Анализ произведения носова метро



Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро»

Цель урока: Создание условий для раскрытия темы и выявления особенностей юмористического рассказа Н. Носова «Метро».

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, значимости совместной деятельности, уважения к труду других.

Оборудование: Учебник Л.Ф Климановой, Л.А.Виноградской «Литературное чтение» 4 класс,мультимедийный проектор, конверты с буквами (м, е, т, р, о), конверты с пунктами плана, Ромашка Блума, лепестки ромашки, толковые словари, листы, маркеры.

Планируемые результаты:

УУД: Предметные:

-использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористического рассказа;

-понимание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы;

— умение использовать приемы технологии развития критического мышления (кластер, Ромашка Блума, синквейн);

— умение пользоваться приемами технологии продуктивного чтения.

Личностные:

— развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализ научно-познавательного текста;

— выделение главной мысли;

— определение особенностей юмористического произведения.

Регулятивные:

-формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности;

-прогнозирование содержания произведения по теме;

-оценивание результатов работы;

Коммуникативные:

-участие в учебном диалоге;

-выражение своих мыслей в учебном диалоге;

-умение обсуждать, доказывать свою точку зрения в парной и групповой работе.

ХОД УРОКА

Мотивирование(самоопределение) к деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.

— Сядем красиво, спины прямые, руки на парте.

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Речевая разминка.

— Ребята, прочитайте стих про себя.

— Прочитайте, начиная шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

-Как вы считаете, почему эти строки стали началом сегодняшнего урока?

Подведение к открытию новых знаний.

— Как вы уже сказали, каждый наш урок – это знакомство с кем-то. А с кем мы познакомимся сегодня? Расшифруйте, что здесь написано?

НRИLКCОNЛWАQЙ НZИXКNОJЛIАRЕDВSИQЧ НRОLСWОNВ

— Давайте, проверим себя. Правильно, Николай Николаевич Носов.

Он очень талантливыйписатель и необыкновенный человек. Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года наУкраине в Киеве. Увлечения школьных лет былимногообразны: музыка, пение, любительский театр,сочинительство для рукописного журнала “Икс”, атакже химия, шахматы, радио, электроника,фотография. Позже Носов продавал газеты, былчернорабочим, землекопом, косарем, возчикомбревен. После окончания школы Николай поступил вКиевский художественный институт, а в 1929 годуперевелся в Институт кинематографии в Москве.Затем стал работать в кино, снимать разныеучебные, научные и мультипликационные фильмы.

Почему он стал писателем? На этот вопрос авторотвечал: “Детским писателем я стал, потому что,когда я вырос, мне вообще захотелось статьписателем. А стать писателем мне захотелосьпотому, что у меня была интересная жизнь и у менябыло о чем порассказать людям”.Напервый взгляд –неказистый такой человек. Оченьмолчаливый, замкнутый. Иные называли его“хмурым ворчуном”. Но что они знали, эти иные?Они, наверное, и книг-то его никогда не читали!

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носовсначала сочинял сказки и рассказыпросто так –для своего маленького сынишки. А потом один свойрассказ, который назывался “Затейники”, он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Этобылов 1938 году.

После удачного дебюта в печатипоявились другие книги Носова.

— А какие произведения этого писателя вы знаете?

-Ребята! А что объединяет практически все произведения Н.Носова?

(Они смешные, шуточные, главные персонажи – дети, написаны для детей – ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ.)

Выявление места и причины затруднения

Постановка учебной проблемы.

-А как называются смешные, веселые произведения?

— Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? (Подводящий вопрос.)

— От какого слова оно образовано? (ЮМОР.)

-А что такое юмор?

-Где мы можем взять определение данного понятия? (в словарях.)

— Перед вами Толковый словарь Ожегова, найдите лексическое значение этого слова.

Юмор –понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо.

Сообщение темы и постановка цели урока.

Решение анаграммы.

-Сегодня нам это понятие понадобится при изучении новой темы. Чтобы сформулировать тему урока, нам надо узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. В конверте лежат буквы, они потеряли порядок. Составьте из них слово и поднимите руки. (Метро.)

Составление кластера.

-А что вы знаете про метро? Я хочу увидеть это при выполнении кластера, опирайтесь на свой жизненный опыт. Берем желтые листочки, посередине уже написано это слово, от него выводим лучи и записываем все слова, связанные с метро, все, что приходит в голову, ассоциируется с этим словом.

Читайте также:  Ацетон и его анализ

— Называем слова по очереди, если слово непонятное, поднимаем руку, товарищ вам объяснит.

-Ребята, вы правильно описали метро. Человек с давних времен стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле, взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, что стал передвигаться под землёй и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена. Как вы уже сказали, в метро едут поезда, они останавливаются на станциях. Станции метро имеют свои названия, они красиво оформлены и освещены. На станцию обычно спускаются на эскалаторах – на лестницах, которые сами движутся. В метро ездить практичнее, так как там не бывает пробок, светофоров, часто ходят поезда, их скорость высокая, значит, быстро и без проблем добираешься до нужного места.

-Попробуйте обобщить все, о чем мы сейчас сказали, и сформулировать тему сегодняшнего урока. Начните с этого слова: Особенности…

-Тема нашего урока: Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро».

-Какие цели перед собой поставим? (Мы должны определить, что такое юмористическое произведение.)

-Чтобы достичь поставленных целей, нужно поближе познакомиться с текстом.

Физминутка (двигательная).

«Открытие» нового знания.

Реализация построенного проекта(решение проблемы).

Чтение произведения (учитель начинает, остальные по цепочке).

— Прочитаем рассказ Н.Носова“Метро”и попытаемся определить,можно ли отнести произведение юмористическим. Почему?

Чтение с остановками:

— Что можете сказать о Москве?

— Предположите, что может дальше произойти.

— Как называется эта лестница?

— Представьте в этой ситуации себя. Что вы чувствуете?

— Какой выход из данной ситуации вы видите?

— Встреча с мамой! Какие эмоции преобладают?

— Какая особенность юмористического произведения четко выражается в этом эпизоде?

— Что означает слово «пошехонцы»? Где мы можем найти значение этого слова? Прочитайте.

Проверка первичного восприятия текста.

Эмоционально-оценочная беседа.

-Можно ли рассказ отнести к юмористическим? Докажите.

  • Вызывает смех, лёгкую улыбку
  • Поднимает настроение
  • Высмеиваются недостатки

Физминутка (для глаз).

— Чтобы проверить понимание содержания, мы сами зададим вопросы к тексту по РОМАШКЕ БЛУМА.

— Ребята, возьмите по одному лепестку от цветка. Какой вид вопроса на нём написан, вы готовите именно такой вопрос. Слова-помощники там написаны, воспользуйтесь ими, на обратной стороне написано первое слово, с которого надо начинать свое выступление. Даю вам полминуты, потом будем отвечать на вопросы товарищей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Составление плана.

— Ребята, найдите в конверте пункты плана текста. Распределите их по порядку, по содержанию текста.

  1. В гостях у тёти Оли.
  2. Одни дома.
  3. Как интересно в метро.
  4. Заблудились.
  5. Поиски станции.
  6. Встреча.
  7. Пошехонцы.
  8. Ошибка тёти Оли.

— Проверьте, пожалуйста, свою работу по шаблону. Оцените движениями пальцев: всё правильно, легко и просто пальцы кверху, ничего неправильно – вниз, чуть-чуть ошибки – в бок.

Анализ произведения, выборочное чтение

— Вычитайте пословицы, которые использованы в рассказе.

Объяснение пословиц

В трех соснах заблудились заплутать там, где легко найти дорогу, где трудно сбиться с пути, не уметь разобраться в чем-то простом, не найти выход из самого простого затруднения.

Искали рукавицы, а они за поясом–не суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного выхода, решения.

Над другим посмеёшься, над собой поплачешь–если ты над кем-то смеёшься, значит, и тебя поднимут на смех, ты сам тоже можешь совершить такую ошибку.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Какой совет дали бы ребятам?

-Чему учит нас это произведение? (Слушать старших, в неизвестных местах надо быть осторожным и внимательным.)

— Носов был серьёзным и внимательным человеком. Поэтому он спрятал ещё одну мысль между строк. Вы поняли, какой урок он нам дал? (Никогда не смейся над людьми. Надо с пониманием относиться к ошибкам других и не смеяться над ними.)

— Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись, старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

— Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение? Почему?

Читайте также:  Ттг анализ крови что означает высокий

Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Подведите итог своей работы. Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Домашняя работа.

— Прочитайте рассказ и нарисуйте иллюстрацию к произведению.

— Ребята, спасибо вам за урок, мне было очень приятно с вами проводить урок.

Источник

Носов Николай рассказ «Метро»

Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова

Автор: Николай Носов.

Название произведения: «Метро».

Число страниц: 16.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: мальчик, Вовка, мама, тётя Оля.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — сообразительный, находчивый и ловкий мальчик.

Добрый и отважный. Непослушный.

Вовка — младший брат рассказчика, трусливый и пугливый.

Боялся, что не выберется с метро.

Тётя Оля — добрая, весёлая.

Посмеялась над мальчишками и сама перепутала станции.

Мама — хорошая, милая, любящая.

Краткое содержание рассказа «Метро»

Герой с мамой и братом приезжает в Москву в гости к тёте Оле.

Взрослые уходят в магазин, а дети остаются одни.

Им становится скучно и они идут кататься в метро.

Ребята не могут найти свою станцию и катаются в разные стороны.

Они видят маму на эскалаторе и бегут к ней.

Они несколько раз едут на эскалаторе, а потом всё-таки встречаются.

Тётя Оля смеётся над мальчиками, но сама приезжает не на ту станцию.

План рассказа

1. Приезд в Москву.

5. Мальчики потерялись.

6. Мама на эскалаторе.

8. Не та станция.

Основная мысль рассказа «Метро»

Главная мысль произведения заключается в том, что в незнакомых местах нужно быть очень внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться и не попасть в неприятности.

Основная идея рассказа в том, что маленькие дети не должны гулять по городу одни.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас быть внимательными, осторожными.

Учит слушаться взрослых и не гулять одним.

Учит не терять надежды, искать, запоминать ориентиры.

Учит не смеяться над другими.

Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника

Прочитав произведение, я подумала о том, что любой может заблудиться в большом городе и в этом нет ничего стыдного.

Герои поступили опрометчиво, отправившись кататься на метро, но они просто не знали, насколько много станций есть в Москве.

Они должны были дома ждать возвращения взрослы, но им захотелось приключений.

Они их получили и извлекли из этого урок.

Рассказ получился интересным и смешным.

Автору удалось показать, как нельзя себя вести, находясь в чужом городе.

Он показал к чему может привести непослушание.

Мне понравились мальчики, герои этого рассказа.

Они были любознательными и хотели проявить самостоятельность.

Но они не послушали взрослых и это плохо.

К их счастью, всё закончилось благополучно.

Я всем советую прочитать этот рассказ, и никогда не поступать так, как его герои.

Всегда нужно помнить о возможных последствиях и напрасно не рисковать жизнью.

Пословицы к произведению

В трёх соснах заблудились.

Искали рукавицы, а они за поясом.

Над другим посмеялся — над собой поплачешь.

Последний смех лучше первого.

Не смейся чужой беде — своя на гряде.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Ждали мы, ждали, а их всё нет и нет.

— Наверно, они нас ждут, — говорит Вовка. — Поедем.

Только поехали, а они снова навстречу.

— Мы вас ждали, ждали. — кричат.

А вокруг все хохочут.

Приехали мы снова наверх — и опять поскорей вниз.

Поймали наконец их.

Источник

Метро Носов: Читательский дневник.

Николай Николаевич Носов написал рассказ «Метро» в 1982 году. Повествование ведётся от первого лица, поэтому история воспринимается как случай из жизни автора.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Два брата и их мама приезжают погостить к московской родственнице, тёте Оле.
  2. Женщины отправляются по магазинам, а ребята решают посмотреть незнакомый город.
  3. Мальчики спустились в метро и заблудились.
  4. Пытаясь выбраться, они долго катаются по незнакомым станциям, не зная, на какой же из них нужно сойти.
  5. Отчаявшись, ребята решают выйти из метро и отправляются к эскалатору, где встречают маму и тётушку.
  6. Тетя Оля посмеялась над приключениями мальчиков, но тут же сама запуталась, выбрав не тот поезд.

Главные герои

  1. Рассказчик — веселый и любознательный мальчик. Проявляет находчивость и смекалку.
  2. Вовка — всего боится, постоянно впадает в панику.
  3. Тётя Оля — добродушная женщина.

Читайте по теме:

Главная мысль

Следует быть осторожным, попадая в незнакомый город. Самонадеянность — плохая привычка, ведь никто не застрахован от ошибок.

Читайте также:  Анализ молодежной политики краснодарского края

Чему учит

Рассказ учит нас быть собранными и ответственными людьми. Нельзя «терять голову» и поддаваться панике, особенно в незнакомом месте. Чужие ошибки не должны удивлять или вызывать смех: каждый рано или поздно совершает неверные действия.

Пословицы

  1. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь!
  3. Берегись бед, пока их нет.

Отзыв

Приключения весёлых мальчишек вызвали у меня улыбку. Но мне не хотелось смеяться над ними. Я представлял себя в такой же ситуации. Уверен, я бы поступил именно как рассказчик: пытался бы найти выход из положения и сохранял спокойствие.

Аудиосказка «Метро»

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 4 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе. Носов «Метро»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Н. Носов «Метро»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро.)

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, сердито, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Что помогло вам отгадать загадку?

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о метро? (Предположения детей.)

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать.

— Как вы считаете, о чем этот рассказ? (Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена.

Как же устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Загадки про метро помогут нам найти ответы. Оказывается, еще древние люди — египтяне, греки, римляне, майя — умели строить и использовать подземные тоннели в своих, в основном религиозных, целях. Конечно, древний метрополитен существенно отличался от современного. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными.

Но и сегодняшнее метро не менее загадочно. Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Кто объявляет остановки в вагонах? Куда из-под ног уходят ступени эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти и другие загадки метро мы попробуем разгадать вместе.

(Чтение рассказа учителем.)

— Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Пошехонец — простодушный человек, совершающий анекдотические глупости.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Прочитайте рассказ самостоятельно. Подготовьтесь читать его по ролям. (Чтение по ролям.)

— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Докажите.

— Дайте определение: «Юмористическое произведение — это. » Юмор — понимание комического, умение видеть и показывать

Источник