Анализ повести тамань герой нашего времени
С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».
О чем глава?
В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.
Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».
Главные герои и их характеристика
Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.
- Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
- Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
- Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.
Темы и проблемы
Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:
- Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
- Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
- Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
- Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.
Основная идея
Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.
В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.
Значение главы в контексте романа
«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.
Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.
Источник
Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято.
Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”) и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные
Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее.
Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.
В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из “Тамани” мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер.
В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – “достать ключ этой загадки”. В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: “Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны”.
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: “Мне стало грустно.
И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!”
Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование… “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. ” – с горькой иронией думает Печорин.
В “Тамани” мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: “Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…” Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого “везде дорога, где только ветер дует и море шумит”.
Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки “вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож”.
Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: “Я зашел в хату, – две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер”.
В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.
В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро.
Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, “что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь”.
“Тамань”, в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию.
Таким образом, “Тамань” является важной частью романа “Герой нашего времени”, она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.
Источник
Анализ главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Герой нашего времени
Глава «Тамань» является началом приключений Григория Печорина на Кавказе. Глава является одновременно и отдельной повестью, и составной частью романа в целом. В ней происходит знакомство с дневниками главного героя, что раскрывает его внутренний мир, переживания и терзания. Анализ главы «Тамань» в «Герое нашего времени» поможет понять мотивацию поступков Печорина.
Краткое содержание
Григорию Печорину по долгу воинской службы пришлось отправиться в бедный город Тамань, в котором все для него выглядело скверным. Офицера чуть было не утопили, и он едва не умер от голода. Этот город нагонял на героя тоску.
Григорий прибыл в городок поздней ночью, объяснив часовым цель своего приезда, он потребовал найти ему место для ночевки. Герой тщетно искал жилье в городке, его нигде не могли принять. Снять квартиру он смог только у морского берега. Десятник привел его туда, но предупредил, что это место нечистое.
Сначала офицеру показалось, что дом свободен. Он стал много раз стучать в дверь, и спустя время на порог вышел слепой мальчик. Печорин поинтересовался, где хозяйка квартиры, тот ответил, что ее нет, так как ушла в слободку.
Мальчик провел офицера и казака, что нес его чемодан, в дом. Оглянувшись, Печорин заметил, что в доме почти ничего не было из мебели, кроме нескольких лавок, сундука и стола. В нем пахло сыростью, а также, к удивлению офицера, не было икон.
Ночью на берегу
Григорий разложил вещи и улегся спать. Однако сон к нему никак не приходил. Внезапно герой заметил, как за окном мелькнула тень. Офицер вышел из хаты и увидел, как тот самый слепой мальчик несет под мышкой узел. Он очень уверенно для слепого прошел вниз по крутой тропинке. Печорину было любопытно, куда же идет мальчишка, и он последовал за ним. На берегу мальчик встретился с какой-то женщиной. Несмотря на сильный ветер, Григорий сумел расслышать их разговор, они обсуждали Янко. Женщина считала, что он не приедет из-за плохой погоды, но мальчонка был с ней несогласен.
Пока они беседовали, на горизонте появилась лодка и медленно причалила к берегу. Из нее вышел мужчина среднего роста в бараньей шапке, он помахал стоящим на берегу рукой, и они вместе начали разгружать лодку. По тем отрывкам диалога, которые успел услышать офицер, он понял, что приплывший — контрабандист. Вскоре Печорин потерял их из виду и пошел спать.
Встреча с русалкой
На следующее утро вернулась старуха-хозяйка. Печорин решил рассказать ей, что произошло прошлой ночью. Но она оказалась глухой и потому не ответила ни на один вопрос съемщика квартиры. Раздраженный офицер бросился к мальчишке и схватил его, чтобы узнать правду, но тот ничего не говорил о своих ночных похождениях, а только плакал.
Печорин сидел на скамье у дома, когда увидел, как на крыше стоит девушка с распущенными волосами. Она смотрела в даль моря и пела о лодке, что везла драгоценные вещи и попала в бурю. Девушка была похожа на русалку. Чудесный голос выдал ее, и офицер понял, что это она была прошлой ночью на берегу.
В течение всего дня героиня заигрывала с Григорием, старалась его обворожить. Герой все время пытался задавать ей наводящие вопросы, но русалка не дала точный ответ ни на один из них и в целом выглядела странно. Вечером Печорин остановил ее в дверях и честно рассказал Ундине обо всем, что видел и слышал на берегу моря. Затем Печорин пригрозил девушке рассказать все коменданту. Она же в ответ лишь рассмеялась и ушла. Григорий удивился такой реакции.
При наступлении темноты пришла пора пить чай. Не успел Печорин сделать первый глоток, как в дом забежала Ундина, обняла его и крепко поцеловала. Офицер уж было хотел ответить ей взаимностью, но девушка предложила встретиться ночью на берегу и удалилась.
Схватка и отъезд персонажа
Печорин решил принять предложение и прийти в назначенное место. Он предупредил о своем уходе казака и взял с собой пистолет. Герой спустился к морю и увидел, что девушка сидела в лодке и ждала его. Она предложила поплыть, и они отчалили. Внезапно русалка накинулась на Григория и едва не столкнула его в воду. Печорин не умел плавать и в страхе начал сопротивляться. Между ними началась борьба.
В результате офицеру удалось скинуть красавицу с лодки. Доплыв до берега, Григорий притаился в траве. Он думал, что убил девушку, но затем увидел ее силуэт. Ундина, добравшись до суши, стояла и выжимала волосы от воды. Вскоре появились слепой мальчик и Янко, героиня рассказала им о произошедшем. Контрабандист, услышав от русалки, что все пошло не по плану и офицер остался жив, очень заволновался. Мужчина решил, что нужно искать работу на новом месте. Слепой просился с ним, но Янко забрал с собой лишь девушку, а мальчишку прогнал. Напоследок он кратко сказал слепому, что он ему и даром не сдался, и бросил мальчишке несколько мелких монет.
Наблюдая за ситуацией, главный герой остается в недоумении, почему он здесь оказался и помешал жизни других людей. Он потревожил их спокойную жизнь и сам едва не утонул.
По возвращении домой офицер заметил, что некоторые его личные вещи пропали. Он немного разозлился, но решил все оставить как есть. На рассвете Печорин покинул Тамань, оставив о городе только негативные воспоминания.
В кратком пересказе «Тамани» повествуется об основных событиях эпизода и раскрывается личность самого Печорина, его отношение к себе.
Анализ главы
«Тамань» — это третья глава в романе, она следует сразу после рассказа Максима Максимыча.
Глава по жанру относится к повести. Она написана в форме дневника Григория Печорина. Эта была первая часть в дневнике главного героя. В своих записках Печорин не только рассказывает о произошедших с ним событиях, но и впервые за все произведение делится своими душевными переживаниями, раскрывает внутренний мир, дает самому себе характеристику.
В главе Лермонтов дает описание пейзажа. Природа играет свою роль в повести:
- романтическое описание пейзажа усиливает ощущение тайны, которая так интересна главному герою;
- нищий быт жителей контрастирует с величием и красотой природы вокруг;
- в главе раскрывается тонкая натура Печорина — он любит наблюдать за природой, замечает изменения в ней, слышит ее звуки, видит необычайную красоту. Он рассказывает о ней как о прекрасном, говорит о ней языком художника;
- в отношении природы речь Григория наполнена лиризмом, несмотря на то, что точна и проста по строению.
В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком деятельным. Он кажется энергичным и решительным, но его активность беспредметна. У персонажа нет возможности делать нечто великое и совершать поступки, на которые у него накопилось много жизненных сил. Вместо этого он растрачивает себя по пустякам, вмешивается в чужие судьбы и тем самым разрушает чужое счастье. Персонаж в «Тамани» впервые осознает свою роль в жизни других людей.
В записках видно изменение героя. Печорин приехал в город усталым, подавленным и измученным, но приключение, произошедшее в Тамани, взбодрило героя, ведь он чудесным образом остался жив, чуть не умерев от рук контрабандистов.
Глава строится на противопоставлении. Происходит объединение не только романтизма и реальности, но и возвышенного с земным.
- Янко ворует для наживы, а Печорин крадет покой несчастных людей.
- Таинственный облик Ундины превращается в буйный характер русалки.
- Слепой мальчик видит лучше зрячих, при этом он способен разглядеть души тех, кто его предал.
- Морской пейзаж сменяется бедностью дома на берегу. Природа словно выступает против грязи в обществе, которое заставляет людей идти против закона и грабить других.
Композиционно глава отличается тем, что все повествование в ней ведется от лица Печорина. В ней переплетаются романтичное и реалистичное повествования. Романтизм присутствует в описании природы, через которую раскрываются образы контрабандистов и других действующих лиц. Что-то романтичное есть и в описании стиля жизни и незаурядного ума контрабандистов. Описание их внешнего вида писатель романтизирует, в то время как их пустые души показаны реалистично и без прикрас. Ими руководила только алчность, а отношения строились на жажде денег.
Автобиографичность сюжета
История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.
«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.
Источник
Анализ главы «Тамань» (из романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)
С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».
О чем глава?
В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.
Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».
Главные герои и их характеристика
Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.
- Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
- Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
- Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.
Темы и проблемы
Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:
- Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
- Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
- Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
- Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.
Основная идея
Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.
В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.
Значение главы в контексте романа
«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.
Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.
Источник