Мелколесье, степь и дали…
Поэт рассказывает о том, что над мелколесьем светит луна. Он едет в санях по зимней дороге, которая им очень любима, но неприглядна. Автор слышит, как «рыдают» бубенцы. Сани пролетают мимо «мёрзлых» осин. Наблюдая за пейзажем, открывающимся ему, поэт замечает, что он «крестьянский сын». Много лет назад автор покинул родные места, уехал в город, чтобы обрести известность. Но, невзирая на унылые картины родной местности, он готов целовать каждую берёзу на пути следования домой. Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость.
История создания
Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности это пейзажная лирика. В произведении присутствуют явные признаки реализма, имажинизма и романтизма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог, повествующий о глубокой любви к малой родине. Выделяются несколько семантических частей:
- Сначала идёт описание окружающего мира – это пейзажная зарисовка, в которой автор выражает восторг открывшейся ему картиной, знакомой с детских лет.
- Затем поэт, воодушевлённый радостью воспоминаний, размышляет о своих крестьянских корнях, которыми искренне гордится.
- В финале автор признаётся: творческая слава для него второстепенна по сравнению с важностью встречи с родным селом.
Образы и символы
В произведении представлено немало образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:
- образ лирического героя является художественной проекцией самого поэта. Это сам Есенин едет, наблюдает, рассказывает обо всём увиденном;
- образ бубенцов – для поэта они являются символом молодости, безрассудства. Есенин осознаёт, что обратной дороги нет: он променял простую размеренность сельской жизни на городской «сиюминутный» успех;
- образ берёзки для поэта символизирует красоту и нежность молодой девушки, первую любовь, мечты о возможном счастье;
- образ дороги является символом судьбы, жизненного пути. Дорога для поэта – это одновременно и путь домой, и путь из дома в большой город за творческой славой.
Темы и настроение
Автор раскрывает тему искренней любви человека к его малой родине, отчему дому. Тема раскрывается путём монолога лирического героя: поэтическое «Я» здесь полностью автобиографично. Монолог позволяет раскрыть тему любви поэта к родному селу и подводит его к выводу, что известность – это ничто, в сравнении с любовью к «чахленькой местности».
Основная идея
Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Также автор доносит идею о том, что не следует тратить жизнь на гонку за эфемерной славой.
Источник
Школьное чтиво
Чему учит стихотворение «Мелколесье. Степь и дали»
Стихотворение учит любить свою Родину, родной край, место, где был рожден. Учит любить простую красоту родной земли. Учит не забывать свои корни. Учит не гнаться за славой.
Отзыв на стихотворение «Мелколесье. Степь и дали»
Мне очень нравится это романтичное стихотворение, которое пронизано острой грустью поэта по его родным местам. Поэт признается, что давно не видел этих мест и скучает по ним. Он хочет вернуться, хочет забыть про известность, его тянет домой. И мне понятно это стремление, ведь оно так естественно.
Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика.
В стихотворении поэт в который раз обращается к горячо им любимым картинам малой Родины. Сколько бы не прошло лет, кем бы не стал автор стихотворения, но он все также любит места, в которых вырос. Очень тяжело приходится тому, кто волей судьбы оказался оторван от своей Родины, он всегда одинок и всегда испытывает ностальгию по родным местам. Стихотворение построено на контрастах, в нем веселье юности и разливные бубенцы соседствуют с рыданием, слезами, воем. Для усиления впечатления поэт часто использует гиперболы. И этот контраст передает переживания автора, с грустью вспоминающего минуты счастья.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали»
Эпитеты: разливные бубенцы, неприглядная дорога, звоны мерзлые, крестьянский сын, чахленькую местность, лихая слава.
Метафоры: звоны осин, березке ножку
Олицетворения: зарыдали бубенцы, этот вой.
Гиперболы: свет во все концы, любимая навек, наплевать на известность, березке каждой готов целовать.
Метонимия: юность деревень.
Пословицы к стихотворению «Мелколесье. Степь и дали»
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякому мила родная сторона.
За горами хорошо песни петь, а жить лучше дома.
Родной край — и под елкой рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»
Над мелколесьем светит луна. Рыдают бубенцы. По такой неприглядной, но любимой дороге ездил всякий.
Сани летят мимо осин. Поэт крестьянский сын. Ему не нужна известность, ведь он не видел родные места много лет. А ведь всякий, кто видел эту местность, готов целовать каждую березу.
На глаза наворачиваются слезы, ведь рядом веселится юность. И под вой гармошки пропадала не одна слава.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Мелколесье. Степь и дали»
Читать стихотворение «Мелколесье. Степь и дали»
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
Источник
«Мелколесье, степь и дали» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, эпитеты, жанр
Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мелколесье. Степь и дали.
История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.
Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».
Эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».
История создания
С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.
В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.
Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы».
Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти мужчины еще в детстве.
В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная». Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек». А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын».
Мужчина осознает, что известность – ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности». Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.
Жанр стихотворения – это пейзажная лирика. Написаны стихи – четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани!
Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой» и эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».
Источник
Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»
Сразу по окончании школы в 1912 году С.А. Есенин покинул село Константиново и переехал в Москву, чтобы начать строить карьеру. Он очень тосковал за родной деревней. Сергею Александровичу довольно быстро наскучила столичная жизнь, но он знал, что, живя в селе, он не сможет осуществить свои мечты и стать знаменитым. Тоска за родными местами наложила отпечаток на творчество. Сергей Александрович написал много стихотворений, посвященных сельской природе. В 1925 году поэт ненадолго приехал на малую Родину. Трогательные впечатления от поездки домой он выразил в стихотворении «Мелколесье. Степи и дали», написанном в этом же году. В 1925 году оно было опубликовано в журнале «Красная нива».
В анализируемом произведении есть признаки пейзажной и интимной лирики. Его жанр – элегия. Тема – описание сельской природы; рассказ лирического героя о его деревенских корнях. Сергей Александрович показывает, что наиболее дорогими сердцу человека являются места, в которых он родился. Кроме того, поэт утверждает, что люди должны гордиться своими корнями.
В центре стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» лирический герой, который едет любимыми дорогами, знакомыми с детства. Зная о поездке Сергея Александровича домой, можно утверждать, что образ лирического героя автобиографический. В начале произведения мужчина описывает всё, что видит вокруг: «Мелколесье. Степ и дали». Просторы залиты лунным светом. Ночную тишину нарушают бубенцы. Лирическому герою, кажется, что они рыдают. Описание звона бубенцов отображает состояние души путника. Он плачет от трогательной встречи с родными местами.
Далее лирический герой обращает внимание на неприглядную дорогу. Он утверждает, что этот путь любим им вовек. Им ездило много русских людей. Мужчину от дум о дороге отвлекают сани. Вдруг лирический герой с гордостью заявляет: «У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын». Далее он говорит, что он не отрекся от этой «чахленькой местности», даже став поэтом. Признается, что не бывал здесь долго.
Далее мужчина представляет сельские гуляния, что заставляет его прослезиться. В последнем катрене появляется символический образ русского народного инструмента – гармошки. Лирический герой обращается к ней, говоря, что под её звуки пропадала «не одна лихая слава».
Лирическому герою родне просторы кажутся самыми лучшими, и он уверен, что они могут покорить каждого с первого взгляда.
Стихотворение состоит из семи катренов. Строки в них объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение также делится на части: лаконичное описание сельского пейзажа; рассказ лирического героя о своих корнях; рассказ лирического героя о родном крае; обращение к гармошке.
Раскрыть тему и реализовать идею поэту помогают художественные средства. В тексте есть метафоры («зарыдали… бубенцы», «почти березке каждой ножку рад поцеловать», «будет рядом веселится юность русских деревень», «не одна лихая слава пропадала трын-травой»), эпитеты («разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «звоны мерзлые», «чахленькая местность»).
Источник
Краткий анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» по плану
Так сложилась судьба, что Есенину пришлось еще совсем юношей покинуть родные деревенские просторы. Он переехал жить в Москву, а потом в Петербург, где снискал славу и получил известность.
Но, несмотря на все это, Сергея Александровича всегда тянуло обратно, на рязанскую родину. И вот, незадолго до собственной трагической гибели, поэт в очередной раз посетил родное село Константиново.
Все впечатления от этой встречи с родиной он изложил в коротком, но таком душевном стихотворении 1925 года «Мелколесье. Степь и дали…».
К сожалению, произошедшие в родных местах изменения сильно расстроили Есенина, но радость от встречи сохранилась в этих прекрасных строках.
2. Литературное направление
Для позднего Есенина характерно слияние литературных направлений. В этом стихотворении мы видим признаки имажинизма, романтизма и реализма.
3. Род
Данное произведение относится к лирике.
4. Жанр
По жанру – лирическое стихотворение о природе, родине, или пейзажная лирика.
5. Проблематика
Поэт описывает свои чувства после долгожданной встречи с родными просторами, не затрагивая никаких проблем.
6. Тематика
Основная тема – любовь к родине, к просторам, где родился и вырос, к родным, знакомым с детства, пейзажам.
7. Идея
Автор написал это стихотворение для того, чтобы поделиться с читателем своими чувствами, рассказать о том, что волнует его именно в момент встречи с родными просторами.
Он описывает, насколько прекрасны и дороги сердцу деревенские пейзажи.
8. Пафос
Стихотворение наполнено противоречивыми эмоциями. С одной стороны, это радость от долгожданной встречи, восхищение простыми картинами русской природы, разворачивающимися перед глазами путника.
С другой, чувствуется легкая грусть, даже тоска. Есенину пришлось надолго покинуть малую родину.
9. Система образов
Как во многих есенинских произведениях, тут блестяще изображены образы русской природы.
Автор использует излюбленный прием – олицетворение, делая картины максимально живыми, сказочными. Описывая предстающие перед ним пейзажи, он тем самым передает свое внутреннее состояние, обозначает переживания, которые испытывает в момент встречи с родиной.
10. Центральные персонажи
Все стихотворение – описание родных мест и впечатлений, чувств, вызванных встречей с ними. Как таковых, тут нет действующих персонажей, однако природа изображена настолько образно и ярко, что буквально оживает на глазах восхищенного читателя.
Именно через предстающие картины, написанные с такой искренней любовью и восхищением, мы понимаем, насколько автор соскучился по своей малой родине и как рад ее видеть снова.
11. Лирический герой
Стихотворение автобиографично: поэт описывает собственное состояние при въезде в село.
Можно смело говорить, что лирический герой тут – художественная проекция самого Есенина в текст произведения. Это поэт едет, наблюдает и рассказывает обо всем том, что он видит и чувствует.
12. Сюжет
Как такового сюжета нет, перед нами – прекрасный образ волшебной пейзажной лирики. Можно отметить лишь некоторые, особенно значимые моменты.
Прежде всего, лирический герой приезжает в родное село либо поздним вечером, либо уже ночью, иначе бы он не видел «свет луны во все концы».
Наконец-то он видит ту самую «неприглядную дорогу», такую любимую и знакомую с детства. Встреча с родиной будит в поэте невероятную бурю чувств, его захлестывает от любви и восхищения.
Он вспоминает о своем крестьянском происхождении и годится им. Ему плевать на славу, ведь нет ничего сильнее любви к родным краям.
13. Композиция
Композиция простая, линейная.
Перед нами стихотворный монолог, в котором поэт рассказывает о своей искренней любви к родине.
Можно выделить несколько смысловых частей. Сначала идет пейзажная зарисовка, в которой автор восхищается открывшейся ему картиной, знакомой еще с детства. Затем он, окрыленный радостью, рассуждает о своем крестьянском происхождении, которым очень гордится. И, наконец, признает, что даже слава не так важна, как встреча с родными краями.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень ярким, живым языком. Автор рисует поистине волшебные картины окружающей его природы, при этом, не используя никакой высокой лексики. Его язык максимально прост и понятен любому человеку.
15. Размер, рифма, строфика
Рассматриваемое стихотворение написано четырехстопным ямбом. Ямб отличается напевностью, мелодичностью, в нем можно передать все чувства лирического героя.
Рифмовка перекрестная (АБАБ), причем иногда встречаются неточные рифмы (осин – сын, сани – крестьянин).
Стихотворение состоит из семи четверостиший.
16. Средства художественной выразительности
В рассматриваемом произведении тоже много:
- эпитетов («разливные бубенцы», «неприглядная дорога»),
- метафор («звоны мерзлые осин», «юность русских деревень»),
- олицетворений («тот почти березке каждой ножку рад поцеловать»).
17. Значение произведения
Стихотворение очень важно для всего творчества Есенина, ведь оно описывает ту гамму чувств, которую испытал поэт, впервые за много лет приехавший на родину. Мы понимаем, как сильно автор любил ее и тосковал по ней.
18. Актуальность
Каждый человек любит малую родину и радуется долгожданной встрече с ней. Вот почему это стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Моё отношение
Мне очень нравится произведение. Оно написано красивым языком и вызывает ответные чувства и эмоции.
20. Чему учит
Стихотворение учит любить те края, где родился, и искренне наслаждаться их неповторимой красотой.
Источник