Критерии качества музыкальной развивающей предметно-пространственной среды
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.
1. Качество содержания.
Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
— восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
— воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
— музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т. д.)
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
2. Качество структуры.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
Таким образом, критериями качества музыкальной среды являются качество содержания, качество структуры, функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Источник
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Сафина, Л. В. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО / Л. В. Сафина, С. В. Чумаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49155/ (дата обращения: 04.07.2021).
Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно? Необходим чуткий и творческий педагог, замечающий ростки музыкальности на самом раннем этапе развития ребенка и помогающий им расти, и, безусловно, современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее задачи:
обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);
обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;
получение и закрепление знаний о музыке;
развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной развивающей среде ДОУ.
Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду. Собрана огромная библиотека:
картотека методической литературы:
учебно-методический комплект и дополнительный материал примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы по музыкальному воспитанию;
учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М.Каплуновой, И. А.Новоскольцевой;
методическое обеспечение программы «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко;
методическое обеспечение программы «Синтез» К.В.Тарасовой, В.А.Петровой, Т.Г.Рубан;
методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной;
методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой;
методическое обеспечение программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.И.Бурениной;
методическое обеспечение программы «Камертон» Э.П.Костиной;
методическое обеспечение программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» Т.Э.Тютюнниковой;
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. -М.: МИОО, 1995.
сборники сценариев праздников и развлечений.
картотека художественной литературы:
произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);
серия книг «Рассказы детям о музыке»;
серия книг по произведениям русских и советских писателей, поэтов;
картотека периодических изданий:
журнал «Дошкольное воспитание»,
журнал «Музыкальный руководитель»,
журнал «Музыкальная палитра»,
журнал «Справочник музыкального руководителя»
картотека музыкально-дидактических игр:
игры для развития звуковысотного слуха,
игры на развитие динамического слуха,
игры на развитие тембрового слуха,
игры на развитие ладогармонического слуха,
игры на развитие памяти и музыкального слуха,
игры для развития детского творчества;
картотека музыкальных игр и упражнений:
русские нарoдные игры и хороводы,
игры народов мира,
подвижные игры «Круглый год»,
игры с музыкальными инструментами,
игры на развитие воображения,
игры «Дыхательная гимнастика»,
упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.
Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов. А недавно, был создан мини-музей грампластинок, где дети с удовольствием слушают музыку, записанную на виниловые диски.
Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.
В детском саду очень много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементов костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.) и атрибутов для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.
Невозможно научить играть на скрипке не имея скрипки. Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. Есть в нашем саду богатейшая коллекция детских музыкальных инструментов (Орфовских инструментов): ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, румбы, бубенцы, маракасы, треугольники, тамбурины, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки и т.д., набор перкуссий: тон-блоки, гуиро, шейкер, кастаньеты, клавесы, тарелки.
Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.
В «Музей музыкальных инструментов» с большой любовью собирались инструменты много лет. В нем дети могут увидеть, как выглядит настоящая скрипка, аккордеон, балалайка, цитра, блокфлейта, настоящий большой ксилофон, бонго, гитара, синтезатор. И не только увидеть, как выглядит тот или иной музыкальный инструмент, но и попробовать извлекать из него звуки, играть на нем. Много лет в учреждении функционирует детский оркестр «Маленькие звездочки» и ребята с удовольствием играют на самых разных детских музыкальных инструментах, исполняя музыку русских, зарубежных и современных композиторов. Наш оркестр неоднократно выступал на конкурсах и занимал призовые места.
Есть у нас и мини-музей музыкальных инструментов, где ребята с интересом рассматривают всевозможные детали маленьких моделей инструментов.
Так же, в ДОУ организована и оформлена развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности. «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир» (С.И. Мерзлякова).
Театрализованная деятельность в детском саду – замечательная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание егo творческой направленности. Она прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки, развивает эмоциональную сферу и приобщает к духовным ценностям. В соответствие с ФГОС, она включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется. На данный момент она включает в себя:
специальное помещение для театрализованной деятельности;
подсобные помещения: костюмерная, гримерная;
разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр ростовых кукол, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй игрушки, театр мягкой игрушки, платочный театр, варежкин театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр из носков, театр живой руки;
большая и малая ширма для кукольного театра;
ширма для теневого театра;
костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;
маски животных и людей;
декорации к спектаклям;
видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;
фонотека театральных шумов;
аудиозаписи детских спектаклей.
Не можем не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Мы с радостью расширяем сферу воздействия музыки на ребенка и используем для оживления персонажей на экране (для элементов волшебства 8 марта оживало и разговаривало Сoлнышко, плакала и жаловалась Тучка, заколдовывала Весну Снежная Королева и т.д.). В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.
Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Источник
Построение предметно-развивающей среды (оборудование и оформление учебного класса музыкально-теоретических дисциплин)
Среда, в которой находится ребенок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности.
С целью решения проблемы построения предметно-развивающей среды класса музыкально-теоретических дисциплин с учетом всех принципов ее создания мною проявлен индивидуальный подход. Согласно ФГОС развивающая предметно-развивающая среда является:
Основными элементами предметной среды являются:
тематические наборы пособий;
аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Класс музыкально-теоретических дисциплин оснащен ноутбуком, аудио- и видеоаппаратурой с аудио- и видеозаписями, составленными лично мною по возрастным категориям; учебной и методической литературой по учебным дисциплинам «сольфеджио» и «музыкальная литература». На стенах размещены 10 цветных плакатов из комплекта «Таблицы по музыкальной грамоте для детских музыкальных школ» автора/составителя Т. Вахромеевой. Каждая таблица посвящена одной из тем, изучаемых на уроках музыкальной грамоты: гаммам, тональностям, длительностям звуков, интервалам, аккордам и т.п. Будучи размещенными на видных местах, плакаты способствуют быстрому запоминанию и усвоению материала. Имеется магнитная доска.
Кроме того, мною изготовлены:
учебная доска с изображением нотных станов для изучения нот; написания музыкальных диктантов; построения гамм, интервалов, аккордов; транспонирования и др.;
напольная фортепианная клавиатура;
цветная портретная галерея зарубежных, русских и советских композиторов;
фланелеграф с комплектом основных ритмоформул, белых и черных «головок» нот;
Источник
«Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
Музыкальный зал — это образовательная среда для дошкольников, всегда место встречи ребёнка с музыкой, игрой, танцевальной деятельностью. Он предназначен для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, а также для проведения праздничных мероприятий — утренников, досугов и развлечений. Это помещение в ДОУ обычно самое большое и светлое. Уже с самого младшего возраста, дети вовлечены в волшебный мир музыки. Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: образовательная деятельность, праздники и развлечения, досуги, индивидуальная и самостоятельная музыкальная деятельность.
Музыкальный зал представляет собой просторное оборудованное помещение для групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий. В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно — пространственная среда, которая оснащена достаточными техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической деятельности. Так же музыкальный зал полностью укомплектован музыкальными инструментами, рекомендуемыми для реализации образовательной программы ДОУ по области «Художественно-эстетическое развитие».
Также в нашем ДОУ находится кабинет музыкальных руководителей и костюмерная, что немаловажно для подготовки к различным праздникам, развлечениям. В ней хранятся костюмы не только для взрослых, но и костюмы для музыкальных игр с элементами театрализации.
К каждому мероприятию музыкальный зал оформляется в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность. Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр. Развивающую предметно — пространственную среду музыкального зала условно можно разделить на три зоны-рабочую, спокойную и активную, но основными зонами являются все таки спокойная и активные зоны.
Рабочая зона. Рабочую зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. В этой зоне соблюден важнейший принцип «глаза в глаза» (когда дети располагаются справа от музыкального руководителя)
Оборудование рабочей зоны состоит из интерактивной панели и проектора, ноутбука ( причем смонтированы технические средства обучения вне доступа детей), музыкального центра, фортепиано, расположенного таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей; пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, для демонстрации наглядного материала, столиков, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.
Недавно приобретена новая мебель, это:
— современная мобильная тумба под музыкальный центр на колесиках, обладающая функциональностью и свободой перемещения, что позволяет быстро организовать пространство по своему усмотрению .
— шкаф: с закрытой тумбой, где хранятся контейнеры с атрибутами для занятий; кисти, краски, пластилин, цветная бумага для деятельности в рабочей зоне, полкой для музыкальных инструментов для развития фонематического и ритмического слуха, творческих способностей; и 2-мя стеллажами, где расположены специальные стойки под кукол для кукольного театра. В зависимости от необходимости оборудование данной зоны трансформируется (за исключением музыкального инструмента-фортепиано).
Активная зона . Большое пространство для танцевально-ритмических упражнений, музыкально-двигательного творчества. Поскольку часть активной деятельности дошкольников происходит сидя либо лёжа на полу, в зале имеется ковровое покрытие, дети на занятиях находятся в чешках, что безопасно при танцевальной –игровой деятельности .
Так же в зоне находятся стулья с художественной росписью, ответствующие возрасту детей и зеркала, которые необходимы во время занятий танцевальной деятельностью.
Спокойная зона . В нашем музыкальном зале эта зона мобильная, так как бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации все же предусмотрена. По надобности она располагается близко к окнам. В этой зоне дети могут выразить свои эмоции посредством красок, карандашей, цветной бумаги, пластилина (материалы и инструменты находятся в специальном стеллаже).
Техническая оборудование . Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Это инновационный подход к организации развивающей среды. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. А так же дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, позволяет максимально заинтересовать детей, значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Неотъемлемой частью музыкальной развивающей предметно-пространственной среды для детей являются музыкальные зоны в группах и информационные уголки для родителей в приемных детского сада.
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. В группах музыкальные уголки оформлены творчески, что помогает не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и развивает воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Место для музыкального уголка воспитатель выбирает сам. Мной для воспитателей нового корпуса была проведена консультация об оснащении музыкального уголка, ведется совместная работа по наполнению его дидактическим материалом, музыкальными инструментами.
Основное условие ФГОС дошкольного образования — это взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников. В основе взаимодействия лежит тесное сотрудничество с родителями. Для них в приемных созданы музыкальные уголки, где информация обновляется раз в месяц, проводятся консультации, выступления на родительских собраниях, совместные праздники и досуги.
Если вы обратили внимание возле музыкального зала также находятся информационные стенды с материалами для родителей, фотографиями и нашими достижениями.
В обновлении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала очень активное участие принимают педагоги нашего коллектива. Основная часть декораций создана с их помощью. Так же они являются непосредственными участниками образовательного процесса — принимают участие в праздниках, развлечениях, досугах, выступают в роли персонажей. За что им огромное спасибо!
Таким образом, в детском саду создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому взглянуть на игровое пространство.
Источник