Анализ программы производственного обучения
Производственное обучение является основной профессиональной подготовки и демократическое воспитания учащихся. Оно должно создавать условия – экономические и организационные – для стимулирования качественного производственного труда, инициативы и предприимчивости.
Программой предусматривается следующие основные этапы производственного обучения: в учебных мастерских, лабораториях, на полигоне, автотрактородроме, в учебном хозяйстве, колхозах, акционерных обществах.
При обучении в учебных мастерских учащиеся должны освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения работ и высокопроизводительными методами труда.
Обучение в учебных мастерских необходимо вести с использованием современной технологии, методов труда передовиков и новаторов производства, практиковать звеньевые и бригадные формы организации труда с учетом реальных возможностей училища и степени подготовки учащихся.
Программа производственного обучения включает следующие разделы: слесарное дело, установка техники и хранение, ремонтные работы, индивидуальное вождение тракторов, комбайнов и автомобилей, подготовка к работе машинно-тракторных агрегатов, производственная практика учащихся.
Работы по слесарному делу выполняются в слесарной мастерской училища в составе учебной группы (или половины группы) под руководством мастера профессионального обучения, (в объеме 102 часа).
Слесарные работы за исключением начальных упражнений, должны иметь производственное назначение: изготовление слесарно- монтажного инструмента, запасных деталей к машинам, приспособлений для разработки и сборки тракторов и комбайнов, ремонт оборудования и машин, изготовление разрезов, макетов и моделей изучаемых машин и др. На все изготовляемые изделия и выполняемые работы в учебных мастерских должна быть разработана инструкционно – технологическая документация.
В разделе «Установка техники на хранение» задания выполнения в учебном хозяйстве и пункте технического обслуживания машин в составе группы под руководством двух мастеров профессионального обучения.
Задания под темой «Диагностирование технического состояния тракторов и автомобилей» следует проводить в училище при наличии соответствующей учебно — материальной базы или на базе предприятий Госкомсельхозтехники.
Учебные группы проводят занятия в соответствии с графиком и расписанием занятий, которые составляются по периодам сельскохозяйственных работ.
Ремонтные работы выполняются в оборудованной ремонтной мастерской училища или в мастерских, колхозах в составе группы под руководством двух мастеров профессионального обучения.
Индивидуальное вождение тракторов комбайнов и автомобилей выполняется на специально оборудованных трактородромах и автодромах в дни теоретических занятий индивидуально с каждым учащимся под руководством мастера профессионального обучения. Упражнения по вождению тракторов и комбайнов следует отрабатывать со второй недели первого года обучения, а автомобилей с первых дней второго года обучения.
Подготовка к работе машино — тракторных агрегатов выполняется на полигоне параллельно с лабораторно- практическими занятиями по предметам « Тракторы и автомобили» и «Сельскохозяйственные машины» в составе трех звеньев под руководством мастера профессионального обучения. При этом в помощь мастеру группы выделяются два мастера профессионального обучения, свободные от занятий.
Производственная практика учащихся организуется и проводится в лучших колхозах, и других сельскохозяйственных предприятиях, как правило, в составе учебных групп с наполняемостью в установленном порядке под руководством мастера профессионального обучения.
В случае, когда по условиям производства производственную практику в колхозе, проводить в составе учебной группы невозможно, разрешается направлять учащихся в лучшие производственные бригады хозяйств под непосредственное руководство бригадиров этих бригад.
На мастеров профессионального обучения в этих случаях возлагается систематический контроль за работой учащихся и соблюдением ими установленного режима рабочего времени, проведения необходимых консультаций, обеспечение выполнения учебной программы и оказание помощи бригадиром в организации проведения практики учащихся.
Продолжительность рабочего дня учащихся во время практики не должна превышать продолжительности рабочего дня работников соответствующих профессий и возрастов. Во время производственной практики учащиеся самостоятельно выполняют работы, предусмотренные квалифицированной характеристикой тракториста- машиниста (широкого профиля третьего класса) с умением выполнять работы слесаря- ремонтника (второго разряда), с выходом как правило, в конце периода на производственные нормы квалифицированного рабочего.
Особое внимание при поведении занятий по каждой теме программы преподаватель, мастер профессионального обучения должен уделять безопасному выполнению работ, использованию достижений передовиков и новаторов производства, рациональной организации рабочих мест, экономному расходу энергии, сырья и материалов, повышению производительности труда, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам, выполнению требований исполнительской трудовой и производственной дисциплины.
Источник
Анализ и содержание программ производственного обучения
Производственное обучение — составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.
Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль.
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.
Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом — своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения содержанием профессий широкого профиля в условиях рыночной экономики требует от учащихся владения разносторонними умениями учебной деятельности, знаниями и умениями эффективного самоопределения в разнообразных условиях рынка труда. В этой связи в ряде профессиональных учебных заведений, прежде всего в профессиональных лицеях, а также в «продвинутых» профессиональных училищах, ведущих преемственную подготовку квалифицированных рабочих и техников, в учебный процесс включаются предметы, в совокупности составляющие курс «Психология становления и саморазвития личности». Курс состоит из трех самостоятельных предметов: «Психология познавательной деятельности», в рамках которого учащиеся изучают психические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, осваивают технологию продуктивной учебной деятельности, отрабатывают навыки эффективного слушания, рациональной работы с текстом, конспектирования, публичных выступлений; «Психология личности», в процесс изучения которого входит представление о личности, ее структуре и особенностях, о проблемах межличностных отношений; «Проектирование карьеры», целью изучения которого является получение основных знаний и практических умений построения и осуществления стратегии и тактики профессионального становления и поэтапного осуществления намеченного.
Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов — «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.
Профессия — род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность — постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация — степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая — основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая — предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Трудовая деятельность рабочего, специалиста — это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование и подготовка — вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание — основные функции.
Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса — ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса — проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса — текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса — уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.
При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса. Рабочий все меньше непосредственно воздействует на предмет труда. Сначала он исключается из производственного процесса как источник необходимой энергии, затем последовательно машине, аппарату, установке передаются вспомогательные функции рабочего, а на этапе автоматизации производства на машину возлагается все большая часть функций непосредственного управлении производственным процессом. Основным содержанием труда рабочего, специалиста становится контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы. Ведущее место в их труде занимают интеллектуальные умения, способность быстро осмысливать обстановку, принимать обоснованные решения. Поэтому рабочий, специалист должен иметь широкие и разносторонние общеобразовательные, общетехнические и специальные профессиональные знания.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы — трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря — изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика — наладка станка для обработки определенного вида деталей.
Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации — способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция — обтачивание наружных цилиндрических поверхностей — включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.
Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием. Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения — примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.
Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами — создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.
Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях — при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.
Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор — возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.
Классификация трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения
Источник
Анализ и проектирование содержания теоретического обучения по дисциплине профессионального цикла
Содержание ТО включает систему сведений (знаний) о предмете, средствах труда, способах труда, условиях труда, научных основах трудовой деятельности, требованиях к эксплуатации машин и оборудования. Предмет труда — это то, что подлежит преобразованию. Средства труда — механизмы преобразования предмета труда в продукт. Цели ТО: усвоение ЗУН по предмету, понимание механизмов протекания трудовых процессов, воспроизведения информации, применение знаний на практике. Содержание ТО является предпосылкой содержания производственного обучения. Отбор содержания ТО осуществляется на всех уровнях структурирования содержания (раздел, тема раздела, подтема, вопрос темы, учебные элементы). Структура содержания темы по предмету как единица учебной программной документации должна включать следующие уровни учебной дисциплины: основной обучающий элемент (тема), узловой учебный элемент (подтема), основной учебный элемент (вопрос темы), учебный элемент, как признак, свойство, способ. Составление перечня учебных элементов третьих, четвертых уровней производится исходя из опыта педагога. Перечень учебных элементов составляется на основе номенклатуры (перечня знаний и умений студента по теме), которая предъявляет требования к результатам подготовки по теме. Критерием качества содержания на микроуровне выступает: полнота содержания, как необходимое и достаточное количество учебных документов, как факторов номенклатуры знаний и умений.
Учебный материал (УМ) теоретического обучения(ТО) представляет собой часть конкретного социального опыта, подлежащего усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема и т.д.). УМ представляется в различных формах (текст учебника, речь преподавателя и др.). Учебный материал Т.о. классифицируют по следующим признакам: • по группам технических знаний; • по характеру содержания; • по значению; • по логике раскрытия; • по уровню усвоения.
Учебный элемент — «подлежащий изучению предмет, явление, процесс, признак, свойство, связь, метод, действие, способ применения, выполнения или использования чего-либо, введенные в учебный процесс в виде отдельных понятий, категорий, законов, правил, предписаний, принципов». Разрабатывая отдельную тему педагогам предлагается классифицировать основные учебные элементы на две группы: 1) объекты и предметы живой и неживой природы; объекты действующие и пассивные, искусственные материалы и естественные вещества природы; 2) процессы и явления окружающей действительности. Для каждой из этих групп учебных элементов существуют свои признаки, что выступает основой для разработки рабочих учебных программ по профессии.
Содержание ТО определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, методов и организации учеб.процесса. Межпредм. связи — явление многогранное, разнохар-ое, разнофункц-ое. Межпредм. связи находят отражение в опред.содерж обучения и учитыв-ся при разработке уч.планов и программ, составление учебников, учебных и методич. пособий по соотв.учеб.предметам. Они отражает принцип систематичности и определяет такой подход к отбору и расположению учеб.материала, взаимосвязанных предмтов в уч. планах, пр-мах и учебниках, пр котором знания, получ.учащимися при изучении одного или неск.предметов яв-ся основой для изучения др. Типы межпредм связей: по содержанию изучаемого уч.материала, по формируемым умениям, по методам и средствам обучения.
Внутрипредм. связь — это связь по содержанию и логике построения и изучения материла одного предмета. Они проявляются в построении системы уроков по теме и предмету вцелом, в опоре на ранее изученное, в общей логике изучения предмета.
Источник
Сущность процесса производственного обучения
Этапы производственного обучения. Профессиональные умения и навыки будущих облицовщиков-плиточников и мозаичников формируются в ходе производственного обучения, предусматривающего следующие три этапа, каждый из которых имеет свои дидактические задачи:
обучение в учебных мастерских.На первом этапе формируются общие представления об основных элементах труда облицовщика-плиточника и мозаичника, первоначальных умениях и навыках выполнения приемов плиточных и облицовочных работ;
обучение на строительных объектах. Здесь полученные первоначальные умения и навыки закрепляются, формируются более сложные умения по выполнению комплексов операций и технологических процессов, вырабатывается скорость и ритмичность в работе;
предвыпускная производственная практика. Завершается совершенствование приобретенных умений и навыков, вырабатывается способность переносить умения и знания в другие условия работы, с использованием традиционных материалов, рациональных инструментов, механизмов.
Эффективность урока производственного обучения определяется правильной постановкой цели, подготовкой фронта работы, наличием необходимых инструментов и материалов.
В производственном обучении различают три цели: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная цель — формирование общетрудовых, общепрофессиональных и специальных умений и навыков для работы по выбранной профессии и практических знаний, требуемых учебной программой.
Образовательные цели мастер формулирует в такой форме: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения конкретных работ; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных профессиональных понятий и продолжить формирование и закрепление ранее изученных профессиональных умений и навыков.
Умения и навыки различают организационные и подготовительные, например рационально спланировать работу, организовать рабочее место, выбрать необходимые материалы, оснастку, инструменты, подготовить механизмы к работе и т.д.
Умения и навыки, необходимые для выполнения производственного процесса, включают: выполнение отдельных технологических операций и процесса в целом; управление и регулировку ручных машин; соблюдение техники безопасности. При этом формируются умения контроля и самоконтроля, т.е. умение пользоваться контрольно-измерительными инструментами, поэтапного контроля производственного процесса (отдельных технологических операций) и качества работы.
Образовательные цели урока мастер подчиняет требованиям квалификационной характеристики и содержанию дидактического анализа программы производственного обучения и на этой основе формулирует конкретные задачи урока. Для реализации образовательных целей мастеру необходимо иметь четкое представление о структуре умений и навыков, учебном времени, необходимом для их выработки, а также о критериях их сформированности.
Умение — это способность выполнять практические действия на основе усвоенных знаний в различных производственных условиях.
Навыки — автоматизированные компоненты деятельности, в которых сознание принимает опосредованное участие.
В каждой теме производственного обучения необходимо запланировать время на тренировочные упражнения и производственную деятельность.
Основу производственной деятельности плиточника-облицовщика, мозаичника составляют трудовые процессы, состоящие из операций, характерных тем, что применяют однотипные инструменты, приспособления и сходные трудовые приемы. Трудовая операция — это совокупность трудовых приемов, состоящих из рабочих движений.
В ходе упражнений происходит формирование умений и навыков выполнения отдельных рабочих движений, приемов и операций, которые закрепляются и совершенствуются в процессе производственной деятельности.
Продуманная работа мастера в начальной стадии обеспечит выработку умений и прочность их формирования у учащихся в более короткие сроки. В дальнейшем необходим контроль за ходом формирования умений и корректирующая помощь отдельным учащимся. Следует помнить, что исправить ошибки, допущенные при формировании навыков (например, выполнение лишних движений), труднее, чем ошибки, допущенные при формировании умений.
На уроках производственного обучения мастер постоянно демонстрирует рабочие движения, приемы и трудовые операции, показывая трудовой процесс в целом или по частям, в рабочем и замедленном темпе.
Воспитательная цепь. Производительный труд — основа воспитания, гармонического развития физических, умственных и нравственных качеств личности. Целостный подход к определению воспитательных целей предполагает формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Разумеется, не каждый урок позволяет решать эти задачи. Специфика урока, место проведения занятий, использование опыта новаторов производства допускают вычленение тех воспитательных задач, которые могли бы решаться при изучении конкретного материала.
Формирование экономического мышления — важный фактор воспитания. Это бережное отношение к общественной собственности, нетерпимость к неорганизованности, высокая сознательная дисциплина и стремление постоянно повышать качество и производительность труда. В этих целях рекомендуется проводить сравнительный анализ технологических операций и процессов по затратам труда и расходу материалов.
Большинство воспитательных задач носит универсальный характер для всех уроков. Например, воспитание сознательной дисциплины, культуры труда и общения и пр. Поэтому нет необходимости их отражать в планах уроков, не забывая о реализации этих задач в повседневной производственной деятельности учащихся. При работе учащихся на строительных объектах мастер учитывает благоприятные условия, чтобы повысить уровень технологической и трудовой дисциплины учащихся, развить их трудовую инициативу, стремление к товарищескому сотрудничеству, взаимопомощи.
Воспитательные цели в производственном обучении можно сформулировать следующим образом:
формировать добросовестное отношение к труду (раскрывая сущность понятий «общественный долг», «коллективизм», «товарищеская взаимопомощь»);
Источник