Справка «О посещаемости занятий учащимися»
ЦЕЛЬ: анализ организации и состояния работы классных руководителей с посещаемостью учащимися учебных занятий.
СРОК: с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г.
Комиссия: заместитель директора по УВР Г.Н.Ефименко.
Проверялись вопросы:
Статистика посещаемости учебных занятий за 1 четверть.
Мониторинг процесса посещаемости учащимися учебных занятий классными руководителями.
Формы и методы работы с учащимися и родителями по снижению уровня количества уроков, пропущенных без уважительной причины.
В ходе проверки были проверены отчеты классных руководителей за 1 четверть, классные журналы, проведено собеседование с классными руководителями по плану:
Количественный анализ посещаемости учебных занятий за 1 четверть.
Ежедневный мониторинг посещаемости.
Формы и методы профилактики пропусков без уважительной причины.
В результате проверки выявлено:
1. Проверка классных журналов показала, что количество пропусков возрастает в зависимости от возраста учащихся. Из всех пропусков по болезни (предоставлена справка из поликлиники) учащиеся школы пропускали в среднем 65% уроков, а это значит, что без уважительной причины или по заявлению родителей было пропущено в среднем 35% .
По данным классных руководителей больший процент пропусков без уважительных причин наблюдается в 8 — 11 классах.
2. В ходе собеседования социального педагога с классными руководителями об организации и состоянии работы по профилактике пропусков занятий без уважительной причины педагоги выделяют основные причины пропусков учащихся:
опоздания детей из-за пробок;
отсутствие мотивации к учебе;
опоздания на учебные занятия вследствие просыпаний;
помощь родителям по разным причинам;
Основными формами и методами профилактической деятельности и реагирования классных руководителей являются индивидуальные беседы с учащимися и родителями, родительские собрания, письменные сообщения родителям, экстренные телефонные звонки или смс информирование. Большинство классных руководителей организуют свою работу в данном аспекте стихийно, по случаю.
Отслеживая ежедневный мониторинг посещаемости учащимися учебных занятий было выявлено, что в основном не все классные руководители незамедлительно, в течение дня, выясняют причины отсутствия учащихся на занятиях и в графе журнала делают отметку.
Рекомендации:
1. Классным руководителям в течение года продолжать систематический мониторинг и профилактическую организационную воспитательную деятельность с посещаемостью учебных занятий.
2. Обратить внимание
всех классных руководителей:
2.1. разнообразить формы воспитательной работы со всеми участниками воспитательного процесса, активизирующие учебную мотивацию;
2.2. расширить направления совместной деятельности с родителями, акцентирующие внимание на родительской ответственности в выполнении Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
классных руководителей 8-11 классов на отслеживание результатов мониторинга в следующих учебных периодах.
3. Заместителю директора по УВР Г.Н.Ефименко проверить индивидуальные планы воспитательной работы с учащимися, попавшими в трудные жизненные ситуации и стоящими на внутришкольном учете.
Источник
Справка по проверке посещаемости учащимися учебных занятий
Итоговая справка по проверке посещаемости учебных занятий учащимися за I, II четверть (I семестр) 2017-2018 учебного года.
Просмотр содержимого документа
«Справка по проверке посещаемости учащимися учебных занятий»
о посещении учащимися учебных занятий
за I,II четверть (I семестр) 2017-2018 учебного года
Согласно годовому плану работы школы, с целью осуществления контроля за учетом посещения учащимися учебных занятий и работы классных руководителей с детьми и подростками школьного возраста, злостно уклоняющихся от учебы, был сделан 29 декабря 2017 года были проверены классные журналы, журнал учета посещаемости, отчеты классных руководителей по посещению учащимися занятий по уважительным причинам и без уважительных причин, проведены беседы с классными руководителями 1-11 классов.
Цель проверки: проанализировать количество учеников, которые не посещают занятия по неуважительной причине, работу классных руководителей по повышению мотивации учащихся к обучению, проанализировать пропуски занятий учащихся по уважительной причине (объяснительные записки от родителей учеников).
В школе по состоянию на 28.12.2017 197 учащихся:
В ходе проверки установлено
В т.ч. заболеваний
% от общего количества пропущенных уроков
В т.ч. по запискам родителей
% от общего количества пропусков
В т.ч. без уважительных причин
% от общего количества пропусков
Анализ учета посещаемости учащимися учебных занятий свидетельствует о том, что по школе отсутствует количество пропусков занятий без уважительной причины, 69 % учащихся не посещали учебные занятия по причине болезни и 31 % учащихся не посещали занятия по уважительной причине. Большой процент пропусков занятий по уважительной причине (59%) в 6 классе, классный руководитель Иванова Дарья Павловна. В этом классе обучается два подростка Грибовод Надежда и Косенко Иван, которые 15 дней находились в оздоровительном лагере РФ. В этом же классе обучается Дикий Арсений, который с августа 2017 года и по настоящее время находится в приюте. В 5 классе обучается Андрейченко София, которая сентябрь-октябрь 2017 года не посещала учебные занятия по причине болезни и оформления документов по ПМПК. С 6.11.2016 Андрейченко София переведена на индивидуальную форму обучения.
Проверка учета посещаемости в классных журналах 1-11 классов показала, что учителя русского языка и литературы Каштанова Н.М. (9 класс) и Козлова Л.В. (11 класс) при отсутствии учащихся на уроке в классном журнале ставят оценку.
Все классные руководители ведут систематическую работу с учениками о посещении ими занятий:
— Ежедневно классные руководители заполняют страницы журнала посещения учащимися школы;
— Посылают запросы в больницу о подтверждении фактов частых и систематических длительных заболеваний учащихся;
— В течение месяца 15, 30 числа классные руководители сдают отчеты директору школы о пропусках занятий учащимися, и проводят проверку записей в журнале учета пропусков занятий со страницами классного журнала, а также наличие справок из больницы, пояснительных записок от родителей;
— Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальные беседы, записи в дневниках, классные часы)
— Написание актов посещение больных детей более 10 дней, и их семей;
— Индивидуальную работу с семьями (приглашение родителей в школу, проведение консультаций, родительских собраний, заседание совета по вопросам правонарушений с приглашением родителей и учеников, составление актов посещения дома учеников и их родителей, письменные предупреждения об административных взысканиях за неудовлетворительное воспитание детей).
Такая работа дает положительные результаты, в школе отсутствуют учащиеся, которые допускают пропуски уроков по неуважительным причинам. Но есть в наличии дети, которые пропускают занятия длительное время по причине болезни: Ларичев Эдуард (уч-ся 10 класса), Андрушко Михаил (11 класс).
Для осуществления постоянного контроля за посещением учащимися занятий в школе ведется документация, в которой фиксируются количество отсутствующих учеников в школе (ежедневно) и объясняется причина их отсутствия.
Обязательно классные руководители включают в план воспитательной работы разделы:
— Просветительская работа с учащимися;
— Учет учащихся, склонных к правонарушениям;
— Учет родителей, которые не занимаются воспитанием детей.
— Учет семей, в которых сложились сложные жизненные обстоятельства
— Привлечение детей к работе в кружках;
— Классные часы на правовую тематику, встречи с работниками правоохранительных органов;
— Просветительская работа с родителями, родительские конференции (протоколы родительских собраний)
— Охват учащихся постоянными и временными поручениями (школьное самоуправление)
— Индивидуальная работа с учащимися (тетради индивидуальных бесед с ними);
Посещение учащихся занятий рассматривается на совещаниях при директоре, педагогических советах, на совещании профилактике правонарушений.
Однако, по вопросу учета посещения учебных занятий присутствуют следующие замечания:
— Классным руководителям провести просветительскую работу среди родителей о недопустимости пропусков по запискам родителей. Считать подтверждение об отсутствии на занятиях по уважительной причине справку из больницы, или приказ об освобождении детей для участия в спортивных соревнованиях, конкурсах, выступлениях на праздниках.
На основании вышеизложенного администрация школы рекомендует:
1.Классным руководителям 1-11 классов продолжать систематическую целенаправленную работу по обучению и воспитанию, профилактики учащихся, требующих особого внимания, индивидуального подхода.
2. Заслушать на заседании совета профилактики отчеты классных руководителей Каштанову Н.М. (5 класс), Лазареву Е.А. (8 класс), Иванову Д.П. (6 класс) о посещении занятий учениками в классах, где наиболее высокие показатели пропусков по уважительным причинам.
Срок: по графику
3. Классным руководителям 1-11 классов четко контролировать даты в больничных листах с датами посещения в классном журнале.
4. Учителям русского языка и литературы Каштановой Н.М. и Козловой Л.В. не допускать выставления оценок учащимся при их отсутствии на уроках.
5. Классному руководителю 5 класса Каштановой Н.М. контролировать посещение учебных занятий Андрейченко Софией.
6. Классным руководителям Гладковой Т.А. (1 класс), Ивановой Д.П. (6 класс), Козловой Е.Н. (7 класс) своевременно сдавать в течение месяца 15, 30 числа отчеты директору школы о пропусках занятий учащимися.
7. Рассмотреть итоги проверки посещения учебных занятий учащимися на совещанье при директоре школы.
Источник
Справка по итогам проверки посещаемости учебных занятий учащимися группы риска
1.Изучение работы классных руководителей и социально-педагогической службы по профилактике правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения среди учащихся школы.
2.Сбор информационных данных по неуважительным пропускам обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и находящихся в социально опасном положении.
3.Поиск путей снижения роста правонарушений среди учащихся школы.
.
Сроки проверки: 1- 30 ноября 2012 года.
На основании плана внутришкольного контроля, с целью профилактической работы с учащимися проводилась проверка посещаемости учебных занятий учащимися «группы риска».
В ходе проверки отмечено, что на внутришкольном учете состоит учащаяся 7а класса Азарова Елизавета; по данным ОДН на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних состоят 5 учащихся: А.Арустамян(9б), О.Беседин(5в), Ю.Цветков(7а), А.Федорова(9б), В.Зайцев(4б).
Установлено, что из выше перечисленных учащихся «группы риска» имеют пропуски занятий следующие учащиеся: Арустамян А.(9б)- 20, Федорова А.(9б)- 6.
Основными причинами пропусков учащихся является самовольный уход с уроков, прогулы занятий.
В результате проверки установлено:
Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутришкольный учет, согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится индивидуально-профилактическая работа.
Классные руководители и психологическая служба школы используют различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на разных формах учета:
изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения;
посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам;
посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к занятиям;
психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.
Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-предметниками способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы.
Во исполнение Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль посещаемости занятий учащимися школы. С этой целью:
·
учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;
классные руководители регулярно заполняют страницу пропусков уроков в классном журнале, ежемесячно сдают табель учета пропущенных уроков заместителю директора по УВР;
классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);
большинство учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле педагогов школы, с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгое наблюдение за их посещаемостью;
Педагогом-психологом школы организовано психолого-педагогическое консультирование родителей и учащихся.
Установлено тесное сотрудничество с ОДН. Систематически администрация школы, инспектор ОДН проводят индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля их времяпрепровождения.
Профилактической работе способствует деятельность в школе общественного инспектора по охране прав детства.
В результате работы выявлены систематические нарушения Устава школы (пропуски уроков без уважительной причины, опоздания, неуспеваемость по предметам за истекший период учебного года) Алферовой А.(8а), Стамболцян С.(8б), Мари М.(9а, Арустамян А.(9б)
Рекомендации:
Рассмотреть на заседании Совета профилактики вопрос о постановке на внутришкольный учет следующих учащихся: Алферову А.(8а), Стамболцян С.(8б), Мари М.(9а, Арустамян А.(9б).
В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков классным руководителям, педагогу организатору необходимо шире использовать возможности:
детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению этих ребят в значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;
правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.
Социально- психологической службе продолжить индивидуальную профилактическую работу с учащимися, состоящими на разных формах учета, в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом школы.
Справку заслушать на совещании при директоре.
Источник
Анализ посещения занятий учащимися
Первым шагом к успеху в учебе является посещаемость занятий учащимся КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Учебная посещаемость, под которой мы понимаем систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, практически всегда была важной проблемой образовательного процесса, но до сих пор не получила адекватного отражения в теории педагогики. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, являются объектом управления образовательным процессом, с другой — во многом предопределяют образованность и воспитанность молодежи.
Учебная посещаемость как явление социально-педагогическое детерминирует академическую успеваемость и воспитание учащихся. Она тесно связана с решением ряда организационных задач учебного процесса, с решением нравственных и социальных проблем семьи и образовательного учреждения, оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательного учреждения и признание высокой квалификации педагогических работников. Недобросовестное посещение учебных занятий сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества, причем эта связь взаимно обратная. Актуальность темы исследования в России связана с тем, что кризис российского образования до сих пор не преодолен.
Состояние учебной посещаемости занятий в системе высшего образования следует рассматривать в связи с академической успеваемостью, с повышением качества подготовки специалиста, поскольку это является основной задачей ВУЗа.
В немногочисленной литературе по вопросу посещаемости учебных занятий явно прослеживаются две тенденции. Одна из них идет от Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и именуется принципом свободного воспитания, допускающего добровольное посещение занятий детьми. Другая, прямо противоположная, выраженная М.В. Ломоносовым и Д.И. Введенским, прекрасно разработанная А.С. Макаренко, — состоит в четкой и ответственной организации детского поведения, в ограничении детской свободы. К сожалению, специальных исследований, посвященных проблеме учебной посещаемости, в отечественной педагогике нет.
Данная проблема многогранно изучена исследователями из США, Канады, Англии. Методами сравнительной педагогики (сравнение, экстраполяция, перенос, модернизация) исследуя обозначенную проблему, можем сопоставить образовательные и воспитательные системы в различных странах и найти сходства и различия. Сходство заключается в двух существенных моментах: во-первых, многими странами признается существование проблемы качества посещаемости учебных занятий, и, во-вторых, факторы, влияющие на учебную посещаемость, в основном совпадают. Различия наблюдаются в решении самой проблемы. Главным основанием решения проблемы учебной посещаемости зарубежные учёные (Канады, США) считают юридическую сторону. Они провели обзор законодательств своих стран, с целью выявления правовых основ выбора действий, направленных на улучшение учебной посещаемости. Ею занимаются не только учителя и администрация учебного заведения, но и все уровни управления образования и даже государство. Зарубежные учёные провели также сравнительный анализ посещаемости среди учебных заведений в зависимости от уровня успеваемости, расы, пола и возраста, а также с учётом семейных, демографических факторов, погодных условий, дней недели и времени года. Американские и канадские ученые пришли к выводу, что прогулы, как явление, предшествующие оставлению учебного заведения, несут следующие проблемы:
- для самих учащихся (непосещаемость переплетается с успешным изучением материала, что повлечёт за собой проблемы нахождения работы, получения высшего образования или достижения успеха в жизни);
- для учебного заведения (непосещаемость сопряжена с тратой административного и преподавательского времени, требует увеличения материальных расходов на обеспечение образовательного процесса и контроля над успеваемостью). Это может ставить учебное заведение в опасность быть признанным как институт, не способный обеспечить качественное обучение;
- для общества в целом (проблема занятости молодых людей; асоциальное их поведение; дополнительные затраты налогоплательщиков, ресурсов общества).
Осуществляя перенос, экстраполяцию и модернизацию, приходим к необходимости актуализации проблемы российского образования, создания юридической базы для поддержания хорошей посещаемости, проведения мониторинговых исследований учебной посещаемости, выявления детерминации учебной посещаемости от конкретных факторов и определения корреляционной зависимости между учебной посещаемостью и академической успеваемостью.
Результаты исследования дают основание для следующих возможностей:
- на методологическом уровне — сформулировать определение учебной посещаемости, как одной из важнейших педагогических категорий;
- на технологическом уровне — составить алгоритм педагогического мониторинга учебной посещаемости как средства управления учебным процессом;
- на практическом уровне — рекомендовать методы сбора и обработки данных, которые может применять каждый педагог, независимо от профиля учебного заведения.
Анализ «учебной посещаемости» как педагогической категории.
Посещаемость учебных занятий есть система присутствия учащегося на занятиях с целью усвоения образовательной программы выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни. Свободное посещение занятий означает не свободное (по желанию) присутствие на них, а свободный выбор образовательных программ, после чего наступает личная ответственность учащегося за посещаемость.
Понятийно-терминологическое обеспечение содержит «поле понятия» посещаемости, куда вошли качество посещаемости, функция посещаемости, ее виды и типы, пропуски занятий, прогул и другие. Учебная посещаемость интегрирует социально-педагогические, психолого-педагогические, нравственные, нормативно-правовые, экономические характеристики условий педагогического процесса. Посещаемость учебных занятий выполняет специальные функции в образовательном процессе. В исследовании выявлены развивающая, обучающая, воспитательная, социальной защиты, социальной адаптации, социокультурная, организационная, рекреативно-оздоровительная функции. Они представляют единую систему, органично взаимосвязаны между собой.
Специальные функции определяют содержание и направление деятельности образовательного учреждения, а также учащихся, посещающих занятия в этом учреждении. Посещаемость по отношению к ним рассматривается как процесс, которым надо управлять на основе качественных показателей и количественных характеристик.
Основными факторами, влияющими на учебную посещаемость, являются:
- личностные факторы, исходящие от самого учащегося (мотивация учения, несостоятельность в учебе, здоровье учащегося);
- семейные факторы (взаимосвязь семьи и учебного заведения, заинтересованность семьи в учебе подростка, состав и материальное положение семьи, психологический климат в семье);
- институционные факторы (организация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, наличие мониторинга посещаемости, уровень профессионализма преподавателей, имидж образовательного учреждения, режим работы и дисциплина в учебном заведении, наличие стимулирующих программ и адекватные условия обучения).
Посещаемость учебных занятий выполняет еще и организационную функцию в образовательном процессе. При хорошо спланированном расписании учебных занятий, результативность и посещаемость занятий учащимися может быть высока. Даже при проведении контрольного среза знаний, навыков и умений учащихся учебного заведения вышестоящими организациями, например, при аттестации или аккредитации учреждения, необходимо обеспечить нужный процент посещаемости занятий, иначе результат среза не будет признан. При составлении расписания занятий необходимо учитывать посещаемость отдельных предметов, курсов в отдельные дни недели.
Анализируя анкеты отношения учащихся к посещаемости занятий, пришли к следующему выводу. Причины пропуска занятий относятся к организации воспитательного процесса и лишь одна причина, интерес к учебе, в какой-то мере касается образовательного процесса. Отчетливо просматривается прямое влияние воспитательных воздействий на сущность образовательного процесса, посещаемость и уровень общих способностей. Здесь прослеживается большой резерв в повышении качества воспитания и обучения учащихся. По существу наметилась возможность создания мощного процесса социализации личности учащегося на основе глубокого взаимодействия воспитательного и образовательного процессов.
По результатам анализа ответов, данных учащимися на предложенные вопросы, основные причины пропуска занятий расположились в приведенной ниже последовательности:
- Частые заболевания;
- Отсутствие помощи и поддержки семьи в обучении;
- Низкий спрос и недостаточный контроль над пропусками занятий со стороны лиц, ответственных за посещаемость;
- Разочарование в профессии;
- Низкая мотивация в получении знаний.
Мониторинг учебной посещаемости в системе управления образовательным процессом.
В управлении учебной посещаемостью осуществляются общие принципы и функции управления педагогическим процессом.
На основании педагогического мониторинга можно дать следующее определение мониторинга посещаемости — под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентированное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание хода и результатов посещаемости учебных занятий Мониторинг посещаемости, в основе которого лежат некоторые технологические идеи менеджмента, является одним из средств, влияющих на повышение показателя качества учебного процесса. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.
Инструментарием мониторинга посещаемости является система координат, в рамках которой проводимые исследования будут корректными (модель «вход-выход»), сбор необходимой информации через опросы, анализ и наблюдения, «банк данных», и программное обеспечение для обработки данных на компьютере. Мониторинг состоит из следующих этапов:
1-й этап — первичное накопление информации. Задача этапа — организовать и осуществить первичный сбор информации учебной посещаемости;
2-й этап — обработка информации. Задача этапа — выявить уровень посещаемости, причины и характер пропусков занятий, факторы, влияющие на учебную посещаемость;
3-й этап — диагностический. Задача этапа — провести диагностику качества посещаемости, выявить тенденции изменения, которые будут отслеживаться в дальнейшем;
4-й этап — планово-прогностический. Задача этапа — спланировать и спрогнозировать деятельность администрации, преподавателей и учащихся с учётом проблем, выявленных на 3-м этапе;
5-й этап — организационно-деятельностный. Задача этапа — организовать работу сотрудников учебного заведения с учащимися, направленную на снятие выявленных проблем;
6-й этап — коррекционный. Задача — определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, проводимых в целях повышения качества посещаемости;
7-й этап — итоговый. Задача — определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях повышения качества посещаемости.
Технология мониторинга предусматривает подбор методов сбора и обработки информации о состоянии посещаемости, обеспечивающих взаимосвязь статистических (математических) и качественных методов. Для сбора информации применяются методы регистрации телефонных звонков, ведения журнала по посещаемости, бесед с учащимися для выяснения причин пропусков занятий, а также опрос родителей по проблемам посещаемости их детей.
Обработка информации осуществляется математическими методами на основе компьютерных технологий с помощью программного обеспечения, созданного с учётом математической модели объекта исследования.
Организация мониторинга посещаемости основывается на наличии «Положения о посещаемости», поддержании строгой дисциплины инженерно-педагогических работников и учащихся, своевременном выполнении учебного плана и графика учебного процесса, что способствует созданию хорошей образовательной среды.
Математическая модель задачи и методы обработки информации.
В любой науке, объективность результатов исследований зависит от точности измерения явлений, их анализа и обработки. Если есть количественная информация отдельных явлений, то появляется возможность, через анализ количественных характеристик подробно изучить качественную сторону явления.
С целью выработки научных и практических выводов, применяются математические методы систематизации обработки и использования данных, полученных на основе наблюдений и измерений. Систематизация данных проводится табличными, графическими методами, а их обработка — методами математической статистики.
При исследовании коллективной посещаемости генеральную совокупность представляет весь контингент учебного заведения. Из генеральной совокупности делается репрезентативная выборка. Это означает, что каждый объект имел возможность попасть в выборку, которая может быть случайной, типической, механической, серийной, комбинированной.
Посещаемость занятий — это случайная величена X, которая может быть как абсолютной, так и относительной величеной, выраженной в процентах. Наблюдая за посещаемостью, например, в течение месяца, получим числа х1 (n1 раз), х2 (n2 раз), . хm (nm раз), n1+n2+. +nm = n. Эти статистические данные нужно обработать. Необходимо найти приближённо, закон распределения случайной величены «X», её математическое ожидание и дисперсию. После этого сделать практический вывод о том, идёт ли процесс управления правильно или требуется коррекция управления.
Для количественной характеристики совокупностей используются различные средние показатели: средняя величена посещаемости за неделю, за месяц, за полугодие, за год. Надо иметь в виду, что средние показатели являются более устойчивыми по сравнению с индивидуальными значениями элементов совокупности.
Количественная и качественная обработка данных исследования привела к выводу:
- при систематическом наблюдении за посещаемостью и своевременном принятии коррекционных мер поддерживается стабильная, удовлетворительная посещаемость учебных занятий, сохраняется контингент учащихся;
- устанавливается корреляционная зависимость между посещаемостью и успеваемостью учащихся, и многие другие факторы, влияющие на успеваемость;
- выявляются тенденции зависимости учебной посещаемости от погодно-климатических условий, пола, учебного курса, мотивации учения и уровня общего развития учащихся.
Принятие управленческого решения.
Это реализуется как выбор форм и методов воспитания у учащихся ответственного отношения к посещаемости учебных занятий и форм и методов управления этой деятельностью. К мерам общественного воздействия относятся:
- практика телефонных звонков, бесед, опросов, стимулирующих консультаций;
- использование радио, прессы, телевидения, наглядной агитации;
- написание писем родителям, анкетирование, работа с бланком отчета по посещаемости;
- применение стимулирующей практики. Например, поощрения, индивидуальное признание, проведение дней «Открытий», «Науки», «Карьеры»;
- привлечение к участию производственных предприятий и разработка альтернативных программ обучения.
Управление качеством посещаемости осуществляется через управление кадрами, организацию учебного процесса, методами воспитательной работы, которые могут быть оперативными, краткосрочными и непрерывными мерами профилактики. Особое внимание уделяется работе с родителями, привлечение к ответственности учащихся за халатное отношение к учебе в рамках «Положения по посещаемости», а также оказание помощи психологическими службами и педагогами, при проведение собраний и бесед с учащимися.
Существенным моментом в педагогическом мониторинге учебной посещаемости является исполнение решений, корректирующих процесс управления посещаемостью. Его выполняют все ответственные за посещаемость сотрудники: кураторы групп, педагоги, координатор по посещаемости.
Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методическим исследованием на основе персонально личностного подхода; анализом концепции гуманистического воспитания, составной частью которого является воспитание дисциплинированности учащегося; разработкой технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человеку; критическим освоением зарубежного опыта по вопросам данной проблемы и определения возможности его внедрения.
Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования», 19- 26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 11,01,05 г.
Источник
Справка о посещении уроков
Посещенные уроки учителя показывают, что уроки в основном проводятся комбинированного типа, на которых преобладает фронтальная беседа учителя и обучающихся. Учитель демонстрирует профессиональное владение учебным материалом. Используют на уроке: учебник, таблицы, схемы, презентации, ИКТ. При опросе обучающихся в основном, используется фронтальный опрос в форме «Вопрос-ответ», ответы учащихся не комментируются. Слабо просматривается на посещенных уроках использование современных методов обучения. Уроки традиционные, со стороны учителя контролирующая функция не выполняется в системе, учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации.
Учитель с начала учебного года приступила к систематическому повторению материала, начиная с основной школы (элементы статики, уравнение теплового баланса, геометрическая оптика); материал основной школы повторяется на более высоком уровне, соответствующем возрасту и имеющимся знаниям учащихся. После каждого повторяемого раздела проводятся тренировочно-диагностические работы, цель которых не только выявление проблемных тем и последующее их устранение, но и ознакомление учащихся с примерным уровнем заданий экзаменационной работы.
Просмотр содержимого документа
«Справка о посещении уроков »
Справка по результатам персонального контроля по физике
Тема проверки: состояние преподавания физики
Цель: оказание методической помощи учителю физики в коррекции знаний учащихся 10 класса.
Вид контроля: персональный.
Формы контроля: посещение уроков с последующим анализом, собеседования с учителем, проведение контрольных срезов.
Контроль осуществлялся заместителем директора по учебно-воспитательной работе
Посещенные уроки учителя показывают, что уроки в основном проводятся комбинированного типа, на которых преобладает фронтальная беседа учителя и обучающихся. Учитель демонстрирует профессиональное владение учебным материалом. Используют на уроке: учебник, таблицы, схемы, презентации, ИКТ. При опросе обучающихся в основном, используется фронтальный опрос в форме «Вопрос-ответ», ответы учащихся не комментируются. Слабо просматривается на посещенных уроках использование современных методов обучения. Уроки традиционные, со стороны учителя контролирующая функция не выполняется в системе, учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации.
Учитель с начала учебного года приступила к систематическому повторению материала, начиная с основной школы (элементы статики, уравнение теплового баланса, геометрическая оптика); материал основной школы повторяется на более высоком уровне, соответствующем возрасту и имеющимся знаниям учащихся. После каждого повторяемого раздела проводятся тренировочно-диагностические работы, цель которых не только выявление проблемных тем и последующее их устранение, но и ознакомление учащихся с примерным уровнем заданий экзаменационной работы.
При обучении учитывает универсальный алгоритм решения физической задачи: качественный анализ задачи, запись условия в уравнениях, решение системы уравнений, анализ правдоподобия результата. Обязательно доводится решение задач до числового результата и оценивается его правдоподобие, проверяется ответ в общем виде по размерностям, исследуются частные и предельные случаи рассматриваемой в задаче ситуации. Чтобы избежать натаскивания на известные тексты, практикует такие виды заданий, как отработка учащимися вариантов разобранных задач, поиски вариантов решения одной и той же задачи, расчеты и оценка результатов и поиски вариантов решений включает в содержание домашних заданий. Уделят особое внимание практическим работам, в которых обыгрываются реальные ситуации, использованию рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков.
Проведен контрольный срез, приняли участие 19 учащихся. По результатам контрольного среза трудно судить об успешности, т.к. не все учащиеся его прошли. Но тем не менее, средний балл составил 3,0, успеваемость 94 %, качество знаний 34 %. В целом это неплохие результаты для этого класса.
Из бесед с учителем было выявлено, что учитель:
имеет необходимый материал с тестами ЕГЭ;
проводит индивидуальные и групповые консультации с сильными и слабыми учащимися;
использует в работе компьютерные варианты тестов и тематических зачётов;
использует при подготовке к ЕГЭ различные тестовые задания, раздаточный материал, организует индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время по выявлению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
неоднократно проводила беседы с родителями по поводу недобросовестного отношения учащихся к занятиям;
присутствовала и выступала на всех родительских собраниях с рекомендациями по подготовке к ЕГЭ.
Учитель проводит традиционные уроки, но свободно владеет материалом урока, использует при подготовке к ЕГЭ различные тестовые задания, имеет раздаточный материал.
Организует индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время по выявлению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Рекомендации:
1. Учителю физики совершенствовать методику преподавания с учетом требований, предъявляемых к современному уроку, активнее использовать системно-деятельностный подход в обучении.
2.Учителю продолжить работу по формированию у учащихся устойчивых знаний по учебным предметам, учитывая результаты контрольных работ, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
3. При повторении изученного материала использовать разноуровневые задания, КИМы различного содержания, передовые педагогические технологии, приёмы и методы обучения, способствующие сохранению успеваемости и повышению качества знаний выпускников.
Источник