Анализ стихотворений А. А. Блока

Символический и реалистический пласты стихотворения переплетаются: конкретные детали окружены символическими образами. В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: “Нечаянная радость” , “Земля в снегу” , готовит к печати собрание своих стихотворений в трех томах, соответствующие, по мысли поэта, трем частям его духовного и поэтического развития. Во втором томе по-другому начинают звучать старые темы: А. А. Блок уходит от поиска мировой гармонии, изображая повседневность, различные стороны русской жизни.

Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Лирический герой – не случайный прохожий, а один из сыновей своей страны, идущий “знакомым” путем и сопричастный печальной судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но все равно стремится к слиянию с родиной. Образ России здесь, как и во многих последующих стихотворениях, переплетается с образом русской женщины:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав…

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Важное место в стихотворении занимает мотив пути, распутья, который характеризует родину. Образ Руси является лирическому герою во сне, “опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями”. Русь притягивает языческой красотой: “мутным взором колдуна”, “ворожеями”, ведьмами.

Значимым в стихотворении является образ вьюги, вихря. Разгадка тайны древней Руси – в “живой душе” народа, и чтобы ее постичь, надо иметь общую душу с народом:

…где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Во втором томе А. Блок раскрывает интересующую его проблему народа и интеллигенции. Лирический герой многих стихотворений второго тома – представитель городских низов, житель подвалов и чердаков.

Особое место среди поэтических произведений о любви во втором томе занимает стихотворение “Незнакомка” , основу композиции которого составляет контраст. Первая часть произведения – изображение пошлой жизни, которую ведут обычные обыватели: пьянство, скука, грязь. Сама природа с осуждением взирает на такую жизнь:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Обывательской пошлости, безнравственности противопоставлен образ таинственной незнакомки, которая появляется “каждый вечер, в час назначенный”. Образ лирической героини, имеющей конкретные черты Символичен:

Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Поэтом дан идеал красоты, но в реальной жизни часто

…право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Финал стихотворения трагичен: очарованность красотой оказалась недостижимой мечтой поэта. Во второй том вошли также поэтические циклы “Фаина” и “Снежная маска” , написанные А. А. Блоком под влиянием особого чувства поэта к актрисе Н. Н. Волоховой. Лирический герой находится под воздействием всепоглощающей страсти. Отвлеченно-мистический образ Прекрасной Дамы отвергается ради земной женщины “с живым огнем крылатых глаз” – воплощение подлинной любви-страсти.

В стихотворениях данных поэтических циклов появляются символы “метель”, “ветер”, “вихрь”, которые станут лейтмотивами творчества А. Блока, олицетворяя собой постоянно изменяющуюся жизнь. В словах Снежной маски, Незнакомки, встретившейся лирическому герою, слышится голос новой жизни, открывающей неведомые дали:

Довольно жить, оставь слова,
Я, как метель, звонка,
Иною жизнию жива,
Иным огнем ярка.

Все соединилось в загадочном, влекущем образе женщины с душой-бурей, необыкновенной страстностью.

В третьем томе А. А. Блок собрал лучшие свои произведения, в которых отражены все темы, интересующие поэта: тема “страшного мира”, предназначение собственного поэтического творчества, тема всепоглощающей любви и, конечно, тема родины, России. Открывают том стихотворения, посвященные “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Широко известно стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” , кольцевая композиция которого раскрывает проблематику произведения: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

В двух небольших циклах “Возмездие” и “Ямбы” , вошедших в третий том, звучит тема собственной ответственности человека за свои поступки. В стихотворении “О, я хочу безумно жить…” А. А. Блок объясняет роль творчества в жизни поэта, который понимает значение художественного слова. Поэт желает:

… Все сущее – увековечить
Безличное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить!

Лирический герой мечтает о памяти грядущих поколений, о юноше веселом, который найдет в поэзии А. Блока истинное, ради чего творец жил, создавал свои произведения. Поэт подчеркивает гуманистическую направленность своего творчества: именно любовь к человеку, к добрым и светлым сторонам человеческой натуры отличает его лирику. Олицетворяя свое время, поэт не зависит от существующих предрассудков, не имеет кумиров, не раболепствует:

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Используемые в стихотворении художественно-выразительные средства помогают передать чувства и мысли автора: эпитеты: “жизни сон тяжелый”, “юноша веселый”; метафоры: “задыхаюсь в этом сне”, “дитя добра и света”. Неологизм “вочеловечить” объясняет заветное желание А. А. Блока сделать мир личностным, уйти от безликой массы в поисках индивидуальности. Первое четверостишие стихотворения построено на инверсии: настолько сильно желание поэта воплотить в своем поэтическом творчестве весь мир, всю вселенную, объять необъятное. “Страшный мир” стремится обольстить поэта своими соблазнами:

…забудь поэт,
Вернись в красивые уюты…

Ответ на эти призывы всегда одинаков, благополучие “сытых” полностью отвергается:

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

Героиня блоковского стихотворения “В ресторане” лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: “И этот влюблен”.

В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть “в переполненной зале” ресторана. Мир природы и настоящих чувств несовместим с пошлым бытом.

Обыденность побеждает, и это делает позицию поэта еще более непримиримой: Блок не желает мириться с гримасами “страшного мира”. Цикл “Арфы и скрипки” , также вошедший в третий том, связан с музыкой как ведущей категорией символизма. Через музыку поэт постигает основы бытия. В поэзии А. Блока утверждается важное значение особого рода музыки, охватывающей все стороны и явления жизни, призванной победить “древний хаос”, внести гармоническое начало.

Сам поэт стремится “гармонизировать” жизнь, утвердить ее музыкальное начало. Для Блока музыка является высшим родом искусства. Отсюда особое значение ритма, рифмы, различных средств фонетической выразительности в стихотворной строке. Например, в стихотворении цикла “Свирель запела на мосту…” важную роль играют ассонансы, постоянно повторяющийся звук у, напоминающий по своему звучанию мелодию свирели:

Читайте также:  Анализ узи брюшной полости расшифровка

Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.

В последнем блоковском цикле о любви “Кармен” переплетаются искусство, музыка, любовь, страсть, “печаль и радость”. Цикл стихотворений “Кармен” связан с именем артистки Любови Александровны Дельмас, исполнявшей в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. Личные переживания поэта переплетаются с описанием образа Кармен как символа любви, сказочной красоты, чувственной страсти. Образ лирической героини многолик: Кармен является одновременно и современной женщиной, и испанской цыганкой, и вольнолюбивой славянкой, но чувство лирического героя неизменно:

Мелодией одной звучат печаль и радость…
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Источник



Анализ стихотворений Блока

Александр Блок известен по всему миру. Его лирика восхищает многих людей. А литературные образы очень вдохновляют многих людей. В стихах Александра Блока всегда присутствует патриотизм, искренность, и лирическая драма.

Творчество Александра Блока зародилось во времена октябрьской революции. А данное историческое событие является очень значимым для России и для ее граждан. Октябрьская революция создала два берега. На одном береге – граждане, болеющие за старое время и традиции, а на другом береге новый виток жизни, люди, которые стремятся к новому времени и к новым реформам.

Так и в творчестве Блока можно встретить традиционные моменты поэзии так и совсем новые веяния. Стихи очень у Александра Блока очень оригинальные и лиричные. Стихи всегда построены четко и правильно.

Большинство стихов о любви и столкновении старого мира и нового мира. В стихах Александра Блока всегда присутствует таинственность. Ее сложно разгадать, но можно.

Стихотворение Незнакомка отличается особенным строением стиха. В данном стихотворении присутствует загадка и тайна. А написал данное стихотворение Александр Блок совершенно случайно. Поэт гулял по городу и от усталости зашел в ресторан. И там он увидел незнакомую женщину. Хотя заведение было не для людей из высшего класса. Незнакомка обладала загадкой и хорошими манерами. Некоторые критики творчества Александра Блока утверждают, что поэт был влюблен в незнакомую женщину. Стихотворение «Незнакомка» наверно знает каждый человек живущий на Земле.

Творчество Александра Блока уникально. Лирика поэта будет актуальна во все времена.Александр Блок был неординарный натурой. Ему нужны были яркие впечатления и опыт жизни. Благодаря этому он получал новое вдохновение и писал удивительные стихи. Для поиска нового вдохновения поэтому мог совершать необдуманные действия.

Источник

Анализ творчества Александра Блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Читайте также:  Как приготовить общий анализ мочи

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Источник

Анализ стихотворений Блока

Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Анализ стихотворения На поле куликовом Блока

по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение

Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

Александр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

Анализ стихотворения Блока Осенний день

Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю. Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Александр Блок — гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Читайте также:  Консультация и анализ это

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Анализ стихотворения Блока Родина

А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.

Анализ стихотворения Блока В ресторане

Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Великий писатель, романтик — Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

Анализ стихотворения Русь Блока

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта

Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса.

Источник

«Жизнь» анализ стихотворения Блока по плану кратко – метафоры, рифма, эпитеты, тема

Стихотворение “Жизнь” – не самое известное в лирическом наследии Блока, но достаточно знаковое для его ранней лирики. Краткий анализ “Жизнь” по плану раскроет перед учениками 8 класса философский мир молодого поэта. Он может быть использован на уроке литературы при объяснении темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Жизнь.

История создания – стихотворение написано в 1899 году, когда Александру Блоку исполнилось 19 лет.

Тема стихотворения – смысл жизни, ее загадка и вечное течение.

Композиция – одночастная, произведение состоит из четырех строф, которые гармонично объединены общей идеей.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.

Метафоры“вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.

История создания

В 1899 году, когда было написано это произведение, его автор был еще студентом, но он уже задумывался о смысле жизни и искал ответы на свои вопросы в различных философских учениях. “Жизнь” – одно из самых ранних его стихотворений среди известных на сегодняшний день, оно многое говорит о таланте молодого человека и показывает вектор, на который он будет впоследствии ориентироваться.

Стихотворение посвящено извечной загадке бытия, его тема – сама жизнь. Поэт рассуждает не только о том, как именно она зародилась, и кто был ее творцом: он смотрит на ее загадку как обычный человек, стремящийся понять что-то о своем существовании. Он ищет ответ на вопрос до тех пор, пока не осознает, что сделать это невозможно. И в этом – основной смысл произведения.

Композиция

Тематически и композиционно цельное произведение структурно разделяется на четыре строфы.

В первой автор говорит о том, как человек относится к жизни – он старается как можно больше успевать, как можно больше попробовать, а все потому, что осознает конечность своего существования. Ему могла бы помочь разгадка извечной тайны бытия, поэтому он и задается вопросами, изложенными во второй строфе.

Люди спрашивают себя – являются ли они случайностью или, возможно, частью другого мира, отколовшейся от него по какой-то причине.

И в третьей строфе стиха Блок показывает, что основная проблема – это принципиальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал разгадку, найти ее ему все равно не дано. Все, что можно – это верить в то, что на тебе – печать творца этой жизни.

Завершается произведение мыслью о том, что все вечно – творец дает взамен ушедших лет новые. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь все равно продолжается, не высказывается прямо, но читается между строк.

Это философское произведение, в котором Александр Александрович поднимает одну из самых волнующих человечество тем. Со свойственной молодости безапелляционностью он дает собственный ответ на столь сложный и глубокий вопрос.

Написано стихотворение ямбом, также использована перекрестная рифма. Такая простая форма – это сигнал читателю сосредоточиться на содержании.

Средства выразительности

Уже в ранней лирике Блока появилась характерная для него черта – насыщение текста тропами с высокой плотностью. В стихотворении “Жизнь” она проявляется очень ярко. Так, в нем использованы:

Источник