Анализ посещенного урока
Цель: сформировать умение определять тональности, размера, ритмических групп.
Задачи: — воспитывать интерес к теме урока, к музыкальному искусству в целом, закрепить уверенность в теоретических и практических навыках;
— развивать музыкальные данные, умение анализировать, сравнивать и находить различия и сходства;
— научить новым способам деятельности, закреплять уже известные способы, обобщать и углублять пройденные музыкальные знания и умения.
Методы и приёмы обучения: — хоровое и сольное пение;
— развитие ритмического, гармонического слуха.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Музыкальный материал: упражнения из учебника по сольфеджио «Одноголосие» (Калмыков, Фридкин)
Урок был построен логично и поэтапно:
1.Организационный момент (3-5 минут)
2. Проверка домашнего задания (10 минут)
3. Теоретическая и практическая часть (20 минут)
4. Закрепление. Рефлексия (7 минут)
5. Домашнее задание (3 минуты)
Несмотря на небольшое количество присутствующих, учащиеся активно и продуктивно работали на всех этапах урока. Вспоминали виды минора, устойчивые и неустойчивые ступени, расположение нот в басовом ключе, пели упражнения (с заданием) по данной теме, определяли тональности.
Обстановка на уроке была доброжелательная, рабочая. Учащиеся почти всегда понимали учителя, если и были какие-то пробелы, то учитель возвращался и объяснял материал заново.
Вывод: по моему мнению, теоретический и практический материалы были гармонично применены. Также были использованы все указанные методы и приёмы. Тип урока соответствовал плану. Все этапы урока были логично выстроены и выдержаны. Я считаю, что учитель достиг поставленных целей и задач.
Источник
Анализ урока музыки
Схема анализа урока музыки
Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.
При анализе урока следует обратить внимание на то, насколько цель урока соответствует общим целям музыкального обучения, насколько ясно и отчетливо была обозначена цель урока и как она была представлена учащимся.
Задачи урока музыки:
1.Вызвать эмоциональное отношение к музыке;
2.Сформировать осознанное отношение к музыке;
3.Вовлечь детей в практическую деятельность.
Содержание урока музыки оценивается по тем же критериям, что и содержание любого другого урока. Это научная достоверность, актуальность материала, грамотность, доступность материала для данного возраста, соответствие содержанию программы, интеграция с другими школьными дисциплинами.
При анализе содержания следует обратить внимание на то, что главным предметом урока музыки может быть только Музыка. Если большую часть урока занимает беседа о музыке, композиторах, музыкальных жанрах и стилях, то мы имеем дело с уроком музыкальной литературы или МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения. Педагог должен учитывать степень возбуждения детей после предшествующих уроков, а также их эмоционально-психологический настрой перед уроком. На уроке музыки должны быть представлены разнообразные виды деятельности (восприятие музыки с последующим его анализом, хоровое пение с разнообразными методическими приемами, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, творческие задания).
Методическая основа урока анализируется по следующим критериям:
1.Из каких частей состоит урок, насколько логична последовательность этих частей.
2.Какие из элементов педагогического процесса имели место на уроке:
— повторение, связь с предыдущим материалом,
— мотивация к познанию нового материала,
— закрепление,
— практическая деятельность на уроке на основе изученного материала.
3.Оправданность выбора методов, приемов, музыкального материала.
Основные виды деятельности на уроке музыки
— Восприятие музыки. Этот вид деятельности требует эмоционального настроя и тишины. В шуме музыку слушать нельзя. При анализе музыкального произведения, педагог должен грамотно составить систему вопросов для учащихся, а не сам анализировать и говорить о произведении, чтобы сформировать осознанное отношение к музыке. Важна подготовка учащихся к восприятию нового материала:
1.Насколько верно и точно учитель нацеливает класс на восприятие нового, формирует мотивацию, формулирует учебную проблему, вызывает эмоциональный отклик. Критерием успешной работы учителя на этом этапе является интерес учащихся к новой теме, организованность деятельности детей. Здесь устанавливается: соответствие содержания урока требованиям программы, умение выделить в содержании урока наиболее важное, понятия, основные идеи и акцентировать на них внимание, а также научность, доступность, актуальность, насыщенность, темп, уплотненность урока и методы стимуляции познавательной активности учащихся.
-Хоровое пение. Здесь следует обратить внимание на методику разучивания песни. В ней должны быть использованы различные методические приемы, чтобы учащимся было бы интереснее разучивать произведения, но и разные приемы нужно использовать потому, что произведения различны по характеру, движению мелодии, тексту песни и пр. Дети должны петь негромко, мелодично, некрикливо, голос отдельных учащихся не должен выделяться из звучания хора (вокально-хоровая работа, работа над ансамблем). Аккомпанемент учителя не должен заглушать пение учащихся. В старших классах можно использовать тексты песен, так как они бывают очень большие и удобнее при разучивании песен. В младших классах – это таблицы, запись на доске, «картинный» прием,особенно в классах ЗПР и др.
— Игра на музыкальных инструментах. Она активизирует деятельность детей на уроке. Чаще педагоги используют в работе инструменты не имеющие звукоряда (ложки, треугольники, маракасы, бубны и др.) и игра в 4 руки с преподавателем, которая очень нравится младшим школьникам.
Музыкально-ритмические движения. Этот вид деятельности используется чаще всего в начальной школе, его можно использовать при разучивании хороводных песен с игрой на музыкальных инструментах, а также в работе над произведениями, в которых удобно применять танцевальные движения для запоминания текста.
— Творческие задания.
Все элементы урока должны быть взаимосвязаны, проникнуты единой логикой. Большое значение имеет отбор музыкального материала.
Музыкальный материал должен быть: актуальным, глубоким по содержанию, соответствовать цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям, а еще, несомненно, нравиться детям. Соотношение видов музыкальной деятельности на уроке может быть различным, но их содержание должно соответствовать задачам музыкального обучения.
Деятельность учителя и учащихся на уроке анализируется по следующим критериям:
Насколько правильно учитель руководил процессом (отношение учителя к ошибкам детей, соответствие вопросов содержанию учебного материала т.д.)
Степень заинтересованности детей.
Как было организовано внимание учащихся.
Активность и инициативность учащихся.
Дифференцированный подход.
Дисциплина.
Тон учителя.
Внешнее поведение учителя.
Организационная сторона урока анализируется по следующим направлениям:
1.Организационный момент урока.
2. Продуктивность использования времени. Темп урока.
3. Рациональность оборудования урока.
Результаты урока.
1.Достигнута ли цель, решены ли задачи урока.
2. Каким образом учитель выяснил степень усвоения материала (Итог урока. Выводы по уроку.)3.Какими методическими приемами пользовался учитель, насколько оправдан их выбор.
4.В какие виды деятельности были вовлечены учащиеся и что это дало для освоения содержания урока.
Вопросы для беседы с учителем после посещения урока
1.Как определена цель урока и его задачи по музыкальному обучения, воспитанию, развитию;
2.Как учитель спланировал деятельность учащихся на уроке;
3.Почему был применен тот или иной метод и прием;
4. Оправданность применения наглядных пособий, технических средств, ИКТ;
5.Какое место занимает этот урок в системе уроков по музыке…
Главная цель анализа – конкретная и действенная помощь учителю.
Выводы: 1.Показать достоинства урока
2.Проанализировать недостатки в деятельности педагога, связав это с конечным
результатом урока.
3.Дать оценку урока и сформулировать конкретные предложения, обусловленные сроками исполнения и повторной проверки.
Источник
Самоанализ урока музыки в начальных классах
познакомить с произведениями обрядового семейно – бытового цикла и с творчеством русского композитора А. С. Даргомыжского, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки своих предков; воспитывать культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал(карточки с изображением музыкальных инструментов), народные инструменты
При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.
На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности
На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий
Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.
Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.
Методы также были разнообразны.
Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;
метод междисциплинарных взаимодействий;
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме
Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.
Содержимое разработки
Самоанализ урока музыки в 4 классе.
УЧИТЕЛЬ: Боковая Е.В.
Тема урока: Обрядовые семейно – бытовые песни
Данная тема изучается в блоке «Музыка моего народа», помогает учащимся познакомиться с народной культурой: традициями и обычаями, фольклором. Тема рассчитана на 1урок
Тип урока: урок изучения нового материала
При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 14 человек. По типу темперамента преобладают холерики, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.
Цель урока: сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда
Образовательные: познакомить с произведениями обрядового семейно – бытового цикла и с творчеством русского композитора А. С. Даргомыжского, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах. Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки своих предков; воспитывать культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал(карточки с изображением музыкальных инструментов), народные инструменты
При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.
На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности
На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения .Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий
Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.
Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.
Методы также были разнообразны.
• Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;
• метод междисциплинарных взаимодействий;
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме
Большая часть времени на уроке ушла на основной этап ( ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.
-82%
Источник
Образец анализа урока музыки по ФГОС
В целях создания оптимальных условий обучения и проверки контакта, а также педагогических способностей учителя ФГОС предусмотрена система самоанализа второстепенных и общих предметов. Попадает в этот список и анализ урока музыки.
Особенности анализа урока музыки
Министерством образования не предусмотрена единая структура проведения анализа, хотя общая практика показывает, что в большинстве образовательных учреждений самоанализ урока музыки преподавателем проводится по единой схеме. Причиной тому единая утвержденная схема отчетности, но для педагога по призванию практически нет ограничений в формате и типе проводимого анализа. В открытом доступе существует лишь ряд незначительных наставлений от опытных преподавателей высших категорий, администрации учебных заведений и т.д. В целях самообразования следует рассмотреть, как проводится планирование и анализ урока музыки по рекомендациям учителей:
- Много — не значит хорошо. Занятие в средней и младшей школах длится 30–45 минут. Для младшей группы воспитанников рекомендовано проводить поэтапную работу по самоанализу. Как показала практика, результаты тестирования значительно выше, если проводить различные их формы три раза по пятнадцать минут, нежели за один полный урок.
- Анализ урока в начальной школе по музыке, как и в средней, требует от педагога предварительной подготовки. Любое занятие, на которое было запланирован самоанализ необходимо тщательно продумать и проработать, расставить цели, выбрать аудиторию и метод выполнения.
- Существует всего пара основных направлений анализа, которыми педагоги по музыкальной подготовке пользуются чаще всего. Темы: музыкальные инструменты или темповое развитие музыки, конечно легки для восприятия ребенка, но не стоит толкать всех под одну гребенку. В первую очередь, ваша задача как педагога, сформировать общую любовь и привязанность к музыке, поэтому не бойтесь экспериментировать и создавать собственные методики. Анализ урока музыки по ФГОС не ограничен темами, поэтому проявите себя как опытного педагога, это зачтется вам при повышении или подтверждении квалификации.
Работая с воспитанниками разных возрастных категорий, не стоит забывать и об их интересах. Проводя подготовку к занятию, подумайте, какая схема анализа урока музыки подойдет именно этой группе детей в большей форме. Это позволит вам получить лучший результат в процентном соотношении.
Кто занимается анализом урока музыки в начальной школе
Проводится анализ урока музыки в начальной школе по образцу, который утверждается или музыкальным руководителем или педагогом или администрацией школы. Задача анализа состоит в том, чтобы проверить, насколько цель конкретного урока соответствует общей цели музыкального воспитания детей. Исходя из этого, по ФГОС нет четкого перечня лиц, допущенных к проверке. На практике все подобные мероприятия проводятся всего тремя группами людей:
- учителем музыки в школе, в целях самоанализа или проведения плановой проверки;
- родителями, в виде открытого урока для посещения;
- администрацией учебного заведения или представителями городских или районных властей.
Например, анализ урока музыки в 5 классе завучем проводится для оценки подготовки учеников среднего возраста. На уроках в начальной школе представители администрации бывают реже, чаще это занятия по самоанализу или открытые уроки для родителей.
Анализ урока музыки
Любой анализ, независимо от предмета, возраста учеников и квалификации педагога состоит из четырех основных пунктов:
- Содержание урока. То есть, этапы проведения урока, для выявления поставленной задачи и т.д.
- Задачи. Перечень задач, которые преследуются педагогом на данном этапе развития детей, согласно годовому плану.
- Методы подачи информации и проверки.
- Сам анализ, наблюдение или прочее.
Если проводится практический анализ урока музыки по ФГОС, пример его организации и проведения выглядит следующим образом:
Источник
Методический анализ урока
В разработке приводится пример методическогой анализа урока во 2 классе.
Тема урока: «Опера «Руслан и Людмила» Раздел: «В музыкальном театре»
Просмотр содержимого документа
«Методический анализ урока»
Методический анализ урока.
Тема урока: «Опера «Руслан и Людмила»
Раздел: «В музыкальном театре»
Базовый учебник – Музыка: 2 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская — М.: Просвещение, 2009.
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
— Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.
— Развивать вокально-хоровые навыки;
— Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
— Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись
главных тем оперы;
— Формировать патриотические качества личности.
Личностные УУД:
Интерес к музыке и музыкальной деятельности;
Привлечение жизненно — музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Познавательные УУД:
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Логические УУД:
Умение проводить сравнение произведений;
Выявление логики развития музыкальных образов.
Регулятивные УУД:
Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;
Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания — (приём «мелодия — загадка»). ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.
Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией — загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор»
Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
Присутствует этап организационной деятельности.
Стадия мотивации и целеполагания является установочной
Стадия изучения нового материала.
Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным..
Стадия осмысления и осознания блока нового материала.
Рефлексия и вывод.
Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.
Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.
Учитель на уроке использовал презентацию,видео фрагменты для создания ярких образов, развития интереса к предмету, пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока, например: динамическая минутка.
Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков (универсальных учебных действий).
Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой (пение, анализ).
Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Речь учителя была точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.
Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи (знания по литературе, истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Домашнее задание зафиксировано на слайде. Был использован момент рефлексии для самооценки.
Для достижения поставленных целей и задач на уроке использовались следующие педагогические технологии, методы и приемы: метод проблемного изложения, частично – поисковый, ИКТ (ин-формационно-коммуникативные технологии); словесные, наглядные, практические методы, самостоятельная работа.
В организационном моменте урока прозвучало музыкальное приветствие и пожелание хорошего рабочего настроения.
На этом этапе урока учитель формировал личностные универсальные учебные действия: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
На этапе актуализации и пробного учебного действия было дано задание, которое разработано с целью подвести учащихся к теме урока и проверить их базовые знания об опере, необходимых для дальнейшей работы на уроке.
На протяжении данного урока используется мультимедийная презентация. Это помогает формировать у обучающихся образное мышление, развивает зрительную память, способствует лучшему усвоению материала.
Эффективным приемом для развития образного мышления, творческих способностей, развитию творческого мышления стало задание на составление характеристики главных героев по иллюстрациям.
Слушание вокальных номеров помогает осознать роль музыки в литературе, помогает понять характер и настроение данного номера.
Просмотр видеофрагмента способствует характеристике главной героини, четкому восприятию материала самой темы урока.
Интересно использована учителем динамическая пауза. Она дала учащимся отдых и расслабление, а также снятие умственного напряжения.
На этапе рефлексииурока учитель подвел итоги на основе выполнения творческого задания. Домашнее задание:выполнить рисунок героя оперы,понравившегося вам, носит творческий характер.
В соответствии с требованиями Государственного стандарта урок был нацелен на развитие общей культуры, формирование духовно-нравственных ценностей детей. Это нашло отражение в выходе за рамки музыкального искусства и включение в контекст урока сведений из других областей: истории, литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства. Поэтому мы можем сказать, что отличительной особенностью данного урока музыки стало широкое применение межпредметных связей и охват большого культурологического пространства.
Актуальность изучаемой темы – «Опера Руслан и Людмила»» — соответствует веяниям сегодняшнего дня: опера является популярной в мире, востребована в современном обществе людей. Эта тема – из серии уроков «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки», цель которых – познакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, с музыкальной драматургией оперы. Кроме того, предлагаемая учителем форма организации работы на уроке – использование электронной презентации, новых методов работы – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.
Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.
Источник