Аналитическая справка по результатам реализации основной образовательной программы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ключ-Войтова Марина Сергеевна

«Звездочки» всего по списку 32 человека, из них в старшей подгруппе 2 девочек и 5 мальчиков и в подготовительной подгруппе 11 девочек и 14 мальчиков. Возраст детей от 5 до 7 лет. Атмосфера в нашей группе доброжелательная, позитивная, дружная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро разрешаются.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках(предшколка3чел., карате 1 чел., худ. гимнастика 1 чел., танцевальный кружок 3 чел. рисование 1 чел., плавание 5чел.). Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.
На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и хорошие результаты.

Работаем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Е.Н. в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Утро начинается с проблемной ситуации, которую дети должны самостоятельно разрешить. В течении дня стараюсь отталкиваться от инициативы детей, хотя это сложно и неудобно. Вся предметно развивающая среда доступна , многофункциональна, безопасна для детей.

В данное время идет подготовка к выпускному, учим стихи, танцы и песни. Мы работаем с детьми по развитию актерского мастерства, разучивая сценки. Также в подготовке к выпускному принимают участие наши родители.

Мои принципы в работе очень просты и я строю на них свою деятельность.
Первый принцип – это любить ребенка. Я как педагог должна излучать человеческую доброту, без которой невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что педагог его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип – прожить в ребенке свое детство. Только в этом случае дети доверят педагогу все свои сокровенные мысли, оценят его доброту, примут его любовь.
Принцип индивидуализации , воспитатель должен найти к каждому ребенку подход, найти свой "ключик".

Принцип оптимистической педагогики — ребенок должен идти в сад с радостью, радоваться каждой встречи со своим воспитателем, он должен верить в свои силы, и знать что у него все получится.

Принцип учительской любви — воспитатель должен воспринимать ребенка таким какой он есть. Нельзя педагогу говорить о неудачах ребенка, как можно чаще нужно хвалить его. А еще необходимо использовать несловесные поддержки ребенка- это поглаживание по голове, прижатие к себе, улыбка.

Работа в подготовительной группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МДОУ детский сад "Теремок" г. Цимлянска.

Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием организационной образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Можно выделить три основных направления моей работы:
1. Работа с детьми;
2. Взаимодействие с родителями;

3. Взаимодействие с коллегами

В течении года дети достигли:

Физическое: дети имеют представление о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка)и стараются их соблюдать. С легкостью называют атрибуты некоторых видов спорта, имеют предпочтения в выборе подвижных игр с правилами. Также умеют метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель прыгать в длину с места, отбивать и ловить мяч.

Познавательное развитие: Дети очень любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Знают свое ФИ, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы. Могут назвать некоторые достопримечательности родного города, имеют представление о космосе, планете Земля. С легкостью узнают и называют представителей животного мира. Так же дети знают количественный и порядковый счет в пределах 20, способы измерения величины и временные отношения. Могут составлять и решать задачи и называть геометрические фигуры. Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с мнением сверстников. Умеют делиться с воспитателем и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Речевое развитие: Большинство детей называют некоторые жанры «детской литературы». Знают такие понятия как "Звук, слово, предложение, текст". Отвечают на заданные вопросы полным ответом. Работая с текстом, отвечают на вопросы по тексту, умеют сами задавать вопросы по данному произведению. Ежедневно с детьми проводятся речевые упражнения: чистоговорки, пальчиковые гимнастики, физминутки, дидактические игры со словами и звуками, в ходе которых у детей развивается звуковая культура речи. Ежедневно проводится словарная работа, где у детей пополняется словарный запас слов.

Социально-коммуникативное развитие : дети в процессе игры легко договариваются друг с другом, умеют находить общий язык, уступают друг другу, стараются быть доброжелательными. В основном все дети самостоятельно разрешают конфликты и мирятся.

Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

У детей сформировано положительное отношение к себе, к другим людям. Каждый ребенок уверен в своих возможностях, знает, что его здесь любят. Также дети с уважением говорят о пожилых людях, знают, как вести себя в транспорте и на улице. Сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм. Развиты волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Художественно-эстетическое: Дети, прослушав музыкальное произведение описывают чувства и эмоции, которые испытали. Очень любят петь. В группе есть дети у которых хороший слух и они с удовольствием исполняют песни сольно. Также дети очень любят танцевать, как классические танцы, так и современные.

В основном у мальчиков очень хорошо развиты конструкторские способности. Они очень хорошо самостоятельно собирают разные конструкторы "Лего", кубики, настольный конструктор.

Ребята владеют навыками рисования, умеют передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Также хорошо на бумаге выражают свои мысли, желания, чувства. Все дети проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Краткая характеристика мероприятий с детьми и родителями

В течение года в группе были проведены мероприятия с детьми и родителями согласно годовому планированию:

  1. Фольклорный праздник "Осенины"
  2. Тематический день «День матери»
  3. Тематический день «День здоровья»
  4. Утренник "Снегурочка"
  5. Фольклорное развлечение «Уродилась Коляда на кануне Рождества»
  6. Спортивный праздник посвященный дню Защитников Отечества.
  7. Фольклорный праздник «Масленица».
  8. Утренник на 8 марта
  9. Утренник «День Победы»

10. Готовится выпускной

  1. Выставка «Дары осени».
  2. Выставка рисунков «Моя любимая воспитательница»
  3. Выставка рисунков «Моя мама»
  4. Выставка «Новогодняя игрушка»
  5. Выставка рисунков «Мой папа солдат»
  6. Выставка работ «Этот загадочный космос»
  7. Выставка «Первоцветы»

Участие детей в конкурсах и их результаты

В течении всего учебного года, дети и их родители ,активно принимали участие во всех предлагаемых конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места.

Работа с родителями

В жизни нашего детского коллектива активно участвуют родители. Были составлены перспективный и календарный планы, в них указывались все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, тематика наглядно-стендовой информации. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать в совместных мероприятиях группы и ДОУ.
Цели взаимодействия с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Систематически внутри группы для родителей оформлялись стенгазеты и коллективные работы детей, оформлялись папки-передвижки для педагогического просвещения родителей, еженедельно пополнялась информация по безопасности, тематическим неделям, проектной деятельности воспитателя.
Перед родительским комитетом стояла непростая задача: доводить до каждой семьи и педагогов идеи сотрудничества. Родители использовали для получения информации Сайт детского сада, который еженедельно я пополняю информацией.

1. Родительское собрание "Семья глазами ребенка". На собрании был представлен родителям видео -фильм, где дети говорили, как они понимают слово семья. Также был доклад, о том насколько важно воспитание в семье для формирования психики дошкольника.

Читайте также:  Анализ крови связано с сосудами

2. "Картины из природного материала" для оформления выставки и уголка природы.

3. Помощь в оформлении уголков по ППБ и ПДД.

4. Совместная деятельность на участке детского сада "Снежные фигуры"

5. Участие родителей в конкурсе "Рождественские сказки" (2 семьи).

6. Помощь в оформлении стенгазеты "Книга памяти".

7. Оформление выставки "Космические фантазии".

8. Работа родительского комитета в организации выпускного.

Дети знают понятия "звук, слово, предложение, текст". Почти все дети свободно читают алфавит. Знают , чем отличаются гласные звуки от согласных, а также важный факт, что буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Ребята различают гласные, твердые и мягкие согласные, сколько в русском языке гласных, согласных и букв не имеющих звука. Знают каким цветом обозначаются гласные и согласные звуки.

Ребята в основном все читают слоги, но некоторые не могут соединять слоги в слова. Некоторые дети читают предложения и небольшие тексты. Такие как Вероника, Жамьян, Алдар, Данил Б., Настя, Динара, Ангелина, Аня читают хорошо.

Дети очень хорошо справились с диагностикой по комплексу вопросов, отвечают полным ответом, знают свое имя, имя родителей, свой адрес. Также ведется работа по составлению слов из разрезной азбуки, дети самостоятельно составляют слова из букв. Эффективна работа по прописыванию прописных букв. Дети очень стараются, уже видно у кого будет каллиграфически правильный почерк, такие дети как Настя, Алдар, Вероника показывают отличный результат.

Работа по данной программе очень эффективна, т.к. дети идут в школу уже имея свой немаленький запас знаний, умений и навыков.

Отчет по самообразованию.

В течении года также была реализована работа по развитию психических процессов у детей посредством дидактический игры. Любое свободное время мы играем в дидактические игры на развитие мышления, воображения, памяти, речи, внимания. Дети очень любят игры и сами просят играть. Также игры применяю при индивидуальной работе с детьми.

Эта работа дала хорошие результаты и помогает нам при подготовке к школе.

Дети в игре учатся говорить , отвечать на вопросы, придумывать, додумывать, анализировать, делать выводы, а это все неразрывно связано с учебной деятельностью.

Таким образом, у детей повысилась самооценка, уверенность в своих интеллектуальных знаниях, сформировались навыки самостоятельной и коллективной работы.

Вывод на учебный 2016-2017 год.

Можно сделать вывод, что учебный год был очень насыщенным и эффективным. Мы вместе с детьми многому научились и многое узнали нового и интересного. Основная цель, которую мы поставили в начале года -это , как можно лучше подготовить детей к школе, была достигнута. А также такие задачи, как воспитать доброго, целеустремленного, благородного человека, были реализованы. Мы считаем, что смогли донести до детей умение сочувствовать, сопереживать, помогать, уважать людей. Если ребенок с детства будет понимать, что ему нужно, для того чтобы вырасти достойным гражданином, он этого добьется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» воспитанниками подготовительной группы

Детский сад № 201 «Волшебница» с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразоват.

Аналитическая справка по результатам освоения адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Мониторинг достижения планируемых про­межуточных результатов освоения детьми основной адаптированной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (сентябрь .

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга (по результатам диагностики )воспитателя Кузьминой Ирины Михайловны за 2015-2018 учебные года.

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга (по результатам диагностики)воспитателя для аттестации.

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» воспитанниками первой младшей группы за 2017 – 2018 учебный год.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности .

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательной программы на начало 2019-2020 учебного года

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательной программы на начало 2019-2020 учебного года.

Аналитическая справка по итогам реализации основной общеобразовательной программы в 2019 – 2020 году в первой младшей группе

Аналитическая справка по итогам реализации основной общеобразовательной программы в 2019 – 2020 году в первой младшей группе.Воспитателя Осташовой Ирины Николаевны Реализуемые программ.

Источник



Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Работа нашего педагогического коллектива по реализации инклюзивного образования началась с апреля 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 154 ребёнка, функционирует 6 групп, из них 1 — комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ – 18 детей с ТНР и 1 ребёнок-инвалид с сочетанными нарушениями развития. Из общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 16% воспитанников обучаются в ДОУ в рамках инклюзии.

В связи с этим,у педагогического коллектива возникли вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

При организации инклюзивного образованиямы руководствовались следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ

3. ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»

5. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов»

6. Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае»

7. Распоряжение правительства Красноярского края от 26.10.2012 № 844-р «О концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» на 2013-2016 годы

8. Приказ Главного управления образования г. Красноярска от 29.05.2015 № 339-п «Об инклюзивном образовании».

Рабочей группой МБДОУ были проанализированы методическая литература и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ.

Для реализации инклюзивного образованиянами была разработана следующая документация:

Положение о пилотной площадке по инклюзивному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Положениеоборганизации инклюзивного образования в образовательном учреждении;

Положение об адаптированных образовательных программах;

Положение о ПМПк;

Внесение изменений в Устав МБДОУ, отражающих возможность организации групп комбинированной направленности;

План введения и реализации инклюзивного образования;

План развития доступной образовательной среды;

Образовательная программа учреждения, отражающая основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющая соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

АООП и АОП для детей с ОВЗ;

Письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по адаптированным программам.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило черезконсультации, семинары, курсы повышения квалификации. На уровне МБДОУ

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Семинар-практикум «Разработка АОП и АООП».

На уровне района, города

Читайте также:  Какие анализы нужно сдать кошке с улицы

Семинар «Презентация модели деятельности городского ресурсного центра поддержки инклюзии знакомство с методом Tomatis»

Семинар «Современные подходы к формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в свете положений международного и российского законодательства».

Семинар-практикум «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

Семинар «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Семинар-практикум «Основы работы с нежелательным поведением детей».

Семинар «Специфика коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми».

Семинар «Особенности организации процесса образования и сопровождения дошкольника с кохлеарными имплантами в ДОУ».

Одним из важнейших направлений методической работы в МБДОУ явилась разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Этому вопросу были посвящены семинар-практикум «Разработка АОП и АООП» и индивидуальные консультации для педагогов,а также посещение городских обучающих семинаров:

• «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

• «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ.

Далее анализировалась информация о вновь поступающих детях, проводились индивидуальные собеседования с родителями. При согласии родителей получать образование по адаптированной образовательной программе, оформлялось письменное заявление.

Информация по реализации инклюзивного образования в МБДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям былоразъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены специалисты, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Также,работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Оформление информационных стендов, родительских уголков.

Мастер-класс «Сказка о веселом Язычке», «Наши пальчики играют»;

Участие в мероприятиях ДОУ (выставки, акции).

Накаждого ребёнка в рамках ПМПк МБДОУ были разработаны адаптированные образовательные программы, которыебыли утверждены на педагогическом совете учреждения, был определен ведущий специалист. Ведущий специалист определялся исходя из рекомендаций ПМПК. Каждый ведущий специалист ведёт карты развития по каждому ребёнку, куда вносятся личные данные ребёнка, заключения ПМПК, АОП, материалы мониторинга. Эти материалы предоставляются затем для ПМПК.

Следует отметить, что освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В данном случае специалисты, работающие с ребенком, проводят внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.Мониторинг проводилсячерез:

Анализ продуктов деятельности

Анализ карт развития

Использование специализированных диагностических комплексов

По результатам мониторинга проводилась корректировка адаптированной образовательной программы.

Эффективность работы площадки:

По итогам ПМПК мы видим повышение уровня речевого развития детей с ТНР и положительную динамику развития у выпускника со сложным тяжелым множественным нарушением.

Помимо успешного освоения адаптированной образовательной программы дети были активными участниками выставок,организованных в ДОУ:

«Здравствуй, осень золотая» (выставка поделок из овощей и природного материала»;

«Мамочка любимая моя» (выставка рисунков ко Дню матери);

Также, воспитанники с ОВЗ участвовали в реализации логопедического проекта «Украсим ёлку дружбы» (идея проекта — развитие речи детей в процессе ручной деятельности).

В заключение хочется отметить, что в начале года работа по внедрению инклюзивного образования начиналась с анализа ресурсов и дефицитов ДОУ. Основным ресурсом явился кадровый состав (имеются специалисты, необходимы для работы с детьми с ОВЗ, дефициты – недостаточное методическое и предметно-развивающее оснащение. Эти дефициты мы попытались восполнить, подав заявку на участие в грантовом конкурсе «Преодоление», организуемом Фондом М. Прохорова. Мы представили логопедический проект для детей с ОВЗ «Рука в руке».

План введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ №104на 2015-2016 год.

№ Содержание работы Сроки Ответственные

1. Подготовка нормативных документов по вопросам организации инклюзивного образования (разработка положения по организации инклюзивного образовании, локальных актов, внесение изменений в Устав МБДОУ и т. п.) Август — сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

2. Формирование доступной среды для детей с ОВЗ (Обеспечение учебно-методическими комплектами, паспорт доступности, план развития доступной среды) Август-сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

3. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ на основе мониторинга актуального уровня развития. сентябрь Ст. воспитатель, педагоги, специалисты

4. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ В течение года Педагоги, специалисты

5. Создание системы научно –методического сопровождения педагогов : — участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

— изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей;

— подбор и разработка методических рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

6. Заседания ПМПк с целью корректировки АОП и мониторинга развития детей с ОВЗ (плановые и внеплановые) Сентябрь, январь, май Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

7. Консультативная деятельность (консультирование родителей, педагогов ДОУ района по вопросам инклюзивного образования) В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

8. Проведение мониторинга уровня удовлетворенности услугой родителями (анкетирование) май координатор по инклюзивному образованию

Источник

Анализ результатов внедрения образовательной программы

Переход к новой версии Закона об образовании расширяет возможности по конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений [4, 7]. Обучение студентов по совместных образовательных программ с другими зарубежными университетами, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов становится доступным благодаря введению сетевой формы реализации образовательных программ.

При использовании такой новой формы всегда возникает вопрос, как оценить эффективность сетевой образовательной программы

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), как университет, победивший в открытом конкурсе на получение государственной поддержки для повышения своей конкурентоспособности и вхождения к 2020 г. в сто лучших университетов мира [5], приступил к активному формированию нормативно-методической базы для реализации образовательных программ в сетевой форме.

В этой связи, разработка методики выявления наличия и оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентоспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Понятия «эффективность» и «результативность»

В современной литературе существует различие между понятиями «эффективность» и «результативность»[4]. В самом общем виде эти различия формулируются следующим образом:

  • результативность отражает степень достижения запланированного результата;
  • эффективность показывает отношение полученных результатов кзатратам времени, финансовых идругих ресурсов для их достижения.

Как правило, для оценки подобных понятий используются экпертно-аналитические методы. В этом случае, аналитическим путем, на основе системного анализа, выявляется наборпоказателей, с помощью которого может проводится оценивание какого-либо свойства, вырабатывается система шкал оценивания и сами критерии оценки.

Экспертным путем находится согласованные оценки по значимости (весу) каждого показателя, определяются пороговые допустимые значения для показателей, формируется итоговая целевая функция для оценки.

Анализ, выбор и обоснование экспертно–аналитических методов оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ

Оценка результативности образовательной программы включает анализ достижения плановых значений показателей образовательного процесса. Для этого используется количественная методика оценки, которая включает:

  • оценку результативности выполнения плана работ по качеству реализации программы.
  • оценку результативности достижения целей программы.

Оценка результативности достижения целей образовательной программы позволит определить действия, необходимые для планирования улучшений, корректирующих либо предупреждающих действий для повышения качества образовательных услуг и достижения целей.

Если в основе оценки результативности образовательной программы лежит набор индикаторов, значение которых оценивается по двоичной шкале [0,1], то результативность выполнения плана работ по реализации сетевой образовательной программы может быть оценена по формуле:

n — количество целевых индикаторов;

xi — планируемое значение i-го целевого индикатора;

xфактi- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.

Читайте также:  Анализ крови для воротникового пространства

Более сложным является вопрос оценки эффективности. Попытаемся исследовать понятие исуществующие экспертно-аналитические методы оценки эффективности. В табл. 1 приведены различные определения понятия эффективности

Табл. 1. Определение понятия эффективности

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

связь между достигнутым результатом ииспользованными ресурсами

Терминологический словарь вобласти управления качеством ВПО иСПО

· степень реализации запланированной деятельности идостижения запланированы результатов

· связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Современный экономический словарь

· относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата кзатратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение

По эффектом понимается достигаемый результат вего материальном, денежном, социальном выражении

Большая советская энциклопедия

экономическая эффективность — отношение между получаемыми результатами производства (продукцией иматериальными услугами), содной стороны, изатратами труда исредств производства – с другой

Большой экономический словарь

· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение

Экономика иправо: словарь-справочник

· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение

Таким образом,под эффективностьюпонимается характеристика качества системы сточки зрения соотношения затрат ирезультатов ее функционирования.

Рассмотрим наиболее часто используемые методов оценки эффективности, представленные в [1], и возможности их дальнейшего использования к оценке сетевой формы реализации образовательных программ.

1. Оценка эффективности программы может быть проведена на основе выгод от ее внедрения, сертификации и функционирования. В этом случае проводится качественное сравнение запланированных и достигнутых результатов и исследование базируется на оценках представителей университета, которые носят субъективный характер и могут быть умышленно искажены.

2. Определение эффективности программы возможно на основе установления причинно-следственной связи между внедрением программы и экономическими показателями деятельности организации. В этом случае экономическая эффективность может определена, как разность между результатами и затратами или как отношение между этими величинами. Другой метод возможность вычислить эффективность как разность затрат до и после внедрения какого-либо мероприятия или набора мероприятий. В любом случае, такой подход является ограниченным, так как получение экономической выгоды не является основой деятельности для государственных учебных заведений.

3. Третья группа методов дает возможность оценить эффективность образовательной программы на основе индекса удовлетворенности потребителей. В рамках такого исследования выявляется эмпирическая взаимосвязь удовлетворенности потребителя иэкономических показателей деятельности организации. В данном случае проводится сбор данных удовлетворенности потребителей образовательных услуг университета, на основе которых может быть проведенаоценка эффективности сетевой образовательной программы. Нам представляется, что подобные исследования имеют чрезмерно узкий характер и могут оценить лишь один из аспектов реализации сетевых образовательных программ.

4. Оценка эффективности сетевых образовательныхпрограмм возможна на основе анализа добавленной стоимости (ДС). В этом случае проводится анализ деятельности и бизнес-процессов вуза сцелью определения размера стоимости, добавляемой врезультате совершения определенных операций ипроцессов, атакже полезности услуг по отношению ких потребителям. ДС может рассчитываться как отношение добавленной бизнес-процессом ценности для конечного потребителя к добавленной этим жебизнес-процессом стоимости для конечного потребителя.

5. К пятой группе методов относится оценка эффективности на основе сбалансированной системы показателей (ССП).Использование ССП дает возможность оценить эффективность сетевой образовательной программы для разных заинтересованных сторон: влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, влияние на качество подготовки выпускников.

Исследование существующих методов оценки эффективности образовательных программ, позволяет сделать вывод отом, что наиболее предпочтительным подходом при оценке эффективности образовательной программы является метод на основе ССП, который дает возможность контролировать текущее состояние истратегическое развитие данного вида образовательных услуг.

Для выбора показателей и построения из них сбалансированной системы можно использовать многокритериальной оптимизации — метод анализа иерархий (МАИ)Т. Саати [6], который хорошо зарекомендовал себя в самых разных областях [2, 3]. МАИ дает возможность сформировать иерархию показателей, определить шкалы и критерии оценки результативности и эффективности, определит значимость (вес) каждого показателя.

Система показателей, шкалы и критерии оценки эффективности и результативности реализации образовательных программ в сетевой форме

По результатам проведенного анализа методов оценки результативности и особенностей сетевой формы реализации образовательных программ была сформирована следующая иерархияукрупненных групп показателейдля оценки результативности и эффективности (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия укрупненных групп показателей для оценки результативности и эффективности сетевых образовательных программ

В данном случае, при выделении показателей были учтены факторы, влияющие на качество подготовки кадров высшего профессионального образования в части:

  • подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышения качества образовательных программ по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

По результатам проведенного анализа особенностей сетевых образовательных программ была сформирована следующая иерархия показателей и индикаторов.На верхнем уровне иерархии всего две группы укрупненных целевых индикаторов и показателей.

  • Достижение целей реализации сетевых программ
  • Оценка качества реализации программ.

В состав этих двух групп входят показатели и индикаторы, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Показатели и индикаторы для оценки результативности

Шкалы и значимость индикаторов и показателей оценки, полученные с помощью экспертных оценок и согласованные между собой, приведены в табл. 2.

Табл. 2.Иерархическая система показателей для оценки результативности сетевых образовательных программ

Источник

Анализ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и ее актуальность (социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), приведен анализ ресурсов (кадровых, материально-технических), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена главная идея программы, принципы реализации, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописаны наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.д.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. )

Цель, задачи (цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам

Контролируемость (приведены механизмы контроля за результатами обучения)

Реальность (возможность реализации программы)

Качество и логика содержания тем занятий (материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала)

Условия реализации программы

(в программе прописаны особенности организации учебно-воспитательного процесса (данная информация может быть

представлена в пояснительной записке);

— количество, статус, вид групп (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская) в детском объединении; — состав групп (постоянный, переменный);

— особенности набора детей (свободный, по конкурсу, тестам и др.);

— формы занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

— года обучения, количество обучающихся в группах;

— возраст, психолого-педагогические особенности детей;

— количество занятий, учебных часов в неделю, в год (на группу); — место проведения занятий и др.

Прописаны материально-технические условия (помещения, оборудование, финансирование и т.д.), мотивационные условия (что нужно сделать для формирования учебной мотивации – использование игровых форм, наличие атрибутики, системы поощрения и т.д.), научно-методические условия (подготовка кадров, необходимые учебно-дидактические материалы, разработка программ, пособий, взаимодействие с научными учреждениями др.).

Методики и технологии обучения и воспитания

(в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса; применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированныых, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за показателями обучаемости учащихся по каждому разделу перспективнотематических планов по годам обучения; форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приведены технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: форма, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально-психологических диагностик)

Предполагаемые результаты и критерии их оценки (в программе даны характеристики предполагаемых результатов в зависимости от поставленных целей и задач, приведены формы, методы, критерии оценки результатов)

Литература (список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – ФИО автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях для педагогов и детей)

Общий вывод:

Программа составлена грамотно, без ошибок, всё прописано до мельчайших деталей. Нет никаких претензий ни к оформлению, ни к содержанию.

Источник