Анализ главы Максим Максимыч (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

В данной главе автор ставил цель наиболее ярко описать внутренний мир главного героя произведения. Максим Максимыч здесь служит не только в качестве повода рассказчику увидеть Печорина, его главная функция создать контраст для него.

Персонаж, чье имя стало названием повести – это обыкновенный русский офицер того времени. Он усердный служака, хорошо исполняющий свой долг и возложенные на него обязанности, но не карьерист и не подхалим. Это добрый и душевный человек, который даже с подчиненными стремится не выпячивать свой чин, напоминая о нем только в необходимых случаях. Максим Максимыч привязывается к людям, поэтому холодность Печорина, проявленная при встрече, очень обижает его. Из изложенного выше можно заключить, что данный персонаж является олицетворением обычной, обыденной жизни, которая стремится затянуть каждого, дав ему комфорт, но заставив погрязнуть в мелочах.

Холодное обращение Печорина со старым приятелем должно подчеркнуть, что главный герой произведения – человек совершенно иного склада. Прежде всего, Печорин умен, что дает ему, помимо понятных преимуществ, и более глубокое понимание жизни. Автор подчеркивает, что глаза «лишнего человека» не смеялись, когда смеялся тот. Рассказчик считает это признаком или чрезвычайно злого характера, или же грусти, накопившейся в душе этого человека. Из событий, изложенный в романе можно однозначно, сделать вывод, что правильно именно второе предположение. Грусть является следствием понимания реальности и неспособности заставить себя забыться, увлекусь пустяковыми забавами, такими как веселое «убивание времени» с приятелями или выпивка.

Автор, через трактовку жестов Печорина Рассказчиком, говорит о скрытности своего героя. Эта черта, скорее всего, вызвана не врожденными особенностями персонажа, а его отторжением, которое у него провоцирует окружающая жизнь. Уровень и характер задач, которые встают перед ним слишком мелкие для него. Они вызывают даже не ненависть, а просто скуку.

Кроме того, описывая героя, автор обращает внимание на следы пережитого, жизненный опыт, проявившийся во внешних чертах героя. Это должно подчеркнуть, что эгоизм и скука героя не являются просто напускными.

Это Лермонтов демонстрирует на примере разговора главного героя с Максим Максимычем, когда Печорин просто холоден к своему старому знакомому, ограничивается лишь простой вежливостью. Печорин достаточно умен, чтобы понимать, что старый штабс-капитан ни в чем не виноват, как и другие люди, не нравящиеся ему, но опуститься на их уровень он не желает.

Показательно и то, что Печорин уезжает в Персию. Эта страна в то время казалась европейцам и русским весьма загадочным и экзотическим местом. Отъезд именно туда можно понимать, как выражение протеста против миропорядка, против общества, каким его всю жизнь видел Печорин. В какой-то степени это метафора самоубийства, по крайней мере, нежелания жить как прежде.

Вариант 2

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это захватывающее и занятное произведение. Структура этого романа сама по себе очень интересна. Во-первых, роман сочетает в себе несколько глав, что необычно. Во-вторых, повести находятся не в хронологическом порядке. Каждая повесть состоит из двух частей: жизнь Печорина глазами других людей и его же дневник. Автор выбрал этот принцип, так как он более глубже повествует о Печорине.

Каждая глава рассказывает о своем герое и ситуации. Они все связаны лишь Г.А. Печориным, так как Печорин появляется и во время службы, и в городе Тамань, и в Пятигорске. В каждой главе Печорин оказывается в различных ситуациях, которые угрожают его жизни. Он не может и не желает жить спокойно, так как он хочет показать всем свои великие возможности.

В повести «Максим Максимыч» рассказывается о конце явлений «Героя нашего времени». Здесь виднеется Печорин в прощальный раз. Главный смысл романа это сопоставление Печорина и Максима Максимыча. Максима Максимыча осведомляют, что Печорин приехал в ту же гостиницу, где и находится сам капитан. Максим Максимыч сильно волнуется и ждет этой встречи с нетерпением. Он думает, что когда Печорин узнает, кто ждет его, то будет очень рад старому знакомому. Максим Максимыч выбегает, чтобы встретить Печорина, но он приходит только на следующее утро, и то только чтобы уехать в Персию.

С использованием этих непримечательных явлений Лермонтов показывает характеры своих героев. Лермонтов описывает Печорина как, уставшего от всего юношу, который имеет уникальную оригинальность снаружи, и тяжелый груз внутри. В то время как Максим Максимыч — это общительный персонаж, который полностью отдается своим близким людям.

Печорин не открывает свою душу и сердце никому. Он так замкнут, что не может предаться волнению, тревогам и любви. Он обижает Максима Максимыча тем, что не желает уделить минутку старому знакомому. Когда капитан говорит, что ожидал иной встречи, Печорин обнимает его, поддаваясь на секунду дружеским чувствам. Но после этого сразу же уезжает, как будто говоря ему, что они могут больше не увидеться.

С помощью этой главы и противопоставлению с Максимом Максимычем можно четче узреть образ Печорина. Печорин слишком замкнут и эгоистичен, что не думает не о ком, кроме себя. Искренность и дружба Максима Максимыча нисколько на него не влияют. Читатели могут увидеть, как Печорин перестал интересоваться другими людьми и даже своей собственной судьбой. В результате этого Лермонтову пришлось «умертвить» его.

Анализ 3

Роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» был выпущен окончательно в 1840 году, за год до смерти автора. Он состоит из 5 глав, разбросанных поэтом в произвольном порядке. Самой последней из них была глава «Максим Максимыч», которая является некой связкой между началом романа и дальнейшими заметками Печорина. Именно в ней читатель может проследить последние дни жизни главного героя. В ней раскрываются характеры и взаимоотношения ранее представленных персонажей, общение которых прекращается на грустной ноте. Но, если учитывать то, что порядок глав достаточно нерациональный, то восприятие главы может отличаться у каждого человека. В связи с этим будет рациональным воссоздать полную хронологию событий главы и попытаться правильно вставить её в концепцию романа.

Действие главы начинается с обеда повествователя и Максима Максимыча, на котором и будет сконцентрировано повествование. Во время обеда у станции на Кавказе они замечают лакея Печорина, который к тому моменту уже давно не виделся с Максим Максимычем. Штабс-капитан сразу бросился расспрашивать о своём давнем друге, с которым у него связаны важные воспоминания из жизни. Узнав, что Григорий пребывает в одном из местных домов, старик сразу же бросается ждать его у крыльца. Но, к сожалению, Печорин так и не явился. Максим Максимыч сразу же унывает, что говорит о его привязанности к юному прапорщику. Даже Лермонтов подмечает это, вводя сцену, где он не может уснуть из-за волнения.

Кульминация происходит при внезапной встрече 2 главных героев. Во время неё старик узнаёт, что Печорин уезжает в Персию. Стоит отметить, что уже во время приветствия поручик вёл себя довольно холодно по отношению к своему близкому знакомому. Впрочем, это подтверждает его сложный характер, хотя настоящая причина в другом. Возможно, он уже разочаровался в жизни и перестал видеть смысла в своём существовании. Поэтому он решает просто взять и уйти от своего прошлого в Персию, где и примет смерть. Он страстно хотел забыть обо всём, в том числе и Максим Максимыча. Благодаря встрече с ним, он снова вспомнил о похищении и убийстве Бэлы. Он желал забыть всё, поэтому спешил скорее попрощаться и уйти. Максим Максимыч же выступил в своём репертуаре простака, не поняв всю гамму переживаний Печорина. В связи с этим он обижается и пересматривает своё отношение. С одной стороны, виноват Григорий, ведь из-за его эгоизма не должны страдать другие герои. Но если посмотреть с иного взгляда, то и Максим Максимыч мог проявить уважение к Печорину, душа которого переживает сильные потрясения.

Читайте также:  Масло равенол ойл клуб анализ

Итогом главы является передача записок, оставленных молодым поручиком Максим Максимычу. Штабс-капитан отдаёт их повествователю по причине ненадобности. Именно в них и раскрывается сюжет 3 последующих глав. Поэтому глава «Максим Максимыч» считается таким прологом. В нём автор изъясняет все важные моменты в жизни Печорина, вследствие которых последний и мог разочароваться в людях и целом мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Максим Максимыч

Популярные сегодня темы

На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.

Забвение есть измена? Безусловно, это так. Забывая прошлое, мы изменяем всем, кто нас окружает, более того, мы изменяем сами себе. Память прошлых лет, а если быть точнее, исторические события

Произведение относится к раннему творчеству писателя и по жанровой направленности представляет собой рассказ, изложенный в нескольких частях в виде авторского монолога, имеющего признаки художественного очерка

Учитель – это тот человек, который встречает нас еще в действе, когда мы только-только заканчиваем детский сад, и провожает нас во взрослую жизнь, когда мы заканчиваем школу. От того, какие учителя будут окружать нас в течении этого времени зависят

Источник



Анализ главы Максим Максимыч: Герой нашего времени — роман Лермонтова

К работе над романом «Герой нашего времени» Лермонтов приступил в 1838 году. Глава «Максим Максимыч» была дописана и впервые опубликована в мае 1940 года.

По жанру данная часть произведения является рассказом, написанного в виде путевого очерка.

В главе «Максим Максимыч» автор показывает отношение Печорина к своим старым друзьям.

Максим Максимыч – один из главных героев рассказа. Это пожилой военный человек в звании штабс-капитана, но, несмотря на возраст, бодрый и энергичный. Максим Максимыч долгое время служит на Кавказе и хорошо знает здешние места и традиции горцев. Он прост и открыт в общении, умеет расположить собеседника к себе. Максим Максимыч готов каждому прийти на помощь и дорожит дружбою. Он любит жизнь и принимает её такой, как есть.

Григорий Печорин – полная противоположность добродушному и отзывчивому штабс-капитану. Это молодой, красивый, образованный и умный офицер. Он находится в постоянном поиске смысла своего существования и очень устал от своей неприкаянности. Печорин ко всему безучастен и равнодушен; ничто не привлекает его в жизни. Причина кроется в его эгоизме, неспособности любить никого, кроме себя.

Глава «Максим Максимыч» рассказывает о последней встрече главных героев в одной из гостиниц Владыкавказа. Узнав о том, что в город приехал Печорин, штабс-капитан очень обрадовался и очень хотел с ним встретиться. Он попросил лакея Григория сообщить об этом своему хозяину. Максим Максимыч с нетерпением ждал приятеля весь день, отложив по такому случаю все важные служебные дела. Однако Григорий так и не появился в гостинице, отдав предпочтение остаться на ночлег у своего старого знакомого. На следующий день Максим Максимыч, узнав о том, что Печорин собрался уже уезжать, мчался со всех ног от коменданта, чтобы обнять друга. Григорий встретил его прохладно, но с приветливой улыбкой протянул лишь руку для пожатия. Максим Максимыч просил его задержаться хотя бы на два часа, чтобы поговорить, но Печорин отказался, сославшись на занятость. У старика от обиды слёзы выступили на глазах, но он старался изо всех сил держаться. На прощание Печорин всё-таки обнял Максим Максимыча. Больше им не пришлось встретиться. Возвращаясь из Персии, Печорин умер.

Несмотря на незначительный объём, глава «Максим Максимыч» наиболее полно раскрывает характер главного героя. В его образе представлены черты всего инфантильного молодого поколения того времени. Главная мысль произведения — не потерять себя умному и образованному человеку в поисках смысла жизни.

Анализ для 9 класса

В романе «Герой нашего времени» все главы являются автономными, самостоятельными историями. С целью возрастания читательского интереса к образу главного героя Григория Александровича Печорина Лермонтов нарушает прямую временную последовательность в их расположении.

Повествователь странствующий офицер рассказывает о том, как повстречался с Максимом Максимычем на одной из горных дорог. Он штабс-капитан, давно служит на Кавказе, знает характер горцев. Вместе с ним повествователь ожидает оказии в придорожной гостинице и коротает время за разговорами.

Главное событие главы «Максим Максимыч» — встреча Максима Максимыча с Печориным, которая не оправдала ожиданий пожилого человека. Максим Максимыч ждет своего товарища к ужину, готовит угощение и вино, рассчитывает, что они побеседуют по-приятельски, ведь они давно не видались. Нетерпеливое ожидание Максима Максимыча проявляется в том, как он спрашивает о Печорине, часто выбегает за ворота, чтобы его встретить. Однако все хлопоты были напрасны. Для Печорина не существует понятий привязанности, дружбы, и он разговаривает со стариком достаточно холодно, равнодушно, односложно отвечает на его вопросы.

Важный композиционный элемент главы – подробный психологический портрет Печорина. Мы видим его глазами Максима Максимыча, человека, хорошо с ним знакомого, но не понимающего глубоко его натуры, его склонностей. Портрет Печорина принято называть психологическим, потому что за чертами внешности изображаются его черты характера, особенности, странности. Первостепенное значение в портрете имеют глаза, ведь не случайно принято говорить, что глаза – зеркало души. Глаза Печорина словно скрывают его истинный внутренний мир, они не выражают тех эмоций, которые выражает в данный момент его лицо, им присущ холодный стальной блеск. Да и вся натура героя сплетена из противоречий: крепкое сложение, но изнеженность, выносливость и стойкость – и хрупкое здоровье, подверженность простудам. В его натуре привычка хорошо одеваться, привычка к роскоши – и одновременно небрежность и лень.

Уже покидая гостиницу, Печорин всё же успел сказать несколько слов со старинным знакомым, разрешил ему поступать на его усмотрение с оставшимися у него бумагами. Таким равнодушием Печорин больно обидел старика, но, возможно, даже не почувствовал этого.

Глава «Максим Максимыч» — важное звено в характеристике Печорина, здесь читатель может составить впечатление о характере главного героя романа, его отношении к людям.

Анализ главы Максим Максимыч

Популярные сочинения

Славится российская земля своими великими людьми, войнами и защитниками Родины. В каждой исторической эпохи свои герои, но каждый из них внес неоценимый вклад в развитие России. К такой исторической личности относится князь Александр Невский.

Наша жизнь тесно связано с природой. С древности люди используют природные ресурсы, да и все, что нас окружает, можно назвать одним словом — природа.

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна повествует нам о реальной истории одной из семьи. Действие рассказа происходит примерно в середине декабря, перед Рождеством. Об этом нам говорит окружение

Источник

Максим Максимыч повесть Лермонтова в романае Герой нашего времен

1. Отношения автора записок с Максим Максимычем.
2. Отношения Максима Максимыча с Печориным.
3. Отношение автора записок к Печорину.

2. Роль художественного подтекста в повести

«Выявление художественного подтекста в повести «Максим Максимыч» позволяет дать новую интерпретацию художественного содержания произведения. В этой повести происходит последняя встреча Печорина со своим бывшим начальником. В ней Лермонтов дает окончательную оценку своих героев. Повесть наполнена внутренним напряжением и драматизмом. Печорин понял роль Максима Максимыча в трагических событиях гибели Бэлы и переменил к нему отношение. Н.Долинина не может найти объяснения новому отношению 5. Печорина, она только задает вопрос, который остается без ответа: «…он вчера не поторопился и сегодня чуть не уехал… Что же это значит?» [Долинина 1985: 222]. Это может означать только одно — Печорин перестал уважать Максима Максимыча. Он не хочет разговаривать с убийцей Бэлы. Он знает истинную цену этого «русского добряка». И только природная мягкость, и истинная человечность заставляют его все-таки дождаться штабс-капитана и даже пожать руку. Если не знать подлинной роли Максима Максимыча в гибели Белы, то можно ошибочно рассматривать Печорина, как человека бессердечного и эгоистического, предавшего бывшую дружбу. Но если знать что совершил штабс-капитан, то необходимо признать, что ему надо не сочувствовать, а осуждать. Печорину не приносит удовольствие видеть страдания Максима Максимыча, но он не забывает смерть девушки, которая лежит на совести Максима Максимыча. Это и есть объяснение причины, которая заставила Печорина холодно встретить своего бывшего сослуживца, когда тот хотел «кинуться ему на шею». Эта «другая причина» заключается в том, что Печорин знает и понимает, что совершил Максим Максимыч во время погони за Казбичем. Он осуждает его поведение, поэтому он и не желает проявлять лицемерное чувство дружбы к человеку, которого не считает своим другом. » (Цитата из диссертации. с.98.)

Читайте также:  Сколько стоит анализ мазка впч

3. Образ Максима Максимыча

«Художественный образ Максима Максимыча рассматривается в исследовательской литературе как национальный тип простого русского человека из народа. Несмотря на то, что сразу после выхода романа «Герой нашего времени» вокруг него развернулись ожесточенные споры, образ штабс-капитана вызвал восторженные оценки. «Из побочных лиц первое место мы, конечно, должны отдать М.М, — писал С. Шевырев, — Какой цельный характер коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования; который, при мнимой наружной холодности воина, наглядевшегося на опасности, сохранил весь пыл, всю жизнь души; который любит природу внутренне, ею не восхищаясь, любит музыку пули, потому что сердце его бьется при этом сильнее…». Еще в более восторженном духе высказывается по поводу штабс-капитана Белинский. «…и вы увидите, какое теплое, благородное даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека; вы увидите, как он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие; как, вопреки собственному сознанию, душа его жаждет любви и сочувствия, — и вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконичного в словах Максима Максимыча… А Максим Максимыч, этот добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он?». Хвалит образ М.М и Николай I, который по достоинству оценил преданность Максима Максимыча: «Характер капитана прекрасно намечен… В кавказском корпусе есть много подобных людей, но их слишком редко узнают; но в этом романе капитан появляется как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был не способен провести до конца этот благородный и простой характер и заменяет его жалкими, очень малопривлекательными личностями…». Свою положительную оценку дает один из основателей психологического направления в теории литературы Д. Н. Овсянико-Куликовский. Он считал, что Печорин, не способный понять «чужое душевное состояние», не смог ничего взять: «…от доброго и по-своему умного Максима Максимовича… В этом смысле простая душа старого штабс-капитана оказалась богаче сложной души Печорина». Современные исследователи также в целом положительно рассматривают образ М. М. Причем эпитеты не сильно отличаются. «В Максиме Максимыче воплощены характерные черты лучших людей из толщи народной: доброта и привязанность к людям, скромность и неброское мужество, верность своему долгу и умение преодолевать трудности, честность и прямота суждений» — пишет И. Е. Каплан. «Максим Максимыч, мужественный без позы, добрый без каких-либо аффектаций, скромный до самоунижения» — подтверждает А. И. Ревякин. Однако надо отметить, что, несмотря на очень дружественное отношение критиков к «добрейшему» М.М, в исследовательской литературе встречается и осторожная критика в его адрес. Но, она, как правило, касается не характера штабс-капитана или его поступков, а режима царизма, которому был предан Максим Максимыч. «Характер Максима Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на первый взгляд, и он неосознанно драматичен в своей внутренней раздвоенности, — пишет Б. Т. Удодов, — С одной стороны, это образ — воплощение лучших национальных качеств русского народа, его человеческих сущностных сил, а с другой — его исторической ограниченности на определенном этапе развития, косной силы вековых традиций и привычек, невольно служивший опорой для самодержавно-деспотической власти». Раздвоенность характера М.М в том, что лучшим качествам русского народа противостоит историческая ограниченность вековых традиций и привычек. Надо отметить, что эту драматичность М. М. не особенно-то переживает. Говорить, что он неосознанно служит «самодержавно-деспотической власти» неправильно, потому что является одним из самых яростных и приверженных проводников царской политики на Кавказе. «Расшифровка „долга“, который выполняет М.М, — пишет Г. В. Воловой, — приводит к конкретной исторической ситуации, когда самодержавная Россия подчиняла своей силе сопредельные земли. Поэтому исследователь уклоняется от точного толкования довольно острого для его времени вопроса, ограничиваясь намеком. Точное толкование конкретной исторической ситуации, безусловно, привело бы к новому пониманию характера».» (Цитата)

4. Образ Печорина

«В следующей повести «Максим Максимыч» происходит последняя встреча Печорина со своим бывшем начальником. В повести ней Лермонтов дает окончательную оценку своих героев. Он подводит итог событий случившихся в предыдущей повести и продолжает подтекстный диалог с читателем. .. Печорин понял роль Максима Максимыча в трагических событиях гибели Бэлы и переменил к нему отношение. Н.Долинина не может найти объяснения новому отношению Печорина, она только задает вопрос, который остается без ответа: «…он вчера не поторопился и сегодня чуть не уехал… Что же это значит?» . Это может означать только одно — Печорин перестал уважать Максима Максимыча. Он не хочет разговаривать с убийцей Бэлы. Он знает истинную цену этого «русского добряка». И только природная мягкость, и истинная человечность заставляют его все-таки дождаться штабс-капитана и даже пожать руку, когда он видит его подлинные страдания. Если не знать подлинной роли Максима Максимыча в гибели Белы, то можно ошибочно рассматривать Печорина, как человека бессердечного и эгоистического, предавшего бывшую дружбу. Но если знать какие злодеяния совершил штабс-капитан, то необходимо признать, что ему надо не сочувствовать, а осуждать. Печорину не приносит удовольствие видеть страдания Максима Максимыча, он не душевный садист, но не хочет забыть смерь безвинной девушки, которая лежит на совести Максима Максимыча. чтобы сочувствовать пособнику ее убийства. Это и есть объяснение причины, которая заставила Печорина холодно встретить своего бывшего сослуживца, когда тот хотел «кинуться ему на шею». Эта «другая причина» заключается в том, что Печорин знает и понимает, что совершил Максим Максимыч во время погони за Казбичем. Он осуждает его поведение, поэтому он и не желает проявлять лицемерное чувство дружбы к человеку, которого не считает своим другом. А ведь было время, когда у него был другой взгляд на Максима Максимыча, когда он был с ним в приятельских отношениях: «Ведь у нас все давно пополам» — говорил Печорин. Перемена, которая случилась с Печориным, связана с его новым взглядом на Максима Максимыча, а не с проявлением эгоизма как это принято считать. Он не может ему простить гибели Бэлы. Показательно, что в отличие от штабс-капитана Печорин глубоко переживал гибель горянки. Он долгое время после роковой погони был нездоров, а при одном упоминании о Беле начинает переживать чувства глубокого раскаяния.«А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Напоминание Максима Максимыча застало Печорина врасплох: он не сумел скрыть своего болезненного отношения к истории Бэлы. Штабс-капитан исподволь упрекает Печорина. Именно несвоевременный выстрел Печорина, считает Максим Максимыч, стал причиной гибели горянки. При этом он сам демонстрирует полное отсутствие раскаяния за свои действия во время погони. Все злодеяния, которые совершает Максим Максимыч, не являются для него предметом раскаяния. Зло продолжает торжествовать в душе старого вояки. Непротивление злу позволяет сказать, что он не относится к типу трагических злодеев. Его нельзя отнести к этому типу, потому что трагического злодея толкает на преступление необходимость, рок. Герой терпит моральные муки за совершенные злодеяния. «- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч … Однако прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… — прибавил он, взяв его за руку». Печорину действительно «нечего рассказывать». Свою часть вины за гибель Бэлы он взял на себя. Разве Печорин действительно спешит? Нет, он никуда не спешит. Он уезжает в Персию, и это только начало его длительного путешествия в никуда. Он не хочет разговаривать с Максимом Максимычем, но он понимает состояние штабс-капитана. Он называет Максима Максимыча «дорогим» и в знак утешения берет его руку. Максим Максимыч рассержен, он хмурит брови. Он явно не ожидал подобной встречи. Он начинает упрекать Печорина: «Забыть! — проворчал он: я-то не забыл ничего…». Что же подразумевает Максим Максимыч? Он, вероятно, считает, что в гибели Бэлы есть вина Печорина. При этом он не хочет вспоминать собственную роль в происшедших событиях.» (Цитата)

Читайте также:  Анализ результатов узи предстательной железы

«Система автор – произведение – читатель становится взаимопроникающей. Лермонтов становится на такую ступень организации художественного материала, которая требует активного творческого отношения читателя к произведению. Без самостоятельного анализа читатель не сможет разобраться в мотивах поступков Казбича и Максима Максимыча. Создавая композицию художественного произведения подобным образом, писатель развивает мышление читателя, обогащает его новым эмоционально-духовным опытом. Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». «Образ автора» в данном исследовании занимает важное место. Он находит отражение в имплицитном содержании текста романа. Стиль, построение сюжета, описание характеров героев отражают личность автора, его взгляды, его отношение к героям. Автор выступает как творец и как судья своих героев. Нравственная позиция героев, их поступки рассматриваются через призму взглядов Лермонтова. Писатель сам определяет границы добра и зла. Его взгляд является критерием истины. Наиболее близок к мировоззрению Лермонтова автор путевых заметок и Печорин. Их отношения к событиям Бэлы позволяют более четко выявить позицию Лермонтова». (Цитата)

Автор — Геннадий Воловой

Цитаты из книги: Г.В.Воловой // «Три тайны трех русских генив — (Тайна романа «Герой нашего времени)» М.Ю.Лермонтов. ISBN 9949-10-207-3 Электронная книга в формате Microsoft Reader (*.lit). Адрес ссылки:
Воловой, Геннадий Викторович // Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» : Дис.канд. филол. наук: 10.01.02 Махачкала, 2003.Москва № 87 Москва, ПроСофт-М. Адрес ссылки:http://www.aspirantura.com/1017.htm

«Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL.»

Источник

Анализ главы «Максим Максимыч»: Герой нашего времени — роман Лермонтова

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.

Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту.

Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души.

Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия.

Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека.

Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.

Источник

«Максим Максимыч» — анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Максим Максимыч является одним из главных действующих лиц в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Наиболее полно его образ раскрывается в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Глава «Максим Максимыч» является продолжением главы «Бэла». Особенных композиционных изысков она не содержит, но ее важность заключается в том, что здесь мы сможем увидеть отношение Печорина к своим друзьям.

Эта часть романа посвящена встречи Максима Максимыча и Печорина. Стоит отметить, что Максим Максимыч был штабс-капитаном. Уже долгое время его служба проходила на Кавказе. Он прекрасно знал здешние места, обычаи и традиции здешнего населения. Лермонтов показывает нам Максима Максимыча, как человека с большим и добрым сердцем. Он был предан своему долгу. В общении с подчиненными вел себя по-дружески, ни когда, не выставляя свое звание. Максим Максимыч очень ценил дружбу и дорожил ею.

Встреча главных героев произошла неожиданно. В один из дней, Максим Максимыч замечает дорожную коляску, которую охраняет лакей. Из разговора с лакеем Максим Максимы узнает, что на ней приехал Печорин. В тот момент последний был у полковника. Эта весть очень обрадовала Максима Максимыча и он посылает слугу с весточкой к Печорину. Печорин так и не пришел.

Следующим утром, когда Максим Максимыч, отправляясь по делам, замечает, что Печорин готов отъезжать, он бежит к нему со всех ног в надежде поговорить со старым другом, но Печорин лишь холодно протягивает руку, поторапливая Максима Максимыча. Разговор старых друзей не состоялся. Напоследок Максим Максимыч спросил у Печорина, не желает ли последний забрать бумаги, которые хранились у штабс-капитана, но Печорину они были не нужны. После этого Печорин уезжает.

Такое отношение очень расстроило Максима Максимыча, его глаза наполнились слезами. Бумаги Печорина достались рассказчику. Штабс-капитан желает побыстрее уехать из этого места, но дела задерживают его еще на сутки.

Источник