Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро»
Цель урока: Создание условий для раскрытия темы и выявления особенностей юмористического рассказа Н. Носова «Метро».
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; создать условия для формирования выразительного чтения;
Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
Воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, значимости совместной деятельности, уважения к труду других.
Оборудование: Учебник Л.Ф Климановой, Л.А.Виноградской «Литературное чтение» 4 класс,мультимедийный проектор, конверты с буквами (м, е, т, р, о), конверты с пунктами плана, Ромашка Блума, лепестки ромашки, толковые словари, листы, маркеры.
Планируемые результаты:
УУД: Предметные:
-использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористического рассказа;
-понимание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы;
— умение использовать приемы технологии развития критического мышления (кластер, Ромашка Блума, синквейн);
— умение пользоваться приемами технологии продуктивного чтения.
Личностные:
— развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализ научно-познавательного текста;
— выделение главной мысли;
— определение особенностей юмористического произведения.
Регулятивные:
-формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности;
-прогнозирование содержания произведения по теме;
-оценивание результатов работы;
Коммуникативные:
-участие в учебном диалоге;
-выражение своих мыслей в учебном диалоге;
-умение обсуждать, доказывать свою точку зрения в парной и групповой работе.
ХОД УРОКА
Мотивирование(самоопределение) к деятельности.
Мотивация к учебной деятельности.
— Сядем красиво, спины прямые, руки на парте.
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Речевая разминка.
— Ребята, прочитайте стих про себя.
— Прочитайте, начиная шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.
-Как вы считаете, почему эти строки стали началом сегодняшнего урока?
Подведение к открытию новых знаний.
— Как вы уже сказали, каждый наш урок – это знакомство с кем-то. А с кем мы познакомимся сегодня? Расшифруйте, что здесь написано?
НRИLКCОNЛWАQЙ НZИXКNОJЛIАRЕDВSИQЧ НRОLСWОNВ
— Давайте, проверим себя. Правильно, Николай Николаевич Носов.
Он очень талантливыйписатель и необыкновенный человек. Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года наУкраине в Киеве. Увлечения школьных лет былимногообразны: музыка, пение, любительский театр,сочинительство для рукописного журнала “Икс”, атакже химия, шахматы, радио, электроника,фотография. Позже Носов продавал газеты, былчернорабочим, землекопом, косарем, возчикомбревен. После окончания школы Николай поступил вКиевский художественный институт, а в 1929 годуперевелся в Институт кинематографии в Москве.Затем стал работать в кино, снимать разныеучебные, научные и мультипликационные фильмы.
Почему он стал писателем? На этот вопрос авторотвечал: “Детским писателем я стал, потому что,когда я вырос, мне вообще захотелось статьписателем. А стать писателем мне захотелосьпотому, что у меня была интересная жизнь и у менябыло о чем порассказать людям”.Напервый взгляд –неказистый такой человек. Оченьмолчаливый, замкнутый. Иные называли его“хмурым ворчуном”. Но что они знали, эти иные?Они, наверное, и книг-то его никогда не читали!
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носовсначала сочинял сказки и рассказыпросто так –для своего маленького сынишки. А потом один свойрассказ, который назывался “Затейники”, он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Этобылов 1938 году.
После удачного дебюта в печатипоявились другие книги Носова.
— А какие произведения этого писателя вы знаете?
-Ребята! А что объединяет практически все произведения Н.Носова?
(Они смешные, шуточные, главные персонажи – дети, написаны для детей – ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ.)
Выявление места и причины затруднения
Постановка учебной проблемы.
-А как называются смешные, веселые произведения?
— Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? (Подводящий вопрос.)
— От какого слова оно образовано? (ЮМОР.)
-А что такое юмор?
-Где мы можем взять определение данного понятия? (в словарях.)
— Перед вами Толковый словарь Ожегова, найдите лексическое значение этого слова.
Юмор –понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо.
Сообщение темы и постановка цели урока.
Решение анаграммы.
-Сегодня нам это понятие понадобится при изучении новой темы. Чтобы сформулировать тему урока, нам надо узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. В конверте лежат буквы, они потеряли порядок. Составьте из них слово и поднимите руки. (Метро.)
Составление кластера.
-А что вы знаете про метро? Я хочу увидеть это при выполнении кластера, опирайтесь на свой жизненный опыт. Берем желтые листочки, посередине уже написано это слово, от него выводим лучи и записываем все слова, связанные с метро, все, что приходит в голову, ассоциируется с этим словом.
— Называем слова по очереди, если слово непонятное, поднимаем руку, товарищ вам объяснит.
-Ребята, вы правильно описали метро. Человек с давних времен стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле, взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, что стал передвигаться под землёй и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена. Как вы уже сказали, в метро едут поезда, они останавливаются на станциях. Станции метро имеют свои названия, они красиво оформлены и освещены. На станцию обычно спускаются на эскалаторах – на лестницах, которые сами движутся. В метро ездить практичнее, так как там не бывает пробок, светофоров, часто ходят поезда, их скорость высокая, значит, быстро и без проблем добираешься до нужного места.
-Попробуйте обобщить все, о чем мы сейчас сказали, и сформулировать тему сегодняшнего урока. Начните с этого слова: Особенности…
-Тема нашего урока: Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро».
-Какие цели перед собой поставим? (Мы должны определить, что такое юмористическое произведение.)
-Чтобы достичь поставленных целей, нужно поближе познакомиться с текстом.
Физминутка (двигательная).
«Открытие» нового знания.
Реализация построенного проекта(решение проблемы).
Чтение произведения (учитель начинает, остальные по цепочке).
— Прочитаем рассказ Н.Носова“Метро”и попытаемся определить,можно ли отнести произведение юмористическим. Почему?
Чтение с остановками:
— Что можете сказать о Москве?
— Предположите, что может дальше произойти.
— Как называется эта лестница?
— Представьте в этой ситуации себя. Что вы чувствуете?
— Какой выход из данной ситуации вы видите?
— Встреча с мамой! Какие эмоции преобладают?
— Какая особенность юмористического произведения четко выражается в этом эпизоде?
— Что означает слово «пошехонцы»? Где мы можем найти значение этого слова? Прочитайте.
Проверка первичного восприятия текста.
Эмоционально-оценочная беседа.
-Можно ли рассказ отнести к юмористическим? Докажите.
- Вызывает смех, лёгкую улыбку
- Поднимает настроение
- Высмеиваются недостатки
Физминутка (для глаз).
— Чтобы проверить понимание содержания, мы сами зададим вопросы к тексту по РОМАШКЕ БЛУМА.
— Ребята, возьмите по одному лепестку от цветка. Какой вид вопроса на нём написан, вы готовите именно такой вопрос. Слова-помощники там написаны, воспользуйтесь ими, на обратной стороне написано первое слово, с которого надо начинать свое выступление. Даю вам полминуты, потом будем отвечать на вопросы товарищей.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Составление плана.
— Ребята, найдите в конверте пункты плана текста. Распределите их по порядку, по содержанию текста.
- В гостях у тёти Оли.
- Одни дома.
- Как интересно в метро.
- Заблудились.
- Поиски станции.
- Встреча.
- Пошехонцы.
- Ошибка тёти Оли.
— Проверьте, пожалуйста, свою работу по шаблону. Оцените движениями пальцев: всё правильно, легко и просто пальцы кверху, ничего неправильно – вниз, чуть-чуть ошибки – в бок.
Анализ произведения, выборочное чтение
— Вычитайте пословицы, которые использованы в рассказе.
Объяснение пословиц
В трех соснах заблудились– заплутать там, где легко найти дорогу, где трудно сбиться с пути, не уметь разобраться в чем-то простом, не найти выход из самого простого затруднения.
Искали рукавицы, а они за поясом–не суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного выхода, решения.
Над другим посмеёшься, над собой поплачешь–если ты над кем-то смеёшься, значит, и тебя поднимут на смех, ты сам тоже можешь совершить такую ошибку.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Какой совет дали бы ребятам?
-Чему учит нас это произведение? (Слушать старших, в неизвестных местах надо быть осторожным и внимательным.)
— Носов был серьёзным и внимательным человеком. Поэтому он спрятал ещё одну мысль между строк. Вы поняли, какой урок он нам дал? (Никогда не смейся над людьми. Надо с пониманием относиться к ошибкам других и не смеяться над ними.)
— Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись, старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.
— Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение? Почему?
Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Подведите итог своей работы. Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Домашняя работа.
— Прочитайте рассказ и нарисуйте иллюстрацию к произведению.
— Ребята, спасибо вам за урок, мне было очень приятно с вами проводить урок.
Источник
Носов Николай рассказ «Метро»
Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова
Автор: Николай Носов.
Название произведения: «Метро».
Число страниц: 16.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: мальчик, Вовка, мама, тётя Оля.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — сообразительный, находчивый и ловкий мальчик.
Добрый и отважный. Непослушный.
Вовка — младший брат рассказчика, трусливый и пугливый.
Боялся, что не выберется с метро.
Тётя Оля — добрая, весёлая.
Посмеялась над мальчишками и сама перепутала станции.
Мама — хорошая, милая, любящая.
Краткое содержание рассказа «Метро»
Герой с мамой и братом приезжает в Москву в гости к тёте Оле.
Взрослые уходят в магазин, а дети остаются одни.
Им становится скучно и они идут кататься в метро.
Ребята не могут найти свою станцию и катаются в разные стороны.
Они видят маму на эскалаторе и бегут к ней.
Они несколько раз едут на эскалаторе, а потом всё-таки встречаются.
Тётя Оля смеётся над мальчиками, но сама приезжает не на ту станцию.
План рассказа
1. Приезд в Москву.
5. Мальчики потерялись.
6. Мама на эскалаторе.
8. Не та станция.
Основная мысль рассказа «Метро»
Главная мысль произведения заключается в том, что в незнакомых местах нужно быть очень внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться и не попасть в неприятности.
Основная идея рассказа в том, что маленькие дети не должны гулять по городу одни.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть внимательными, осторожными.
Учит слушаться взрослых и не гулять одним.
Учит не терять надежды, искать, запоминать ориентиры.
Учит не смеяться над другими.
Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника
Прочитав произведение, я подумала о том, что любой может заблудиться в большом городе и в этом нет ничего стыдного.
Герои поступили опрометчиво, отправившись кататься на метро, но они просто не знали, насколько много станций есть в Москве.
Они должны были дома ждать возвращения взрослы, но им захотелось приключений.
Они их получили и извлекли из этого урок.
Рассказ получился интересным и смешным.
Автору удалось показать, как нельзя себя вести, находясь в чужом городе.
Он показал к чему может привести непослушание.
Мне понравились мальчики, герои этого рассказа.
Они были любознательными и хотели проявить самостоятельность.
Но они не послушали взрослых и это плохо.
К их счастью, всё закончилось благополучно.
Я всем советую прочитать этот рассказ, и никогда не поступать так, как его герои.
Всегда нужно помнить о возможных последствиях и напрасно не рисковать жизнью.
Пословицы к произведению
В трёх соснах заблудились.
Искали рукавицы, а они за поясом.
Над другим посмеялся — над собой поплачешь.
Последний смех лучше первого.
Не смейся чужой беде — своя на гряде.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ждали мы, ждали, а их всё нет и нет.
— Наверно, они нас ждут, — говорит Вовка. — Поедем.
Только поехали, а они снова навстречу.
— Мы вас ждали, ждали. — кричат.
А вокруг все хохочут.
Приехали мы снова наверх — и опять поскорей вниз.
Поймали наконец их.
Источник
Метро Носов: Читательский дневник.
Николай Николаевич Носов написал рассказ «Метро» в 1982 году. Повествование ведётся от первого лица, поэтому история воспринимается как случай из жизни автора.
Краткое содержание для читательского дневника
- Два брата и их мама приезжают погостить к московской родственнице, тёте Оле.
- Женщины отправляются по магазинам, а ребята решают посмотреть незнакомый город.
- Мальчики спустились в метро и заблудились.
- Пытаясь выбраться, они долго катаются по незнакомым станциям, не зная, на какой же из них нужно сойти.
- Отчаявшись, ребята решают выйти из метро и отправляются к эскалатору, где встречают маму и тётушку.
- Тетя Оля посмеялась над приключениями мальчиков, но тут же сама запуталась, выбрав не тот поезд.
Главные герои
- Рассказчик — веселый и любознательный мальчик. Проявляет находчивость и смекалку.
- Вовка — всего боится, постоянно впадает в панику.
- Тётя Оля — добродушная женщина.
Читайте по теме:
Главная мысль
Следует быть осторожным, попадая в незнакомый город. Самонадеянность — плохая привычка, ведь никто не застрахован от ошибок.
Чему учит
Рассказ учит нас быть собранными и ответственными людьми. Нельзя «терять голову» и поддаваться панике, особенно в незнакомом месте. Чужие ошибки не должны удивлять или вызывать смех: каждый рано или поздно совершает неверные действия.
Пословицы
- Не доглядишь оком, заплатишь боком.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь!
- Берегись бед, пока их нет.
Отзыв
Приключения весёлых мальчишек вызвали у меня улыбку. Но мне не хотелось смеяться над ними. Я представлял себя в такой же ситуации. Уверен, я бы поступил именно как рассказчик: пытался бы найти выход из положения и сохранял спокойствие.
Аудиосказка «Метро»
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 4 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Источник
Урок литературного чтения в 4 классе. Носов «Метро»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Н. Носов «Метро»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро.)
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.
— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, сердито, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Что помогло вам отгадать загадку?
— Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о метро? (Предположения детей.)
— Прочитайте название произведения, которое будем изучать.
— Как вы считаете, о чем этот рассказ? (Прогнозирование содержания текста.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена.
Как же устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Загадки про метро помогут нам найти ответы. Оказывается, еще древние люди — египтяне, греки, римляне, майя — умели строить и использовать подземные тоннели в своих, в основном религиозных, целях. Конечно, древний метрополитен существенно отличался от современного. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными.
Но и сегодняшнее метро не менее загадочно. Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Кто объявляет остановки в вагонах? Куда из-под ног уходят ступени эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти и другие загадки метро мы попробуем разгадать вместе.
(Чтение рассказа учителем.)
— Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
Пошехонец — простодушный человек, совершающий анекдотические глупости.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Прочитайте рассказ самостоятельно. Подготовьтесь читать его по ролям. (Чтение по ролям.)
— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Докажите.
— Дайте определение: «Юмористическое произведение — это. » Юмор — понимание комического, умение видеть и показывать
Источник