Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

Данная статья является ознакомительной, вступлением в данную тему, некой попыткой анализа стратегий социально-экономического развития городов/районов нашей необъятной Родины, точнее их качество. Не поленитесь, почитайте, и выскажите свое мнение.

В дальнейшем мы постараемся выложить полноценную методологию/схемотехнику, которая позволит разработать собственную стратегию, вполне «съедобную», а главное жизнеспособную и эффективную. Попробуем увязать решение данной проблемы(я считаю, что жизнеспособных стратегий нет и это проблема) с созданием нового направления для России, которое сейчас формируется в области маркетинга — брендирование территорий или маркетинг территорий.

Если у вас есть вопросы по данное теме можете писать на нашу электронную почту или задать вопрос в комментариях. Будет полезным, если вы заглянете в раздел посвященный бизнес-стратегиям.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования — региона/города/районаНет большой разницы, разрабатываете вы стратегию социально-экономического развития муниципальных района, города или региона, принципы построения стратегия до боли одинаковы, подчеркиваю, что одинаковы именно ПРИНЦИПЫ, а не сами стратегии. К сожалению, у нас получается наоборот, все стратегии до боли одинаковы, что уже объективно аннулирует их качество. Когда стратегии одинаковы, это тоже самое, что одинаковые продавцы, в одинаковых магазинах продают одинаковые товары, хотя потребности потребителей могут быть РАЗНЫЕ(кто-то любит свинину, а кто-то малиновое варенье)

Просмотрев несколько стратегия социально-экономического развития муниципальных образований( в дальнейшем ССЭРМО) пришел к неутешительным выводам. Пока посмотрел только 4 варианта, но позже постараюсь просмотреть пару десятков, чтобы сделать более точные обобщения, но подозреваю, что картина не поменяется.

Стратегия социально экономического развития муниципальных образований( в дальнейшем ССЭРМО), которые муниципалы выкладывают на своих сайтах, в большинстве сделаны под копирку, не все, но большинство. Это само по себе плохо, так как одинаковых ситуаций не бывает, хотя многое будет схожим, но так же очевидно и явные различие муниципальных образований. Далее мы рассмотрим типичные ошибки, которые на мой взгляд допускаются районными стратегами при разработке муниципальных стратегий.

Как-то недавно мне довелось побывать на одной стратегической сессии, где шла разработка региональной стратегии. Говоря мягко остались смешанные чувства, откровенно говорить не хочу, иначе будет выглядеть грубо. Радовало только то, что в последнее время наметилась модная тенденция приглашать на такие мероприятия предпринимателей. Правда огорчает, что это больше похоже на показуху, ради галочки. Утверждать не стану, возможно это только показалось. Дальнейший анализ покажет, были ошибочными данное впечатление или нет.

На текущий момент разработкой стратегий социально-экономического развития муниципальных образований или регионов занимаются или бизнес-консультанты, или экономисты(с академическими степенями), это в лучшем случае. В худшем случае этим занимает «друг/кум/сват/брат» и соответствующий бюджет, выделенный под это дело, делится между заказчиком и исполнителем.

Наиболее правильным является когда для разработки социально-экономического развития привлекаются бизнес-консультанты практики, которые ведут конкретные проекты, которые заложены в данную стратегию. НЕ приглашать из Америки, Китая или еще откуда, а привлечь местные кадры. Возможно окажется, что местных кадров соответствующими компетенциями в регионе нет, что тогда делать ?

Тут я должен огорчить читателя. чтобы такие специалисты-практики появились потребуется политическая воля у руководства региона. Их нужно создавать. НЕ брать готовых с Москвы или экономистом местных ВУЗов, а готовых СПЕЦИАЛИСТОВ. Как и где готовить, это отдельный вопрос. Проблема в том, что часто нет понимания, что таких специалистов нужно готовить. Дело в том, что для каждого крупного муниципального образования, районный центр или город, не говоря о региональной столице требуется собственная стратегия увязанная со стратегией региона. Каждый год требуется мониторинг выполнения этих стратегий. Возможно придется вносить какие-то коррективы. Такая работа, если поручить сторонним специалистам, даже компетентным, «уйдет в песок», так как требуется ежедневная работа по реализации и координации стратегических задач. В каждом регионе несколько крупных городов и десятки районных центров, и всю это нужно развивать в увязке друг с другом. Наиболее удачным решение данной проблемы, на мой взгляд, является создание некоммерческого центра, куда можно привлечь и предпринимателей и бизнес-консультантов, но только местные кадры и обучать их на реальных задачах. А вот для подготовки этих кадров можно приглашать специалистов из Москвы, Китая или еще откуда.

Самое худшее, что ожидает такой проект, это профанация идеи. Например создается в Москве некий Центр Стратегических инициатив, который занимается обучением чиновников местного/регионального уровня. Тут сражу же закладывается две большие мины под название: региональные чиновники(объективно не компетентны в таких вопросах) и учителя с академическими степенями(этому может обучать только практики)

Источник



Analysis of the Strategy of socio – economic development of the city of Yekaterinburg

Hatskelevich Anna Nikolaevna
Semeykina Angelika Alexandrovna
1. Associate Professor, candidate of economic Sciences
2. Student of the 1st year of the master program of the "Project Management"
PGNIU

Аннотация: Статья посвящена анализу стратегического планирования социально-экономического развития города Екатеринбург. Рассмотрены стратегические документы в городе Екатеринбург в соответствие с законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Была выявлена нормативно-правовая основа разработки стратегии развития города Екатеринбург. В работе описана структура Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года, видение, миссия, стратегическая цель и подцели развития Екатеринбург. Проведён сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией социально-экономического развития Перми.

Abstract: The article is devoted to the analysis of strategic planning of social and economic development of the city of Yekaterinburg. The strategic documents in Yekaterinburg in accordance with the law 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation"are considered. The legal and regulatory framework for the development of Yekaterinburg city development strategy was identified. The paper describes the structure of the Strategic plan for the development of Yekaterinburg until 2030, vision, mission, strategic goal and sub-goals of Yekaterinburg. A comparative analysis of the strategies of socio-economic development of Yekaterinburg with the strategy of socio-economic development of Perm.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, Екатеринбург, стратегическое планирование.

Keywords: Strategy, social and economic development, Yekaterinburg, strategic planning

На сегодняшний день стратегическое планирование города является самым эффективным и часто используемым инструментом управления социально — экономическим развитием города. Планирование помогает выявить наиболее перспективные направления развития, а также позволяет сделать механизм управления городом более прозрачным, даёт возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации. Поэтому процесс стратегического планирования очень важен не только на региональном уровне, но и для развития страны в целом.

Для анализа стратегического планирования социально-экономического развития территории была выбрана столица Уральского федерального округа — Екатеринбург.

Екатеринбург — четвертый по численности населения город в России, административный центр Свердловской области и Уральского федерального округа. Основанный как город-крепость в 1723 году.

Стратегический план развития Екатеринбурга был разработан в 2001–2002 годах, рассмотрен и принят Программным советом стратегического развития города Екатеринбурга 20 декабря 2002 года и утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга». Разработка Стратегического плана осуществлялась гласно (открыто), демократично и системно, что обеспечивалось проведением общественных обсуждений, рабочих и экспертных сессий, научно-практических конференций, мероприятий по вовлечению горожан в процесс планирования, включая публикацию проектов документов стратегического планирования и организацию дискуссии в средствах массовой информации. Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены авторскими коллективами соответствующих разделов Стратегического плана. Итогом работы явился комплексный документ, определяющий миссию, цели, задачи, внутренние ресурсы и внешние условия, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года № 67/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга» утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года.

Реализация стратегии согласно закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» должна находить отражение в 6 видов документов стратегического планирования муниципального уровня.

Стратегические документы в городе Екатеринбург в соответствие с законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (2014г.)

Екатеринбург – здоровый город.

Образование – основа развития, залог успеха.

Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства.

Екатеринбург спортивный.

Таким образом, к стратегическим документам в городе Екатеринбург относятся Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года, План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года, Прогноз социально-экономического развития муниципального образования

«город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов, Муниципальные программы. Однако, шестой вид документа стратегического планирования муниципального уровня — Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период находится на стадии разработки.

Нормативно-правовая основа разработки стратегии развития города Екатеринбург

Федерации на период до 2030 года

2. Прогноз долгосрочного социально экономического развития Свердловской области на период до 2030 года

3.Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, 4. Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев»

развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы

стратегические документы федерального и регионального значения, а также

основные целевые параметры государственных программ Свердловской

области, муниципальные целевые и ведомственные программы города

Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года состоит из 194 страниц, 5 разделов и 6 приложений.

Структура Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление стратегического видения и миссии города.

Видение, миссия, стратегическая цель и подцели развития Екатеринбург

2.Международно узнаваемый центр деловых коммуникаций с развитой комфортной деловой инфраструктурой, способствующей проведению крупных международных мероприятий различного формата;

3.Межрегиональный транспортно-логистический комплекс со сбалансированной транспортно-логистической инфраструктурой, удовлетворяющей потребности экономики и населения;

4.Город с диверсифицированной экономикой, характеризующейся сбалансированным развитием индустриального и торгово-сервисного секторов, динамичным развитием научно-образовательного комплекса, информационного пространства и рынка финансовых услуг;

5.центр культурных коммуникаций, обеспечивающий доступные возможности для свободной и безопасной культурно-творческой самореализации горожан, сохраняющий самобытность и уникальность городского пространства;

6.город с креативной средой, ориентированный на учет интересов городских сообществ, развивающий гражданские и творческие инициативы, поддерживающий развитие новых социально-культурных индустрий.

Миссия города заключается в усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения. Обеспечение достаточного высокого и устойчиво

2.Формирование крупнейшего межрегионального центра «новой экономики», участвующего в глобальных экономических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности;

3.Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности среды проживания, модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, росте их энергетической эффективности, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, повышении уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города;

4.Формирование новой пространственно сбалансированной организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения и гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах;

5.Усиление процессов интеграции города в региональную, национальную и мировую систему товародвижения, комплексное развитие российских и международных социокультурных и бизнес-коммуникаций;

6.Создание транспортно-пешеходной системы города, удобной для населения, связанной с международной транспортной системой;

7.Создание комфортных условий проживания и экологически устойчивой системы жизнедеятельности населения на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий;

8.Развитие сообщества свободных, инициативных, социально активных горожан, объединенных общностью традиций, интересов и ценностей; сохранение достигнутого общественного согласия, повышение эффективности местного самоуправления и совершенствование системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

9.Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития городского пространства.

В городе Екатеринбург реализуются 7 стратегических направлений развития города.

Содержание основных стратегических направлений развития города

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – здоровый город.

Образование – основа развития, залог успеха.

Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства.

Екатеринбург – город комфортной социальной среды.

Формирование крупнейшего межрегионального центра «новой экономики», участвующего в глобальных экономических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности.

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – промышленный инновационный центр.

Екатеринбург – межрегиональный центр притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов.

Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности среды проживания, модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, росте их энергетической эффективности, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, повышении уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города.

Читайте также:  Где лучше сдавать анализы санкт петербург

Перечень стратегических программ

Совершенствование системы управления жилищным фондом.

Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения

Формирование новой пространственно сбалансированной организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения и гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах; усиление процессов интеграции города в региональную, национальную и мировую систему товародвижения, комплексное развитие российских и международных социокультурных и бизнес-коммуникаций.

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – центр производства качественных и безопасных потребительских товаров.

Екатеринбург – центр современных технологий торговли.

Высокое качество услуг – новый уровень обслуживания.

Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций и туризма.

Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды Развитие гражданского общества и местного самоуправления

Перечень стратегических программ

Улучшение качества транспортной мобильности.

Улучшение качества мобильности пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

Екатеринбург – евроазиатский транспортно-логистический узел.

Создание комфортных условий проживания и экологически устойчивой системы жизнедеятельности населения на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий

Перечень стратегических программ

Оздоровление окружающей природной среды.

Чистый благоустроенный город.

Развитие сообщества свободных, инициативных, социально активных горожан, объединенных общностью традиций, интересов и ценностей; сохранение достигнутого общественного согласия, повышение эффективности местного самоуправления и совершенствование системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – город активных граждан и общественного согласия.

Екатеринбург – безопасный город.

Общие выводы

Механизм реализации Стратегического плана является одним из важнейших элементов стратегического управления, так как без него цели, задачи и направления деятельности, как бы хорошо и правильно они ни были поставлены в стратегии, так и останутся просто бумагой, «мертвым капиталом». В анализируемом городе Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года № 67/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга» утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года. С этим документом можно ознакомиться на сайте Администрации города.

Кроме того, на сайте размещены Долгосрочный прогноз социально-экономического развития до 2035, разработанный Институтом экономики УрО РАН по заказу Администрации города и Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов.

Что касается Бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, то в городе Екатеринбурге, этот документ не разработан. Однако, 30 октября 2018 года Екатеринбургская городская Дума решила формировать бюджетный прогноз муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период начиная с 2019 года.

Базовыми принципами актуализации Стратегического плана являются сохранение стратегической цели развития города Екатеринбурга, соответствующей главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (устойчивое повышение благосостояния российских граждан), преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана, согласованность стратегических приоритетов социально-экономического и территориального развития.

Важно, что в ходе разработки Стратегии был реализован проект «100 мыслей о Екатеринбурге», который позволил собрать идеи горожан и представителей профессиональных сообществ о будущем города. В Стратегии отражены не только долгосрочные ориентиры, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и программах, но и обоснована необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города. Среди плюсов можно отметить следующее: отражён SWOT-анализ существующего положения дел, в рамках которого осуществляется та или иная программа и направление. Также, присутствие схем и графиков облегчало понимание информации.

Среди минусов-большого объёма документа, что объясняется наличием «общих» и «размытых» предложений. Читая, местами приходилось пропускать часть предложений и переходить непосредственно к конкретной информации.

Проведём сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией социально-экономического развития Перми.

Критерий анализа: название документа
Стратегия Екатеринбурга: Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года Стратегия Перми: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года
Вывод по критерию анализа: Названия существенно различаются. Схожесть только в том, что указан период. На сайте Екатеринбурга объясняется, что Стратегический план является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития». По моему мнению, формулировка Стратегия социально-экономического развития наиболее подходящая, чем Стратегический план.
Критерий анализа: срок утверждения и действия
Екатеринбург: Утверждён 25 мая 2018 года до 2030 года Пермь: Утверждён 22 апреля 2014 года до 2030 года
Вывод по критерию анализа: Можно отметить, что Екатеринбургская Стратегии более «свежая», чем Пермская. Как мне кажется, Стратегию города Перми нужно рассмотреть на предмет актуальности, так как с 2014 года многое могло поменяться.

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала

2. Екатеринбург – межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр

3. Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города

4. Развитие рынка товаров и услуг

5. Улучшение качества устойчивой городской мобильности

6. Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды

1. Социальная сфера

2. Общественная безопасность

3. Экономическое развитие

4. Развитие инфраструктуры

5. Пространственное развитие

Общий вывод

Таким образом, сравнив стратегию социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией СЭР Перми, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, название документов отличаются, однако смысл не меняется. По моему мнению формулировка «Стратегия социально-экономического развития» более подходящая для данного документа. Отличается объем и структура документа. Если Стратегия Екатеринбурга более развёрнута, объемна, с рисунками и графиками, то Стратегия Перми имеет совсем небольшой объем, где отражены только главные мысли, оформленные в таблицы. Дата принятия обоих документов различается в 4 года. Стратегия Екатеринбурга принята совсем недавно, в 2018 году, что является очевидным плюсом. Что касается стратегических целей, то они не имеют явных отличий: обе Стратегии нацелены на повышении качества жизни людей. Я думаю, что стратегические направления города Екатеринбург сформулированы правильнее, чем направления Перми. Также направления Перми обозначены очень широко, их нужно конкретизировать.

Источник

Стратегическое планирование развития городов

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики во всем мире. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов.

Можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение городов к разработке стратегии развития:

· усложнение механизмов управления;

· необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие города в период общеэкономического спада;

· стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера;

· потребность повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в городах. На сегодняшний день большинство городов, серьезно озабоченные проблемами экономического развития, разрабатывают те или иные документы комплексного характера, которые дают возможность в определенной степени скоординировать деятельность в сфере экономической политики. В настоящее время наиболее целесообразным является следующий состав документов:

· стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;

· экономическая стратегия города;

· концепция экономической политики городских властей;

· набор проектов (программ) по реализации местной экономической политики властей;

· план мероприятий по экономическому развитию города.

Стратегия социально-экономического развития города служит следующим главным целям:

· очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города посредством специально организованного процесса обсуждений, соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

· стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

· укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направление, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Собственно экономическая стратегия города – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

В процессе формирования новой стратегии развития крупных городов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, разработка долговременной стратегии социально-экономического развития города должна базироваться на основных положениях теории социальных альтернатив, согласно которой всегда существует множество возможных вариантов развития любого элемента национальной экономики, включая города. Вопрос выбора, вытекающий из теории социальных альтернатив, связан с выбором траектории развития города с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, а также разработкой механизмов, обеспечивающих достижение этих целей. Причем такая траектория должна быть направлена на обеспечение прогрессивного развития города.

Во-вторых, в процессе обоснования и разработки стратегии социально-экономического развития крупных городов необходимо учитывать общемировые тенденции в этой области.

В-третьих, при обосновании и разработке долговременной стратегии социально-экономического развития крупных городов следует принимать во внимание их социально-экономический потенциал, что дает возможность сделать разработанную стратегию реально выполнимой.

В-четвертых, при разработке и выборе стратегии социально-экономического развития крупного города надо учитывать историю его развития, особенности социально-демографического и культурного потенциала, систему сложившихся ценностей и т. д.

Современные подходы к формированию государственной политики социально-экономического развития городов (городских агломераций) должны учитывать два основных аспекта:

1) политику федеральных и региональных органов власти по отношению к городам;

2) собственно социально-экономическую политику каждого определенного города.

Между этими аспектами политики имеются различия в содержании, целях и средствах их реализации.

Например, главные цели государственной социально-экономической политики по отношению к городам (городским агломерациям):

· геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов;

· создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой;

· поддержание необходимых территориальных пропорций в национальной экономике;

· формирование в городах (городских агломерациях) благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;

· содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач социального развития;

· преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение достижения в каждом из них уровня минимальных социальных стандартов;

· содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосударственных задач.

Второй аспект государственной политики, направленный на обеспечение социально-экономического развития городов (городских агломераций), предусматривает разработку целевых установок (ориентиров) собственной социально-экономической политики городов, обеспечивающей комплексность развития города. Это, прежде всего, предполагает решение задачи жизнеобеспечения населения крупного города. В этой связи органы власти города должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в городе. Причем в основу взаимоотношений между федеральными и городскими органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

Таким образом, для стратегической формы планирования развития городов характерен ряд принципиальных особенностей:

1. Стратегическое планирование развития города предполагает рассмотрение его в качестве сложной и достаточно динамичной социально-эколого-экономической системы.

2. Такое планирование четко ориентируется на долгосрочную перспективу.

3. Планируемое развитие города должно предусматривать определение основных направлений развития города, и в нем должны отражаться определенные «ниши» для экономической деятельности, которые затем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

4. Основной целью стратегического планирования развития города должно быть обеспечение потенциала для успешного его развития в перспективе.

Стратегическое планирование социально-экономического развития городов необходимо рассматривать как важнейший элемент деятельности представительных и исполнительных органов власти города по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и городских интересов в решении всего комплекса проблем развития города. Поэтому организация процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования (города) должна регламентироваться специальными документами. Одним из таких документов можно считать положение о стратегическом планировании (см. приложение 2).

Стратегическое планирование развития города является элементом процесса стратегического управления его развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанных этапа (рисунок 13).

Стратегический план социально-экономического развития города это комплект документов, включающий стратегию социально-экономического развития города и основные направления по ее реализации, набор стратегических программ и проектов, а также план мероприятий подразделений местной власти по реализации принятой стратегии.

Очевидно, что структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу. Поэтому, несмотря на то, что зарубежной наукой и практикой накоплен определенный опыт в области формирования стратегических планов развития городов (городских агломераций), его использование в российских условиях представляется весьма затруднительным.

Читайте также:  Анализ рынка сварочного оборудования россии

Анализ и оценка существующих подходов к процессу стратегического планирования позволяет составить обобщенную схему формирования стратегического плана развития города, которая основывается на концептуальной модели стратегического планирования (рисунок 14).

Исходным этапом формирования стратегического плана социально-экономического развития города является определение его стратегической ориентации (стратегического замысла). Для каждого города необходимо обоснование стратегической ориентации его развития, включая определение важнейших приоритетов развития в перспективе. Важность данного этапа обусловливается тем обстоятельством, что органы власти города как главные носители стратегии его развития должны четко сформулировать свою позицию относительно будущего города.

Примеры стратегической ориентации городов (аналогичны понятию «миссия» для предприятий и корпораций):

· быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом, городом культуры (Амстердам, Нидерланды);

· стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн, Германия);

· развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер, Великобритания);

· стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг, Германия);

· создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт, Великобритания).

В общем случае проблема обоснования стратегической ориентации развития города в значительной степени сводится к изучению и выявлению внутренних закономерностей его развития. Для этого в процессе обоснования стратегической ориентации развития города целесообразно использовать методы структурно-функционального и исторического анализа. Применение последних дает возможность решить две важные задачи. Во-первых, выявить, существует ли какая-либо зависимость между изменениями в функционально-структурной организации города и уровнем его социально-экономического развития. Во-вторых, определить и изучить закономерности качественных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии города

Формирование целевых ориентиров развития города должно базироваться на двух основных функциях, которые выполняет город. С одной стороны, это относительно самостоятельная целостная социально-эколого-экономическая система, которая должна реализовывать на практике функцию обеспечения качества жизни населения, проживающего на его территории, на уровне не ниже принятых в обществе социальных стандартов. С другой стороны, города являются элементами национальной экономики, которые выполняют определенные социальные функции в системе общегосударственного разделения труда. В соответствии с этим для любого города можно сформировать две универсальные целевые установки его развития:

· обеспечение необходимого качества жизни населения города;

· выполнение городом определенного «государственного заказа», вытекающего из сложившейся или перспективной системы общегосударственного разделения труда.

Примеры стратегических целей развития городов:

· поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

· поддержание квалифицированной рабочей силы

· поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

· поддержание региональных связей и сотрудничества;

· поддержание международных экономических связей;

· поддержание общественной солидарности и равного доступа к рабочим местам, образованию;

· повышения привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования.

Несмотря на общность основных целевых ориентиров развития города способы (стратегии) их достижения могут быть различными.

Применительно к городу как региональной социально-эколого-экономической системе понятие стратегии развития можно сформулировать следующим образом. Стратегия развития города представляет собой принятые городом на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий органов управления городом в экономической и социальной сфере. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории города и интересов населения города.

Основные направления социально-экономического развития городов, отражаемые в стратегиях:

· развитие материальной сферы производства и жизнедеятельности (совершенствование инфраструктуры, глобальные проекты обновления и развития, локальные проекты обновления и развития);

· создание благоприятных организационных условий для экономического развития (поддержка бизнеса, инноваций, распространение технологий, содействие занятости, содействие малым и средним предприятиям, поддержка профессионального образования);

· поддержание имиджа и развитие кооперации (поддержка туризма, внутрирегиональная кооперация, маркетинг города);

· совершенствование управления (совершенствование структуры и методов управления городом).

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития города выделяется ряд частных стратегий развития:

1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т.д.;

2) стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

4) система стратегических интересов различных групп населения города.

В процессе формирования общей стратегии развития города должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных выше частных стратегий развития. Разработку общегородской стратегии развития должны осуществлять органы власти города, которые выполняют роль полноценного представителя всех интересов в городе, при общественном контроле за этим процессом.

Успешная реализация стратегического плана социально-экономического развития города в значительной мере связана с использованием на практике системных регуляторов социально-экономического развития города. Применение таких регуляторов предполагает переход от частных (локальных) механизмов воздействия на отдельные элементы социально-экономической системы города к механизмам системного воздействия на социально-экономическое развитие города в целом.

Состав системных регуляторов может быть достаточно широким. Причем для определенногоэтапа социально-экономического развития городавыбираются самые приоритетные.

В мировой практике на сегодняшний день особое место в управлении развитием городов отводится системным регуляторам земельных отношений. Они представляют собой совокупность административно-правовых, организационно-правовых, экономических и прочих мер, целенаправленно ориентирующих всех участников земельных отношений на выбор такой стратегии и тактики поведения, которая предполагает согласование их интересов с интересами развития города как целостной системы. Так, например, через рациональное использование механизмов отвода земельных участков под строительство, купли-продажи, аренды и ипотеки земли органы управления городом получают реальную возможность для активного и целенаправленного влияния практически на все аспекты социально-экономического развития города.

В качестве действенного вида системных регуляторов социально-экономического развития города могут использоваться бюджетно-налоговые регуляторы. Они связаны с организацией бюджетного процесса и налогообложения, а также с определяемым ими характером движения финансовых потоков как в социально-экономической системе города в целом, так и в рамках ее отдельных элементов.

Разработка стратегического плана социально-экономического развития города непосредственно связана с формированием соответствующей информационной базы (информационного обеспечения). Она должна содержать предельный минимум показателей, которые отражают причины и ожидаемые последствия социально-экономических процессов, протекающих на территории города. В общем случае информационная база стратегического планирования и управления развитием города может представлять сочетание следующих основных видов информации:

Стратегический план социально-экономического развития города – это партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана – залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества. Контроль и оценка результатов должны быть общественными для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорять необходимые решения, а также вносить коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Мониторинг проводится с целью обеспечения реализации и поддержания постоянной актуальности стратегического плана. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и мер стратегического плана.

В процессе мониторинга ежегодно составляется и направляется в исполнительный комитет (или какой-либо другой орган по реализации стратегического плана) сводный отчет, содержащий выводы о степени реализации и адекватности стратегического плана, а также о необходимых корректировках и уточнениях плана по мерам, задачам и целям.

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана. В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

· стимулирование реализации плана в целом и отдельных его мероприятий;

· оценка степени достижения главной цели и целей стратегического плана;

· сбор информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;

Источник

Концептуальные основы стратегического планирования

Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований (городов, районов, поселков) может быть состоятельной в своей реализации лишь при ее соответствии целям, задачам, принципам, ориентирам региональной и общефедеральной стратегии. Однако это не исключает определенной стратегической самостоятельности в развитии поселений, обусловленной их местоположением, экономическим потенциалом, демографическими и экологическими процессами, уровнем развития социальной инфраструктуры и др.

Поэтому при разработке стратегии социально-экономического развития города авторы программы исходят как из общетеоретических и методологических посылок проведения этой работы, так и тех принципиальных установок, которые придавали бы стратегии поселенческую особенность и неповторимость.

Принадлежность муниципальных образований к единому экономическому, политическому, правовому пространству страны, подчинение общефедеральной социальноэкономической стратегии развития не исключают, нормального диалога муниципального образования с региональной администрацией и с федеральным центром в межбюджетных отношениях, необходимости представлять и защищать экономические интересы города, а также конкуренции между городами за привлечение инвестиций и налогоплательщиков на свою территорию. В этой связи первым условием состоятельности муниципального образования и эффективности стратегического планирования социально-экономического его развития служат осмысление и проекция применительно к местной специфике общей стратегии развития региона, реального состояния его экономики, его кратко- и среденесрочной экономической политики, а также (что очень важно) ее долгосрочных стратегических ориентиров. Суть новой социальноэкономической стратегии и стержень концепции реформирования муниципальных образований состоит в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, созданием благоприятной среды его обитания, на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли как государства так и местного самоуправления в ее трансформации и регулировании.

Главным ориентиром выбора приоритетов социально-экономического развития муниципального образования является качество жизни населения или отдельного человека. Именно поэтому данный показатель интерпретируется нами как целевая функция стратегии развития. Ограниченность экономических ресурсов в развитии города — это фактор, который определяет взаимосвязь отдельных аспектов качества жизни населения, поскольку основные составляющие «конкурируют» друг с другом за выделение ресурсов. Вместе с тем, институциональные ограничения не ставят в конкурентное положение отдельные параметры качества жизни населения. Этот аспект особенно важен для современных транзитивных (неопределенных) условий экономического и социально-политического развития муниципальных образований, регионов и России в целом. Поэтому необходим системный подход к разработке законодательных и других нормативных актов, адекватных рыночной экономике и охватывающих все секторы экономики.

Поскольку качество жизни является главным ориентиром в стратегии социальноэкономического развития муниципальных образований, постольку его содержание определяет основные направления планирования и прогнозирования жизни города Владимира.

Для разработки стратегии социально-экономического развития города необходимо определиться с теми принципиальными установками, которые могут составить фундамент этой работы. К числу таких установок мы относим следующие:

Во-первых , соотношение текущих проблем социально-экономической политики развития города и ориентиров на формирование постиндустриального общества в стране и регионах, что на первом этапе неизбежно скажется на задачах экономического роста и социального благополучия. Но кратко- и среднесрочное планирование не должно терять свою ориентацию в параметрах долгосрочной стратегии социально-экономического развития города.

Во-вторых , в стратегии развития традиционных для города предприятий машиностроения, организаций социальной инфраструктуры и других отраслей необходимо особо выделять инновационные проекты, реализация которых связана с переходом к высоким технологиям с производством продукции с большой конкурентоспособностью.

В-третьих , требуют внимательного анализа возможности города в формировании и развитии новых наукоемких производств с опорой на наличный научный и интеллектуальный потенциал муниципального образования. Это тем более важно, что город не богат природными, топливно-сырьевыми и другими ресурсами.

В-четвертых , вполне естественна межгородская конкуренция на территории области с другими муниципальными образованиями региона и страны в привлечении на свою территорию инвестиций и источников налоговых поступлений в городской бюджет. Этим определяется важность формирования инвестиционного климата в городе и создание благоприятных условий для предпринимательства.

В-пятых , неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития города является его институциональное, правовое обеспечение. Оно создается в границах общего институционального пространства региона, но предполагает дополнительные меры институционального характера в масштабах города. Наряду с эффективными мерами в налогообложении и в поддержке предпринимательских инициатив, которые разрабатываются и осуществляются при взаимодействии местных органов власти с региональными объединениями промышленников и предпринимателей, немалую роль играет поддержка инноваций путем производственной пропаганды, информации о лучшем опыте, о хозяйственных достижениях через местную печать, радио и телевидение.

В-шестых , как свидетельствует мировой опыт, инновационные процессы возникают вначале в отдельных звеньях экономики, а затем распространяются более широко. При разработке стратегии социально-экономического развития города важно выявить местные точки зарождения инновационных процессов для всемерной их поддержки наличными ресурсами.

В-седьмых , в рыночной экономике вмешательство государства, органов власти в экономическую жизнь ограничено самостоятельностью хозяйствующих субъектов, и перспектива заключается в освобождении властных органов от избыточных для экономики и социального развития функций. Это означает, что стратегическое планирование имеет не директивный, а индикативный характер, опирается на частные интересы фирм, частных собственников в получении прибыли и других выгод. Главная цель — создание условий для эффективного и стратегически ориентированного социально-рыночного хозяйства.

Читайте также:  Pest анализ молочной продукции

Источник

Каким будет Краснодар в 2030-м: умное производство, туризм и креатив

В Краснодаре стартовала серия круглых столов по обсуждению главных направлений Стратегии социально-экономического развития кубанской столицы до 2030 года. Первый из них был посвящен теме «Бизнес» и прошел в пресс-центре РБК Краснодар. Всего запланировано четыре подобных мероприятия — следующие три посвятят пространственному развитию города, транспорту и человеческому капиталу.

Стратегия развития Краснодара разрабатывается в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, которая была подготовлена Леонтьевским центом — AV Group.

Как сообщал РБК Краснодар, тендер на разработку программного документа выиграло ООО «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» (Ernst & Young).

По словам представителей Ernst & Young, в настоящее время проект находится в финальной стадии проработки. Планируется, что в марте 2020г. пройдут общественные слушания, а затем будет обсуждаться итоговый документ.

Бизнес: от промышленности до креативного капитала

По словам заместителя главы Краснодара Дмитрия Логвиненко, сегодня на первый план вышли вопросы стратегического планирования — для дальнейшего развития города требуется повышать его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Стратегия развития кубанской столицы представляет собой видение социально-экономического состояния Краснодара к 2030 году, рассказал старший менеджер компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко.

«Мы рассматривали Стратегию не как документ, который в 2030 году перестанет существовать. Мы закладывали преемственность для будущих стратегий и для будущего развития города. Соответственно, те проекты, которые отражены в Стратегии, не заканчиваются в 2030 году. Есть проекты, которые завершатся к 2040, 2041 и даже 2045гг. Это некий фундамент, на который мы будем нанизывать новые витки развития Краснодара», — пояснил Панасенко.

Авторы стратегии сформулировали в качестве цели трансформацию кубанской столицы в «магнит для притяжения талантов, новых смыслов и идей, конкурентоспособный в глобальном инвестиционном и гуманитарном пространстве», а также «флагман социально-экономического развития среди городов России».

Достичь этих результатов планируется с помощью реализации 15 флагманских проектов и 12 подпроектов по 63 направлениям развития. Оцениваться результаты работы будут по 46 целевым показателям.

В качестве отдельных флагманских проектов выделены «Умный город» и «Краснодар — центр агломерации».

Технопарки, логистический хаб и промышленность

По прогнозам авторов документа, в сфере промышленности к 2030 году будет достигнут двукратный рост объема отгруженной промпродукции. Площадь индустриальных парков увеличится в 2,5 раза, удвоится оборот розничной торговли, а пассажиропоток краснодарского аэропорта «Пашковский» достигнет 7,4 млн человек.

Достигнуть таких показателей позволят четыре направления развития и два флагманских проекта — это создание сети индустриальных парков и строительство в районе аэропорта Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба.

На территории города планируется создать 4 индустриальных парка и одну промышленно-складскую зону в ст. Старокорсунской, которые привлекут порядка 90 резидентов и позволят создать порядка 19 тыс. новых рабочих мест. Инвестиции в них оцениваются в 114 млрд рублей.

«Индустриальные и промышленные парки — очень здравая идея. Для многих это было бы идеальным решением, когда на первом этаже собирают «начинку», на втором — сам прибор, на третьем — упаковку. Мы тоже могли бы рассмотреть такой вариант», — прокомментировал исполнительный директор АО НПК «РИТМ» Дмитрий Чесноков.

По оценкам председателя комитета гордумы Краснодара по вопросам предпринимательства и экономики Андрея Раззоренова, реализация проектов индустриальных парков даст серьезный толчок развитию экономики. Однако это потребует внесения изменений в правила пользования и застройки, и, возможно, в Генплан города.

Если индустриальные парки предложат хорошие и выгодные условия, компании были бы заинтересованы переехать на новую территорию с современной инфраструктурой, считает финансовый директор ОАО «Аванта» Юлия Черноброва.

Другой флагманский проект — создание грузопассажирского транспортного узла на базе аэропорта Краснодара, который станет элементом «Южного экспортно-импортного хаба». Последний предусмотрен в краевой стратегии развития до 2030 года.

Планируется, что рядом с новым аэровокзальным комплексом возникнет, транспортно-пересадочный узел, включающий железнодорожный вокзал и междугородний автовокзал. Кроме того, здесь же будут построены общественно-деловые зоны, индустриальная и логистическая недвижимость, выставочный центр.

По словам руководителя по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Базэл Аэро» Сергея Черномаза, работы по проекту нового аэровокзального комплекса в Краснодаре находятся на высокой стадии готовности. В ближайшее время ООО «Базэл Аэро» планирует отыграть конкурс и выбрать проектировщика, а уже в августе 2020 года — выйти на нулевой этап и уже начать работы на площадке.

На настоящий момент уже завершена корректировка генерального плана развития территории, а также изъяты земельные участки общей площадью 332 га. Сейчас «Базэл Аэро» приступает к проектированию первого этапа развития аэропорта, который включает в себя аэровокзальный комплекс общей площадью 70 тыс. кв. метров и объекты служебно-технической инфраструктуры более 100 тыс. кв. метров. Их планируется построить до 2023 года.

Медиакластеры и креатив

Для достижения заданный параметров в креативной индустрии сформировано 2 флагманских проекта и 13 направлений развития. Предполагается, что их реализация позволит Краснодару подняться в рейтинге креативности Calvert 22 с восьмого места в 2018 году на четвертое — в 2030 году. За тот же период объем отгруженной продукции в данной сфере должен вырасти в 1,6 раза с 14 млрд рублей.

В рамках двух флагманских проектов планируется создать 8 технопарков, а также медиапарки и креативные кластеры. Общие инвестиции в проекты оцениваются в 5,4 млрд рублей.

«Наша основная цель — создать лидирующие условия для развития креативного бизнеса и креативных индустрий, для развития человеческого капитала. Построить креативную индустрию с нуля невозможно. Можно сделать комфортные условия по абсолютно всем элементам жизни в городе — для того, чтобы эта креативная индустрия начала развиваться. Представители креативных индустрий — это очень требовательные люди. Они четко понимают, с какими условиями можно работать, какие условия предоставляют другие города, другие страны», — отметил Панасенко.

«Стратегия называется Краснодар-2030, но хотелось бы быстрее. Все замечают, как быстро и интенсивно мы шагаем. У Стратегии правильная концепция привлечения инвестиций. На мой взгляд, нужно смешивать и использовать энергию инвесторов, чтобы решать разные задача. В современном мире это правильно. Я надеюсь, что эта концепция и Стратегия в целом будет максимально придаваться огласке, и это даст нужные сдвиги и уберет барьеры», — прокомментировал председатель совета директоров ГК «Информ-Системы» Алексей Игнатьев.

По словам соучредителя проекта «Голос города» Артема Миронова, основная проблема креативного класса — маленький рынок и ограниченная аудитория потребителей продукции, которую этот сегмент производит.

«Креативная индустрия — это тоже бизнес: товар произвел, его купили. Сегодня нет рынка, готового на бизнес-условия, с бизнес-эффективностью, с плановой маржинальностью и поддержкой продукта на масс-маркете. Создание этого спроса, понимание точек, где это можно сделать, — это и есть основная задача на годы, на десятилетия», — отметил он.

Другая проблема — сложности во взаимодействии с потенциальными партнерами и поиск площадок для проведения мероприятий, отметила креативный директор Geek Picnic Серафима Чичева.

«У нас нет площадок, к сожалению, которые подходили бы под эту «креативную» историю. У меня есть много «кейсов», когда мы придумали что-то классное, но этого не случилось. В центре города проблема сделать мероприятие даже на 200 человек», — отметила она.

Еще одной проблемой креативные предприниматели считают избирательный характер поддержки. Так, сейчас в фокусе государства находятся начинающие бизнесмены, для которых действует большое количество видов поддержки. В то же время, основная часть сегмента МСП оказывается неохваченной, отмечает организатор фестиваля «Киберкон» Алексей Орещенко.

«Для начинающих стартаперов, действительно, есть прекрасная помощь, но из них выстрелит максимум 5% проектов. А у нас например, есть проект на 250-300 млн рублей. Мы слишком крупные для «малышей» и слишком мелкие для крупных инвесторов. Чтобы получить поддержку, надо пройти семь кругов ада. А основной прослойке, тому самому среднему бизнесу, который будет развиваться и приносить деньги, нужны оборотные средства и помещения. Пока эти компании никак не охвачены поддержкой», — считает Орещенко.

От бизнес-туризма к туризму массовому

В турсфере авторы Стратегии 2030 закладывают рост в 1,5 раза — с нынешних около 1 млн человек в год до 2,5 млн туристов. Основной прирост должен прийтись на рекреационный туристов — если в 2016 году их было 5%, то в 2030 году ожидается уже 35%.

Изменить структуру турпотока и нарастить ежегодного количество гостей призваны 5 флагманских проектов и 9 направлений развития. Базовым и одним из самых крупных станет создание всесезонной зоны развлечений, инвестиции в которую оцениваются в 5,4 млрд рублей.

«Это будет не обязательно «Диснейленд» как бренд, а большая зона развлечений. Сейчас начинается работа по общению с инвесторами, есть понимание, кому это интересно и под каким брендом это можно сделать. Также там будет возможно развитие площадки для проведения событийных мероприятий, что уже неоднократно обсуждалось», — отметил Панасенко.

Кроме того, в Стратегии-2030 предлагается создать большое количество точек притяжения за пределами классически сложившегося исторического центра — в частности, набережные на реке Кубань и линейный парк вдоль Карасунских водоемов.

«У нас есть и конкурент, и партнер — это Сочи, который выигрывает с точки зрения базиса для развития делового и, тем более, рекреационного туризма. Но мы должны понимать, что в смысле бизнес-туризма, выставок, мероприятий и презентаций, которые нацелены на деловую сферу, мы можем выиграть у Сочи. У Краснодара уже сформировался имидж быстрорастущего города с успешной экономикой», — считает доктор экономических наук Александр Полиди.

В сфере туризма очень высокая конкуренция и создание одного парка развлечений не решит проблему с привлечением туристов, напоминает председатель гостинично-туристской секции Краснодара Людмила Евграфова.

«В Краснодаре пока нет вкусной и сладкой изюминки, которую бы все захотели. Чем можно привлечь сюда туриста, хотя бы на одни сутки? Специфика туризма, в том, что он объединяет все отрасли. Но у нас сейчас каждый сам по себе: ресторанный бизнес, гостиничный, транспорт», — считает она.

Гостиничная инфраструктура города готова к росту турпотока, но пока рынок стагнирует и активного развития нет, отмечает генеральный менеджер «Crowne Plaza» Оксана Раевская.

«Отелей открывается всё больше и больше. Каждый год мы должны иметь прирост туристов, независимо от того, развивается туристическая инфраструктура или нет. Если нет, то мы сами что-нибудь придумываем. В связи с необходимостью развития инфраструктуры отелям неоткуда черпать новые направления, мы не можем постоянно инвестировать сами в себя и в новые технологии. По этим причинам развития отельного бизнеса пока нет. Я считаю, что при разработке Стратегии в туристическом направлении нужно постараться выделить преимущества и те самые «изюминки», которые будут выделять именно Краснодар», — считает Раевская.

Из малого в средний

Флагманских проектов по развитию малого и среднего предпринимательства в Краснодаре нет. Для достижения цели в предпринимательстве сформировано 9 направлений развития. В рамках Стратегии-2030 планируется, что за ближайшие годы доля населения, занятого в МСП, увеличится с 37% в 2018 году до 48% в 2030 году, количество субъектов — с 67 тыс. до 77 тыс., а доля оборота — с 37,3% до 40%.

«Есть очень интересное наблюдение. Если в целом Россию, то на долю среднего бизнеса приходится 12–13% рабочих мест. При этом в странах Запада средний бизнес дает до 70–80% рабочих мест в муниципалитетах. Поэтому основной целью развития предпринимательства, заложенной в Стратегии-2030, является повышение вклада в экономику города малого и среднего предпринимательства за счет создания условий для существующих субъектов предпринимательства и создания новых», — подчеркнул Панасенко.

Среди направлений развития — улучшение инфраструктуры поддержки предпринимателей, создание благоприятный условий для работы, упрощение доступа субъектов МСП к мерам помощи. Власти заинтересованы в том, чтобы уже существующие малые компании росли и переходили в разряд средних.

Основная задача администрации — это создание хороших условий для работы бизнеса, резюмировала начальник управления экономики мэрии Краснодара Елена Васильченко. По ее словам, на основе уже существующей инфраструктуры компании уже сами будут выбирать направления для развития.

«Это чисто «бизнесовая» история и компании сами прекрасно видят, куда им интересно вкладывать деньги. Диктовать сферы — это не задача мэрии. Как показала практика, Краснодар является лидером по количеству малых предприятий, по объему произведенной продукции, по количеству занятых в этой сфере не только на юге, но и превышает среднероссийские показатели», — рассказала Васильченко.

Источник