2.2. Содержание работы по формированию умения анализировать научно-познавательные рассказы у учащихся 3 класса

В современной методической литературе немало работ [2] и др., посвящённых исследованию детской познавательной литературы и её изучению в начальной школе. Известный методист М.П. Воюшина в качестве примеров называет способы работы с познавательной книгой: выделение известной и новой информации, постановка познавательных вопросов к тексту, определение темы и основной мысли текста, составление плана текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры.

Продемонстрируем, как можно реализовать некоторые из них на уроке литературного чтения.

Выделение известной и новой информации. Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте. Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, т.к. это умение необходимо при обработке любой информации. Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию. Для наглядной демонстрации детям двух видов информации можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.

Обучение детей постановке вопросов к тексту лучше всего начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж»:

как охотник встретился с ежом?

как вёл себя ёж в лесу, а как — дома у охотника?

с какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?

зачем ёж строил себе гнездо?

Ответ на первый вопрос очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. При ответе на третий вопрос нужно понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Чтобы найти ответ на последний вопрос, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Дети тренируются в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения. Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку вопросов в учебной деятельности по другим предметам.

Определение темы и основной мысли текста. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Кто чем поёт?» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н.Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, — но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное — сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное — описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы.

— Вы прочитали рассказ Н.Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа — перелет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н.Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н.Надеждиной? А что из рассказа В.Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?

Составление плана текста

Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случает направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации. Покажем на примере сказки Н.И. Сладкова «Суд над декабрём».

Источник

Анализ научного текста

— Какие возникают у вас слова-ассоциации с этим словом?

— Как вы думаете, почему я вас об этом спросила?

2. Актуализация знаний

— Что такое текст?

(Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Текст имеет тему и основную мысль.)

— Какие вы знаете типы текстов? (повествование, описание, рассуждение)

— Какие вы знаете стили текста ? (художественный, научный, разговорный)

— У вас на карточках имеется 2 текста. Прочитайте только заголовки. Как вы думаете, что общего у этих текстов? (стиль)

3. Определение темы урока. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: определение темы и цели урока.

— Попробуйте определить тему нашего урока.

— А какова будет цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

Читайте также:  Анализ первого дня лагеря

Организация учебной деятельности с целью получения новых знаний и умений

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: создание плана чтения учебно-научного текста-текста изучающим чтением.

А) –Подумайте, с какой целью можно читать научно-учебный текст. Подчеркните те, формулировки, с которыми вы согласны.

. чтобы подготовить пересказ

. чтобы научиться чему-то

. чтобы узнать новое

. чтобы развлечься, отдохнуть

. потому что интересно

. чтобы получить удовольствие от чтения

. чтобы найти материал для сообщения, доклада

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: самопроверка по эталону и коррекция.

Б) – Вы уже знаете, что понимание текста начинается ещё до чтения. Прочитайте ещё раз заглавия текстов. Определите, из каких учебников они взяты. Предположите содержание текста по заглавию.

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: обсуждение плана чтения научно-учебного текста (работа в парах).

В) – Сейчас я предлагаю вам попробовать, работая в парах, создать план чтения научно-учебного текста.

— Чтобы создать план, вы можете воспользоваться небольшой подсказкой-заготовкой.

План чтения научно-учебного текста

1) До начала чтения:

2) Во время чтения:

Г) Проверка. Обобщение. Создание единого плана

План чтения научно-учебного текста

1) До начала чтения:

  • Определи для себя цель чтения.
  • Прочитай заглавие, постарайся предположить тему и содержание текста.
  • Определи количество частей по количеству абзацев.

2) Во время чтения:

  • Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте.
  • Обращай внимание на слова, выделенные шрифтом.
  • Определи главную и второстепенную информацию.
  • Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац; запиши эти вопросы.
  • Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу.
  • Отметь то новое, что ты узнал из этого текста.
  • Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.
  • Определи, достигнута ли цель чтения.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: коллективное чтение текста из учебника математики по составленному плану. Работа с текстом до чтения и во время чтения. Постановка вопросов автору. Поиск и выделение главной и второстепенной информации.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: самостоятельное составление вопросного плана текста.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: самопроверка по эталону. Оценка качества и уровня усвоения учебного материала.

Примерный план текста

  1. Что называют в математике высказываниями или утверждениями?
  2. Какими бывают высказывания?
  3. Что такое тема и рема?
  4. Какие предложения не являются утверждениями?
  5. Почему иногда необходимо доказывать или опровергать истинность утверждения?
  6. Почему не всегда легко доказать или опровергнуть утверждение?

— Оцените свою работу.

— Ко всем ли абзацам вы смогли поставить вопрос?

— Соответствуют ли ваши вопросы главной информации абзацев?

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: работа с текстом после чтения (по плану). Пересказ текста по плану (работа в парах).

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: слушание художественного текста. Коллективное обсуждение прочитанного текста.

— Я сейчас прочитаю вам притчу, которая называется “Истинное величие”.

— Можете ли вы предположить, какого стиля будет этот текст?

— Что такое притча? (Притча – малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное поучение или премудрость)

— Как понимаете название текста? Что значит величие? (Величие – наличие в ком(чём)-нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.)

— Предположите, о чём может быть эта притча.

— А теперь послушайте притчу. (Чтение притчи без последнего предложения.)

Задание, направленное на развитие личностного УУД: нравственно-этическое оценивание литературного героя.

— Как вы думаете, что сказал мальчик? (После высказываний учащихся чтение последнего предложения.)

— Как характеризуют героя его слова и поступок?

— Почему притча называется “Истинное величие”?

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: сравнение текстов научного и художественного стилей.

— Как вы думаете, будем ли мы читать эту притчу по плану, который составили для чтения научного текста?

— Какова цель научного текста? (Сообщение чего-нибудь)

— Какова цель художественного текста? (Воздействие на мысли и чувства читателя)

5. Рефлексия учебной деятельности

Задание, направленное на развитие личностного УУД: рефлексия.

— Какова была цель нашего урока?

— Достигли ли мы этой цели?

— Нужно ли уметь читать изучающим чтением?

— Пригодиться ли вам план чтения научно-учебного текста, который мы составили? Когда?

— Попробуйте оценить свою деятельность на уроке:

  • Что показалось трудным для вас при чтении научно-учебного текста?
  • Что выполняли легко?
  • Чему ещё стоит поучиться?
  • Что бы вам хотелось изменить в уроке (добавить в урок)?

6. Домашнее задание — самостоятельное изучающее чтение текста из учебника природоведения.

Источник

Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)

Политова, М. В. Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта) / М. В. Политова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/4946/ (дата обращения: 04.07.2021).

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Практика школы показывает, что дети затрудняются работать с текстом. На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальных классах.

В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать ещё в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Читайте также:  Статический анализ и прогнозирование

Предлагаю вашему вниманию приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника.

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.

1 этап— подготовительный (до начала чтения), 2 этап— основной (в процессе чтения), 3 этап— заключительный (после чтения).

1 этап (подготовительный)

Цель:пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

  1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, сделать предположение, о чем пойдет речь в тексте)
  2. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
  3. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)
  4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
  5. Анонс предстоящей работы (на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
  6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

2 этап (основной)

Цель:достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы работы:

  1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
  2. Работа стестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

3. Восстановление деформированного текста. По ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.

  1. Заполнение таблиц исхем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

5. Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)

  1. Чтение состановками (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)

3 этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

  1. Работа спословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
  2. Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами)
  3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак -)
  4. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
  5. Составление памяток, инструкций.
  6. Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации)

7.«Хочу поделиться» (обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально — нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

  1. https://infourok.ru/priyomi-raboti-s-tekstom-na-urokah-okruzhayuschego-mira-2482494.html. history=10&pfid=1&sample=0&ref=1

Похожие статьи

О подготовке младших школьников к интерпретации.

Известно, что текст литературного произведения является посланием автора своему потенциальному читателю. Это позволяет учителю начальной школы на уроке литературного чтения текст рассматривать как акт коммуникации со всеми его существенными признаками и.

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из.

Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции

Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во

Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык.

Преодоление трудностей понимания художественного текста на.

овладение техникой чтения и приёмами работы с текстом, работа над пониманием прочитанного и прослушанного произведения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и.

Развитие навыка анализа текста у младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, писатель, прием работы, научная информация, подводящий диалог, анализ

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках. Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения.

Данная статья посвящена анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве одного из эффективных средств автор предлагает веб-квест «История любви» для детей младшего школьного возраста.

Стратегии смыслового чтения в начальной школе для.

«Диалог» обучающихся савтором литературного произведения или научного текста — это прием работы с текстом во время его чтения.

текст, дальнейшее чтение, продуктивное чтение, читательская интерпретация, чтение ребенка, комментированное чтение, работа.

Использование в начальной школе технологий обучения детей.

выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка впечатлений, выразительное чтение стихотворения, выборочное чтение. Использование в начальной школе технологий обучения детей.

Технология продуктивного чтения как способ противостояния.

− Первый этап — работа с текстом до чтения. На данном этапе используется прием антиципация.

Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению В. Драгунского «Англичанин Павля», учебник литературного чтения 3 класс.

Формирование навыков выразительного чтения в начальных.

Алгоритм чтения текста включает в себя три этапа работы с текстом

 эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная.

Источник

Анализ научного текста

Исследование стиля изложения. Экстралингвистическая характеристика текста. Выявление языковых показателей научности повествования. Анализ лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических характеристик. Изучение особенностей словообразования.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.01.2016
Размер файла 15,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Анализ послания президента 2012 года

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общего и русского языкознания

по дисциплине «Речевая культура педагога»

Анализ научного текста

г. Барнаул 2015 год

Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

I. Экстралингвистическая характеристика текста

1. Стиль: научный; подстиль: научно-популярный; вид: прозаический; жанр: научно-справочная статья.

2. Тема: научное определение атмосферного явления — грозы.

3. Идея информативная: описать атмосферное явление — грозу, её особенности.

4. Цикл гуманитарных наук.

5. Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей.

6. Форма речи письменная, тип речи: описание.

II. Лингвистическая характеристика текста

1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).

2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, ритмика текста в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

3. Языковые приметы научного стиля, имеющиеся в тексте.

Лексические: Словарный состав текста:

а) большинство слов в тексте: однозначные.

б) преобладают слова и словосочетания терминологического характера (кучево-дождевые (грозовые) облака, подстилающая поверхность)

в) эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

г) все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю. д) кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: гроза (ст.-слав), .град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.

Фразеологические:

1. В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера -устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. научность стиль текст лексический

2.Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет. Это тоже характерно для научного стиля.

Морфологические:

1.В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом (20 существительных). Это специфика научного стиля.

2.Существительные неодушевлённые, мужского, женского, среднего рода, множественного и единственного числа.

3.Некоторые существительные употреблены в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

4.Числительные и глаголы в тексте отсутствуют.

5.Есть два указательных местоимения (эти, ней).

6.Прилагательные (14 слов) в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины — признак научной речи.

7.Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.

8.Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

9.Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.

10.Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

Словообразовательные:

Научный стиль не предполагает особого словарного разнообразия. В тексте уместно использованы слова и словосочетания терминологического характера (атмосферное явление, электрические разряды, кучево-дождевые облака, осадки, шквал, конденсация, водяной пар, воздушные массы). Остальные слова употреблены в прямом значении, представлена также нейтральная лексика, эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле),

Синтаксические:

1.Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

2.В тексте три союзных предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

3. В статье простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

Общий вывод

В целом анализируя характеристики представленного текста можно с уверенностью сказать, что написан он научным языком, и соответствует научному стилю. Это подтверждают все характеристики текста, а лексическая-в первую очередь. К тому же отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

Источники

1. Учебник «Речевая коммуникация» Оскар Яковлевич Гойхман

http://www.docme.ru/doc/230637/sintaksicheskaya-harakteristika-yazykovoj-lichnosti «Синтаксическая характеристика языковой личности» (диссертация)

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm Е.И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» Морфология

http://www.lspl.ru/articles/Paper_2_LSPL.pdf «Лексико-синтаксические шаблоны для автоматического анализа научно-технических текстов» Е.И. Большакова, Н. Э. Васильева, С.С. Морозов.

http://russkiy-na-5.ru/articles/491 «Русский на «5»» — тренинг синтаксический разбор предложения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование языковых норм деловой письменной речи. Анализ лексико-фразеологических, морфологических, синтаксических особенностей функционального стиля. Правила композиции документа и связности текста. Особенности фразеологии в деловой коммуникации.

реферат [79,6 K], добавлен 26.12.2010

Изучение особенностей процесса редактирования, в который входит проверка и обработка текста. Описания правки лексических, морфологических и синтаксических ошибок. Характеристика литературного оформления рукописи. Прогноз воздействия текста на аудиторию.

реферат [25,9 K], добавлен 17.06.2012

Признаки классификации стиля текста, понятие о его гибридности. Типы связи в тексте, способы изложения материала в нем. Примеры служебно-делового общения. Языковые средства выразительности рекламных слоганов. Анализ и исправление лексических ошибок.

контрольная работа [30,0 K], добавлен 29.01.2015

История отечественного терминоведения. Выявление лексических и семантических особенностей специального текста для применения этих знаний в практике моделирования семантики специального текста. Требования к терминам, их анализ. Понятие фоновой лексики.

курсовая работа [106,3 K], добавлен 14.11.2009

Ознакомление с особенностями использования языковых средств газетного текста в манипулировании сознанием реципиента. Анализ лексических средств создания образа России в газетном тексте. Изучение процесса передачи образа России в переводе газетного текста.

дипломная работа [110,6 K], добавлен 11.08.2017

Специфика научного (академического) стиля текста. Основные правила цитирования и оформления ссылок в научных текстах. Планы, тезисы, конспекты как разновидности научных текстов и методика их выполнения. Выводы как неотъемлемая часть научного текста.

контрольная работа [74,9 K], добавлен 24.02.2015

Понятие научного стиля, единицы научной речи. Языковые особенности лексики, грамматические особенности, орфография и пунктуация. Чтение научного текста. Составление конспекта. Виды работы с первичным текстом. Устное научное выступление. Научная полемика.

Источник