Этапы аттестации и анализ результатов аттестации
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
1. Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
• разработку принципов и методики проведения аттестации;
• издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
• подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
• подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
2. Проведение аттестации:
• аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
• аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
• проводятся заседания аттестационной комиссии.
3. Подведение итогов аттестации:
• анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
• подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
• утверждение результатов аттестации.
Анализ результатов аттестации включает: 1) оценку труда, 2) оценку персонала, 3) сведение и обработку данных, 4) собеседования по результатам аттестации.
1) Оценка труда — это выявление работников:
• не удовлетворяющих стандартам труда;
• удовлетворяющих стандартам труда;
• существенно превышающих стандарты труда.
2) Оценка персонала предполагает:
• диагностику уровня развития профессионально важных качеств;
• сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
• выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
• оценку перспектив эффективной деятельности;
3) Сведение и обработка данных,как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов
• составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
• выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
• выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
• готовятся рекомендации по использованию данных аттестации
4) Проведение собеседований по результатам аттестации.Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.
Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации, следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.
Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
Карьера— это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьеру— траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри — и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
— вертикальной карьеры — должностной рост;
— горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
— центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
- Предварительный
- Становление
- Продвижение
- Завершение
- Пенсионный
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
— оптант(фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
— адепт(фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее.
— адаптант(фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе).
— интернал(фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
— мастер(продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
— авторитет(фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране).
— наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Объективные условия карьеры:
• высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
•длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
• показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
• показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятье на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой— у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая.
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда
Источник
Как написать аттестационную работу
Аттестационная работа — самостоятельный исследовательский проект. Ее цель — установление теоретического и практического уровня подготовки автора с последующим получением аттестата, документа об успешном прохождении испытания и соответствии специалиста занимаемой должности. В статье рассказываем, как написать аттестационную работу.
Что такое аттестационная работа
Аттестационная работа — это подтверждение квалификации, умений, знаний и навыков исполнителя. Аттестационная работа пишется, чтобы получить аттестацию.
Аттестационную работу может писать как работающий специалист, так и студент. Специалисты делают в качестве такой работы либо практическое исследование, либо методические указания.
А студенты, для которых аттестационная работа мало чем отличается от дипломной, пишут аналитический обзор литературы или реализуют развернутый исследовательский проект.
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Виды аттестационных работ
Выделяют 4 вида:
- Исследовательский проект, состоящий из теоретической и практической частей.
- Аналитический обзор литературы.
- Практическое исследование с упором на анализ полученных результатов.
- Разработка методических указаний на базе прослушанного материала.
Чем выше аттестация, тем сложнее исследование необходимо написать соискателю.
Этапы аттестационной работой
Этап 1. Подготовка
Автор выбирает и утверждает тему аттестационной работы. Тема должна быть актуальной и отвечающей современному уровню развития науки, а также иметь практическое значение.
Этап 2. Написание
Автор подбирает литературу, разрабатывает план аттестационной работы и согласовывает его с научным руководителем. В зависимости от темы в основной части работы может быть несколько теоретических глав (2-3), практическая и/или аналитическая.
Этап 3. Защита
Для допуска к защите необходимо получить отзыв научного руководителя и рецензию специалиста-практика по теме исследования. Также для защиты потребуется доклад (краткое изложение содержания аттестационной работы), презентация и при необходимости раздаточный материал.
Структура аттестационной работы
Аттестационная работа состоит из нескольких частей: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Обо всем по порядку.
Титульный лист
Титульный лист содержит информацию о том, на какую тему выполнена работа, кем написана и кем проверена. Страница оформляется по ГОСТу, но учебные заведения почти не придерживаются стандартам. Лучше всего, спросить форму “титулки” на кафедре.
Пример титульного листа
Проверяйте правильность названия учебного заведения, где проходите аттестацию, и номер специальности
Обязательные элементы титульного листа аттестационной работы:
- полное название учебного учреждения;
- название и номер специальности;
- название аттестационной работы;
- информация об авторе аттестационной работы;
- информация о научном руководителе;
- город, в котором выполнялась работа;
- год выполнения работы.
Оглавление
Оглавление – это деление работы на составные части. Оно необходимо для логического изложения работы.Обязательно содержит введение, несколько глав, заключение и список литературы.
Список литературы и приложение не учитываются в общем объеме работы
Введение
Введение должно ответить на вопрос “Зачем я написал эту работу, чем она полезна?”. Объем введения 1-2 страницы.
Объем введения составляет не менее одной и не более двух страниц
- информацию об актуальности выбранной темы;
- описание проблематики исследования;
- объект и предмет исследования;
- формулировку цели и задач исследования;
- использованные в ходе работы методы исследования;
- описание структуры (описание глав и приложений).
Основная часть
В основной части полностью раскрывается тема работы — приводится ее теоретическое обоснование и проводится исследование.
Названия глав и подглав должны быть краткими и емкими в 1-2 строки, без “точки” на конце
Если автор работы — специалист, который проходит очередную аттестацию, то практическая часть должна быть связана непосредственно с его профессиональной деятельностью.
Заключение
Задача автора в заключении — сделать выводы на основе теоретических и практических результатов работы, указать, что из поставленных целей и задач было достигнуто, а что нет.
По сути, заключение – это повтор введения с продолжением в виде результатов
Там же описывается, с какими трудностями автор столкнулся во время проведения исследования, каковы перспективы практического применения результатов исследования. Автор также дает свою оценку, рассматривает перспективы развития исследуемой сферы.
Список литературы
В списке литературы автор перечисляет в формате библиографического списка источники, на которые ссылается в тексте работы. Все использованные в списке литературы источники должны упоминаться в работе.
Вычитывая работу, внимательно посмотрите на название глав и названия источников в списке литературы. Они не должны совпадать
Приложение
В приложение выносятся материалы, которые из-за большого размера не помещаются в основной текст, а также материалы, которые помогают раскрыть тему и иллюстрируют мысли автора, но при этом носят справочный характер.
В приложение материалы размещаются в том порядке, в котором на них приводятся ссылки в тексте
Оформление аттестационной работы
Требования к оформлению текста:
- Шрифт — Times New Roman, 14 кегль.
- Интервал — полуторный.
- Поля: слева — 3 см, сверху и снизу — 2 см, справа — 1 см.
Объем аттестационной работы — не менее 50 страниц (без учета списка литературы и приложений). Эти два пункта также не учитываются при проверке работы на антиплагиат.
Примеры аттестационных работ
Выводы
Аттестационная работа является подтверждением соответствия знаний и навыков специалиста занимаемой должности.
Залог успеха аттестационной работы — правильный выбор темы, грамотно обоснованная актуальность, высокая практическая значимость результатов исследования и хорошие отношения с научным руководителем.
Источник
Аттестация работников
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Читайте в статье:
Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.
Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.
Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:
Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.
Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.
Другие справочники по работе с персоналом
Ознакомившись с проведением аттестации работников, не забудьте посмотреть следующие справочники, они помогут при расчетах с персоналом:
Аттестация работников 2019 года: что важно знать
Положительной стороной аттестации работников 2019 года является возможность для работодателя, получив объективные итоги проверки и приняв определенные кадровые решения, повысить общую эффективность работы и качество ее выполнения, выделить наиболее перспективных специалистов с точки зрения дальнейшего карьерного роста, оптимизировать расстановку кадров в организации, а также найти способы побудить сотрудников заниматься самообразованием и повышать свою профессиональную квалификацию.
В зависимости от того, является ли обязательной оценка деловых качеств сотрудника и итогов его работы, проверочные мероприятия могут происходить:
- В обязательном порядке.
- По заявлению сотрудника.
- По инициативе работодателя.
Обязательная аттестация работников организаций
Обязательной пока что считается аттестация работников организаций госсектора, а именно:
руководителей федеральных ГУПов.
Кроме того, оценка соответствия должности обязательна для лиц, занятых на следующих работах с повышенной вредностью или опасностью.
- В авиации.
- На опасных объектах производственного характера.
- В обеспечении безопасного движения на дорогах.
- В маневровой работе на железных дорогах общего пользования.
- При движении поездов по железным дорогам общего пользования.
С профессиональной точки зрения под проведение аттестации работников организаций подпадают лица:
ведущие педагогическую работу;
занятые на таможне.
Например, для специалистов, занятых на опасных объектах производственного характера, установлены следующие сроки проверочных мероприятий.
Таблица. Аттестация работников организаций, занятых на опасных объектах
Вид проверки
Когда проводить проверку
В течение одного месяца при:
приеме на работу
переводе на другое место работы
переходе в другую фирму
Не реже чем раз в 5 лет
Внеочередная проверка руководителя в Центральной комиссии
В случае аварии или смерти сотрудника
Проведение аттестации работников в других случаях
Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:
Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.
Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.
В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.
Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):
В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.
Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.
Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.
Порядок аттестации работников
Чтобы максимально объективно оценить итоги работы и деловые качества наемного сотрудника, рекомендуется придерживаться единого порядка аттестации работников с точки зрения:
выполнения пошагового алгоритма;
правильного оформления обязательной документации.
В общем случае порядок аттестации работников предполагает следующие типовые действия.
Шаг 1. Утвердить регулирующий локальный документ.
Чаще всего в качестве локального документа, регулирующего порядок аттестации работников, работодатели утверждают Положение об аттестации.
Шаг 2. Подписать приказ о проведении проверки.
Данный распорядительный документ издается от имени и за подписью руководителя.
Шаг 3. Утвердить аттестационную комиссию.
Каких-либо ограничений по участию в аттестационной комиссии законодательно не установлено.
Шаг 4. Сообщить персоналу о проверке.
Шаг 5. Провести аттестацию работников.
Все проверочные мероприятия должны точно соответствовать требованиям и правилам, закрепленным в регулирующем эту процедуру локальном документе.
Шаг 6. Получить итоги мероприятия и принять необходимые меры.
Итогом проверочных мероприятий является одно из решений аттестационной комиссии:
или о должностном соответствии;
или о несоответствии занимаемой должности.
Аттестация работников организаций: пошаговая инструкция
В соответствии с проведенным выше общем описанием порядка аттестации работников организаций, можно рекомендовать действовать в соответствии со следующей подробной пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Утверждение регулирующего локального документа.
Для аттестационных целей локальный документ, чаще всего Положение об аттестации, должен охватывать следующие вопросы.
- Квалификационные требования к сотрудникам, например:
- выполнение плана;
- соблюдение дисциплины труда и т.д.
- Проверяемые должности.
- Порядок аттестации работников 2019 года по плану.
- Порядок проведения внеплановой проверки.
- Правила созыва аттестационной комиссии.
- Процедура проверки должностного соответствия.
- Документация, оформляемая по итогам проверки, в том числе:
- ведение протокола созыва комиссии;
- оформление приказа руководителя по итогам проверки должностного соответствия и т.д.
При этом единой типовой формы для локального документа о проверках должностного соответствия сотрудников законодательство не определяет. Поэтому работодатели разрабатывают документ сами, чаще всего скачивая готовый юридически корректный образец и при необходимости подправляя его в соответствии со спецификой своей деятельности.
Положение об аттестации на типовом бланке не оформляется.
Актуальный и юридически корректный образец локального документа о проверках персонала на предмет должностного соответствия приведен ниже и доступен для скачивания по ссылкам:
Шаг 2. Подписание распорядительного документа о проведении проверки.
Решения об аттестационных мероприятиях принимают их руководители. Эти решения оформляют приказами в произвольной форме, так как единого типового бланка приказа о проверке должностного соответствия на сегодняшний день нет. Тем не менее, для того, чтобы решение комиссии и руководителя нельзя было запросто оспорить, рекомендуется включать в приказ руководителя следующие сведения.
- Локализация проверки сотрудников на должностное соответствие, в том числе:
- место, где она будет проходить;
- сроки или график проверочных мероприятий.
- Круг лиц, подпадающих под проверку.
- Назначение аттестационной комиссии, в том числе сроки для ее:
- формирования;
- назначения;
- избрания.
- При внеочередной проверке – причины ее проведения.
- Подготовка аттестационной документации.
- Передача комиссии информации о сотруднике, в том числе:
- о его образовании;
- о трудовом стаже;
- об оценке со стороны непосредственного начальника;
- о предыдущем повышении квалификации;
- об итогах прошлой проверки и т.д.
Кроме того, при необходимости можно организовать опрос среди сотрудников в отношении проверяемого специалиста, чтобы более объективно оценить его личностные и профессиональные ценности либо, например, коммуникативные навыки. Это позволит вынести более обоснованное решение по итогам аттестационной работы.
Опрос коллег – одно из аттестационных мероприятий.
Актуальный и юридически корректный образец распорядительного документа об аттестации работников организаций приведен ниже, этот приказ можно скачать по ссылке:
Шаг 3. Формирование аттестационной комиссии.
Каких-либо ограничений по участию в этой комиссии законодательно не установлено. Тем не менее, в составе комиссии рекомендуется участвовать:
- Руководителям отделов.
- Сотруднику отдела кадров.
- Непосредственному руководителю проверяемого человека.
- Представителю профсоюза, если он есть.
При таких условиях комиссия может состоять, например, из пяти человек. Кроме того, в зависимости от должности проверяемого специалиста комиссия может обращаться по сложным вопросам к профильным экспертам, в том числе – нанимать их по гражданско-правовым договорам за вознаграждение для помощи в оценке должностного соответствия «узкого» специалиста.
Ограничений на участие в аттестационной комиссии нет.
Шаг 4. Извещение о проверке должностного соответствия.
Принимая решение об аттестации работников 2019 года, руководитель может возложить на кадровый отдел согласование графика проведения проверочных мероприятий, в том числе предложения о том, кто из сотрудников, когда и где проходит проверку. Как правило, аттестационный график предполагает определение этих сведений для каждого человека, подпадающего под оценку соответствия.
Определиться с графиком рекомендуется заранее – хотя бы за месяц. Это позволит заблаговременно известить персонал о проверочных мероприятиях. Например, руководитель работодателя может поручить начальникам отделов сообщить эту весть своим подчиненным. Рекомендуемый срок предупреждения – хотя бы за один месяц до проверки.
Шаг 5. Проведение проверки.
Комиссия проводит заседание при наличии кворума и в присутствии проверяемого специалиста. Члены комиссии могут выслушать непосредственного начальника, провести со специалистом собеседование или проверить его должностное соответствие по-другому – например, протестировать или провести экзамен. Главное для комиссии – оценить, соответствует ли человек той должности, на которой он трудится.
Форму проверочных мероприятий определяет локальный аттестационный документ.
Шаг 6. Получение результатов и принятие необходимых мер.
Результаты аттестации работников
Основными результатами аттестации работников являются заключения комиссии о должностном соответствии каждого из специалистов. Эти данные могут быть использованы в дальнейшем, в том числе при последующей оценке должностного соответствия того же человека. В целом действия работодателя по результатам аттестации работников можно представить в виде следующего алгоритма.
Шаг 1. Оформление решения комиссии.
По результатам аттестации работников комиссия заполняет специальный аттестационный лист. Единого типового образца для оформления результатов аттестации работников не установлено, поэтому аттестационный лист каждый работодатель оформляет на удобном для себя бланке с произвольными формулировками.
Актуальный образец, как оформить аттестационный лист по результатам аттестации работников, приведен ниже и доступен для скачивания. Он считается оформленным правильно, если прошедший проверку специалист расписался в нем об ознакомлении с мотивированными выводами комиссии:
Кроме того, члены комиссии подписывают протокол, составленный по итогам проверочного заседания. В протоколе фиксируется информация о том, кто проходил проверку, какие были представлены документы, характеризующие проверяемого специалиста, на какие вопросы и как он ответил и т.д.
Актуальный образец, как оформляется протокол заседания комиссии, приведен ниже и доступен для скачивания по ссылке:
Шаг 2. Получение ответа от наемного специалиста.
Если специалист, прошедший проверку должностного соответствия, сомневается в выводах комиссии, он должен иметь возможность, как минимум, выразить свою точку зрения на этот счет. Кроме того, сотрудник вправе обжаловать итоги аттестационных мероприятий, с которыми он не согласен.
Выводы аттестационной комиссии можно обжаловать.
Шаг 3. Представление итогов проверки руководителю.
Ознакомившись с выводами комиссии в отношении каждого проверенного специалиста, а также с поступившими от него возражениями, руководитель принимает определенное кадровое решение. В зависимости от выводов комиссии он может ничего не менять либо повысить или понизить специалиста в должности. В крайнем случае человеку, неудовлетворительно прошедшему тестирование, собеседование или экзамен, грозит увольнение.
Кадровое решение руководителя оформляется приказом в произвольной форме, так как типового бланка для данного распорядительного документа на текущий момент нет. Актуальный образец оформления кадрового решения руководителя по результатам аттестации работников приведен ниже и доступен для скачивания:
Локальным аттестационным документом работодателя может быть определен предельный срок, в течение которого необходимо принять то или иное кадровое решение. К примеру, это может быть двухмесячный срок с даты проведения проверочных мероприятий. После чего информация об итогах проверки должностного соответствия специалиста обязательно вносится в его личную карточку.
Источник
Аттестация персонала
Аттестация персонала
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами):
Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала
Консультируют по выделению существенных параметров оценки
Разрабатывают нормативные и методические материалы
Организуют аттестационные процедуры
Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований
Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых
Участвуют в работе аттестационных комиссий
Контролируют реализацию аттестационных процедур
Обрабатывают и анализируют данные
Осуществляют хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)
Таким образом, в проведении аттестации принимают участие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители. Так, в США непосредственный начальник должен не только хорошо знать своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной структуре должности несколькими уровнями ниже. Руководитель одного-двух вышестоящих уровней рассматривает выставленные оценки с учетом проявленной реакции работника, перепроверяет и утверждает их. Если результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, требуется еще одно утверждение на более высоком уровне.
Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.
Элементы аттестации . С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Анализ практики управления показывает, что корпорации используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.
В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.
Особенно тщательно контроль осуществляется за вновь принятыми на работу и за получившими новое назначение. Например, в компании “Макдональдс” руководители и специалисты в обязательном порядке должны проходить аттестацию при каждом повышении (понижении) в должности, а также через шесть месяцев с момента найма, перевода на другую должность. В “Контрол дейта” неформальная оценка для вновь принятых проводится через три месяца, для переведенных с другой должности — через 30 дней, а формальная — через полгода работы.
Тщательный контроль за вхождением работника в должность призван ускорить этот процесс. Корпорация, приобретая дорогостоящий “человеческий ресурс” или пробуя применить его в новом качестве, рассчитывает получить быструю отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена, такой ответ, как предполагается, должен быть получен уже через несколько месяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев — не позднее года. Работника, не справляющегося с обязанностями, в короткий срок переводят на менее ответственную работу или увольняют. Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Администрации американских фирм опасаются полагаться в утверждении этих стандартов лишь на “групповые нормы” трудового поведения. Как известно, групповые взаимодействия и нормы в американских корпорациях не являются столь же сильными и обязательными, как в японской промышленности. Между тем, в первые месяцы социальной адаптации работника закладываются нормы поведения и основы его будущей деятельности. В дальнейшем привитые работнику стандарты трудовой деятельности стремятся закрепить и поддерживать, используя уже регулярную процедуру ежегодной оценки.
Этапы аттестации. Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка , осуществляемая кадровой службой, включает:
- разработку принципов и методики проведения аттестации;
- издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
- подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
- подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.). Проведение аттестации:
- аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
- аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
- анализируются результаты;
- проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации:
- анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
- подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
- утверждение результатов аттестации.
Анализ результатов аттестации.
Оценка труда:
- выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
- выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
- выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.
- диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
- сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
- выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
- оценка перспектив эффективной деятельности;
- оценка роста;
- ротации.
Сведение и обработка данных , как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов
- составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
- выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
- выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
- готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.
Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.
Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.
Источник