Николай Алексеевич Заболоцкий
Николай Алексеевич Заболоцкий — советский поэт-философ, переводчик, являлся членом Союза писателей СССР, был репрессирован в 1938 году, его реабилитировали посмертно в 1963 году.
Николай Заболоцкий является ярким представителем русской поэзии. В ранних работах поэта можно наблюдать идеи футуризма, но позднее автор находит свой неповторимый, индивидуальный стиль. Ироничные строки его стихов были пропитаны философским смыслом и глубокой пронзительной лирикой.
Детство и юность
Николай Алексеевич Заболоцкий родился вблизи Казани, в 1903 году. Его отец был управляющим частного фермерского хозяйства и агрономом. Алексей Заболоцкий был образованным и прогрессивным для того времени человеком, в хозяйстве он использовал и внедрял самые прогрессивные методы земледелия, для повышения урожая. В 1905 году Алексей открывает курсы по разведению пчёл, сам рассказывает и обучает людей. Мать Николая, Лидия Дьяконова, работала учителем в сельской школе. Но после рождения детей вынуждена была оставить свою работу, так как семья Заболоцких насчитывала шестеро детей. Самый старший из них был будущий поэт.
В семье Заболоцких все любили читать, и соответственно у них было достаточно много книг. Николай Алексеевич вспоминал, что отец ещё с 1900 года покупал подписку журнала «Нива», и со временем собрал из приложений к нему, большое собрание русской классики. Все издания бережно хранились, отец переплетал и приумножал собрание случайными покупками. Все дети любили проводить время на улице, зачастую отец звал с собой на поля и Николая. Любознательному мальчику было интересно слушать отца о том, как правильно высаживать растения, а затем ухаживать за ними и наблюдать их рост.
В 1910 году Алексею Заболоцкому предлагают новую работу, и семья перебирается в селение Сернур Уржумского уезда, сейчас это территория Республики Марий Эл. Позднее Николай Алексеевич вспоминал, что природа этих краёв оказала на него неизгладимые впечатления. Он искренне восхищался красотой закатов, пением соловьёв и разнообразием растительного мира.
Своё первое стихотворения мальчик сочиняет в возрасте семи лет, и непременно мечтает стать писателем. Любимым занятием начинающего писателя был пересказ прочитанной книги. Его слушателями стали его школьные друзья, которые с нетерпением ждали следующего рассказа Николая. В год 100-летия празднования победы в Отечественной войне юный рассказчик просвещал друзей о жизни Наполеона, героями его повествований были Михаил Кутузов и Барклай-де-Толли. А потом дети, увлечённые его повествованиями, играли в войну. Делали из газет треуголки, а из палок сабли и пики, и сражались с зарослью крапивы, представляя, что это войска французов.
В 1913 году, в десятилетнем возрасте, Николая отправляют на обучение в Уржумское реальное училище. Николай сразу полюбил историю, рисование и как не странно химию. Он просит разрешение у отца проводить по выходным в их сарае химические опыты. Но любовь к литературному творчеству всё же преобладает. Николай много читает, и начинает много писать сам. Александр Блок и Константин Бальмонт становятся его вдохновителями, он серьёзно увлечён творчеством этих поэтов.
На последних курсах своего обучения Николай пишет свою первую поэму «Уржумиада», в которой рассказывает о свой жизни в Сернуре. 1917 год приносит юноши новые знакомства. В Урджум приезжают агитаторы за советскую власть. Это была как правило столичная интеллигенция. Приезжали и музыканты, и учителя, и актёры. Некоторым из них будущий поэт и показывал свои сочинения. Многие советовали начинающему автору ехать в центр учится. Позднее Николай Алексеевич напишет, что намерение стать писателем в нём окрепло именно тогда.
«Хроническое безденежье» и учеба за паек
По окончании обучения в реальном училище, в 1920 году, молодой человек решает ехать и поступать в Москву. Его выбор пал на Первый Московский университет, сейчас это МГУ. Николай выбирает историко-филологический факультет, и успешно проходит вступительные экзамены. Он становится студентом, однако его ждет неприятная новость: на выдаваемые первокурсникам продуктовые карточки купить продукты в условиях строжайшего дефицита оказалось невозможным. Но Николай узнаёт, что студентам медикам полагаются не карточки, а хлебные пайки. Николай сразу же подаёт документы и на медицинский факультет во Второй Московский институт, на данный момент — это университет им. Пирогова. Николай решает совмещать учёбу сразу в двух направлениях.
Михаил Касьянов, однокурсник по медицинскому факультету позже вспоминая это время, писал, что жили они с Николаем от пайка до получения следующего пайка, который выдавался студентам только один раз в месяц. Паёк состоял из полутора булок хлеба, сливочного масла, сахарного песка, селёдки и ещё некоторых продуктов.
В свободные вечера Николай старался выбираться в Политехнический музей, чтобы послушать Владимира Маяковского либо в кафе «Домино» на тверской улице, там часто собирались поэты, а когда у студента оставались деньги, то Николай непременно покупал билеты в Театр Мейерхольда. Зимой 1921 года паёк медицинским студентам был отменён в связи с окончанием гражданской войны острая нужда в медиках попросту отпала. И Николай решает бросить медицинский университет. Он понимает, что нужно полностью сконцентрироваться на учёбе по истории. Но реальная ситуация оказалась намного сложнее, Николай слишком много пропустил, и он решает забрать документы.
В этом же году Николай Заболоцкий перебирается в Петроград, и подаёт документы в Петроградский педагогический институт им. Герцена, на факультет русского языка. Позднее Николай Алексеевич в своих воспоминания описывал это время как «хроническое безденежье и полуголодное существование». Чтобы как-то прожить Николай подрабатывал грузчиком в порту, устраивался разнорабочим. На последних курсах обучения Николай довольно часто посещает кружок «Мастерская слова», и там он знакомится с творчеством Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. И всё это время он непрерывно работает, пишет свои произведения. В 1925 году он оканчивает университет.
Творчество
В этом же 1925 году юношу призывают на службу в армию. И там он сочиняет стихотворения «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие. А по окончанию службы, через два года, Николай Алексеевич возвращается уже в Ленинград. Немного позднее он устраивается на работу в журнально-книжное издательство, в отдел детской литературы, а руководил этим отделом самый известный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Его коллегами стали Евгений Шварц, Лидия Чуковская, Борис Житков. Литературный отдел детской книги выпускал так же ещё очень популярные в то время два детских журнала «Чиж» и «Ёж», в которых публиковались стихи Даниил Хармс, Александр Введенский.
Коллеги позднее вспоминали, что редакция была очень весёлая, авторы и художники жили одной дружной семьёй, рассказывали друг другу разные истории, вместе читали, придумывали, устраивали различные розыгрыши. У них были общие темы и мысли, что может пригодиться журналу.
Николай Алексеевич близко общался с Александром Введенским и Даниилом Хармсом. Он стал часто бывать дома у своих коллег, темами для разговора была поэзия и беседы на философские темы. Они вместе сочиняли стихотворения, либо зачитывали друг другу свои заготовки. А в 1927 году молодые люди решают совместно ещё с четырьмя писателями: Константином Вагиновым, Борисом Левиным, Николаем Олейниковым, Игорем Бахтеревым создать кружок «Объединение реального искусства» сокращённо — ОБЭРИУ.
В 1928 году они опубликуют декларацию этого философского, поэтического кружка. Молодые литераторы называли себя «Обэриуты», они считали, что мир хаотичен и фрагментирован, и единственный способ выжить в нем — говорить. Они отказались от принятых, традиционных форм в искусстве, пользовались приёмом гротеска, балансируя на грани реальности и фантастики, подчёркивали некоторые черты, изменяли их и деформировали, неправдоподобно увеличивая их до поэтического абсурда. Тогда же Николай Алексеевич пишет статью «Поэзия обэриутов» и называет себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителей», он предлагает своим читателям читать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».
В 1929 году Николай Алексеевич выпускает свой первый сборник стихов «Столбцы». Это сборник сатирических стихотворений на обывателей, которые пытаются сохранить устарелые устои в новой стране. В книгу вошли 22 произведения поэта: «Игра в снежки», «Народный быт», «Белая ночь», «Рыбная лавка», «Ивановы» и многие другие. Книжное издание моментально было раскуплено за несколько дней. Позже Заболоцкий написал, что сборник вызвал в литературе скандал, и его причислили к «лику нечестивых». А в 1930 году поэт делает перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
В 1936 году Николай Заболоцкий на одной из дискуссий на тему формализма сказал: «Столбцы научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне интерес к вещам, развили во мне способность пластически изображать явления».
В 1931 году у Заболоцкого случается серьёзная размолвка с Александром Введенским, после он перестаёт посещать кружок ОБЭРИУ. И практически сразу у поэта появляется новое увлечение, в которое он уходит с головой. Его заинтересовала физика и строение Вселенной. В это время он начинает переписку с известным учёным Константином Циолковским. Николай Алексеевич отмечал, что мысли учёного о будущем Земли и человечества его так же волнуют, что эта тема ему оказалась очень близка, что он как может поднимает этот вопрос в своих стихотворениях, и пытается разрешить насущные проблемы. В 1931 году Заболоцкий сочиняет поэму «Безумный волк». Это философская притча о познании. Её можно сравнить с древнегреческой трагедией, наравне с главными действующими героями медведем и волком автор включает в текст и реплики хора.
В 1933 году Николай Алексеевич сочиняет свою новую поэму «Торжество земледелия». Она публикуется в известном журнале «Звезда». Тогда он написал своей жене, что из-за выхода его произведения в Москве образовался «шум». Современники говорили, что этот выпуск журнала был на столах практически у всех жителей столицы, многие были в восхищении от этого произведения, а другие просто в бешенстве, но встречались и те, кто говорил «до чего же мы докатились». Заболоцкий задумывал показать в нём победу над дореволюционной жизнью простого крестьянина, который с приходом советской власти стал не только сам свободен, но и освободил от труда животных. Теперь крестьяне работали в поле не на лошадях, а смело управляли тракторами.
Но многие посчитали это просто насмешкой над властью, ведь в стране полным ходом шла коллективизация. Елена Усиевич, которая являлась журналистом газеты «Литературный критик» написала совсем не лестный отзыв о поэме, назвав её «злобной сатирой на социализм» и «пасквилем на коллективизацию». Итогом этого переполоха стало изъятие всего тиража журнала, а само это произведение было запрещено к печати. Спустя несколько месяцев Заболоцкий получил запрет и на издание своего только написанного сборника «Стихотворения 1926–1932».
Николай Алексеевич понимает, что заниматься творчеством ему попросту не дадут, и он приступает к переводам, чтобы заработать себе на жизнь. И страна прочитала такие известные и любимые теперь произведения как: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера. Вениамин Каверин, известный писатель позднее напишет, что переводы Заболоцкого стали фактом русской поэзии, и сравнил его работу наравне с переводами Лермонтова и Жуковского. В 1937 году Николай Алексеевич все же смог издать сборник своих стихотворений под названием «Вторая книга», в него вошло 18 его произведений.
Арест и ссылка
В 1938 году в жизни Николая Заболоцкого происходят трагические события. Его обвиняют в пропаганде против советского строя. Ему предъявлено обвинение в создании контрреволюционной писательской организации. Доказательством этому предоставляют статьи критиков и их рецензии на его произведения. Это была откровенная клевета, они полностью исказили все факты. Одним из таких отзывов был написан критиком Николаем Лесючевским в органы НКВД, в нем говорилось о том, что произведения Заболоцкого призывают бороться против социализма.
В своих воспоминания Николай Заболоцкий описывал самые трагичные, первые дни заключения и последующие за этим годы ссылки. Поэт написал в своих мемуарах «История моего заключения», что первый допрос длился беспрерывно четыре дня, и вначале его не били, а просто старались подавить его волю. Он был всё это время лишён сна и пищи, дознаватели по очереди его допрашивали сутки напролёт. Ему было запрещено вставать со стула, и в итоге на нём он провёл все четыре дня. Николай Алексеевич так же вспоминал, что из соседнего кабинета время от времени были слышны чьи-то страшные крики. На третий день, опухшие ноги стали нестерпимо болеть, и ему пришлось руками разрывать ботинки. Можно только восхитится силой его духа, ведь он старался сохранить свой рассудок ясным. Николай Алексеевич очень боялся своим каким-нибудь неосторожным словом может навредить людям, о которых спрашивали следователи.
От расстрела Заболоцкого спас тот факт, что он не признал свою вину, и наотрез отказывался от обвинения о создании контрреволюционной организации, в которую и входили те люди, о которых его расспрашивали.
Приговор Николаю Алексеевичу всё равно вынесли обвинительный, и приговорили его к пяти годам лагерей. Его первым местом отбывания наказания стал «Востоклаг», находящейся в Хабаровском крае, затем он был этапирован в Алтайский край, и находился в исправительно-трудовом лагере до конца ссылки.
Заболоцкому было позволено изредка писать своей семье. Все его письма жене пронизаны тоской и печалью. Но он выражает надежду на пересмотр его дела и скорое освобождение.
Ранней весной 1944 года Заболоцкий был освобождён. Но последующие два года он не имел права вернутся в Москву. Это время он провёл в Караганде. Именно там он сделал перевод с древнерусского языка «Слово о полку Игореве», который позднее был признан самым лучшим переводом этого эпического произведения. Собственно, эта работа и позволила ему вернуться в столицу, а затем восстановить своё членство в Союзе писателей.
В 1946 году Николай Алексеевич приезжает в Москву, и временно останавливается у литературоведа Николая Степанова, который впоследствии вспоминал, что Заболоцкому приходилось спать на кухонном столе, потому как на полу было нестерпимо холодно. Затем поэт перебирается на дачу к философу Эвальду Ильенкову, а затем и к писателю Вениамину Каверину. В 1946 году Заболоцкий пишет одно из своих самых знаменитых стихотворений «В этой роще березовой», а немного позднее на суд читателей он предоставляет — «Творцы дорог», «Город в степи» и «Я не ищу гармонии в природе».
Николай Чуковский вспоминал, что в это время Николай Алексеевич нестерпимо желал уюта и покоя, ему просто необходим был мир и ощущение счастья. Вероятно, это происходило потому, что Заболоцкий до конца не был уверен, что весь пережитый ужас заключения и испытания остались позади. Но со временем он стал понемногу возвращаться к нормальной жизни. Его неуёмный характер не давал поэту долго хандрить, надежда на новую жизнь неудержимо росла.
Произведения, которые были написаны поэтом с 1946 по 1948 годы отличаются глубоким чувством грусти, в них прослеживался пережитый кошмар залючения. Но эти его работы были высоко оценены современными литераторами. Великий поэт написал в это время «Журавли» и «Оттепель». В 1948 году он выпускает свой третий сборник стихов, но он остался незамеченный публикой. Заболоцкий с иронией замечал, что для автора, имеющего судимость и это неплохо.
А затем выпускает книгу «Заметки переводчика». Николай Алексеевич вновь приступает к переводам стихов грузинских поэтов. Тогда он планировал составить «Свод русских былин», но к сожалению, ему не удалось осуществить свою задумку. В 1954 году у Николая Алексеевича случился инфаркт.
Личная жизнь
В 1930 году Николай Заболоцкий встречает молодую девушку Екатерину Клыкову. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре заключили брак. У пара родилось двое детей. Первый сын Никита родился через два года после заключения брака, позднее он стал биологом, а Наталья в 1937 году, которая впоследствии стала супругой Николая Каверина.
Во время заключения Екатерина поддерживала его перепиской как могла, и сама поднимала детей. Но в 1955 году женщина ушла к писателю Василию Гроссману, а у Николая Алексеевича случился роман с Натальей Роскиной. Но их расставание продлилось только три года. Екатерина вернулась к мужу, и осталась с ним до конца дней.
В 1957 году выходит последняя прижизненная книга Заболоцкого, это сборник, состоящий из 64 произведений поэта.
Смерть
К Заболоцкому прошло признание, его финансовое положение стало достаточно устойчивое, но здоровье, которое было подорвано годами заключения дало о себе знать. Он стал часто болеть. Чуковский вспоминал, что уход от него жены так же негативно сказался на его самочувствии, именно после ухода Екатерины у поэта случился первый инфаркт.
Николай Алексеевич немного восстановил своё здоровье и смог прожить ещё три счастливых года, а в октябре 1958 года у него произошел второй инфаркт, который и стал причиной его смерти. В 1963 году по заявлению Екатерины его посмертно реабилитировали.
Жена Заболоцкого намного пережила своего мужа и умерла в 1997 году. Её похоронили рядом со своим знаменитым мужем.
Источник
Анализ стихотворений Заболоцкого Н. А.
Николай Заболоцкий – поэт и философ, которого по праву называют одной из самых загадочных и парадоксальных личностей XX века. Он был известен в литературных кругах как талантливый переводчик и самобытный мастер художественного слова. В жизни же представлял собой человека весьма рассудительного и рационального. Однако анализ стихотворений Заболоцкого говорит о том, что автор этих произведений – натура чувствительная и чрезвычайно отзывчивая.
Творческий путь Заболоцкого был труден и тернист, как, впрочем, и жизнь прочих писателей и поэтов начала прошлого века. Сегодня наследие этого автора занимает видное место в литературе. Вопреки неблагоприятным историческим событиям, во время которых Заболоцкий начал свой путь в литературе, он смог ввести в русскую поэзию новые темы.
Периодизация творчества Заболоцкого
В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.
На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.
Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.
Что есть красота?
Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов. Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее.
Как мог он не видеть сокровище жизни своей?
Анализ стихотворения Заболоцкого «Жена» дает представление о том, насколько важны для русского классика были женская любовь и верность. Образ любящей женщины в этом произведении – это олицетворение верности и преданности. Взгляд ее робкий и болезненный. Ходит она тихо, беззвучно, пока муж ее пишет. И не знал ни Гете, ни Данте столь смиренной и преданной любви.
Есть лица – подобья ликующих песен…
Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.
Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.
Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.
Душа обязана трудиться…
Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с Василием Гроссманом, автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
Источник
Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого
Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.
Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». ), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека («О красоте человеческих лиц», «Портрет»). Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии («Рубрук в Монголии»). Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль — образ — музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого «поэзией мысли».
В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя».
Диапазон идей лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – «в бокале плавало окно».
В конце 20-х — начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец природы, «мысль её, зыбкий ум её». И всё же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца.
Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…». В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит «множество диковин» («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце» («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»).
Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф.Энгельса и К.Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому всё живое на земле наделено разумом. Это отражено в стихотворении «Метаморфозы»:
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком.
Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу».
В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в «ночи вдохновенья» возникает «молния мысли», — и рождается слово.
В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка»). Красоту души мы «творим по мере наших сил», она не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».
В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»).
Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает «последнюю любовь» в одноимённом цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признаётся, что «слезами и стихотвореньями» обожжёт «свою горькую, милую…», то душа его «кричит от боли», то между ним и его радостью «встаёт стена чертополоха», потому что «их песенка спета» и «счастья до гроба не будет, мой друг».
Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. В образах его произведений «золото дубравы» и «серебро березняка» («Подмосковные рощи»), «зелёный луч» морского заката («Зелёный луч»), «белый блеск вольтовой дуги» («Гроза идёт»). В них звучит призыв: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.
Источник
Анализ стихотворений Заболоцкого
Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого
Отношения человека и природы – одна из основных тем пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого. Любование окружающим миром у поэта неотделимо от философских размышлений о подобии человека всему сущему на Земле.
Анализ стихотворения Признание Заболоцкого
Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин.
Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого
Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями
Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб
Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств
Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет
В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.
Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст
Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие
Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц
Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски
Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза
В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.
Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление
Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий
В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой
Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс
Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно
Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует
Источник