Анализ урока литературного чтения федина задача

Урок литературного чтения в 3 классе «Н. Н. Носов «Федина задача»

называть действующих лиц, характеризовать их поступки через проблемную ситуацию; развитие познавательного интереса к чтению как одного из факторов дальнейшего успешного обучения через содержание учебного материала.

учащиеся научатся: читать по ролям выразительно; уметь подробно излагать прочитанное и услышанное; работать с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Отработка техники чтения.

Для правильности чтенияи скорости прочитаем слова с доски:

От- ре-гу-ли-ро-вал — отрегулировал

ро- ко –чу –щим — рокочущим

ти- ту- ляр- ный — титулярный

по- на- до- би-лось — понадобилось

при- сту- ки- вать — пристукивать

3. Актуализация знаний.

— Игра «Стол находок».

Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.

1. Игрушечная машина («Автомобиль»; Миша и Стасик)

2. Нитки и иголка («Заплатка»; Бобка)

3. Пистолет («Саша»; Саша)

4. Кастрюля («Мишкина каша»; Миша)

5. Шляпа («Живая шляпа»; Вова и Вадик)

6. Репродуктор («Федина задача; Федя)

-Почему эти предметы собраны вместе? Кому посвящается сегодняшний урок?

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова «Федина задача».

4. Работа над темой урока.

— А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя домой, вы включаете компьютер или телевизор и садитесь делать уроки?

-Почему именно так называется это произведение?

-Что может произойти в рассказе?

— Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н. Носова «Федина задача». (читаю до слов ….появился диктор)

5. Работа в парах.

«Дерево предсказаний» (проблема)

— Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

— У вас на партах лист, на котором изображено «дерево предсказаний»

1. Задание: запишите предположения на своих «деревьях предсказаний»

— Когда дочитаем рассказ до конца, узнаем, кто из вас был ближе к ответу.

(во время чтения выделяйте карандашом слова, значение которых вам неизвестны)

Чтение рассказа до конца подготовленными детьми.

-Что вы должны помнить, читая текст? (Чтение должно быть выразительным, отражать чувства, которые хотел передать автор.)

— Понравился ли вам рассказ?

— Что особенно понравилось?

— Какие вы испытывали чувства, читая и слушая рассказ? (Чувства радости, веселья.)

— Над кем смеялись?

Носов выдумал этот рассказ или эта ситуация взята из жизни?

— Когда читали рассказ, вам встретились слова, значение которых вам непонятны?

-Что это за слова?

-Уточним значение некоторых слов.

— Что, по вашему мнению, называют репродуктором? Чурбаном? Кафтаном?

Репродуктор – это радио

Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)

Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Как вы думаете, что означает словосочетание «титулярный советник»?

Титулярный советник – это гражданский чин в царской России

А слово полуденный? (это полдень)

— Чтобы объяснить смысл слов загляните в словарик.

7. Закрепление изученного материала.

Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? (отсутствие мамы и сестры)

— Как он это объяснил? (никто не будет мешать делать уроки)

— Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»).

— Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи.

— Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре?

-Скажите в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

-Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

— Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)

Выразительное чтение по ролям.

— Получилось ли у Феди решить задачу во время первой песни?

— Прочитайте этот отрывок самостоятельно и отметьте слова героев.

— Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)

— Назовите их (Автор, Федя, певец).

Читаем по ролям отрывок.

8. Пробное действие.

— Подумайте и ответьте на вопрос: «Рассказ про Федю Рыбкина юмористический или сатирический?»

— Кто считает, что этот рассказ юмористический? … сатирический? – У кого нет ответа?

Учитель фиксирует результаты ответов в таблицу на доске.

— Кто уверен, что он полностью прав? На чём основаны ваши ответы? (Обоснований нет.)

— Почему вы не можете дать обоснованный ответ? (Мы не знакомы с понятиями «сатира», «юмор».)

— Какой следующий шаг? (Остановиться и подумать.)

— Почему не смогли дать точного ответа? Где возникло затруднение?

-Что мы должны для этого сделать?

(посмотреть в словаре значение слов ЮМОР САТИРА)

• (выяснить каким является рассказ Носова «Федина задача».)

9. РАБОТА В ГРУППАХ

— Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

1. Работа со словарями.

2. Сопоставить содержание рассказа с определениями.

3. Сделать вывод.Ответить на вопрос: юмористический или сатирический это рассказ

— Рассказ юмористический с элементами мягкой сатиры. Носов высмеивает недостаток Феди, который очень распространён среди большинства людей и мешает им в работе.

— Так что такое сатира, юмор?

— Всегда ли легко провести грань между ними?

— Какую подсказку предлагает нам Носов? (Если та или иная черта характера вредна только для самого человека – автор и осуждает героя, и сочувствует ему одновременно – это юмор, а когда сочувствие исчезает – начинается сатира.)

— Зачем Носов написал этот рассказ? (Чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них.)

— Так зачем нужна сатира? (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться или обратить внимание на недостатки других.)

— Что вы можете сказать о свое работе? (Мы потрудились вместе и получили результат.)

— Какие чувства вы испытывали, работая вместе? Они помогали вам или мешали?

— Дайте характеристику главному герою рассказа в этих карточках.

10. Обобщение по «Дереву предсказаний».

— Теперь мы знаем, чем закончился рассказ. Мы оценили героя.

— Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний» и оценим, кто из вас правильно предсказал, как дальше развивались события (Зачитать несколько предсказаний).

11. Работа с пословицами.

— Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу, из предложенных на доске, которая наиболее соответствует, на ваш взгляд, его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не дорог подарок, дорога любовь (Так говорят, когда хотят показать, что главное – это добрые чувства, хорошее отношение, а не подарок).

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Делу – время, потехе – час.

— Итак, какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать?

2)Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!

12. Итог урока.

— Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её?

— Как номера концерта влияли на решение задачи?

— Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?

— Что вызвало смех?

— Чему нас учит этот рассказ?

13. Домашнее задание.

Подготовить пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача».

— А если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н. Н. Носова.

— Ребята, если вам урок был понятен и понравился, возьмите карточку с губами которые улыбаются.

— Если вы, что-то не поняли или в какой, то момент загрустили, возьмите карточку с прямыми губами.

— И если вам было скучно на уроке, возьмите карточку, где губы грустят.

(Ребята выбирают карточки и прикрепляют на доске)

— Давайте побудем немного артистами и один из отрывков рассказа проинсценируем. Но роли надо играть так, чтобы слушающим было смешно, весело. Необходимо своим голосом, интонацией показать главных героев.

Каких героев вы должны показать (автор, Федя, диктор, певец)

Тест по чтению 4 класс Фамилия, имя___

Н. Носов «Федина задача»

1. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

никто не будет заставлять уроки

никто не будет мешать делать уроки

никто не мешает включить телевизор

2. Почему Федя включил телевизор?

там была интересная программа

ему хотелось отдохнуть перед телевизором

чтобы веселей делать уроки

3. Что передавали по телевизору?

концерт фильм новости

4. Какая первая песня была исполнена?

про короля и блоху

про короля и кота

про короля и лису

5. Понял ли он во время её исполнения условие задачи?

да нет не совсем

6. Какая вторая песня была исполнена?

Про титулярного советника и царя

Про титулярного советника и генеральскую дочь

Про титулярного советника и генерала

7. Укажи значение выражения титулярный советник

воинское звание в дореволюционной России

служебный чин в дореволюционной России

8. Какое слово встречалось в нескольких песнях?

тройка однозвучный колокольчик золотой

9. Что привезли в задаче на мельницу?

ячмень овёс рожь гречиху

10. Чем закончился рассказ?

Федя решил неправильно задачу

Федя заснул, ничего не решив

Федя пошёл к своему другу, чтобы тот ему объяснил задачу

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот» Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: презентация.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Читайте также:  Мольер комедия тартюф анализ

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.

Урок литературного чтения в 1 классе «Жить — Родине служить. Согласный звук [й]. Буквы Й, й» Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й]. Буквы Й, й Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад Коломенский г. о., д. Сельнниково Литературное чтение. 2 класс Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный.

Источник



«Н.Носов. «Федина задача». Анализ заголовка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии проблемного обучения, обращение к личному опыту, информационно-коммуникационная.

Методы: беседа, анализ заголовка.

Приемы: иллюстрации, рассказ о писателе, выразительное чтение литературного произведения.

Предметные результаты:

высказывание собственного отношения к прочитанному;

передавать при чтении авторское отношение к изображаемому;

соотносить пословицу с названием рассказа;

Личностные результаты:

принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей.

Метапредметные результаты:

освоение приемов поиска нужной информации;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

слушать и понимать речь других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Книгопечатная продукция: В.Г. Горецкий, литературное чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, выставка книг Н.Н Носова

Презентация к уроку, раздаточный материал

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

1.Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу

Эмоционально готовятся к уроку.

2.Речевая разминка.

Проверка домашнего задания

-Для начала выполним речевую разминку.

«Подуй на листочек!».

-Сядьте прямо, расправьте плечи, голову держите прямо. Представьте, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

-Прочтите скороговорку про себя.

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

— О ком эта скороговорка?

. Прочитайте скороговорку друг другу. Кто попробует быстро прочитать скороговорку?

Выполняют речевую разминку

3.Подготовка к восприятию

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

– Мы с вами продолжим знакомство с одним замечательным детским писателем, а каким, вы узнаете, разгадав кроссворд.

В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток.

В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало.

История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки.

Источник

Анализ урока литературного чтения федина задача

Автор: Хмыльнина Людмила Николаевна

Организация: НРМОБУ «Салымская СОШ №2»

Населенный пункт: п. Салым

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Н.Н.Носов «Федина задача»

Раздел 12 (Собирай по ягодке – наберешь кузовок), 9 урок из 12

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы обучения

Педагогические технологии

Урок усвоения новых знаний

Технология здоровье сбережения

Технология достижения прогнозируемых результатов

Цель урока

Задачи урока

создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героя; развитию внимания на основе выборочного чтения; содействовать воспитанию культуры речи, стремления избавляться от своих недостатков.

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача»; продолжить обучение над выразительным чтением произведения для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, герою и его поступкам.

Развивающие: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать умения работать в группе, в паре.

Воспитательные: воспитывать прилежание к учёбе, самодисциплину.

Планируемые результаты

Личностные

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Предметные

выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного произведения, проявлять интерес к чтению произведений Н.Носова;

усвоить главный урок, извлеченный из рассказа.

познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализировать текст (под руководством учителя); выделять основную мысль произведения.

коммуникативные: участвовать в дискуссии; выражать свободно своё мнение; толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения.

регулятивные: формулировать учебные задачи урока, сохранять их на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданными задачами;

высказывать свои предположения, оценивать результаты своего труда.

называть произведения Николая Николаевича Носова; прогнозировать содержание текста по заголовку и опорным словам; делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста; определять тему и главную мысль произведения.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Презентация с музыкальным сопровождением (Л. Дуров),

компьютер, мультимедийный проектор.

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2013.

карточки «Словарная работа», карточки с примером, карточки с тестом, ягодки на рефлексию.

Основное содержание темы, понятия и термины

Н.Н.Носов «Федина задача».

Межпредметные связи

Математика, русский язык, музыка

Литература

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы./ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А.– М.: Просвещение, 2012.
  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П.Казачкова, М.С.Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения)
  4. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. М.В.Буряк; под ред. Е.С.Галанжиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2015.
  5. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. – 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С.Асафьева, М.В.Буряк [и др.]; сост. Е.С.Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

Ход урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организация начала урока (2 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Слайд 2

Кто готов начать урок?

Раз, два, три – (хлопают в ладоши)

Слушай и смотри. (показывают на уши и глаза)

Три, два, раз — (хлопают в ладоши)

Приветствуем всех Вас! (машут руками)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Выполняют действия, предложенные учителем

Познавательные:

выделять существенную информацию из стихотворения-настроя.

Коммуникативные: слушать учителя;

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: организовывать себя, настраивать на работу.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока.

На слайде анаграмма:

Слайд 3

— Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

— А как вы понимаете эту пословицу?

— Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся с ещё одним произведением из этого раздела.

Слайд 4

— У нас в гостях хорошо вам известный писатель. Какое бы из его произведений вы ни начали читать, сразу же куда-то уходит грусть и на душе становится радостно. Чем дальше читаете, тем веселее делается: вы то улыбаетесь, то смеетесь, то хохочете. Вы, наверное, уже догадались, о каком писателе мы будем говорить?

— Сейчас проверим, как вы знаете произведения Н.Н.Носова. Попробуйте узнать их названия по первым буквам.

Слайд 5-10

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Постепенно делая своё дело, придёшь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку.

Вспоминают все изученные ранее произведения Н.Н.Носова

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Читайте также:  Неважно что было вокруг и неважно анализ

Коммуникативные:

осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3. Речевая разминка (3 мин.)

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению

На слайде написаны слова.

Слайд 11

— Чтобы уметь хорошо читать, надо уметь четко проговаривать каждый звук, и помогут нам скороговорки. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните и повторяйте за мной.

  1. У Фани фуфайка, у Феди туфли.
  2. Звенит звонок, звонок зовет,

И Федя в класс к себе идет.

1 группа – с удивлением;

2 группа – с восхищением.

Выполняют действия, предложенные учителем

Читают предложенный текст на доске по группам с нужной интонацией

Регулятивные:

планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные:

слушать, понимать и выполнять задания учителя.

Четкое проговаривание слов, звуков

4. Постановка учебной задачи (2 мин.)

Цель: согласовать тему и учебные задачи урока

— Что общего у этих скороговорок?

Слайд 12

А теперь отгадайте загадку, ответ которой будет являться вторым ключевым словом нашей темы урока.

Я сижу едва не плача

— Сложите 2 ключевых слова и назовите произведение, с которым мы познакомимся на уроке.

Слайд 13

— Какие учебные задачи поставим перед собой?

Н.Н.Носов «Федина задача»

Высказывают предположения по поводу учебных задач урока.

Познавательные:

Выявлять сходство и различия объектов; выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные:

осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

Формулировать тему, учебные задачи урока вместе с учителем.

4. Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин.)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для решения поставленной цели исследования

Слайд 14

— Хочу также обратить ваше внимание на то, что в произведении вам встретятся новые, может быть, непонятные слова.

— У вас на партах лежат листочки. Соедините стрелкой слово с его определением. Оцените себя.

— Обменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа по эталону. Оцените.

Слайд 15

Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием? Вам помогут ключевые слова.

Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

— Прослушаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши

Перед прослушиванием записи задаются вопросы

Слайд 16

Оправдалось ли ваше предположение?

К какому жанру относится произведение?

Дети выполняют работу.

Дети выполняют и оценивают работу соседа.

Высказывают предположения по поводу содержания рассказа

Дети слушают аудиозапись рассказа.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: выполнять самостоятельную работу и оформлять полученные результаты;

извлекать информацию из аудиозаписи.

Регулятивные:

контролировать способы действий и результаты соседа с заданным эталоном.

Личностные:

оценивать результат деятельности соседа и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

Коммуникативные УУД:

проявлять активность в парной работе.

Физкультминутка (3 мин.)

Цель: снять умственное и физическое перенапряжение.

Слайд 17

— Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём, а затем продолжим работать.

Как карасики плывем,

Огурцы на грядках рвем,

Кашу ложкой помешаем,

Картошкой шляпу забросаем,

Посыпем горочку песком,

Заплатку мы к штанам пришьем,

Из одеял построим дом,

Ещё раз Носова прочтем.

Всё закончились движенья,

Приступаем дальше к чтенью.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Коммуникативные:

слушать, понимать и выполнять задания учителя.

Правильное выполнение упражнения.

Работа с учебником. Анализ произведения. (12 мин.)

Чтение со стопами.

Чтение и анализ первой части

(до слов: «и сел за стол … «)

(Читает хорошо читающий ученик)

Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…»)

(Чтение по цепочке)

Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста)

Проведение эксперимента Инструкция и пример записаны у детей на карточке

5 * 6 : 3 * 4 : 10 * 6 : 3 * 0 + 7 * 6 =

Работа с пословицами.

Слайд 18

Откройте учебник на стр. 164.

-Откуда пришёл Федя? Найдите ответ на мой вопрос.

— Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?»

— А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

— А как бы вы поступили?

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

— Почему Федя не мог решить задачу?

Найдите и зачитайте, на что отвлекался Федя?

-Чем заканчивается рассказ?

Слайд 19

-Сейчас мы проведем в классе экспери­мент. Прочитайте инструкцию.

Цель: проверить, можно ли делать два дела сразу, не ошибаясь.

  1. Работайте индивидуально.
  2. По сигналу учителя начинайте решать пример и слушайте слова песню.
  3. Сделайте вывод.

— Я засекаю время. Решайте.

— Стоп. Кто успел решить? Кто сбился?

— Что помешало сосредоточиться?

— Песня? О чем была песня? Кто помнит слова?

— Так можно ли делать два дела сразу — решать и слушать музыку?

Слайд 20

— Прочитайте пословицы и скажите, какая из них подходит к нашему рассказу и выражает главную мысль.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

— Сформулируйте главную мысль. Главную мысль мы положим в кузовок и запомним.

Может быть сестра, брат

Включил радио, решил делать уроки под музыку

Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

Выполняют действия, предложенные учителем

Делает сразу несколько дел.

Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор.

Выполняют действия, предложенные учителем

Выполняют действия, предложенные учителем

Решают пример под музыку

Дети поднимают руку

Дети отвечают на вопрос учителя

Выполняют действия, предложенные учителем

Не делай сразу два дела, не отвлекайся.

Познавательные: извлекать информацию из текста учебника;

делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

формулировать и аргументировать

свою точку зрения.

Регулятивные: давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

5.Закрепление знаний и способов действий. (3 мин.)

Цель: зафиксировать полученные знания.

Слайд 21

А сейчас вы проверите себя при помощи теста, как вы внимательно, слушали и читали рассказ. У вас на партах лежат листочки. Обведите в кружок букву с правильным ответом.

Источник

Урок литературного чтения «Н. Н. Носов. «Федина задача»»

3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.

карточки с дифференцированным заданием

произведения Н. Н. Носова

карточки со словами

памятки «Как выполнять домашнее задание»

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Чтобы весело нам было,

Чтобы солнышко светило,

Позовём его в наш класс:

«Просим погостить у нас!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу.

Речевая разминка.

Работа над пословицей

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Как вы понимаете пословицу?

Входит Незнайка. Здравствуйте, ребята! (загадка о Незнайке)

Вы узнали меня? Кто написал про Незнайку?В каком городе я живу? На какой улице?

  1. Актуализация опорных знаний

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения которые он читал.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение

Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н. Н. Носова)

Изучение нового материала

1) Вступительная беседа

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите что вы знаете о писателе Н. Носове.

Рассказ одного ученика

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н. Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

Представьте себе что вы на встрече с писателем и он рассказывает о себе. Его слова будете вы читать с экрана.

— Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове.

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться. »

— Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему — то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По — моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему Николай Николаевич стал юмористом?

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?

— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.

— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»

(Добрые, смешные, весёлые)

— Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

Читайте также:  Спектральный анализ служит для

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из — за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

— Так какие же эти Носовские мальчишки?

— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)

— Это смешно? А попавший в беду товарищ?

— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком — либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

2) Объявление темы и цели урока (Учащиеся сами выводят цель урока)

— С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н. Н. Носова «Федина задача», Учиться правильно и выразительно читать произведение Н. Н. Носова «Федина задача» и анализировать произведение Н. Н. Носова «Федина задача».

Весь материал — смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Учебник: Литературное чтение – Л. А. Ефросинина, М. Н. Оморокова, 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с
новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и
мышление, чувство юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных
заданий.

карточки с дифференцированным заданием

карточки со словами

памятки «Как выполнять домашнее задание»

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Чтобы весело нам было,

Чтобы солнышко светило,

Позовём его в наш класс:

«Просим погостить у нас!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу.

Речевая разминка.

Работа над пословицей

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Как вы понимаете пословицу?

Входит Незнайка. Здравствуйте, ребята! (загадка о Незнайке)

Вы узнали меня? Кто написал про Незнайку?В каком городе я живу? На какой улице?

Актуализация опорных знаний

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения которые он читал.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение

«Жив… …» «Живая шляпа»

«Миш… …» «Мишкина каша»

«Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома»

«Нез… на …» «Незнайка на Луне»

Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова)

Изучение нового материала

1) Вступительная беседа

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите что вы знаете о писателе Н. Носове.

Рассказ одного ученика

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

Представьте себе что вы на встрече с писателем и он рассказывает о себе. Его слова будете вы читать с экрана.

— Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове .

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»

— Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему Николай Николаевич стал юмористом?

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)

— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.

— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)

-Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

— Так какие же эти Носовские мальчишки?

— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)

— Это смешно? А попавший в беду товарищ?

— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

2) Объявление темы и цели урока (Учащиеся сами выводят цель урока)

— С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача».

3) Первичное восприятие

Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Встаньте те, которые не читали этот рассказ?

Словарная работа (по словарю)

В тексте встретятся непонятные слова, ученик читает определение по словарю.

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК-высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

КАФТАН – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда

Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» ( «Старое радио» читает Лев

6) самостоятельное чтение рассказа (выполнение задания)

-Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом), отметьте в тексте понравившиеся смешные моменты и прочитайте их мне так, чтобы мне было смешно.

-Скажите в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

-Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

— Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)

(повторить монол., диалог. речь)

Работа над произведением.

Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.

Вам понравился рассказ? Какой он? (смешной, весёлый)

Кто главный герой, чем он занимался?

Почему автор назвал свой рассказ «Федина задача»?

Как автор относится к своему герою?

Как автор относится к своему герою?

Что автор осуждает в поведении мальчика? (невнимат., рассеян.)

Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном.

Оправдалось ли ваше предположение?

Создайте модель обложки произведения у доски.

Какое настроение вызвал у вас рассказ?

А среди вас есть такие как Федя, или среди ваших друзей?

Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок

Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

Почему Феде так и не удалось решить задачу?

Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Представьте их встречу.

Что бы вы посоветовали Феде? Как бы вы помогли Феде с задачей?

Какие черты характера ему необходимо развивать?

Умение преодолевать трудности

Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

Математический диктант

Сколько мелодий прослушал Федя?(7)

Сколько раз Федя приступал к решению задачи?(9)

3) Сколько раз звучало слово «колокольчик ?» (6)

10. Работа с рабочей тетрадью

Дифференцированная работа по карточкам (учающиеся выбирают задание по желанию)

а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

б) Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

в) Пересказ понравившегося отрывка.

г) Устное рисование портрета Феди Рыбкина

д) Какая пословица подойдет к этому произведению.

12. Оценивание учащихся

Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

Над чем задумались?

Оцените свою работу и класса на уроке.

13. Домашнее задание (выбрать по желанию)

Прочитать рассказы Н.Н.Носова

Придумать продолжение рассказа.

Попробуйте сами написать смешной рассказ

1. Как зовут главного героя __________________________________________

2. Автор произведения «Федина задача» __________________________________________________________________

Источник