Товародвижение в маркетинге
За последние десять лет XX века в нашей стране произошли серьезные перемены в отношении к маркетингу. Еще в 1960–1970-х гг. само упоминание (в позитивном смысле) слова «маркетинг» было практически крамольным, а его сторонники предпочитали пользоваться словами-суррогатами типа «рынковедение», «потребинг» и другими, лишь бы сами идеи маркетинга смогли быть опубликованными.
Позитивную роль в повышении статуса маркетинга в нашем обществе сыграло подписание в 1975 г. Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где содержался раздел «Маркетинг» [4, с.10].
В феврале 1976 г. при Торгово-промышленной палате СССР была официально создана секция маркетинга, так что именно с этого времени маркетинг в нашей стране приобрел официальный статус. В конце 1980-х гг. маркетинг наконец занимает довольно уважаемое место.
Современный маркетинг – это крупная комплексная система, включающая очень много сфер человеческой деятельности. Вся жизнь человека связана с удовлетворением собственных потребностей. В процессе этого удовлетворения участвуют очень много звеньев, некоторые из которых будут рассмотрены в контрольной работе.
Целью данной работы является закрепление теоретических положений дисциплины Маркетинг и получение навыков самостоятельной работы.
Раскрытие основных вопросов этой контрольной работы направлено на решение таких задач, как определение места товародвижения в системе маркетинга и понимание значения и содержания маркетинговых исследований.
Решение вопросов теста направлено на анализ концепции маркетинга.
I. МЕСТО ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
Прежде всего, определим само понятие маркетинга и товародвижения.
Сам термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта.
Маркетинг – центральная функция управления бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей [2, с.8]. Товародвижением в маркетинге называют систему, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определённое время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Чтобы определить эффективность работы такой системы, фирме достаточно поставить в соотношение свои затраты к результатам.
Исходя из определения товародвижения, можно сказать, что основным качественным показателем служит уровень обслуживания потребителей. Немаловажную роль при этом играет процесс планирования товародвижения.
Планирование товародвижения – это систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.
Функции товародвижения осуществляются через каналы распределения, которые включают все организации или всех людей, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг, являющихся участниками каналов сбыта или посредниками. Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителю. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться [4, с.38]. Иными словами канал распределения можно определить как совокупность независимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе движения товара от производителя к потребителю. Эти промежуточные звенья товародвижения получили название посредники.
Процесс товародвижения можно охарактеризовать последовательным прохождением нескольких этапов (рис. 1.).
Рис. 1.Основные этапы системы товародвижения
Цели товародвижения рассмотрим с 2-х позиций:
1) степень удовлетворенности покупателей;
2) снижение затрат.
Чтобы достичь целей первой позиции, необходимо свести к минимуму случаи отсутствия товаров в наличии и своевременно выполнять заказы с помощью налаживания эффективной системы транспортировки.
В отношении ассортимента, цели могут быть следующие:
1) срок оборачиваемости запаса не более месяца;
2) отправка товара в течение одного дня с момента получения заказа;
3) 100-процентное выполнение заказа.
Целей второй группы можно добиться установлением определенной величины, которая сможет устанавливать ограничения либо по общему уровню затрат, либо по отдельным статьям.
Для достижения наиболее эффективных способов и средств доведения товара до потребителя и его реализации система маркетинга обладает таким инструментом, как маркетинговые исследования товародвижения и продаж, в ходе которых изучаются торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения и т.п.
Кроме всего прочего, немаловажную роль в процессе товародвижения играет и тот факт, что привлекается много специалистов из различных областей знания, например, для обработки заказов, обработки грузов, экономического анализа, управленческих решений и т.д.,
Все рассмотренные аспекты влияют на процесс товародвижения. Исходя из этого, следует сказать, что товар, в самом широком его понимании, – это не только одна из важнейших составляющих человеческой жизни, но настолько же важная составляющая системы маркетинга.
II. ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Маркетинговые исследования – это процесс сбора, обработки и анализа данных для наиболее правильного принятия маркетинговых решений [4, с.136]. Существует множество направлений маркетинговых исследований. Основными из них можно выделить: исследование рынка, исследование потребителей, исследование конкурентов, изучение фирменной структуры рынка, исследование товаров, исследование цены, исследование товародвижения и продаж, исследование системы стимулирования сбыта и рекламы, исследование внутренней среды предприятия и др.
Маркетинговые исследования могут проводиться в тех случаях, когда недостаточно уже имеющейся в распоряжении информации, имеются для их проведения соответствующие ресурсы и ценность полученных результатов гораздо выше затрат, направленных на сами исследования.
Процесс маркетинговых исследований состоит из нескольких этапов [6, с.54-55]:
1. Разработка концепции исследования.
· Формирование рабочей гипотезы.
· Определение системы показателей.
2. Получение и анализ эмпирических данных.
· Разработка рабочего инструментария.
· Процесс получения данных.
· Обработка и анализ данных.
3. Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования.
· Разработка выводов и рекомендаций.
· Оформление результатов исследования.
Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы.
При проведении маркетинговых исследований важное место занимают источники получения необходимой информации. Их делят на 2 основных вида: источники, содержащие вторичные данные и источники, содержащие первичные данные. Вторичные данные используют при так называемых «кабинетных исследованиях», т.е. работа в данном случае проводится с какой-то уже имеющейся информацией. Первичные данные получают путем «полевых исследований», которые в свою очередь можно подразделить на анкетный опрос, наблюдение и эксперимент.
Маркетинговые исследования проводятся также в отношении изучения поведения потребителей на рынке. В этом случае, выделяют такие направления исследований:
1. сегментирование рынка;
2. изучение потребительской мотивации;
3. принятие решения о покупке.
Так как целью сегментации рынка является разделение потребителей на однородные группы, которое стремится минимизировать их различия в поведении, то с помощью таких исследований можно проводить наиболее грамотное планирование деятельности фирм, чтобы максимально удовлетворить потребности.
товародвижение маркетинг исследование потребитель
Укажите концепцию маркетинга.
А. Единство стратегии и тактики производства и реализации товаров.
Б. Проведение целенаправленной товарной политики.
В. Ориентация на потребителей.
Г.Эффективность производства и обращения.
Итак, для того, чтобы выбрать правильный вариант представленного тестового задания, нужно определить, в какой предметной области наиболее важным является каждый из вариантов.
А. Единство стратегии и тактики производства и реализации товаров является одним из принципов маркетинга. В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:
1. производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
2. полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
3. присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
4. постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.
Б. Проведение целенаправленной товарной политики – это одна из функций маркетинга. Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается прежде всего путём реализации товарной политики.
В. Ориентация на потребителя – это выбранное производителем, продавцом товара направление деятельности, выпуск товаров и продвижения их на рынок, предполагающая, что она приведет к лучшим результатам.
Г. Эффективность производства и обращения – это экономическая категория, которая выражает качество хозяйствования, характеризующееся соотношениями между результатами, полученными в процессе производства и затратами труда и средств, связанных с их достижением [3, с.46].
Итак, правильным ответом на вопрос теста является ответ В. Ориентация на потребителей.
Итак, в данной контрольной работе были рассмотрены несколько основных понятий маркетинга, таких как, место товародвижения в системе маркетинга, значение и содержание маркетинговых исследований.
Изучение этих вопросов позволило мне овладеть основными теоретическими понятиями дисциплины Маркетинг и получить навыки самостоятельной работы.
Выбор вариантов теста помогло понять не только концепцию маркетинга, но и углубленно рассмотреть вопросы целенаправленности единства стратегии и тактики производства и реализации товаров, проведения товарной политики, эффективности производства и обращения.
В контрольной работе обращено внимание на значение маркетинговых исследований, так как для решения любой производственной цели, для определения наиболее оптимального варианта решения поставленной задачи маркетинговые исследования являются очень значимым рычагом.
При рассмотрении вопросов данной контрольной работы я прибегала к помощи учебно-методической литературы, список которой представлен далее.
В заключении могу сделать вывод, что поставленные цели и задачи выполнены. Кроме того, это позволило мне гораздо шире смотреть на процесс производства и реализации товаров, на значимость маркетинговых исследований и на свою роль, как потребителя во всех вышеуказанных процессах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркетинг: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальностей: 080105 (060400) «Финансы и кредит», 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 (060110) «Менеджмент организации»; для студентов IV курса (первое высшее образование) специальности 060200 (080104) «Экономика труда». – М.: Вузовский учебник, 2007. – 17с.
2. Основы маркетинга: Практикум/ Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 365 с.
3. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика»/ под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. – М.:Изд-во Омега-Л. 2006. – 476 с.
4. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. – 656 с.
5. Маркетинг: – Учебник/ И.Л. Акулич. – Мн.: Высш. Шк., 2002. – 447 с.
6. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с.
Источник
Товародвижение — функции, управление, анализ, формы
Товародвижение в торговле — это процесс перемещения товара от компании-производителя до конечного потребителя. Этот процесс является неотъемлемой частью деятельности всех торговых предприятии. Для того, чтобы грамотно организовать товародвижение от начального этапа то завершающего, необходимо уметь решить множество вопросов, как экономического, так и организационного характера.
По сути своей. товародвижение — это немалый сегмент области логистики. Потому что основной частью процедуры является физическое перемещение товара со склада фирмы-изготовителя до склада розничной компании. а уже в свою очередь последняя доставляет продукцию до торговых точек сети (если речь идет о крупном предприятии), или сразу выставляет на прилавок (если масштаб розничной точки заключен в наличии одного-двух магазинов).
Чтобы процесс товародвижения проходил гладко, необходимо тесное взаимодействие всех звеньев цепи на всех его этапах. Доставка товара до потенциального покупателя должна проходит точно в срок, обозначенный в свое время производителем. Ибо для того, чтобы продукция пользовалась спросом, производителем была проведена обширная рекламная кампания. А если не обеспечить достаточное количество продукта на торговых стойках из-за задержки поставок по тем или иным причинам, конечный потребитель вполне возможно обратит свой взор на аналогичный товар конкурирующей фирмы.
Функции и система товародвижения
Функций всего четыре. Остановимся на каждой подробнее.
- Обработка заказов. Это то, с чего начинается товародвижение товара на предприятии. Заказы, полученные фирмой-производителем их различных каналов (интернет, телефон, торговые представители), обрабатываются специализированным отделом и вносятся в базу данных для формирования накладных. Это могут быть различные программные комплексы, такие как 1С. Далее данные передаются в бухгалтерию, которая формирует по ним платежные документы: счета-фактуры. Вся документация и информация по заказу в дальнейшем поступает на склад, где товар готовится к отгрузке, согласно указанным в заказе наименованиям и в нужном количестве. В наше время развитых технологий это процесс происходит быстро, и от момента заказа до готовности его к отгрузке может пройти не больше одного дня. Это значительно экономит время и минимизирует возможные издержки.
- Складирование. Для своевременного обеспечения покупателей необходимой продукцией у производителя должна быть четко налажена система складского хранения и учета. Чем крупнее оборот предприятия, тем больше у него может быть складов. Чем больше у него складов, тем быстрее товар будет доставлен в розницу. Помимо количества складских помещений, производителю так же стоит учесть и скорость работы на их территориях. Сейчас все больше организаций переходят на высокотехнологичные автоматизированные склады с современными погрузчиками. управляемыми в основном только лишь программой, которая в автоматическом режиме, согласно поступившему заказу, дает машинами сигнал, какой товар нужен и в каком количестве. Товар собирается по складу и помещается на торговые платформы. Такие системы сейчас не по карману некрупным организациям, но со временем все новое становится доступным как по цене, так и по возможности приобретения. Старый добрый человеческий труд, конечно, никто не отменял, но времени на работу таким образом затрачивается больше. К тому же, автоматизированные склады минимизируют риски получения травм при работе с тяжелым грузом.
- Поддержание товарных запасов. Не меньшую роль, чем оборудованные склады, играет и рациональное поддержание товарных запасов на них. Расчет производится исходя из регулярного спроса, сезонности, праздничных дат и еще немалого количества других факторов. Если склад будет перетарен, у товара, к примеру, попросту начнет истекать срок годности (если речь идет о скоропортящемся продукте). К тому же перенасыщенность товаром на складах увеличивает затраты на его содержание: производителю приходится задействовать новые складские площади для хранения вновь привезенного товара при том, что на полках еще в большом количестве лежит старый. Если же продукции на складе наоборот не хватает, это значит, что предприятие не может должным образом удовлетворить потребности покупателей. Как минимум, это чревато потерей клиентуры. а также возрастанием расходов связанных со срочностью дополнительного производства и доставки.
- Транспортировка. Выбор вида транспорта играет чуть ли не ключевую роль в товародвижении. От скорости доставки, ее стоимости и качества зависит, в том числе и конечная цена товара, которая, как известно, зачастую играет определяющую роль в принятии решения о покупке.
Существует пять возможных видов транспорта, которым может быть доставлена продукция:
- Автомобильный транспорт. Хорош тем, что выбор среди компаний-перевозчиков сейчас большой, соответственною, и ценовая политика в этой области достаточно гибкая. Плюс еще в том, что грузовые перевозки могут совершаться достаточно часто и по различным маршрутам, в отличии , например, от железнодорожных. Минус чем короче маршрут., тем безопаснее поездка.
- Железнодорожные перевозки. Рентабельны, когда речь идет о дальних расстояниях и определенных видах груза: сельхоз продукция, сыпучие материалы, топливо, продукты лесной промышленности. Минус — сроки доставки.
- Водные виды транспорта. Хорош в населенных пунктах, где есть прибрежные воды или развиты воднотранспортные пути. Привлекателен большой грузоподъемностью, но очень медленный и его передвижение зависит от погодных условий.
- Трубопроводный транспорт. Предназначен ля перегона сырых топливных продуктов: газ, нефть. По стоимость занимает промежуточное место между железнодорожными перевозками и водным транспортом.
- Воздушный транспорт. Самый дорогой вид перевозок, но при этом самый быстрый. Высокой грузоподъемностью не отличается, но очень рекомендован для доставки товара на дальние расстояния.
Каналы и схема товародвижения
Каналы товародвижения — это путь, по которому товар проходит от производителя к конечному потребителю. В зависимости от масштабов производства и характеристики продукции, различают прямые каналы товародвижения и косвенные. В первом случае товар идет напрямую от производителя в магазин. Во втором присутствую промежуточные звенья: дистрибьюторские компании, посредники. Договоренность о поставках может быть как в устной форме, так и оформленная договорными отношениями. Чем больше предприятие, тем больше бумаг.
Если говорить простым языком, то схема товародвижение может выглядеть следующим образом:
- Прямые каналы: производитель — магазин.
- Косвенные каналы: производитель-дистрибьютор-магазин; производитель-дистрибьютор-розничная сеть-магазин. Существует два параметра каналов товародвижения: длина товародвижения и его ширина. Первое означает количество звеньев цепи. отвечающих за движение товара. Второе — количество участников процесса в каждом звене.
Компания-производитель вправе пользоваться услугами неограниченного числа посредников, дабы расширить возможности сбыта продукции. В некоторых случаях посредникам дается эксклюзивное право предлагать определенный товар. Обычно это оформляется эксклюзивным соглашением. Почему выгодно иной раз перепоручить посредникам продажу продукции в розницу? Да очень просто. Таким образом компании расширяют рынок сбыта и минимизируют затраты на складское хранение.
Процесс и организация товародвижения
Сам процесс движения товаров представляет собой нехитрую последовательность:
- перемещение товаров от производителей на склад оптовых организаций.
- складское распределение товара.
- снабжение продукцией розничные торговые точки.
- продажа товара непосредственно покупателю.
Все этапы процесса важны как и в совокупности, так и каждый в отдельности. Неграмотно организованная работа хотя бы на одном из них может негативно повлиять на работу всей цепочки в целом. Поэтому основой товародвижения всегда было,, есть и будет тесное взаимодействие представителей всех проходимых инстанций. Процесс должен проходить бесперебойно и безошибочно.
Формы товародвижения
В зависимости от масштабов производства и характера выпускаемой продукции, выделяют две формы движения товаров:
- Транзитная. Эта форма подразумевает собой доставку товара со склада компании-производителя напрямую в розничные торговые точки. К такой продукции относятся, например, хлебобулочные изделия, молочные продукты, колбасные изделия, а также продукты крупного производства: мебель, бытовая техника, автомобили.
- Складская. Данная форма наиболее распространена, так как большинство продукции, приобретаемой покупателями, состоит именно из товаров, имеющих широкую сеть распространения и нуждающихся в дополнительных складских помещениях, а также в организациях-посредниках, помогающих производителю реализовать бОльшие объемы товаров.
Управление товародвижением
Контролировать процесс товародвижения на всех его стадиях — задача не из легких. Еще на этапе производства необходимо продумать, как именно будет происходить процесс: обусловено ли производство возрастанием спроса, необходимо ли задействовать сторонние организации для помощи в реализации выпускаемой продукции, какие затраты потребуют логистические процессы.
К организации товародвижения должен предприниматься только комплексный подход. Все вышеописанное является почти прямой инструкцией к тому, с чего нужно начать продумывать процесс. Нюансов в управлении товародвижением очень и очень много: здесь может играть роль человеческий фактор, причем как положительную, так и отрицательную (например — нехватка человеческих ресурсов или неквалифицированность персонала). Можно ошибиться в выборе транспортной компании или самого вида транспортировки. Изучением возможных издержек должны заниматься экономические и аналитические отделы. И только потом, на основании результатов, полученных в результате проведения тех или иных исследований, стоит запускать сам процесс.
Анализ товародвижения
Заключительной частью почти всех экономических процессов является анализ его эффективности. Грамотно ли был построено управление товародвижением? Много ли ошибок было допущено при его организации? В чем их возможная причина? Каковы убытки? Дошел ли товар до конечного потребителя? И наконец, остался ли довольным покупатель?
Каждый этап нуждается в анализировании. Это поможет избежать в будущем допущенных ошибок и усовершенствовать технологию процесса. Анализ также необходим, чтобы выявить потребность в перемене схемы движения товаров. Например, изначально планировалось обойтись без участия посредников. Но в последствии выяснилось, что склад розничной торговой точки перегружен, а продукцию хотят видеть на своих прилавках магазины другого региона, в котором у компании=производителя нет представительства. Наилучший выход — найти подходящего дистрибьютора. Это обойдется гораздо дешевле, чем открывать филиал: не потребуется затрат на открытие офиса, складов, привлечения персонала.
Все данные, полученные в результате анализа, будут систематизированы и ясно покажут общую картину, которая даст четкое представление о правильности ли неправильности произведенных действий.
Источник
Анализ системы управления товародвижением
ЛЕКЦИЯ № 9. Распределительная логистика
1. Цели, задачи и функции распределительной логистики
Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.
Распределительная логистика представляет собой планирование и контроль над физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест изготовления до мест потребления. Она связана с товародвижением в области распределения. Распределение одного предприятия находится в тесном взаимодействии с закупкой на другом предприятии.
Основные этапы распределительной логистики состоят из распределения:
1) заказов между поставщиками при покупке товаров;
2) грузов непосредственно по местам их хранения при поступлении на предприятие;
3) фактических запасов между различными участками производства, материальных потоков в ходе продажи.
Основные отличия логистики распределения от логистики закупок заключаются в том, что: процессы распределения продукции и течение закупок проходят в разных звеньях области обращения.
Перед логистикой распределения и логистикой закупок ставятся разные цели и задачи. В распределительной логистике исполнитель – это предприятие-изготовитель, в закупочной – покупатель.
Функциями распределительной логистики являются: выгодные распределение, реализация и продажа, а также определение потребительского спроса и организация его удовлетворения, накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции, установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям, выбор оптимальных форм товародвижения и организации торговли.
Под физическим распределением понимают транспортировку, хранение, складирование, переработку и т. п. Распределительная логистика подразумевает деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю над физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с удовлетворением нужд потребителей и прибылью для себя.
Если под логистикой понимается наука об управлении экономическими потоковыми системами, а под распределением – совокупность коммерческого, канального и физического распределения готовой продукции и услуг, то распределительная логистика – это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса.
Цели распределительной логистики предприятия-изготовителя.
1. Обеспечение готовности к расширению рынка сбыта.
2. Повышение конкурентоспособности товаров и услуг.
3. Нахождение новых рынков сбыта.
4. Обеспечение доставки товаров к месту назначения.
5. Улучшение условий доставки.
6. Установление надежных контактов с потребителями.
7. Контроль над исполнением заказов на поставку.
8. Поддержание нужного уровня запасов, эффективной системы транспортировки с соблюдением нужных сроков.
9. Присутствие большого количества складов на разных рынках.
10. Формирование дополнительных точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов.
Состав задач распределительной логистики на макро– и микроуровнях различен.
Вопросами, решаемыми в распределительной логистике, являются: выбор упаковки, каналов распределения, складского оператора или определение места расположения собственного склада, разработка информационной поддержки, транспортировка, послепродажный сервис и т. д.
На микроуровне решаются следующие задачи: анализ отчетов за предшествующий период продаж, планирование процесса реализации, организация получения и обработки заказа, выполнение операций, осуществляемых перед отгрузкой, организация самой отгрузки, доставка и контроль над перевозкой, послепродажное обслуживание.
На макроуровне решаются такие задачи: выбор каналов распределения, складского оператора или места расположения собственных складов, оптимального места распределительного центра на обслуживаемой территории, управление процессом прохождения материального потока.
2. Каналы распределения товаров
По количеству посреднических звеньев все каналы распределения делятся на каналы различного уровня. Звено логистической системы, деятельность которого направлена на приближение товара и права собственности на него к конечному потребителю, является уровнем канала.
Каналы нулевого уровня характеризуются полным отсутствием посредников, т. е. производитель напрямую работает с потребителем, а каналы первого уровня – наличием одного посредника, и т. д. Еще одной характеристикой канала распределения является протяженность, которая соответствует количеству уровней между производителями и потребителем.
Каналы распределения подразделяются на горизонтальные и вертикальные.
Независимо друг от друга производителем и посредником образуются горизонтальные каналы. Отдельное звено горизонтального канала выступает как юридическое лицо, функционирующее за свой страхи и риск и пытающееся увеличить свою прибыль.
Это иногда приводит к снижению общей прибыли всей системы, что идет вразрез с теорией логистики и принятому в рамках этой теории принципу экономических компромиссов.
Вертикальные каналы распределения состоят из звеньев, между которыми устанавливаются взаимосвязи. Распространенной бывает ситуация, когда участник канала распределения является собственником остальных. При этом среди участников процесса распределения вводятся иерархические отношения соподчинения, и канал работает как единое целое.
Потребитель, в современных условиях, имеет возможность автономно выбирать участников канала, которые по общности критериев наиболее соответствуют его требованиям.
Планирование каналов распределения.
1. Проведение исследовательской работы по сбору информации, нужной для планирования распределения товаров и услуг.
2. Анализ соответствия товара требованиям поставщика.
3. Переговоры с возможными потребителями продукции.
4. Финансирование движения товаров по каналам распределения.
5. Информационная поддержка.
В зависимости от типа макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не имеют оптово-посреднических фирм. В эластичных системах такие посредники имеются.
При выборе канала распределения совершается выбор способа товародвижения.
Канал распределения характеризуется не только числом входящих в него элементов и свойством их взаимосвязей, но и видами входящих в него элементов, т. е. работающими на всей его протяженности посредниками.
3. Логистические посредники распределения
Посредниками в операциях физического распределения выступают различные специализированные транспортные, экспедиционные, транспортно-экспедиционные организации, компании физического распределения и другие предприятия. Торговыми посредниками могут выполняться логистические операции, относящиеся к физическому распределению.
Главное место среди логистических посредников в распределении занимают торговые посредники, которые наряду с функциями обмена могут осуществлять и многие другие функции физического распределения.
Именно посредники, с точки зрения логистики, обеспечивают эффективную систему товаропотоков, применяя рыночный механизм саморегулирования.
Посредники в системе логистического товародвижения осуществляют ряд очень важных функций.
Посредник – это физическое или юридическое лицо, которое способствует установлению деловых связей между производителями продукции, с одной стороны, и потребителями – с другой.
Привлечение посредников имеет задачей улучшение экономичности внешнеторговых операций. В случае, если посредники не обеспечивают получения дополнительной прибыли по сравнению с прибылью, которую производители получают при самостоятельном сбыте товаров на рынке, привлечение их бессмысленно. Но в большинстве случаев использование в торговом процессе посредника минимизирует расходы итогового потребителя.
В зависимости от характера проводимых операций, торговые посреднические фирмы делятся на: торговые, комиссионные, агентские фирмы, брокерские конторы.
Посредники, финансируя процесс прохождения товаров, не формируют добавочной стоимости, но приносят значительные издержки, в частности, когда соглашения предусматривают большой объем обязательств посредников по анализу рынка, рекламе, организации сбытовой сети и технического обслуживания.
Все расходы могут покрываться только из вознаграждения, выплачиваемого продавцами и покупателями, поскольку в результате деятельности посредника не создается никакой дополнительной стоимости.
Посредник при этом должен не только вернуть капитал, но и получить прибыль на этот капитал.
Оптовые посредники, независимо от их конкретной деятельности, выполняют торгово-логистическую функцию: направляют материальные потоки в области обращения, производят кооперирование и комплектование поставок.
Именно посредники, с точки зрения логистики, обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, применяя рыночный механизм саморегулирования.
Торговые посредники – это важнейшая составная часть товаропроводящей сети независимо от того, кому принадлежит эта сеть.
4. Правила распределительной логистики
Для решения стоящих перед распределительной логистикой задач необходимо придерживаться определенных правил.
Во-первых, нужно отметить, что внутри распределительной логистики нет ни ресурсов, не результатов, а только вне ее. Результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и получение прибыли предприятием. Получение результата в первую очередь зависит от покупателей. В условиях рыночной экономики заставить покупателя сделать покупку нельзя, но распределительная логистика может в большей или меньшей степени повлиять на решение покупателя.
Во-вторых, результаты распределительной логистики достигаются путем использования возможностей, а не решением проблем. Это значит, что предполагается оценка рыночных потенциалов предприятия и полное использование его преимуществ в ходе продвижения товаров и услуг на рынок.
В-третьих, для достижения результатов распределительной логистики ресурсы нужно направлять на применение возможностей предприятия и рынка, а не на решение проблем. Решение состоит в том, на каких направлениях сбытовой политики собрать ресурсы предприятия, а не как снять ту или иную проблему.
В-четвертых, больших результатов распределительной логистики возможно достичь и в ходе истинного лидерства на рынке, принимая во внимание законы рынка и потребности потребителей.
В-пятых, не нужно успокаиваться на достигнутом. Общее направление распределительной логистики при непринятии дополнительных усилий – это путь к саморазрушению. Поэтому главной проблемой становится непрерывный поиск новой рыночной ниши или новых методов организации продвижения товара на рынок.
В-шестых, распределительная логистика без должного руководства, предоставленная сама себе, зачастую функционирует неверно.
Для применения рассмотренных правил нужны конкретные условия, знание методов эффективной организации распределительной логистики.
5. Системы распределения товаров
Товаропроизводители при продвижении продукции сталкиваются в основном с двумя подвидами рынка: итоговыми потребителями продукции, посредниками, которые доставляют продукцию конечным потребителям.
Конечные потребители стремятся зачастую к получению продукции маленькими партиями с большой степенью ее готовности. Посредники, как правило, делают закупки большими партиями.
На практике фактическое распределение фирмы применяет и первый, и второй пути реализации продукции. При этом выделяют три главных типа отгрузки потребителю.
1. Прямые отгрузки из заводских запасов.
2. Прямые отгрузки с производственной линии.
3. Отгрузки через складскую систему.
Если отгрузки конкретному потребителю меньше оптимальных для прямых поставок, тогда используется система снабжения через склады, что позволяет снизить издержки по распределению и оптимизировать обслуживание.
Такие склады оказывают ряд услуг потребителю. Они превращаются в распределительные цент-ры, собирающие запасы и обеспечивающие конкретный уровень обслуживания потребителей. Типичное продвижение продукции по каналам физического распределения выглядит таким образом: прямые отгрузки осуществляются потребителю или другой фирме со склада производителя или из запасов готовой продукции, к посредникам товар поступает также или из запасов, или со склада.
При работе такой схемы возможен возврат продукции на доработку обратно на производство, поэтому продвижение продукции в каналах распределения не всегда заканчивается в момент получения ее потребителем.
6. Планирование распределения товаров
Планирование каналов распределения происходит при проведении исследовательской работы по сбору информации, нужной для планирования распределения товаров и услуг.
Предварительно делается анализ соответствия товара требованиям поставщика. Ведутся переговоры с вероятными потребителями продукции. Осуществляется финансирование перемещения товаров по каналам распределения, а также информационная поддержка.
Процесс планирования распределения товаров является основным процессом, выполняемым в рамках определенной операции распределительной логистики, наряду с транспортировкой, организацией складской деятельности, ценообразованием и т. д.
7. Организация системы распределения
Распределительная логистика решает задачи, связанные с выбором схемы распределения продукции на пути от производителя к потребителю и способа ее реализации эффективной организацией транспортных перевозок между участниками указанного процесса.
После принятия решения об уровне и структуре канала распределения нужно провести фактические расчеты по выбору числа и месторасположения складов, суть которого состоит в уменьшении суммарных издержек на распределение.
При увеличении числа складов область обслуживания конкретного потребителя на каждом складе уменьшается во столько же раз. Но запас, рассчитанный на этого же потребителя на каждом складе, не уменьшается пропорционально зоне обслуживания. На каждом складе необходимо иметь страховой запас, хотя при централизованном складе можно ограничиться одним общим запасом.
Увеличение количества складов приводит к росту эксплуатационных издержек, к усложнению системы управления распределением и, следовательно, к увеличению затрат на управление. Существенным образом сокращаются с ростом числа складов затраты на доставку продукции со складов конечным потребителям. Увеличение числа складов означает приближение каждого склада к своему потребителю и снижение пробега транспортных единиц.
Широко применяются три метода решения задач размещения складов-распределителей.
Первый метод заключается в анализе всех вариантов размещения. С увеличением количества возможных вариантов масштаб нужных вычислений растет, этот процесс очень трудоемкий, но дает оптимальный результат.
Второй метод заключается в принятии неожиданных решений. Эксперт-специалист на базе имеющегося у него опыта пропускает неперспективные варианты, и задача размещения уменьшается до выбора из числа оставшихся. На этой стадии выбор из оставшихся вариантов можно осуществить с помощью компьютера.
Третий метод называется методом определения центра тяжести.
Склад, обслуживающий определенный круг потребителей, должен размещаться в центре тяжести соответствующей системы материальных точек.
После принятия решений о количестве складов-распределителей и об их размещении нужно внести соответствующие изменения, связанные с планами местной администрации и с особенностями местного законодательства.
Нужно учитывать, что создание и эффективная эксплуатация складского комплекса нуждается в учете и ряде других компонентов, таких как организация подъездов и стоянок, удовлетворение требований пожарной охраны и т. д.
После принятия таких важных решений, определяющих структуру канала распределения, нужно перейти к использованию определенных исполнителей для тех или иных работ по фактической доставке продукции потребителям и организовать документальное оформление процессов транспортировки.
Лучшей формой организации хозяйственных связей по выполнению операций распределения считаются договоры купли-продажи.
В них предусматривают количество, ассортимент, сроки и порядок поставок, качество и комплектность, а также ответственность сторон, вступающих в договорные отношения.
На основании этих договоров возможно привлечение известных и зарекомендовавших себя фирм, специализирующихся на транспортно-экспедиционных услугах.
Фирмы, занимающиеся полным процессом распределения, называют компаниями физического распределения.
8. Каналы товародвижения
Совокупность различных организаций и отдельных лиц, связанных с передвижением и обменом товаров – это каналы товародвижения. Независимо от количества уровней каналы распределения можно объединить в три группы.
1. Прямые, когда хозяйственные связи между предприятиями-контрагентами непосредственны.
2. Косвенные, когда между ними имеется один или несколько посредников.
3. Смешанные, когда с конкретной группой потребителей возникают прямые связи, а с другими – косвенные, или когда по одним типам продуктов контакты с заказчиком непосредственные, а по другим – опосредованные.
В простом канале продвижение товаров создается на базе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителями по схеме: производитель – конечный потребитель. Тот, кто использует продукцию непосредственно для удовлетворения собственных потребностей, является конечным потребителем. Этот вариант используется, когда производитель не хочет отдавать часть прибыли посредникам или когда товар высокодоходный, а спрос на товар высокий.
Но этот вариант имеет ограничения по времени, пространству и средствам. Это происходит потому, что производитель продукции заинтересован в поставке транзитных количеств товара исходя из масштаба загрузки транспортного средства – «транзитной нормы».
Канал, где присутствие независимого участника товародвижения, называется косвенным. При этом производитель лишается части прибыли, но обязательно, несмотря на это, использование посредников позволяет оптимизировать процесс распределения. Благодаря своим контактам и опыту, специализации и спектру деятельности посредники предлагают предприятию больше, чем оно может сделать в одиночку.
Выбор канала товародвижения зависит от финансового состояния фирмы, ее имиджа, производственных возможностей.
На выбор канала оказывают влияние количество конкурентов, потребители, их отношение к приобретению товаров, их требования к ассортименту и качеству товара, платежеспособность покупателей и характеристика самого товара. Большое значение имеет качественный уровень организации посреднической деятельности в отдельном регионе.
Источник
Управление товародвижением
Эффективное функционирование каналов сбыта требует оптимизации товародвижения — деятельности по планированию, организации и контролю физического перемещения товаров во времени и пространстве — от мест их производства к местам потребления, — осуществляемого для удовлетворения потребностей покупателей и достижения поставленных предприятием целей. Теоретической базой для этого служит логистика — наука об оптимизации движения материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков в пространстве и времени от источника их возникновения до конечного потребителя. Целью применения логистики является нахождение оптимального соотношения между уровнем сервиса поставки товаров потребителю и необходимыми для этого затратами человеческих, материальных и информационных ресурсов.
В маркетинге использование логистики связано в первую очередь с исследованием и оптимизацией всех видов потоков, сопровождающих физическое перемещение товаров по выбранным каналам сбыта. Основные принципы их оптимизации таковы:
♦ использование кратчайших путей движения товаров;
♦ выбор оптимальной формы движения товаров (транзитной или складской) и широкое применением их централизованной доставки в розничную торговую сеть;
♦ выбор рациональных условий складирования и соответствующих транспортных средств, а также эффективное их использование;
♦ широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
♦ постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товароведения для обеспечения своевременного и бесперебойного доведения товаров до потребителей — в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Рассмотрим содержание основных этапов процесса управления товародвижением.
1. Постановка целей товародвижения. В зависимости от конкретной ситуации возможны следующие их формулировки:
♦ обеспечение максимально возможного уровня сервиса поставки товаров потребителю;
♦ достижение минимально возможных затрат предприятия на физическое перемещение товаров во времени и пространстве;
♦ обеспечение максимально возможного уровня сервиса поставки товаров при заданном уровне затрат;
♦ достижение приемлемого уровня сервиса поставки товаров при минимальных затратах предприятия.
• 2. Анализ сбытовых издержек. Совокупные затраты на функционирование системы товародвижения определяются как сумма общих затрат предприятия на информационное обеспечение, складирование, поддержание товарно-материальных запасов, транспортировку. Поэтому при выборе системы товародвижения необходимо рассмотреть различные варианты ее технологической цепи и выбрать тот из них, который позволит добиться минимизации затрат для достижения установленного уровня обслуживания покупателей.
3. Формирование решений по основным функциям товародвижения. Укрупненную группу операций, решающую определенную задачу и характеризуемую задаваемыми значениями показателей, называют логистической функцией. Применительно к предприятию к ним следует в первую очередь отнести: информационное обеспечение, поддержание товарных запасов, складирование и транспортировку товаров.
Информационное обеспечение направлено на сокращение времени между получением заказа, доставкой товара и оплатой. Оно предполагает формирование и развитие информационной сети заказа товаров, автоматизацию обработки заказов, организацию потоков информации между участниками каналов сбыта, организацию банковских операций и т.п.
Поддержание товарных запасов необходимо для обеспечения своевременного выполнения заказов покупателей на их поставку. При этом очень важно определить оптимальный объем запасов, который должен находиться у производственных или торговых предприятий. При определении объема товарных запасов используются три группы методов: эвристические, технико-экономических расчетов и экономико-математические.
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые на основе анализа рынка, отчетности за предшествующий период принимают решения о минимально необходимых
запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса.
Метод технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы (например, ассортиментные позиции). Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых в свою очередь может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас может быть определен на случай повышения спроса или нарушения сроков поставки товаров. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно обоснованно определить необходимый объем запасов товаров, однако отличается большой трудоемкостью.
Одним из наиболее простых и распространенных экономико-математических методов определения объемов запасов является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущий период.
Сложившаяся практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
где Т3 — темп роста товарных запасов; Тс — темп роста спроса.
Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Складирование — деятельность, обусловленная объективной необходимостью сохранения запаса товаров на всех этапах их движения к потребителю. Для этого используются склады — специальные здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Разрабатывая систему товародвижения, необходимо дать ответы на следующие основные вопросы:
♦ какое количество складов необходимо?
♦ кому они должны принадлежать (собственные складские помещения или арендованные места на складах общего пользования)?
♦ какие типы складов целесообразно использовать (немеханизированные, механизированные, автоматизированные или автоматические; склады длительного хранения или транзитные; специализированные или универсальные и т.п.)?
Временное хранение товаров на складах предполагает необходимость проведения работ по размещению их там, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию товаров из мест хранения. Любая из перечисленных операций может изменяться в широких пределах, что, в свою очередь, сопровождается соответствующими изменениями их характера и интенсивности. Технология выполнения складских операций зависит от физико-химических свойств товаров, наличия подъездных путей, особенностей устройства и размеров складских помещений, внутренней планировки складов, их оснащения необходимым оборудованием. При этом важнейшим принципом рациональной организации складского технологического процесса всегда остается обеспечение полной сохранности свойств товаров. Он реализуется посредством надлежащего режима хранения, соответствующей системы укладки и размещения товаров, контроля условий и режима хранения.
Транспортировка — неотъемлемый элемент товародвижения. Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с решением проблем других функций товародвижения и предполагает учет наряду с традиционными экономическими критериями (затраты на перевозку) ряда других (табл. 8.2). В приведенной таблице наиболее предпочтителен с точки зрения определенного критерия тот вид транспорта, который находится в колонке 1, наименее пригоден находящийся в колонке 5.
Необходимо учитывать, что данные таблицы могут служить только для предварительной оценки предпочтительности видов транспорта. На выбор варианта транспортировки влияют также различные аспекты взаимного расположения пунктов отправления и назначения (расстояние, наличие сети транспортных коммуникаций и т.д.) и особенности товаров. В целях повышения эффективности поставок предприятия могут комбинировать транспортные средства (например, железнодорожный и автомобильный транспорт), использовать контейнерные перевозки — они наиболее удобны для транспортировки товаров, особенно для комбинированной.
Решения по основным функциям товародвижения должны приниматься в комплексе и предусматривать возможность поиска компромиссных вариантов его организации. Такой подход способствует минимизации общих затрат на товародвижение при обеспечении необходимого уровня обслуживания потребителей.
Источник
Анализ управления каналами товародвижения
Понятие, сущность и разновидности каналов товародвижения в маркетинге
Каналы товародвижения – это совокупность путей, которые проходит товар в рамках экономического пространства при движении от товаропроизводителя к потребителю.
Иначе каналы товародвижения могут быть определены в качестве совокупности взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом лиц и организаций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей. Именно благодаря им преодолеваются расхождения в месте, времени и праве собственности, отделяющие услуги и товары от покупателей, для которых они предназначены.
В системе маркетинга каналы товародвижения подразделяются на три вида (рисунок 1).
Помощь со студенческой работой на тему
Анализ управления каналами товародвижения
Рисунок 1. Базовые разновидности каналов товародвижения в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прямые каналы товародвижения предполагают отсутствие посредников. В этом случае продвижение товаров опосредовано прямыми хозяйственными взаимоотношениями с потребителями. Таким образом, есть лишь два участника товародвижения – товаропроизводитель и конечный потребитель. Обычно такие каналы товародвижения используются в отношении высокодоходной продукции и высокого спроса на товар, а также в тех случаях, когда товаропроизводитель не хочет отдавать часть своей прибыли посредникам.
Косвенные каналы товародвижения опосредованы перемещением товаров и услуг от товаропроизводителя конечным потребителям через рыночных посредников, которые принимают на себя некоторые посреднические функции и получают за это часть прибыли. На практике косвенные каналы товародвижения чаще всего используются товаропроизводителями в целях увеличения объемов и рынок сбыта. Их главным недостатком считается необходимость контроля выполнения договорных условий.
Смешанные каналы товародвижения являются прямой квинтэссенцией двух выше названных вариаций построения пути движения товара от производителя к потребителю.
Так или иначе, каждый канал товародвижения характеризуется двумя основными параметрами – длиной и шириной. Длина канала определяется количеством независимых рыночных посредников, участвующих в процессе товародвижения, а ширина – характеризуется их числом на каждом уровне сбытового процесса. Вместе они позволяют составить общее впечатление о системе товародвижения, выбранной компанией-производителем.
Какой канал распределения выбрать, каждая компания-производитель решает для себя самостоятельно. Чаще всего определяющим критерием выбора выступает доступность канала распределения для изготовителя. Вслед за выбором каналов товародвижения перед руководством компании встает необходимость успешного управления ими. Задача эта не из легких, ее решение требует взвешенного и обдуманного подхода.
Анализ основ управления каналами товародвижения в маркетинге
Управление каналами товародвижения в маркетинге предполагает необходимость планирования, организации и контроля всех процессов движения товара от производителя к потребителю.
Планирование товародвижения опирается на систематическое принятие решений, касательно основ физического перемещения товара и передачи прав собственности на него конечным потребителям. Сюда также включаются вопросы транспортировки, хранения и заключения сделок. Одной из главных задач планирования выступает организация продуктовой логистики как основы выстраивания эффективной системы каналов товародвижения.
Вслед за планированием следует непосредственно сама организация системы функционирования каналов товародвижения и координация их использования. Основными этапами управления товародвижением выступают:
- целеполагание;
- анализ издержек сбыта;
- принятие решений, касательно основных функций товародвижения.
Таким образом, сначала производится установка целей товародвижения, после чего под их решение подбираются наиболее эффективные каналы сбыта, определяется их длина и ширина. Далее, в зависимости от выбранных каналов сбыта производится анализ сбытовых издержек. Наконец, принимаются решения относительно основных функций товародвижения.
Эксперты указывают на необходимость проведения тщательного анализа всех финансовых вопросов для обеспечения эффективности использования сбытовых каналов. В частности, речь идет о необходимости проведения сравнительной характеристики затрат компании на возможные (используемые ею) каналы сбыта. При этом не следует забывать о том, что на начальном этапе работы предприятия сбытовые издержки, как правило, растут, однако, они не имеют постоянного характера. Сравнительную оценку стоимости отдельных сбытовых каналов следует соотносить с перспективами роста объемов сбыта и на основе этого принимать обоснованные, взвешенные управленческие решения.
Практическим воплощением процессов управления каналами товародвижения в маркетинге выступает не только их выбор, но и реализация инициатив по оформлению заказов, складированию, транспортировка и поддержанию на должном уровне товарно-материальных запасов. Отдельного внимания заслуживают вопросы контроля и оценки эффективности каналов распределения, используемых товаропроизводителем.
В основе оценки эффективности использования фирмой-производителем тех или иных каналов распределения товарной продукции лежит анализ таких критериев, как:
- объемы сбыта (количество реализованной продукции, измеренное в стоимостном или натуральном выражении);
- скорость товародвижения (время доставки продукта от производителя конечному потребителю);
- уровень удельных издержек обращения (стоимость использования того или иного канала сбыта).
Именно на основе их анализа можно произвести сравнительную оценку эффективности используемых каналов сбыта, выявить наименее эффективные и отказаться от них. В целом принято считать, что эффективность использования того или иного канала товародвижения (при прочих равных условиях) прямо пропорциональная скорости доведения продукта от места его производства до места его реализации конечному потребителю.
Источник