Анализ творчества Моне Клода Оскара
Основная характеристика детства и юности Клода Моне. Особенность создания первых карикатур молодого художника-импрессиониста. Посещение первой выставки «Анонимного общества живописцев». Формирование полотна венецианской серии в мастерской в Живерни.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.04.2015 |
Размер файла | 21,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Клод Моне Оскар родился 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр. Во время учебы в колледже Моне увлекся рисованием шаржей, также брал уроки у профессора рисования Ошара, в прошлом ученика Давида.
В 1857 году умерла мать Моне. Семнадцатилетний Клод оставил учебу в колледже, но не прекратил своих художественных занятий, в чем ему оказывала содействие его тетка, Жанна-Маргарита Лекандр, которая была художницей-любительницей.
Свои карикатуры молодой художник продавал в лавке торговца художественными материалами, где они оказались рядом с этюдами Эжена Будена. Художники познакомились и сразу стали друзьями. Уже на склоне лет Моне вспоминал о том, как произошла эта встреча: « Я часто выставлял на продажу свои шаржи у торговца рамами. Эти рисунки снискали мне некоторую известность в Гавре и немного денег. Там я познакомился с Эженом Буденом, которому было в то время около 30 лет. Уже тогда этот человек представлял собой яркую индивидуальность. По его настоянию я решил заняться живописью под открытым небом. Я купил себе коробку с красками, и мы отправились в Рюэль. Буден установил мой мольберт, и я принялся за работу. Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись;… я понял свое предназначение. Эжену Будену я обязан тем, что стал художником».
В 1859 году Адольф Моне, отец художника, дал сыну денег для поездки в Париж. В столице Моне пользуется советами Амана Готье и Констана Тройона, внимательно изучает выставку Салона, посещает занятия в Академии Сюиса, где знакомится с Камилем Писсаро.
В 1860 году Клод был призван на военную службу в Алжир, но в 1862 году, комиссованный по болезни, вернулся в Гавр. Летом он познакомился с датским художником Яном Бартольдом Йонкиндом , который стал его вторым учителем.
Тетка Лекандр ревностно следила за успехами своего племянника, не всегда разделяя его вкус и метод. В письме художнику Аману Готье она жаловалась: « Его этюды всегда представляют собой неотделанные наброски. Но когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его. Он совсем не считается с моими замечаниями. Я, видите ли, не нахожусь на его уровне, так что я теперь храню молчание». «Идиотами», по всей видимости, были Буден и Йонкинг.
В ноябре 1862 года Моне вернулся в Париж и стал посещать уроки живописи в ателье Шарля Глейра. Здесь он познакомился с Ренуаром, Сислеем и Базилем. В 1864 году, когда Глейр закрыл свою мастерскую, друзья стали активно осваивать пленэрную живопись.
В 1865 году состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты благосклонно. Критик Поль Манц писал: « Склонность к гармонии цветов , поразительное чувство целого, смелая манера видеть вещи и привлекать внимание зрителя — вот качества, которыми господин Мне уже обладает высокой мере. Его «Устье Сены» внезапно остановило нас, и мы его не забудем. С сегодняшнего дня мы, конечно, с интересом будем следить за будущими успехами этого искреннего мариниста».
В 1865 году Моне встретил Камиллу Донсье, которая на 14 лет стала его любимой моделью, а в 1870 году — его первой женой. Она родила художнику двух сыновей — Жана (р. 1867) и Мишеля (р.1878), которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В это время он работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная,как и полотно Эдуарда Мане, «Завтрак на траве», была написана в студии по наброскам, сделанным на пленере. Сходство с картиной Мане сразу бросается в глаза. Однако, стремясь превзойти старшего товарища, Моне изобразил на большом полотне в полный рост 12 фигур. Моделями для всех персонажей послужили его жена и друг, Фредерик Базиль, которые многие часы позировали художнику на лесной поляне в лесу Фонтебло. Камилла также позировала мужу для его картин «Женщины в саду» (1866), «Камилла» (1866), «Японка»(1876) и других.
1860-е годы проходят под знаком объединения сил и крепкой дружбы. Друзья часто собираются вместе, чтобы писать пленэр в окрестностях Парижа. К концу десятилетия относится ряд работ, написанных в Буживале, где Моне работал вместе с Ренуаром: тогда им были написаны знаменитые картины, изображающие «Лягушатник». В Париже друзья веселой и тесной компанией, которой верховодит Мане, проводят вечера в кафе Гербуа, споря об искусстве и вынашивая планы совместной выставки.
Франко-прусская война нарушила привычный уклад жизни Моне, и в конце 1870 года он с Камилем Писсаро перебрался в Англию. В Лондоне судьба свела их с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который впоследствии сделал группу импрессионистов знаменитой. В 1871 и 1872 годах Моне работал в Голландии: к этому времени относится его увлечение японской гравюрой.
Вернувшись на родину в 1872 году, Моне вместе с семьей поселился в Аржентее, небольшом поселении на берегу Сены близ Парижа. Ни одно место не связано с историей импрессионизма так тесно, как Аржентей. В этом тихом живописном местечке в разные год работали на пленэре едва ли не все импрессионисты. Здесь, летом 1874 года, в компании Ренуара, Мане и Сислея. Моне создал удивительные по светоносности полотна: знаменитые сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Нередко он писал свой дом и сад, который очень любил. Для работы с воды Моне купил маленькую лодку и оборудовал ее, как плавающую мастерскую, что позволяло, встав на якорь посреди реки, писать оба берега Сены. Отныне Клод мог по своему желанию в поисках мотива подняться вверх по течению или спуститься вниз. Моне прожил в Аржентее с 1872 по 1876 год: в этот период его палитра светла и богата, как никогда.
В апреле 1874 года состоялась первая выставка « Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.», объединившего художников, некоторое время спустя ставших называться импрессионистами. Клод Моне представил на ней девять работ. Одна из них, «Бульвар Капуцинок», была написана из окна того самого дома (ателье фотографа Надара, бульвар Капуцинок, 35), где и проходила выставка. Художнику удалось передать ощущение суетной жизни парижского бульвара. Маленькими мазками темной краски легко обозначены фигуры людей, словно копошащихся внизу.Картину приняли неоднозначно: кто-то ругал ее, кто-то хвалил.
Весной 1876 года Эрнест Ошеде, французский финансист и коллекционер, пригласил Моне расписать загородное поместье Роттенбур в Монжероне. Для большого приемного зала Моне написал 4 холста на темы времен года. Два года спустя Ошеде разорился, и Моне, не задумываясь, предложил его семье приют в своем загородном доме в Ветёе, где семья Моне жила с 1878 года.
Ветёй, чудесное место на берегу Сены, стал темой многих картин Моне. Он плавает на своей лодке-мастерской, пытается достичь различных световых и цветовых эффектов. Но к концу 1870-х годов в его пейзажах появляются нотки непереносимой тоски, грусти и одиночества: он глубоко переживал смерть жены Камиллы, которая скончалась 5 сентября 1879, оставив его в двумя детьми. Испытывая чувство глубокой подавленности, Моне перестает писать на пленере: замкнувшись в мастерской, он пишет композиции из цветов и фруктов, а с наступлением сезона охоты — натюрморты с дичью. Зимой художник покидает стены мастерской: в этот период Сена, скованная льдом, а чуть позднее — мотив ледохода, становится доминирующим в его творчестве, выражением внутреннего душевного потрясения, которое испытал Моне.
В 1881 году Моне и семья Ошеде перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи. Но Пуасси, как признавался сам Клод, действовал на него угнетающе. «Я буду путешествовать до тех пор, пока не найду нужный мне дом», — сообщает он Дюан-Рюэлю в апреле 1883 года. Вскоре после этого, при содействии все того же Дюан-Рюэля, ссудившего деньги на переезд, Моне и Ошеде окончательно поселились в Живерни. Он счастлив: Живерни — это то, что он искал, здесь он проведет всю вторую половину своей жизни — 43 года.
Через 7 лет Моне выкупил дом и участок земли, на котором своими руками разбил сад. Чтобы обустроить второй, «водяной сад» — пруд с водяными лилиями, над которым перекинут изогнутый мостик в японском стиле, Клод добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. моне художник импрессионист выставка
Живерни стал одновременно и радостью, и мукой художника.Наконец прекратились его скитания, он обрел долгожданную точку опоры. В его дом вновь вернулось семейное счастье: после смерти Эрнеста Ошеде, он женился на его вдове Алисе, взяв на себя заботу о ее детях. В то же время, он не переставая ведет изнуряющий поединок с природой, требующий от него больших эмоциональных и физических затрат. То и дело он испытывает разочарование, будучи не в состоянии передать тот или иной нюанс.
Еще в 1877 году он писал серию картин под общим название «Вокзал Сен-Лазар». Это были полотна, связанные одной темой, но разные по композиции. «Нашим художникам предстоит раскрыть поэзию вокзалов, как их отцы открыли в свое время поэзию лесов и рек», — восклицал Золя. Шесть лет спустя, в местечке Этрета, Ионе создал целый ряд полотен с изображением прибрежных скал причудливой формы, близких по композиции. То же можно сказать о его пейзажах, написанных в Бель-Иле в 1866 году, где он поселился в рыбацкой хижине в дикой части острова, уходящей в открытое море. Суровая красота этих мест вдохновила Моне: здесь им было написано более 40 полотен. «Чтобы написать море по-настоящему, его нужно видеть каждый день и каждый час с одного и того же места, чтобы ощутить жизнь этого уголка. Я пишу один сюжет четыре, а то и шесть раз», — сообщает он в одном из писем Алисе Ошеде.
Позднее этот принцип лег в основу его знаменитого метода, который в 1890-х годах принес ему мировую славу и успех. Суть его такова: художник начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние натуры в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном не более 30 минут. В следующие дни он методично писал в том же порядке, пока все холсты не были закончены.
Первой серией Моне, написанной в полном соответствии с новым методом, стала серия картин «Стога», над которой Клод работал в 1890-91 годах.
В 1891 году Моне выставил 15 картин «Стога» в галерее Дюран-Рюэля. Они имели огромный успех. Все полотна были проданы за три дня после открытия выставки по очень высоким ценам.
В период с 1892 по 1895 год Клод Моне работал над большой серией картин, посвященных Руанскому собору. Камиль Писсаро писал о этих картинах: « Я нахожу в них великолепное единство, к которому сам так стремлюсь».
Доминирующий принцип живописи Моне в этой серии — лепка цветом, а не тоном. Построенный из серого камня, собор силой таланта художника на наших глазах расцветает всеми цветами радуги. И мы не видим в этом никакого противоречия. Через свои полотна Моне как бы передает нам способность видеть мир его глазами, дает нам шанс испытать те же чувства.
Удивительная, почти детская открытость картин Моне, в сочетании с невероятной зоркостью, буквально завораживала современников.
На рубеже веков, уже всемирно признанный художник, Моне трижды посещает Лондон. Результатом этих поездок явилось более 100 картин. Моне привлек эффект тумана над Темзой(«потрясающего тумана», как он пишет). Этот мотив доминирует в большинстве его полотен. «С каждым днем мне все больше нравится писать Лондон», — сообщает он в 1900 году из Англии своей невестке Бланш.
В поисках тем для новых серий картин Моне в октябре-декабре 1908 вместе с женой едет в последнее большое путешествие: Клоду уже 68 лет, ему все труднее уезжать далеко от Живерни. Они посещают Венецию. «Я все больше и больше восхищаюсь Венецией и грущу от того, что приближается момент расставания с таким уникальным светом. Это так красиво, — писал Моне Гюставу Жеффруа 7 декабря 1908 года. — Я пережил здесь чудесные моменты, почти забыв о своей старости».
Моне заканчивал полотна венецианской серии в мастерской в Живерни еще 3 года. И в мае-июне в галерее Бернхайма были представлены 29 картин из серии «Виды Венеции».
И все же нигде Клод Моне не чувствовал себя так хорошо, как в его родном Живерни, в кругу своей семьи, в своем саду, которому отдал много времени и сил.
«Водный сад» стал для художника бесконечным источником вдохновения. Особое очарование придавал «водному саду» изогнутый мостик в японском стиле, перекинутый через пруд. Он стал темой нескольких серий картин. С годами легкие воздушные перила мостика заросли любимыми цветами Моне — глициниями.
Разнообразная игра света на поверхности пруда с водяными лилиями стала темой бесконечной серии картин, к которой Клод возвращался вновь и вновь.
Моне воспринимал живопись, как поединок с природой. Трагедия его была в том, что его противник был неутомим и вечно молод, в то время как он старел и уже не мог состязаться с ним. «Я работаю все время, все время борюсь с природой», — писал 78-летний художник Дюран-Рюэлю.
Последние годы жизни творчество Моне все больше приобретает декоративные черты. В погоне за деталями и нюансами Клод нередко утрачивает ощущение целого. В изображениях заросшего пруда он окончательно отказывается от формы, пытаясь передать лишь ощущение ускользающего света.
Тем временем, зрение Моне катастрофически портилось. «Я работаю через силу и хочу успеть написать все до того, как потеряю способность видеть», — писал он Дюран-Рюэлю.
Болезнь глаз прогрессировала, и Клод вынужден был пойти на операцию, после которой вернулся к работе. «Если новые очки будут лучше прежних, значит, я мог бы жить и до ста лет», — пишет Моне Андре Барьбье. В понимании художника «жить» — значило «видеть».
Моне умер в Живерни 5 декабря 1926 года на руках у своей невестки Бланш — дочери Алисы Ошеде. Он пережил всех своих друзей и соратников, жену Алису и сына Жака. «Какой у меня печальный конец»,- признавался он в письме Жеффруа.
Творчество Клода Моне — целая эпоха в искусстве. Он был одним из ведущих художников-импрессионистов, но его эксперименты с живописной фактурой, цветом и светом служили также отправной точкой абстрактного искусства. Художник принял участие в пяти из восьми выставок импрессионистов, показав 121 картину. После Четвертой выставки Моне отошел от движения импрессионистов, считая, что оно изжило себя, однако, продолжал поддерживать с прежними соратниками теплые отношения. На склоне лет, в одном из интервью он сказал: «Нашей силой была наша сплоченность, наша дружба. И затем, развитие живописи имеет свою судьбу: то, что сделали мы, то же самое сделали бы другие, подобные нам».
Источник
«Колорит»: Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все
Художнику необходимо передавать посредством творчества внутренние переживания, эмоции, мысли, онстремится выплеснуть нахолстто, что задевает его душу. Для этого необходима свобода, свобода ввыражении творческого порыва. Этого немогла предоставить академическая живопись сосвойственными ейстрогими канонами.
Внаступившем кризисе второй трети XIX века созревают теизменения, которые породили одно изсамых значимых направлений вистории живописи– импрессионизм. Его отцом-основателем является ключевая фигура нашей статьи– Оскар Клод Моне. Родился он14ноября 1840 года ижил внародном квартале Монмартр. В1845 году семья переезжает вНормандию, вГавр. Живописи учился вПариже. Умер 5декабря 1926 года вЖиверни, воФранции ввозрасте 86лет.
Творческая манера художника заставляет задуматься оего вкладе вискусство. Страсть кнаписанию пейзажей повлияла насоздание имособой техники экспрессивных мазков: отсутствие глубины иописательных деталей. Такого рода приемы были крайне революционны для того времени. Моне разрушал привычные стереотипы иуводил публику вдругой мир, мир, где царит сиюминутное состояние природы ивещей вней. Онцеплялся замгновения, чтобы запечатлеть ихнасвоих полотнах.
Рисуя напленэре, Моне старался ухватить настроение окружающей его атмосферы, чтобы заставить замереть навечно вкартине. Свобода– вот главный принцип его творческого пути. Его живая, внутренняя энергия благоприятствовала появлению импрессионизма– термин придумали критики.
Сам Моне ненаписал ниодного трактата или манифеста. Также как исложившаяся вместе сним группа художников Моне (Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей иФредерик Базиль идр.) неосознавал себя как импрессионист, онписал, лишь поддаваясь вдохновению ипопытке вырастить всебе нечто стоящее. Импрессионизм стал самостоятельным ивполне признанным направлением поистечении многих лет. Сегодня онпризнается отправной точкой напути ксовременному искусству. Снего начинает меняться видение мира, переосмысление форм, иделается акцент начувственном восприятии. Все это заслуга Оскара Клода Моне.
Зрительная революция
Каждый художник стремится выработать индивидуальную манеру письма, которая выделялабы его полотна среди остальных. Уровень профессионализма влияет науверенность владения той или иной техникой. Моне прославился тем, что создал свой способ. Давайте рассмотрим некоторые изего работ.
Картина, ставшая манифестом импрессионистов иподарившая название направлению – «Впечатление. Восход солнца», представленная навыставке Салона отверженных 15апреля 1874года. Как имногие картины этой выставки, она вызвала всевозможные отрицательные отзывы критиков. Вней невидели целостности игармоничности форм, среди недостатков называли отсутствие глубины иописательных деталей. Ироничный комментарий критика Луи Леруа вжурнале «ЛеШаривари» гласил: «Выставка импрессионистов». Таким образом, было положено начало этому движению. Моне среди них был ключевым звеном. Его техника напоминает раздвоенный экспрессивный мазок, автономный посвоей природе, отвлеченный отфактуры иформы предмета.
После второй выставки импрессионистов, открывшейся в1876 году вгалерее Дюран-Рюэля ипрошедшей более успешно вбольшей степени благодаря выступлениям именитых писателей.
Стефан Малларме высказал весьма тонкое наблюдение, относительно картины Моне «Портрет Камиллы в японской одежде»:
«Что касается отдельных деталей картины, ничего нельзя определить с точностью, потому что нужно чувствовать, что сияющий свет, озаряющий картину, и обволакивающая ее прозрачная тень схвачены в моменты их становления, точно в тот момент, когда зритель смотрит на изображение, и оно, составленное из гармонии отраженного и изменчивого света, не может быть всегда равным самому себе, но трепещет в движении, свете, жизни».
Вэтих словах можно почувствовать истинную поэзию произведений импрессионистов, среди которых своей силой идушевностью выделялись работы Моне.
В1877 году тяга художника перемещается виндустриальную тематику, онначинает писать вокзал Сен-Лазар, который станет его излюбленным местом. Его привлекала новая черта измененного мира— строительное дело сосвоими прямолинейными железобетонными постройками, предвосхищающими будущее конструкциями мостов, железных дорог, соскорыми, пыхтящими поездами, изменившими ландшафт, сделав его чарующим исовременным. Символическим пространством, которое прославляло технический прогресс, стал железнодорожный вокзал, настоящий «кафедральный собор» индустриальной эры.
Художник, снявший студию около нового вокзала Сен-Лазар, заинтересовался станцией как сюжетом для серии издвенадцати картин разных размеров, изображающих вокзал вразличных ракурсах. Онвнимательно обследовал всю территорию вокзала, помещал мольберт взданиях, нарельсах, чтобы сблизкого расстояния наблюдать затяжелыми паровозами, прибывающими иотбывающими поездами. Художник нуждался вэтом, чтобы более детально прописать чувственное восприятие отпроникающего через пар света солнца.
Моне даже получил разрешение удиректора железной дороги останавливать поезда посвоему желанию втот, момент, который казался ему наиболее удачным для своего цветового исполнения. Такой «активный» подход кизображаемому предмету, который можно менять иформировать всоответствии собразом иподобием идеи художника, будет свойственен Моне напротяжении всего его творчества.
Эмиль Золя дал такую характеристику художнику:
«Господин Клод Моне – самая яркая личность в группе. Он выставил в этом году изумительные интерьеры вокзалов. В них чувствуется скрежет прибывающих скорых поездов, видны клубы пара, описывающие круги под крышами ангаров».
Настадии эстетической итворческой вершины всвоей «серийной» живописи Моне решает взяться заанализ световых иатмосферных эффектов наобъекте архитектуры. Предметом живописных экспериментов явился западный фасад готического собора вРуане (Нормандия), который благодаря своему скульптурному идекоративному убранству, мог прекрасно воспроизводить оттенки света, поглощаемого пористой структурой камня.
Сраннего утра Моне изучал изменение освещения ицветовые комбинации нафасаде здания, стараясь уловить ихсиюминутное пребывание. Онменял холсты каждые полчаса, работая довечера. Художник добивался изображения зрительного, воздушного исозерцательного впечатления отизменяющегося цветового облика собора наего собственное восприятие. Вследствие такого творческого усердия появилось около пятидесяти полотен.
Журналист иполитик Жорж Клемансо писал обэтой серии:
«Глаз Моне предшествует нашему и ведет нас в зрительную революцию, делающую наше восприятие мира более проникновенным и утонченным».
Видеть привычные вещи вразных цветовых вариациях позволяет расширять границы сознания именяет характер восприятия мира. Камень собора тверд ипрочен, онстоит неподвижен без изменений веками, нонакартинах Моне, онбудто оживает ивоплощается вразличных образах. Замечая повседневные изменения посредством солнечных лучей, погодных явлений, художник запечатлевает ихнасвоих полотнах. Обращая всеобщее внимание напривычные, ночасто остающиеся незамеченными вещи. Каменная архитектура оживает ивееочертаниях, вееуголках рождается жизнь, пропуская через себя солнечный прилив. Несомненно, эта серия отличается оригинальностью видения ичувствования. Здесь проявляется нематериальный, зрелищный эффект света при соприкосновении своздухом.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины иописательных деталей, манера писать наоткрытом воздухе, присутствовать здесь исейчас, завершая картины наместе– все это вместе порождало удивительные ичарующие образы.
Снова, снова и снова
Жизненная итворческая энергия Моне всвоем сочетании давали, несомненно, великие плоды. Его картины являются примером того, как усердие илюбовь кцвету способствовали появлению поистине величайших полотен.
Вот, что Моне говорил о своей технике:
«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».
Усидчивость исосредоточенность, тяга кпередачи своих впечатлений– вот течерты характера Моне, позволившие ему стать одним извеликих живописцев вистории живописи.
Импрессионизм стал первым шагом напути кизменениям восприятия мира. Ввек перед глобальными революционными переменами, это направление предвосхитило ихиподготовило почву для будущих поколений художников, которые уже опирались натворческое наследие импрессионистов ишли попути беспредметного искусства. Вклад Моне вразвитие искусства неоценим– импрессионизм полностью поменял представления обискусстве исделал его более свободным отканонов ирегламентаций.
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне появился на свет в Париже, четырнадцатого ноября в 1840-ом году. Когда ему исполнилось пять лет, его семья перебралась в Гавр, что находится в Нормандии. Отец желал, чтобы его сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, но у самого Моне было иное видение своей будущности. Он ненавидел школу, сравнивая ее с тюрьмой, и потому предпочитал на занятиях рисовать забавные карикатуры на учителей, приобретя к пятнадцати годам даже некоторую известность в городе именно как художник-карикатурист.
Моне учился рисованию в у преподавателя колледжа Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.
Получив художественное образование в Париже в мастерской Сюиса, потом – Глейра, Клод Моне был завсегдатаем Салонов, где особенно внимательно изучал полотна Т. Руссо, К. Коро, Ш. Добиньи. Там же он познакомился с молодыми художниками – новаторами: Базилем, Дега, Писсаро, Сезанном, Сислеем, Ренуаром. Именно среди них начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление» (фр. Impression), а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая демонстрировалась во время первой выставки импрессионистов в студии фотографа Надара .[1]
Клод Моне известен как непревзойденный пейзажист. Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Его вдохновляли те ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления. Потому-то так счастливо работалось художнику на природе, где он написал множество этюдов и завершенных картин.[2]
Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину Моне «Дамы в саду» (1865). Залитое сияющим светом пространство, многоцветье природы и белое платье, вбирающее в себя это многоцветье – голубые блики, розоватые, светло-зеленые, охристые – все это воссоздает прекрасный живой мир. Тонкие оттенки зеленой травы и листвы наполняют впечатление от картины чувством покоя, тихой радости и гармонии. В более поздних картинах («Скалы в Этрета» — 1886, «Луга в Живерни» — 1888, «Поле маков» — 1880-ые) Моне продемонстрировал манеру рельефного мазка, при помощи которого смог передать неуловимый трепет листьев, сияние солнечных бликов на поверхности воды, тени от плывущих в небе облаков. При этом композиция сознательно построена так, чтобы пейзаж производил впечатление случайно пойманного взглядом эпизода, как, например, на картине «Бульвар Капуцинок» (1873).[3]
Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень» (1894 г.), «Руанский собор вечером» (1894 г.) Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток. Чтобы добиться чистоты цвета, Моне почти не прибегает к смешиванию красок на палитре. Вместо этого, он использует эффект визуального смешения: например, чтобы дать траве или листве нужный ему оттенок зеленого цвета, он рядом кладет мазки синего и желтого, которые на расстоянии зрителю сливаются, и тогда фантастическим образом зелень обретает разные оттенки и кажется трепещущей. В такой манере написана картина «Стог сена» (1886).
Клод Моне выступал как продолжатель реалистического искусства. Но в его живописи не было социальной критики, как у русских художников – передвижников, их современников. Завоеванием Клода Моне было то, что он утверждал ценности обыденного существования рядового человека. Клод Моне смог разглядеть прекрасное не в прошлом, а в настоящем. Ценя мимолетность, быстротечность живых впечатлений, он отказался от подражания вечным канонам красоты. Его особый подход , встречи с художниками, которые наставили его на этот путь, обучая его мастерству и новый метод работы принесли Клоду Моне успех и мировую славу.
Источник
Что особенного в работах Моне?
Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило культуру.
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
Контекст
Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега , Ренуара , Мане , Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.
Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины.
Судьба художника
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.
К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами.
Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы.
За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски.
Источник