Анализ текстов машина времени



Анализ произведения Герберта Уэллса “Машина времени”

Впервые роман был опубликован в журнале “Нью-ревю” на протяжении января-мая 1895 года под названием “Повесть путешественника во времени”. В мае того же года произведение, который уже имел название “Машина времени”, вышел отдельным изданием сразу в Англии и США. Автор изъял из книжного варианта один эпизод – рассказ о еще одну остановку путешественника во времени, в течение которого он встретился с последними потомками человека.

Эти жалкие маленькие и бесцветные существа были пищей для каких-то огромных насекомых.
В

И те и другие деградировали. Каждую ночь, поднимаясь на поверхность из-под земли, где они работают в шахтах, мороки пьют кровь лам, утоляя голод. В отличие от других писателей-фантастов, приверженцев технического прогресса, Веллс не предсказывает человечеству светлого и хорошего будущего, не изображает землян, наполненных счастьем, лишенных забот и необходимости выполнять “черную” работу.

Он приходит к пессимистическим выводам о неизбежности вырождения человечества как вида, об угрозе исчерпанности и обреченности цивилизации на Земле, акцентирует на необходимости изменить несовершенный миропорядок, иначе людям грозят деградация и гибель. Путешественник во Времени видит полнейший упадок некогда могущественной цивилизации. Ничто от первобытных потомках землян не напоминает о тысячелетнем развитие биологического вида.
Несмотря на мрачные и черные краски, которыми пользуется Г. Уэллс, описывая человеческое будущее, он также прибегает и к изображению довольно сентиментальной и чистой любовных приключениях Путешественника во Времени. Роман завершается трагически гибелью милой беззащитной женщины и героической победой умного и мужественного ученого над вырожденными потомками, и его возвращение в современный мир.
Роман “Машина времени” Уэллсу принес огромный и первый его успех, открыв миру жанр научной фантастики, которому суждено было стать самым популярным в ХХ веке.
Следующие романы писателя созданы в том же идейно-тематическом и жанрово-стилистическом направление.

Источник

«Машина времени» Герберта Уэллса. Взгляд в далекое будущее

Удивительно осознавать, что одно из лучших своих произведений Герберт Уэллс написал в самом начале писательского пути. Дебютный роман редко выходит столь ярким и интересным, а вложенная в него идея не столь часто находит отклик у читателя. Здесь же все наоборот. Причем поклонником произведения можно стать в любую эпоху: современник ли ты писателя или житель далекого будущего.

Содержание

Сюжет

Большинство ранних произведений Уэллса посвящены гениальному ученому, сумевшему добиться революционных открытий в той или иной области: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка«. Кажется, что каждый из них является отражением той или иной черты самого писателя. Ведь Герберт Уэллс пришел в жанр научной фантастики не случайно: два ученых звания по биологии тому свидетельство. Не примерял ли автор на своих героях варианты развития собственной судьбы?

В «Машине времени» все крутится вокруг ученого, решившего переступить через порог четвертого измерения – времени. Для презентации данного события он созвал множество гостей, роль которых заключалась в том, чтобы стать очевидцами волнительного первооткрытия и засвидетельствовать его перед остальным населением планеты.

Герберта Уэллса часто хвалят за точность и детализацию описанных им научно-фантастических открытий, но, к сожалению, в «Машине времени» убедиться в этом удается только при чтении описания миров будущего. Читателя же чуть ли не в большей мере интересует строение аппарата, благодаря которому можно перемещаться из одной временной эпохи в другую. Прием ухода от конкретного описания аппарата потом повторился в «Человеке-невидимки» и обозвать его можно примерно как «Расскажу потом». Само собой по данной теме следует тишина.

Путешественник по Времени, как его именует рассказчик истории, отправляется в 802 701 год, чтобы собственными глазами увидеть, каким предстанет человечество после множества скачков развития; что собой будет представлять планета Земля и ее экосистема. Хотелось бы знать, почему Уэллс отправил героя именно в этот самый год, прослеживается ли какой символизм?

Не желая быть простым зрителем происходящих вокруг него событий, Путешественник отправляется изучать мир будущего. Любопытство первооткрывателя берет верх, хотя опасения по каким-либо причинам не вернуться обратно должно было останавливать его от безрассудных действий. Ученый знакомится с расой миловидных потомков человеческой расы – элоями, живущими в полной гармонии с окружающей природой. Их пища – плоды растений, их образ жизни – абсолютное безделье и пребывании в состоянии умиротворения, которое нарушается только с наступлением темного времени суток. Тогда на поверхность выходят другие обитатели планеты – морлоки. Это такие же потомки людей, но их среда обитания – мрачное подземелье, выбраться откуда они могут лишь с наступлением ночи. Морлоки работают на обеспечение жизни элоев, а элои, складывалось впечатление, просто наслаждаются жизнью.

До возвращения в свое время Путешественнику по Времени придется в полной мере сопоставить два образа жизни, две существующие цивилизации потомков человеческой расы. Полное погружение в каждый из миров, сопровождающееся целой чередой приключений и даже обретением привязанности к одной из обитательниц мира будущего, окончится нестерпимым желанием откинуть в сторону свое любопытство первооткрывателя и вернуться поскорее в столь привычное и спокойное ему время, в общество себеподобных.

При этом Путешественник так и не смог предоставить доказательств своего прибывания в будущем, поэтому собравшиеся в его доме гости никоим образом не подтверждают достижения. Это безусловно задевает ученого, поэтому для подтверждения собственной правоты он отправляется в новое путешествия, из которого больше не вернется.

Классическая антиутопия Уэллса описывает нам не яркое и позитивное будущее человечества. Наоборот. После непродолжительного представления мира покоя и безмятежности автор обрушивает на читателя жестокую реальность, в которой есть все – безразличие друг к другу, бессмысленность существования, кровь, убийства и каннибализм. Война двух рас: союзник одной – свет, другой – тьма.

Таким видит Герберт Уэллс конечную стадию развития общества потребления, где есть элитный класс и класс работяг. Первые из них рано или поздно забудут, что такое труд и будут безмятежно коротать свои дни от рождения до самой смерти. А последние настолько позабудут все прелести жизни, что больше не смогут ни на чем сконцентрироваться, кроме как на работе. Причем на работе не на себя, а на противоборствующую расу. Но элои – это не небожители, они скот, за которым ухаживают и который откармливают, чтобы безжалостно отловить и сожрать в ночи.

«Машина времени» – отражение социалистических взглядов Герберта Уэллса, весьма специфических. Ему одинаково не импонировали непродуктивная элита и темный рабочий класс. Он не видел в них тяги к позитивному будущему. Сложившееся в его время общество негативно относилось к созидательным идеям и мыслям: безыдейный капитал и каторжный труд не могут быть двигателями прогресса. Иначе общество на планете так и превратится в жирующих от бессмысленности своего существования элит и в дремучий необразованный рабочий класс, для которого свет стал главным врагом. Надеюсь, не нужно объяснять, что свет не стоит воспринимать исключительно в буквальном смысле.

Экранизации

Режиссёр: Джордж Пал; в главных ролях: Род Тейлор, Иветт Мимо, Себастьян Кабот, Алан Янг, Себастьян Сабот, Том Хелмор, Уит Бисселл, Дорис Ллойд, Боб Бэрран, Ва Чанг, Пол Фрис.

Премия «Оскар» 1960 года в номинации «Лучшие спецэффекты».

Режиссёр: Саймон Уэллс; в главных ролях: Гай Пирс, Джереми Айронс, Орландо Джонс, Саманта Мамба, Марк Эдди, Филлида Ло, Сиенна Гиллори

Источник

Лингвистический анализ: Машина времени. Рассказы (Герберт Уэллс)

В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.

Существительное Глагол Местоимение-существительное Предлог Союз Прилагательное Наречие Местоимение-прилагательное Частица Местоименное наречие Числительное Числительное-прилагательное Междометие Часть композита — сложного слова
Существительное 39.95 47.51 23.59 33.14 41.01 14.84 13.88 12.98 7.60 4.22 1.23 0.26 0.36 0.00
Глагол 32.94 21.13 25.14 39.65 19.25 12.95 13.28 10.89 6.87 3.03 0.92 0.32 0.10 0.00
Местоимение-существительное 13.37 42.31 6.40 9.44 7.78 7.16 11.08 3.78 7.81 2.34 0.30 0.07 0.09 0.00
Предлог 49.04 2.04 21.82 0.48 0.81 15.09 0.88 16.06 0.12 0.00 1.65 0.69 0.00 0.14
Союз 13.67 19.91 15.58 8.58 3.32 5.95 8.42 5.00 6.61 3.22 0.52 0.10 0.03 0.01
Прилагательное 53.89 4.20 2.05 3.34 6.60 7.05 1.34 0.94 0.66 0.26 0.13 0.01 0.00 0.00
Наречие 3.87 21.86 5.49 5.92 5.76 6.34 5.43 1.78 3.77 0.74 0.38 0.01 0.04 0.00
Местоимение-прилагательное 24.33 5.52 5.47 2.86 1.59 7.51 2.50 1.60 2.64 0.94 0.16 0.20 0.00 0.01
Частица 3.75 17.80 3.58 3.52 2.14 1.98 2.73 1.69 1.30 0.69 0.17 0.06 0.00 0.00
Местоименное наречие 1.07 3.64 2.50 1.40 2.14 0.81 1.62 0.35 1.92 0.48 0.07 0.00 0.00 0.00
Числительное 3.41 0.27 0.14 0.35 0.33 0.58 0.19 0.14 0.04 0.04 0.42 0.07 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 1.16 0.12 0.07 0.09 0.14 0.10 0.00 0.04 0.04 0.00 0.04 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.03 0.17 0.10 0.04 0.06 0.03 0.04 0.09 0.03 0.03 0.00 0.00 0.10 0.00
Часть композита — сложного слова 0.09 0.00 0.00 0.00 0.00 0.09 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Читайте также:  Общие анализы крови при красной волчанке

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево. »

Источник

Краткое содержание Уэллс Машина времени для читательского дневника

Повесть представляет собой рассказ ученого о его путешествия во времени на изобретенной им машине. Он отправляется в будущее, чтобы взглянуть на развитие цивилизации, но находит крайне печальную и удручающую картину. На земле обитает раса элоев — нежных и хрупких существ, которые ничего не создают, но живут благодаря технологиям прошлого, дающим им все необходимое.

Среди элоев путешественник во времени находит себе подругу по имени Уна, которую он спасает от утопления в озере, девушка привязывается к нему. Вскоре становится ясно, что у прекрасного мира имеется темная изнанка: раса морлоков, живущая под землей, ночами совершает набеги на беззащитных элоев. Спустившись в шахты, ученый понимает, что морлоки поедают своих жертв.

Он хочет бежать на машине времени вместе с Уной, но из-за коварства морлоков ему приходится улететь одному. Отправившись дальше в будущее, путешественник наблюдает момент гибели планеты, после чего возвращается в свое время.

Произведение является аллегорией социального неравенства. Оно намекает на то, какие проблемы могут возникнуть в развитии человечества при существующем сословном расслоении. Это история-предупреждение грядущим поколениям.

Читать краткое содержание Машина времени Герберта Уэллса

Путешественник во времени, создавший машину, способную перемещаться в прошлое и будущее, рассказывает о результатах своего эксперимента. Отправляясь в будущее он надеялся увидеть расцвет человеческой мысли, и на короткий срок перед ним промелькнуло золотое время, когда цивилизация достигла пика. Но останавливается он во времена упадка.

По началу мир будущего кажется благословенным раем. Все открытия уже совершены, наступил мир, люди живут в согласии, наслаждаясь плодами своих свершений. Вот только человечество выродилось в расу беспечных, всем довольных и немощных детей. Они называют себя «элои». Это создания очаровательны и бестолковы. Путешественник поселяется среди них, наблюдая следы былого расцвета в мире, который они населяют.

Но первой же ночью вскрывается страшная изнанка «рая»: на охоту выходят морлоки, живущие в шахтах, которые, по-видимому, обеспечивают города эолов энергие, а их самих — всем необходимым. Элои боятся морлоков, но не предпринимают ничего, чтобы защититься от них или спасти своих похищенных товарищей. Днем они забывают об опасности.

Случайно Путешественник спасает Уну, которая привязывается к нему и скрашивает его дни. Но когда он начинает думать о том, чтобы лететь дальше, он обнаруживает, что его машина пропала. Ее похитили морлоки. Путешественник спускается в шахту, чтобы найти машину. Там он попадает в ловушку, сражается с морлоками и ему удается вернуться на землю. Эта вылазка открывает страшную истину: морлоки — каннибалы, которые питаются похищенными эолами.

Как никогда Путешественник хочет улететь из этого ужасного места. Он обнаруживает одну слабость своих противников — морлоки боятся света. Заодно Путешественник устанавливает местонахождения машины, которую можно будет поднять на поверхность при помощи рычага. Оказывается, в момент приземления он оставил свой аппарат на устройстве подъемника, сам не зная об этом. Его привлек заметный ориентир — постамент Сфинкса. Морлоки, прекрасно разбирающиеся в любой технике, несмотря на недостаток интеллекта, забрали машину, чтобы изучить ее устройство.

Обзаведясь нужным инструментом, Путешественник предпринимает еще одну попытку вернуть себе свою машину. На сей раз он берет с собой Уну, которая твердо выражает желание последовать за ним, да и он сам не хочет расставаться с девушкой. Однако в подземных тоннелях происходит несчастье — Путешественник тратит все спички, что у него были, тем самым лишаясь возможности отпугивать морлоков, и они похищают и уносят его спутницу.

Вернувшись в зал, где раньше стояла его машина, Путешественник находит ее на месте. Для морлоков она оказалась бесполезной — они не сумели ею воспользоваться, потому что все рычаги с нее были заранее сняты. Понимая, что это ловушка, Путешественник решает рискнуть и снова опять оказывается в седле. Он отправляет машину вперед, еще дальше во времени. Его глазам предстают печальные картины медленного угасания и окончательной гибели планеты.

Голосов: 55
Читать краткое содержание Машина времени. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Машина времени

Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие.

Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута.

Да и немудрено — за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.

Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век. И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно промелькнули. Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты.

Одна беда — человечество, каким мы сегодня себе его представляем, совершенно исчезло. Ничего не осталось от прежнего мира. Его населяют прелестные «элои», подземный мир — звероподобные «морлоки». Элои и правда прелестны. Они красивы, добры, веселы. Но эти наследники правящих классов в умственном отношении совершенно выродились.

Они не знают грамоты, не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся, не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетенные классы переместились под землю, где работают какие-то сложные машины, ими обслуживаемые. С питанием у них трудностей нет.

Машина времени (роман), история, сюжет

Машина времени (значения)

Название Машина времени
Название-оригинал The Time Machine
Жанр фантастический роман
Автор Герберт Уэллс
Язык оригинала английский
Написан 1895
Публикация 1895

«Машина времени» (The Time Machine) — роман Герберта Уэллса, его первое крупное научно-фантастическое произведение. Переработана из рассказа 1888 года «Аргонавты времени» и издана в 1895 году.

«Машина времени» ввела в фантастику идею путешествия во времени и используемой для этого машины времени, которые использовались позднее множеством писателей и создали направление хронофантастики. Более того, как отмечал Ю. И.

Кагарлицкий, как в научном, так и в общемировоззренческом отношении Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна», сформулировавшего специальную теорию относительности спустя десять лет после выхода романа.

История

Работа над романом далась Уэллсу, по его собственным воспоминаниям, с огромным трудом.

Идея возможности путешествия во времени возникла у него в 1887 году после того, как некий студент по фамилии Хэмилтон-Гордон в подвальном помещении Горной школы в Южном Кенсингтоне, где проходили заседания «Дискуссионного общества», сделал доклад о возможностях неэвклидовой геометрии по мотивам книги Ч. Хинтона «Что такое четвертое измерение» (1884).

Читайте также:  Анализ статей для сайта

«Машина времени» стала одним из первых литературных произведений, в которых описывается путешествие человека во времени с помощью техники (до этого известен рассказ Э.Митчелла «Часы, которые шли назад», опубликованный в 1881 году).

Роман «Машина времени» на сайте Топ книг

Роман Уэллса «Машина времени» читать популярно даже по прошествии более чем 100 лет с момента его написания. Причем эта популярность настолько высока, что позволила попасть в наш рейтинг лучших книг научной фантастики. И учитывая такую стабильность можно уверенно прогнозировать попадание романа и в наши последующие рейтинги лучших книг фантастики.

Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие. Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута. Да и немудрено — за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.

Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век. И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно промелькнули. Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты. Одна беда — человечество, каким мы сегодня себе его представляем, совершенно исчезло. Ничего не осталось от прежнего мира. Его населяют прелестные «элои», подземный мир — звероподобные «морлоки». Элои и правда прелестны. Они красивы, добры, веселы. Но эти наследники правящих классов в умственном отношении совершенно выродились. Они не знают грамоты, не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся, не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетенные классы переместились под землю, где работают какие-то сложные машины, ими обслуживаемые. С питанием у них трудностей нет. Они пожирают вегетарианцев-элоев, хотя по привычке продолжают их обслуживать,

Впрочем, все это открывается Путешественнику далеко не сразу. Его появлению в 802801 г. предшествовало само путешествие, в ходе которого годы сливались в тысячелетия, перемещались созвездия, солнце описывало непрерывный видимый круг.

Хрупкие, нежизнеспособные, но по-своему прекрасные элои первыми предстали глазам Путешественника, Однако ему еще предстояло разгадать сложную загадку этого непонятного общества. Откуда здесь бесчисленные безводные колодцы? Что это за шум машин? Почему элои так превосходно одеты, хотя и не способны ни к какому труду? И не кроется ли разгадка последнего (да и многих других обстоятельств) в том, что наши чувства и способности обретают остроту только на точиле труда? А оно давно разбито. И еще надо понять, почему элои так боятся темноты и в обозримом мире нет ни кладбищ, ни крематориев.

К тому же на Путешественника уже на второй день обрушивается удар. Он с ужасом обнаруживает, что машина времени куда-то исчезла. Неужели ему суждено навсегда остаться в этом чужом мире? Отчаянию его нет предела. И только постепенно он начинает пробиваться к истине. Ему ведь еще предстоит познакомиться с другой человеческой породой — морлоками.

Это тоже дается не просто.

Когда Путешественник только приземлился в новом для него мире, он обратил внимание на колоссальную фигуру Белого сфинкса, стоящую на высоком бронзовом постаменте. Не спрятана ли там его машина? Он начинает бить по сфинксу кулаками и слышит какое-то хихиканье. Он еще четыре дня остается в полном неведении. Как вдруг видит в темноте пару блестящих глаз, явно не принадлежащих никому из элоев. И тут ему является маленькое белое, явно не привыкшее к дневному свету существо со странно опущенной головой. Это и есть первый увиденный им морлок. Он напоминает человекообразного паука. Следуя за ним, Путешественник открывает для себя тайну безводных колодцев. Они соединяются в единую вентиляционную цепь, составляющую выходы из подземного мира. И, конечно же, именно морлоки спрятали, а, как потом выяснилось, разобрали, изучили, смазали и вновь собрали его машину. С тех пор Путешественник только и думает, как бы её вернуть. Он отваживается на опасное предприятие. Скобы, по которым спускался прятавшийся от , него морлок, слишком тонки для Путешественника, но он с риском для жизни все равно хватается за них и проникает в подземный мир. Перед ним открываются длинные проходы, где обитают существа с нечеловечески бледными лицами без подбородков, с лишенными век красновато-серыми глазами и стоят столы с рубленым мясом. Одно спасение — морлоки боятся света и зажженная спичка их отпугивает. Все равно надо бегать и начинать поиски заново; тем более что теперь он знает — следует пробраться в постамент Белого сфинкса.

Для этого надо обзавестись подходящим орудием. Где его взять? Может быть, в заброшенном музее что-то найдется? Это оказывается непросто. За столько тысячелетий экспонаты превратились в прах. Наконец удается отыскать какой-то заржавленный рычаг, но по дороге приходится выдержать схватку с морлоками. В темноте они становятся опасными. В этой схватке Путешественник теряет единственное человеческое существо, к которому он успел привязаться. При самом своем появлении он спас маленькую Уину, которая тонула при полном равнодушии окружающих. Теперь она навсегда исчезла, похищенная морлоками.

Впрочем, поход в музей оказался в известном смысле слова напрасным. Когда Путешественник, держа в руках свою палицу, приблизился к Белому сфинксу, он обнаружил, что бронзовые двери постамента открыты и обе половинки задвинуты в специальные пазы. В глубине стоит машина времени, которой морлоки не смогли воспользоваться еще и потому, что Путешественник предусмотрительно в самом начале отвинтил рычаги. Конечно, в любом случае это была ловушка. Однако никакие преграды не могли помешать Путешественнику переместиться во времени. Он усаживается в седло, закрепляет рычаги и исчезает из этого полного опасностей мира.

Однако впереди его ждут новые испытания. Когда машина, в первый раз затормозив, опрокинулась набок, седло сдвинулось и Путешественник повернул рычаги не в ту сторону. Вместо того чтобы вернуться домой, он понесся в еще более далекое будущее, в котором сбываются прогнозы о переменах в Солнечной системе, медленном угасании любых форм жизни на Земле и полном исчезновении человечества. В какой-то момент Землю населяют только крабовидные чудовища и еще какие-то огромные бабочки. Но потом и они исчезают.

Само собой понятно, что в рассказ Путешественника верят с трудом. И он решает, захватив фотоаппарат, еще раз «пробежаться» по тысячелетиям. Но эта новая попытка кончается катастрофой. Ее предвещает звон разбитого стекла. Путешественник больше не возвращается. Но кончается роман фразой, полной просветления: «Даже в то время, когда исчезают сила и ум человека, благодарность и нежность продолжают жить в сердцах».

Источник

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

Романцова, Н. В. Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» / Н. В. Романцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 604-606. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15091/ (дата обращения: 05.07.2021).

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анализ особенностей организации временной модели в романе позволяет выявить такие характеристики временного потока, как многомерность, дискретность, обратимость.

Ключевые слова:фантастика, модель мира, художественное время, будущее, символика.

Художественное время в литературе отличается системным характером, становясь при этом одним из способов организации эстетической действительности того или иного произведения. Изучение особенностей организации временного потока и соотнесенности событий позволяет определенным образом охарактеризовать созданную автором модель мира.

Драгомирецкая Н. В. отмечает: «Время в литературе — категория поэтики художественного произведения; одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления; изображается словом в процессе раскрытия характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр». [1, с. 52].

Поскольку именно автор является основной организующей силой пространственно-временных отношений в тексте, модель временного потока и ее организация будет детерминирована системой авторских воззрений.

Отметим, что само понятие «время» становится одним из ключевых элементов в структуре концептуального представления Г.Дж. Уэллса о будущем и о тех изменениях, которые должны произойти с человечеством. Фантастическая основа и жанровая специфика изучаемого нами романа, безусловно, позволили писателю выйти за рамки привычной логики и значительно расширить семантическое наполнение понятия «время».

Читайте также:  Шуберт вальс анализ произведения

Художественное время в романе «Машина времени» (1895) воплощено в виде совокупности и последовательности событий и состояний, хотя, благодаря особой организации временного потока, причинно-следственные связи представляются довольно замысловатыми.

Роман начинается с лекции гениального ученого, Путешественника по Времени, в которой он кратко излагает собственную теорию о четырех измерениях: «…каждое реальное тело должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. <…> И все же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвертое — временным» [5, с. 56]. Продолжая раскрывать смысл данного понятия, герой указывает на возможность перемещения по временному потоку.

Таким образом, категория времени в интерпретации Путешественника получает новые качественные характеристики, становится одним из важнейших условий пространственного существования реальных объектов. Благодаря системе аргументов ученый приходит к выводу о том, что единственную разницу между временем и другими измерениями составляет «движение нашего сознания по Времени» [5, с. 56]. Желая доказать свою теорию и заглянуть в далекое будущее, Путешественник создает машину, способную мгновенно перемещаться в иные временные координаты, и через некоторое время испытывает ее.

Дальнейший сюжет романа основывается на рассказе Путешественника о собственных пространственно-временных перемещениях в ужасающем мире будущего. Вернувшись в настоящее, герой описывает восемь дней, проведённых в этом мире, а также путешествия в еще более отдаленное будущее: «Сегодня в четыре часа дня я был в своей лаборатории, и с тех пор… за три часа прожил восемь дней… Восемь дней, каких не переживал еще ни один человек!» [5, с. 70].

Мир 802701-го года, куда отправился Путешественник, поражает его нравственным, социальным и интеллектуальным упадком. Здесь ученому предстояло встретиться с потомками человека — двумя биологическими видами: элоями, живущими в атмосфере праздности, и морлоками, «прикованными» к рабочим станкам.

Мгновенное перемещение Путешественника в иные пространственно-временные координаты и своеобразная «временная яма», через которую он перешагнул, позволяют усилить контраст между миром настоящего и миром будущего. При этом подобная сюжетная организация предоставляет Г. Уэллсу возможность переосмыслить бытующие в его время позитивистские представления, согласно которым система социальных отношений и технический прогресс имеют лишь положительные последствия и влекут за собой прогресс морального характера.

Уэллс обращается к изображению мира будущего, в котором система социальных отношений определяется как результат действия особых тенденций развития общества и мира в целом.

Отметим, что связь временного потока с предметно-событийным наполнением становится неотъемлемой характеристикой художественного времени в романе, но сама категория времени в мире будущего воспринимается героем по-разному. В зависимости от характера и масштаба происходящих событий, время в сознании персонажа может сжиматься, растягиваться, ускоряться. При этом Г. Уэллс воспроизводит не всю модель временной протяженности, а лишь художественно и идейно значимые фрагменты, что способствует динамизации сюжета.

На наш взгляд, символика временных координат в «Машине времени» также представляет особый интерес, поскольку, воздействуя на сознательный и подсознательный уровень восприятия художественного текста, она создает наиболее обширные ассоциативные поля и расширяет смысловое ядро в структуре авторской концепции мира.

Основными символами, связанными с категорией времени, становятся «день» и «ночь», при этом в «Машине времени» семантика того или иного времени суток обусловлена традиционным их восприятием. Так, день ассоциируется у элоев с жизненно необходимым временем, дарит им уверенность, силу, беспечность; ночь, напротив, предоставляет свободу действий морлокам, представляющим смертельную опасность как для жителей Верхнего мира, так и для самого Путешественника.

Как уже было отмечено, характер времени для ученого зависит от характера происходящих событий, поэтому ощущение опасности и страх за собственную жизнь будто замедляют время в его сознании.

Опасности, с которыми он сталкивается в мире будущего, вынуждают Путешественника отправиться в иные временные координаты. Следующей остановкой оказывается еще более ужасающий мир, в котором он обнаруживает полное отсутствие человечества и наблюдает за неизбежными изменениями, происходящими с планетой: «Не могу передать вам, какое страшное запустение царило в мире» [5, с. 134].

Увлеченный «тайной судеб Земли», герой, рискуя собственной жизнью, отправляется все дальше и дальше в будущее. Картина медленно умирающей планеты и «безбрежная тьма», надвигающаяся на Путешественника, заставляет его вернуться назад. В конечном итоге ученый попадает обратно в тот же самый день, в который начал своё путешествие, но на несколько часов позже исходного времени: «Ужас перед этой безбрежной тьмой охватил все мое существо <…> Я почувствовал, что начинаю терять сознание. Но ужас при мысли, что я могу беспомощно упасть в этой далекой и страшной полутьме, заставил меня снова взобраться в машину» [5, с. 136].

Рассказ Путешественника по Времени, составляющий наибольшую часть романа Г. Уэллса, воспринимается его собеседниками с недоверием. Это становится причиной для нового путешествия ученого и поиска доказательств в мире будущего, однако из этого путешествия он уже не возвращается: «Прошло уже три года со времени его исчезновения, и все знают, что он не вернулся» [5, с. 142].

Как можно заметить, время у Уэллса не является категорией необратимой (однонаправленной), отличается многомерностью и сложностью. Рассказ Путешественника о времени, в котором он побывал, можно отразить с помощью оксюморонной формы «будущее, которое уже было». Мы считаем целесообразным согласиться с точкой зрения Зубова А., отмечавшего особую модель построения романа, которая «создает хронотоп временной петли — Путешественник видел будущее, значит, оно уже существует. Однако та форма, которую это будущее принимает, является следствием самого путешествия, т. е. одним из вариантов возможного развития событий» [2, с. 38].

Подобный прием делает организацию художественного времени в романе достаточно сложной и многомерной, но при этом он выполняет важную функцию усиления контраста при сравнении настоящего и будущего.

Примечательно, что в тексте нарушается реальная последовательность событий, поскольку Путешественник обращается к ретроспекции, рассказывая о своих приключениях. Совмещение различных временных пластов, резкая смена пространственно-временных координат позволяет Г. Уэллсу определенным образом расширять идейно-тематический план романа.

Так, по мнению Кагарлицкого Ю. И., «… это был способ увеличить «емкость» романа, придать изображаемому всеобщее значение, обратить факт в символ, не утеряв его вещной природы» [3, с. 151–152]. В авторских представлениях о будущем отражается противоречивость окружающей его действительности, что, безусловно, накладывает отпечаток на характер и колорит репрезентируемой картины мира.

Г.Дж. Уэллс рассматривает время как один из синонимов изменений, которые неизбежно коснутся мира и общества, хотя и вносит в содержание этого понятия дополнительные значения. Будущее, по мнению фантаста, — результат развития определенных тенденций в современном ему обществе и мире в целом с позиции социального, политического, технологического и нравственного аспектов.

Используя метод экстраполяции (т. е. прогнозирование, перенос устойчивых тенденций прошлого и настоящего в будущее), писатель создает вполне конкретный образ будущего, пытается философски осмыслить данную категорию.

Д. С. Лихачев подчеркивал, что «время — это явление самой художественной ткани произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое и философское его понимание писателем» [4, с. 7]. Соглашаясь с этой точкой зрения, мы приходим к выводу о том, что с помощью организации художественного времени и событийной соотнесенности Г.Дж. Уэллс выстраивает собственную концепцию, позволяющую раскрыть его концептуальные представления о времени как особой категории.

1. Драгомирецкая, Н. В. Время в литературе // Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Учпедгиз, 1974.

2. Зубов, А. «Топографический поворот»: исследования о времени и пространстве в спекулятивной фантастике // Новое литературное обозрение, 2012. — № 113.

3. Кагарлицкий, Ю. И. Вглядываясь в будущее. — М.: Книга, 1989.

4. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. — М.: Алетейя, 1997.

5. Уэллс, Г.Дж. Машина времени // Собрание соч. в 15 томах. — М.: Правда, 1964. — Т. 1.

Источник