«Система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство России
В последнее время в России активизировалась дискуссия о необходимости пересмотра текущего административно-территориального устройства страны. В частности, на днях заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин заявил о целесообразности укрупнения субъектов Федерации, что спровоцировало новый виток общественных обсуждений. В экспертной среде также существуют различные точки зрения по этому вопросу. Однако аналитики напоминают, что любые решения в данном направлении должны быть тщательно обоснованы. Ведь в истории России есть немало примеров тому, как недальновидная политика по установке внутригосударственных границ порой приводила к трагичным социально-политическим последствиям.
В многовековой истории России есть примеры как укрупнения, так и дробления её административно-территориальных единиц. Государственное устройство РФ, которое существует в наши дни, стало результатом многочисленных реформ, проведённых российскими правителями разных эпох.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
«Россия вплоть до революции была унитарным государством с жёсткой системой власти. Другое дело, что контроль над местным управлением долгое время функционировал с большими сбоями. На эту систему позитивно повлияло решение Александра II передать ряд управленческих функций на места», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
Также по теме |
---|
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы |
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её. |
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
Установившаяся система
В годы Великой Отечественной войны и сразу после неё в связи с депортацией отдельных народов были ликвидированы некоторые национальные автономии. Кроме того, активизировался процесс создания малых областей.
Как напоминают историки, в начале 1950-х годов был принят ряд решений о разделе средних по размеру административно-территориальных единиц, таких как Башкирская и Татарская АССР, Ростовская, Воронежская, Тамбовская и другие области. Однако за редкими исключениями этот опыт оказался неудачным. С того периода сохранились только созданные в 1954 году Белгородская и Липецкая области. Уже в конце 1950-х годов были укрупнены большинство новосозданных регионов, а также восстановлены ликвидированные в годы войны национальные автономии.
Источник
Административно-территориальное деление России
Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений.
Субъекты Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.
Большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области).
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа.
На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами
Субъектами федерации являются:
- республики
- края
- области
- города федерального значения
- автономная область
- автономные округа.
Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Источник
Административно-территориальное устройство Российской Федерации
Что такое административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.
Федеративная
Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.
Эти гособразования называются субъектами Федерации.
Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.
- Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
- США;
- Мексика;
- Канада.
Унитарная
Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.
В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.
Унитарные государства по признаку централизации бывают:
- Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
- Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.
По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:
- На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
- Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.
Конфедеративная
Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:
- нестабильна и носит временный характер;
- ближе к союзу государств, чем к единому государству.
Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.
- Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
- Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.
Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран.
Принципы административно-территориального устройства
В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.
Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.
Социально-экономический
На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.
Географический
Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.
Демографический
С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.
Национально-исторический
Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.
Политический
Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство РФ
Как мы уже отметили выше, территория России делится на такие административно-территориальные единицы, как субъекты Федерации.
Действующую форму административно-территориального устройства РФ можно охарактеризовать совокупностью следующих признаков:
- государственная целостность РФ, обеспечение неприкосновенности российской территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
- единство системы государственной власти в России;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектами РФ в регулировании территориальных вопросов;
- учет национального фактора в территориальной организации государства;
- установление равноправия субъектов РФ (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ);
- единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
- местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).
В настоящий момент в состав РФ входят следующие субъекты (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ):
- 22 республики;
- 9 краев;
- 46 областей;
- 3 города федерального значения;
- 1 автономная область;
- 4 автономных округа.
Таким образом, в составе РФ сейчас 85 субъектов Федерации.
Входящие в состав государства субъекты Федерации имеют собственные предметы ведения, свои полномочия, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами РФ самостоятельно. Все изменения административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Границы между граничащими субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Дальнейшее территориальное деление (т. е. уже внутри субъекта РФ) регламентируется законами субъектов РФ.
Важно! Одной из основных гарантий, обеспечивающих целостность российской территории, является тот факт, что Конституция РФ не предусматривает право субъектов Федерации на односторонний выход из состава государства.
Республика
Республика в составе РФ — одна из разновидностей субъектов РФ. При этом республики (ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ):
- Принимают собственные конституции (Конституция РФ все равно имеет главенствующее значение). Дополнительные сведения по этому вопросу вы найдете в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
- Могут устанавливать свои государственные языки (при этом русский язык обязательно остается в числе государственных языков в любой республике РФ).
- Имеют свои столицы.
Несмотря на вышеперечисленные полномочия (как у самостоятельного государства), республики в составе РФ не имеют собственного государственного суверенитета.
Край — наименование еще одного из видов субъектов РФ. При этом различия между правовым статусом края и области в составе РФ на законодательном уровне не регламентированы (в т. ч. Конституцией РФ). Наименование «край» (а не область, например) по большей части обусловлено историко-географическими факторами.
Область
Существенных различий между правовым статусом области и края в составе субъектов РФ законом не утверждено. И край, и область (как и другие субъекты РФ) имеют свои органы управления, могут принимать свои законы, но, например, не могут устанавливать свои государственные языки или иметь свои конституции (такие правомочия на данный момент есть только у республик).
Город федерального значения
Город федерального значения — город со статусом субъекта РФ. Основным отличием от прочих видов субъектов РФ является особая форма организации местного самоуправления. Так, в городах федерального значения выделяются внутригородские муниципальные образования, а сами города при этом муниципальными образованиями не являются.
Автономная область
Автономии в РФ (к автономным округам это также относится) создавались с учетом особенностей национального состава населения, которое проживало на соответствующей территории. Виды автономии (область или округ) были образованы в зависимости от ряда признаков, в т. ч. численности населения, перспектив и уровня развития экономики и прочих факторов.
Автономный округ
По правовому статусу автономный округ в составе РФ не слишком отличается от автономной области. Автономные округа отличаются от автономных областей огромной территорией при относительно небольшой численности населения.
Статус и автономной области, и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ). По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Автономный округ может входить в состав области или края.
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:
- соблюдение гарантий местного самоуправления;
- повышение эффективности управления;
- обеспечение благоприятного развития территории;
- учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
- ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.
Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:
- Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
- Города районного значения.
- Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
- Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
- Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
- Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).
Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.
Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:
- Конституция РФ;
- Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
- федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
- устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
- закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
- закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.
Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.
Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.
Источник
Административно-территориальное устройство России
Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.
В состав России входят 88 равноправных субъектов:
- 21 республика;
- 7 краев;
- 48 областей;
- 2 города федерального значения;
- 10 автономных округов;
- 1 автономная область.
Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.
Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.
Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.
1. Административно территориальное устройство России
2. Часовые пояса России по городам
До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.
Рис. 2. Пермский край.
Федеральные округа
В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.
Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.
Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.
Источник