Анализ сайта музея примеры
На сегодняшний день невозможно себе представить по-настоящему качественную работу музея без наличия собственного сайта. Сайт музея позволяет оперативно и доступно знакомить потенциального посетителя как с новыми проектами, так и с фондами музея, с его традиционной экспозицией.
За прошедшие два десятилетия внедрения Интернет-культуры в нашем обществе, назрела необходимость пересмотреть принципы создания сайта учреждения. До недавнего времени создание интернет-портала означало прорыв в деятельности музея, поэтому никто не обращал особого внимания на то, какую конкретно информацию содержит сайт, удобна ли его навигация, обладает ли он дружественным посетителю интерфейсом и отвечает ли он на все вопросы, которые могут возникнуть у потенциального посетителя. Главным было то, что музей наличествовал в мировой паутине, его можно было найти стандартными поисковыми системами. Сегодня ситуация постепенно изменяется, поскольку обилие информации в сети Интернет делает актуальной задачу уже не создания информации, а качественного ее отбора. Источники информации начинают конкурировать между собой, и в конечном итоге, в выигрыше оказывается не самый информативный и профессиональный, а самый удобный и простой в использовании ресурс.
Экскурсия в заповеднике «Аркаим»
Еще одной сложностью для музейного коллектива является то, что техника не стоит на месте: внешний вид, навигация сайтов постоянно совершенствуется, поэтому сайт, созданный 5-10 лет тому назад, может смотреться устаревшим и не отвечающим запросам современных пользователей. Администрация же музеев склонна считать единожды созданный сайт чем-то вроде постоянной экспозиции, не требующей изменения и модернизации.
Особенности развития музейных сайтов и их восприятия посетителями
При первоначальном создании сайтов музеи ориентировались в основном не на нужды и восприятие посетителя, а на свои собственные соображения по поводу того, что будет интересно широкой публике. Поэтому весьма популярными в 90-е и в начале 2000-х гг. были рассуждения о том, как правильно разместить на музейном сайте информацию о фондах музея и музейную коллекцию. Ярким примером подобного подхода можно считать сборник «Музей будущего: информационный менеджмент» . Как показывает практика, фонды музея рядовому посетителю интернет-сайта не интересны. Безусловно, работа по их актуализации должна проводиться, она послужит дополнением к основному содержанию сайта, дополнением, демонстрирующим академический подход музейных работников, и будет неявно способствовать росту доверия к источнику подобной информации со стороны пользователей. Однако публикация даже самой замечательной и выдающейся музейной коллекции не может составлять основное содержание музейного сайта. На сайте музея, как и в музее реальном, вдумчивый посетитель ищет новых впечатлений, интересной информации: он не настроен на длительный поиск по профессиональным музейным каталогам.
Так каковы принципы функционирования сайта, какая информация должна на нем присутствовать и кто должен заниматься его развитием? Зачастую можно услышать, что сайт – это представительство музея в сети, призванное сообщить посетителю необходимый минимум информации об учреждении, его фондах, а также по возможности познакомить его с интерактивными мероприятиями и планирующимися временными выставками. Следовательно, сайт должен функционировать как комбинация сменной рекламы и музейного буклета. Более того, зачастую руководители музеев убеждены в том, что наполнять сайт информацией и поддерживать его в актуальном состоянии может любой сотрудник музея, достаточно научить его работать с системой управления сайта. Бывает, что музей ударяются в другую крайность, и полностью отдает сайт на откуп программисту, имеющему чисто техническое образование и далекому от проблематики музея. И то, и другое решение порочно. Ведь что представляет собой сайт? По сути дела, это живой, постоянно изменяющийся журнал, требующий, соответственного, профессионального журналистского или хотя бы мало-мальски литературного подхода. Т.е. создавать информацию для сайта должен не программист и не рядовой музейный работник, а человек, обладающий даром слова, тот, кто умеет в простой и доходчивой форме донести информацию до посетителя и разместить ее наиболее выгодным для учреждения образом. Порочным также является представление о том, что сайт может наполнять сразу несколько человек, поскольку это приводит к постоянным спорам, разнобою и не позволяет выдержать единую стилистику. Считается, что единый дизайн – это показатель серьезности учреждения, а единой стилистике написания информации не уделяется никакого внимания. Даже если на сайт регулярно поступает информация от нескольких сотрудников, то она нуждается в редактуре, а иногда и в полном переосмыслении. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что музейные работники зачастую негативно относятся к мысли о том, что им нужно что-то написать, поскольку заняты повседневной работой. Ходить и регулярно собирать информацию или заказывать тематические статьи – это работа, требующая времени, навыков и знаний о том, что именно интересно посетителю.
Наличие собственной интернет-площадки с удобной системой управления и хорошим дизайном открывает перед музеем дополнительные возможности, недоступные ранее. Эти возможности реализуются не в полной мере, поскольку большинство музеев рассматривает сайт как виртуальное продолжение музея, основанное на тех же принципах, что и основная экскурсионная и экспозиционная деятельность. При создании сайта не учитываются особенности интернет-аудитории, центральные характеристики которой составляет достаточно молодой возраст и желание участвовать в обсуждении и решении социально значимых проблем. Многочисленные комментарии к статьям на животрепещущие темы является показателем того, что некоторая часть общества в нашей стране хочет самореализоваться через участие в социальных проектах, но слабо представляет себе, как воплотить свои стремления в реальность. Социальные проблемы неизбежно связаны с историей отдельного региона или страны в целом, а среднестатистический провинциальный краеведческий музей как раз и призван знакомить с этой историей посетителя. Сегодня краеведческие музеи видят свою первоочередную задачу в участии в образовательном процессе: они разрабатывают различные интерактивные, лекционные и образовательные программы, ориентированные, в первую очередь, на школьную аудиторию. Эта, безусловно, полезная деятельность не может заменить полноценной работы со взрослой аудиторией, поскольку зачастую именно музей, как одно из наиболее консервативных учреждений культурной сферы, призванное сохранять историю и традиции, является центром культурной жизни региона, инициатором и катализатором культурных событий. Причем реалии современной жизни таковы, что культурному событию не обязательно происходить «в реале» для того, чтобы вызвать отклик большой аудитории: грамотно организованное в виртуальном пространстве событие может привлечь интерес к музею со стороны огромного числа посетителей, не обязательно проживающих в шаговой доступности от музея.
Сегодня ход мысли музейщиков таков: сайт создан для полноценного освещения деятельности музея, т.е. любая информация, размещенная в Интернет-пространстве, подспудно нацелена на то, чтобы человек в конечном итоге посетил сам музей. Ставя перед собой подобную задачу, музейные работники намеренно отказываются от полноценного использования потенциальных возможностей сайта. Тем самым создается своеобразный парадокс: стремясь расширить музейную аудиторию посредством интернет-сайта, музейщики, наоборот, сужают ее, поскольку ориентируются на тех, кто целенаправленно ищет информацию о музее, а число таких пользователей невелико. Гораздо больше тех, кто ищет сведения по какому-то конкретному историко-социальному вопросу. Этим пользователям даже не придет в голову выйти на музейный сайт, поскольку они считают (и совершенно справедливо), что музейный сайт состоит из с визитки, слова директора и публикации фондовых материалов , а поэтому бесполезен для получения актуальной информации и составления широких обобщений. Подобное стереотипное восприятие музейного сайта препятствует полноценному развитию музеев в целом.
Способы актуализации музейной деятельности посредством интернет-сайта
Сайт музея можно реорганизовать таким образом, чтобы информация на нем была интересна не только потенциальной музейной аудитории, но и широкому кругу интернет-пользователей, даже не помышлявших посетить музей. Можно предложить несколько дополнительных возможностей при организации информационного пространства сайта. Эти возможности частично уже начинают использоваться крупными музеями, но гораздо больший отклик при их реализации могут получить небольшие региональные музеи.
1. Публикация отдельных лекций и целых лекционных курсов.
В каждом музее существует определенное количество фондовых работников и научных сотрудников, которые разрабатывают ту или иную научную тему и создают по меньшей мере одну лекцию или тематическую экскурсию, посвященную теме своего исследования и связанную с тематикой музея, в котором они работают. Специфические лекции и экскурсии достаточно редко бывают востребованы посетителями музея. Зачастую это связано с тем, что информация о них не публикуется ни на сайтах, ни в рекламных буклетах. Эти лекции можно выложить на музейный сайт, причем не в виде текста, а в формате видео или аудиолекции или экскурсии с тематическим видеорядом. Продумав тэги к этим лекциям, можно привлечь на сайт музея всех, кто интересуется подобной темой. «Экскурсионное и лекционное обслуживание, вынесенное в Интернет, способно существенно расширить не только число, но и географию посетителей музейного сайта и, в конечном счете, самого музея» . Стоит также учесть опыт крупных туристических порталов, которые достаточно давно перешли на предоставление пользователям как платных, так и бесплатных версий аудио путеводителей по историческим местам и значимым музеям. Выкладывать в интернет обзорные аудио экскурсии по музею смысла не имеет, но наименее востребованные тематические лекции и экскурсии могут поднять рейтинг сайта и увеличить пусть не число посетителей музея, но число тех, кто знает, что подобный музей существует.
Некоторые музеи стремятся расширить свою аудиторию посредством виртуальных экскурсий, полностью дублирующих основную экспозицию музея, не привнося в нее чего-то принципиально нового. Вынос экспозиции в виртуальное пространство слабо способствует популяризации культуры, поскольку рассчитан на продвинутого посетителя, который представляет себе, какие залы есть в музее и что конкретно он хотел бы посмотреть. Человек, не обладающий предварительной информацией, скорее всего, просто закроет экспозицию с недружественным интерфейсом. Стоит также отметить, что качество многих региональных проектов по созданию виртуальных экскурсий не позволяет детально разглядеть экспонаты, чем полностью дезавуирует свою возможную значимость.
2. Активизация обсуждений, посвященных деятельности музея, посредством выноса их в социальные сети.
Поскольку музей работает для посетителя необыкновенно важным является получение обратной связи. Традиционные музейные форумы или гостевые книги не позволяют получить действительно объективную картину восприятия посетителем музея. Во-первых, отзывы обычно оставляет небольшое количество посетителей. Кроме того, в силу особенностей воспитания эти отзывы будут практически всегда положительными с традиционным пожеланием сотрудникам музея и в дальнейшем продолжать свою полезную миссию по приобщению аудитории к культуре. Действительно волнующие посетителя вопросы даже не будут упомянуты ни на форуме, ни, тем более, в гостевой книге. Альтернативой традиционным формам организации обратной связи является создание групп поддержки музея в социальных сетях, которые могут стать своеобразной площадкой по поиску единомышленников, зачастую далеких от конкретного музея, ставшего поводом к созданию той или иной группы. Преимуществом социальных сетей при этом является отсутствие цензуры и модератора, который на официальном форуме обязан удалить все не соответствующие формату серьезного учреждения высказывания. Регулярный мониторинг и информационная подпитка подобных групп, так или иначе, будут способствовать росту популярности музея среди самой широкой аудитории.
3. Создание виртуальных тематических выставок.
В каждом музее существуют как предметы, представленные в экспозиции, так и те, что хранятся в фондах и практически никогда не демонстрируются широкой публике. Оптимальным решением по их актуализации музейщики считают публикацию этих предметов в виде электронных баз данных с различными поисковыми системами и возможностями для формирования запросов. В качестве примера обычно упоминается сайт Эрмитажа, где возможности электронной базы данных продемонстрированы в полной мере. Однако музей — это не библиотека, и редко кого из посетителей порадует наличие просто иллюстрированного каталога, в котором можно систематизировать предметы по материалу, форме или цвету. Посетителя интересует информационное наполнение пространства, те идеи, которые несет совокупность тех или иных предметов.
Как правило, в музее помимо основной экспозиции существуют временные выставки. Организовать такую выставку — дело хлопотное и, как привило, связанное с денежными затратами. Интернет предоставляет возможность создать и продемонстрировать широкой аудитории виртуальную выставку, которую можно сформировать из предметов музейного фонда. Эта выставка может быть представлена в виде каталога предметов с пояснениями и путеводителем, а может быть создана как виртуальная или видео экскурсия. Более того, некоторые музейные выставки бывают настолько удачными, что их жалко разбирать. В этом случае выставку можно оцифровать, создав по ней виртуальную или видео экскурсию с аудио текстом, а затем выложить ее на сайт музея. Такой формат позволит, не дублируя основную экспозицию, поддерживать интерес к музею и актуализировать его фонды.
4. Создание сетевых культурных событий
Музей может поддерживать интерес к своей деятельности путем организации виртуального события, не дублирующегося в реале. Таким событием может стать виртуальная конференция, выставка, мастер-класс, онлайновая лекция с возможностью задать лектору вопросы, даже виртуальный фестиваль или презентация. Причем темой презентации может стать все, что угодно: от отдельного предмета из музейных запасников до целой культуры. Интернет-формат позволяет реализовывать события практически без денежных затрат и привлечь к участию в них людей из самых разных регионов страны. Простейшим решением создания виртуального события может стать предоставление любому посетителю возможности пообщаться, например, с хранителем фондов, экскурсоводом, научным сотрудником или методистом музея в онлайн-режиме в течение определенного, заранее оговоренного времени. Это может быть, в зависимости от технических возможностей музея, общение посредством ICQ, Skype или иных механизмов.
5. Публикация комментариев и аналитических обзоров, посвященных актуальным проблемам современности
Музей не может замыкаться исключительно в кругу профессиональных вопросов, он должен как можно активней участвовать в жизни общества и реагировать на происходящие в обществе события и изменения. Музейный сайт как нельзя больше подходит для оперативной публикации подобного рода откликов. Научные сотрудники могут комментировать наиболее актуальные общественные проблемы, не забывая при этом про свою музейную специфику. Сделать это достаточно просто, поскольку любое событие, любая проблема так или иначе уже решались или хотя бы затрагивались обществом в прошлом (о чем в соответствующем обзоре могут написать сотрудники исторических и этнографических музеев) или отражалось в искусстве и литературе (что могут подтвердить сотрудники картинных галерей и мемориальных музеев, посвященных литераторам либо художникам). Публикация на музейном сайте статей на актуальные темы с правильно заполненными тэгами будет способствовать росту посещаемости музейного сайта, следовательно, волей-неволей все большее число посетителей будет узнавать и о существовании самого музея.
6. Участие музея в создании тематических интернет-порталов
Музеи могут и должны участвовать в разработке тематических порталов, посвященных как связанным с деятельностью музея вопросам, так и темам, на первый взгляд, совершенно далеким от музея. Образно говоря, музей посредством интернет должен сам выходить к людям, а не ждать, когда кто-то заинтересуется им и откроет соответствующий сайт. Музей может заявить о себе на самых различных ресурсах. Что и как можно для этого сделать? При организации многих сайтов по продаже или рекламе какого-либо товара или услуги создатели сайта, как правило, испытывают нехватку серьезных аналитических или просто интересных статей, которые могли бы украсить сайт и заинтриговать вдумчивого читателя. Музейные сотрудники могут предложить собственное решение проблемы. Например, на сайте по продаже мебели сотрудники исторических музеев могут сделать обзор по истории появления мебели, иллюстрируя ее материалами собственных фондов и давая ссылку на музейный сайт. Археологический музей может дать информацию о развитии кухонной утвари в древних обществах (опять-таки на основе фондовых материалов) на сайт ресторана или интернет-магазина по продаже посуды и т.д. Возможности по созданию и размещению подобной информации безграничны.
Таким образом, хорошо продуманный музейный сайт может использовать как традиционные для музея методы рекламы, так и те ухищрения, которые пускают в ход коммерческие предприятия. Более того, если музей является учреждением культуры, то это не значит, что для него полностью закрыт путь по взаимодействию с коммерческими структурами.
Источник
Методика анализа сайта музея или учреждения музейного типа
В настоящее время интернет становится важной частью культурной жизни вообще и жизни учреждений культуры в частности. Музеи также активно включаются в этот процесс, создавая свои виртуальные представительства. Для упорядочения возникшего музейного интернет-сообщества организуются посреднические структуры, связанные с музейной тематикой – поисковые серверы, интернет-каталоги, ресурсные центры, сводные базы данных по музейным собраниям, он-лайновые агенства культурной информации и т.д. В глобальной компьютерной сети сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и т.д.
Меняется и характер музейного представительства в интернете. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR-продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все более усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм. Большую привлекательность придают музейным сайтам использование игровых элементов – анимации, пазлов. Появляются виртуальные экскурсии и виртуальные музеи, которые можно посещать в любое время, находясь за компьютером. В отличие от простых коллекций фотографий, виртуальный музей характеризуется такими возможностями, как наличие виртуального тура и расширенными поисковыми возможностями для нахождения и классификации экспонатов. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователь может «перемещаться» по трёхмерным залам, получать любые сведения и изображения, самостоятельно моделировать на компьютере виртуальные собрания и экспозиции.
Вопросы и задания к практическому занятию:
1. Каким образом можно классифицировать музейные интернет-ресурсы?
2. Как можно использовать возможности электронной почты и социальных сетей в деятельности музея?
3. Посетите и охарактеризуйте зарубежные поисковые музейные серверы: «Artcyclopedia: Art Museums Worldwide» (http://www.artcyclopedia.com) и «MUSEE» (http://ww2.musee-online.org). Какими возможностями навигации они обладают?
4. Проанализируйте информационный портал «Музеи России» (http://www.museum.ru), уделяя особое внимание структуре и содержанию сайта.
5. Определите, в чем состоят главные задачи тематического музейного сервера?
6. Дайте определение понятию «виртуальный музей» и перечислите его основные характеристики;
7. Назовите наиболее популярные зарубежные и отечественные виртуальные музеи и сделайте их краткое описание;
8. Сформулируйте основные преимущества и недостатки виртуальных музеев;
9. Какова, по вашему мнению, роль музея в информационном обществе?
Методика анализа сайта музея или учреждения музейного типа
Для людей информационного общества посещение музея начинается с поиска сведений о нем в глобальной компьютерной сети. Поэтому многие музеи, желая привлечь внимание общественности, активно создают собственные интернет-представительства.
Наличие подобного интернет-ресурса позволяет лучше интегрировать музей в систему российских и зарубежных профильных организаций, презентовать свои коллекции, интенсифицировать процесс обмена профессиональной информацией.
Типовая структура отечественного музейного сайта такова:
2. История музея
4. Коллекции и отдельные предметы
5. Новости и события
Более совершенные сайты предлагают также научную информацию и сведения об образовательных программах, виртуальный тур, интеграцию с социальными сетями. Эти ресурсы выглядят более функциональными, чем обычные сайты-визитки.
В настоящее время многие музеи устанавливают на своих веб-представительствах специальные программы-счетчики «SpyLOG», «HotLOG» и другие, позволяющие установить:
— откуда посетитель пришел на сайт (из поисковика или подобного ресурса);
— какие ключевые слова для поиска были указаны;
— страну или регион России, с которого посетитель просматривает сайт (это особенно важно при строгой географической привязке рекламной кампании сайта);
— страницы, которые посетитель просмотрел на сайте;
— время, проведенное посетителем на сайте в целом.
Хороший сайт должен иметь привлекательный дизайн, качественный контент, удобную навигацию и отвечать многим другим требованиям, предъявляемым к подобного рода ресурсам.
Практическое задание:
Проанализируйте сайт одного из отечественных музеев по следующим критериям:
1. Информационный критерий включает в себя содержательное наполнение сайта. Контент должен привлекать внимание посетителя и отвечать тематике ресурса:
а) качественные тексты, желательно с указанием авторства;
б) полнота представления информации по каждому направлению;
в) наличие электронного каталога коллекции;
г) обновляемость сайта (легко проверить по изменениям раздела «Новости»);
2. Структура и навигационные функции сайта:
а) простое и удобное перемещение между разделами сайта;
б) организация поиска внутри интернет-ресурса;
в) наличие карты сайта;
г) корректная работа всех ссылок;
д) отсутствие «тупиковых» страниц;
а) выдержанность цветов, шрифтов и графики в едином стиле;
б) мягкие, нейтральные тона фона;
в) сбалансированность макета страницы и отсутствие перегруженности информацией;
Источник
Версус Контента: Обзор музеев
Казалось бы, зачем музею выходить в социальные сети? Достаточно сайта, на котором есть график работы и примерное описание того, какие экспонаты можно увидеть внутри – что еще нужно посетителям или гидам, которые планируют экскурсии? Однако, современные музеи сделали шаг в сторону самого массового, бесплатного и простого способа говорить с посетителями – и создали страницы учреждений. Такие ресурсы представляют собой ни что иное, как корпоративный блог, который, в лучшем случае, должна вести каждая компания. В большинстве случаев, к сожалению, те, кто начинает вести блоги, приходят только к стабильной публикации новостей и отчетов с прошедших мероприятий. Такие ресурсы, в большинстве случаев, носят сугубо информационный характер и мало способствуют созданию правильного имиджа бизнеса. Тому, как сделать страницы, направленные на продажи услуг интересными, можно поучиться у крупнейших музеев и галерей.
В списке самых «населенных групп» музеев с большим отрывом лидируют три: Русский музей (Санкт-Петербург)
Галерея современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург)
и Музей Московского Кремля (Москва).
Первый два ресурса представляют картинные собрания, поэтому контента здесь очень много. Формат, который так популярен у пользователей, подборки картинок, здесь обретают смысл и авторство. Особенно преуспела в этом деле Эрарта, которая выглядит как поставщик контента для большинства арт-пабликов.
Русский музей сопровождает изображения еще и текстовым контентом, а Музей Кремля превратил свое сообщество в источник актуальных исторических фактов.
Таким образом, крупнейшие интернет-площадки музеев становятся ни чем иным, как образовательным ресурсом, который, в отличие от страницы, забитой отчетами с мероприятий, интересны жителям в разных уголках страны. Такая политика – воплощение призыва маркетологов щедро делиться полезной информацией с подписчиками, который вы наверняка слышали. Результаты таких действий и отличия от тех, кто не придерживается этого правила – очевидны и должны стать для вас окончательным аргументом при построении контент-плана группы бизнеса или корпоративного блога. Только те посты, которые могут быть интересны людям по всей стране, а не тем, кто и так является вашим потребителем, могут стать «локомотивом» для привлечения новых подписчиков. Они, в свою очередь, путем расшаривания контента, начнут формировать вокруг бренда определенную атмосферу авторитетности и открытости в плане подачи полезных материалов. Бизнес, который думает о своих потребителях не только тогда, когда нужно продать им услугу или товар – автоматически привлекателен в глазах потенциальных клиентов. Инструментарий социальной сети, который позволяет музеям взаимодействовать с посетителями, достаточно широк. Эрарта делает активный упор на информирование о мероприятиях при помощи встреч.
Русский музей – на обсуждения, в которых каждый найдет тему по душе, чтобы высказаться и вступить в дискуссию.
Сегодня музей представляет собой больше, чем экспозиционную площадку. В большинстве случаев это еще и место проведения концертов, лекций, книжный и сувенирный магазин – словом, практически генератор собственного пласта культуры, которому не нужно (и нет возможности) подстраиваться под заданные стандарты. Но куда интереснее обстоят дела, если речь идет о музее, который сам олицетворяет какую-либо культуру, как, например, Музей уличного искусства в Петербурге. Здесь представлены работы художников-граффитистов, исполненные на необычных объектах и превращенные в экспонаты. Целевая аудитория такого музея сужена, а материал, который может заинтересовать – предельно ясен.
Чему можно поучиться у современных российских музеев бизнесу?
- Проявлять фантазию и не публиковать десятки новостных постов, которые не интересны почти никому, кроме прессы и участников мероприятий, о которых идет речь.
- Видеть связь своей деятельности с интересами целевого потребителя и предоставлять им развлекательную и познавательную информацию по теме.
- Формировать собственное имиджевое пространство, превращаясь в авторитетный (или единственный) источник информации по какому-либо вопросу.
Каждому бизнесу есть что сказать и есть чем поделиться. Если вы приложите немного усилий, то сможете опередить своих конкурентов и получить на несколько тысяч последователей больше.
Источник
Анализ сайта музея примеры
Павлова Елена Викторовна ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры сервиса,
Прохорова Дарья Максимовна,
Псковский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
На сегодняшний день туризм представляет одну из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Для многих стран сфера туризма является источником значительных денежных поступлений. Кроме того, она производит колоссальный социальный эффект, который заключается в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения, развитии инфраструктуры региона. В контексте процессов глобализации и интеграции, без которых невозможно представить формирование современного мирового сообщества, туризм способствует увеличению числа международных контактов, является одним из наиболее востребованных источников знаний.
В силу увеличения доли информационных технологий и сети Интернет в формировании осведомленности и компетентности потребителя туристическая отрасль не могла игнорировать необходимость создания информационных ресурсов в виртуальном пространстве. Как следствие, предприятия туристской сферы начали активную разработку сайтов в сети Интернет с целью более полного информирования клиентов о характере предоставляемых услуг. При этом необходимо отметить, что многие сайты разрабатывались и разрабатываются сотрудниками туристских организаций самостоятельно, без привлечения технических специалистов, что часто негативно сказывается на качестве их оформления и наполнения, а следовательно, и на корпоративном имидже фирмы, поскольку сайты воспринимаются как виртуальные прототипы действующих организаций.
Особенно актуальны такие тенденции для музеев, где в последнее время Интернет начал играть большую роль в развитии интеграционных процессов и установлении межмузейных связей независимо от географической и предметной области музея [11].
Первые отечественные представительства музеев в сети Интернет стали появляться в 1995 году (зарубежные несколько раньше, примерно с 1990 г.). Это были так называемые «hоme pages» (англ. «домашние страницы»), содержащие информацию с музейного автоответчика и несколько «картинок». Подобная информация легко укладывалась в одно окно. Но уже через полтора – два года после появления домашние страницы стали сменяться значительно более разнообразными формами существования виртуальных музейных ресурсов.
По информации межмузейного сервера «Музеи России», в 1998 г. в нашей стране насчитывалось порядка 200 официальных и неофициальных Интернет-представительств отечественных музеев, а по данным на 20 января 2009 года сервер «Музеи России» располагал информацией уже примерно о 785 Интернет-представительствах. Тем не менее, существующие сегодня Интернет-представительства музеев составляют не более чем 1-2 % от общего количества сайтов [4].
Наше исследование будет представлять собой анализ веб-сайтов музеев Псковской области, так как количественный рост Интернет-узлов обострил для них, как и для всех российских музеев, «проблему качества контента» [9]. Под «контентом» мы будем понимать информационное наполнение сайта, к которому, соблюдая закон об авторских правах, может обратиться любой пользователь сети Интернет. Контент должен соответствовать таким критериям, как доступность, актуальность, значимость и достоверность размещаемых данных [3].
Анализ качества контента сайтов псковских музеев не случайно стал основой нашего исследования. Дело в том, что в настоящее время они, как и многие российские музеи, находятся в сложной ситуации: с одной стороны, старые формы работы уже не приносят желаемого результата, а с другой – разработка и введение в практику новых форм задерживаются в связи с недостаточным финансированием, отсутствием в штате необходимых специалистов и пр. В настоящее время в Псковской области принята долгосрочная целевая программа «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 гг.», которая, на наш взгляд, могла бы повлиять на ситуацию, в том числе посредством создания качественных музейных сайтов, которые способствовали бы укреплению положительного имиджа Псковской области как туристской дестинации, что, безусловно, оказало бы влияние на увеличение числа туристов и развитие туристской индустрии в целом. Веб-сайты музеев содействуют также формированию связей (посредством электронной почты, веб-конференций, блогов и т.д.) с другими научными, культурными и коммерческими организациями и учреждениями, в том числе такой сайт мог бы помочь открыть доступ к новым источникам финансирования музея посредством электронной коммерции. Кроме того, веб-сайты музеев являются и особым инструментом, с помощью которого можно измерить успех новой познавательной программы, выставки и других форм работы с посетителями посредством размещения предварительной информации или проведения опросов по итогам мероприятия, тем самым вовлекая аудиторию в диалог [5].
Таким образом, цель данной работы – проанализировать основные Интернет-сайты псковских музеев и выявить тенденции их развития. На актуальность данной темы указывает большое число исследований, предпринятых в этой области за последнее время, основной целью которых является создание типовой модели контента музейного сайта [9]. Тем не менее, как отмечает О.В. Самаковская, в настоящее время перед создателями веб-сайтов музеев и ученым сообществом остро стоит проблема неразработанности единой теории формирования и оценки качества контента музейных сайтов [10].
На сегодняшний день на территории Псковской области существует свыше 20 музеев, в числе которых 3 музея-заповедника: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» и входящие в их состав музеи-усадьбы М.П. Мусоргского, С.В. Ковалевской, Н.А. Римского-Корсакова, М.В. Алтаева-Ямщиковой, В.П. Родзянко, помещиков Львовых «Алтун»; 7 краеведческих музеев: Великолукский краеведческий музей, Музей истории г. Невеля, МУК «Гдовский музей истории края», Островский краеведческий музей, Печорский музей истории города, Порховский краеведческий музей, Себежский краеведческий музей; 3 выставочных зала: галерея «На Бастионной», галерея «Герцена,6», творческое объединение «Балкон»; 4 музея, посвященных различным важным аспектам человеческой деятельности: Литературно-художественный музей истории Великой Отечественной Войны им. И.А. Васильева, Пыталовский музей Дружбы Народов, Мемориальный дом-музей академика И.М. Виноградова, Себежский музей природы; 3 музея «нового» типа: Крестьянское фермерское хозяйство Г.В. Глазова – музей «Медовый хуторок», «Псковский Кузнечный двор», народный музей «Ольгин хутор».
Необходимо пояснить, что под музеем «нового» типа мы понимаем музей, в котором отражены быт и традиции русского народа и в соответствии с выбранной эпохой выполнена полная или частичная стилизация (например, в экспозиции представлены костюмы, предметы быта и др.). Отличительными особенностями такого объекта выступают, во-первых, невысокая историческая ценность экспонатов, во-вторых, не всегда логичное и концептуальное с научной точки зрения совмещение экспонируемых предметов, в-третьих, опора на интерактивную работу с посетителями и желание пробудить в экскурсантах не столько интеллектуальный, сколько эмоциональный отклик. Кроме того, таким музеям свойственен частный характер содержания и финансирования.
Из всех вышеперечисленных музеев всего 6 имеют Интернет-сайт: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», Порховский краеведческий музей, Себежский краеведческий музей, Крестьянское фермерское хозяйство Г.В. Глазова – музей «Медовый хуторок».
Для того чтобы определить, насколько качественным является контент предложенных сайтов, нами будет проведен сравнительный анализ (таблица 1), основными критериями которого станут такие характеристики, как доступность, актуальность, значимость, достоверность. В научной литературе данные определения не имеют четкого терминологического наполнения, поэтому в рамках нашей работы мы будем использовать следующие:
· Доступность контента означает легкость и быстроту нахождения необходимой информации через поисковые системы в сети Интернет.
· Актуальность контента свидетельствует о новизне представленной на сайте информации, а также о последнем обновлении самой структуры сайта.
· Значимость контента показывает, насколько представленная на сайте информация может быть полезной потенциальному посетителю или туристу, то есть содержит ли определенный контент данные о режиме работы музея, ценовой и дисконтной политике, о текущих мероприятиях и т.д. Кроме того, о значимости контента свидетельствует и наличие обратной связи – коммуникативного отклика посетителя, – представленной, например, в виде гостевой книги.
· Достоверность контента указывает на то, что представленная на сайте информация о музее и объектах, входящих в его состав, а также информация справочного характера (адрес, телефон, время работы музея и т.п.) соответствуют действительности.
Сравнительный анализ контента Интернет-сайтов музеев Псковской области.
Источник
Анализ сайта музея-заповедника «Кижи»
Музей-заповедник «Кижи» как один из крупнейших в России музеев под открытым небом, уникальный историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания заповедника. Анализ сайта музея по принципам качества, проведение оценки его эффективности.
Рубрика | Программирование, компьютеры и кибернетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.12.2014 |
Размер файла | 37,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное автономное
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях
Содержание
- Введение
- Анализ сайта музея-заповедника «КИЖИ»
- Заключение
Введение
Kizhi. karelia.ru — это официальный сайт государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи”.
Анализ сайта музея-заповедника «КИЖИ»
1. «Прозрачность»: сайт Kizhi. karelia.ru ясно обозначает свое назначение, а также организацию, отвечающую за управление им: Федеральное государственное учреждение культуры Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
В данном разделе представлен ряд простых практических тестов и вопросов, ответы на которые позволят определить, насколько полно отвечает ваш веб-сайт принципу прозрачности:
Имя сайта появляется в строке заголовка браузера.
Также в строке заголовка браузера появляется часть сайта для упрощения навигации. имя сайта является самой заметной информацией на первой странице.
URL сайта служит указанием на его сущность.
Формулировка миссии является не самой заметной информацией, но одной из первых на главной странице.
Формулировка миссии содержит четкое указание на задачи, сущность, владельца и содержание данного сайта. В ней имеются ссылки на Каталог памятников деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи», информацию о музее как об объекте всемирного наследия «Юнеско» и на ежегодные официальные отчеты о работе по сохранению памятников Кижского погоста.
Вся информация на сайте, в том числе и формулировка миссии, представлена на двух языках (русском и английском). Переключение с одного языка на другой является легкой и простой операцией.
Сайт четко идентифицируется, прост для пользователя. Вся важная информация о характере сайта и его направленности представлена на главной странице. Сайт имеет имя, говорящее о его направленности, формулировка миссии и краткое содержание, представлены на первой странице.
Дизайн сайта включает экран-заставку с мультипликацией, которая занимает небольшую часть экрана и подкреплена текстовыми пояснениями, при необходимости ее легко пропустить и продолжать работу с сайтом.
В разделе «Информация о музее”, можно узнать как доехать до о. Кижи, посетить местный музей и достопримечательности, и также ознакомиться с прейскурантом музея-заповедника и почитать музейную газету.
Раздел «Новости» предоставляет информацию о последних событиях, связанных с музеем.
В виртуальном магазине можно приобрести научные издания музея и сувениры.
Таблица 1 — оценка прозрачности сайта
Характеристики для оценки сайта
Имя сайта появляется в строке заголовка браузера (Самая верхняя строка браузера)
Активная часть сайта появляется в строке заголовка браузера
Имя сайта четко высвечивается и выделяется на главной странице сайта
Имя сайта указывают на цель и сущность сайта
URL сайта служит указанием на его цель
Формулировка миссии представлена
Формулировка миссии появляется на первой странице
Формулировка миссии приводится на нескольких языках
Легкий переход на другие языки в формулировке миссии
Название организации бросается в глаза
Любую анимацию или визуальную презентацию можно обойти
Контент сайта правильно отобран и обоснован, соответствует тематике проекта, сопровождается соответствующими комментариями и пояснительной информацией, которая охватывает происхождение материала, связанные с ним исторические события или персоналии. Все материалы и пояснительная информация представлены как на русском так и на английском языках. Процесс переключения на другой язык простой и быстрый, осуществляется одним кликом.
Иллюстрации на сайте представлены с соответствующим разрешением, имеют сопроводительную надпись либо комментарий, пояснение. Но нет возможности уменьшить либо увеличить изображение.
Навигация по материалам сайта достаточно проста, все внутренние и внешние гиперссылки активны. Пользователь всегда может увидеть, в какой части сайта он находится в определенный момент, благодаря механизму «crumbtrail» (кратчайший путь к файлу). Также он имеет возможность вернуться на страницу, с которой только что ушел, с помощью кнопки возврата. При помощи «crumbtrail» или через кнопку «Музей Кижи» и иконки музея в левой верхней части сайта, пользователь имеет возможность вернуться на главную страницу сайта. Карта (меню) сайта доступна в нижней части каждой страницы. Существует возможность поиска по сайту.
Таблица 2 — оценка эффективности сайта
Характеристики для оценки сайта
Потребности пользователей определены на основании исследований с участием групп пользователей.
Критерии отбора содержания отражают заранее известные потребности пользователей
Все элементы правильно маркированы (идентифицированы)
Все элементы связаны с соответствующим пояснительным материалом
Весь пояснительный материал фактически верен
Учетные единицы и пояснительный материал проверены специалистами
Метки элементов и пояснительный материал многоязычны
Отлаженная работа всех гиперссылок
Иллюстрации представлены с соответствующим разрешением
Там, где это необходимо используются иллюстрации с уменьшением. Иллюстрации с высоким разрешением также предоставляются (в соответствии с правом интеллектуальной собственности)
Кнопка «назад» (Back) браузера работает нормально
При необходимости, используется функция перехода по странице
Постоянно доступна главная страница
Предоставляется карта сайта
Включена функция поиска по сайту
Данный веб-сайт имеет высокое качество обслуживания. Информация во всех разделах актуальна и постоянно обновляется. Часть содержания, которая устаревает или становится нерелевантной после определенной даты, переходит в архив сайта после наступления этой даты.
Весьма интересно будет совершить виртуальные путешествия. Отличительной особенностью сайта является, прямая видео-трансляция с веб-камер, расположенных на острове.
Таблица 3 — оценка поддержки сайта
Характеристики для оценки сайта
Полностью актуализированная информация о ходе работ над проектом.
Никакой «зависающей» или неожиданно обрывающейся информации о ходе работ над проектом.
Завершенная и резюмированная информация по завершенному проекту.
Информация по завершенному проекту перемещена в другое место на сайте.
Политика проверки и обновления всего не статичного содержания веб-сайта. Фактическое проведение периодических обновлений.
Новый облик или «подтяжка лица», проведенные за последние шесть месяцев.
Рассмотрение/планирование нового облика или «подтяжки лица».
Претворение в жизнь политики технического обслуживания.
Принятие и тестирование процедур создания резервных копий.
Создание технических и программных платформ для обеспечения актуализации системы.
Сайт спланирован так, что представленный на нем текст дает полное представление об этом сайте и практически полностью отражать ценность представленной на нем информации. На сайте представлена подробнейшая информация о музее, архитектурных и природных памятниках в разделах: Традиционная культура, Природа Кижских шхер, Музейные коллекции, Архитектура, Специалистам, Образование. Интерактивная обзорная видеоэкскурсия и путеводитель «Добро пожаловать на остров Кижи!» содержат краткую информацию об архитектурных памятниках, находящихся в собрании музея-заповедника «Кижи», а также традиционной культуре и быте жителей Заонежья. Продолжительность всей аудиоэкскурсии — 12 минут. За это время Вы сможете познакомиться с пятью темами: «Кижский Погост», «Крестьянская усадьба», «Крестьянская изба», «Сарай» и «Экспозиция музея «Кижи». Вы сможете не только услышать рассказ о Кижах, но и прочитать его, а также посмотреть слайдшоу из лучших кижских фотографий. Такая функция на сайте позволяет ознакомиться с работой музея людям с ограниченными возможностями (инвалидов по слуху или зрению). Приложение оптимизировано как для смартфонов, так и для планшетов.Сайт поддерживает разные типы браузеров и поддерживает достаточный доступ для тех пользователей, которые имеют только «медленный» Интернет.
Таблица 4 — оценка доступности сайта
Характеристики для оценки сайта
Сайт соответствует основным положениям WAI
Соответствие планировалось с самого начала для оптимизации только текстового наполнения
Анимация и мультимедиа используются только в случае необходимости
Никакие технологии собственной разработки или плагины не используются
Поддерживаются платформы разных браузеров
Медленное соединение с Интернет не является препятствием для использования сайта
5. «Ориентация на пользователя»:
Данный сайт является полезным, простым в работе и привлекательным для пользователей. Он имеет достаточно простой интерфейс — манера представления содержания и предоставления услуг весьма удобна для пользователя. Навигация легкая, пользователь без труда может найти то, что ему нужно. Вовлечение пользователей происходит с помощью социальных сетей, там он может повлиять на то, как организован веб-сайт и как он меняется со временем.
Таблица 5 — оценка ориентации на пользователя
Характеристики для оценки сайта
Пользователи вовлечены в определение основных характеристик и процесс проектирования
Пользователи проанализировали элементы опытного образца сайта
Предложения и обратная связь должны быть извлечены и изучены
Обратная связь, поступающая от пользователей, должна быть документально оформлена
Обратная связь была включена в процесс проектирования и внедрения
Онлайновые средства существуют для того, чтобы пользователи могли дать свои комментарии и обратную связь
Обратная связь от пользователей была учтена при пересмотре и перестройке сайта
Сайт включает средства, позволяющие пользователям вносить свой вклад в его содержание
На самом сайте нет чата или средства, позволяющего пользователем задавать вопросы в режиме онлайн. Возможность пользователям контактировать с сайтом и получать адекватный ответ дают только группы в социальных сетях. Там же есть возможность задавать вопросы, обмениваться информацией и проводить дискуссии, как с работниками музея, так и между пользователями. Информация в сетях постоянно обновляется, следовательно можно сделать вывод, что существует сотрудник, отвечающий за модерацию и управление форумами.
В разделе «Галерея» размещены профессиональные и любительские фотографии посетителей музея-заповедника, сделанные в разное время года, а также видео-фрагменты, таким образом на сайте возникает возможность потребителям размещать собственную информацию в виде фото и видео альбомов.
Таблица 6 — оценка реактивности сайта
Характеристики для оценки сайта
Имеется средство, позволяющее пользователям задавать вопросы
Определен сотрудник, отвечающий на такие вопросы
Сотрудник проходит соответствующую подготовку и инструктаж.
Сотрудник имеет доступ к специалистам из разных областей знаний и кураторам
Специалисты проходят инструктаж и понимают свои обязанности по оказанию необходимой помощи
Принята официальная политика, определяющая скорость ответов
Открыт форум для пользователей
Определен сотрудник, осуществляющий управление форумом
Сотрудник, осуществляющий управление форумом, проходит соответствующую подготовку и инструктаж
Действует процесс модерации.
Сотрудник, осуществляющий управление форумом, имеет доступ к специалистам из разных областей знаний.
Содержание и общая информация сайта, базовые функциональные возможности (поиск и навигация), а также статичное содержание сайта (пояснения к иллюстрациям) представлены на двух языках: русском и английском. Переход с одного языка на другой осуществляется одним кликом. Структура и организация сайта остаются неизменными при переходе с одного языка на другой.
Однако, на сайте имеются разделы, на которых не применяется переход на английский язык, это: «Музейные коллекции», Газета «Кижи», «Интернет магазин», «Деревни Кижской волости», «Природа Кижских шкер».
Таблица 7 — оценка многоязычности сайта
Характеристики для оценки сайта
Часть содержания сайта представлена более, чем на одном языке
Часть содержания сайта представлена на знаковом языке
Часть содержания сайта представлена на языках, которые не являются языками стран-членов ЕС, но на которых говорят проживающие в данной стране иммигранты
Оглавление сайта и общая информация о нем представлены более, чем на одном языке
Базовые функциональные возможности сайта (поиск, навигация) предоставлены на нескольких языках.
Статичное содержание предоставлено на нескольких языках
Переход с одного языка на другой осуществляется легко
Структура сайта и пользовательский интерфейс не зависят от языка
Принята политика многоязычности, которая составляет основу элементов сайта
Сайт анализируется с позиций многоязычности.
Метаданные веб-сайта соответствуют Дублинскому ядру. Для создания и представления веб-сайта используется предсказуемый набор технологий. Загрузка и установка дополнительных технических средств (таких, как плагины) не требуется.
На сайте существует возможность проведения поиска в режиме удаленного доступа. Распределенный поиск включает 2 аспекта: поиск на самом сайте и поиск в базах данных или каталогах, доступ к которым осуществляется через сайт.
Поиск на самом сайте облегчается за счет использования тэгов метаданных (META) в верхних колонтитулах каждой страницы. Помимо этого, может быть установлено средство поиска на сайте, содержащее документированный интерфейс, разрешающий удаленное обращение к сайту.
Таблица 8 — оценка совместимости сайта
Характеристики для оценки сайта
Изучение стандартов и примеров передового опыта предшествовало началу работ по проекту сайта
Дизайн сайта разработан с учетом соответствующих стандартов
Метаданные соответствуют Дублинскому ядру или DC. Culture
Веб-сайт не использует расширения к HTML собственной разработки
Функции раскрытия содержания базируются на протоколе OAI
Распределенный поиск в каталогах или базах данных осуществляется с иcпользованием протокола Z39/50 или SRW/SRU
Распределенный поиск на сайте возможен
Распределенный поиск на сайте возможен с использованием META-тэгов
Распределенный поиск на сайте осуществляется через поисковое средство сайта и удаленный интерфейс
Разработан профиль открытости сайта для изучения
Профиль открытости сайта для изучения использует соответствующий стандарт, например RSLP
Все внешние интерфейсы подтверждены документально
Таблица 9 — оценка управляемости сайтом
Характеристики для оценки сайта
Конечный пользователь должен активно соблюдать нормы и правила поведения и условия доступа (например, поставив «галочку» в соответствующем окне)
Качество представления содержания (например, разрешение изображений) имеет определенные ограничения
Содержание помечено цифровыми водяными знаками
Содержание помечено четко различимыми водяными знаками
Условия использования сайта защищают его владельца от нарушения его прав интеллектуальной собственности на базу данных в целом
Официальный законный договор заключен между владельцами содержания и владельцем сайта, регулируя порядок использования содержания сайта
Нормы прайвеси конечного пользователя открыты для конечных пользователей для изучения
Никакие шпионские средства или пароли не используются.
Рассматривается ли использование лицензии Creative Commons?
Таблица 10 — оценка сохранности сайта
Характеристики для оценки сайта
Принята долгосрочная политика сохранности
Принята краткосрочная стратегия сохранности.
Регулярно осуществляется создание резервных копий.
Создание резервных копий осуществляется в режиме off-site.
Принят план восстановления в случае чрезвычайных ситуаций.
План восстановления в случае чрезвычайных ситуаций прошел тестирование.
Периодически создаваемые резервные копии переносятся на более долговечные носители (такие, как DLT).
Существует среднесрочная стратегия сохранности.
Рассматривалась возможность миграции на новые носители.
Миграция на новые носители планируется или осуществляется.
Замена устаревающих носителей планируется или осуществляется.
Миграция формата файлов и технологии презентации и/или эмуляция планируются или осуществляются.
Содержание веб-сайта представлено в стандартных форматах файлов.
Веб-сайт использует стандартные технологии представления информации.
Веб-сайт избегает использования технологий собственного изобретения и плагинов.
сайт музей заповедник кижи
Заключение
Сайт Kizhi. karelia.ru — официальный сайт государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи” отвечает большинству из принципов качества.
Источник