«Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.
На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения проекта ФГОС ДО, методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Следующим этапом было проведение обучающего семинара для педагогического коллектива по теме: «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС» на котором педагоги выработали тактику построения предметно — пространственной среды в своих группах.
Затем педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах.
В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической».
Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: «Большие права маленького ребёнка!»; «Наши успехи и достижения»; «Наши праздники и будни»; «Безопасный перекресток»; «Музыка и ребёнок»; «Визитная карточка ДОУ», «Наши педагоги», «Терроризм – есть угроза», «Пожарная безопасность»; «Россия – родина моя», а также в главном корпусе детского сада проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей. Для сотрудников оформлены стенды «Методический вестник», «Охрана труда», «Совет трудового коллектива». Методический кабинет оснащен: компьютером, ноутбуком, принтером, методическими пособиями и литературой в соответствии ФГОС. В музыкальном зале имеется: с музыкальный центр, микрофоны, костюмы для танцев и театрализованной деятельности, аудиотека, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.
Все группы оснащены:
материалами и оборудованием для игровой деятельности;
материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
материалами и оборудованием для двигательной активности.
Познавательное развитие
Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.
Реализуя проект «Огород на подоконнике», воспитатели знакомят детей с ростом и развитием растений, правилами ухода, условиями их содержания. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (посев, посадка, полив, подкормка, рыхление). Поддерживая интерес, педагоги используют различные формы, методы и приемы активизации детей: сюрпризные, игровые моменты (младший возраст), игровые персонажи, наблюдения, зарисовки роста растений, художественное слово, поручения, в старших группах дежурство в уголке природы.
Созданы авторские пособия и игры: познавательные рассказы для детей и взрослых, макеты «Зоопарк», «Зима»; детские рассказы и загадки о животных, дидактические игры «Угадай, кто это?».
Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория «Юный следопыт». Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают под микроскопом насекомых. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборами для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т.д.).
В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.
В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений: «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; на классификацию и сериацию игры «Город», «Собери цветок»; на сортировку чисел по возрастанию (убыванию) «Алгоритмы»; на сложение и вычитание игры «Домино»; для ознакомления детей с отрицательными и положительными числами сделаны «Арифметические линейки». Также в группы приобретены крупногабаритные конструкторы, развивающие наборы (конструктора по теме).
Речевое развитие
Серьезное внимание педагоги уделяют развитию у детей всех компонентов речи. Созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Речевое развитие».
В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.
Педагоги используют развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи: игры типа «Угадай, кто я», отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке?», сочинение загадок, рассказов, стихов. Наряду с традиционными методами и формами работы с детьми используют нетрадиционные:
«Встреча со сказкой»
Работу на мультимедийной установке
«Появление в группе «Волшебной» вещи» (книга, звуковое письмо, цветок, шкатулка и т.п.)
Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Совместно с родителями собрали коллекции пуговиц, справочной литературы, изготовили мини музеи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир, ребенок – природный мир.
Информирование родителей о достижениях ребенка происходит с помощью «Дерева добрых дел», «Звезды недели», которые способствуют поддержанию стремления ребенка быть первым, активным, совершать хорошие поступки. Все эти компоненты образовательного пространства стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам, успехам и деятельности сверстников.
Художественно – эстетическое развитие: В младших группах нашей основной задачей является вызывание интереса к процессу изобразительной деятельности, в средней группе – интерес к результатам своего труда, совместного творчества со взрослыми и другими детьми, в старших группах – желание отобразить задуманное, возможность быть понятным для окружающих, быть увиденным и востребованным.
В каждой группе имеются «жанры живописи», трафареты, шаблоны, штампики из различных материалов, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения. В театральном уголке наборы различного кукольного театра. В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты (бубен, игровые ложки, маракас, треугольники, музыкальные колокольчики, металлофон, наборы перчаточных кукол). Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д.
Физическое развитие:
Используем различные методы и приемы, эффективно влияющие на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Обогащение развивающей среды в зале:
— мешочки с песком;
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для физического развития детей, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, кегли, скакалки, дартц, баскетбольные корзины.
Оценка развивающей предметно – пространственной среды: «Удовлетворительная»
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования.
Для познавательно речевого развития: наборами счётного материала, комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец.техника и тд.).
Для социально-коммуникативного развития: дополнить комплектами дидактического материала по патриотическому воспитанию, комплектами демонстрационного материала по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение), в холле детского сада создать «Полянку приветствий», мини – музей «Родной край».
Для художественно — эстетического развития: комплект демонстрационного материала по изодеятельности, учебно-методические комплекты на темы «времена года», комплекты изделий народных промыслов.
Для физического развития: «доска поощрений» (самоанализ, самооценка, поощрение педагогом), «Книга рекордов детского сада» (запись рекордов, достижений детей), «Угадайка» (дети могут самостоятельно выбрать игру по своему желанию), комплекты детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений, баскетбольная стойка с регулируемой высотой, тактильные дорожки. В перспективе летом 2016 года создание спортивного городка на территории.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Источник
Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.
Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Детский сад №42 является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 4 группы, 1 из которых является группой раннего возраста. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, «Кроха» под ред. Г. Г. Григорьевой и «Камертон» Э. П. Костиной. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является музыкальное и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2014-2015 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая предметно-пространственную развивающую средусотрудники ДОУ учитывали следующие принципы:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В нашем детском саду все группы оснащены:
материалами и оборудованием для игровой деятельности;
материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
материалами и оборудованием для двигательной активности.
Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Для речевого развития созданы:
-серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
— детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;
— уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.
Для умственного развития созданы:
— математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;
— уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.
Для эстетического развития созданы:
— уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;
— музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В группе раннего возраста есть каталки, качалки, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.
При создании предметно-развивающей средыпедагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.
Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.
После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы,что на текущий момент:
Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.
Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.
При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).
Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитии. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе Колобок в соответствии с ФГОС» Насыщенность среды Насыщенность среды.
Анализ компонентов развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС» Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по ФЭМП, ФГОС» Вопрос организации развивающей предметно — пространственной.
Консультация по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе согласно требованиям ФГОС до Представляю вашему вниманию предметно- пространственную среду моей группы. Слайды готовились для презентации к аттестации. Мы постарались.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в МОУ Михалёвской СОШ средней группы В средней группе при.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит.
Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС .
Программа по самообразованию «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Актуальность выбранной темы. Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования,.
Источник
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ
Грамотное проектирование предметно-пространственной развивающей среды детского сада является одним из значимых организационно-управленческих решений, которое должно быть на особом контроле заведующего ДОУ. Как помочь воспитателям проанализировать состояние РППС? Какие диагностические методики использовать для этого? Ответы на эти вопросы, рекомендации экспертов читайте в статье.
Грамотное проектирование предметно-пространственной развивающей среды является одним из значимых организационных решений, позволяющих в условиях детского сада предоставить воспитанникам свободу выбора активной деятельности, через которую им удастся развить собственные задатки и таланты, получить знания об окружающем мире, социуме, природе. Чтобы педагоги дошкольного образования могли создавать в группах и участках образовательное пространство, соответствующее требованиям ФГОС, заведующему целесообразно инициировать систематическое проведение анализа предметно-развивающей среды в ДОУ — комплекса диагностических мероприятий, предусматривающих:
- оценивание внутригруппового пространства или участка на предмет наличия фактических компонентов (открытость пространства, наличие разнообразной игровой атрибутики);
- выявление соответствия предмета оценки базовым принципам, предъявляемым к его реализации (насыщенность, трансформируемость, полифункциональнось, безопасность, вариативность, доступность);
- определение недостатков, поиск путей для совершенствования работы по направлению;
- создание условий для распространения передового педагогического опыта.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ
Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ в вопросах организации и анализа РППС читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
(чек-лист для контроля)
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: базовые критерии
Согласно п. 3.6.3 ФГОС ДО, под развивающей предметно-пространственной средой (далее — РППС) следует понимать особую организационную систему, наполненную материальными объектами для организации деятельности воспитанника и направленную на развитие ключевых психофизических компетенций личности, обеспечение возможности для ведения разнообразной и постоянно меняющейся деятельности. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ должен обязательно включать оценку наличия ее базовых компонентов, в числе которых:
- Особым образом спроектированное пространство, являющееся частью образовательной среды (групповое помещение, участок).
- Дидактические материалы, игровое оборудование, подобранные с учетом возрастных интересов дошкольников, требованиям безопасности и здоровьесбережения.
- Подлежащие систематическому обновлению образовательные ресурсы (расходные материалы, спортивный инвентарь и т.д.).
Уточните важную информацию по теме в справочной Системе «Образование»
Поскольку в современных образовательных реалиях состояние РППС в большинстве детских садов оставляет желать лучшего не только ввиду несостоятельности имеющейся материально-технической базы, а первоочередно по причине неполного понимания воспитателя принципов проектирования особого образовательного пространства и связанных с этим трудовых функций, одной из значимых управленческих задач становится проведение систематического анализа предметно-развивающей среды групп и участков ДОУ с использованием диагностических бланков, карт, опросников. Чтобы сделать это, для начала необходимо четко обозначить основные критерии оценки РППС — это требования ФГОС, нормы СанПиН, а также индивидуальные организационные решения, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями развития воспитанников детского сада. Рассмотрим каждый из этих критериев более предметно.
Требования ФГОС ДО
Стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость формирования такой среды, которая бы наиболее полно способствовала реализации всех возможностей развития, обеспечивала физическое и психоэмоциональное благополучие воспитанников. Кроме возрастных и индивидуальных особенностей развития, развивающая среда должна соответствовать реальным образовательным потребностям и интересам детей. Согласно нормативам, реализация данных задач предусматривает обеспечение соответствия РППС ряду требований, каждое из которых должно быть включено в критериальное оценивание. Это:
- Содержательная насыщенность. Данный пункт анализа предметно-развивающей среды в ДОУ подразумевает, что в группе или на участке должно быть не просто достаточное количество игрового оборудования и инвентаря, а то, что все доступные детям развивающие средства соответствовали их возрастным потребностям. Таким образом, в РППС всех возрастных групп необходимо включить игровой минимум для обеспечения всех основных видов деятельности по ФГОС, в том числе творческой, поддержания инициативности, самостоятельности, эмоционального благополучия, а также создания возможностей для самовыражения.
- Трансформируемость. Развивающая предметно-пространственная среда должна изменяться, «подстраиваться» под актуальную образовательную ситуацию. Согласно Н.А. Коротковой, под рабочую зону следует отнести 30 % пространства, под зону активности — 50 %, под зону спокойной деятельности — оставшиеся 20 %. В начале учебного года воспитатели младших групп самостоятельно проводят зонирование, используя ширмы, разноцветные коврики, заборчики, а после — систематически обучают детей организовывать доступное пространство, находить место для ведения каждого из видов деятельности. Воспитанники старшего дошкольного возраста разделяют пространство группы или участка самостоятельно.
- Полифункциональность. Про проведении анализа предметно-развивающей среды группы ДОУ важно обратить внимание на наличие полифункциональных объектов, которые могут использоваться для разных целей, обеспечивая не только возможность реализации различных видов детской активности, но и их интеграции. Это могут быть материалы природного происхождения, элементы мебели и оборудования.
- Вариативность. Реализуется через проведение систематического обновления дидактических материалов, игры, оснащения, ситуативное появление новых предметов, стимулирующих познавательную, двигательную, творческую, поисковую активность, знакомство с национальными или региональными особенностями. Вариативность РППС наиболее ярко проявляется в период праздников, значимых событий, локальных выставок и мероприятий. При этом используемые предметы, элементы должны соответствовать приоритетным направлениям развития, предусмотренным программным содержанием, а также возрасту и интересам детей.
- Доступность. Предусматривает открытый доступ ко всем игрушкам, дидактическим материалам, пособиям всех без исключения дошкольников в группе, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Данное организационное решение, называемое «принципом вытянутой руки», гарантирует свободу воспитанников на занятия разными видами деятельности, поэтому оценивание доступности следует провести особенно тщательно. Если игрушка, пособие, оборудование сломано или лишено деталей, оно должно быть исключено из общего доступа до восстановления функциональности.
- Безопасность. Показатели считаются удовлетворительными, если воспитатели используют в работе исключительно сертифицированную игровую, дидактическую, издательскую продукцию и оснащение, которое соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим нормам и имеет психолого-педагогическую, развивающую ценность.
Получите диплом установленного образца
Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»
Требования СанПиН
Вторую группу критериев, которые следует принять во внимание при проведении анализа предметно-развивающей среды в ДОУ, регулируют требования СанПиН 2.4.1.3049–13 к санитарному оснащению, освещению групповых помещений и участков, маркировке мебели, оборудования и инвентаря. Актуальные санитарно-гигиенические нормы определяют необходимость:
- зонирования группы для организации познавательно-игровой, непосредственно образовательной деятельности и дневного отдыха;
- обеспечения установленного температурного режима, показателей освещенности;
- исправности мебели и ее наличия в количестве, соответствующем численности воспитанников;
- создания приятного, расслабляющего оформления.
Прочие критерии
В рамках конкретной дошкольной организации заведующий и старший воспитатель вправе устанавливать дополнительные требования к состоянию и характеристикам РППС, которые не должны противоречить положениям ФГОС ДО и санитарно-гигиеническим нормативов. Поскольку в условиях нового витка развития педагогической науки принято не только выделять несколько ключевых критериев группового образовательного пространства, но и обеспечивать их интеграцию, в число критериев анализа предметно-развивающей среды ДОУ можно включить оценивание следующих показателей:
- Пространственное поле используется инвариантно, гибко.
- Форма и дизайн всех используемых предметов соответствует возрасту и психофизиологическим возрастным особенностям воспитанников и, что немаловажно, не несет рисков для их самочувствия или здоровья.
- Предусмотрена возможность быстрой смены декоративных элементов по сезонам и тематикам.
- В группе оборудовано место для ведения целевой исследовательской, проектной, экспериментальной работы.
- В оформлении превалируют спокойные, приятные тона, резкие цветовые решения отсутствуют.
- Соблюден базовый организационный принцип «глаза в глаза»: мебель и элементы обстановки размещены таким образом, чтобы облегчить повседневную коммуникацию воспитателя и детей, в том числе воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
Чтобы провести непосредственно оценивание соответствия РППС в группах требованиям ФГОС ДО, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, установленным локальными актами дошкольного учреждения, заведующему стоит организовать системный мониторинг. Для этого мероприятия, направленные на анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, следует включить в положение о ВСОКО с обязательным указанием сроков. Поскольку внутренняя система оценки качества образования направлена, помимо прочего, на оценку условий, которые созданы в детском саду для обеспечения должного качества предоставления учебно-воспитательных услуг, то оценивать РППС можно в рамках тематического контроля, используя специальные диагностические листы. Разработку таких бланков, которая должна вестись с упором на рекомендации, озвученные специалистами ФИРОЗ, можно поручить старшему воспитателю или главе методического объединения. Листы оценки также доступны для скачивания по ссылке.
Практика показывает, что наиболее удобны в использовании универсальные листы анализа развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, в которые можно включить следующие параметры (оцениваются с помощью баллов):
- Внешний вид помещения, эстетика оформления. Если группа оформлена в едином стиле и все ее функциональные особенности обеспечивают комфорт воспитанников, ставится оценка 5. Если в помещении создана «домашняя» обстановка, то единые цветовые и оформительские решения не прослеживаются, рекомендована оценка 4. Если, помимо перечисленного, в группе установлена мебель нейтральных или темных оттенков, ставят оценку 3. Чрезмерная пестрота, разнобойность группового помещения оцениваются в 2 балла, а мрачность, преобладание блеклых тонов — в 1 балл. Отсутствие единого стиля и эстетических решений, указывающее на невозможность обеспечить комфорт пребывания воспитанников, оценивают в 0 баллов.
- Санитарное состояние (норма СанПиН). Образцовым показателем считается ярко выраженное зонирование группы, наличие хорошего освещения, в том числе посредством открытого доступа естественных источников света, чистота, соблюдение должного температурного режима (5 баллов). Если найдены недочеты по одному из перечисленных параметров, ставится 4 балла, по двум параметрам — 3 балла, по трем параметрам — 2 балла, по четырем параметрам — 1 балл. Если в групповом помещении недостаточно места, грязные поверхности, слабое освещение, не поддерживается необходимый температурный режим, оценивание по данному параметру не проводится (0 баллов).
- Мебель и игровое оборудование (норма СанПиН). Если в группе игровое оборудование представлено по количеству воспитанников (его хватает для одновременного использования всеми детьми), мебель имеет закругленные края и лишена поврежденных поверхностей, в отдельных зонах группы есть мягкое оснащение (коврики, подушки, мягкие острова), по данному параметру РППС оценивается в 5 баллов. За каждый выявленный недочет по отдельному параметру снимается по одному баллу. Нулевая отметка указывает на недостаточное количество игрового оборудования, сильную изношенность мебели, которая может создавать риск детского травматизма, отсутствие маркировки и «мягких» зон.
- Наличие центров активности (требование ФГОС ДО). При проведении анализа предметно- развивающей среды группы ДОУ учитывается их количество. Наличие 5-6 центров активности (стеллажей с картинками, контейнеров с игрушками, зон творчества и свободного экспериментирования) при условии того, что они не перегружены, следует оценить в 5 баллов. Аналогичная инфраструктура группы, характеризующаяся избыточностью, соответствует 4 баллам. Наличие 4-5 центров активности с недочетами — 3 балла, 3-4 — 2 балла, 1-2 — 1 балл. Отсутствие центров активности указывает на невозможность проведения оценивания.
- Наличие уголка уединения (требование ФГОС ДО). Идеальный вариант (5 баллов) — когда в группе обустроена стационарная зона уединения, отделенная от игрового пространства и оборудованная ковриком, подушками, пуфом или креслом. Если зонирование обеспечивается посредством ширмы, но все составляющие комфорта обеспечены, показатель снижается на балл. Наличие зоны уединения с местом для сидения без дополнительных удобств приравнивается к 3 баллам, его замена посредством установки палатки — к 2 баллам. Если в группе предусмотрена возможность для самостоятельной организации воспитанниками места уединения, то в рамках диагностики целесообразно засчитать 1 балл. Отсутствие каких-либо возможностей для уединения ребенка в группе указывает на необходимость срочной корректировки ситуации с нулевым показателем.
- Наличие ИКТ и ТСО (требование ФГОС ДО). В образцовых группах имеется проектор, ПК или ноутбук, МФУ, колонки или музыкальный центр (5 баллов). За отсутствие каждого вида оборудования снимается один балл.
Что касается практической стороны вопроса, то грамотная организация работы по оцениванию развивающей предметно-пространственной среды детского сада в рамках тематического контроля основана на создании рабочей группы и предоставлении каждому из проверяющих диагностического бланка, на основании которых будут рассчитываться итоговые показатели. Если оценка среды проводится в ходе текущего мониторинга и самоаудита, баллы ставить не обязательно — достаточно определить основные характеристики среды и зафиксировать замечания.
Руководителям ДОУ очень важно осознать и донести до ответственных работников тот факт, что анализ РППС не может (и не должен) сводиться к пересчитыванию игрушек, дидактических материалов и единиц оборудования. Главное — выявить, насколько воспитателям удалось осознать и реализовать новые требования регулятора по организации образовательного пространства, какие трудности испытывают члены педагогического коллектива в связи с необходимостью усовершенствованию среды и какие управленческие действия целесообразно предпринять для улучшения ситуации. Для этого по результатам проверочных действий ответственным необходимо сформулировать рекомендации по каждой группе, составить аналитическую справку и представить ее заведующему для ознакомления со сводной таблицей по группам. Во время тематических педсоветов или совещаний систематически следует проводить сверку результатов анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ и отслеживать динамику. При этом старший воспитатель обязан провести разъяснительную работу с педработниками, в группах которых выявлены нарушения, в индивидуальном порядке, а руководить детского сада — назначить ответственных и временные рамки для устранения нарушений.
Анализ предметно-развивающей среды группы ДОУ — как помочь воспитателям
Проектирование образовательного пространства, соответствующего многочисленным требованиям регулятора и потребностям детей дошкольного возраста, требует первоочередно значительный усилий со стороны педработников детского сада, большинство из которых оказывается не готово к решению данной организаторской проблемы. Чтобы помочь воспитателям формировать в группах и на участках развивающую предметно-пространственную среду согласно правилам и рекомендациям экспертов, заведующему следует обеспечить системную консультативную и практическую поддержку коллектива. Эффективное решение — проведение тематического педсовета, в ходе которого стоит разобрать с педагогами основные понятия, характеризующие образцовую РППС, перечень нормативных требований и организовать полезные практикумы. Во время педсовета можно провести пробный анализ предметно-развивающей среды групп ДОУ при условии, что на этапе подготовки старшим воспитателем и другими педработниками будут подготовлены схемы, фотографии и видеообзоры элементов образовательного пространства детского сада.
Чтобы развить у воспитателей желание и потребность самостоятельно работать с нормативной документацией, сопоставлять и анализировать различные требования, стоит попросить в преддверии педсовета ознакомиться с отдельными документами. Предоставлять большой объем информации для ознакомления не стоит, чтобы не обусловить формализм выполнения задания. Во время тематической встречи целесообразно коллективно сделать короткое резюме нормативов, обсудить проблемные вопросы и подвести итоги, актуализировав цели работы по проектированию особой образовательной среды в группах и на участке для каждого. Хочется отметить, что в процессе работы большинство воспитателей сталкиваются со схожими затруднениями, поэтому в рамках предварительного анализа стоит рассмотреть кейсы популярных ошибок и наметить способы их предупреждения.
Подводя итог, хочется отметить, что анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ не должен превращаться исключительно в инструмент контроля — в противном случае сохранить высокий уровень мотивации воспитателей будет сложно. Задача руководителя — выявить, применяя средства комплексного мониторинга, основные проблемы РППС в конкретном учреждении и сделать все возможное, чтобы обеспечить их коррекцию в рамках реализации программы развития детского сада.
Источник
МДОУ «Детский сад №237» города Ярославля
Характеристика группы: группу посещают 20 ребенка. В группе 10 мальчиков и 10 девочек, возраст 6-7 лет.
Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
- Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
· Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
- Учет возрастных особенностей детей;
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
- пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Использование помещений спальни.
- Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Реализация образовательных программ дошкольного образования
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Использование помещений спальни.
- Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе :
- различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
- инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
- дидактические игры экологической направленности,
- серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
- коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
- календарь природы и погоды.
- макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет).
Весной с детьми провожу проектную деятельность «Огород на подоконнике».
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
Познавательный центр «Знаечка» .
В данном центре располагаются:
· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,
· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,
· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.
· игры на развитие мелкой моторики руки.
- развивающие игры Воскобовича
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Ярославля. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.
Уголок «Маленькие строители» (конструктивный) центр
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Направление: Социально-личностное развитие.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В уголоке художественного творчества «Весёлый карандаш» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.
«Музыкально — театрализованный» уголок
В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Направление: Речевое развитие.
Уголок речевого развития и детская библиотека В нем находятся:
- книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
- В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
· находятся различные дидактические игры по развитию речи,
· серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,
· наборы парных картинок на соотнесение,
- разрезные сюжетные картинки и т. д.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.
В группе расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.
В раздевалке оформлены специализированные стенды :
Информационно–просветительская работа с родителями
Выставки детского творчества
Вывод: Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Простоквашино» создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Источник
Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы
Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы.
Наша группа начинается с раздевалки , где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается вся необходимая информация по детскому саду, консультации и советы по пожарной безопасности, ПДД, укреплению здоровья детей ,советы по возрастным и гендерным особенностям детей.
Так же в раздевалке находится стенд ,где оформляются выставки работ детей.
Групповое помещение.
Уголок дежурства.
Для дежурства по столовой в группе есть уголок с фотографиями в специальных кармашках, которые каждый день меняются и дети видят, кто сегодня дежурный. Так же здесь находятся фартуки и косынки для дежурства.
Уголок физической активности.
В нем имеются правила поведения со спортивным инвентарем, мячи, антистрессовые мячи, обручи, кегли, подушечки для метания, набитые гречей, кольцеброс, дорожки и следы для профилактики плоскостопия, моталочки ,султанчики. Так же изготовлены картотеки подвижных игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик.
Уголок познавательной активности и дидактических игр.
В свободном доступе, на полочках открытых шкафчиков хранятся мозаики, кубики, шнуровки, игры-вкладыши, пазлы, настольно-печатные и дидактические игры по возрасту.
Музыкальный уголок .
Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, на ложках и т.д.
Музыкальный уголок оснащен музыкальной колонкой, альбомами,детскими музыкальными инструментами -бубен, колокольчик, металлофон, ложки и др
Уголок художественного творчества .
Уголок оснащен разными видами бумаги, ножницами, стеками, кисточками, красками, раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования. Имеются альбомы с алгоритмами изо-деятельности , поделками из природного материала, по знакомству с народным прикладным творчеством и т.д.
Уголок природы
Уголок расположен непосредственно у окна.Имеется календарь природы, где дети отражаются наблюдения за погодой и её изменениями; алгоритм по уходу за растениями, инвентарь по уходу за растениями.
Уголок экспериментирования.
Центр экспериментирования включает в себя: лупы, колбочки, леечки, лопаточки, трубочки, пипетки, свечи, различный природный материал, клеёнки, схемы опытов, картотеку экспериментов, прищепки, мелкие игрушки, воздушные шарики, ёмкости для песка и воды, ведёрки, леечки, формочки и т.д.
Уголок уединения .
Уголок располагаться в спокойной зоне группы. Цвет штор используемых на ширме — белый, спокойный, не кричащий.
Наполнен Уголок уединения, как правило, предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. У нас -это альбом с фотографиями родных и близких , игрушечный телефон, по которому можно "позвонить"маме с папой, коллекции: календариков, фантиков от конфет, ракушек, гравюр, игрушек из киндер сюрпризов, и открыток для рассматривания и успокоения. Так же имеются альбомы для рассматривания на различную тематику- времена года, домашние питомцы. Имеются карточки с эмоциями, благодаря которым ребёнок может разобраться в своём настроении.
Обязательные атрибуты уголка – мягкие игрушки, красивые подушки, игрушки – шнуровки и игрушки с пуговками с которыми ребёнок может поиграть, обнять их. Данные игрушки хорошо успокаивают.
Речевой уголок.
Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в соответствии с программой и темой недели. Речевой уголок находится рядом с уголком театрализованной деятельности.
— картинки по лексическим темам;
-упражнений артикуляционной гимнастики;
-упражнений дыхательной гимнастики;
— художественные произведения по программе;
-словесные дидактические игры;
-предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов;
-различные альбомы для рассматривания, лэпбуки;
-разные виды театров;
-алгоритмы составления рассказов.
Патриотический уголок .
Размещены материалы по знакомству детей с символикой нашей страны, края, района, деревни. Здесь находятся альбомы –«Мой город Пермь», «Хохловка», «Народы пермского края», и др, дидактические игы и лэпбук по знакомству с родным краем.
Уголки социально – коммуникативного развития.
В уголки для сюжетно-ролевых игр входят:
— уголок для девочек (куклы, коляски, кроватка для кукол, посуда, диван, стол и стулья, шкаф с одеждой(ряжение));
— уголок для мальчиков (машины, инструменты, различные виды конструкторов) ;
-больница (шапочки, аптечка, таблица для проверки зрения, инструменты и коробочки и т.д.);
-магазин ( витрина, набор пластмассовых овощей и фруктов, корзина, весы, касса и т. д.);
-салон красоты (зеркало, каталоги, инструменты, накидки и т.д.);
Изготовлены макеты – автопарковка, АЗС, улицы города, аэропорт, зоопарк.
Для сюжетно-ролевых игр имеются атрибуты в соответствии с возрастом.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована в соответствии с требованиями ФГОС , с учетом потребностей детей старшего дошкольного возраста. В группе отражена тема недели- «Транспорт на улицах города»,имеются календари ожидания(праздники месяца, ожидание Нового года).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник