Критерии малого бизнеса на 2020 год: таблица, изменения
Критерии малого и среднего бизнеса на 2020 год изменились. Владимир Путин подписал закон, который внес изменения по доли участия организаций в уставном капитале. Но доля в УК не единственный критерий отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2020 году. Все показатели смотрите в таблице.
Скачать подсказки бесплатно
Какие изменения в критериях отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса учесть в 2020 году
Обсудим критерии малого бизнеса в России на 2020 год. Учитывайте два важных момента, когда будете проверять свое право на льготы для МСП. Какие права и льготы дает статус малого предприятия >>>
Начнем с главного – про изменения критериев малого бизнеса в России на 2020 год, которые в 2019 году утвердил Владимир Путин (Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ). Малыми могут быть компании, если участниками таких ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов или их отделения. Одновременно с этим в таких ООО за предыдущий год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам должна быть не менее 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.
Отметим, что критерии для организаций и предпринимателей, кто относится к малым предприятиям, существенно меняли еще в конце 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ). Напомним два важных момента, которые надо учитывать в 2020 году в России.
Первый – вместо выручки от реализации используют критерий доходов. Это означает, что с лимитом компания и ИП сравнивают налоговые доходы. Причем именно те, которые они отражают в декларации по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД или НДФЛ.
Проще говоря, доходы по правилам налогового учета – это сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. В том числе доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы по которым были ранее учтены.
Второй – в законе действует ограничение для доли участия иностранных компаний в уставном капитале. Малые и средние организации с долей иностранных компаний не более 49% могут сохранить статус субъектов малого предпринимательства. Главное условие – такая иностранная организация сама должна быть малой.
Есть и еще одно важное ограничение про уставный капитал – размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Кроме того, к малым предприятиям теперь могут относиться российские хозяйственные товарищества.
Предпринимателей, организации малого и среднего бизнеса, социально ориентированные НКО освободили от уплаты большинства налогов и взносов за II квартал 2020 года. Исключение — НДС, НДФЛ с доходов физлиц. О том, какие налоги и взносы не придется перечислять в бюджет, для кого будет действовать отмена, а также как отразить в отчетности и учете, читайте в рекомендации.
Срочное изменение в МСП в 2020 году
Чтобы попасть в реестр МСП и получить господдержку из-за коронавируса, нужно сдать отчетность за 2018 год не позднее 30 июня 2020 года. Об этом инспекторы рассказали на сайте ФНС.
Одно из условий для получения субсидий и другой помощи, которую государство оказывает бизнесу пострадавших отраслей – это наличие сведений о компании или ИП в реестре малого и среднего предпринимательства.
Организации, которые не сдали отчетность за 2018 год вовремя в 2019 году, могут сделать это сейчас. Крайний срок – 30 июня 2020 года. После этого компанию или ИП включат в реестр МСП. Такую норму устанавливает Федеральный закон от 08.06.2020 №166-ФЗ.
Реестр МСП формируют автоматически на основании данных о доходах и среднесписочной численности работников, которые компания или ИП указывает в налоговой отчетности. Налоговики обновляют реестр обновляют ежегодно 10 августа по данным на 1 июля отчетного года.
Ваша компания не получила никакие антикризисные льготы? Тогда вам интересно будет узнать, что перечни льготных отраслей дополнили. А еще Минэкономразвития поддержало наше предложение о том, чтобы дать льготы большему числу компаний. Не упустите возможность воспользоваться поддержкой государства.
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в 2020 году
Перейдем непосредственно к критериям предприятий малого и среднего бизнеса 2020 года. Предприятия могут относиться к малым и средним в 2020 году по трем критериям:
- среднесписочная численность работников;
- доходы за период – календарный год;
- доля юридических лиц в уставном капитале (Закон № 209-ФЗ и постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
Так что малое предприятие – это организация или ИП, которые соответствуют условиям по численности работающих, доходам, а также доле юрлиц. Например, к малым предприятиям относятся предприятия с численностью не более 100 чел. и доходом, не превышающим 800 млн. руб. в год. Доля в уставном капитале предприятия, которая принадлежит компаниям, не относящимся к малым и средним, а также иностранным организациям, – 49 процентов.
Все критерии малых, средних и микропредприятий с учетом изменений смотрите в таблице ниже. Также вы можете ознакомиться с условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства на сайте ФНС >>>
С 1 июня банки начали выдавать компаниям и предпринимателям новые дешевые кредиты на возобновление деятельности. Деньги можно использовать на любые нужды бизнеса: выдать зарплату работникам, погасить старые кредиты.
Источник
Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы
Кириленко, Н. А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы / Н. А. Кириленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46157/ (дата обращения: 03.07.2021).
В данной статье проведен анализ динамики развития малого предпринимательства РФ за период с 2012 по 2016 год, динамики роста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2011 по 2015 год, а также рассмотрен и проанализирован сальдированный финансовый результат деятельности организаций по видам экономической деятельности. На основе полученных данных выявлены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: малые предприятия, темп прироста, доходы, расходы, финансовый результат
This article analyzes the dynamics of small business development in the Russian Federation for the period from 2012 to 2016, the dynamics of growth in the volume of shipped goods of own production for the period from 2011 to 2015, as well as the balanced financial result of organizations’ activities by types of economic activity. On the basis of the data obtained, problems and prospects for the development of small business in the Russian Federation are revealed.
Keywords: small enterprises, rate of growth, incomes, expenses, financial result
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях перехода к рыночной экономике растет роль и значимость малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В экономически развитых странах удельный вес малого бизнеса в экономике довольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так как это положительно влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами, способствует занятости населения, т. е. решает ряд актуальных экономических и социальных вопросов.
По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, вклад малого бизнеса, рассчитанный на основе оборота предприятий, в 2013 г. составил 25,8 % (микропредприятия — 11,9 %), при этом число занятых в малом предпринимательстве составило 21,1 % (микропредприятия — 8,5 %) [4].
Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).
Динамика показателей развития малого предпринимательства вРоссии за период с 2012 по 2016гг. (по состоянию на 31 декабря)
Параметры
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
2016г.
Число малых предприятий, тыс.
Процент к общему числу предприятий
Численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел.
Оборот малых предприятий, млрд. руб.
Оборот малых предприятий в процентах к обороту всех предприятий, %
Финансовый кризис оказал отрицательное воздействие на темпы развития малого и среднего предпринимательства. Так, количество малых предприятий сократилось с 1137,4 в 2012 г. до 219,7 тыс. в 2015 г. и только в 2016 г. начался небольшой рост до 229,2 тыс. Оборот малых предприятий сократился с 15468,9 млрд. руб. в 2012 г. до 8784,9 млрд. руб. в 2014 г., начав постепенный рост в 2015 г. и 2016 г., составив 13252,0 млрд. руб.
Также наблюдается сокращение численности занятых на малых предприятиях — с 9239,2 тыс. в 2012 до 5562,9 тыс. человек в 2015 г., однако в 2016 г. наблюдается незначительный рост до 6423,3 тыс. чел.
Изменение численности малых предприятий по отраслям экономики, в которых они функционируют, за период с 2012 по 2016 годы представлено на рисунке 1 (А, Б).
Рис. 1. Структура численности малых предприятий в РФ за период с 2012 по 2016 годы: 1 — сельское хозяйство; 2 — добыча полезных ископаемых; 3 — обрабатывающие производства; 4 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5 — строительство; 6 — оптовая и розничная торговля; 7 — гостиницы и рестораны; 8 — транспорт и связь; 9 — финансовая деятельность; 10 — операции с недвижимостью; 11 — образование; 12 — здравоохранение и соц. услуги; 13 — прочие услуги
Анализ динамики структуры численности малых предприятий показывает значительное сокращение оптовой и розничной торговли и перераспределение в другие виды экономической деятельности. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего, изменениями в системе учета предприятий и экспансией средних и крупных предприятий.
В РФ классификация малых предприятий представлена в Федеральном Законе Налогового кодекса Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Согласно этому закону, малые предприятия подразделены на следующие категории:
– микропредприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 15 человек, при этом выручка предприятия не должна превышать 60 млн. руб.;
– малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 100 человек и выручкой до 400 млн. руб. [3].
Особое значение имеет распределение малых предприятий по видам экономической деятельности, что представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. [4]
Как видно из данного рисунка, более 30 % предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли. Следующие две большие группы — это производство и строительство. Также следует отметить активность малых предприятий в осуществлении операций с недвижимым имуществом. Остальные сферы экономической деятельности занимают менее 7 % в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности [4].
Данные по сальдированному финансовому результату деятельности организаций приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет приведены в таблице 2.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (млрд. руб.)
Вид экономической деятельности
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Добыча полезных ископаемых
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
Производство транспортных средств и оборудования
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования
Транспорт и связь
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Всего
7139,5
7 824,5
6853,7
4346,7
7502,7
Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать следующие выводы, что увеличение общей суммы прибыли произошло 2012 г, что составило 7824,5 млрд. руб., затем последовал убыток, минимум составил 4346,7 млрд. руб. в 2014 г., с 2015 года начался рост общей суммы прибыли до 7502,7 млрд. руб. Наиболее убыточным видом экономической деятельности оказалось производство транспортных средств и оборудования [4]. По остальным видам экономической деятельности в 2015 г. наблюдается устойчивый рост прибыли по сравнению с 2014 г., однако не все отрасли вышли на докризисный уровень прибыли 2011 г.
Таким образом, как показывает мировая практика развитых стран, малое предпринимательство имеет большое значение для экономики государства, в виду своих особенностей и преимуществ, среди которых можно выделить: относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, более низкая потребность в первоначальном капитале, более высокая оборачиваемость капитала, более высокая гибкость и адаптивность к новым условиям, более высокая информативность о потребностях местных рынков, состоянии спроса и предложения, соответственно, более быстрая реакция на запрос рынка.
Вместе с этим существует и ряд недостатков, таких как: более высокий уровень риска, меньшая устойчивость на рынке, зависимость от деятельности крупных компаний, качество и компетенция управления, проблемы получения долгосрочных кредитов и дополнительного финансирования, зависимость от условий рынков, слабость и сложность механизма государственной поддержи, административные проблемы на региональных уровнях и др. Поэтому малое предпринимательство требует особой государственной поддержки разного характера. Так как развитие и увеличение качества и количества субъектов малого предпринимательства способствует развитию конкурентной рыночной среды, насыщению рынка товарами и услугами, созданию дополнительных рабочих мест, более эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, расширению потребительского сектора и росту экономики в целом.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 N 14-ФЗ — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027, свободный.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ — Режим доступа: http://nalogovyy-kodeks.ru, свободный.
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/, свободный.
- Российский статистический ежегодник. 2015: статистический сборник — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078, свободный.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с.
- Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с.
Ключевые слова
Похожие статьи
Анализ показателей деятельности малых предприятий.
В данной статье отражены показатели оборота малых предприятий СКФО и инвестиций в их основной капитал за 2014 год, а также их соотношения с аналогичными данными 2013 года. Ключевые слова: оборот, инвестиции, малые предприятия.
Динамика развития малого предпринимательства.
Основные экономические показатели деятельности предприятий малого предпринимательства вОренбургской области.
у — сальдированный финансовый результат предприятий малого предпринимательства, темп роста %.
Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале.
Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность.
Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России
На сегодняшний день финансовое состояние предприятий малого и среднего бизнеса остаётся тяжелым. В современных условиях многие предприятия нуждаются в финансовых средствах, однако, не каждый бизнесмен имеет нужную сумму денежных средств.
О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России
В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности.
Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике.
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.
Современное состояние и тенденции развития предприятий.
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников.
Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности— оптовая и розничная торговля
В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.
Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса
В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.
Похожие статьи
Анализ показателей деятельности малых предприятий.
В данной статье отражены показатели оборота малых предприятий СКФО и инвестиций в их основной капитал за 2014 год, а также их соотношения с аналогичными данными 2013 года. Ключевые слова: оборот, инвестиции, малые предприятия.
Динамика развития малого предпринимательства.
Основные экономические показатели деятельности предприятий малого предпринимательства вОренбургской области.
у — сальдированный финансовый результат предприятий малого предпринимательства, темп роста %.
Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале.
Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность.
Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России
На сегодняшний день финансовое состояние предприятий малого и среднего бизнеса остаётся тяжелым. В современных условиях многие предприятия нуждаются в финансовых средствах, однако, не каждый бизнесмен имеет нужную сумму денежных средств.
О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России
В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности.
Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике.
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.
Современное состояние и тенденции развития предприятий.
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников.
Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности— оптовая и розничная торговля
В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.
Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса
В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Актуальность. Предпринимательство является наиболее активной формой экономической деятельности страны. Это такая деятельность, которая влияет на экономический рост, способствует новаторской разработке продукции, применению нанотехнологий, развитию научно-технического прогресса, помогает решать социальные проблемы страны.
Фирмы отличаются друг от друга не только по составу участников, формам собственности и так далее, но и по объему выпускаемой продукции. Таким образом, фирмы делятся на крупные, средние и малые.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение [4].
В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%. В таблице 1 представлены критерии разделения предприятий на микропредприятие, малое и среднее предприятия в зависимости от численности сотрудников и их дохода, а также количество организаций по данным на 1 августа 2017 года.
Таблица 1. Критерии малого и среднего бизнеса.
до 15 (включая ИП)
Предельный доход (млн. руб.)
Количество на 01.08.2017
ИП, хозяйственные партнёрства или общества, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы
Источник: данные Росстата
В 1 половине 2017г. в России было создано около 218500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе – 1636987. Рекордсменом по числу МСБ является г. Москва: 451979 микроорганизаций, 170000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны. [9]
Несмотря за заявляемую активную поддержку малого и среднего бизнеса в России, фактические темпы роста числа субъектов МСП крайне низки. Одна из основных причин этого – низкий уровень развития финансовой системы в регионах [9].
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемому ФНС, по состоянию на 10 октября 2017 г. в России наблюдался весьма скромный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – всего на 1,3% в годовом выражении до 5,8 млн. субъектов (см. таблицу 2). Самые относительно высокие темпы роста наблюдались в Центральном ФО (+3,4%) и Северо-Западном ФО (+2,1%), при этом были отмечена отрицательная динамика в Северо-Кавказском ФО (-1,8%), Дальневосточном ФО (-1,6%) и Приволжском ФО (-0,7%). Между тем, положительные темпы роста по данному показателю в целом по России достигнуты были исключительно за счет роста микропредприятий, в то время как число малых и средних предприятий за год даже сократилось. Данная тенденция наблюдалась почти во всех федеральных округах, кроме Южного и Северо-Кавказского округов.
Таблица 2. Изменение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2017 (в % к уровню 10.10.2016)
Источник: данные ФНС
В 2017 г. наблюдается снижение темпов роста числа МСП в сельскохозяйственной сфере.Хотя в текущем году и сохраняются положительные темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей-глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), тем не менее, заметно их замедление. Так, по данным ФНС, за три квартала 2017 г. прирост числа таких ИП составил 5,7 тыс. однако, это на 42,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (см. рис. 1 и рис. 2). При этом, с учетом того, что к концу года число прекративших свою деятельность ИП, как правило, превалирует, то высока вероятность того, что текущие потоковые показатели изменятся в еще более худшую сторону. Вместе с тем, число иностранных граждан, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя-фермера, в этом году продолжает расти. Так, за три квартала 2017 г. прирост числа хозяйств этой категории составил 160 человек [8]
Рисунок 1: Изменение числа КФХ (число зарегистрированных минус число прекративших свою деятельность) по месяцам в 2014-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Рисунок 2: Изменение числа КФХ в 2012-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Одной из причин низких темпов роста числа МСП являются проблемы доступа к финансовым средствам.
По данным Банка России, темпы кредитования субъектов МСП растут — по состоянию на 1 сентября 2017 г. объем предоставленных с начала года кредитов субъектам МСП составил 3,8 трлн. руб., что на 19,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее, доля кредитов, приходящихся на субъекты МСП, составляет всего лишь 16,1% от объема всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (см. рис. 3). [10] Проблема доступности средств в регионах остается актуальной и в связи с продолжающейся политикой Банка России по ужесточению банковского надзора. В результате данной политики число кредитных организаций с конца 2014 г. сократилось во всех федеральных округах на 20-40% (см. рис. 4), что, в свою очередь, наносит ущерб и без того слабо развитой системе региональных банков, критически важной для развития МСП в регионах [1].
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Так, по данным Банка России, большинство кредитов предоставляется субъектам МСП кредитными организациями других регионов, имеющих местные филиалы. [10] Тем не менее, если рассматривать данный показатель в разрезе субъектов РФ, то картина выглядит довольно «грустно». Например, в одном из самых благополучных федеральных округов – Центральном ФО – 93,0% кредитов МСП выдается местными кредитными организациями. Однако такой высокий благоприятный показатель по округу достигается исключительно за счет Москвы, а при этом из 18 субъектов, входящих в Центральный ФО, в 13 субъектах более 40% предоставленных кредитов выдается кредитными организациями других регионов, причем даже не имеющих местных филиалов (см. рис. 5). Почти аналогичная картина выявляется, если пройтись по всем ФО. Отсутствие же региональных банков, знающих местный бизнес, без сомнения негативно сказывается на динамике развития субъектов МСП [8].
Рисунок 5: Распределение объемов кредитов, предоставленных субъектам МСП (с начала года по состоянию на 1.09.2017) в зависимости от места нахождения кредитных организаций и их филиалов
Источник: составлено автором по данным Банка России
Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает ресторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. В 2017 году показатели возросли до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.
Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям, т. е. вновь открытые старые объекты.
Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На рисунке 6 показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:
Рисунок 6. Рейтинг отраслей по популярности
Источник: составлено автором по данным ФНС
Статистика цветочного бизнеса показывает, что за праздничные дни можно сделать выручку на год вперед. Свадьба, выпускной, 1 сентября, день учителя, 8 марта, юбилей – все эти торжества не обходятся без букетов. Статистика бизнеса говорит, что один проданный цветок приносит прибыль в размере 200–300%. Оборот отрасли в нашей стране составляет более 2 млрд. долларов за год.
Большое количество споров вызывает вендинговый бизнес. Однако статистики 2017 года недостаточно чтобы сделать окончательный вывод о выгодности этой отрасли. Вендинговый бизнес не требует больших вложений – достаточно лишь закупить автомат и периодически восполнять расходные материалы.
Сегодня вендинговые автоматы предлагают огромный спектр услуг: пополнение счетов телефонов, покупку напитков и продуктов питания. Выгодность автомата зависит от места расположения. Наиболее востребованы автоматы в центральной части России.
Одним из выгодных направлений является оффшорный бизнес. У него есть ряд преимуществ. Какая статистика оффшорного бизнеса? По состоянию на 2009 год было зарегистрировано более 60 тыс. компаний в оффшорных юрисдикциях. Зарегистрировать компанию можно за короткий срок. А также есть возможность за пару часов купить готовое предприятие. Статистика продаж бизнеса подтверждает данный факт. Высокий спрос на оффшоры вызван низкими налогами. По статистике треть миллионеров заработали свой капитал на оффшоре.
Также популярен по статистике семейный бизнес. Такие компании закрываются в три раза реже остальных. Около 70% фирм в мире – семейные. На Востоке показатель составляет 90%.
Проблемы малого бизнеса в России
Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Подводя итоги, стоит отметить, чтов настоящее время в России действует около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, малые и средние предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др. При этом в трех округах из семи число малых предприятий сократилось в два раза.
Тем не менее, производительность труда на малых предприятиях в 1,5-3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26% оборота розничной торговли, 51% оборота оптовой торговли и 28% объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12%. [ 9 ]
Список литературы
Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. т. 6. № 4
Гусарева Н.Б., Тарькина М.М. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики. 2017. С.46-50.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL : https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 18.11.2018)
Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — "Волтерс Клувер". 2014 г.
Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Банковское кредитование. 2015 г. N 2. С.42 – 44
Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации. URL : https://www.fedstat.ru/indicator/42962.do (дата обращения 19.11.2018)
Консультант Плюс. URL : www . consultant . ru (дата обращения 19.11.2018)
Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс] URL : http :// rf — biz . ru /10. php (дата обращения 17.11.2018)
Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru (дата обращения 18.11.2018)
Центральный Банк России. URL : http :// www . cbr . ru / (дата обращения 17.11.2018)
Источник
Критерии малого предприятия 2020: таблица
Критерии малого предприятия в 2020 году – это средняя численность сотрудников, величина предпринимательского дохода и доля владения других организаций в уставном капитале. В статье – подробная таблица с критериями, а также актуальные справочники.
Критерии малых предприятий в 2020 году определены в Законе федерального уровня, датированном 24-м июля 2007 г. № 209-ФЗ и посвященном развитию некрупного бизнеса в России. Для субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) установлены максимальные лимиты, определяющие возможность для фирм и предпринимателей быть включенными в реестр МСП и претендовать на льготы и дополнительную поддержку от государства.
Разобраться с критериями малых предприятий в 2020 году помогут наши справочники. Они спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:
Эксперты бухгалтерской программы БухСофт круглосуточно помогают по бухгалтерским и кадровым вопросам. Любое обращение решают день в день. Вы можете активировать бесплатный доступ прямо сейчас.
Далее в статье – подробные таблицы критериев малых предприятий в 2020 году.
Малое предприятие: критерии отнесения 2020 года
Для малого предприятия критерии отнесения 2020 года – это:
предельная средняя прошлогодняя численность привлеченных к работе физлиц;
предельный прошлогодний годовой предпринимательский доход;
для фирм из категории МСП – предельная доля владения других организаций в их уставном капитале.
Факт соответствия малого предприятия критериям отнесения 2020 г. позволяет ему быть включенным в специальный реестр, который ведет и пополняет ФНС. Фирмы и предприниматели, которые официально числятся в этом реестре, относятся к категории МСП и вправе пользоваться всеми льготами и преимуществами для субъектов МСП.
Проверить наличие любого юридического лица либо предпринимателя в реестре можно через Интернет – на сайте ФНС по адресу www.nalog.ru.
Чтобы проверить, числится ли в реестре организация либо предприниматель, достаточно, зайдя на сайт, выбрать из главного меню пункт «Сервисы и госуслуги». После этого на открывшейся странице нужно найти раздел «Сведения из реестров» и выбрать в нем пункт «Единый реестр СМП»:
Когда откроется страница поиска в реестре, следует ввести запрашиваемые данные об организации либо предпринимателе:
Малое предприятие: критерии отнесения 2020 по закону
Для малого предприятия критерии отнесения 2020 Закон 24-го июля 2007 г. № 209-ФЗ определяет достаточно подробно. Однако один из показателей – предельный прошлогодний годовой доход – определяется отдельным правительственным постановлением, датированным 4-м апреля 2016 г. № 265. В части прошлогоднего дохода малому предприятию критерии отнесения 2020 Закон не устанавливает.
Ознакомиться с официально установленными лимитами прошлогоднего годового дохода для фирм и предпринимателей из категории МСП можно в окне ниже, данный документ доступен для скачивания по ссылке:
Критерии отнесения к малым предприятиям 2020: численность работающих
Для любого малого предприятия критерии отнесения 2020 численность людей в среднем, которые привлекались к работе в интересах компании либо предпринимателя в предшествующем году. Подробнее о максимальном лимите по численности для каждой из категорий МСП — в таблице 1.
Таблица 1. Малое предприятие критерии отнесения 2020 численность среднесписочная
Размер бизнеса
Максимальная среднесписочная прошлогодняя численность
15 человек или меньше
От 16 до 100 человек включительно
От 101 до 250 человек включительно
Законодательство предписывает определять показатель численности для сравнения с максимальным лимитом по правилам, которые установлены Росстатом для заполнения статистической отчетности. Например, можно руководствоваться правилами заполнения статотчетности на бланке № ПМ из приказа Росстата от 23-го января 2020 г. № 22, который предназначен для малого бизнеса.
Среднесписочное число привлеченных к работе физических лиц рассчитывают путем сложения среднесписочного числа за каждый из месяцев (от начала года) и дальнейшего деления этой суммы на количество месяцев от начала года – например, на 3, на 6, на 9 либо на 12 месяцев.
Отдельно Росстатом в приказе от 23-го января 2020 г. № 22 определены правила подсчета среднесписочного числа работающих за месячный период.
Среднесписочное число привлеченных к работе физических лиц за месяц рассчитывается путем сложения среднесписочного числа работающих за каждый день месяца по календарю, в том числе за нерабочие дни, и дальнейшего деления полученной суммы на количество дней в месяце по календарю.
В то же время очевидно, что в выходные или праздничные даты люди не работают. В связи с этим Росстату приходится решать вопрос, какое количество работающих брать за нерабочие дни при расчете среднесписочного числа привлеченных к работе физических лиц за месяц. Вот какое правило предлагает Росстат для малого предприятия критериев отнесения 2020 численности работающих.
Для суммирования среднесписочного числа работающих за каждый из дней месяца, на праздничный либо выходной день число работающих устанавливается равным числу работающих в предшествующую рабочую дату.
Рабочая дата может предшествовать не только одному нерабочему дню, но и двум либо более нерабочим дням. При этом правило определения числа работающих остается неизменным.
Критерии отнесения к малым предприятиям 2020: расчет средней численности
Расчет в отношении малых предприятий критериев 2020 г. по среднесписочному числу работающих можно проиллюстрировать на примере.
-
2 человека – исполнители по ГП договорам;
-
3 человека – внешние совместители;
-
5 человек – трудятся по 4 часа в день;
-
2 человека — работают по 6 часов в день;
-
18 человек – трудятся полный день.
- Исключаются исполнители по ГП договорам и внешние совместители. Остается 25 человек (30 чел. – 2 чел. – 3 чел).
- Для работающих неполный день рассчитываются человеко-дни за февраль – 80 чел./дн. (4 чел./ч : 8 ч × 20 дн. × 5 чел. + 6 чел./ч : 8 ч × 20 дн. × 2 чел.).
- Для работающих неполный день определяется среднесписочное число за февраль – 4 человека (80 чел./дн. : 20 дн.).
- Для работающих полный день определяется среднесписочное число за февраль – 18 человек.
- Остается просуммировать среднесписочное число работающих полный и неполный день – 22 человека (4 чел + 18 чел).
Чтобы на основании месячных показателей среднесписочной численности работающих определить для малых предприятий критерии 2020 г. по прошлогодней среднесписочной численности, следует просуммировать показатели за каждый из месяцев года, после чего разделить полученную сумму на 12.
Малые средние и крупные предприятия: критерии 2020 по сумме дохода
По величине прошлогоднего предпринимательского дохода максимумы для малых средних и крупных предприятий критерии 2020 г. приведены в таблице 2. По таким малым средним и крупным предприятиям критерии 2020 г. определены в постановлении Правительства, датированном 4-м апреля 2016 г. № 265, и в любой момент могут быть пересмотрены.
Источник
Анализ малого бизнеса таблица
Малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает одним из основных сегментов рыночной экономики, оказывающих существенное влияние на развитие народного хозяйства, рост конкурентоспособности отрасли, активизацию внедрения инноваций, создание рабочих мест и обеспечение существенной доли населения доходами, предоставление социальной защиты и повышение благосостояния населения. Следовательно, от степени эффективности функционирования МСП в стране во многом зависят темпы экономического роста и структура ВВП.
Малый и средний бизнес – это основа рыночных отношений, в значительной степени определяющая социально-экономическое положение государства и являющаяся одним из способов для решения комплекса проблем в различных сферах деятельности.
Целью данной работы является характеристика малого и среднего бизнеса в России на современном этапе его развития, рассмотрение предпринимательской активности в стране, выявление проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП, а также обозначение способов, направленных на повышение эффективности работы малого и среднего бизнеса.
Материал и методы исследования
Методологической основой данной статьи послужили общенаучные методы исследования, а именно сравнительный, логический и статистический анализ. С помощью приведенных методов рассматривается текущее состояние малого и среднего бизнеса в России, а также проводится анализ проблем и перспектив развития МСП в стране. Кроме того, в исследование применяются эмпирические методы в рамках изучения источников информации, касающихся вопросов функционирования малого и среднего предпринимательства. В процессе подготовки материала особое внимание обращалось на данные аналитических центров, социологических опросов, национальных отчетов, ведущих исследования в области предпринимательства. Помимо перечисленных методов в работе используются обобщение полученного материала, а с целью наглядного представления результатов исследования применяется графический метод визуализации данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Поддержка малого и среднего предпринимательства считается одной из наиболее важных проблем российской экономики. В России степень развития МСП не соответствует имеющемуся потенциалу, это, в свою очередь, замедляет решение проблем экономического и социального характера, которые воздействуют на уровень жизни населения страны. Сектор малого и среднего бизнеса в России имеет меньший удельный вес в ВВП, чем во многих экономически развитых странах (рис. 1). Однако в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была поставлена цель по достижению роста вклада сектора МСП в ВВП России, так чтобы удельный вес данного показателя составил 32,5% к 2024 году [9].
Рис. 1. Удельный вес малых и средних предприятий в ВВП стран мира [13]
Малый и средний бизнес как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса [1]. Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям, приведенным в таблице.
Критерии для определения принадлежности хозяйствующего субъекта к МСП
Максимальное количество работников, человек.
(15 для микро-предприятий)
Максимальная сумма, млн руб.
(120 для микро-предприятий)
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн МСП. В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1, 095 млн малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес. Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2%. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2% (17,6 тыс.) [3].
Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии. Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц (рис. 2). Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения, вследствие чего происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиление налогового контроля; повышением НДС; теневой бизнес.
Рис. 2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в России [14]
В то же время во внимание следует принять тот факт, что количество занятых в МСП за год, если рассматривать показатели на ноябрь 2020 года по отношению к 2019 году, не уменьшилось, а возросло на 144 тыс. человек, до 15,516 млн человек. Однако по сравнению с показателями 2017 и 2018 года данное значение снизилось. Для сравнения, в 2018 году насчитывалось 16,1 млн, а в 2017 году – 15,7 млн человек, занятых в МСП [4].
Самое большое количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в РФ приходится на Центральный федеральный округ (1706,9 тыс. предприятий или 30,5%), за ним идет Приволжский федеральный округ (1000,1 тыс. предприятий или 17,9%). Затем Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12% (666,8 и 649,3 тыс. предприятий соответственно) [4]. Тем не менее, лидерами в числе регионов по сокращению численности организаций малого и среднего бизнеса в 2020 году являются: Центральный (-6,3%) и Северо-Западный (-6,2%) федеральные округа [3].
Согласно анализу, проведенному в рамках проекта «СберДанные», продолжительность существования около 70% организаций в России составляет три полных года и более. В мире средним показателем работы для 50% небольших компаний является срок до пяти лет, а для трети предприятий – от пяти до десяти лет.
К действующим в РФ предприятиям МСП, которые с высокой вероятностью достигают трехлетнего срока работы, относятся компании, осуществляющие деятельность в таких сферах, как здравоохранение (94,1%), металлургия (92,4%), добыча полезных ископаемых (92,2%). В список предприятий с низкой вероятностью продолжения своей работы свыше 36 месяцев входят организации в сфере сухопутного транспорта (58,4%), страхование (59,8%), строительство (60,6%). В строительном секторе 11,5% регистрируемых компаний закрываются уже в течение полугода [11].
Большая доля МСП в России занята в сфере услуг (здравоохранение, образование, торговля). На долю потребительского сектора приходится около половины функционирующих в стране малых и средних предприятий.
В настоящий момент уровень предпринимательской активности в России является невысоким. По результатам исследования, проведенного Министерством экономического развития (МЭР) и Аналитическим центром НАФИ в 2020 году, были получены данные, согласно которым только 7% опрошенных граждан планируют открыть собственное дело в ближайшие три года [10]. Данный показатель снизился по сравнению с 2019 годом, когда его значение составило 9,3%. Число предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке более 3,5 лет, достигло 5,1% взрослого трудоспособного населения России [8].
В исследовании также уделяется внимание мнению респондентов относительно условий ведения бизнеса в регионах. В итоге данного опроса позиции опрошенных людей разделились: 51% опрошенных считает, что предпринимательская среда благоприятная, 49% считают условия ведения бизнеса в стране неудовлетворительными [10].
В процессе работы субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с различными экономическими факторами, которые усложняют ведение хозяйственной деятельности. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основе проведенного опроса выделил ряд наиболее значимых проблем, негативно воздействующих на развитие предпринимательства в России. К основным проблемам, сдерживающим текущее развитие субъектов МСП в стране, относят: высокую налоговую нагрузку (4 балла из 5), неопределенность экономической ситуации (4 балла), снижающийся спрос на рынке внутри страны (3,8 балла), высокие ставки по кредитам (3,5 балла) (рис. 3).
Большинство организаций малого и среднего предпринимательства считают главным препятствием для роста своего бизнеса слишком высокую налоговую нагрузку. Динамику налоговой нагрузки за прошедшие несколько лет можно увидеть на рынке добычи полезных ископаемых, в строительном секторе, на рынке управления недвижимостью, в сфере общественного питания. Так, за 2019 год среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки в РФ составил 11,2%, значение данного показателя в 2018 году равнялось 11%. В 2019 году на снижение индекса деловой активности повлияло повышение ставки НДС с 18% до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий предприятий.
Рис. 3. Рейтинг проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП [12]
Изменения в налоговом законодательстве является одной из главных причин, которая оказывает негативное влияние на настроение предпринимателей, так как в таких условиях субъекты малого и среднего бизнеса не чувствуют себя уверенно. Высокая налоговая нагрузка приводит к тому, что субъектам малого и среднего предпринимательства становится всё сложнее развиваться, это, в свою очередь, подталкивает их к уходу в теневой бизнес.
К основным проблемам, тормозящим развитие МСП, относится также и недостаток финансовых ресурсов. Организации малого и среднего бизнеса по сравнению с большими компаниями считаются недостаточно надежными относительно своих обязательств по кредитам, так как существует большая вероятность не выплаты заемных денежных средств. Поэтому из-за высокого риска банки не стремятся выделять средства для малого предпринимательства. Кроме того, условия кредитования, выдвигаемые банками, иногда становятся для хозяйствующих организаций серьезными преградами из-за высоких ставок. Это значительно уменьшает вероятность использования заемных средств субъектам МСП [2, c. 226].
Несмотря на то, что объем финансовой поддержки в 2019 году субъектам МСП – 1,1 триллиона рублей, данная программа выполнена не полностью. В том же году была запущена программа льготного кредитования, однако кредит по сниженной процентной ставке может получить средний бизнес со стабильным доходом и высокими оборотами. В то время как многие небольшие предприятия такой возможности лишены, так как они не попадают под критерии, или же в силу того, что не все банки в стране работают по данной программе [7].
Неопределенные экономические ситуации тоже оказывает негативное влияние на функционирование малого и среднего бизнеса. В 2020 году пандемия и неопределенность с длительностью карантинных мер стали одними из главных барьеров для предпринимательства. В условиях карантина и падения спроса многие небольшие компании не смогли справиться с кризисом. Однако государственные антикризисные меры поддержки занятости оказали положительное влияние на данную ситуацию, хоть и не могли в полной мере компенсировать снижение доходов в сегменте МСП.
Еще одной актуальной проблемой для малого и среднего бизнеса является бюрократия. Для осуществления свой деятельности предприниматель должен собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. В настоящее время число административных барьеров уменьшается, однако положение по-прежнему нестабильно и требует много затрат, которые часто превышают у некоторых субъектов МСП их затраты на ведение хозяйственной деятельности.
К существенным преградам для развития малого и среднего предпринимательства относятся также высокая арендная плата, повышение цен на сырье и тарифы. К проблемам МСП можно отнести и дефицит квалифицированных кадров на рынке труда, так как небольшим предприятиям конкурировать с крупными организациями в плане заработной платы. Кроме того, часто наблюдается недостаточная финансовая грамотность руководителей компаний. Так, многие предприниматели не знают о введенных государством упрощенных формах сертификации и лицензирования, бесплатных юридических консультациях и налоговых каникулах.
В России для поддержки МСП осуществляется ряд государственных программ, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Консолидированный объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году в рамках национальной гарантийной системы согласно данным на 30 ноября составил 399,4 млрд рублей [6].
В ходе осуществления национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разрабатываются мероприятия, нацеленные на всестороннюю поддержку субъектов МСП. Так, в рамках проекта реализуется:
- совершенствование законодательства РФ, развитие делового климата, способствующие снижению существующих преград нормативного характера при ведении бизнеса;
- повышение объемов государственных закупок у представителей малого и среднего бизнеса до 5 трлн. рублей;
- оказание финансовой поддержки МСП в объеме 10 трлн рублей;
- развиваются в регионах микрофинансовых и гарантийных учреждений, которые обеспечивают доступ к финансовым ресурсам на льготных условиях;
- осуществление консультационной поддержки субъектов МСП через единые точки входа, такие как центры «Мой бизнес»;
- предоставление льготного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к производственным площадям и помещениям;
- популяризацию предпринимательства путем проведения ряда мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность в субъектах РФ [9].
Правительство готовится понизить процентную ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Социальному бизнесу планируют предоставить поддержку в виде грантов [5].
Кроме того, для субъектов МСП предусмотрены специальные налоговые режимы: УСН 6% от дохода или 15% от прибыли, чтобы снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение отчетности; ПСН 6%; ЕСХН 6% для предприятий, являющимися производителями сельскохозяйственной продукции. Также к мерам поддержки можно отнести государственные гарантии и участие в госзакупках, надзорные каникулы, освобождающие начинающих бизнесменов от плановых проверок в первые несколько лет.
Однако, несмотря на осуществление государством мероприятий, направленных на всестороннюю поддержку предпринимателей, рассмотренные ранее проблемы субъектов МСП, свидетельствует о том, что этих мер недостаточно. Для развития малых и средних предприятий необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки предпринимателей, основанное на создании более благоприятных условий для ведения бизнеса. Для этого нужно снижать налоговую нагрузку, смещая акцент налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса с фискальной функции на стимулирующую. Кроме этого, целесообразно устранить административные и организационные барьеры, упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Также важно упростить доступ субъектов МСП к льготным кредитам.
Существенным моментом является улучшение делового климата в стране, а также модернизация системы инвестиций, осуществляющая формирование фондов прямых инвестиций в малый и средний бизнес.
Таким образом, основой стабильной экономики страны является эффективное функционирование малого и среднего бизнеса. Однако имеющиеся в настоящее время проблемы сектор МСП решить самостоятельно не способен. Поэтому важно не только сохранять существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса, но и создавать новые эффективные механизмы, содействующие росту предпринимательства в России. Только осуществляя постоянный контроль и реализуя качественную государственную поддержку, возможно достичь эффективного развития малого и среднего бизнеса, что в результате улучшит экономическое положение как внутри государства, так и на мировой арене.
Источник