Опыт работы учителя физической культуры. Формирование ЗОЖ у учащихся
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным -сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Для этого я делаю следующее:
1) Систематически провожу беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья
2) Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно
3) Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,
4) Воспитываю потребность в движении как образе жизни,
5) Формирую у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения. На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.
3. Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна.»
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. На своих уроках я содействую укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Методика проведения занятий
Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
На каждом уроку я обязательно использую общеразвивающие упражнения.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы.
Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.
При этом развиваются такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.
Причём, после разучивания очередного комплекса ОРУ, ребята сами рассказывают и показывают правильность выполнения упражнений, а значит смогут самостоятельно выполнять упражнения.
Эффективность проведения прыжков со скакалкой.
На своих уроках, независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой.
Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем.
Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в урок, проходящий как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию, ОРУ со скакалкой. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.
В первой и четвёртой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса.
Формирование осанки на уроках
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.
Систематические разумные занятия физической культурой считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры.
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
• Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
• Ходьба на носках, руки в различных положениях.
• Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
• Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
• Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.
Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. И помогают в этом уроки и дополнительные занятия по физкультуре.
Курс дополнительных занятий по физкультуре называется «Подвижные игры».
На этих занятиях мы с ребятами разучиваем огромное множество подвижных игр разной подвижности, которые затем ребята использую, когда выходят гулять со своими сверстниками на прогулку, и могут использовать дома при плохой погоде.
И именно подвижные игры — это один из способов борьбы с гиподинамией.
Я стараюсь:
• привить учащимся интерес к систематическим занятиям физкультурой,
• формировать привычку к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка,
• формировать культуру двигательной активности учащихся,
• воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желание побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.
Методика и организация домашних заданий
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.
Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника.
Предполагаемые результаты:
• Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.
• Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся.
• Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.
• Снижения уровня заболеваний среди учащихся.
• Улучшение показателей физического развития.
Выводы
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Для этого я делаю следующее:
• Систематически провожу беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья,
• Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно,
• Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,
• Воспитываю потребность в движении как образе жизни,
• Формирую у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.
На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»
Источник
Анализ деятельности учителя физической культуры
По определению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно — оздоровительное, духовно — нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющие общие задачи внеурочной работы в контексте реализации ФГОС:
— усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного
психолого — педагогического сопровождения каждого обучающегося в свободное от
— организовать общественно — полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с
коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры,
физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным
— оказать помощь в поисках «себя»;
— создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
— развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширить рамки общения с социумом;
— воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся
Мои специальные задачи внеурочной деятельности по физической культуре:
Я вовлекаю в систематические занятия физической культурой и спортом как можно больше учащихся.
Содействую формированию универсальных учебных действий на основе углубления и совершенствование специальных знаний, двигательных и прикладных умений и навыков, морально — волевых качеств, приобретённых в процессе обязательных уроков ФК и обеспечение готовности школьников к более качественному усвоению материала школьной программы по физическому воспитанию.
Формирую умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и оздоровления, активного и культурного проведения досуга.
Помогаю выбор спортивной специализации и достижение в избранном виде спорта результатов на уровне нормативных требований ЕВСК для соответствующего возраста.
Подготавливаю общественный физкультурный актив школы.
Основные формы внеклассной работы.
Час игр провожу во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определённый день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры провожу на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляю так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие ввожу игры спокойные и игры с большой подвижностью.
В старших классах школы больше применяю командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.
Как любимое занятие детей во внеурочное время игры провожу не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях и т. д.
Для проведения этих видов внеклассной работы подготавливаю актив учащихся.
Спортивные соревнования.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаю в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяю сроки проведения, положение и программы соревнований. С учётом этих сроков заблаговременно провожу подготовку к соревнованиям.
Спортивные соревнования организую и провожу сама под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них принимает коллектив физкультуры. Каждое соревнование провожу в соответствии с положением, в котором указываю: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачёт, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.
С учащимися начальных классов школы могут провожу соревнования по играм, лёгкой атлетике.
В программу соревнований по играм включаю подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм провожу среди всех учащихся.
Программа любых соревнований разрабатываю с учётом физической подготовленности учащихся.
Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий провожу в любое время года. Спортивные соревнования в школе провожу в классе между командами, а в школе между классами.
Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создаю организационный комитет. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачёта, утверждает распорядок проведения соревнований.
Для подготовки и проведения соревнований привлекаю как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчёт очков).
Источник
Творческий отчёт учителя физической культуры
Активная жизненная позиция учителя всегда будет примером для подрастающего поколения. Здоровый образ жизни способствует не только высокой работоспособности и укреплению здоровья, но и позволяет внести в рутину ярких эмоций и разнообразия.
Тема обобщения опыта:
«Приобщение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и повышение двигательной активности»
Формирование культуры здорового образа жизни, использование разнообразных средств физической культуры и туризма для сохранения и укрепления здоровья занимающихся и развитие основных физических качеств.
Формы и методы активного обучения:
Для реализации целей использую в своей работе следующие технологии:
-Технология уровневой дифференциации;
-Индивидуальный и групповой методы;
-Игровой, соревновательный методы;
-Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления.
Развивая физические качества и формируя двигательные навыки закрепляю необходимые знания по предмету.Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современных уроков: уроки-игры, уроки-соревнования, процессе преподавания физической культуры стараюсь развить у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, используя ранее изученный материал программы. Так как работаю в сельской школе, на уроках много внимания уделяю на индивидуальную работу учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы. Хорошо развита внеурочная работа. Учащиеся регулярно выступают на соревнованиях школьного, муниципального и областного уровней.
Провожу внеурочные занятия с учащимися 5-11 классов по баскетболу, футболу и волейболу. А для начинающих спортсменов 1-4 классов провожу «Уроки баскетбола», где ребята знакомятся с основными элементами данной игры. Занятия физическим упражнениями помогают в учёбе. Регулярные занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье и повышают закалённость организма. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений и меньше болеют простудными заболеваниями, а, следовательно, меньше пропускают уроки в школе и не отстают в учёбе.
В каждой возрастной группе предусматривается сдача контрольных нормативов по общей физической и теоретической подготовке, определяется степень освоения детьми образовательных знаний, умений и навыков.Применяются следующие формы контроля:
Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания;
Общефизическая подготовка: тестирование;
Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.
В течение учебного года провожу внутришкольные соревнования по баскетболу, пионерболу, футболу, дружеские матчи с другими школами.
На тренировках изучается теоретический материал, отрабатывается техника, проводятся соревнования.
Теоретическая подготовка включает в себя: краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека, гигиена, закаливание, режим питания, правила игры, оборудование и инвентарь.
Общая физическая подготовка направлена развитие на выносливости, силовых способностей, быстроты, гибкости и двигательно-координационных способностей.
Техническая подготовка состоит из техники защиты и техники нападения. Тактическая подготовка включает тактику защиты и нападения.
Игровая подготовка включает в себя учебные и спортивные игры.
Таблица итогов мониторинга физической подготовленности обучающихся МОУ Шиловская СШ
С группой активных учащихся проводим агитационную и разъяснительную работу по борьбе с вредными привычками.
Привлекаю к проведению внеклассных мероприятий родителей учащихся. Ведь именно родители являются ярким примером для своих детей. Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
На первом этапе (сентябрь) учащиеся МОУ Шиловская СШ с. Шиловка на основе показателей медицинского осмотра были разделены на медицинские группы, в соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физическойподготовленности и тренированности детей школьного возраста: основная – 37 учащихся (51%, подготовительная – 30 учащихся (42%, специальная медицинская – 5 учащихся (7%).
Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями, имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе я использую обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой.
Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе я использую те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Данные учащиеся посещают занятия ЛФК, которые вынесены за рамки академического школьного расписания и сдают теоретические задания по пройденному учебному материалу на уроках физической культуры.
Для того чтобы повысить уровень физическойподготовленности учащихся веду работу по следующим направлениям:
Создаю условия психологического комфорта на занятиях спортивными играми:
Провожу деление учащихся на группы по психологической совместимости. Выставляю отметки учащимся только за показанный ими собственный результат. За эталон отметки принимаю предыдущий показатель. При таком подходе снимается комплекс и страх перед трудновыполнимым нормативом. Устраняется психологический барьер, потому что учащемуся предстоит улучшить тот результат, который он сам выполнил. Несмотря на такую простоту подхода, этот метод дает положительные результаты.
Применяю задания с учетом индивидуальных способностей учащихся:
Например, контрольный тест бег 1 км. Как показывает опыт, длина дистанции пугает многих учеников, они испытывают страх перед выполнением данного задания, особенно ослабленные дети или дети с избыточным весом. Я предоставляю им возможность самим решать, как распределить силы на дистанции. Ходьба вовсе не исключается, главное показать свой результат.
Применяю дифференцированный подход:
После проведенного тестирования, в начале года,провожу деление учащихся по уровням: высокий, средний, низкий. Даю нагрузку с учетом этих уровней.Например: при выполнении прыжков со скакалкой за одну минуту учащиеся с высоким уровнем выполняют — 150 прыжков, со средним — 130-120 прыжков, с низким — 70-50 прыжков.
Изучение современных подходов к организации физического воспитания учащихся, направленных на повышение уровня физической подготовленности, позволило мне определить пути решения данной проблемы. Результаты, выявленные мною в процессе тестирования, определили дальнейшую работу по повышению уровня физической подготовленности учащихся.
Сравнительный анализ физической подготовки учащихся показывает, что общий уровень физической подготовленности выше среднего. Уровень подготовленности повысился, по сравнению с 2017 -2018 учебным годом. Хочу отметить, что развитие физических качеств на уроках физической культуры должны носить комплексный характер и применяться с учетом физических и антропометрических данных каждого ученика. Это позволит в дальнейшем повысить уровень физической подготовленности.
Общеизвестно, что дополнением к физическому совершенствованию учащихся является организация физкультурных мероприятий в режиме дня. Они в себе несут не только развивающий, но и оздоровительный эффект, об этом свидетельствуют результаты состояния здоровья учащихся.
Таким образом, системный подход к организации урочной и внеурочной деятельности по формирование культуры здорового образа жизни, с использование разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья занимающихся, позволяет мне повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.
В нашей школе созданы все условия, с учетом местных возможностей и интересов, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но не одно лекарство в мире не сможет замерить физические упражнения»
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.
Аналитический отчёт инструктора по физической культуре для защиты на I квалификационную категорию. Часть II Результаты мониторинга МБДОУДС N 4 по педагогическому работнику: Морозовой Марины Владимировны 1. Использование современных образовательных.
Аналитический отчёт инструктора по физической культуре для защиты на I квалификационную категорию. Часть III С П Р А В К ААдминистрация МБДОУДС N 4 подтверждает, что инструктор по физкультуре Морозова Марина Владимировна за межаттестационный период.
Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Представляю вашему вниманию свой годовой отчёт о проделанной работе за 2016-17 учебный год. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.
Источник
Опыт работы учителя физической культуры
материал по физкультуре на тему
Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Педагогический стаж – 18 лет.
Учебное заведение, которое закончил, дата окончания –
Волгоградский институт физической культуры, 1996г.
Категория – первая.
С какого года работает по проблеме: с 2003 г. «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Какими обобщёнными материалами представлен опыт:
2003 г. – «Развитие двигательной активности на уроках физической культуры» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2004 г. – открытый урок «Лыжный подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)
2006 г. — открытый урок «Лыжная подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)
2007 г. — «Использование технических средств на подготовительном этапе обучения лыжников-гонщиков» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2008 г. – «Ремонт и подготовка лыжного инвентаря» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2008г. – мастер-класс «Игровые приёмы на уроках единоборств» (в рамках МО учителей физической культуры).
2008-2011 гг.- организация и проведение на базе МБОУ «Лицей – интернат №79» в открытых соревнований по национальной борьбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Педагогический стаж – 18 лет.
Учебное заведение, которое закончил, дата окончания –
Волгоградский институт физической культуры, 1996г.
С какого года работает по проблеме: с 2003 г. «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Какими обобщёнными материалами представлен опыт:
2003 г. – «Развитие двигательной активности на уроках физической культуры» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2004 г. – открытый урок «Лыжный подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)
2006 г. — открытый урок «Лыжная подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)
2007 г. — «Использование технических средств на подготовительном этапе обучения лыжников-гонщиков» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2008 г. – «Ремонт и подготовка лыжного инвентаря» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).
2008г. – мастер-класс «Игровые приёмы на уроках единоборств» (в рамках МО учителей физической культуры).
2008-2011 гг.- организация и проведение на базе МБОУ «Лицей – интернат №79» в открытых соревнований по национальной борьбе.
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 18 год. С 1998 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.
Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
— ухудшение здоровья детей;
— уменьшение наполняемости классов;
— слабая материально-техническая база.
В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека — это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:
— между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;
— между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и и здорового образа жизни успешно решаются в данном опыте.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Технологический аспект опыта
« Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие ».
Личная концепция учителя:
— поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
— включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
— создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
- Диагностика
- Фронтальный
- Поточно-групповой
- Тестирование
- Интерактивные
Формы организации и виды уроков:
- Урок-игра
- Урок-соревнование
- Урок-турнир
- Интегрированный урок
- Личностно-ориентированный подход в обучении
- Компетентностный подход
- Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
- Активизация внеурочной деятельности школьников
- Улучшение здоровья учащихся
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Цель физического воспитания в нашем лицее – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.
Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.
Источник