Продуктивная деятельность дошкольников

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности — продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля — изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят — животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.
Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование — быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка — манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании — так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу — оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.
Читайте также:  Бондарев щенок анализ рассказа

Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами. Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.
Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

Источник

Рисование как вид продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Рисование как вид продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Рисование – вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих веществ на любой плоскости.

В результате освоения материала данной главы студент должен:

• • концепции, обозначающие роль продуктивных видов деятельности в психическом развитии дошкольников;

• • стадии развития продуктивной деятельности в дошкольном возрасте;

• анализировать возрастные и индивидуальные особенности изобразительной деятельности, конструирования и лепки;

• способами психологического сопровождения и развития продуктивных видов деятельности дошкольников.

Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделится наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.

Направления в развитии рисования:

— накопление и обобщение опыта;

— сопоставление нового опыта с имеющимся;

— собственная интерпретация полученных представлений;

— расширение знаний, умений;

-свободное владение техниками и материалами, творческое фантазирование.

Рисование

Продуктивные виды деятельности способствуют активации сенсорного развития ребенка, развитию моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. По определению А. Г. Рузской, «деятельность детская — основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза». Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется несколько видов деятельности. В ходе детской деятельности происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Детская деятельность совершается в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные ее акты (действия) могут осуществляться ребенком и индивидуально[1].

До наших дней дошло немало источников, подтверждающих давний интерес ученых к детским рисункам. Многие исследователи пытались использовать рисунок как инструмент для изучения внутренней жизни ребенка, уловить переживания, взгляды, отношение маленького художника к окружающему миру. Например, в 1887 г. в Болонье была опубликована книга итальянского исследователя К. Ричи под названием «Дети- художники», которая в 1918 г. была переведена на русский язык. В 1913 г. во Франции издается работа Ж. Рума «Графический язык ребенка». В Германии публикуется книга «Рождение образа» К. Лампрехта и Ф. Флей- дера. Авторы анализируют зарождение и формирование образа в детском рисунке, прослеживают возникновение и развитие художественного творчества ребенка, указывая на сходство с развитием мирового искусства. Детский рисунок претерпевает изменения в своем развитии. Подобно тому как менялось изобразительное искусство всего человечества от примитивных изображений, создаваемых простыми художественными средствами, к реалистичным и сложным по технике и средствам передачи произведениям, так и детский рисунок проходит путь от каракулей до ярких, образных и точных изображений. Исследованием детского рисунка занимались также А. Кларк, М. Линдстром, Г. Кершенштейнер, Е. Кнудсен и многие другие.

Рисунок — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется карандашом, пером, кистью, углем и т. д. с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге.

Известный русский физиолог и психолог В. М. Бехтерев в 1910 г. в своей книге «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» писал, что дети, переставая к четырем годам рисовать «каракули», стараются как можно правдоподобнее изображать окружающие их предметы и явления. Кроме того, он высказывался о необходимости обучения детей технике рисования, настаивая на том, что детский рисунок является объективным свидетелем проявлений. Таким образом, в XX в. возрос интерес к проблеме исследования значения рисования для психического развития детей и были предприняты попытки объективизировать результаты, увеличить репрезентативность данных, расширить выборку, а не просто приводить примеры анализа неединичных рисунков нескольких детей, как это было в большинстве предшествующих работ.

Изобразительная деятельность — это продуктивная, художественнотворческая деятельность, результатом которой является не только воспроизведение впечатлений, опыта, знаний, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому предмету.

По мнению Г. Г. Григорьевой, важно видеть и понимать ряд моментов в детской изобразительной деятельности: «Во-первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности. Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой. В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка»[2].

Григорьева отмечает, что развитие детской изобразительной деятельности теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потреб- ностной сферы личности ребенка. У нормально развивающегося ребенка возникает потребность тесно взаимодействовать со взрослыми, участвовать в их деятельности и отношениях. Начиная со второго года жизни у ребенка доминирует ориентация на познание предметного мира и способов употребления предметов. Автор считает, что изобразительная деятельность возникает и развивается по законам предметной деятельности и лишь постепенно вычленяется из предметной и становится собственно изобразительной.

В середине 1920-х гг. Ф. И. Шмит создал оригинальную теорию циклического развития искусства. Чтобы проверить ее, в 1920 г. в Харькове им была организована лаборатория по исследованию детского художественного творчества, в которой изучали этапы развития изобразительного мышления детей. Шмит с коллегами и учениками собрал около 30 тыс. рисунков детей в возрасте от года до 14 лет, проживавших как в семьях, так и приютах. Обобщения результатов проведенного исследования были изложены им в 1925 г. в книге «Почему и зачем рисуют дети». Обосновывая свою концепцию, он показал, что дети так же последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем,как человечество предшествующих эпох: проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства и света.

В рисунках детей от года до двух лет можно проследить, как они осваивают ритм, рисуя каракули из линий. К трем годам дети приближаются к освоению формы — это овалы, круги, треугольники, зигзаги, которые в интерпретации ребенка могут обозначать и человека, и какой-то предмет. К пяти годам дети уже рисуют человекоподобные фигуры, похожие на наскальные рисунки. В этом же возрасте они начинают осваивать проблему пространства, изображая как бы «прозрачные» домики, либо прорисовывая ноги сквозь юбку или брюки. Такой способ изображения пространства характерен для изображений Древнего Египта и европейского средневековья.

Шмит писал: «Когда мы изучаем рисунки детей, мы видим, как все рисование у детей начинается с телодвижений без оптических целей, как получившиеся вследствие телодвижений линии поражают зрительное внимание детей, как они понемногу начинают осмысливать свои рисунки, как они, уже после того, начинают приноравливать телодвижения для получения именно таких или именно других линейных комбинаций. Вырабатывается некоторый, весьма ограниченный, линейный репертуар элементов, которыми ребенок пользуется для выявления своих зрительных образов и к которым он пригоняет свои зрительные образы»1.

1. Доэстетическая — стадия «марания», первые пробы рисования, стадия «каракуль», «игра» карандашом по бумаге, когда ребенка радует сам процесс. Результат «стараний» ребенка выглядит как пересекающиеся линии, мазки, точки. По мнению В. В. Зеньковского, «создание линии — без “рисунка” в хаосе и нагромождении — волнует и влечет к себе дитя — здесь закладываются, оформляются основы творческой психологии, ибо суть и ценность всякого творчества — в переходе за грань “переживаний”, в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого»1.

Эту стадию А. А. Смирнов характеризовал как период лишенных смысла штрихов. Ребенок еще не пытается выражать что-то конкретное, он всего лишь подражает действиям взрослых — пытается самостоятельно водить карандашом по бумаге, как это делают взрослые. Он испытывает радость, когда видит, что благодаря своим стараниям получает штрихи и линии на бумаге. Движения еще неточны и неумелы, но каждый штрих — большое достижение на пути к овладению рисованием.

2. Каракули — ребенку удается изобразить что-то, что похоже на образ, на изображение чего-то или кого-то, предмет или человека.Смирнов описывает эту стадию так: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того, как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы. ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии без помощи самого “художника” определить смысл нарисованного. Кошка изображается длинной, лишь относительно прямой линией, пересеченной множеством других, коротких. Дом бывает представлен несколькими неодинаковыми “квадратами”, расположенными рядом друг с другом»[5] [6].

Первые рисунки детей лишены деталей и перспективы. Это связано с тем, что они технически не могут воспроизвести то, что видят. Несовершенный моторный контроль глаза и руки, отсутствие навыка работы с карандашом и кистью приводит к тому, что линии имеют странные зигзагообразные очертания и совсем не совпадают в местах предполагаемого сочленения. В зависимости от настроения, темперамента, зрительно-моторной координацией у детей одного возраста получаются различные по сложности изображения. Водя по бумаге карандашом, ребенок постепенно начинает контролировать свои действия и результат. Часто дети охотно комментируют процесс рисования или издают возгласы, радуясь, восхищаясь и удивляясь получившемуся рисунку.

Читайте также:  Методика анализ финансового состояния кредитной организации

Постепенно изображение человека анфас переходит к профилю. При этом ребенок непродолжительное время может рисовать только часть фигуры боком, из-за этого может произойти удвоение или пропуск какой-то части тела или лица. Часто в профильных изображениях, наоборот, изображаются те части тела, которые в действительности в профиль не видны, например перекрываемая туловищем рука.

Пропорции изображенного человека также часто далеки от действительных. Голова изображается в несколько раз больше реальных размеров, создается эффект «головастика». Туловище меньше головы, при этом дети часто рисуют его несоразмерно узким.

Сходным образом дети рисуют и животных. Часто в детских изображениях без их подсказки невозможно узнать кошку или другое животное. Иногда только какая-то характерная деталь — изображение пяточка, ушей или хвоста — позволяет опознать на изображении животное (рис. 6.4). Схематичность характерна и при изображении построек, транспорта, растений.

Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок на этом этапе как своеобразную «графическую речь», которую можно считать предвестницей будущего письма. Однако ребенок еще не способен делать подписи к своим рисункам. Он оперирует символами первого порядка, непосредственно означающими предметы или действия. Лишь со временем ребенок поймет, что можно рисовать не только реальные предметы, но и речь. «Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; оно же приводит ребенка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строиться как переход от рисования вещей к рисованию речи»1.

Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина отмечают, что с «точки зрения психологического исследования на данной ступени правомерно рассматривать рисование как знаковую деятельность. Детское рисование, с этой точки зрения, обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. При этом оно обогащает и другой вид знаковой деятельности ребенка — речь, развитие которой, судя по данным исследований, в значительной степени детерминируется формированием зрительных предметных образов»[8] [9].

4. Стадия правдоподобных изображений. Для нее характерен постепенный отказ от схемы и стремление ребенка воспроизвести действительный вид предметов. Ноги изображаются менее статично и схематично, приобретают изгиб. В руках могут изображаться цветы, игрушки, сумки и т. п. На голове обязательно изображаются волосы, заметно даже какое-то подобие определенной прически. Шея становится более пропорциональной, исчезает угловатость плеч, появляется прорисованная одежда. Это происходит не сразу, рисунок постепенно приобретает реалистичность, проходя ряд промежуточных стадий (рис. 6.5).

Стремление к реалистичности и пропорциональности хорошо проявляется в изображениях животных и построек. В домах, например, не только прорисовываются двери, но и ручки на них. В окнах появляются силуэты люстр или цветочные горшки. Становится узнаваем материал, из которого сделан изображаемый предмет. Например, имитируется кирпичная кладка или узор деревянных поверхностей, мех изображается с помощью штрихов, прорисовываются хвост, уши, рога и различных животных.

Кроме того, становятся все более разнообразными и насыщенными сюжеты рисунков. Появляются пейзажи, композиции с участием нескольких людей и предметов в различных интерьерах и ситуациях. Весьма характерной особенностью, по мнению Е. И. Игнатьева, для детей, находящихся на этой стадии развития, является то, что они, как правило, не исправляют «ошибок», а бросают один рисунок и начинают новый, буквально — с чистого листа. Степень реалистичности и совершенства рисунков детей на этой стадии весьма разнится и зависит «не от неравенства индивидуальных способностей каждого “художника”, а имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. Вместе с тем сейчас “изображение” в значительной мере теряет уже свою “детскость”, т. е. те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку».

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Фотоотчет «Математика в продуктивной деятельности» с детьми младшего дошкольного возрастаФотоотчет «Математика в продуктивной деятельности» с детьми младшего дошкольного возраста Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста несомненно имеет огромную роль в развитии интеллекта,.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет о продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Пасхальные композиции»Фотоотчет о продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Пасхальные композиции» Фотоотчет продуктивная деятельности «Праздник Светлой Пасхи»[/i][/b] Добрый день, уважаемые коллеги. Праздник Светлой Пасхи уже не за горами.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда»Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда» .

Фотоотчёт о продуктивной деятельности «Клубничное настроение» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о продуктивной деятельности «Клубничное настроение» с детьми старшего дошкольного возраста 22 мая. День клубники на МААМ Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, в продуктивной деятельности. Клубника.

Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.

Источник

Консультация для воспитателей "Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников"

Основные требования к организации свободной деятельности дошкольников.

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы.
  • Организация выставок, оформление эстетической среды и др.

Уголок по развитию продуктивной деятельности дошкольника должен включать в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации. Вес это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства, в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение, дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, они чувствуют себя комфортнее уже и от того, что и их работа выставлена среди других.

Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности. В процессе воспитания большое значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самостоятельностью. Важно, чтобы воспитатель поддерживал стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Лепка

Предлагать лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать ее. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины: не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина).

Лепка в не занятий носит разный характер. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы – все зависит от их желания и общего руководства воспитателя. Любители лепить сами берут материал и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят – тех, у которых не вес получается на занятиях, и тех, кто не очень любит эту деятельность. Что бы заинтересовать детей педагог сам включается в процесс лепки. Подобная работа объединяет ребят.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество материала для работы. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети смотрят на работу друг друга, советуются. Воспитатель должен уделять внимание детям, самостоятельно занимающихся лепкой. Он следит за осанкой, правильной постановкой рук, за тем как осуществляет замысел каждый ребенок.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

Оборудование для занятий:

  • Глина, пластилин.
  • Вода.
  • Доски для работы.
  • Салфетки, клеенки.
  • Краски.
  • Печатки для украшения работ.

Аппликация

Наиболее распространенный простой и доступный способ создания художественных работ. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин панно, орнаментов и т.д. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации несложно:

  • Ножницы (с закругленными концами двух размеров – большие и маленькие), ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. Необходимо регулярно проводить инструктаж по работе с ножницами, знания элементарных правил работы с ножницами необходимы т.к. в свободной деятельности дети работают самостоятельно, но только те, кто соблюдает правила работы.
  • Кисти для клея хорошо иметь 2-3 кисти, их подбирают в зависимости от размера аппликации, по окончании работы кисти необходимо промыть и поставить в стакан ворсом вверх.
  • Простые карандаши (для прорисовывания контуров)
  • Влажные и сухие салфетки
  • Клеенка
  • Клей или клейстер.
  • Цветная и белая бумага различной текстуры, цветовой гаммы, толщины, размера.
  • Коробка для обрезков бумаги
  • Коробка для готовых работ.
  • Трафареты
  • Кусочки ткани и другой разнообразный материал

Все должно быть эстетично оформлено. Главное сформировать у детей бережное отношение к материалам, с которым они работают, научить планировать свою работу, экономно расходовать материал и рационально использовать время.

Наиболее простой и распространенный вид свободной продуктивной деятельности – это рисование, для организации не требуется много особой подготовки, самое главное желание.

Для организации рисования в свободной деятельности необходимо:

  • Мелки, карандаши цветные, простые, акварель, гуашь
  • Емкости под воду (прозрачная)
  • Кисти различной толщины
  • Бумага различного размера
  • Трафареты
  • Салфетки, клеенка
  • Раскраски

Все детские работы, полученные в деятельности вне занятий, необходимо либо выставлять, либо организовать место для просмотра другими детьми (папка, коробочка и др.) весь инструментарий должен находиться в порядке, подвергаться регулярной «ревизии», необходимо эстетично оформить уголок свободной продуктивной деятельности, выставить произведения искусства, скульптуры и другие художественные произведения для наглядности. Все должно быть доступно, но деятельность детей постоянно находится под контролем воспитателя, тем более, если это аппликация.

Источник

Рисование как вид продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Рисование как вид продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Рисование – вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих веществ на любой плоскости.

В результате освоения материала данной главы студент должен:

• концепции, обозначающие роль продуктивных видов деятельности в психическом развитии дошкольников;

• стадии развития продуктивной деятельности в дошкольном возрасте;

• анализировать возрастные и индивидуальные особенности изобразительной деятельности, конструирования и лепки;

• способами психологического сопровождения и развития продуктивных видов деятельности дошкольников.

Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделится наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.

Направления в развитии рисования:

— накопление и обобщение опыта;

— сопоставление нового опыта с имеющимся;

— собственная интерпретация полученных представлений;

— расширение знаний, умений;

-свободное владение техниками и материалами, творческое фантазирование.

Рисование

Продуктивные виды деятельности способствуют активации сенсорного развития ребенка, развитию моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. По определению А. Г. Рузской, «деятельность детская — основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза». Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется несколько видов деятельности. В ходе детской деятельности происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Детская деятельность совершается в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные ее акты (действия) могут осуществляться ребенком и индивидуально [1] .

Читайте также:  Этот метод стратегического анализа использует профиль среды

До наших дней дошло немало источников, подтверждающих давний интерес ученых к детским рисункам. Многие исследователи пытались использовать рисунок как инструмент для изучения внутренней жизни ребенка, уловить переживания, взгляды, отношение маленького художника к окружающему миру. Например, в 1887 г. в Болонье была опубликована книга итальянского исследователя К. Ричи под названием «Дети- художники», которая в 1918 г. была переведена на русский язык. В 1913 г. во Франции издается работа Ж. Рума «Графический язык ребенка». В Германии публикуется книга «Рождение образа» К. Лампрехта и Ф. Флей- дера. Авторы анализируют зарождение и формирование образа в детском рисунке, прослеживают возникновение и развитие художественного творчества ребенка, указывая на сходство с развитием мирового искусства. Детский рисунок претерпевает изменения в своем развитии. Подобно тому как менялось изобразительное искусство всего человечества от примитивных изображений, создаваемых простыми художественными средствами, к реалистичным и сложным по технике и средствам передачи произведениям, так и детский рисунок проходит путь от каракулей до ярких, образных и точных изображений. Исследованием детского рисунка занимались также А. Кларк, М. Линдстром, Г. Кершенштейнер, Е. Кнудсен и многие другие.

Рисунок — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется карандашом, пером, кистью, углем и т.д. с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге.

Известный русский физиолог и психолог В. М. Бехтерев в 1910 г. в своей книге «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» писал, что дети, переставая к четырем годам рисовать «каракули», стараются как можно правдоподобнее изображать окружающие их предметы и явления. Кроме того, он высказывался о необходимости обучения детей технике рисования, настаивая на том, что детский рисунок является объективным свидетелем проявлений. Таким образом, в XX в. возрос интерес к проблеме исследования значения рисования для психического развития детей и были предприняты попытки объективизировать результаты, увеличить репрезентативность данных, расширить выборку, а не просто приводить примеры анализа неединичных рисунков нескольких детей, как это было в большинстве предшествующих работ.

Изобразительная деятельность — это продуктивная, художественнотворческая деятельность, результатом которой является не только воспроизведение впечатлений, опыта, знаний, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому предмету.

По мнению Г. Г. Григорьевой, важно видеть и понимать ряд моментов в детской изобразительной деятельности: «Во-первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности. Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой. В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка» [2] .

Григорьева отмечает, что развитие детской изобразительной деятельности теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потреб- ностной сферы личности ребенка. У нормально развивающегося ребенка возникает потребность тесно взаимодействовать со взрослыми, участвовать в их деятельности и отношениях. Начиная со второго года жизни у ребенка доминирует ориентация на познание предметного мира и способов употребления предметов. Автор считает, что изобразительная деятельность возникает и развивается по законам предметной деятельности и лишь постепенно вычленяется из предметной и становится собственно изобразительной.

В середине 1920-х гг. Ф. И. Шмит создал оригинальную теорию циклического развития искусства. Чтобы проверить ее, в 1920 г. в Харькове им была организована лаборатория по исследованию детского художественного творчества, в которой изучали этапы развития изобразительного мышления детей. Шмит с коллегами и учениками собрал около 30 тыс. рисунков детей в возрасте от года до 14 лет, проживавших как в семьях, так и приютах. Обобщения результатов проведенного исследования были изложены им в 1925 г. в книге «Почему и зачем рисуют дети». Обосновывая свою концепцию, он показал, что дети так же последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем, как человечество предшествующих эпох: проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства и света.

В рисунках детей от года до двух лет можно проследить, как они осваивают ритм, рисуя каракули из линий. К трем годам дети приближаются к освоению формы — это овалы, круги, треугольники, зигзаги, которые в интерпретации ребенка могут обозначать и человека, и какой-то предмет. К пяти годам дети уже рисуют человекоподобные фигуры, похожие на наскальные рисунки. В этом же возрасте они начинают осваивать проблему пространства, изображая как бы «прозрачные» домики, либо прорисовывая ноги сквозь юбку или брюки. Такой способ изображения пространства характерен для изображений Древнего Египта и европейского средневековья.

Шмит писал: «Когда мы изучаем рисунки детей, мы видим, как все рисование у детей начинается с телодвижений без оптических целей, как получившиеся вследствие телодвижений линии поражают зрительное внимание детей, как они понемногу начинают осмысливать свои рисунки, как они, уже после того, начинают приноравливать телодвижения для получения именно таких или именно других линейных комбинаций. Вырабатывается некоторый, весьма ограниченный, линейный репертуар элементов, которыми ребенок пользуется для выявления своих зрительных образов и к которым он пригоняет свои зрительные образы» 1 .

1. Доэстетическая — стадия «марания», первые пробы рисования, стадия «каракуль», «игра» карандашом по бумаге, когда ребенка радует сам процесс. Результат «стараний» ребенка выглядит как пересекающиеся линии, мазки, точки. По мнению В. В. Зеньковского, «создание линии — без “рисунка” в хаосе и нагромождении — волнует и влечет к себе дитя — здесь закладываются, оформляются основы творческой психологии, ибо суть и ценность всякого творчества — в переходе за грань “переживаний”, в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого» 1 .

Эту стадию А. А. Смирнов характеризовал как период лишенных смысла штрихов. Ребенок еще не пытается выражать что-то конкретное, он всего лишь подражает действиям взрослых — пытается самостоятельно водить карандашом по бумаге, как это делают взрослые. Он испытывает радость, когда видит, что благодаря своим стараниям получает штрихи и линии на бумаге. Движения еще неточны и неумелы, но каждый штрих — большое достижение на пути к овладению рисованием.

2. Каракули — ребенку удается изобразить что-то, что похоже на образ, на изображение чего-то или кого-то, предмет или человека. Смирнов описывает эту стадию так: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того, как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы. ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии без помощи самого “художника” определить смысл нарисованного. Кошка изображается длинной, лишь относительно прямой линией, пересеченной множеством других, коротких. Дом бывает представлен несколькими неодинаковыми “квадратами”, расположенными рядом друг с другом» [5] [6] .

Первые рисунки детей лишены деталей и перспективы. Это связано с тем, что они технически не могут воспроизвести то, что видят. Несовершенный моторный контроль глаза и руки, отсутствие навыка работы с карандашом и кистью приводит к тому, что линии имеют странные зигзагообразные очертания и совсем не совпадают в местах предполагаемого сочленения. В зависимости от настроения, темперамента, зрительно-моторной координацией у детей одного возраста получаются различные по сложности изображения. Водя по бумаге карандашом, ребенок постепенно начинает контролировать свои действия и результат. Часто дети охотно комментируют процесс рисования или издают возгласы, радуясь, восхищаясь и удивляясь получившемуся рисунку.

Постепенно изображение человека анфас переходит к профилю. При этом ребенок непродолжительное время может рисовать только часть фигуры боком, из-за этого может произойти удвоение или пропуск какой-то части тела или лица. Часто в профильных изображениях, наоборот, изображаются те части тела, которые в действительности в профиль не видны, например перекрываемая туловищем рука.

Пропорции изображенного человека также часто далеки от действительных. Голова изображается в несколько раз больше реальных размеров, создается эффект «головастика». Туловище меньше головы, при этом дети часто рисуют его несоразмерно узким.

Сходным образом дети рисуют и животных. Часто в детских изображениях без их подсказки невозможно узнать кошку или другое животное. Иногда только какая-то характерная деталь — изображение пяточка, ушей или хвоста — позволяет опознать на изображении животное (рис. 6.4). Схематичность характерна и при изображении построек, транспорта, растений.

Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок на этом этапе как своеобразную «графическую речь», которую можно считать предвестницей будущего письма. Однако ребенок еще не способен делать подписи к своим рисункам. Он оперирует символами первого порядка, непосредственно означающими предметы или действия. Лишь со временем ребенок поймет, что можно рисовать не только реальные предметы, но и речь. «Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; оно же приводит ребенка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строиться как переход от рисования вещей к рисованию речи» 1 .

Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина отмечают, что с «точки зрения психологического исследования на данной ступени правомерно рассматривать рисование как знаковую деятельность. Детское рисование, с этой точки зрения, обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. При этом оно обогащает и другой вид знаковой деятельности ребенка — речь, развитие которой, судя по данным исследований, в значительной степени детерминируется формированием зрительных предметных образов» [8] [9] .

4. Стадия правдоподобных изображений. Для нее характерен постепенный отказ от схемы и стремление ребенка воспроизвести действительный вид предметов. Ноги изображаются менее статично и схематично, приобретают изгиб. В руках могут изображаться цветы, игрушки, сумки и т.п. На голове обязательно изображаются волосы, заметно даже какое-то подобие определенной прически. Шея становится более пропорциональной, исчезает угловатость плеч, появляется прорисованная одежда. Это происходит не сразу, рисунок постепенно приобретает реалистичность, проходя ряд промежуточных стадий (рис. 6.5).

Стремление к реалистичности и пропорциональности хорошо проявляется в изображениях животных и построек. В домах, например, не только прорисовываются двери, но и ручки на них. В окнах появляются силуэты люстр или цветочные горшки. Становится узнаваем материал, из которого сделан изображаемый предмет. Например, имитируется кирпичная кладка или узор деревянных поверхностей, мех изображается с помощью штрихов, прорисовываются хвост, уши, рога и различных животных.

Кроме того, становятся все более разнообразными и насыщенными сюжеты рисунков. Появляются пейзажи, композиции с участием нескольких людей и предметов в различных интерьерах и ситуациях. Весьма характерной особенностью, по мнению Е. И. Игнатьева, для детей, находящихся на этой стадии развития, является то, что они, как правило, не исправляют «ошибок», а бросают один рисунок и начинают новый, буквально — с чистого листа. Степень реалистичности и совершенства рисунков детей на этой стадии весьма разнится и зависит «не от неравенства индивидуальных способностей каждого “художника”, а имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. Вместе с тем сейчас “изображение” в значительной мере теряет уже свою “детскость”, т.е. те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку».

Источник