Анализ произведения бывшие люди



Сочинение Анализ рассказа Бывшие люди Горького

Рассказ Максима Горького «Бывшие люди» показывает нам всю неприглядную подноготную российской глубинки, современной писателю. Мы видим окраину России, замызганную и погрязшую в произволе и нищете.

Герои этого рассказа – сплошь самые настоящие «бывшие люди», что и следует из названия. Нам не рассказывают во всех красках об их прошлом – герои не любят вспоминать о том, что было с ними в прошлой жизни. Тут никто никого ни о чём не расспрашивает – во-первых, всех в первую очередь волнует собственная горькая судьбина, во-вторых, здесь не принято слишком настойчиво расспрашивать о чём-либо – это может закончиться неприятностями.

В ночлежку, описанную в рассказе, просто так не приходят – всем её обитателям есть что скрывать. А податься некуда.

Для наиболее полного анализа этого произведения необходимо присмотреться к его персонажам – думаю, вы согласитесь, что, при всех своих различиях, они очень похожи в чём-то. И даже не в том, что все они оказались «за бортом». Вернее, не только в этом. А также в том, что, как часто бывает, «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». А «утопающие», что бы они ни заявляли, не слишком-то хотят спасаться.

Симцов Алексей Максимович. Прозвище «Кубарь». Бывший лесничий.

Мартьянов Лука Антонович. Прозвище «Конец». Бывший тюремный смотритель.

Павел Солнцев. Прозвище «Объедок». Бывший механик.

Кисельников. Прозвище «Полтора Тараса». Бывший каторжник.

Тарас. Бывший дьякон.

А также парень с прозвищем «Метеор», старик-тряпичник по прозванию Тяпа и многие другие, приходящие и уходящие.

«Элитой» среди «бывших людей» является Аристид Кувалда – управляющий ночлежки, когда-то ротмистр, дворянин и образованный человек. Теперь такой же «бывший», как и все обитатели этого пристанища для побитых жизнью. Тем не менее, наверное, по старой привычке он завёл себе «генеральный штаб» и носит, хоть и потасканную, но всё же настоящую офицерскую шинель.

Ещё один заметный персонаж рассказа – Учитель. В отличие от других героев произведения, мы не знаем его настоящего имени. Складывается впечатление, что его у Учителя и нет – настолько в глазах окружающих он слился с этим учительским образом. Можно заметить, что этот человек крайне талантлив – из него вышел бы неплохой писатель или большой журналист. Периодически, за какую-нибудь очень хорошую статью, он получает приличные деньги и намеревается уйти из ночлежки – начать новую жизнь. И даже уходит. И вот тут-то начинается самое интересное – вскоре он сам возвращается и всё пропивает. Очень хороший, но слабохарактерный человек. Да и не слишком-то он хочет начинать эту «новую» жизнь, что бы кто ни говорил. Как и они все.

Сочинение по произведению Бывшие люди

Рассказ Алексея Максимовича «Бывшие люди», написан был в 1897 году, о жизненных ситуациях людей.

Своим произведением поэт передает душевные переживания читателю о жизни «бывших людей». В его рассказе нет конкретной автобиографии героев, а также описание отдельных моментов из их жизни. Таким образом, автор дает понять, что его там не было, и он не как не связан с происходившими событиями.

В ранней творческой карьере, поэта была актуальна тема любви и романтики, и красота душевного мира человека, позднее с возрастом у него взгляды на жизнь резко поменялись, и он стал писать о реальных событиях, происходивших у него на глазах. Он не скрывая абсолютно всех своих эмоции, описывал, насколько человек может, себя опустить и растоптать свою личность. В своих персонажах видел только негативные черты и действия, поэтому он их и назвал бывшими людьми. Это те люди, которые вытягивают последние деньги и тратят на развлечения, такие как алкоголь и сигареты. Они не осознаю, того, что уже находятся на самом низу, и опускаться ниже не куда. Им кажется, что ведут вполне адекватный образ жизни, и не стремятся не чего менять.

Автор с некой злостью в строках описывает происходящие события, он как будто обозлен не только на поведение людей, но и на все окружающее его. Таких людей он называет слабыми и не приспособленными к нормальной жизни, так как у них не хватает силы воли начать жить по-другому намного лучшее. Поэтому автор не меняет своего мнения и считает их бывшими людьми, которые так и не смогут вернуться к нормальному образу жизни. Да осознавать это больно, досадно, но это правда жизни, которую нужно принять, и оглянутся вокруг. Такие люди находятся практически везде.

Своим произведением Алексей Максимович Горький, учит быть человеком, а не существом, текущим по течению и не находившем в себе сил для себя же, что бы выбраться из самого дна в люди. В строках данного произведения можно увидеть, что автор рекомендует не опускаться до уровня жизни его персонажей. Так как падшую жизнь своих героев он осуждает.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бывшие люди

Популярные сегодня темы

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета.

Главным героем произведения является молодой девятнадцатилетний лейтенант. Юноша прибывает в Брестскую крепость для того, чтобы пройти весь путь наравне с рядовыми солдатами

Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.

Читайте также:  Катаев квадратура круга анализ

Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком

Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.

Источник

Анализ очерка “Бывшие люди” Горького М. Ю

Очерк “Бывшие люди” был опубликован в 1897 г., и в его основу легли юношеские впечатления Горького, когда будущий писатель был вынужден жить в ночлежке на одной из окраинных улиц Казани с июня по октябрь 1885 г. Реальность впечатлений обусловливает жанровое своеобразие произведения: перед нами художественный очерк, где главным предметом изображения оказывается жизнь ночлежников, босяков, “бывших людей” на ее заключительном и, наверное, самом трагическом этапе. Очерковый жанр предполагает неразвитость сюжетных линий, отсутствие глубокого

Ноги босы”), а главное, характеристика его отношения к другим (“Потом к нему привыкли и перестали замечать его. А он жил среди них и все замечал”) дают нам основания увидеть в нем черты автобиографического героя, который, правда, дистанцирован от повествователя.
Ho главное, что определяет отличие “Бывших людей” от ранних рассказов, – это переход автора от романтической трактовки народного характера к реалистической.
Предметом изображения у Горького по-прежнему остаются образы людей из народа, но обращение к реалистической эстетике позволяет писателю значительно более рельефно показать противоречивость народного характера, контраст между сильными и слабыми, светлыми и темными его сторонами. Эта противоречивость и оказывается предметом исследования в очерке Горького.
Обращение к реализму знаменует и смену художественных средств постижения действительности.
Если романтический пейзаж в ранних рассказах Горького подчеркивал исключительность характеров героев, а красота и одухотворенность южной ночи, бескрайность вольной степи, ужас беспросветного леса могли служить фоном для раскрытия романтического героя, утверждающего свой идеал ценой собственной жизни, то теперь писатель обращается к реалистическому пейзажу. Он фиксирует антиэстетические его черты, уродливость городской окраины; бедность, неяркость, замутненность цветовой гаммы призваны создать ощущение захолустности и заброшенности среды обитания ночлежников: “Мутно-зеленые от старости стекла окон домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов. Посреди улицы ползет в гору извилистая колея, лавируя между глубоких рытвин, промытых дождями.

Кое-где лежат поросшие бурьяном кучи щебня и разного мусора”. Описание необитаемого дома купца Петунникова и ночлежки, расположившейся в бывшей кузнице, задают контекст типических обстоятельств, формирующих сознание героев.
Лишенный романтического ореола, каким он был окутан в первых рассказах Горького, характер босяка в “Бывших людях” предстал во всей своей жалкой беспомощности перед жизнью. Подход реалиста показал, что эти люди не могут противопоставить что-либо своей трагической судьбе, хотя бы романтического идеала свободы, как Макар Чудра, или же любви, как Изергиль. В отличие от героев-романтиков они не питают себя даже и романтической иллюзией.

Они не несут в себе некоего идеала, который мог бы быть противопоставлен действительности. Поэтому, даже чуть приподнявшись, сделав шаг из ночлежки, они возвращаются обратно, просто пропив заработанное вместе с Аристидом Кувалдой, бывшим интеллигентом, ныне нищим философом и хозяином их обители. Именно так происходит с учителем.
Горький далек от идеализации босячества. “Вообще русский босяк, – писал он в одном из писем, – явление более страшное, чем мне удалось сказать, страшен человек этот прежде всего и главнейше – невозмутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни”. Действительно, самое страшное обвинение, которое Горький предъявляет обитателям ночлежки, – полное безразличие к самим себе и пассивность в отношении к собственной судьбе. “Я… бывший человек, – гордо заявляет о себе Аристид Кувалда. – Мне теперь наплевать на все и на всех… и вся жизнь для меня – любовница, которая меня бросила, за что я презираю ее”.
Именно таким отношением к жизни, а не только социальным положением на ее “дне” объединены “бывшие люди”. Аристид Кувалда становится их идеологом, и его философски-беспомощные сентенции являют собой полное очертание идеологии, которую может создать ночлежка. “Бывший интеллигент, он обладает еще одной особенностью, – писал один из первых критиков очерка Л. Недолин, – умеет формулировать те настроения, которые гнездятся в головах рядовых босяков, не находя себе выражения” Осознавая бессмысленность полного самоотрицания (“Как бывший человек, я должен смирять в себе все чувства и мысли, когда-то мои… Ho чем же я и все вы – чем же вооружимся мы, если отбросим эти чувства?”), он, претендуя на роль философа ночлежки, осознает лишь смутную потребность в некой новой идеологии, артикулировать которую не в состоянии: “Нам нужно что-то другое, другие воззрения на жизнь, другие чувства… нам нужно что-то такое, новое… ибо и мы в жизни новость…”.
Ho если в драме Горького Лука может что-то противопоставить безразличию к собственному “я” Барона или Бубнова, то для “бывших людей” пессимизм и пассивность в отношении к жизни оказываются наиболее доступной философией.
“He все ли равно, что говорить и думать, – вопрошает Конец. – Нам недолго жить… мне сорок, тебе пятьдесят… моложе тридцати нет среди нас. И даже в двадцать дол го не проживешь такой жизнью”. Его смех, “скверный, разъедающий душу” и заразительный для его товарищей, оказывается единственно возможной эмоциональной реакцией на собственное положение в жизни, ниже которого уже нет. “Конец говорит, точно молотом бьет по головам:
– Все это глупости, – мечты, – ерунда!”
Это отчаяние особенно ненавистно Горькому, ценившему в человеке деяние, способность к собственному росту, внутренней, тяжелой, кропотливой работе самосовершенствования. Поэтому “непрерывно растущий человек” стал идеалом писателя. Отчаяние же порождает злобу, которая, не находя выхода, обрушивается на ближнего:
“И вдруг среди них вспыхивала зверская злоба, пробуждалось ожесточение людей загнанных, измученных своей суровой судьбой. Тогда они били друг друга; били жестоко, зверски; били и снова, помирившись, напивались, пропивая все… Так, в тупой злобе, в тоске, сжимавшей им сердца, в неведении исхода из этой подлой жизни, они проводили дни осени, ожидая еще более суровых дней зимы”.
Горький пытается понять, насколько велик личностный, социальный, общечеловеческий потенциал “бывших людей”, способны ли они, оказавшись в невыносимых социальных и бытовых условиях, сохранить некие нематериальные, духовные и душевные ценности, которые могли бы быть противопоставлены несправедливому к ним миру. Этот аспект проблематики очерка и обусловливает своеобразие конфликта.
Конфликт носит явно выраженный социальный характер: “бывшие люди” во главе с Аристидом Кувалдой раскрываются в противостоянии купцу Петунникову и его сыну, образованному, сильному, холодному и умному представителю второго поколения русской буржуазии.
Горького интересует не столько социальный аспект противостояния, сколько неготовность героев реально осмыслить свое положение, свои потребности, возможные перспективы. Их интересует не чужая земля, на которой Петунниковы построили дом, и даже не деньги, которые они рассчитывают получить. Это всего лишь стихийное проявление ненависти нищего пьяницы к богатому и работящему человеку. Горький характеризует так мироощущение “бывших” людей:
“Зло в глазах этих людей имело много привлекательного. Оно было единственным орудием по руке и по силе им. Каждый из них давно уже воспитал в себе полусознательное, смутное чувство острой неприязни ко всем людям сытым и одетым не в лохмотья, в каждом было это чувство в разных степенях его развития”.
Очерк Горького показывает полную бесперспективность подобной жизненной позиции. Полное отсутствие какого-либо творческого начала, активности, внутреннего роста, динамики самосовершенствования (качества, столь важные для Горького-художника и явленные в герое автобиографической трилогии, в романе “Мать”), неспособность противопоставить действительности что-либо, кроме злобы, с неизбежностью приводит на “дно” и обращает эту злобу против самих же “бывших” людей. Переживая свое поражение в конфликте, герои не могут его осмыслить иначе, чем в сентенции Кувалды: “Да, жизнь вся против нас, братцы мои, мерзавцы!

Читайте также:  Анализ крови кошек аст расшифровка

И даже когда плюнешь в рожу ближнего, плевок летит обратно в твои же глаза”.
Кажется, что Горький, встав на реалистические позиции, не в силах найти пути разрешения конфликта между высоким предназначением человека и трагической нереализованностью его в “бывших” людях. Его непреодолимость заставляет писателя в заключительном пейзаже вернуться к романтическому мироощущению и лишь в природе, в стихии увидеть начало, способное дать некий выход, найти разрешение неразрешимого:
“В серых, строгих тучах, сплошь покрывших небо, было что-то напряженное и неумолимое, точно они, собираясь разлиться ливнем, твердо решили смыть всю грязь с этой несчастной, измученной, печальной земли”.

Источник

«Бывшие люди» в пьесе Максима Горького «На дне»

В своем произведении «На дне», написанном в начале 20-го века, Максим Горький решил показать читателю жизнь «забытого» слоя населения российского общества. В основе пьесы лежит конфликт главных героев произведения с внешним миром. В рукописной версии это произведение так и называлось: «На дне жизни».

Действие пьесы начинается в одной из ночлежек, где собрались недовольные собой, окружающими, да и жизнью в целом люди. У каждого из них была своя история и своя трагедия, у каждого была своя причина, чтобы находится в ночлежке. Кто-то недавно вышел из тюрьмы (Сатин и Барон), кто-то бросил жену (Бубнов), кто-то просто спивался (Актер), кто-то просто не знал иной «хорошей» жизни (Настя). Все эти люди уже давно поняли, что жизнь «на дне» — это все, что им осталось, они свыклись с этой мыслью и бессмысленно продолжали прожигать свою жизнь.

Но были и такие, кто надеялся вновь подняться, вырваться в другой мир. Одним из таких был Клещ. Он свято верил, что если много работать, можно обеспечить себе «сытую» жизнь.

И вот, в один из дней, в ночлежке появился новый житель. Это был старик по имени Лука. Он был человеком, который дарил надежду на светлое будущее. Когда жена Клеща, Анна мучилась в предсмертной агонии, он успокоил ее, сказав ей, что все будет хорошо, нужно только поверить в это. Актеру он подарил надежду об избавлении от алкоголизма, рассказав о бесплатной лечебнице. Эта новость так окрылила последнего, что он целые сутки не пил и даже начал работать. Наталье с Пеплом он предложил поехать в Сибирь, где начать жить другой жизнью.

После всех этих слов герои пьесы понимают, что могут подняться со дна, обрести более лучшую жизнь. Но Горький спрашивает у нас: «Нужна ли им такая ложь?». Большинство рассказов Луки были его выдумкой, говорил он все это только для того, чтобы поддержать и как-то утешить героев произведения. Ответ на вопрос автора мы находим, читая произведение дальше.

Читайте также:  Где сдать анализ воды спб

Все надежны и мечты главных героев о лучшей жизни рушатся. Клещ был вынужден продать все свои инструменты, чтобы похоронить жену Анну, после чего остался без работы.

Актер, после разговора с Сатином о том, что нет никакой бесплатной лечебницы, сводит счеты с жизнью, Пепел, в одной из драк, убивает Костылева и, скорее всего, попадет за решетку.

Получается так, что старик Лука подтолкнул главных героев произведения еще глубже «на дно». Все они в который раз одержали поражение в бою за свою жизнь и свою свободу. Тут, как нельзя кстати, звучат слова Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Подводя итог в своей пьесе, Максим Горький делает вывод о том, что беды главных героев заключаются в их несвободе. Только свободный человек может бороться за лучшую жизнь, знать всю правду и не прикрываться искусной ложью о светлом будущем. Человек, который по-настоящему свободен, сможет побороть все трудности и преграды, вырвавшись из душной ночлежки.

Источник

«Бывшие люди» краткое содержание

«Бывшие люди» (1897), В основу этого произведения легли личные впечатления писателя, когда он вынужден был жить в ночлежке на одной из окраин Казани. В жанровом отношении это произведение можно назвать очерком, так как его отличает достоверность изображения, особое внимание к подробностям быта, отсутствие динамичного сюжета, подробные портретные характеристики. В этом произведении Горький уже по- иному оценивает тип босяка (романтический ореол отсутствует).

В первой части значительное место уделено описанию: сначала грязной, унылой, окраинной улицы (с кривыми стенами и перекошенными окнами домишки, «дырявые крыши», «мутно-зеленые от старости стекла окон», кучи щебня и разного мусора ), затем «выморочного дома купца Петунникова» (покривившегося, с выбитыми стеклами, со стенами, испещренными трещинами), где располагается «ночлежка». Сама ночлежка напоминает «длинную, мрачную нору», мало похожую на человеческое жилье. «От стен пахло дымом, от земляного пола — сыростью, от нар — гниющим тряпьем». От описания интерьера Горький переходит к подробным портретным характеристикам ночлежников. Возглавляет компанию.бывших людей», «генеральный штаб» Аристид Кувалда (бывший ротмистр, владелец ночлежки), «широкоплечий высокий человека лет пятидесяти, с рябым, опухшим от пьянства лицом », одетый в « грязную и рваную офицерскую шинель, в сальной фуражке с красным околышем». Далее следуют портретные характеристики других ночлежников. Это и Учитель, «высокий, сутулый, с длинным острым носом и лысым черепом»; и Алексей Максимович Симцов по прозвищу Кубарь (бывший лесничий), «толстый, как бочка», с белой густой бородой, с маленьким пунцовым носом и слезящимися циничными глазками», и Лука Антонович Мартьянов по прозвищу Конец (бывший тюремный смотритель), «мрачный, молчаливый, черный пьяница, и механик Павел Солнцев (он же Объедок), кривобокий чахоточный человек лет тридцати, и «высокий и костлявый, кривой на один глаз» Кисельников, бывший каторжник, прозванный Полтора Тараса, так как его неразлучный друг, бывший дьякон Тарас, был на полроста ниже его. Был тут и «нелепый», длинноволосый, «с глуповатой скуластой рожей» юноша, прозванный Метеором, и рядовые ночлежники из мужиков, например, старик-тряпичник Тяпа. Горький обращает внимание читателя на безразличие этих людей к жизни, к своей и чужой судьбе, на апатию, бессилие перед обстоятельствами и в то же время — на растущее в их душа озлобление: направленное против людей благополучных.

Недовольство бывших людей своей жизнью выливается во второй части очерка в открытый конфликт с купцом Петунниковым, Этот конфликт носит ярко выраженный социальный характер. Ротмистр, заметивший, что часть заводика Петунникова стоит на земле Вавилова, уговаривает трактирщика подать иск против купца. Аристидом Кувалдой движет вовсе не желание поживиться, а просто насолить ненавистному Иуде (так про себя называет Петунникова Кувалда). Но иск, суливший шестьсот рублей, оканчивается мировой. Сын Петунникова, образованный, деловой и жестокий человек, убеждает Вавилова забрать иск из суда, пригрозив вовсе закрыть питейное заведение трактирщика. Ночлежники понимают, что им придется оставить насиженное место, так как Петунников не простит им их проступка. И, действительно, Петунников требует немедленно «освободить «хибарочку», В довершение ко всему умирает ‘Учитель, и Аристида Кувалду обвиняют в его смерти. Сообщество ночлежников окончательно распадается, а Петунииков чувствует себя победителем. Горький уделяет большое внимание исследованию не только быта «бывших людей», но и их внутреннего мира, психологии. Он отмечает, что ночлежка порождает слабых людей, не способных к самореализации, к возрождению; людей, отрицающих все, даже собственную жизнь. Эта позиция (а идеологом ее выступает Аристид Кувалда) бесперспективна и разрушительна, в ней абсолютно отсутствует позитивное, созидательное начало. А недовольство, вызванное бессилием, порождает только злобу и отчаяние. По сути в очерке «Бывшие люди

Горький выносит приговор людям дна, бездействующим, бессильным, опустившимся, не способным к поступкам, к добрым человеческим чувствам (показателен в этом плане эпизод со смертью Учителя, когда у Кувалды, считавшего его своим другом, не нашлось даже человеческих слов). В рассказах босяцкого цикла отражены те социальные темы и проблемы, которые в дальнейшем найдут свое решение в пьесах Горького.

Источник