Анализ опыта педагога практика

Анализ опыта педагога практика

1. Как состоялось Ваше знакомство с классом? Ваши первые впечатления: что привлекает и что огорчает в общении с учащимися?

В начале работы у нашей группы проходила пассивная практика. Я присутствовала у своего класса на двух уроках – физика и литература. Тогда я просто наблюдала за учащимися и отметила следующие моменты: у учителей с большим опытом работы в школе дети ведут себя дисциплинированно и активно участвуют в учебной деятельности (урок физики). Литературу преподавала молодая учительница и на уроке наблюдалась иная картина. Учащиеся нарушали дисциплину и часто получали замечания, что мешало работе.

Мое личное знакомство с классом произошло в начале урока литературы, который я должна была у них вести. Я представилась, и мы сразу же начали урок. В первую очередь меня привлекла вежливость учащихся – они приветствовали меня и поблагодарили за проведенный урок. Но дисциплина на уроке очень огорчает. На занятии дети вели себя относительно спокойно, хотя считаю, что это было благодаря присутствию их преподавателя. До середины урока учащиеся активно отвечали, но, когда им была дана самостоятельная работа, стали постоянно отвлекаться и лишь единицы вызывались отвечать.

2. Ваши суждения об уровне воспитанности учащихся класса и отдельных учеников. В каких видах деятельности или ситуациях наиболее ярко проявляется культура поведения и общения учеников?

Поработав с классом, прихожу к выводу, что уровень воспитанности у учащихся очень различается. Отмечу лишь, что почти все учащиеся всегда приветствуют учителей и благодарят за проведенный урок. Культура поведения и общения наиболее ярко проявляется не только на уроках, но и на переменах. Ученики часто паясничают, что обострилось к середине практики, когда они осознали, что я не всегда с ними строга. К моему разочарованию, дети лишь злоупотребляют доброжелательным отношением к ним. Мои постоянные похвалы в адрес одной из учениц с хорошей успеваемостью и очень активной работой на уроке привели к тому, что Д. перестала следить за своей дисциплиной и её ответы и обращения ко мне приобрели некий оттенок шутливости, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо в диалоге между учителем и учеником.

На просьбу выполнить какое-либо поручение откликаются единицы (например, достать словарь из шкафа или открыть окно). Особенно дисциплину нарушают мальчики. Игнорируют замечания, пересаживаются во время урока, пытаются со мной шутить. Угрозы совсем не действуют. Спокойно сидят на уроках лишь немногие. Все реагируют только на особо жесткие замечания. Особенно отличается ученик А., сидящий на первой парте. Учителя отзываются о нем негативно, проверка работ по моим предметам говорит о низкой успеваемости ученика. Отмечу его совершенно несерьезное отношение к работе на уроке, к выполнению домашнего задания. Постоянно нарушает дисциплину, отвлекает других учащихся и неуважительно относится к молодым учителям.

Наиболее ярко проблемы с дисциплиной проявляются на внеклассных занятиях и классных часах. Постоянный шум, полная неорганизованность, совершенно не реагируют на замечания учителей.

3. Какими интересами и перспективами живет класс? В каких видах деятельности (учебной, игровой, клубной, трудовой и др.) учащиеся участвуют с желанием, проявляют инициативу, а что отрицают и не принимают?

Класс активный, принимает участие в спортивных соревнованиях, школьных олимпиадах, конкурсах. Большой интерес вызывает баскетбол. Очень инициативны в подготовке к торжествам и при оформлении классных уголков в кабинетах. К трудовой деятельности относятся отрицательно. Недовольство вызывают сообщения о генеральной уборке или уборке территории. Не любят внеклассные занятия, пытаются пропускать, но благодаря строгости классного руководителя весь класс на них всегда присутствует. Но несмотря на это, на самом внеклассном занятии многие принимают активное участие в деятельности, особенно если предложить занятие в игровой форме или использовать мультимедийные устройства для подачи информации. На классные часы ходят с интересом.

4. Как организует воспитательную работу классный руководитель (принципы, методика, формы, традиции)? Как организовано взаимодействие с родителями учащихся? Какова степень участия родителей в жизни класса?

Классный руководитель при организации воспитательной работы использует метод убеждений, т. е. внушение, диалог или инструктаж. Как правило, это осуществляется на классных часах или во время занятий, очень часто на переменах. Также руководителем используется метод оценки и самооценки – часто делает строгие замечания, порицает за проступки, дисциплину, учебу. В основном дело ограничивается разговором, иногда применяется наказание (н-р, вызов родителей в школу). Формы воспитательной работы, используемые руководителем; мероприятия, дела, игры. Также используется форма воспитательной работы «путешествие», например, руководитель проводит экскурсии (музеи, выставки и т. п.) с целью организовать наблюдение, сообщение необходимых сведений, с другой – самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.

Классный руководитель является учителем физической культуры, поэтому активно участвует в организации спортивных мероприятий класса, является тренером спортсменов и каждого индивидуально консультирует.

Использует традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому. Родители принимают активное участие в жизни класса, как в учебной деятельности, так и во внеклассной.

5. Какие мероприятия Вы организовали и провели? Как во внеурочной работе Вы построили свое взаимодействие с учащимися? Как распределялись роли и обязанности между Вами и учениками при подготовке мероприятий?

В процессе работы с учащимися было организовано два мероприятия; внеклассное занятие и классный час. Внеклассное занятие было посвящено закреплению важной темы по русскому языку. Занятие было построено в форме игры. Учащиеся делились на три группы, каждая получала задания, которые нужно было выполнить за определенное количество времени. Я, как руководитель мероприятия, активно оказывала помощь учащимся, т. е. разъясняла им суть заданий в случае недопонимания или затруднений, следила за дисциплиной. Учащиеся, в свою очередь, также самостоятельно организовывали свою деятельность, т. е. распределяли работу между собой, после завершения занятия они приводили кабинет в порядок.

Также был проведен классный час, посвященный важной мировой проблеме – терроризму. Учитывая слабость дисциплины, на классном часу использовались мультимедийные устройства – был показан небольшой документальный фильм о терроризме. Благодаря этому приему в классе было спокойно, все были увлечены просмотром. Была проведена небольшая лекция и последующий опрос учащихся, в котором они принимали активное участие. Некоторые учащиеся вызвались помочь с настройкой оборудования.

6. Сложились ли у Вас отношения сотрудничества с учащимися? Испытывали ли Вы потребность в неофициальном (официальном) общении с учениками?

Не со всеми учащимися удалось наладить отношения сотрудничества. Очень слаженно шла работа с учениками, имеющими успехи в учебе и отличающимися на фоне других детей своими умственными способностями, т. е. более быстрым восприятием информации и хорошими знаниями. Они на каждом уроке были очень активны. С ними легко можно было перейти на неофициальное общение – особенно на уроках литературы, когда обсуждались проблемы произведений или приходилось обращаться к жизненному и культурному опыту учащихся. С остальными учащимися поддерживалось официальное общение, особенно оно было необходимо с плохо дисциплинированными учениками, так как доброжелательное отношение и диалог вне рамок официального общения они воспринимали как сигнал к непослушанию.

7. Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы? Чем эти трудности были обусловлены: недостаточной педагогической подготовленностью, личными особенностями (характер, убеждения, настроение и т. п.) или какими-то другими причинами?

При проведении воспитательной работы большие проблемы возникали с регулированием дисциплины в классе. Считаю, что это можно объяснить отсутствием опыта работы в школе. Также повлиял возраст и положение в школе – учащиеся понимали, что перед ними практикант, а не учитель. Негативно сказалось еще и то, что я не всегда проявляла строгость и жесткость там, где она была необходима и учащиеся этим активно злоупотребляли.

Также были трудности с проведением уроков – не всегда хватало 45 минут на то, чтобы провести за это время весь запланированный материал, что-то приходилось оставлять на самостоятельное изучение. Возникали проблемы с диктованием лекций – учащиеся очень плохо воспринимают информацию на слух, постоянно приходилось повторять материал, что отнимало много времени.

Читайте также:  Анализ проведенного классного часа учителем

8. Удовлетворены ли Вы проведенной работой? Что именно считаете нужным отметить?

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности более двадцати занятий, внеклассные мероприятия, а также осуществляла активную работу с учащейся, которую выбрала для психолого-педагогической характеристики. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению. Качество проведенных мною занятий считаю средним: материал, который я готовила к каждому уроку, не вызывает у меня нареканий и учителями-предметниками всегда положительно оценивался, но мои несовершенные навыки взаимодействия с учащимися отрицательно сказывались на ведении уроков – меня не всегда слушали, отвлекались и не делали записей в тетрадях.

Считаю нужным отметить то, что мне была оказана огромная поддержка со стороны учителей-предметников и классного руководителя. Благодаря их участию удавалось регулировать дисциплину в классе. Замечания учителей всегда были обоснованными и очень ценными при организации моей учебной деятельности. Классный руководитель охотно откликалась на мои просьбы и принимала активное участие в решении проблем с ведением воспитательной работы. С руководителем проводились беседы, в процессе которых я получала нужные сведения о классе и об учащейся, на которую составлялась характеристика. Дружный и отзывчивый учительский коллектив, на мой взгляд, является важнейшим критерием для успешной деятельности практикантов.

9. Ваши суждения и выводы о результатах практики.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. С родителями учащихся никакой работы я не проводила.

План педагогической практики был выполнен мной полностью. Плюсами своей деятельности считаю следующее: не было отставаний по учебной программе, каждый конспект уроков был тщательно составлен и всегда согласовывался с преподавателями. Внеклассные занятия были заранее запланированы и проведены в соответствии с планом. Была организована работа по психолого-педагогической характеристике с учащейся. Ученица охотно выполняла тесты и была общительна и открыта во время бесед, что очень помогало моей работе.

Советы учителей-предметников очень помогали в воспитательной работе и во многом пригодятся в моей будущей преподавательской деятельности. Ценными были советы факультетского руководителя, но с некоторыми замечаниями я не согласна. Руководитель посчитала проявлением непрофессионализма отсутствие психологической связи с учащимися, плохое взаимодействие с ними. С этим можно согласиться, но необходимо учитывать мой возраст и опыт работы с детьми – я считаю, что пока говорить о профессионализме рано, ведь это только начало деятельности и молодым учителям всегда очень трудно взаимодействовать с классом. Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

Слабая дисциплина в классе очень мешала учебной деятельности и давила психологически, в такой обстановке было очень тяжело вести работу. Ситуацию спасало лишь присутствие на уроках преподавателей, но оно не всегда было возможным. По данной проблеме делаю следующий вывод: дисциплине класса нужно уделять огромное внимание, но беседы с учащимися не имеют смысла – дело в личностных качествах педагога, а также в его опыте. Строгость, а в некоторых ситуациях и жесткость позволят регулировать дисциплину в классе. Доброжелательное отношение, мягкость и снисходительность имеют пагубное влияние на взаимодействие педагога и учеников.

Источник



Анализ педагогической практики

Педагогическая практика выступает важнейшим звеном профессиональной подготовки работников сферы образования, направленным на повышение уровня сформированности академических и профессиональных компетенций; необходимым компонентом личностного развития будущего специалиста

Анализ целей педагогической практики

Анализ результативности прохождения студентом педагогической практики начинается с выявления ее целей и задач.

Главной целью педагогической практики выступает развитие академических, профессиональных компетенций, закрепление профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

Помощь со студенческой работой на тему
Анализ педагогической практики

Основные задачи педпрактики могут быть сформулированы следующим образом:

  • углубление и закрепление системы теоретических знаний обучающихся;
  • формирование мотивации к реализации самообразования, саморазвития, непрерывного профессионального самосовершенствования;
  • воспитание и закрепление интереса к реализации педагогической деятельности;
  • формирование профессионально значимых личностных качеств;
  • изучение практического опыта педагогической деятельности на базисе образовательного учреждения;
  • формирование исследовательского, творческого подхода к реализации профессиональной педагогической деятельности.

Анализ выполнения требований к организации педагогической практики

Содержание педагогической практики во многом определяется ее конкретными целями, активным или пассивным характером реализации, местом в структуре профессиональной подготовки, направлением последующей профессиональной деятельности, а также требованиями конкретного вуза.

В любом случае содержание данного компонента профподготовки должно отвечать ряду принципов, включая следующие:

  • синтез обучения, воспитания и развития личности в образовательных и социальных процессах;
  • реализация личностно-ориентированного подхода, признание личности как наивысшей социальной ценности;
  • природосообразность, культуросообразность, этническое своеобразие воспитательных процессов в соответствии с системой общечеловеческих ценностей на основании национальных традиций, обычаев;
  • гуманизация межличностных взаимоотношений;
  • реализация принципов сотрудничества, создание атмосферы психологического комфорта, доверия, ситуаций успеха, высокая диалогичность взаимодействия субъектов обучения;
  • гуманизация образовательно-воспитательного процесса, его направленность на приобщение личности к достижениям мировой культуры, научной, философской, мировоззренческой картинам;
  • индивидуализация, дифференциация образовательно-воспитательного процесса, учет возрастных, личностных потребностей интересов при осуществлении целеполагания, отбора содержания, выбора средств, методов, форм, приемов обучения;
  • создание оптимальных условий для развития творческих способностей, реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося в процессе повышения эффективности социализации, интеграции личности в общество;
  • реализация средового подхода к образованию, учет воспитательных, обучающих возможностей окружающей социально-природной среды;
  • оптимизация, рациональность педагогического воздействия.

Анализ результатов прохождения педагогической практики

В результате прохождения педагогической практики у обучающегося формируется ряд профессионально значимых умений и навыков, включая следующие:

  • умение формулировки конкретных образовательно-воспитательных задач с учетом индивидуальных, возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся;
  • навыки анализа и планирования образовательно-воспитательных процессов;
  • умения выбора адекватных форм, приемов и методов образования, формирование содержательной стороны обучения.

Таким образом, анализ прохождения педагогической практики может иметь различную структуру, учитывать цели, задачи данного компонента профессиональной подготовки, изучение особенностей содержания, принципов ее организации и прохождения, а также результаты, которых удалость достигнуть.

Источник

Педагогическая практика

blank

Для студентов высших учебных заведений и колледжей данный образовательный процесс примерно одинаков как на втором, так и на третьем и четвертом годах обучения. Усложняются темы исследований, количество проводимых часов на предприятии, объемы итоговых студенческих работ.

Однако как педагогическая практика отличается от других, так она и имеет много общего с ними.

[10 примеров] Образцы отчетов по педагогической практике 2021 года

Содержание практики

В зависимости от направления подготовки студенты распределяются по детским садам, школа, специализированным образовательным учреждениям для прохождения педагогической практики.

Как уже говорилось ранее, для будущих педагогов данный подвид практики устраивается как после второго, так и после третьего курса обучения. В исключительных случаях студенты отправляются на предприятие и после первого курса обучения, однако данная практика имеет иное название – практика по получению первичных профессиональных навыков.

Практика – направленный на личное исследование образовательный процесс. Но для педагогической практики такой опыт играет очень важную роль. Ведь в будущем, студенты будут иметь дело с детьми и подростками, а потому любое рабочее взаимодействие в данный период обучения под присмотром двух руководителей является неоценимым опытом.

В качестве подопытных, студент выбирает контрольную группу детей, к которой он был приставлен. Зачастую вопрос исследования связан с методиками развития определенной категории детей. Исследование происходит в три этапа: начальные показания, проведение исследования и конечные показания. На основе всех этих данных делается вывод, и даются практические рекомендации.

Читайте также:  Основные направления внешнего финансового анализа

Длительность практики в данном случае зависит от курса обучения студента. Таким образом, те, кто отправляется на педагогическую практику после второго курса обучения, проходят ее в течение 2,5 недель, а те, кто после третьего – 3-3,5 недели. В данные временные рамки студент должен уложиться с проведением исследования, написанием отчета, подготовкой и оформлением всех документов.

Каждая практика включает в себя:

  1. Этап подготовки. Длится примерно 20-30 часов. В это время обучающийся получает методические рекомендации и индивидуальное задание, знакомится с правилами ГОСТа. Проводится распределение на предприятия, знакомство с его структурой и персоналом.
  2. Основной этап. Длится 60-70 часов. Это время полностью посвящено организации, личному исследованию, анализу и структурированию собранных данных и информации, проводятся необходимые расчеты. Готовится черновой вариант отчета по педагогической практике.
  3. Заключительный этап. Длится от 22 и более часов. В данный этап входит время на заключительные поправки отчета, студентом завершаются все возложенные на него дела и обязанности, подготавливаются все обязательные документы, итоговая работа сдается на выпускающую кафедру и после проверки нормоконтроля, защищается.

Структура отчета по практике

Как уже говорилось ранее, любая практика оценивается по итоговой работе, которая составляется на основе личного исследования студента, – отчете. Данный документ содержит в себе теоретическую, аналитическую и практическую информацию, которая касается организации, где проходилась практика, о группе, подвергшейся исследование, подробные данные об используемых методиках. Работа должна быть написана в соответствие с методическими рекомендациями и требованиями ГОСТа.

В зависимости от вида практики, меняется и объем отчета по ней. Таким образом:

  • Отчет по ознакомительной педагогической практике составляет примерно 25-30 страниц
  • Отчет по производственной педагогической практике составляет примерно 35-40 страниц

Структура отчета по практике составляется шаблонно для всех направлений в высшем учебном заведении, опираясь на методические рекомендации и общие требования ГОСТа. Для студентов педагогического направления она примерно следующая:

  1. Титульный лист
  2. Индивидуальное задание
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Теоретическая часть
  6. Аналитическая часть
  7. Практическая часть
  8. Заключение
  9. Список литературы
  10. Приложения
  11. Характеристика

В выше представленной структуре были отображены некоторые обязательные документы, которые не входят в сам отчет по практике, но их следует обязательно приложить к данной студенческой работе при е сдаче на выпускающую кафедру и защите. Речь идет о характеристике, дневнике практики и рабочей тетради. Высшим учебным заведением самостоятельно указывается собственный перечень обязательных документов в соответствие с ГОСТом и направлениями подготовки.

Характеристику составляет руководитель практики от предприятия, заверяя ее личной подписью и печатью организации. Дневник составляется студентом в соответствие с программой практики и заверяется руководителем практики от предприятия. Рабочая тетрадь, как и дневник ведется на протяжении всей практики и содержит имена и личные наблюдения студента о подопечных, а также результаты личного исследования.

Введение к отчету по педагогической практике

Основная задача введения по педагогической практике – тезисно представить читателю суть предстоящей работы. Особенность педагогической практики состоит в том, что будущие преподаватели и воспитатели внедряют те или иные программы обучения и физической подготовки в школах и детских садах. А потому во введении должна быть отражена следующая информация:

  1. Цели работы;
  2. Задачи работы;
  3. Актуальность работы;
  4. Объект исследования;
  5. Предмет исследования;
  6. Место прохождения практики;
  7. Краткое описание проблемы и организации;
  8. Исходные данные, с которыми работал студент;
  9. Сроки прохождения практики.

Заключение к отчету по педагогической практике

Как говорилось ранее, педагогическая практика основывается на непосредственной работе с подопечными и личным исследованием студента. А потому данный раздел не менее важен, чем введение. Заключение должно отражать результаты исследования, достижение тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:

Источник

Отчет-анализ по педагогической практике

1. Как состоялось Ваше знакомство с классом? Ваши первые впечатления: что привлекает и что огорчает в общении с учащимися?

В начале работы у нашей группы проходила пассивная практика. Я присутствовала у своего класса на двух уроках – физика и литература. Тогда я просто наблюдала за учащимися и отметила следующие моменты: у учителей с большим опытом работы в школе дети ведут себя дисциплинированно и активно участвуют в учебной деятельности (урок физики). Литературу преподавала молодая учительница и на уроке наблюдалась иная картина. Учащиеся нарушали дисциплину и часто получали замечания, что мешало работе.

Мое личное знакомство с классом произошло в начале урока литературы, который я должна была у них вести. Я представилась, и мы сразу же начали урок. В первую очередь меня привлекла вежливость учащихся – они приветствовали меня и поблагодарили за проведенный урок. Но дисциплина на уроке очень огорчает. На занятии дети вели себя относительно спокойно, хотя считаю, что это было благодаря присутствию их преподавателя. До середины урока учащиеся активно отвечали, но, когда им была дана самостоятельная работа, стали постоянно отвлекаться и лишь единицы вызывались отвечать.

2. Ваши суждения об уровне воспитанности учащихся класса и отдельных учеников. В каких видах деятельности или ситуациях наиболее ярко проявляется культура поведения и общения учеников?

Поработав с классом, прихожу к выводу, что уровень воспитанности у учащихся очень различается. Отмечу лишь, что почти все учащиеся всегда приветствуют учителей и благодарят за проведенный урок. Культура поведения и общения наиболее ярко проявляется не только на уроках, но и на переменах. Ученики часто паясничают, что обострилось к середине практики, когда они осознали, что я не всегда с ними строга. К моему разочарованию, дети лишь злоупотребляют доброжелательным отношением к ним. Мои постоянные похвалы в адрес одной из учениц с хорошей успеваемостью и очень активной работой на уроке привели к тому, что Д. перестала следить за своей дисциплиной и её ответы и обращения ко мне приобрели некий оттенок шутливости, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо в диалоге между учителем и учеником.

На просьбу выполнить какое-либо поручение откликаются единицы (например, достать словарь из шкафа или открыть окно). Особенно дисциплину нарушают мальчики. Игнорируют замечания, пересаживаются во время урока, пытаются со мной шутить. Угрозы совсем не действуют. Спокойно сидят на уроках лишь немногие. Все реагируют только на особо жесткие замечания. Особенно отличается ученик А., сидящий на первой парте. Учителя отзываются о нем негативно, проверка работ по моим предметам говорит о низкой успеваемости ученика. Отмечу его совершенно несерьезное отношение к работе на уроке, к выполнению домашнего задания. Постоянно нарушает дисциплину, отвлекает других учащихся и неуважительно относится к молодым учителям.

Наиболее ярко проблемы с дисциплиной проявляются на внеклассных занятиях и классных часах. Постоянный шум, полная неорганизованность, совершенно не реагируют на замечания учителей.

3. Какими интересами и перспективами живет класс? В каких видах деятельности (учебной, игровой, клубной, трудовой и др.) учащиеся участвуют с желанием, проявляют инициативу, а что отрицают и не принимают?

Класс активный, принимает участие в спортивных соревнованиях, школьных олимпиадах, конкурсах. Большой интерес вызывает баскетбол. Очень инициативны в подготовке к торжествам и при оформлении классных уголков в кабинетах. К трудовой деятельности относятся отрицательно. Недовольство вызывают сообщения о генеральной уборке или уборке территории. Не любят внеклассные занятия, пытаются пропускать, но благодаря строгости классного руководителя весь класс на них всегда присутствует. Но несмотря на это, на самом внеклассном занятии многие принимают активное участие в деятельности, особенно если предложить занятие в игровой форме или использовать мультимедийные устройства для подачи информации. На классные часы ходят с интересом.

4. Как организует воспитательную работу классный руководитель (принципы, методика, формы, традиции)? Как организовано взаимодействие с родителями учащихся? Какова степень участия родителей в жизни класса?

Читайте также:  Диплом анализ эффективности работы предприятия

Классный руководитель при организации воспитательной работы использует метод убеждений, т. е. внушение, диалог или инструктаж. Как правило, это осуществляется на классных часах или во время занятий, очень часто на переменах. Также руководителем используется метод оценки и самооценки – часто делает строгие замечания, порицает за проступки, дисциплину, учебу. В основном дело ограничивается разговором, иногда применяется наказание (н-р, вызов родителей в школу). Формы воспитательной работы, используемые руководителем; мероприятия, дела, игры. Также используется форма воспитательной работы «путешествие», например, руководитель проводит экскурсии (музеи, выставки и т. п.) с целью организовать наблюдение, сообщение необходимых сведений, с другой – самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.

Классный руководитель является учителем физической культуры, поэтому активно участвует в организации спортивных мероприятий класса, является тренером спортсменов и каждого индивидуально консультирует.

Использует традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому. Родители принимают активное участие в жизни класса, как в учебной деятельности, так и во внеклассной.

5. Какие мероприятия Вы организовали и провели? Как во внеурочной работе Вы построили свое взаимодействие с учащимися? Как распределялись роли и обязанности между Вами и учениками при подготовке мероприятий?

В процессе работы с учащимися было организовано два мероприятия; внеклассное занятие и классный час. Внеклассное занятие было посвящено закреплению важной темы по русскому языку. Занятие было построено в форме игры. Учащиеся делились на три группы, каждая получала задания, которые нужно было выполнить за определенное количество времени. Я, как руководитель мероприятия, активно оказывала помощь учащимся, т. е. разъясняла им суть заданий в случае недопонимания или затруднений, следила за дисциплиной. Учащиеся, в свою очередь, также самостоятельно организовывали свою деятельность, т. е. распределяли работу между собой, после завершения занятия они приводили кабинет в порядок.

Также был проведен классный час, посвященный важной мировой проблеме – терроризму. Учитывая слабость дисциплины, на классном часу использовались мультимедийные устройства – был показан небольшой документальный фильм о терроризме. Благодаря этому приему в классе было спокойно, все были увлечены просмотром. Была проведена небольшая лекция и последующий опрос учащихся, в котором они принимали активное участие. Некоторые учащиеся вызвались помочь с настройкой оборудования.

6. Сложились ли у Вас отношения сотрудничества с учащимися? Испытывали ли Вы потребность в неофициальном (официальном) общении с учениками?

Не со всеми учащимися удалось наладить отношения сотрудничества. Очень слаженно шла работа с учениками, имеющими успехи в учебе и отличающимися на фоне других детей своими умственными способностями, т. е. более быстрым восприятием информации и хорошими знаниями. Они на каждом уроке были очень активны. С ними легко можно было перейти на неофициальное общение – особенно на уроках литературы, когда обсуждались проблемы произведений или приходилось обращаться к жизненному и культурному опыту учащихся. С остальными учащимися поддерживалось официальное общение, особенно оно было необходимо с плохо дисциплинированными учениками, так как доброжелательное отношение и диалог вне рамок официального общения они воспринимали как сигнал к непослушанию.

7. Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы? Чем эти трудности были обусловлены: недостаточной педагогической подготовленностью, личными особенностями (характер, убеждения, настроение и т. п.) или какими-то другими причинами?

При проведении воспитательной работы большие проблемы возникали с регулированием дисциплины в классе. Считаю, что это можно объяснить отсутствием опыта работы в школе. Также повлиял возраст и положение в школе – учащиеся понимали, что перед ними практикант, а не учитель. Негативно сказалось еще и то, что я не всегда проявляла строгость и жесткость там, где она была необходима и учащиеся этим активно злоупотребляли.

Также были трудности с проведением уроков – не всегда хватало 45 минут на то, чтобы провести за это время весь запланированный материал, что-то приходилось оставлять на самостоятельное изучение. Возникали проблемы с диктованием лекций – учащиеся очень плохо воспринимают информацию на слух, постоянно приходилось повторять материал, что отнимало много времени.

8. Удовлетворены ли Вы проведенной работой? Что именно считаете нужным отметить?

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности более двадцати занятий, внеклассные мероприятия, а также осуществляла активную работу с учащейся, которую выбрала для психолого-педагогической характеристики. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению. Качество проведенных мною занятий считаю средним: материал, который я готовила к каждому уроку, не вызывает у меня нареканий и учителями-предметниками всегда положительно оценивался, но мои несовершенные навыки взаимодействия с учащимися отрицательно сказывались на ведении уроков – меня не всегда слушали, отвлекались и не делали записей в тетрадях.

Считаю нужным отметить то, что мне была оказана огромная поддержка со стороны учителей-предметников и классного руководителя. Благодаря их участию удавалось регулировать дисциплину в классе. Замечания учителей всегда были обоснованными и очень ценными при организации моей учебной деятельности. Классный руководитель охотно откликалась на мои просьбы и принимала активное участие в решении проблем с ведением воспитательной работы. С руководителем проводились беседы, в процессе которых я получала нужные сведения о классе и об учащейся, на которую составлялась характеристика. Дружный и отзывчивый учительский коллектив, на мой взгляд, является важнейшим критерием для успешной деятельности практикантов.

9. Ваши суждения и выводы о результатах практики.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. С родителями учащихся никакой работы я не проводила.

План педагогической практики был выполнен мной полностью. Плюсами своей деятельности считаю следующее: не было отставаний по учебной программе, каждый конспект уроков был тщательно составлен и всегда согласовывался с преподавателями. Внеклассные занятия были заранее запланированы и проведены в соответствии с планом. Была организована работа по психолого-педагогической характеристике с учащейся. Ученица охотно выполняла тесты и была общительна и открыта во время бесед, что очень помогало моей работе.

Советы учителей-предметников очень помогали в воспитательной работе и во многом пригодятся в моей будущей преподавательской деятельности. Ценными были советы факультетского руководителя, но с некоторыми замечаниями я не согласна. Руководитель посчитала проявлением непрофессионализма отсутствие психологической связи с учащимися, плохое взаимодействие с ними. С этим можно согласиться, но необходимо учитывать мой возраст и опыт работы с детьми – я считаю, что пока говорить о профессионализме рано, ведь это только начало деятельности и молодым учителям всегда очень трудно взаимодействовать с классом. Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

Слабая дисциплина в классе очень мешала учебной деятельности и давила психологически, в такой обстановке было очень тяжело вести работу. Ситуацию спасало лишь присутствие на уроках преподавателей, но оно не всегда было возможным. По данной проблеме делаю следующий вывод: дисциплине класса нужно уделять огромное внимание, но беседы с учащимися не имеют смысла – дело в личностных качествах педагога, а также в его опыте. Строгость, а в некоторых ситуациях и жесткость позволят регулировать дисциплину в классе. Доброжелательное отношение, мягкость и снисходительность имеют пагубное влияние на взаимодействие педагога и учеников.

Источник