по себе понимание структуры личности транзактного анализа позволяет успешно строить коммуникации на разных уровнях, анализировать транзакции между людьми или внутри одной личности, а также успешно строить психотерапевтические интервенции и достигать терапевтического результата.
Итак, функциональную модель личности можно свести к существованию внутри человека и его психики трёх эго-состояний:
Родитель (он может быть Контролирующими и Заботливым); Взрослый (автономная эго-состояние); Ребёнок (он может быть Адаптивным, Свободным и Бунтующим). Эго-состояние Родителя
У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.
Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.
Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроект. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.
Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.
Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: «Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно переделать. Так нельзя, Необходимо делать не так». В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: «А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.
Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности И физического благополучия.
Психотерапия Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен» внутреннего опыта унижения ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.
Источник
Эго-состояния в общении: распознавание скрытых мотивов
Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Ее можно сравнить с расположением партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит», располагается на ней выше, а партнеры, ведущие разговор «на равных», — на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «выше», происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П.М. Ершов назвал «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом».
Понять, какую позицию в общении следует занять, чтобы в разговоре никто не лидировал и вопрос решался конструктивно, помогает трансактный анализ ситуации общения, разработанный американским психологом Эриком Берном.
1. Понятие эго-состояний
Эрик Берн заметил, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет разные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я, или эго-состояниям:
- В состоянии Родителя мы думаем, чувствуем, говорим и действуем так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся.
- В состоянии Взрослого мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся.
- В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся.
- Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
- Состояние Взрослый необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
- Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение Родителя.
Большинство людей незаметно для себя меняют психологические состояния. Некоторые, однако, не могут или не хотят «переключаться». Психологические позиции Родителя и Ребенка в деловом общении приводят к непартнерскому стилю общения, что затрудняет решение деловых вопросов.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую позицию, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений. К примеру, внешние проявления состояния Родителя-критика и Ребенка-бунтаря порой похожи. Но в агрессивности первого чувствуется спокойное превосходство, а в агрессивности второго — беспомощность.
Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а также в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.
В нижеприведенной таблице, составленной на основе исследований Э. Берна, представлены наиболее типичные психологические позиции и их внешнее проявление.
Таблица 1. Психологические позиции и их внешнее проявление
Позиция | Язык тела | Речь | Типичные выражения | Поведение |
Руководитель-критик | Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно указующее движение рук | Громкая или тихая, твердая, с нажимом, высокомерная, насмешливая, повелительная | «Это следует сделать», «Так нельзя!», «Я знаю, что говорю», «Сколько можно!» | Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает |
Руководитель-опекун | Открытые руки, корпус наклонен к партнеру, похлопывание по плечу или поглаживание руки; заботливое, ободряющее выражение лица | Теплая, сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая | «С кем не бывает», «Это не страшно», «Я вам помогу», «Хорошо, молодец!» | Утешает, подбадривает, советует, помогает, сочувствует, заботится, покровительствует |
Взрослый | Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют мысли, выражение лица меняется, но остается заинтересованным, взгляд открытый | Спокойная, уверенная, без страстей и эмоций | Высказывания по предмету. Допускает возможность обсуждения: «Возможно. », «Если сравнить. », «Я думаю . » Вопросы: «Как?», «Почему?», «Когда?» | Заинтересованное, внимательное, объективное, поиск вариантов |
Ребенок-бунтарь | Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее | Гневная, громкая, упрямая, угрюмая | «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «А вы сами что!» | Протест, агрессивность |
Ребенок забитый | Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица потерянное, с оглядкой на других, тактичное | Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная | «Я хотел бы. », «Я попробую. », «Я правильно сделал. », «Что же мне делать?», «Я, наверное, не смогу» | Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное |
Ребенок свободный | Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица воодушевленное, блеск в глазах, любопытство, слезы | Громкая, быстрая и горячая, эмоциональная, непринужденная | «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ужасно!» | Спонтанное, игривое, раскованное, веселое, забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое |
2. Возможные установки в деловом общении
Занять позицию Взрослого помогает соответствующая установка. Установки могут быть следующими:
- У меня не все в порядке — у тебя все в порядке. (Роль просителя; психологическая позиция Ребенка.)
- У меня все отлично — у тебя не все в порядке. (Роль начальника; психологическая позиция Родителя.)
- У меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке. (Роль неудачника; психологическая позиция Ребенка.)
- У меня все в порядке — у тебя все в порядке. Возникшие проблемы можно решить. (Роль делового человека; психологическая позиция Взрослого.)
Начальник советуется со специалистом по поводу какого-либо начинания. Специалист его не одобряет. Начальник настаивает. И тогда специалист заявляет: «Ну, хорошо, сделаем так, как вы хотите», и начинает действовать, как того хочет начальник. Через некоторое время выясняется, что предложение начальника было неверным. Потрачены зря деньги и время. Начальник вызывает специалиста. А тот заявляет: «Я сделал все так, как вы хотели. А я предупреждал. » (психологическая позиция Ребенка).
Кроме этой, существует еще множество психологических игр, основанных на навязывании партнеру психологической позиции Родителя или Ребенка. По сути дела, эти игры представляют собой манипуляции, цель которых — получение той или иной выгоды в отношениях с партнером по общению. Вот названия некоторых их них: «Дитя на работе», «Меня рвут на части», «Казанская сирота», «Обезьяна на шее». Чтобы оказаться не втянутым в манипулятивную игру, нужно вовремя распознать, какую психологическую позицию вам навязывают и, если вам это не нравится, стимулировать у манипулятора позицию Взрослого, что можно сделать, лишь справившись с собственным желанием опекать, распоряжаться или подчиняться.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
- Прекращение трансакта, а то и конфликт наблюдается в том случае, когда партнер не реагирует на стимул, направленный в позицию Взрослого, а реагирует из другой позиции.
- К конструктивному ведению разговора можно прийти в том случае, если удастся проигнорировать стимул, направленный в позицию Родителя или Ребенка, и ответить из позиции Взрослого, стимулируя стояние Взрослого у партнера.
Манипулированием или манипуляцией назовем такое управление поведением человека, которое совершается ради какой-либо выгоды того, кто управляет.
В каждом из нас с детства сидит манипулятор. Допуская возможность разовой манипуляции, своего рода игры, цель которой — избежать затруднительного положения, постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. Объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.
Причины манипулирования, по мнению психолога Эверетта Шострома — в слабости человеческой натуры:
- Не в силах положиться на себя, лучше сделать ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей,преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.
- Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: «Делайте со мной, что хотите!» (пассивный манипулятор).
- Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора, который действует то активным, то пассивным методами.
- Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы).
- Некоторые люди настолько боятся заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы).
Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.
Как же происходит манипуляция? В партнере находят уязвимое место, струну, на которой можно сыграть. Сильный человек не поддастся искушению, а слабый и наивный может пойти на поводу.
Если вы почувствовали какую-то неискренность, едва уловимую фальшь в отношении к вам весьма приятного человека, подумайте, не манипулятор ли перед вами, нет ли у него причин для такого поведения, и проявите сдержанность в отношениях с ним, будьте настороже.
Если все же ваше поведение дало повод «забросить удочку», попробуйте применить один из способов защиты от манипуляций.
- Отказ от предлагаемой роли: «Я не так бескорыстен(а), как вы думаете», «Простите, я дал(а) повод?», «Вероятно, я не тот/та, за кого вы меня приняли» и т.п.
- Манипуляцию можно просто не заметить. Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: «Вы это о чем?»
- Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор. Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
- Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора, переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.
Это коммуникации с подтекстом. Он чувствуется в интонации, взгляде, языке телодвижений. По содержанию стимул направлен из позиции Взрослого в позицию Взрослого. Но личностный смысл сообщения, который угадывает партнер, исходит из другой позиции. Реакция направлена обычно именно на скрытую позицию. При этом партнер возмущается: «Что я такого сказал?» Например:
А. Где моя папка?
Б. Почему вы думаете, что она у меня?
А. С чего вы это взяли? Я просто спросил.Муж: Сколько у нас осталось денег до зарплаты?
Жена: Не беспокойся, хватит.
Муж: А я и не беспокоюсь. Уже нельзя и спросить?Источник