Гадкий утенок превращается в CEO: как любимые детские сказки влияют на наш жизненный путь
Марина Мелия — психолог, коуч, профессор НИУ ВШЭ, автор бестселлера «Бизнес — это психология». Ее новая книга «Хочу — могу — надо. Узнай себя и действуй!» — сборник инструментов саморазвития, которые должны помочь читателю разобраться в своих сильных и слабых сторонах, мотивах, принципах принятия решений и жизненных сценариях. Последние можно обнаружить в сюжетах, знакомых с детства. О том, как найти себя среди сказочных персонажей и чем может быть полезен такой анализ, рассказывает глава, которую Forbes Woman публикует с сокращениями. Один из вариантов сценарного анализа — обращение к своим любимым сказкам. В детстве мы постоянно перечитывали их, неосознанно идентифицировали себя со сказочными героями, представляли себя на их месте и переживали события их сказочной жизни. Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и необязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария. Их так и называют — сценарные сказки. Как их обнаружить в потаенных уголках сознания и как они помогают понять себя? Если спросить любого из нас, какая сказка нам особенно запомнилась, мы поначалу теряемся: «да я не знаю», «не помню», «наверное, какой-то конкретной нет» или «много разных». Как правило, чтобы разобрать эти завалы в памяти, требуется обстоятельная работа. И тогда в какой-то момент мы вдруг отчетливо вспоминаем, что, будучи ребенком, буквально донимали родителей просьбами почитать одну и ту же сказку, поставить ту же пластинку, заезженную до хрипоты. Чаще всего мне приходилось «вспоминать» с моими клиентами их любимые сказки, когда у них возникали какие-то проблемы — в бизнесе или на личном фронте. В результате собралась большая коллекция сказочных сюжетов. Скажи, кто твой герой При анализе сказок важно, с каким именно героем мы себя идентифицируем, кто из персонажей нам близок. Любимая сказка одного из крупных предпринимателей (и, похоже, не только его) — «Две лягушки»: он с детства восхищался лягушкой, которая умудрилась взбить сметану в масло и выбраться из горшка. И сам он не просто выходил победителем из любой ситуации, а использовал сложившиеся обстоятельства как плацдарм для дальнейшего развития. Его любимое выражение — «нельзя лапки складывать». Помните сказку про зайчика и лисичку, где хитрая лиса выгоняет доверчивого зайчика из его домика? В моей практике встречалось немало сочувствующих зайчику, которые жалели именно этого героя, «жертву несправедливости». Как правило, это милые люди, очень совестливые, ответственные по отношению к другим, но не к себе. Они оставляли кому-то квартиры, долю в бизнесе, переписывали имущество, устраивали жизнь — чью угодно, только не свою. А одна девушка, приехавшая из провинции, напротив, идентифицировала себя с лисичкой. Она подружилась с москвичкой, соблазнила ее мужа и родила от него ребенка. Теперь у нее в собственности огромная квартира в клубном доме, а «зайчика», то есть жену с двумя детьми, она сумела вытеснить в небольшой загородный дом. Моя знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее любимым образом, который в детстве вызывал бурю эмоций, была мышка в «Репке» — она появляется в самом конце, но именно ее усилия становятся той «последней каплей», благодаря которой и удается вытянуть репку. Представьте, проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут вынести окончательный вердикт. И тут появляется она: на вид — «серая мышка», невысокого роста, в скромном костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим — и в этом ее жизненный триумф. Или Колобок — чаще всего это человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца: ему становится скучно, и он «катится» дальше. Посмотрите резюме такого «колобка» — одной страницы не хватит. Он сменил множество организаций и с удовольствием рассказывает, что и где его не устроило. Практически в любой сказке всегда есть оппозиция главному герою — например, Волк и Лиса; Волк и Заяц; Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино; Буратино и Карабас Барабас. Интересно наблюдать, когда встречаются два человека, идентифицирующие себя с разными персонажами одной и той же сказки. Они подходят друг к другу, как ключ к замку, и словно проигрывают один и тот же сценарий. Вспоминается такой случай. На заре перестройки, когда еще никто не знал о финансовых пирамидах, я случайно встретилась в кафе с одним из самых знаменитых впоследствии авторов подобной аферы. Тогда он был еще никому не известен. С ним за столиком сидел мой коллега, психолог, в том числе занимающийся разработкой концепций рекламных роликов. И вот за разговором они попросили меня придумать креатив для раскрутки венчурного предприятия. Я стала расспрашивать, чего они хотят, что за деятельность предполагается? И будущий «строитель пирамиды», не вдаваясь в детали, сказал: «У меня до сих пор стоит перед глазами книжка «Буратино», где была такая картинка — Кот Базилио и Лиса Алиса убеждают Буратино зарыть денежки на Поле Чудес в Стране Дураков». При этом глаза у него загорелись, и он стал азартно изображать эту картинку в лицах. А потом он и в жизни организовал это «Поле Чудес в Стране Дураков», и люди понесли «зарывать» туда свои денежки. Видимо, в детстве они сочувствовали Буратино, разглядывая те же картинки. Эту историю я вспомнила лишь через несколько лет, когда пирамиды успели не только построиться, но и обрушиться, и миллионы людей потеряли свои деньги. И сегодня мы постоянно слышим подобные истории — об обманутых дольщиках и вкладчиках. Магия момента Допустим, мы вспомнили любимую сказку и ее героя — значит ли это, что мы все поняли о себе? Ничего подобного. Важно, какой момент сказочной истории нам запомнился. Каждый из нас воспринимает сказку по-своему: запомниться может не классический, хрестоматийный вариант (где добро всегда побеждает, зло всегда наказано), а свой собственный, где акцент может быть сделан на каком-то значимом для нас эпизоде, на конкретной ситуации. Вот как это выглядит на практике. У женщины небольшое предприятие, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что это хозяйка работает на них. Она подбирает самых беспомощных в профессиональном плане работников, без конца опекает их, решает их проблемы, в том числе личные, лечит, помогает деньгами. Ситуация выглядит нелепо. Хозяйка на грани банкротства и нервного истощения. Оказалось, ее сценарная сказка — «Белоснежка и семь гномов». Она всегда идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая для себя никакой выгоды и не рассчитывая на благодарность. Продолжение сказки, где гномы спасают Белоснежку от козней злой мачехи, ей почему-то не запомнилось. Другому моему клиенту никак не удавалось достичь успеха в бизнесе: неприятности сыпались одна за другой, не раз приходилось начинать все с нуля. В какой-то момент он заключил неудачный контракт и потерял почти все вложенные средства. Еле-еле удалось наладить процесс, но тут подвел партнер, которого он пригласил в долю. Созданное уже в другой сфере предприятие тоже обанкротилось. Каждый раз, когда он чего-то добивался, его ждала неудача. «Меня как будто сдувает с места», — жаловался он. Оказалось, что в детстве его любимой сказкой была поэма «Руслан и Людмила», где особенно запомнился эпизод боя Руслана с Головой. Руслан подбирается к Голове совсем близко, но она сдувает его, он отлетает назад, потом снова, преодолевая препятствия, приближается к Голове, его снова сдувает, и так повторяется несколько раз. Интересно, что рассказывал он об этом так же эмоционально, с тем же выражением лица, как и про все свои неудачи. Следующего клиента на сеанс психотерапии привела жена: она считала его неудачником. Беспомощный, страдающий от депрессии человек, он уже около года сидит без работы. А между тем у него высокий уровень интеллекта, он успешно окончил школу, институт. Казалось бы, у него есть все возможности наладить нормальную деловую жизнь. Тогда почему ничего не получается? Сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление, — «Ловись, рыбка!». Его героем был Волк, которого хитрая Лиса посадила ловить рыбу в проруби — но не на удочку, а на собственный хвост. Волк примерз ко льду, сидит, несчастный, не может двинуться, а Лиса приговаривает: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Ему больше всего было жалко Волка, а ведь изначально Волк — сильное животное. Таким же сильным был и мой клиент в начале своего жизненного пути. Но затем его стали преследовать неудачи, навалилась депрессия. И в окружающих он видел, прежде всего, хитрых и несправедливых людей, стремящихся всех обмануть — в том числе и его — ради собственной выгоды. Сказка «Гадкий утенок» тоже может по-разному отразиться на жизненном сценарии: все зависит от того, на чем мы зафиксировали внимание. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и ощущения собственной чужеродности, поэтому ее реальная жизнь соткана из постоянных столкновений с социумом — она никак не может «совпасть» со своим окружением, как ни старается. Ее все постоянно клюют, как гадкого утенка. И позитивной развязки такой жизненный сценарий, по-видимому, не предполагает. В другом случае эта же сказка часто становится сценарием людей, добившихся в жизни больших успехов — мне ее рассказывали не десять и даже не двадцать человек. Это те, кого больше всего поразил момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. В детстве над ними вечно насмехались, их не принимали в игры, дразнили. Один был слишком толстым, другой чересчур худым, третий заикался. Сегодня это уверенные в себе, успешные люди, которые долго шли к своему триумфу, но всегда в него верили. И сейчас они с удовольствием встречаются с теми, кто когда-то над ними смеялся: с учителями, одноклассниками, дворовыми приятелями. Как правило, они не смотрят на них свысока — напротив, ищут повод помочь: оказывают школе спонсорскую поддержку, берут на работу одноклассников и т. д. <. > Внимание к деталям Часто в сказочной истории запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь. Например, двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. При этом у первого в памяти запечатлелось, как он рубит одну голову за другой, на месте отрубленных вырастают новые, и он опять рубит и рубит: именно так он привык расправляться с проблемами — быстро принимает решение и буквально «обрубает» все, что мешает. А второй пытается решать проблемы не в прямой борьбе, «отрубая головы», а путем компромиссов, используя контакты, связи, и делает это достаточно успешно. Он прекрасно помнит, что в этой сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась. Еще одной клиентке в детстве особенно нравились две сказки. Одна из них — «Принцесса на горошине». И действительно, она не выносит уколов, неприятных косметических процедур, малейшего физического дискомфорта. А вторая — «Сказка о царе Салтане», где ей особенно запомнилась белочка, которая щелкала орешки: «А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд…» Эта женщина руководит организацией, причем очень успешно, хотя страшно не любит никакой стратегии, долгосрочного планирования. Ей нравятся конкретные проекты, где все можно четко отработать. У нее даже есть такое выражение: «Я щелкаю их, как орешки». При этом она очень разборчива — в сотрудниках, проектах, одежде, деталях (именно такой разборчивой и немного капризной была Принцесса на горошине). Она берется не за каждый проект, тщательно оценивает, выбирает, в любой момент может закапризничать и от чего-то отказаться. Она сумела так организовать свою жизнь, «щелкая золотые орешки», что может себе это позволить. Однажды в банк пришла устраиваться кассиром женщина, которая с детства любила «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»: больше всего ей нравилось, что царевна лежит в хрустальном гробу, в тишине и покое. Став сотрудницей банка, она действительно чувствует себя очень спокойно и безопасно за пуленепробиваемым стеклом кассы. Один успешный девелопер рассказывал мне, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки — так было и когда он учился, и когда занимался наукой, и в бизнесе. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается — но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. <. > Сказка ложь, да в ней намек Подсознательная опора на сказочные сюжеты или сказочных героев может как помогать нам в жизни, так и мешать. Поэтому стоит подумать, по каким сценариям мы живем, «кто кому служит», иными словами, кто мы: «рабы лампы» и действуем под ее диктовку, или все-таки «джин» работает на нас. Это важно для понимания своего Я, мотивов своих поступков, причин своих успехов и неудач. Попробуем покопаться в памяти, восстановить детские впечатления, заглянуть в семейные архивы — возможно, там сохранились наши старые книжки или картинки. Вспомним любимые детские кинофильмы и мультики, особенно те, что смотрели в дошкольном возрасте. «Обнаружив» любимую сказку, постараемся мысленно воспроизвести всю картину: какая сцена, какой фрагмент запал в душу, к чему нам постоянно хотелось вернуться. Причем этот фрагмент необязательно должен был нам нравиться — он мог пугать, беспокоить, настораживать, волновать. Попытаемся его проанализировать, провести параллели с нынешней, взрослой жизнью, найти повторяющиеся события, свидетельствующие о присутствии в нашей жизни того или иного сценария. Возможно, анализ любимых сказок кому-то поможет осознать, снять или хотя бы нивелировать свою негативную сценарную программу, а кому-то разгадать свои успешные стратегии и утвердиться в них. «Больше заниматься своими делами»: «коуч миллиардеров» Марина Мелия о том, как вырастить детей успешными и свободными Эмпатия в бизнесе. Почему из сверхчувствительных людей получаются лучшие руководители Тонкий нерв: чем различается мотивация у мужчин и женщин
Источник
Сказкотерапия: Как любимые сказки влияют на Ваш характер
В глубине души у каждого из нас живет маленькая девочка или маленький мальчик, которым нравилось слушать сказки. Наверняка одна из них была самой любимой.
Кстати, именно любимая сказка может многое о вас рассказать.
Инструкция к применению: сначала просмотрите всю галерею и выберите тот сюжет, что нравится вам больше остальных. Если обнаружите парочку таких, которые пришлись вам по душе – читайте оба варианта – наверняка в вашем характере присутствует некое сочетание черт, описанных в обоих случаях.
Если результаты вам не очень нравятся, не торопитесь возмущаться – зачастую мы особо бурно отрицаем вещи, в которых не готовы признаваться даже сами себе…
Сказка «Спящая красавица» и ваш характер
Скорее всего, вам необычайно близка восточная мудрость, которая гласит, что нет необходимости мстить, достаточно устроиться на берегу и ждать, когда река пронесет мимо труп вашего врага. Вы верите в судьбу – и, если можно ничего не предпринимать, с удовольствием будете делать именно это (то есть – не делать ничего).
Вы – чемпионка по откладыванию дел в долгий ящик и очень не любите суетиться. Кстати, эта позиция не столь уж плоха, ведь жизнь – это система, которая сама стремится к состоянию равновесия, и иногда полезнее просто подождать, чем «бросаться грудью на амбразуры». Именно этим искусством – держать паузу – вы владеете практически в совершенстве.
Где-то в глубине души (где-то очень глубоко) вы уверены в том, что рядом с вами непременно должен быть человек, который «знает лучше», тот, на кого можно положиться, кому можно предоставить полное и безоговорочное право принимать решения.
Подчас вам кажется, что гораздо комфортнее и безопаснее присоединиться к кому-нибудь сильному, а тот факт, что присоединившись, вы окажетесь в тени, вас не особо волнует. Когда в вашей жизни начинается очередной роман, вы начинаете искренне интересоваться тем, что в данный момент интересует вашего мужчину, и практически «растворяетесь» в любимом – вот с этим лучше быть аккуратнее, так и себя подрастерять недолго. Не теряйте индивидуальности и все будет хорошо!
Сказка «Красная шапочка» и ваш характер
Если вам больше всего симпатичен именно этот персонаж, то вы в душе – самая настоящая авантюристка (какой бы тихоней вас не считали окружающие). Только постоянный поиск новых приключений (масштаб «подвигов» может быть очень разным – от секса на одну ночь с прекрасным незнакомцем до полетов в аэродинамической трубе) делает вашу жизнь яркой и насыщенной.
Вы частенько надеетесь на «авось» и не трудитесь просчитывать заранее последствия своих поступков. Впрочем, судьба к вам благосклонна, так что ваши надежды довольно часто оправдываются. Вы предпочитаете действовать, слушая голос интуиции, а не голос разума. Даже если вашим знакомым кажется, что вы спокойный человек, скорее всего, речь идет о приобретенном умении и вы просто научились справляться со своей импульсивностью.
Ваша непосредственность, откровенность постоянно притягивают мужчин, которые жаждут вас опекать, заботиться, словом, вести себя как заботливые папочки. Но обычно одной инфантильности, пусть даже самой очаровательной, для того, чтобы выйти замуж, все-таки маловато. Если вы несколько недоумеваете, почему мужчины, столь пылко зазывающие вас в постель, мгновенно испаряются, как только речь заходит о свадьбе, попробуйте вести себя немного серьезнее – хотя бы иногда…
Сказка «Золушка» и ваш характер
Непростое детство (часто бывает так, что мама растит дочку одна и обвиняет ее в том, что из-за нее она не может выйти замуж, или же оба родителя воспитывают девочку в строгости – так, что не забалуешь) – достаточно частая причина того, что порой взрослая уже девушка твердо уверена в одном – любовь нужно заслужить, работать над чувствами, не покладая рук, и , может быть, тогда появится какой-то крошечный шанс на то, что ей ответят взаимностью.
Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим «Золушкам». Скорее всего, вы очень хотите быть хорошей для всех (и неважно, что эта нетривиальная задачка не имеет практического решения) и порой теряетесь от того, что кто-то не считает вас таковой или даже осмеливается критиковать.
Похоже, больше всего на свете боитесь оказаться «невостребованной» – никому не нужной и одинокой. Вам необычайно близка позиция Николая Заболоцкого, который считал, что «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Ваше упорство и трудолюбие заслуживают уважения – и для гармонии вам не хватает пары пустяков – чуть меньше болезненности в восприятии критики, чуть больше уверенности в себе – и жизнь заиграет новыми красками.
Впрочем, существует еще одна группа любительниц носить хрустальные туфельки – они уверены, что все в этой жизни решают связи – если рядом нет крестной феи, которая может взмахнуть волшебной палочкой, то даже думать о реализации каких-то глобальных планов не стоит – все равно ничего не выйдет. В этом случае советуем перестать зацикливаться на тыкве, крысах и прочих не самых приятных моментах и позволить себе самой взять в руки волшебную палочку и создать чудеса своими собственными руками.
Сказка «Аленький цветочек»
или «Красавица и чудовище» и ваш характер
Вы из тех, кто предпочитает всегда выполнять обещания, и уверены, что подобная принципиальность должна быть вознаграждена по заслугам. Вы точно знаете, что хорошо, а что – плохо, но ровно до тех пор, пока дело не касается сильной половины человечества. Что-что, а ваши отношения с мужчинами никогда не бывают простыми и понятными. Даже если он ушел «навсегда», липкая, неуловимо тонкая и от того особенная противная паутина из прошлого будет «прилипать» к вашей жизни еще долго.
Выматывающие душу телефонные разговоры до утра, мучительный поиск намеков на то, что вы ему все еще небезразличны во всех социальных сетях, странные диалоги и редкий секс вроде бы уже чужих друг другу людей – этот список этих поступков в стиле «садо-мазо» может быть очень длинным…. Готовность полюбить чудовище, уверенность в том, что взрослого человека можно как-то «переделать», а его прежние поступки оправдать и начать жить вместе «долго и счастливо» могут сыграть с вами злую шутку.
Типичный ход мыслей «Он жил так несчастливо до встречи со мной, а теперь мы полюбим друг друга и он просто обязан превратится в принца» влечет за собой массу неприятностей. Если вы узнали в этом описании себя, советуем не то, чтобы избавляться от веры в чудеса «вообще», а от конкретной ее разновидности в частности.
Хотите перемен? Раздражает, что жизнь напоминает адскую смесь мексиканского сериала и альтернативного кино «не для всех»? Прекрасно, начинайте с себя! Выше голову и больше любви к себе – и на смену мужчинам из категории «хоть плохонький, но мой» обязательно придут прекрасные принцы.
Сказка «Гадкий утенок» и ваш характер
Если вы ассоциируете себя с главным «героем» этой сказки, не стоит удивляться количеству обманутых ожиданий в вашей жизни. Впрочем, это не самая печальная часть нашей истории – многие «гадкие утята» вырастают, живя предвкушением «сладкой мести», которая наступит завтра. Еще большее количество «утят» рисует светлые картины будущего, старательно «вымарывает» из памяти прошлое.
Настоящее для них – переходный этап, которому они уделяют очень мало внимания – они настолько поглощены своим желанием что-то кому-то доказать, что не замечают, как жизнь проходит мимо. Проблема в том, что если даже завтра наступит, то вы или потеряете цель в жизни и приметесь искусственно выискивать нового врага, или растеряетесь, не зная, чем заполнить внезапно образовавшуюся пустоту.
Вместо того, чтобы ждать, когда же окружающие соизволят оценить вашу неземную красоту и уникальность, попробуйте на какое-то время забыть о их существовании. Позвольте себе… не страдать и не зависеть от чужого мнения, сосредоточьтесь на собственных ощущениях «здесь и сейчас» и получайте удовольствие от того, что радует лично вас!
Сказка «Царевна – лягушка» и ваш характер
Те, кому наиболее симпатична Василиса Прекрасная, обычно подсознательно понимают, что мужчины весьма снисходительно и где-то даже небрежно относятся к «добыче», которая сама вешается им на шею. Прелесть в том, что несмотря на бегущую строку «Добейся, если сможешь», вы знаете, что секрет совсем не в ней, а в том, что написано самым мелким шрифтом под ней «я-то тебя уже выбрала». Вы играете с мужчинами, которые, в свою очередь, думают, что они играют с вами.
Кроме того, вы часто действуете по принципу «Полюбите меня черненькой, а беленькой кто угодно полюбит» и способны поразить сильную половину человечества мгновенным преображением и весьма неожиданным для девушки знанием-умением. Вы умеете импровизировать и с удовольствием фантазируете, при должном стечении обстоятельств из вас получается отличный генератор идей.
Сказка «Русалочка» и ваш характер
У тех, кому нравится именно этот сюжет, имеется одна отличительная особенность – это склонность к самопожертвованию во имя любви. Вам нравится спасать, уговаривать, просить, вытаскивать из неприятностей, проявляя всю свою изобретательность, и даже умолять – словом, любимому вы готовы прощать все, что угодно (ну, или почти все).
Где-то в глубине души вы уверены, что право на счастье нужно выстрадать, иначе оно не будет настоящим. Вместе с тем вам присуще умение двигаться к цели так, будто вы отгадываете квест – даже если вы по каким-то независящим от вас причинам вынуждены отклониться в сторону, вы всегда держите в голове конечный результат. Если вы по-настоящему чего-то захотите, то наверняка этого добьетесь, другое дело, что жизнь не всегда согласна с вами в том, что цель оправдывает средства….
Источник
Скрытый психологический смысл сказок
Любите ли вы сказки? Я почти уверен, что да. Но знаете ли вы, что сюжеты сказок могут стать ключами к разгадке вашей судьбы? Никакой мистики в этом нет. Просто сказка – это закодированный жизненный сценарий, которому вы можете следовать, сами о том не зная.
Никогда нельзя точно сказать, что происходит первым – ребенок натыкается на красивую сказку и начинает бессознательно вести себя, как ее герой, или сказка нравится ему потому, что подходит к уже готовому сценарию, который внушили родители. Возможно, бывает и так, и так. Но главное – по тому, какая сказка вам нравится сейчас или была любимой в детстве, можно понять, почему возникают проблемы в жизни, и что может ждать вас в будущем.
Как правильно анализировать сказки?
Сказка – не точное предсказание нашей судьбы. Это скорее ребус, который нужно разгадать, чтобы получить предупреждение. Самое важное при разгадке – помнить, что сказка сбывается целиком, кроме счастливого финала. Впрочем, некоторых сюжетов, например многих сказок Андерсена, это не касается. Ведь там и так все заканчивается печально.
Сказку не нужно понимать буквально. Нужно подмечать черты героя и те ситуации, в которые он попадает. А еще очень важно пропускать мимо ушей объяснения событий, которые предлагаются авторами, и смотреть только на факты.
Думаю, самым лучшим будет показать это на примере. Классический сюжет – «Золушка». С нее и начнем.
Психологический анализ сказки «Золушка»
Давайте вспомним, как жила Золушка, прямо по пунктам. И посмотрим, какие жизненные сценарии или убеждения отражает эта сказка.
Чтобы получить что-то, героиня очень много трудилась. Налицо убеждение, что все в жизни достается тяжким трудом.
В доме она играла роль прислуги. В реальной жизни это может означать сценарий «загнанной домохозяйки», которая все для всех делает, за всеми убирает, но благодарности не дожидается.
В семье никто не интересовался ее интересами и желаниями, она чувствовала себя ненужной и одинокой. В сказке она – отверженная. В реальности это сценарий человека, который сам ставит себя в ситуацию, где его интересы игнорируют.
Заметьте, что в сказке есть логичные объяснения того, что происходило, и оправдание Золушки – она и скромная, и трудолюбивая, и такая добрая, что не может за себя постоять. А ее мачеха и сводные сестры – хамки, лентяйки и эгоистки. В сказке в это можно поверить. А вот в реальности все сложнее. В жизни с нами ведут себя так, как мы позволяем, и если мы играем в жертву, то обязательно найдется кто-то, кто подыграет и возьмет на себя роль преследователя.
И если уж мы говорим про треугольник Карпмана, то где же наш спаситель? Конечно, это фея-крестная. И тут мы приходим к самому важному.
В чем отличие сказки от жизни? В сказке всегда заложен некий волшебный элемент, неожиданное разрешение ситуации. В данном случае это фея, которая восстанавливает несправедливость и отправляет девушку на бал.
В сказке все чудесным образом решается при помощи волшебства, надо только дождаться и выстрадать. В жизни происходит наоборот. Сказочные сценарии реализуются, но без счастливого конца. То есть в реальности «Золушка» так и останется на всю жизнь жертвой, обреченной на тяжелую работу, скромную жизнь и несправедливое отношение.
Спаситель в треугольнике Карпмана обычно не решает проблему, а запускает новый круг преследований. То есть в реальности крестная, может быть, и отправила бы девушку на бал, защитив от злой мачехи… но вот на балу девушка вела бы себя привычно – скромно и запуганно. Никакому нормальному принцу такая понравиться не может.
Так что реальная «Золушка» будет мечтать о лучшей жизни, но «жить барыней» ей неловко и дискомфортно. Если она и выйдет замуж, то не за принца. Принимать помощь и заботу она не умеет, сама все сделает и за себя и за мужа, лишив его мотивации развиваться. Она будет чувствовать себя одинокой и видеть свою ценность только через заботу о других. Ведь себя любить она не умеет… Типичная «хорошая девочка».
А вот еще один сценарий для наглядности.
«Русалочка»
Сказка Андерсена и диснеевская версия отличаются, но у них есть общие черты, несмотря на то, что диснеевская позитивнее и с хорошим концом. Напоминаю, что в психологическом разборе финал сказки не имеет значения, а важнее то, что происходит с героем до того.
Русалочка спасает принца и влюбляется в него. Она идет на договор с морской колдуньей и отдает ей свой голос, получив взамен человеческие ноги и возможность выйти на берег. Колдунья ставит условие: если Русалочке не удастся вызвать в принце любовь, она навсегда потеряет свой голос, а в оригинальной сказке еще и жизнь! Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей жизнь не мила.
Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретиться с принцем, он приглашает ее в свой дворец. Но чувство, которое он испытывает к ней – скорее ласковая симпатия, но никак не любовь мужчины. Он собирается жениться на другой и ждет, что Русалочка порадуется за него. (В мультфильме принц влюбляется в Русалочку, но колдовство заставляет его увлечься другой девушкой. А вы бы поверили такой отмазке?).
Что же это за сценарий?
Женщина – идеал самопожертвования. Она может стать любовницей и годами ждать, когда мужчина выполнит обещание оставить семью, но ожидание затягивается, а она впадает в зависимость от него и так и не устраивает свою личную жизнь.
Или девушка типа «свой парень». Мужчины воспринимают ее как друга и не замечают, что внутри она – чувствительная женщина, мечтающая о любви. Такие часто реализуют сценарий: «Тем, кто интересен мне, я не интересна» и наоборот, «я нравлюсь только тем, кто мне не нравится».
Что касается сценарного партнера такой девушки, то им может стать безвольный мужчина, который сам не знает, чего хочет, и уж точно не хочет брать на себя ответственность. «Меня заколдовали», «я сам себя не помнил». Хорош, а?
И давайте разберем третью сказку. Это будет «Аленький цветочек», сказка, схожая с другой, «Красавица и чудовище».
«Аленький цветочек»
По сюжету девушка уходит из родной семьи, жертвуя собой ради отца, и выбирает жизнь с чудовищем. Внутри страшного монстра оказывается спрятана прекрасная душа, которую героиня хочет понять и раскрыть. Чудовище само не очень-то идет на контакт, но она уговаривает его и оказывается такой доброй и благородной, что не отвергает монстра, хотя он ужасный на вид и даже его голос пугает.
Как же это красиво звучит! Настоящий сценарий спасительницы, которая единственная принимает непонятую никем душу! Только вот в настоящей жизни такие спасительницы ждут десятилетиями, пока чудовище станет принцем, и так и не дожидаются.
Сколько женских историй приходится мне читать о том, что «я вступила с ним в отношения, у него был потенциал, я думала, что мы вместе прорвемся, я его отогрею своей любовью и он в моем сердце найдет то, что так давно искал».
Но если в сказке все проблемы решает колдовство, то в обычной жизни женщина просто увядает в таких отношениях. Вера в волшебное превращение тает с каждым годом, а дальше либо развод, либо спасать чудовище до конца дней.
Обратите внимание еще на две особенности в сюжете сказки.
С самого начала младшая дочь попросила отца очень необычный подарок – аленький цветочек. То есть она сама спровоцировала ситуацию, которая возникла позже.
Она готова была отдать свое счастье ради спасения отца, то есть это такой сценарий жертвовать собой, который оправдывается только в сказке.
Сказка как психологический инструмент
Вы можете сами проанализировать любой сюжет, который вам встречается и чем-то цепляет. Это могут быть и сказки, и истории, и романы, и фильмы. Особенно важно провести анализ, если вы поймаете себя на том, что вам нравятся какие-то однотипные, повторяющиеся сюжеты. Такие почти на 100% связаны с вашим сценарием.
И конечно, сказки и интересные истории не виноваты в наших проблемах. Они могут по-прежнему радовать нас и наших детей. Важно только понимать, что скрывается за привычными сюжетами и осознавать свои попытки реализовать их в жизни.
Можно прожить всю жизнь, неосознанно следуя сценарию из сказки, а можно учиться любить себя, заботиться о себе, защищать свои личные границы и выходить из сценария жертвы. И перестать ждать фею-крестную, исправлять чудовище и добиваться любви изменчивых принцев. А вместо этого взять свою судьбу в собственные руки!
Вы можете сделать это сами, анализируя свои сценарии, или при помощи специалиста-психолога. В любом случае изменить свою жизнь реально и никогда не поздно!
Источник
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.
2.Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3.Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4.Характеристика главных героев:
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица:Любит своего брата:
-Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.
-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
-Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!
5.Художественное своеобразие произведения:
o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказказаканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях –лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказкеиспользуется прием олицетворение неодушевленного мира:
Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
В сказкеиспользуются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей.Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный.Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Физкультурный досуг для детей старшей группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» — филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект — сценарий русской народной сказки «Гуси — лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: — Развивать навыки.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) по русской народной сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект по теме: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Приоритетное направление развития: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:.
Источник
Культурологический анализ русской народной сказки
Романтика Значение детских народных сказок в процессе воспитания и становления личности ребенка фундаментально. Как ни странно, оно еще более актуально для современных городских детей, — малыш теряется в догадках, что значит гумно, кныш, пуща, репище, сусеки и тому подобное, потому что не знаком с элементарным деревенским бытом. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Русский народный фольклор существует вне времени и традиций, он достойно воплощает не только опыт, накопленный многими поколениями наших предков, но базовые составляющие менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам так важно передать по наследству нашим детям. Репертуар городского малыша обязательно должен включать устное народное творчество, желательно, простые добрые сказки.
Морально-этическая составляющая народной сказки исподволь формирует у ребенка здоровое и нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям и установкам, принятым в данной стране. Читая и перечитывая малышу «Курочку Рябу», «Теремок», «Репку», «Колобка» и многие другие волшебные сказки, мы ненавязчиво предлагаем ему готовый опыт и мудрость нашего народа.
Иногда русские народные сказки кажутся нам слишком простыми, незамысловатыми, подчас даже примитивными. Но на самом деле, каждая из них содержит не только поверхностную мораль, но и потайную, настоящее двойное дно. Оно складывается не только из значения, но и из самого звучания слов, особой мелодики речи в переплетении с сюжетными ходами. В течение многих веков сказки «оттачивались» сотнями поколений рассказчиков, из них исчезало все лишнее и наносное, оставалось только главное, то, что запоминалось и казалось важным — вот откуда такая лаконичность и кажущаяся простота народной сказки, которую не заменишь никакими современными авторскими историями.
Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многие из них насчитывают уже больше тысячи лет. Именно поэтому замысловатые сюжеты народного творчества органично сочетают в себе древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. В сказках, видоизменявшихся на фоне долгих столетий, тесно соединились былинные и библейские мотивы, а некоторые метафоры на самом деле отражают взгляды наших предков на окружающий их мир, полный загадок и неожиданностей.
Несколько проще разгадать первоначальный замысел сказочных образов при работе с древними, необработанными вариантами сказок. Например, мало кто знает, что в истории о Колобке каждый из встреченных героем зверей откусывал от румяного Колобка по кусочку, а хитрой Лисе досталась горбушка. Толкование такого варианта лежит на поверхности: круглый Колобок символизирует собой луну, а его путешествие — не что иное, как лунный цикл от полнолуния до полного исчезновения «горбушки» — месяца. Петушок-Золотой гребешок — по мнению исследователей на самом деле образ солнышка, которое ночь — Лиса уносит «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря».
Калоритные сюжеты народных сказок подчиняются ряду неписанных правил: множество повторов, огромное количество явных и скрытых символов, чередование «наказаний» и «поощрений» героя в зависимости от оценки его поступков. Завязкой народной сказки часто становится дерзкое ослушание, роковая ошибка героя, которую он может и должен исправить для того, чтобы спасти себя или близкого человека (братца, жену и так далее). Таким образом, наши древние предки грамотно формировали модели правильного и неправильного поведения, а также закладывали возможность, позволяющую самостоятельно заключать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, ребенок развивает мышление.
Раннее и близкое знакомство с русской народной сказкой дает ребенку не только прочную морально-этическую позицию и нравственную опору для принятия важных решений. Сказки могут помочь родителям стимулировать раннее и гармоничное развитие наших детей, уберечь их от ошибок в последующей жизни, а также научат и нас, и малышей ценить самобытность, мудрость русской культуры и красоту родной речи.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека в реальности. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, трудолюбивого и умеющего постоять за свое достоинство человека.
Так, например, предельно простая по содержанию и форме сказка «Репка», учит малышей не опускать руки при возникновении проблем, а смело и дружно бороться с трудностями. Сказка воспитывает ребенка в духе гуманизма, учит совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться даже к самому крохотному существу на свете.
В рамках данной работы я предлагаю субъективную трактовку, с элементами доброго юмора, русской народной сказки «Репка» на фоне нашей современности, — только не судите слишком строго.
И так,посадил дед репку.
Представим себе работящего старичка на огороде. Трудно ему приходится, но он старается в надежде на хороший урожай. Молодец, старичок, муравей-трудяга! Все мы знаем из курса психологии, что в старости важна сила жить до конца и творческое отношение к жизни вообще. Так вот наш дед отлично справляется с этим заданием, возможно, он даже мечтает о небывалом, фантастичном урожае….
Всевышний услышал молитвы трудяги и вознаградил достойно старичка. Свершается настоящее чудо, ради которого живет каждый человек на этой земле, а надежду бережет в глубоких тайниках своей души.
Выросла репка большая-пребольшая. Пошел старик за урожаем: тянет-потянет, вытянуть не может!
Дед озадачен, как же так! Свое же богатство в руки не дается! Возможно, это урок нашему старичку, чтобы не был заносчивым и жадным, умел просить помощи близких родственников.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Возможно, оба не достаточно стараются, но учтем возраст наших старичков, отдадим должное уважение обоим. Как замечательно, что они не одиноки на всем белом свете! Было время, когда встала забота о потомстве и супруги ее выполнили. Сегодня они могут гордиться своей внучкой – хорошей помощницей старикам.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Внучка — трудолюбивая девочка, но она еще ребенок и ее сил не достаточно, чтобы вытянуть репку и она остается в земле. Кто еще остается? Конечно, наши верные четвероногие друзья: собака и кошка.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут!
Не случайно собака и кошка названы по имени. В русском народном творчестве, фольклоре, животные олицетворяют самих людей, имена Жучка и Машка – это дань уважения нашим четвероногим друзьям. С другой стороны, собака и кошка – настоящие члены семьи, они лучшие товарищи внучки.
Все в сборе, работают дружно, даже собака с кошкой, занятые общим делом, а репка не выходит. Кто еще остается, не знают, отчаянно вспоминают….
Позвала Машка мышку…
Складывается комичная ситуация: хищник обращается за помощью к своей жертве. Забавно, что жертва не отказывает, хотя имеются все основания остерегаться, а вдруг это очередная ловушка? Мышка обнаруживает, что все скованы одной цепью, связаны одной целью, значит, она оправдывает средства!
Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой – и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она – выше справедливости. Именно тогда раздалась земля и выпустила Репку на свет божий.
Глубокая по своей сути, мирная и светлая сказка, и после неё так хорошо на душе.
Источник