Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

Минэкономразвития определило экономические перспективы российских регионов на ближайшие пять лет. В итоге на разных полюсах окажутся Чукотка и Сахалин: экономика первой вырастет почти в полтора раза, второго — просядет на 15%

Экономика Сахалинской области сократится в предстоящие пять лет на 14,6%, или на 3,1% в среднем за год, а еще в девяти российских регионах среднегодовой рост будет минимальным — не более 1,5%. Это следует из прогноза социально-экономического развития России на 2020–2022 годы, подготовленного Минэкономразвития и внесенного в Госдуму вместе с проектом бюджета (см. инфографику).

Где роста почти не будет

Сахалинская область с населением 490 тыс. человек — единственный регион, в котором Минэкономразвития прогнозирует отрицательную динамику валового регионального продукта (ВРП) в течение всего прогнозного периода, то есть до 2024 года. Как отмечает ведомство, это обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе на острове.

Главные нефтегазовые проекты в регионе — это «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в рамках проекта «Сахалин-1» сокращение добычи носит плановый характер и обусловлено планом освоения. «Там полка уже достигнута, они вышли на свой прогнозный потолок. Что касается новых проектов («Сахалин-4», «Сахалин-5»), там ситуация оказалась тяжелее, и пока не ясно, когда можно будет рассчитывать на новые перспективные проекты», — пояснил он.

На нефтегазовой игле

В 2018 году рост ВРП Сахалинской области составил 4,9%, а добыча полезных ископаемых выросла на 5%. Она обеспечивает почти 64% сахалинской экономики.

Однако, как следует из оценок Минэкономразвития, добыча нефти на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2024 году снизится почти на 33% относительно 2019 года, до 11 млн т, а добыча газа — на 9%, до 18,1 млрд куб. м.

До 2018 года 75% доходов от налога на прибыль проекта «Сахалин-2» поступало в бюджет региона, 25% — в федеральный бюджет. Минфин предлагал перераспределить доходы зеркально, отправляя 75% в федеральный бюджет, чтобы направлять эти средства на проекты по всему Дальнему Востоку. В итоге переговоров региональные и федеральные власти пришли к компромиссу, и теперь налог на прибыль распределяется поровну между региональным и федеральным бюджетами.

В прошлогоднем прогнозе министерства ожидания относительно Сахалинской области были немного оптимистичнее, однако тоже лежали в отрицательной плоскости. Среднегодовое сокращение ВРП в 2019–2024 годах предполагалось на уровне 2%.

Как сообщили РБК в пресс-службе правительства Сахалинской области, в 2019 году объем ВРП, по оценке, вырастет на 2,1%. В 2024 году по сравнению с 2019 годом ВРП возрастет на 13,3% номинально, но в сопоставимых ценах (в реальном выражении) сократится на 14,6%, как и прогнозирует Минэкономики. Снижение обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе: в частности, добыча нефти на «Сахалине-1» сократится за пять лет на 32%, на «Сахалине-2» — на 36%, говорится в ответе.

Также год назад Минэкономразвития прогнозировало сокращение ВРП в Ингушетии в среднем на 0,8% в год до 2024 года. А сейчас республика уже не попала в десятку регионов с самым низким прогнозным ростом.

В остальных субъектах-аутсайдерах Минэкономразвития ожидает рост, но минимальный: в Ханты-Мансийском автономном округе — 0,2%, в Республике Коми — 0,6%, в Костромской области — 0,7%.

Главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич полагает, что роста в этих регионах может не быть вовсе. «ХМАО, Коми — нефтедобывающие регионы с достаточно старой добычей нефти и газа; угля там больше не становится. А Кострома — на чем расти? Депрессивный регион: ни инвестиций, ни живой экономики», — заметила она.

Министерство отмечает закономерность: в регионах с высокой долей добывающей промышленности темпы роста инвестиций более низкие, — и приводит примеры: ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Сахалин.

Замыкают десятку регионов — ожидаемых аутсайдеров Пермский край и Челябинская область, там прогнозируется среднегодовой рост ВРП на 1,6%.

В пресс-службе минэкономразвития Челябинской области РБК пояснили, что в материалах федерального министерства содержатся показатели предварительного базового прогноза, учитывающего «внешние факторы, потенциально сдерживающие рост экономики». При этом есть еще и целевой вариант, который «основан на снятии внешних ограничений за счет реализации внутреннего потенциала региона». «В соответствии с целевым вариантом рост ВРП Челябинской области в 2020–2024 годах прогнозируется в среднем на уровне 3,4% в год», — сообщили в пресс-службе. Рост будет обеспечен «положительной динамикой в таких традиционных для региона отраслях, как металлургия и машиностроение, а также развитием перспективных специализаций, в том числе в сфере создания и производства композитных материалов, приборостроения, информационных технологий, сельского хозяйства и переработки пищевой продукции».

Где экономика будет расти

У регионов — лидеров экономического роста среднегодовой рост ВРП составит 4–8,8%, рассчитывает Минэкономразвития. Наилучший результат должны показать Чукотка (8,8%), Иркутская (8,7%), Амурская (6,1%), Магаданская (5,4%) области (см. инфографику).

Рост в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (ввод новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих для этих регионов направлениях, поясняет министерство. Это добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), переработка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, фармацевтика, химическое производство, торговля, строительство.

Зубаревич предположила, что прогноз, в частности, обусловлен строительством в Амурской области газоперерабатывающего завода, наращиванием добычи нефти и строительством газоперерабатывающего завода в Иркутской области, расширением золотодобычи на Чукотке и в Магаданской области.

Заметный рост экономики может объясняться эффектом низкой базы, предупреждает Зубаревич: в таких регионах, как Магаданская область, Адыгея, рост будет более заметен за счет невысоких стартовых позиций.

Экономика Чукотки, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет на 47% за пять лет, но сама по себе она невелика — лишь 0,1% суммарного ВРП всех российских регионов. Такая же доля у Адыгеи, а доля Магаданской области — 0,2%.

Аналогично и с отрицательными показателями у субъектов с высокой базой: у Сахалина был «зашкаливающий ВРП», который теперь немного сокращается, но в процентах это сильно заметно, говорит глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Сахалинская область занимает четвертое место в России по показателю ВРП на душу населения, по данным Росстата.

Красноярский край по прогнозным темпам роста ВРП тоже попадает в десятку слабейших — но регион представляет одну из крупнейших экономик страны, занимая девятое место по объему ВРП, подчеркивает пресс-служба губернатора и правительства этого региона. Основу экономики составляют добыча углеводородов и цветная металлургия, сконцентрированные в нескольких крупных компаниях. «Экономика такого типа неизбежно развивается неравномерными темпами. Крупные инвестиционные проекты требуют длительного времени на подготовку и реализацию. Только после завершения строительства, выхода на промышленную эксплуатацию новых объектов происходит очередное увеличение валового продукта», — говорится в комментарии пресс-службы.

Региональное неравенство пока непобедимо

Российские регионы очень сильно дифференцированы по экономическому развитию и уровню жизни. В составленном Всемирным банком рейтинге Россия вошла в тройку лидеров по региональному неравенству среди стран Европы и Центральной Азии. По данным Минэкономразвития, уровень бедности в субъектах варьируется от 6 до 40% от численности их населения. Целевые показатели по снижению уровня бедности составлены для регионов с учетом необходимости снижения дифференциации регионов по уровню жизни.

«Вместе с тем в силу очень разных стартовых условий к 2024 году даже в целевом сценарии дифференциация субъектов по этому признаку [уровня жизни] сохранится, однако ее степень существенно снизится», — признает Минэкономразвития в своем прогнозе.

В свою очередь, Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики» до 2022 года указывает, что одна из целей правительства — сокращение дифференциации в уровне экономического развития регионов, в том числе за счет стимулирующих механизмов для регионов с низким уровнем развития.

Губернаторов оценят по нацпроектам

В апреле 2019 года президент России Владимир Путин утвердил перечень критериев, по которым оценивается эффективность деятельности губернаторов по достижению национальных целей, определенных в майском указе 2018 года.

Читайте также:  Метод анализа ошибок персонала это

В списке 15 пунктов. Среди них: объем инвестиций в основной капитал, производительность труда в базовых несырьевых отраслях, количество высокопроизводительных рабочих мест, уровень бедности. Для каждого субъекта Минэкономразвития разработало целевые значения этих показателей с учетом региональных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Как отмечает ведомство в своем прогнозе, меры государственной политики федерального уровня настроены таким образом, чтобы стимулировать инвестиции в несырьевых секторах обрабатывающей промышленности.

Более высокие темпы роста инвестиций прогнозируются в Липецкой области, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Тульской, Калужской областях, традиционно имеющих специализацию в области обрабатывающих производств и транспортировки. Более низкие темпы роста инвестиций Минэкономразвития ожидает в регионах с высокой долей добычи: Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях, Якутии, Чукотском автономном округе, ХМАО, ЯНАО, НАО.

Влияют ли на карьеры губернаторов экономические показатели региона

В марте Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) выпустил доклад, в котором проанализировал влияние социально-экономических факторов при назначении центром глав регионов. Эксперты пришли к выводу, что прямой зависимости между успехами или неудачами региона в экономическом развитии и сменой глав субъекта нет, в кадровых решениях по высшим должностным лицам присутствует фактор «случайности».

Авторы исследования полагают, что социально-экономические факторы (рост экономики, увеличение бюджета, повышение уровня жизни) должны прийти на смену «ситуативно-личностным, политическим факторам» при назначении врио губернаторов.

Но опрошенные РБК эксперты не считают, что прогноз Минэкономразвития по темпам экономического роста регионов и других социально-экономических показателей прямо повлияет на положение губернаторов.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что не стоит абсолютизировать многочисленные KPI для губернаторов. «Во-первых, очевидно, что не по всем из них можно быть лидером. Во-вторых, сложно говорить о прямой зависимости всех экономических процессов от действий власти — тем более что экономика части регионов привязана к конъюнктуре внешних рынков. В-третьих, ключевые кадровые решения принимаются все же по политическим или эмоциональным, а не экономическим соображениям», — сказал он.

Темпы роста ВРП — критерий, на который губернатор не может повлиять, отмечает Зубаревич. «Не губернатор решает, что пойдут какие-то деньги на золотодобычу на Чукотке. И уж точно не губернатор Амурской области решает, что там будет газоперерабатывающий завод», — пояснила она.

По словам Костина, социально-экономическое положение в регионе — один из самых важных критериев для оценки его руководства. «Конечно, если регион будет аутсайдером или будет сильно отставать от целевых показателей, которые есть в нацпроектах, то это будет негативно сказываться на карьере губернаторов и отношении к ним как на федеральном, так и на региональном уровне», — подчеркнул он. Однако он предостерегает от «бухгалтерского подхода» в оценках эффективности губернаторов. Для этой задачи более подходит не рост ВРП, а уровень жизни населения. «Политические последствия вытекают из такого показателя, как социальное самочувствие, которое зависит от качества жизни, а не от формальных процентных показателей», — заметил политолог.

Политическая устойчивость губернаторов пока слабо коррелирует с прогнозами экономического развития регионов. Так, глава Иркутской области коммунист Сергей Левченко попал в сентябрьский рейтинг политической устойчивости глав субъектов с истекающими в 2020 году полномочиями с оценкой высокой вероятности отставки, хотя среднегодовой рост ВРП Иркутской области прогнозируется почти на самом высоком уровне в стране — 8,7%. В то же время политологи говорят о высоком риске отставки и некоторых руководителей субъектов с падающей экономикой — в частности, Натальи Комаровой (ХМАО) и Сергея Ситникова (Костромская область).

Источник

Составлен рейтинг социально-экономического развития регионов за 2020 год

МОСКВА, 31 мая — ПРАЙМ. Верхние строчки рейтинга социально-экономического развития регионов России за прошлый год заняли Москва и Санкт-Петербург, замыкают рейтинг Тува и Еврейская автономная область, свидетельствует исследование РИА Новости.

Одиннадцатый рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, подготовленный экспертами РИА Новости, построен на основе объединения ключевых показателей регионального развития за 2020 год. Как поясняют составители рейтинга, его результаты позволяют судить об уровне с экономического развития того или иного региона, его позициях на экономической карте России по итогам 2020 года.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЙТИНГА

Методика составления рейтинга основана на объединении и оценке различных показателей, характеризующих экономическое положение регионов. Анализируемые критерии были условно разделены на четыре группы. В первую вошли показатели масштаба экономики — объём производства товаров и услуг, доходы консолидированного бюджета, скорректированные на индекс бюджетных расходов, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли.

Вторую группу составили показатели эффективности экономики — объём производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов.

В третьей группе оказались показатели бюджетной сферы — доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объёме доходов консолидированного бюджета, отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, отношение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета к расходам консолидированного бюджета.

В четвертую группу вошли показатели социальной сферы — отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности, смертность населения в возрасте 15 – 59 лет, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

На первом этапе был рассчитан рейтинговый балл регионов по каждому показателю, на втором – рейтинговый балл региона по группе факторов, на третьем – интегральный рейтинговый балл. Рейтинговый балл по каждому показателю варьировался в диапазоне от 1 до 100. Наилучшее и максимально возможное значение показателя рейтингового балла – 100, наихудшее – 1. Рейтинговый балл по каждой группе факторов определён как среднее арифметическое рейтинговых баллов всех входящих в группу показателей. Интегральный рейтинг – как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп факторов.

СИТУАЦИЯ УХУДШИЛАСЬ

Результаты рейтинга показывают, что ситуация в большинстве регионов ухудшилась по сравнению с результатами 2019 года. Как отмечают эксперты, свою роль сыграли сложные условия, такие как ограничения, связанные с пандемией коронавируса, и неблагоприятная конъюнктура сырьевых рынков, в которых развивалась российская экономика.

Среднее значение интегрального рейтинга всех регионов снизилось с 42,7 балла по итогам 2019 года, до 38,9 балла, а медианное значение – с 42 до 36,9 (диапазон значений от 1 до 100 баллов). Интегральный рейтинг снизился у 79 регионов, а вырос только у шести. Число регионов, интегральный рейтинг которых превышает 50 баллов, снизилось с 24 по итогам 2019 года до 20 по итогам 2020 года, при этом число регионов с интегральным рейтингом ниже 25 баллов выросло с 9 до 16.

По сравнению с предыдущим годом состав лидирующей и замыкающей групп рейтинга существенно не изменился. Как и раньше, верхние строчки списка преимущественно занимают крупные финансовые и промышленные центры, а также регионы сырьевой направленности. На последних строчках оказались регионы с невысокой степенью индустриализации и преобладанием сельскохозяйственного сектора.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Лидерами первой десятки, как и ранее, являются Москва и Санкт-Петербург, у которых интегральный рейтинг превышает 80 баллов. Еще у двух регионов – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Московской области интегральный рейтинг по итогам 2020 года выше отметки 70, а у Республики Татарстан вплотную приближается к этому уровню.

В первую десятку рейтинга также входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Ленинградская область, Красноярский и Краснодарский края. По сравнению с 2019 годом состав первой десятки практически не изменился, за исключением Тюменской области, которая опустилась с 10-го места на 11-е, уступив свое место Красноярскому краю, который поднялся с 12-го на 9-е место.

Как отмечают эксперты, регионы-лидеры, входящие в первую десятку, стабильно удерживают свои позиции, а значение их интегрального рейтинга, которое находится на довольно высоком уровне, позволяет аналитикам утверждать, что эти регионы с большой долей вероятности сохранят свои позиции или очень незначительно их изменят и в среднесрочной перспективе. Являясь лидерами социально-экономического развития, эти регионы обеспечивают половину суммарного ВРП.

Читайте также:  Анализ угроз безопасности информации это

Состав нижней части рейтинга также продемонстрировал стабильность, отмечают эксперты. В последнюю десятку рейтинга входят Еврейская автономная область, Республики Тыва, Алтай, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, а также Чукотский автономный округ. По сравнению с предыдущим годом состав замыкающей десятки также изменился всего на один регион – последнюю десятку покинул Камчатский край, а вошла в ее состав Республика Хакасия, которая опустилась с 74-го на 78-е место.

В средине рейтинга позиции большинства регионов также существенно не изменились, более чем на пять мест сдвинулись позиции только у 12 регионов, среди которых у пяти регионов позиции повысились и у семи снизились.

ЛИДЕРЫ РОСТА

Лидерами по росту позиций в рейтинге стали Мурманская область (+15 мест), Магаданская область (+11), Камчатский край (+8) и Республика Дагестан (+8).

У Мурманской области, которая поднялась с 36-го на 21е место, значение интегрального рейтинга повысилось на три балла. Эксперты объясняют это увеличением объема отгруженных товаров и услуг в основном за счет роста в обрабатывающем секторе, что в свою очередь связано с увеличением производства рафинированного никеля Кольской горно-металлургической компанией по новой технологии хлорного выщелачивания, а также с запуском новой технологии производства драгоценных металлов.

Также существенный вклад внес строительный сектор региона. Объем строительных работ в Мурманской области вырос в 2020 году на 21%, тогда как в целом по стране – всего на 0,1%. Кроме того, в области выросли инвестиции в основной капитал, увеличились доходы консолидированного бюджета, несколько снизилась долговая нагрузка.

Улучшению позиций Магаданской области, как поясняют аналитики, способствовал рост объемов отгруженных товаров, в частности по сравнению с 2019 годом зафиксирован рост отгрузки по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства», а также в строительстве. В 2020 году Магаданская область увеличила добычу золота на 6% до 49 тонн. Кроме того, в 2020 году в области выросли инвестиции в основной капитал, повысились доходы консолидированного бюджета и снизился уровень долговой нагрузки.

В Камчатском крае увеличились инвестиции в основной капитал, выросли доходы бюджета, повысилась доля прибыльных предприятий, улучшилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

Росту позиций в рейтинге Республики Дагестан способствовало увеличение инвестиций в основной капитал, рост доходов консолидированного бюджета, снижение уровня долговой нагрузки. Кроме того, по многим показателям, по которым зафиксировано ухудшение, темпы снижения были ниже, чем в других регионах, что также позволило республике улучшить позиции в рейтинге.

ПОТЕРЯ ПОЗИЦИЙ

Наиболее существенно снизились позиции у Кемеровской, Ульяновской, и Новгородской областей, на 18, 9 и 8 мест соответственно. Значение интегрального рейтинга данных регионов также снизилось довольно существенно – более чем на пять баллов. У Кемеровской области значение интегрального рейтинга упало на 12,9 пункта, что и повлияло на перемещение области в рейтинге с 21-го до 39-го места.

Эксперты подчеркивают, что в 2020 году ухудшились почти все показатели, учитываемые при расчете рейтинга. Среди наиболее значимых факторов можно назвать сокращение объема отгруженных товаров и услуг — в значительной степени за счет снижения в добывающей отрасли из-за падения добычи угля, снижение налоговых и неналоговых доходов бюджета, рост уровня долговой нагрузки, сокращение доли прибыльных предприятий, рост уровня безработицы и ряд других факторов.

Значение интегрального рейтинга Ульяновской области снизилось по сравнению с 2019 годом на 7,9 пункта. Такая динамика связана с ухудшением многих показателей. В частности, в 2020 году в Ульяновской области сократился объем отгруженных товаров и услуг в значительной степени за счет снижения объема отгруженных товаров по виду деятельности «обрабатывающие производства». Кроме того, в области снизилась доля прибыльных предприятий, увеличился объем государственного долга и долговая нагрузка, повысился уровень безработицы. В то же время в качестве позитивного фактора эксперты называют увеличение доходов консолидированного бюджета области.

У Новгородской области в 2020 году значение интегрального рейтинга снизилось на 5,9 пункта, в результате чего она опустилась на 8 мест. Среди негативных факторов можно назвать сокращение инвестиций в основной капитал, рост долговой нагрузки, повышение дефицита бюджета, рост уровня безработицы, увеличение младенческой смертности и ряд других. В то же время в 2020 году на 15% выросли доходы консолидированного бюджета области, увеличился объем работ по виду деятельности строительство и улучшился рад других показателей.

Как прогнозируют эксперты, в 2021 году по мере постепенного восстановления экономики после кризисного периода можно ожидать улучшения экономических показателей в большинстве регионов, что будет способствовать повышению рейтинговых баллов. В то же время, что касается распределения регионов в рейтинге, то по итогам 2021 года, скорее всего, оно существенно не изменится, в особенности в его верхней и нижней частях, говорят эксперты.

Источник

Названы регионы — лидеры по социально-экономическому развитию

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. Лидерами социально-экономического положения по итогам 2019 года остались Москва и Санкт-Петербург, крупные финансовые и промышленные центры, а также регионы сырьевой направленности, следует из исследования РИА Новости.

Как считали

Десятый по счету рейтинг социально-экономического положения российских регионов подготовлен экспертами РИА Новости и рассчитан на основе агрегирования ключевых показателей развития субъектов Федерации за 2019 год. Параметры, которые включили в анализ, условно поделили на четыре группы: показатели масштаба экономики, ее эффективности, показатели бюджетной, а также социальной сфер.

На первом этапе был рассчитан рейтинговый балл регионов по каждому показателю, на втором – рейтинговый балл региона по группе факторов, на третьем – интегральный рейтинговый балл. Рейтинговый балл по каждому показателю варьировался в диапазоне от 1 до 100. Лучшее максимально возможное значение показателя рейтингового балла – 100, худшее – 1.

Рейтинговый балл по каждой группе факторов определён как среднее арифметическое рейтинговых баллов всех входящих в группу показателей. Интегральный рейтинг – как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп факторов.

Разрыв между лидерами и аутсайдерами

Результаты рейтинга показывают, что значение интегрального рейтинга увеличилось по сравнению с результатами 2018 года в 69 регионах, что свидетельствует об улучшении социально-экономической ситуации в данных субъектах РФ в 2019 году. Среднее значение интегрального рейтинга всех регионов выросло с 41,6 по итогам 2018 года до 42,7 балла по итогам 2019 года.

Число регионов, интегральный рейтинг которых превышает 50 баллов, выросло с 22 по итогам 2018 года до 24 по итогам 2019 года, при этом число регионов с интегральным рейтингом ниже 25 баллов снизилось с 12 до 9.

Среди позитивных результатов 2019 года эксперты также называют постепенное снижение разрыва в уровне социально-экономического развития регионов, занимающих верхние и нижние позиции рейтинга, хотя он по-прежнему остается очень высоким. Отношение максимального значения интегрального рейтингового балла к минимальному снизилось с 8,6 в 2018 году до 7,0 в 2019 году, а отношение среднего значения интегрального рейтингового балла первой пятерки регионов к последней пятерке рейтинга – с 6,1 до 5,6.

Снижение разрыва между лидерами и аутсайдерами рейтинга обусловлено более существенным ростом рейтингового балла у регионов в нижней части списка в процентном отношении, считают эксперты.

Верхний полюс рейтинга преимущественно занимают крупные финансовые и промышленные центры, а также регионы сырьевой направленности, а последние строчки – регионы с невысокой степенью индустриализации и преобладанием сельскохозяйственного сектора.

Первая десятка

Первые места в рейтинге, как и ранее, занимают Москва и Санкт-Петербург – у них интегральный рейтинг превышает 80 баллов. Еще у трех регионов – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Московской области и Республики Татарстан, входящих в первую пятерку рейтинга, интегральный рейтинговый балл по итогам 2019 года выше отметки 75.

В первую десятку рейтинга также входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Краснодарский край, Ленинградская и Тюменская области. По сравнению с 2018 годом состав первой десятки не изменился. В самом составе лидеров произошли небольшие перемещения. По одной позиции прибавили Краснодарский край и Ленинградская область, заняв 8 и 9 места соответственно, и на 2 позиции опустилась Тюменская область, закрепившись на 10 месте.

Читайте также:  Виктор ерофеев русская красавица анализ

Регионы–лидеры стабильно удерживают свои позиции, а значение их интегрального рейтингового балла, который находится на довольно высоком уровне, позволяет утверждать, что эти регионы с большой долей вероятности сохранят свои позиции и в среднесрочной перспективе. По крайней мере, это относится к лидирующей пятерке. Являясь лидерами социально-экономического развития, регионы из первой пятерки обеспечивают около 40% суммарного регионального ВРП.

Состав нижней части рейтинга также продемонстрировал стабильность. Последние места в рейтинге занимают высокодотационные регионы: Еврейская автономная область, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика. Если говорить о замыкающей десятке, то к вышеперечисленным регионам добавляются: Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика и Камчатский край, который вошел в последнюю десятку, заняв 76 место, на котором ранее находилась Курганская область, занявшая в рейтинге по итогам 2019 года 73 место.

Из дальневосточных регионов в первую двадцатку вошла только Сахалинская область, остальные расположились преимущественно в средней и нижней части рейтинга. В целом по всему списку рейтинга также не зафиксировано существенных изменений позиций. Более чем на 5 мест изменились позиции только у трех регионов, среди которых у двух (Мурманская область и Республика Марий Эл) позиции повысились, и у одного (Республика Хакасия) – снизились.

Лидеры роста

В 2019 году интегральный рейтинг вырос у большинства регионов РФ. Лидером по росту интегрального рейтинга стали Мурманская область и Красноярский край, у которых его значение выросло более чем на 4 балла.

В 2019 году в Мурманской области улучшилось большинство показателей, учитываемых при расчете рейтинга. В частности в регионе выросли объемы производства товаров и услуг, оборот розничной торговли, доходы бюджета, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, выросли доходы бюджета. В области также сократился уровень долговой нагрузки, снизился уровень безработицы и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В результате интегральный рейтинг Мурманской области повысился на 5.4 балла, что позволило области подняться в рейтинге на 8 мест и стать лидером по динамике позиций.

У Красноярского края, занявшего второе место по росту рейтингового балла, также выросли объемы производства товаров и услуг, доходы бюджета, оборот розничной торговли, повысилась доля прибыльных предприятий. К позитивным изменениям также относится снижение доли задолженности по налогам в общем объеме налоговых платежей, сокращение уровня долговой нагрузки и уровня безработицы. Это позволило краю подняться на 5 мест. Еще у трех регионов интегральный рейтинг повысился более чем на 3 балла. Это Краснодарский край, Алтайский край, Республика Марий Эл.

Лидером по росту позиций в рейтинге является Мурманская область, а второе место заняла Республика Марий Эл (+7 мест), интегральный рейтинг которой повысился на 3,2 балла. Росту рейтингового балла и улучшению позиций в рейтинге Республики Марий Эл способствовали рост доходов бюджета и объемов производства товаров и услуг, увеличение доходов населения, сокращение уровня долговой нагрузки, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, сокращение уровня безработицы.

Снижение позиций в рейтинге

Снизилось значение интегрального рейтинга только у 16 регионов, причем у большинства из них снижение было незначительным. Более чем на 1 балл интегральный рейтинг снизился только у четырех регионов.

Наиболее существенно позиции в рейтинге снизились у Республики Хакасия, которая переместилась с 65 на 74 место, потеряв девять мест. При этом интегральный рейтинг республики снизился на 1,5 балла. На пять мест снизились позиции Приморского края, что сопровождалось уменьшением интегрального рейтинга лишь на 0,15 балла.

Снижение рейтингового балла и как следствие снижение мест Республики Хакасия было обусловлено снижением доходов консолидированного бюджета, увеличением доли задолженности по налогам в суммарном объеме налоговых платежей, ростом уровня долговой нагрузки. В республике в 2019 году также вырос уровень безработицы и увеличилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В то же время эксперты отмечают и позитивные изменения, произошедшие в Республике Хакасия, среди которых рост инвестиций в основной капитал, увеличение оборота розничной торговли, повышение доли прибыльных предприятий.

Интегральный рейтинг Приморского края, который потерял пять позиций, снизился совсем незначительно. Таким образом, ухудшение его позиций в большей степени было обусловлено не ухудшением показателей, а тем фактором, что у других регионов показатели улучшились более существенно. Среди негативных факторов можно назвать снижение доли прибыльных предприятий, сокращение численности занятых в экономике, повышение младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. При этом произошли и позитивные изменения, в частности увеличился объем инвестиций, выросли доходы консолидированного бюджета, снизился уровень безработицы.

Прогнозы на 2020

Как полагают эксперты, в 2020 году основное негативное влияние на экономику страны в целом и ситуацию в регионах в частности окажут последствия пандемии коронавируса, а также кризис на мировом рынке нефти и газа. Ожидается снижение производства и бюджетных доходов в регионах, где в структуре ВРП значительную часть занимают поступления от нефтегазовой промышленности.

В свою очередь, последствия от коронавируса в наибольшей степени коснутся регионов с крупнейшими административными центрами, которые вынуждены были ввести наиболее жесткие ограничения в условиях пандемии. Для многих регионов 2020 год станет серьезным испытанием, но многое будет зависеть от мер государственной поддержки, а также от активности и оперативности местных властей по нормализации экономической ситуации.

Тем не менее, учитывая глубину негативного влияния на экономику пандемии в целом, эксперты ожидают ухудшения экономических показателей по итогам 2020 года почти всех регионов, что может привести к снижению их баллов в рейтинге. Если говорить о распределении регионов в рейтинге, то по итогам 2020 года, оно, скорее всего, существенно не изменится, в особенности в его верхней и нижней частях. Это обусловлено тем, что регионы-лидеры в настоящее время довольно существенно опережают другие субъекты РФ по экономическим показателям и имеющегося запаса им, скорее всего, хватит для удержания своих позиций.

Источник

Российские регионы — лидеры и аутсайдеры экономического рейтинга

Политика правительства России по возвращению капиталов из-за рубежа и росту инвестиций внутри страны дает первые плоды. Иностранные инвесторы положительно оценивают экономический потенциал субъектов РФ. РЭУ имени Г.В. Плеханова выпустил ежегодный рейтинг, отражающий готовность регионов к переходу на новый, высокотехнологичный уровень производства.

Согласно исследованию экспертов Научно-исследовательского объединения РЭУ им. Г.В. Плеханова, между регионами с «высоким» и «низким» экономическим уровнем продолжает расти пропасть. Причиной этого стала деятельность иностранных инвесторов, которые активно вкладывают деньги в субъекты РФ с устойчивым темпом развития, при этом практически полностью игнорируя отстающие области и республики. На этом фоне российскому правительству приходиться увеличивать финансирование слабых регионов, чтобы нивелировать разницу в общем экономическом уровне.

Самые-самые

Подгруппа регионов с высоким рейтингом и положительным трендом долговременного экономического роста, состоявшая в 2017 году из Липецкой, Ленинградской и Сахалинской области, в 2018 году пополнилась Амурской областью и Еврейской автономной областью (ЕАО). Успехи Амурской области обусловлены масштабными налоговыми льготами, обеспечивающимися территориями опережающего развития — экономической зоной, позволяющей регионам становиться конкурентоспособными. Также в Приамурье идет строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», объектов перерабатывающей инфраструктуры и газификации. Благодаря этим проектам Амурская область вошла в тройку самых успешных регионов Дальнего Востока по версии рейтинга РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Еврейская АО совершила скачок с двадцать пятого места на восьмое и вошла в десятку самых перспективных для инвесторов регионов благодаря росту китайских инвестиций. Успех ЕАО связан с введением в действие Кимкано-Сутарского обогатительного комбината — единственного предприятия, добывающего железную руду на Дальнем Востоке.

В группу регионов с высоким рейтингом и трендом на незначительный экономический рост входят: Якутия, Тюменская область, Красноярский край, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, а также Тамбовская область. Последняя, за счет устойчивого развития своего агропромышленного комплекса, продолжает укреплять свои позиции в рейтинге.

Источник