Проведение практикантами пробных уроков

Говоря о подготовке к пробному уроку, мы частично уже касались и проведения уроков студентами.

Урок– это радости и огорчения, сомнения и открытия. Урок – это совместная деятельность учителя и учащихся, сотворчество, совместный поиск истины.

Мастера педагогического труда достигают блестящих результатов именно потому, что они систематически повышают свой профессиональный уровень и заблаговременно продумывают и упорно изучают весь свой курс в целом, а затем уже заранее и тщательно готовятся к каждому уроку.

Молодому учителю, только что окончившему университет, с первых же дней его самостоятельной работы в школе придётся сразу давать несколько уроков подряд в один день, — да притом ещё в разных классах.

Введение студентов в многообразную жизнь школы, всестороннее изучение учащихся, лучшего опыта учителей и классных руководителей — всё это — только подготовка к основной части педагогической практики, к непосредственному проведению студентами пробных уроков и внеклассной работы.

На подготовку студентов к этой ответственной работе во время практики должно быть обращено серьёзное внимание как в университете до практики, так и в школе во время практики.

Методисты должны руководствоваться положением, что успех пробных уроков и надлежащее воспитание соответствующих умений и навыков учебной работы заключаются в своевременной и полноценной подготовке к ним студентов. Вот почему уделяется так много внимания этому вопросу.

При распределении уроков между студентами необходимо соблюдать определённую систему.

На художественно-графическом факультете в МПГУ установился такой порядок распределения пробных уроков:

На четвёртом курсе студенты дают уроки по разным темам программы, чтобы освоить их специфику и научиться проводить художественно-эстетическое воспитание на материале каждой темы. На пятом же курсе все уроки даются подряд, урок за уроком по одной теме. В последнем случае студент ставится в обычные условия работы учителя, к каковым его должны подготовить учебные занятия в университете и практика четвёртого курса.

Давая урок за уроком, студент 5 курса имеет возможность осваивать методику преподавания развития и воспитания на материале данной темы, видеть результаты своих предыдущих уроков, исправлять их дефекты и закреплять положительное.

До пробного урока каждый студент должен изучить учащихся класса и приобрести опыт личного общения и работы с ними.

Наличие опыта личного общения с учениками помогает студенту полноценнее провести самую ответственную часть практики — пробные уроки, более осознанно осваивать соответствующие умения и навыки, а также увереннее владеть собой на уроке.

Готовясь к пробному уроку, каждый студент должен определить его цель, составить план, тщательно изучить содержание. Заблаговременно написать конспект и провести осмысленную тренировку для овладения соответствующими умениями и навыками.

Исходя из этого, студенты в процессе подготовки к урокам должны ясно сформулировать цель каждого из них.

Цель пробного урока определяет его образовательно-воспитательное направление и отбор для него материала.

При неясной целевой установке сам студент не знает, какое же направление дать уроку, чего нужно достигнуть на уроке и что необходимо положить в основу отбора материала.

После того как цель урока определена, студент приступает к предварительному ознакомлению, планированию, детальному изучению и отбору материала, имея в виду его максимальное применение для усиления художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания на уроках.

Практика показывает, что студенты первое время как бы «утопают» в большом количестве материала, который они готовят к пробному уроку. Методисты по изобразительному искусству, преподаватели спецдисциплин проводят с ними соответствующие консультации и учат, как надо отбирать материал для урока. Студенты, готовясь к уроку, должны исходить из воспитательно-образовательного назначения своего предмета и учитывать возрастные особенности учащихся.

При этом методистам необходимо умело проводить консультации и осуществлять руководство подготовкой к уроку. Не снимая с себя ответственности, они должны постепенно развивать самостоятельность и инициативу студентов от урока к уроку и от курса к курсу.

Обычно, после того как студент осознает и изучит весь материал урока, он оформляет окончательный вариант конспекта.

В целях повышения качества конспекта и установления единства его формы, нами для студентов составлена следующая памятка.

Ход урока (излагается подробно, как стенограмма, по плану урока).

Конспект согласован (подпись преподавателя-методиста и учителя данного предметa, дата).

Примечания:

1. В конспект вносятся: содержание сообщаемого материала учащимся, выводы, правила, законы, все записи в тетрадях и на доске, использование наглядных пособий и учебников, вопросы к учащимся и предполагаемые ответы, задание на дом с указанием §, страниц и пр.

2. Конспект урока составляется на основе схемы «Наблюдение и анализ урока» (см. стр. 72).

3. В конспекте должно быть уделено особое внимание выполнению школьной программы на данном уроке.

4. В конспекте нужно показать, что данный урок как составная часть системы уроков является продолжением предыдущих уроков и базой для последующих.

5. Как в плане пробного урока, так и в его конспекте, должна проявляться педагогически целесообразная инициатива студента направленная на борьбу с шаблоном.

6. Первый вариант конспекта представляется групповому руководителю-методисту за 3-4 дня до пробного урока.

7. Без проверки конспекта пробного урока учителем и групповым руководителем-методистом, без представления конспекта в окончательно отредактированном виде за два дня до пробного урока и письменного его утверждения методистом студент к проведению пробного урока не допускается.

Затем студент проводит тренировку: овладевает методом изложения нового материала, рисованием на доске, и тому подобными навыками, необходимыми ему для урока.

В процессе пробных уроков каждый студент должен овладевать соответствующими умениями и навыками преподавания изобразительного искусства.

Класс приветствует входящего учителя вставанием. Вставать учащиеся должны быстро, легко и бесшумно, стоять — свободно, но прямо, лицом к входящему учителю. Не сразу дается учащимся процедура приветствия, поэтому полезно потренировать их в этом. Заметив недостатки, учитель тут же поправляет учащихся, настойчиво добиваясь безукоризненной отработки всей процедуры. Она заканчивается приветствием учителя: «Здравствуйте!» Ответного приветствия учащихся не требуется. «Садитесь!» Садиться дети должны тоже быстро, легко и бесшумно. И за этим надо проследить учителю, и в этом потренировать. Привычка правильно приветствовать учителя вырабатывается в младших классах, в начале учебного года.

Смущаться тем, что это требует времени, не следует: дети очень восприимчивы и быстро схватывают все необходимые приемы, так что уже через короткий срок вся процедура приветствия будет проводиться очень быстро. Зато необходимые навыки и привычки, весьма важные в школьном общежитии, будут прочно заложены.

Учитель заинтересован, чтобы каждый ученик по его предмету успевал. А так как усвоение учащимися знаний происходит, прежде всего, на уроке, для учителя важно каждый раз знать, все ли дети сегодня присутствуют. Если кто-то отсутствует, значит, для него создалась угроза отставания, и учителю необходимо принять какие-то срочные меры, чтобы предупредить это отставание. А принять меры можно, только зная, по какой причине ученик не явился.

Отсюда две задачи проверки отсутствующих: установить, кто именно отсутствует и по какой причине отсутствует. То и другое докладывает дежурный устно или специальной запиской, которая кладется на стол учителя.

Если немедленное выяснение причины отсутствия ученика оказалось почему-либо невозможным, учитель не задерживается на этом, отложив его на внеурочное время.

В процессе проверки отсутствующих учителю следует каждый раз живейшим образом интересоваться состоянием тех, кто длительное время отсутствует из-за болезни или несчастных случаев в семье, передавать через товарищей сочувствие и привет от себя и от класса, словом, не упускать случая морально поддержать ребенка, которого постигло несчастье или горе, и этим помочь быстрее справиться с ним.

Классное помещение есть рабочее место класса и совсем небезразлично, в каком оно состоянии. Классное помещение тоже воспитывает. Если оно удобное для работы, светлое, чистое, уютное, радует глаз порядком и красотой, то и воспитывается любовь к чистоте, порядку, красоте, воспитывается уважение к своей рабочей обстановке и даже навыки дисциплинированного поведения. В такой обстановке хочется и приятно работать.

Самое главное в достижении сознательной дисциплины – это атмосфера доверия и раскованности, подлинного демократизма на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка увлечение совместным трудом. Очень помогает система индивидуальных заданий для тех, у кого учебный материал вызывает затруднения, кому нужно сосредоточиться, быть внимательным.

С целью воспитания сознательной дисциплины школьников в процессе обучения изобразительному искусству рекомендуем воспользоваться следующими советами.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.

3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонними делами.

6. Мотивируйте оценки знаний и практических умений, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит.[11]

Выделим основные вопросы преподавания изобразительного искусства:

1) осуществление на уроке руководящей роли учителя в учебно-воспитательном процессе;

2) выполнение цели, задач и плана урока, как основной формы организации учебной работы учащихся;

3) применение знаний, умений и навыков по специальным, смежным и педагогическим дисциплинам; овладение методами преподавания изобразительного искусства с практическим осуществлением общепедагогических и дидактических принципов и правил процесса воспитывающего обучения;

4) управление собой и классом;

5) самостоятельное и свободное проведение урока без конспекта;

Читайте также:  Анализ любовь моя фет

6) овладение студентом культурой речи.

С предварительной организацией класса на работу начинается урок любого типа, на любую тему и в любом классе.

Она имеет задачей создать нормальную внешнюю обстановку для работы, а затем психологически настроить учащихся к предстоящему занятию.

Молодые учителя часто недооценивают значения предварительной организации класса, сводя его к формально проводимому «организационному моменту». В этом случае вся организация заключается в том, что учитель, войдя в класс, приветствует учащихся, затем справляется у дежурного об отсутствующих и немедленно приступает к проверке знаний.

Ясно, что при таком положении нормальная работа на уроке может быть обеспечена только в том случае, если у учащихся уже сложилась система привычек: самостоятельно, достаточно быстро и правильно организоваться к работе.

Но так же ясно, что навыки и привычки такой самоорганизации не приходят сами собой, в порядке самотека, а являются плодом планомерных, кропотливых и систематических усилий учителя, терпеливо и настойчиво проводимых изо дня в день, из класса в класс.

Источник



Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Анализ урока (для студента-практиканта)

Анализ урока (для студента-практиканта)
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика

Важнейшей частью педагогической практики являются пробные и зачетные уроки студентов. Однако, проведение урока студентом-практикантом, без должного анализа и оценки со стороны методиста на первых порах недостаточно. Тщательно проведенный и научно обоснованный анализ позволяет всесторонне осветить ход урока, отметить его положительные и отрицательные стороны, помочь студенту осмыслить все моменты своей работы над уроком, ликвидировать допущенные ошибки и закрепить достигнутые ими успехи.
Анализ урока важен как для студента, проводившего урок, так и для всей группы студентов-практикантов.

Обсуждение урока обычно начинается с выступления практиканта, проводившего урок. Он сообщает о подготовке к нему, о возникших при этом трудностях и их преодолении. Практикант рассказывает о выполнении учебной задачи, намеченной для каждого этапа урока, объяснении материала и восприятии его учащимися, использовании намеченных методов и приемов работы, а также о том, насколько они оказались эффективными. Студент дает оценку достижения цели урока и отвечает на вопросы присутствующих.
После самоанализа урока студентом урок обсуждают присутствующие студенты и учитель.
После этого студенту-практиканту предоставляется заключительное слово. Подводит итог урока и оценивает его методист.
При анализе урока методистом и студентами-практикантами (см. схему анализа урока) важное внимание уделяется содержанию урока, знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. От содержания урока зависит осуществление образовательных и воспитательных задач обучения, обуславливается развитие мировоззрения учащихся, формирование личности и характера. Поэтому при анализе урока в первую очередь необходимо рассмотреть, насколько выдержано было его содержание с методической точки зрения, не было ли погрешности в отношении научности сообщенных сведений, не нарушалось ли систематичность и доступность их изложения.
Содержание урока тесно связано с методами обучения. Поэтому, анализируя его, необходимо установить, как применяемые методы способствовали усвоению знаний учащимися, обеспечивали их самостоятельную работу на уроке, поддерживали внимание учащихся, заинтересовывали их, содействовали формированию умений и навыков.
Анализируя урок, следует обратить внимание на разнообразие форм и методов проверки знаний учащихся (индивидуальный опрос у доски, фронтальная проверка, уплотненный опрос, тестовые задания и т.д.), целесообразность их применения на разных этапах урока. Необходимо также установить, содействовал ли контроль выявлению уровня знаний учащихся, вскрывал ли он допущенные ошибки, помогал ли учащимся осмыслить их и исправить. В отношении оценок следует установить, правильно ли были оценены знания учащихся, как были оформлены оценки в журнале.
Нельзя упускать из виду и такой момент, как задание на дом, его место в общей структуре урока, как оно предлагалось учащимся, как осуществлялся инструктаж учащихся о способах и порядке выполнения домашнего задания.
Следует особо отметить, насколько внимательны, и заинтересованы были учащиеся на уроке, их прилежание и дисциплинированность. При этом необходимо не только констатировать то или иное отношение учащихся к работе на уроке, но и вскрыть, какими приемами и средствами практикант старался удержать внимание учащихся на должном уровне, заинтересовать их работой, поддержать необходимую активность. Надо остановиться на фактах нарушения дисциплины и вскрыть их причины (возможно, виноват сам практикант вследствие неподготовленности к уроку, нетактичного поведения или же нарушение было вызвано другими причинами).
При анализе урока необходимо оценить умение практиканта держаться на уроке, правильно реагировать на различные педагогические ситуации, организовать работу класса, создавать нужную рабочую обстановку, не упускать из поля зрения отдельных учащихся, и наоборот, не забывать о классе, занимаясь с отдельным учеником у доски или стола. Надо особо отметить методические приемы, применяемые практикантом с целью повышения активности учащихся, умение дать установки на их предстоящую работу, поднять интерес и внимание, стимулировать на самостоятельное и творческое применение знаний, улучшить дисциплину и успеваемость.
Следует отметить также темп работы, общий характер поведения практиканта на уроке (поза, манеры, жесты, живость, решительность или, наоборот, медлительность, вялость, безучастность). Важно также проявление педагогического такта по отношению к учащимся, вдумчивость, аккуратность, находчивость, а также характер его речи и общую культуру поведения.
В заключение анализа должны быть сделаны соответствующие выводы и предложения. Практиканту необходимо дать конкретные, обоснованные указания, как закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока, избежать в дальнейшем его отрицательных сторон.

Примерная схема анализа урока

I. Готовность к уроку
1. Знание учителем требований программы. Правильность определения цели и задач урока.
2. Свобода ориентации учителя в содержании урока (новый материал и повторение по учебнику, межпредметные связи, дополнительный материал). Знание наизусть всего, что учитель требует от учащихся.
3. Целесообразность намеченной структуры и методики проведения урока. Учет особенностей проведения современного урока.
4. Наличие и характер поурочного плана. Степень его использования на уроке.
5. Готовность класса к уроку (наличие и размещение учебного оборудования, рабочее место учителя и учащихся, порядок в классе, готовность учащихся к работе).

Проведение урока

1.Сообщение темы урока. Постановка цели. Мотивация учения.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (полетное повторение, индивидуальный устный опрос).
3.Соответствие содержания учебного материала на уроке программе и цели урока. Доступность материала для учащихся. Соотношение материала учебника и дополнительного материала.
4. Работа с элементами знаний на уроке: соотношение фактов и обобщений, работа с терминами, формирование понятий, четкость и точность определений понятий и формулировок законов.
5. Руководство умственной деятельностью учащихся: обучение приемам умственной деятельности, выделение главного, установление причинно-следственных связей, проблемность в обучении, решение познавательных задач, преобразование информации.
6. Использование возможностей урока для воспитания учащихся: превращение знаний в убеждения, формирование экологической культуры, связь с жизнью, межпредметные связи, формирование интереса к предмету, эстетические впечатления и т. п.
7. Наличие и характер использования средств обучения. Записи и зарисовки на классной доске и в тетрадях учащихся. Организация работы с учебником.
8. Соответствие избранных учителем методов и приемов обучения содержанию изучаемого материала и возрастным особенностям учащихся. Наличие и характер приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Организация самостоятельной работы.
9. Наличие на уроке полного цикла познавательной деятельности учащихся. Возможности его осуществления в полном объеме на данном уроке.
10. Установление эффективной обратной связи со всеми учащимися. Контроль, коррекция и оценка знаний. Ошибки в ответах учащихся и их причины. Комментарии учителя к ответам.
11. Оптимальность домашних заданий и эффективность их доведения до учащихся.
12. Рациональность использования учебного времени на уроке. Распределение времени по отдельным этапам урока.
13. Поддержание учителем трудовой дисциплины на уроке. Соблюдение правил техники безопасности.
14. Педагогический такт и внешний вид учителя. Качество его речи (темп, дикция, образность, эмоциональность и др.). Учет индивидуальных особенностей учащихся.
15. Результативность урока. Выполнение плана. Наличие выводов по уроку и их соответствие цели урока.
Общие впечатления от урока. Что следует позаимствовать из работы учителя. От чего следует избавиться.

Источник: Педагогическая практика студентов предвыпускного и выпускного курсов. Программа и методические рекомендации для студентов биологического факультета, групповых руководителей практик, методистов и учителей школ. Витебск. ВГУ. – 2001. – 39 с.

Источник

Анализ урока в контексте педагогической практики студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока в контексте педагогической практики студентов»

Е.Н. Лебедева

В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.

В процессе профессионального становления учителя в рамках педагогической практики, большую роль играет качественный анализ урока. Рассмотрим содержание понятия «анализ».

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод научного исследования, стоящий в мысленном или фактическом расчленении целого на составляющие элементы.

Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей предмета. 1

Анализ урока – разбор и оценка учебного занятия в целом и отдельных его сторон, один из видов методической работы учителя, в педагогических учебных заведениях используется как метод обучения студентов педагогическому мастерству. 2

Какие же аспекты урока мы должны анализировать в первую очередь, какие из многочисленных схем анализа урока предпочесть?

На наш взгляд, наиболее удобна в работе с учителями стажерами в контексте педагогической практики схема анализа урока, которую предлагает В. Меньшиков, директор межшкольного учебного комбината города Ливны Орловской области. 3 Эта схема включает в себя следующие разделы:

Структурно-временной анализ урока.

Самоанализ и самооценка урока.

Комплексный анализ урока.

Структурно-временной анализ урока служит для овладения педагогическими навыками рационального распределения времени урока. Результатом неверного распределения времени при подготовке к уроку является невыполнение плана урока, скомканное окончание урока, нехватка времени на обобщение и рефлексию. Вследствие такой ситуации учитель не имеет четкого представления о том, какие знания дети получили на уроке, что усвоено прочно, что не усвоено совсем, что легко, а что вызывает трудности у учащихся. Как в дальнейшем ему самому следует планировать распределение времени на уроке, что необходимо корректировать в продолжительность различных этапов следующего урока, чтобы обеспечить оптимальное качество процесса обучения?

Самоанализ и самооценка урока. Учитель-стажер дает краткую характеристику целям и задачам урока, а после проведения урока анализирует результаты своей педагогической деятельности, чтобы осознать причины успехов и неудач. Студенту подчас трудно оценить свою работу, а главное понять причины неудач и наметить пути решения своих проблем. В этой работе значение мудрого педагога-наставника трудно переоценить. Важную роль в деятельности любого учителя является умение сформулировать и осознать цель урока. Студент-стажер, начиная готовить самостоятельно фрагмент урока или целый урок, затрудняется ответить на вопрос: «Какова цель вашего урока? Какие задачи вы ставите перед собой для достижения поставленной цели? Какое место вы отводите данному уроку в цепочке уроков в рамках изучаемой темы? Как будет организованна учебная работа на уроке? Какие технологии, методы и приемы вы отобрали для работы на уроке?»

Содержание комплексного анализа урока может быть разным, но традиционно выделяют следующие его направления:

Анализ выполняемых учителем рабочих задач:

Как учитываются т отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя?

Насколько полно достигнута цель и задачи, поставленные учителем-стажером перед собой?

Насколько удачно сочетались содержание и методы обучения?

В какой мере активизировалась познавательная деятельность учащихся на разных этапах урока?

Что стимулировало интеллектуальную активность учащихся?

Как осуществлялась связь теоретических знаний с практическим выполнением заданий?

Насколько объективно оценивался вклад каждого участника урока?

Насколько целесообразно использование технических средств обучения на уроке?

Как учитывались и использовались учителем-стажером возрастные и индивидуальные особенности школьников?

Анализ воспитательного и эмоционального воздействия урока.

Как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, школы, класса?

Что на уроке способствовало эмоциональной окраске материала урока, формированию гражданской позиции?

Какой характер носили взаимоотношения между учащимися класса в процессе работы, между учителем и учащимися?

Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя.

— Каким образом проявились способности, особенности личности в деятельности учителя:

— в умении «видеть» класс, мотивировать и активизировать труд учащихся;

— в умении определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;

— в умении оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;

— в умении быстро корректировать ход урока;

— в умении следовать законам педагогической этики;

— в соответствии внешнего вида учителя профессиональному dress-code.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке может быть произведен по следующим направлениям:

Реализация результатов предшествующей учебной деятельности школьников, достигнутых на предыдущих занятиях.

Определение уровня работоспособности учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно и в группах, оказывать помощь товарищу, проявить пытливость, демонстрировать устойчивость интереса).

Умение школьников применить теорию в практической деятельности.

В. Сухомлинский обращал внимание на «ключевые умения учителя, которые позволяют сделать его работу наиболее эффективной. Это умение провести через все уроки темы главную идею изучаемого материала, умение в течение всех уроков в рамках темы повторять основные, ведущие вопросы материала, отбирая наиболее эффективные методы работы». 4

Урок спланирован, проведен, проанализирован, все учтено, выполнено. Однако осталось чувство внутреннего неудовлетворения. Как выявит причину? Как организовать методическую работу студента творчески и конструктивно, акцентируя удачи, выявляя недостатки в конструировании и проведении урока.

Мы предлагаем следующую организации работы студента в процессе анализа урока. Часто на стажерскую практику к одному учителю выходит несколько студентов, иногда они присутствую на уроках друг друга. Распределяем «роли»: «учитель» — проводит урок, «коллега», «администратор», «учащиеся» обсуждают», анализируют урок.

«Учитель» выполняет самоанализ и структурно-временной анализ урока.

«Коллега» отвечает на следующие вопросы:

насколько точно и грамотно сформулирована тема урока (даже если она не объявляется учащимся, учитель все равно выделяет ее для себя);

как коррелируются тема урока и цели и задачи. Которые стоят перед учителем и учащимися на уроке;

насколько технологии, применяемые на уроке, способствуют достижения целей учителем и учениками;

каково общее впечатление от урока (атмосфера, манера поведения учителя и стиль его общения с учениками, интересен ли был урок);

как была организованна деятельность учащихся на уроке, все ли дети были вовлечены в учебный процесс;

удалась ли рефлексия в конце урока;

какие сильные стороны или «находки» учителя хотелось бы позаимствовать;

что необходимо скорректировать к следующему уроку.

«Администратор» выполняет комплексный анализ урока по предложенной конструкции

«Ученики» стараются ответить на следующие вопросы:

понравился ли урок в целом;

время урока прошло не заметно или тянулось долго;

насколько сложными и интересными были задания;

были вы заняты в течение всего урока или было время пообщаться с соседом по парте;

узнали ли вы что-то новое, что хотелось бы рассказать дома родителям или друзьям;

какие эмоции и чувства вы испытали на уроке.

Наибольший практический результат дает анализ урока именно с точки зрения учащегося. Учитель-стажер, а зачастую и работающий учитель, редко задают себе необходимые вопросы: «Как чувствует себя ребенок на уроке, как он воспринимает материал? Насколько комфортно для него распределение времени во время урока? Почему дети перестают работать во время урока и начинают отвлекаться? Как настрой самого учителя и его эмоциональное состояние влияет на качество проведения урока.»

Анализ урока в условиях деловой игры проходят не формально, студенты –стажеры высказываются более непосредственно, свободно, эмоционально. Замечания воспринимаются как стимул к дальнейшему творчеству, плодотворной работе, приходит осознание того, что анализ урока –не столько оценка работы учителя на уровне «плохо», «хорошо», сколько поиск творческих решений, постановка новых целей и задач.

Содержание и формы анализа урока всегда должны служить задачам развития, задачам включения учителя в режим творчества. В Сухомлинский считал: «Подлинному педагогическому творчеству свойственны черты исследования, творческого обобщения своего труда». 5 Он отмечал, что умение анализировать урок – одно из ключевых умений учителя, которое может служить основой его педагогической характеристики.

1  Современный толковый словарь русского языка // С.М. Сгорская.-СПб.,2001.С.942

2  Педагогическая энциклопедия //И.А. Карпов, Ф.Н. Петров.-М.: Советская энциклопедия, 1964.С. 830.

3  Электронный ресурс:http.direktor/ru(24.02.2018)

4  Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Учитель. Серия «Управление образованием».-Псков. 1996.С.440.

5  Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.,1973.С.28.

Источник

Проведение практикантами пробных уроков

Говоря о подготовке к пробному уроку, мы частично уже касались и проведения уроков студентами.

Урок– это радости и огорчения, сомнения и открытия. Урок – это совместная деятельность учителя и учащихся, сотворчество, совместный поиск истины.

Мастера педагогического труда достигают блестящих результатов именно потому, что они систематически повышают свой профессиональный уровень и заблаговременно продумывают и упорно изучают весь свой курс в целом, а затем уже заранее и тщательно готовятся к каждому уроку.

Молодому учителю, только что окончившему университет, с первых же дней его самостоятельной работы в школе придётся сразу давать несколько уроков подряд в один день, — да притом ещё в разных классах.

Введение студентов в многообразную жизнь школы, всестороннее изучение учащихся, лучшего опыта учителей и классных руководителей — всё это — только подготовка к основной части педагогической практики, к непосредственному проведению студентами пробных уроков и внеклассной работы.

На подготовку студентов к этой ответственной работе во время практики должно быть обращено серьёзное внимание как в университете до практики, так и в школе во время практики.

Методисты должны руководствоваться положением, что успех пробных уроков и надлежащее воспитание соответствующих умений и навыков учебной работы заключаются в своевременной и полноценной подготовке к ним студентов. Вот почему уделяется так много внимания этому вопросу.

При распределении уроков между студентами необходимо соблюдать определённую систему.

На художественно-графическом факультете в МПГУ установился такой порядок распределения пробных уроков:

На четвёртом курсе студенты дают уроки по разным темам программы, чтобы освоить их специфику и научиться проводить художественно-эстетическое воспитание на материале каждой темы. На пятом же курсе все уроки даются подряд, урок за уроком по одной теме. В последнем случае студент ставится в обычные условия работы учителя, к каковым его должны подготовить учебные занятия в университете и практика четвёртого курса.

Давая урок за уроком, студент 5 курса имеет возможность осваивать методику преподавания развития и воспитания на материале данной темы, видеть результаты своих предыдущих уроков, исправлять их дефекты и закреплять положительное.

До пробного урока каждый студент должен изучить учащихся класса и приобрести опыт личного общения и работы с ними.

Наличие опыта личного общения с учениками помогает студенту полноценнее провести самую ответственную часть практики — пробные уроки, более осознанно осваивать соответствующие умения и навыки, а также увереннее владеть собой на уроке.

Готовясь к пробному уроку, каждый студент должен определить его цель, составить план, тщательно изучить содержание. Заблаговременно написать конспект и провести осмысленную тренировку для овладения соответствующими умениями и навыками.

Исходя из этого, студенты в процессе подготовки к урокам должны ясно сформулировать цель каждого из них.

Цель пробного урока определяет его образовательно-воспитательное направление и отбор для него материала.

При неясной целевой установке сам студент не знает, какое же направление дать уроку, чего нужно достигнуть на уроке и что необходимо положить в основу отбора материала.

После того как цель урока определена, студент приступает к предварительному ознакомлению, планированию, детальному изучению и отбору материала, имея в виду его максимальное применение для усиления художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания на уроках.

Практика показывает, что студенты первое время как бы «утопают» в большом количестве материала, который они готовят к пробному уроку. Методисты по изобразительному искусству, преподаватели спецдисциплин проводят с ними соответствующие консультации и учат, как надо отбирать материал для урока. Студенты, готовясь к уроку, должны исходить из воспитательно-образовательного назначения своего предмета и учитывать возрастные особенности учащихся.

При этом методистам необходимо умело проводить консультации и осуществлять руководство подготовкой к уроку. Не снимая с себя ответственности, они должны постепенно развивать самостоятельность и инициативу студентов от урока к уроку и от курса к курсу.

Обычно, после того как студент осознает и изучит весь материал урока, он оформляет окончательный вариант конспекта.

В целях повышения качества конспекта и установления единства его формы, нами для студентов составлена следующая памятка.

Ход урока (излагается подробно, как стенограмма, по плану урока).

Конспект согласован (подпись преподавателя-методиста и учителя данного предметa, дата).

Примечания:

1. В конспект вносятся: содержание сообщаемого материала учащимся, выводы, правила, законы, все записи в тетрадях и на доске, использование наглядных пособий и учебников, вопросы к учащимся и предполагаемые ответы, задание на дом с указанием §, страниц и пр.

2. Конспект урока составляется на основе схемы «Наблюдение и анализ урока» (см. стр. 72).

3. В конспекте должно быть уделено особое внимание выполнению школьной программы на данном уроке.

4. В конспекте нужно показать, что данный урок как составная часть системы уроков является продолжением предыдущих уроков и базой для последующих.

5. Как в плане пробного урока, так и в его конспекте, должна проявляться педагогически целесообразная инициатива студента направленная на борьбу с шаблоном.

6. Первый вариант конспекта представляется групповому руководителю-методисту за 3-4 дня до пробного урока.

7. Без проверки конспекта пробного урока учителем и групповым руководителем-методистом, без представления конспекта в окончательно отредактированном виде за два дня до пробного урока и письменного его утверждения методистом студент к проведению пробного урока не допускается.

Затем студент проводит тренировку: овладевает методом изложения нового материала, рисованием на доске, и тому подобными навыками, необходимыми ему для урока.

В процессе пробных уроков каждый студент должен овладевать соответствующими умениями и навыками преподавания изобразительного искусства.

Класс приветствует входящего учителя вставанием. Вставать учащиеся должны быстро, легко и бесшумно, стоять — свободно, но прямо, лицом к входящему учителю. Не сразу дается учащимся процедура приветствия, поэтому полезно потренировать их в этом. Заметив недостатки, учитель тут же поправляет учащихся, настойчиво добиваясь безукоризненной отработки всей процедуры. Она заканчивается приветствием учителя: «Здравствуйте!» Ответного приветствия учащихся не требуется. «Садитесь!» Садиться дети должны тоже быстро, легко и бесшумно. И за этим надо проследить учителю, и в этом потренировать. Привычка правильно приветствовать учителя вырабатывается в младших классах, в начале учебного года.

Смущаться тем, что это требует времени, не следует: дети очень восприимчивы и быстро схватывают все необходимые приемы, так что уже через короткий срок вся процедура приветствия будет проводиться очень быстро. Зато необходимые навыки и привычки, весьма важные в школьном общежитии, будут прочно заложены.

Учитель заинтересован, чтобы каждый ученик по его предмету успевал. А так как усвоение учащимися знаний происходит, прежде всего, на уроке, для учителя важно каждый раз знать, все ли дети сегодня присутствуют. Если кто-то отсутствует, значит, для него создалась угроза отставания, и учителю необходимо принять какие-то срочные меры, чтобы предупредить это отставание. А принять меры можно, только зная, по какой причине ученик не явился.

Отсюда две задачи проверки отсутствующих: установить, кто именно отсутствует и по какой причине отсутствует. То и другое докладывает дежурный устно или специальной запиской, которая кладется на стол учителя.

Если немедленное выяснение причины отсутствия ученика оказалось почему-либо невозможным, учитель не задерживается на этом, отложив его на внеурочное время.

В процессе проверки отсутствующих учителю следует каждый раз живейшим образом интересоваться состоянием тех, кто длительное время отсутствует из-за болезни или несчастных случаев в семье, передавать через товарищей сочувствие и привет от себя и от класса, словом, не упускать случая морально поддержать ребенка, которого постигло несчастье или горе, и этим помочь быстрее справиться с ним.

Классное помещение есть рабочее место класса и совсем небезразлично, в каком оно состоянии. Классное помещение тоже воспитывает. Если оно удобное для работы, светлое, чистое, уютное, радует глаз порядком и красотой, то и воспитывается любовь к чистоте, порядку, красоте, воспитывается уважение к своей рабочей обстановке и даже навыки дисциплинированного поведения. В такой обстановке хочется и приятно работать.

Самое главное в достижении сознательной дисциплины – это атмосфера доверия и раскованности, подлинного демократизма на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка увлечение совместным трудом. Очень помогает система индивидуальных заданий для тех, у кого учебный материал вызывает затруднения, кому нужно сосредоточиться, быть внимательным.

С целью воспитания сознательной дисциплины школьников в процессе обучения изобразительному искусству рекомендуем воспользоваться следующими советами.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.

3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонними делами.

6. Мотивируйте оценки знаний и практических умений, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит.[11]

Выделим основные вопросы преподавания изобразительного искусства:

1) осуществление на уроке руководящей роли учителя в учебно-воспитательном процессе;

2) выполнение цели, задач и плана урока, как основной формы организации учебной работы учащихся;

3) применение знаний, умений и навыков по специальным, смежным и педагогическим дисциплинам; овладение методами преподавания изобразительного искусства с практическим осуществлением общепедагогических и дидактических принципов и правил процесса воспитывающего обучения;

4) управление собой и классом;

5) самостоятельное и свободное проведение урока без конспекта;

6) овладение студентом культурой речи.

С предварительной организацией класса на работу начинается урок любого типа, на любую тему и в любом классе.

Она имеет задачей создать нормальную внешнюю обстановку для работы, а затем психологически настроить учащихся к предстоящему занятию.

Молодые учителя часто недооценивают значения предварительной организации класса, сводя его к формально проводимому «организационному моменту». В этом случае вся организация заключается в том, что учитель, войдя в класс, приветствует учащихся, затем справляется у дежурного об отсутствующих и немедленно приступает к проверке знаний.

Ясно, что при таком положении нормальная работа на уроке может быть обеспечена только в том случае, если у учащихся уже сложилась система привычек: самостоятельно, достаточно быстро и правильно организоваться к работе.

Но так же ясно, что навыки и привычки такой самоорганизации не приходят сами собой, в порядке самотека, а являются плодом планомерных, кропотливых и систематических усилий учителя, терпеливо и настойчиво проводимых изо дня в день, из класса в класс.

Источник

Анализ урока в рамках педагогической практики студента
методическая разработка по географии на тему

Степура Любовь Николаевна

Цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении как об одном из элементов погоды.

Образовательные: сформировать представление о способах определения атмосферного давления и закономерностях его изменения.

Воспитательные: продолжить формирование положительного отношения к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию, речь учащихся, формировать умение концентрировать внимание, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, работать с барометром — анероидом.

Тип урока: изучение нового материала (4-й урок в теме «Атмосфера»).

Форма урока: комбинированный.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристическая беседа).

Учебно – наглядный комплекс:

1.Начальный курс географии: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.П . Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009.

2. Атласы. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа «ДиК», 2012.

4. Индивидуальные календари наблюдения за погодой.

6. Интерактивная доска.

7. Мультимедиа презентация «Атмосферное давление».

Основные этапы урока:

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

5. Домашнее задание.

Данный урок традиционный по форме — комбинированный.

Студентка-практикантка Ермоленко М.А. ответственно спланировала ход урока, цель которого приобретение новых знаний и развитие новых умений . Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса.

Для определения темы и цели урока использовалась эвристическая беседа. Проверка домашнего задания была проведена в форме самостоятельной работы по теме «Температура воздуха». Первая часть работы включала тестовые задания (проверка знаний), вторая — расчеты средней суточной температуры воздуха и годовой амплитуды воздуха (проверка умений).

Важную роль в изучении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке сыграло применение компьютерных технологий. Учитель использовал собственную мультимедиа- презентацию, чтобы привлечь внимание учеников и акцентировать его на наиболее значимых моментах изучаемой темы. Также в ходе усвоения нового материала учитель организовал работу обучающихся с учебником и словарем.

На этапе закрепления материала проведение фронтальной беседы сконцентрировало внимание детей и одновременно поддержало их интерес к изученной теме. Организованно и доступно было дано домашнее задание.

Психологический климат на уроке благоприятный, можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, учитель поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока.

Выводы: Учителем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели. Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, применение ИКТ – технологии способствовало повышению эффективности и качества обучения на данном уроке. Урок уложен в запланированное время. Учителем создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.

Источник

Adblock
detector