Анализ методики теста векслера



Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Интеллектуальные тесты широко применяются для определения профессиональной пригодности и прогнозирования успешности трудовой деятельности. Как правило, для этой цели используются короткие опросники
(КОТ) или отдельные задания из полноценных тестов. При оценке претендента на руководящую должность, часто возникает необходимость полной и разносторонней оценки
уровня интеллектуального развития человека. В этом случае часто используется тест Векслера — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS).

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте
от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS
претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой
понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается
13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в
задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов
высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

Субтесты невербальной части:

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из
которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков
из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается
восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.
Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как
скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с
возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50%;
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения;

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не
соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере,
субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка,
предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для
взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

Источник

Тесты Векслера детский и взрослый: интерпретация. Тест Векслера: детский вариант (для дошкольников)

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта — что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

В 1939 году появилась первый вариант шкалы — Bellevue, где «Бельвью» – это название клиники. Предложенные тесты Векслера были предназначены для диагностирования интеллектуальных способностей людей от семилетнего до 69-летнего возраста. Д. Векслер подвергал критике применяемые на тот момент тесты, основным из которых был тест Стэнфорд-Бине. Он считал их непригодными для исследования взрослой категории людей, так как они имеют скоростную направленность, что является затруднительным для пожилого возраста. Также в существующих тестах присутствовали примитивные операции, направленные скорее на детский возраст.

Его особенности

Характерной чертой данного метода тестирования является возможность охватить большой диапазон возрастов, и отдельный тест Векслера — детский вариант, дающий конкретную характеристику интеллектуальных задатков ребенка и выявляющий закономерности развития интеллекта. Кроме того, результаты, полученные при тестировании, учитываются психиатрами для правильной постановки диагноза.

Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.

W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Читайте также:  Что такое маркетинговый анализ компании

Блоки теста

В данную методику входит 2 блока:

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?

Для подведения итогов необходимо осуществить три уровня обработки и интерпретации результатов. Первый уровень – это анализ отметок общего, вербального и невербального интеллекта. Второй – исследование результатов с подсчетом соответствующего коэффициента, оценочного профиля выполненных задач. На третьем этапе происходит интерпретация индивидуального профиля с учетом поведения подопечного в ходе обследования и других диагностических данных. Аналогично взрослому обрабатывают тест Векслера для дошкольников, анализируя результаты поставленных задач.

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

В методику включены вербальная и невербальная шкалы. В первую входят такие показатели:

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?». Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Источник

Методика Векслера: детский вариант

Методика Векслера: детский вариант

Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.
Читайте также:  Медцентр анализы для медкнижки

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

Методика Векслера.jpg

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Методика Векслера для дошкольников задания.jpg

  • Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
  • Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
  • Точная формулировка при постановке вопроса.
  • Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
  • Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
  • В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
  • Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
  • Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
  • Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
  • Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
  • Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
  • Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
  • При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
  • С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
  • Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
  • После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка и интерпретация данных

Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.

IQ-показатели по Векслеру:

130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов 2.jpg

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

Источник

Анализ методики теста векслера

Производитель лекарства обязан указывать в рекламе те побочные эффекты, которые возникают при его применении, рассказывать о последствиях передозировки и противопоказаниях. К сожалению, авторы и производители психологических тестов чаще указывают на их достоинства, скрывая недостатки и недоделки.
Свою лепту в дискредитацию тестов как научных измерительных методов вносят недобросовестные и необученные пользователи, применяющие их не по назначению.
Еще одна существенная деталь: любой тест можно использовать «за пределами» его прямого назначения. Процесс диагностики раскрывает дополнительные стороны индивидуальности тестируемого. Зачастую регистрация побочных признаков поведения, проявляемых испытуемым, значит гораздо больше для его характеристики, нежели вычисление индексов, предусмотренных в инструкции к тесту.
На этом я закончу преамбулу и сформулирую свою задачу: рассказать не о самом тесте, а о его дополнительных свойствах и об опыте применения, который накоплен за многие годы. В конце концов, с самим тестом можно познакомиться, купив его или, в крайнем случае, прочитав учебник.

ИСТОРИЯ Д. ВЕКСЛЕРА И ЕГО ТЕСТА

Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера. История его появления в СССР в эпоху гонения на тесты (а это конец 40-х годов) является странной: легенды утверждают, что он был контрабандно ввезен через Таллинн после войны. Впервые тест был применен в клинической практике специалистами Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, ими же получены нормы на отечественной выборке, адаптированы задания и т.д. Полная ревалидизация теста тогда не проводилась. Она не проведена и до сих пор.
Автор теста, Дэвид Векслер, родился в 1896 году в Румынии в многодетной семье. Через шесть лет после его рождения семья эмигрировала в Нью-Йорк. Дэвид окончил городской колледж, защитив степень бакалавра, а через год получил степень магистра психологии в Колумбийском университете и сразу был призван в американскую армию. Шла Первая мировая война, Америка вступила в нее в 1917 году.
Американские психологи, будучи патриотами, предложили использовать для отбора новобранцев тесты умственных способностей. Векслер оказался в группе психологов, которая занималась тестированием и обсчетом результатов армейского теста «Альфа» и теста Стэнфорд—Бине.
После войны Векслер два года стажировался в Великобритании в лаборатории К. Пирсона, затем работал в Бюро детского воспитания г. Нью-Йорка, занимаясь консультированием детей.
С 1932 года Векслер становится главным психологом психиатрической клиники Белльвью. Там он изучает эмоциональные реакции у психически больных. Руководителем его докторской диссертации был Р.С. Вудвортс.
Ничто не вырастает на пустом месте: огромный опыт консультационной и психодиагностической работы, прекрасная научная школа, которую прошел
Д. Векслер под руководством выдающихся психологов, личный талант — явились основой творческого успеха этого ученого.
В 1939 году Векслер создает первый вариант шкалы интеллекта для взрослых, через три года выходит второй вариант, предназначенный для нужд армии (идет Вторая мировая война), — «армейский Векслер». В 1955 году появляется окончательная версия теста интеллекта для взрослых. Последняя прижизненная версия теста Векслера вышла в 1981 году (предназначена для обследования лиц от 16 до 64 лет), а к 1998 году относится новейшая переработка, сделанная его учеником Аланом Кауфманом. Создаются аналогичные формы теста для детей 5–15 лет (1949 год) и для детей от 4 до 6,5 лет (1963 год).

ЧТО НОВОГО ПРИВНЕС Д. ВЕКСЛЕР В ТЕСТИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА?

Во-первых, он отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей, а затем развил В. Штерн (он придумал формулу для определения IQ как отношения умственного возраста к физическому).
Векслер опирался на идею своего учителя Ч. Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией»), влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
Во-вторых, Д. Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия. Во время Первой мировой войны американские психологи столкнулись с тем, что не все новобранцы справлялись с тестом «армейский Альфа» по причине низкой интеллектуальности. В армию США было мобилизовано много недавних эмигрантов, плохо знавших английский и с трудом понимавших инструкцию к тесту и содержание заданий. Поэтому для них была создана вторая версия теста («Бета»), в которую вошли невербальные задания. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.
В-третьих, Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.
Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста — тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении.
Векслер никогда не был ограниченным «психометристом», он всегда осознавал недостатки своего теста. Опытный клиницист и консультант, Векслер рассматривал свой тест как способ многостороннего исследования пациента и обращал внимание на необходимость наблюдения за дополнительными признаками поведения (пониманием инструкции, мимикой и пантомимикой и т.д.), а также за процессом решения заданий.
Несмотря на свою сложность, тест стандартизирован, и отклонение от нормы при его проведении считается недопустимым. При этом существуют и сокращенные варианты теста, предназначенные для быстрой и грубой оценки уровня развития умственных способностей.
Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.
В мире насчитываются сотни, если не тысячи публикаций, посвященных применению теста интеллекта Д. Векслера. Еще больше исследований, проведенных с его использованием.
От этого теста нельзя так просто отказаться в психодиагностической практике и в исследовательской работе, также как нельзя просто так отказаться от платино-иридиевого метра — эталона длины, хранящегося в Париже. В противном случае результаты исследований и обследований, проводимых разными психологами в разное время и в разных странах, будут несопоставимыми. И как бы мы ни относились к тесту Векслера, мы будем его использовать еще очень долго.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые мифы, которые сложились вокруг теста Векслера, и дополнительные его возможности.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ ИЗМЕРЯЕТ ТЕСТ?

Версии теста Д. Векслера для взрослых (WAIS) и для дошкольников и младших школьников (WPPSI) состоят из 11 субтестов, версия для детей (WISC) — из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу.
Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.
Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».
Одни авторы интерпретируют последнюю способность как «мнемический фактор» (способность к кратковременному запоминанию), другие — как «математический интеллект» (способность мыслить числами). Существует и третья интерпретация — «свобода от отвлечений внимания» (FFD), или, проще говоря, «устойчивость произвольного внимания».
Опытные клиницисты еще в 50-х годах рекомендовали не включать результаты субтестов «Арифметический» и «Запоминание цифр» в итоговый балл по вербальной шкале и в ходе анализа профиля интеллекта рассматривать их отдельно от вербальной и невербальной шкалы.
Фактор FFD коррелирует с показателями многих тестов внимания и оценками успеваемости. Чаще всего низкие оценки по фактору FFD наблюдаются у детей с гиперактивностью при дефиците внимания (расстройство ADMD).
На сегодняшний день проведено множество исследований теста Д. Векслера с помощью конфирматорного факторного анализа или структурного моделирования. В различных исследованиях выделяется от одного до четырех факторов. При этом чем старше испытуемые, тем больше факторов выделяется.
Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.
Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.

Читайте также:  Анализам котам какая мочекаменная болезнь

ЧТО ПЕРВИЧНО, ЧТО ВТОРИЧНО?

Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по мнению Векслера, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре.
Данные психогенетических исследований дают противоположную картину: в большей мере генетически детерминированы индивидуальные различия в вербальном интеллекте, а уровень невербального интеллекта зависит от индивидуального опыта. Вербальный интеллект нельзя смешивать со знанием естественного (родного) языка: такой интеллект предполагает, в первую очередь, понимание смысла высказываний и оперирование значениями.
Вербальный интеллект, как любая специфичная для человека функция, выделяющая его из мира животных, подлежит более жесткому генетическому контролю, чем невербальный интеллект. Важно, что при повторном проведении теста показатели по невербальной шкале возрастают больше, чем по вербальной, то есть интеллект действия более тренируем.
Оказалось, что на развитие невербального интеллекта детей существенно влияет общение и совместная деятельность с отцами. Мать в большей мере влияет на развитие вербального интеллекта ребенка. Доказано, что мамы с младенцами-девочками общаются больше, чем с мальчиками, поэтому сначала девочки опережают мальчиков в уровне развития вербального интеллекта. Затем эта разница уменьшается.
Более того, результаты по тесту «Словарный запас» являются самыми устойчивыми, они не зависят от ситуации, мотивации, эмоционального состояния испытуемых. Поэтому при оценке индивидуальной структуры интеллекта рекомендуют использовать показатели «словарного разброса» — разницу между выполнением каждого субтеста и теста «Словарный запас». Применяют также индексы «общего словарного разброса» (сумма всех отклонений), «вербального разброса», «невербального разброса»
и т.д. Существуют довольно точные диагностические характеристики этих показателей, но чаще всего они используются в клинической практике.

УМ ИЛИ ГЛУПОСТЬ?

Принято считать, что тест интеллекта измеряет уровень развития умственных способностей личности. Однако, как точно отметил К.М. Гуревич, любой тест предусматривает некий норматив — абсолютно правильное выполнение заданий. Каждый тест основан на некоторой модели «идеального интеллекта». По Векслеру, «идеальный интеллектуал» — это человек, который может правильно решить задачу в уме без ошибок за минимально отведенное время. Правильными считаются либо ответы, соответствующие нормам формальной логики (вербальная часть), либо безошибочное и быстрое выполнение действий и получение результата, предусмотренного образцом (невербальная часть).
Диагност присваивает испытуемому баллы за продуктивность выполнения заданий, но с тем же успехом он мог бы фиксировать ошибки и вычитать баллы из некоторой «идеальной суммы», определяя расстояние индивида от норматива.
Психометристами давно замечено, что интеллект не имеет абсолютного нулевого значения, но в самом тесте закладывается возможность его абсолютно правильного и своевременного выполнения. Таким образом, снизу шкала интеллекта ограничена возможностями самого «глупого» представителя вида Homo sapiens, а сверху — «нормой» самого теста.
Итак, тесты интеллекта измеряют не уровень «ума», а уровень «глупости» — отклонение от идеала, зафиксированного в структуре теста. Сравнение результатов по тесту Д. Векслера с результатами по тесту Стэнфорд—Бине показало, что тест Векслера благоприятен для лиц с низким уровнем развития, пожилых людей, то есть шкала теста «растянута» снизу. С другой стороны, лицам с высоким и сверхвысоким уровнем интеллекта при выполнении теста трудно «развернуться» и продемонстрировать свои способности: срабатывает эффект «потолка».
Тест, предназначенный для клинической и «нормальной» школьной практики, вряд ли пригоден для различения уровней интеллектуальной одаренности детей и взрослых. Поэтому его не стоит использовать для отбора одаренных детей в спецшколы, элитные гимназии и лицеи. Для этого существуют другие тесты и тестовые батареи.

КАК ПРОВОДИТЬ ТЕСТ?

Тест Д. Векслера — одна из наиболее сложных и трудоемких психодиагностических методик. Он требует очень высокой квалификации от диагноста. Психолог должен надежно усвоить правила предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого.
В первую очередь, это касается общей картины поведения испытуемого, реакции на тестирование, переживания успехов и неудач, утомления и пр. Экспериментатор не должен подталкивать испытуемого к правильным ответам. Главным недостатком теста является «экзаменационная последовательность» заданий: они следуют от простого к сложному. Любой испытуемый после завершения выполнения каждого субтеста испытывает ощущение неудачи, а следовательно у испытуемого падает мотивация.
Особенно отрицательно отсутствие эмоциональной поддержки сказывается при выполнении теста лицами, боящимися неудачи, тревожными и эмоционально чувствительными: они показывают более низкие результаты по сравнению с теми, которые могли бы получить в ситуации позитивного общения.
Стоит только включить в нейтральную инструкцию мотивирующие и эмоционально-поддерживающие высказывания, как результаты тестирования детей возрастают в среднем на 10–15 баллов по сравнению с результатами испытуемых контрольной группы.
Интеллект можно определить как потенциальные когнитивные возможности индивида, как ограниченный «когнитивный ресурс», который влияет на успешность решения задач. Нейтральная инструкция, снижение мотивации препятствуют реализации возможностей индивида. Но это мое личное мнение.
К сказанному выше можно было бы добавить еще очень многое, но объем статьи ограничен, а любая статья не может заменить методичку или учебник.
Поэтому скажу, что версии теста Д. Векслера (взрослый и подростковый варианты) издаются фирмой «иматон» (Санкт-Петербург), руководство к русской версии подготовлено квалифицированными психологами Ю.Н. Филимоненко и В.Н. Тимофеевым. Более подробно о тесте можно прочитать в моей книге «Психология общих способностей», выпущенной издательством «Питер» в 1999 году.

Источник

Тест Векслера покажет, насколько высок ваш интеллект

Тест Векслера — это методика, позволяющая определить уровень интеллектуального развития человека. Она является одной из самых распространенных и известных среди подобных. Разберемся, что такое тест Векслера, подробно.

Для чего используется методика Векслера?

Данный тест основан на иерархической модели интеллекта, разработанной его создателем. С ее помощью проводят качественную диагностику интеллекта в целом, а также его вербальных и невербальных компонентов.

векслера

Тест состоит из 11 независимых частей. Из них 5 направлены на невербальные исследования, а 6 — на вербальные. Вопросы и задания в тестах постепенно усложняются.

Вербальное тестирование проверяет общий уровень осведомленности человека, диагностирует его способность к пониманию, нахождению сходств и различий, запоминанию числовых последовательностей и рядов.

На что направлено невербальное тестирование? Эти разделы построены по иному принципу. Здесь человек должен искать недостающие детали в картинках, анализировать последовательности расположения объектов. После выполнения каждого задания ставится оценка в баллах.

Что показывают результаты тестирования?

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только уровень интеллекта человека и его составляющие. Тест также показывает наименее развитые сферы интеллектуальной деятельности, и что их заменяет. Если хотя бы по одной из частей тестирования получен низкий балл, то это означает, что у тестируемого имеется патология психического развития или нервное расстройство.

Общие правила тестирования

Этот тест особенный. Дело в том, что, как утверждают психологи, к нему необходимо быть готовым в эмоциональном плане. Кроме того, требуется желание проходить тест. Желательно, чтобы испытуемый находился в хорошем настроении.

Исследование должно быть похожим на обычную беседу или игру. Не должно складываться впечатление, что проходит экзамен.

Все положительные ответы требуют поощрения. При этом если возникает сложность в ответе, нужно сохранять спокойствие, не поддаваться раздражению.

Детский тест Векслера

Эта методика направлена на определение степени интеллектуального развития у людей в возрасте от 10 до 60 лет. Соответственно, для разных возрастных групп разработаны разные по сложности и содержанию задания. Детский тест позволяет определить, где отстаёт в развитии ребёнок и подтянуть слабые сферы мышления. Таким образом, он дает возможность либо определить имеющиеся патологии, либо увидеть недостатки, которые можно исправить. Точно также и для взрослых людей.

Как подготовиться к тесту Векслера?

Если вы хотите пройти данный тест, вы можете немного потренироваться, что поможет получить хорошие результаты. Так, например, у Викиум очень много интересных тренажёров, которые повышают интеллектуальные способности. Задания на внимание, нахождение различий, запоминание информации, математические тесты — все это поможет улучшить мышление и развить мозговую деятельность. Уже после первых тренировок вы заметите, что ваши способности повышаются. А если постоянно развиваться, пробуя что-то новое, можно добиться очень высоких показателей, в том числе и при прохождении теста Векслера.

Источник