Анализ и синтез статьи

«Теория дедукции»

«Теория дедукции»

Анализ и синтез

Предметы окружающей человека действительности представляют собой системы с множеством элементов, их свойств, связей и отношений. Познание мира во всей совокупности его связей и отношений, в процессе его изменения и развития представляет основную задачу научного познания. Первоначально у человека складывается общая картина изучаемого предмета с весьма бедным представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними, знание которых является необходимой предпосылкой раскрытия сущности предмета. Поэтому последующее изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нём.

Познание постепенно раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг другом. Для того, чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный предмет разделить (мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того, как эта познавательная задача решена, части можно объединить в единый предмет и составить уже конкретно-общее представление, то есть такое представление, которое опирается на знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.

Анализ и синтез — две универсальные, противоположно направленные операции познавательного мышления:

Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Различают четыре разновидности анализа и синтеза:

Природный анализ — разъединение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе.

Практический анализ — разъединение предметов на компоненты, и практический синтез — объединение их в целостности, в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы.

Мысленный анализ — отделение от предметов того, что ни в природе, ни на практике неотделимо, и мысленный синтез — соединение того, что в соответствии с законами природы соединить невозможно.

Метаанализ и метасинтез — то есть анализ и синтез знаний о мире, в отличие от анализа и синтеза объективно существующих предметов.

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приёмами познания, которые лежат в основе человеческого мышления, вместе с тем они являются и наиболее универсальными приёмами, характерными для всех его уровней и форм. Иногда они рассматриваются в качестве автономных процессов познавательного мышления, хотя в целом считается, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности.

Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез (см. Анализ через синтез), то есть включения познаваемого объекта во всё новые связи и отношения с другими объектами, и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разъединение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. Синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. Поэтому в основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не столько доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, сколько качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли. В научном исследовании они используются как на эмпирическом уровне при изучении внешних признаков и свойств, так и на теоретическом — при выяснении сущности явлений. Анализ и синтез в процессе научного познания, как правило, связаны с рядом других познавательных операций, в частности, с такими, как абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и другими.

Источник



X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

· Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

· Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

· Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

· Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.

· Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

· Определяются требуемые виды ресурсов.

· Определяется количество и качество наличных ресурсов.

· Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

· Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.

Читайте также:  Анализ высказываний о праве

· Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.

· Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

· Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

· Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Сущность закона анализа и синтеза

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.

Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:

1) разделение целого на части;

2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также состоит из двух процедур:

1) согласование характеристик выделенных частей;

2) объединение их в единое целое.

И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

г) сокращение затрат на производство продукции;

е) использовать информационные технологии управления.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

— не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

— выступает в роли катализатора общественного прогресса;

— играет возрастающую роль в развитии общества.

Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.

2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.

Читайте также:  Метиловый оранжевый анализ воды

3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.

4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

Источник

анализ и синтез

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. — Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis — соединение, сочетание) — реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный объект. Деление всех процессов мира на аналитические и синтетические является логическим следствием деления всех предметов мира на материю и форму (см: Форма и материя) или, что не меняет сути дела, на элементы и структуру. В этом контексте различают четыре разновидности А. и с:

1. Природный анализ — разложение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с природными возможностям.

2. Практический анализ — расчленение предметов на компоненты, и практический синтез — объединение их в целостности, также в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы.

3. Мысленный анализ отделяет от предметов то, что ни в природе, ни на практике неотделимо, напр, улыбку Чеширского кота от самого кота, а мысленный синтез соединяет то, что по законам природы соединить невозможно, напр., голову быка с телом человека.

4. От А. и с. объективно существующих предметов отличают метаанализ и метасинтез, т.е. А. и с. знаний о мире.

Различают инстанциальную (от англ. instance — пример) и пропозициональную (от англ. proposition — предложение) трактовку А. и с. как познавательных процедур. В первом случае анализ понимается как мысленное разложения исследуемого объекта на компоненты, а синтез — как мысленное же объединение их в целое; во втором случае А. и с. называют преобразование предложений, обслуживающее инстанционально понимаемые А. и с.

Таково классическое, или, как еще говорят, «этимологическое», понимание А. и с. Его сторонники нередко понимают анализ как мысленное разложение исследуемого предмета на любые компоненты: части, свойства и отношения. Однако, в соответствии с так понимаемым анализом, синтез остается без работы: нет такой стороны предмета, познание которой не было бы включено в задачу анализа. «Анализ» и «исследование» становятся синонимами, разделяясь запятой. Именно так понимают, напр., математический анализ: он включает не только дифференциальное, но и интегральное исчисление. Определив анализ как мысленное разложение объекта на любые компоненты, обычно и синтез определяют как «соединение различных элементов, сторон предмета, в систему». Но соединить элементы в систему — значит отразить те отношения, которые образуют ее из ее же элементов. А они уже включены в предмет анализа. Эту широко распространенную точку зрения на А. и с. естественно назвать эклектической. Чтобы преодолеть ее, достаточно исключить из задачи анализа отражение тех отношений, которые образуют предмет из его элементов, и сделать их отражение единственной задачей синтеза.

В классической теории содержательные А. и с. отличают от формальных А. и с. Содержательный анализ открывает в исследуемом предмете ранее неизвестные части, напр., элементарные частицы, из которых состоит атом. Содержательный синтез обнаруживает ранее неизвестные отношения, образующие этот предмет из его частей. Именно содержательный синтез осуществил Э. Резерфорд, когда в своей планетарной модели атома показал, благодаря каким отношениям между электронами, протонами и нейтронами образуется атом. Когда современный преподаватель рассказывает об элементарных частицах, входящих в атом, он совершает формальный анализ; когда же он показывает, благодаря каким отношениям между собой эти частицы образуют атом, он совершает формальный синтез. Содержательные А. и с. называют еще расширяющими, формальные — проясняющими. Их классической трактовке противостоит кантовская теория аналитических и синтетических суждений, согласно которой все аналитические суждения являются проясняющими, а все синтетические — расширяющими.

С классической теорией тесно связана теория геометрического А. и с, или, как ее еще называют, теория А. и с. в смысле Паппа (греческого математика 3 в. н.э.). В геометрии так понимаемые А. и с. еще до Платона применялись как при поиске гипотезы, предназначенной для решения проблемы, так и при ее доказательстве. Сегодня детально разработаны лишь А. и с. как методы доказательства уже найденной гипотезы. В ходе анализа доказываемое предложение1 условно принимается за истинное; из него выводится предложение. также в качестве лишь условно истинного; и так до тех пор, пока не будет получено предложение, ложность или истинность которого либо уже доказаны, либо признаны очевидными. После этого начинается обратное движение: из ложности предложения заключают о ложности предложения из истинности предложения (при условии обратимости вывода) — об истинности предложения. На этом основании анализ называют движением от конца к началу, или «работой назад» (working backward), а синтез — движением от начала к концу. Как детально показал И. Лакатос («Доказательства и опровержения». М., 1967), с инстанциональной точки зрения геометрический анализ представляет собой процедуру расчленения исследуемого объекта на части (напр., многогранника — на треугольники), а синтез — процесс их объединения в целое. Это позволяет использовать теорию геометрического А. и с. для конкретизации их классической теории.

Читайте также:  Методы экономического анализа индексный метод

Источник

Анализ и синтез. Объединение

Владимир Добровольский Напомним. Анализ – это дробление целого на составляющие. Синтез – это объединение составляющих целого, воедино. Самое сложное, чем мало кто обладает, это умение видеть целое и его составляющие, одновременно. При сдвиговом мышлении, при котором мысль следует за возбуждением, объединить анализ и синтез невозможно. Можно делать или одно, или другое. То есть, сначала, например, разбить целое на части, а потом попытаться собрать все это воедино. Но из кусочков, целого не собрать никогда. Может получиться лишь приближенная копия целого, в которой не будет учтено очень много параметров. Часто, человек набивает свою голову знаниями, а объединить их не может. Он постоянно застревает на промежуточных этапах и выдает второстепенное за главное. Перескакивает с одного на другое, а целостную картину воссоздать не может. Почему? Потому что не хватает концентрации внимания, которая бы все объединила. А почему не хватает? Потому что человек изначально придал идее повышенную значимость, например, решил что-то открыть или изобрести, чтобы прославиться и обогатиться, и погнал в одном направлении, чем выработал у себя устойчивый сдвиг, нарушивший равновесие, без которого синтез невозможен. Вот и получается, что знаний много, а практической пользы от них – никакой, потому что они не объединены, а значит, изначально поставленная задача, не решена. Вспомните, как вы в раздражении, разбираете человека, на которого разозлись, на составные части, раскладываете по косточкам. Он и такой, и сякой, и про маму его вспомните, и про всех родственников. Но эта оценка односторонняя и не дает полного представления об этом человеке. Справедливости ради, надо вспомнить, что у этого человека есть и положительные качества. Чтобы оценка была правильной, надо учитывать обе противоположности и находить «золотую середину». Когда человек ставит перед собой цель, он не должен зацикливаться на ней, иначе его затащит в сдвиговую колею и он будет мыслить под воздействием доминирующего возбуждения. А любое возбуждение формирует вокруг себя связи, его оправдывающие, поэтому накопление информации будет носить односторонний характер, а потому, искаженный. В норме, критический анализ должен обладать сильными уравновешивающими позициями, чтобы равновесие было стабильным. Не напрасно основное правило науки гласит: «Все подвергай сомнению». Какая сила способна объединить анализ и синтез в одно целое? Сила эта называется ВИДЕНИЕ (внимание, интуиция, чувствование, всматривание). Оно содержит в себе одновременно анализ и синтез (механика и составляющие видения описаны во многих статьях). Попробуйте отпустить мысли и максимально расслабиться, чтобы снизить общее возбуждение. Потом, потихоньку, начните концентрировать внимание на любой производной точке, сочетая концентрацию внимания, с его рассредоточением. Постепенно, у вас начнет стабилизироваться равновесие, при котором обе половины мозга взаимно тормозят друг друга с помощью чередования активности (механизм саморегуляции). Это позволяет сделать внимание устойчивым, а психику – уравновешенной. С повышением степени концентрации внимания, с одновременным его рассредоточением, вы начнете фоново (или фотографически точно – все зависит от ситуации) охватывать окружающее вас пространство, с одновременным проникновением в суть того, что вас интересует на данный момент. Подобным образом мыслят животные, когда они расслаблены. Понаблюдайте за кошкой, собакой. Они полностью расслаблены и в то же время, четко контролируют ситуацию и действуют там, где надо и ровно настолько, насколько надо. Никаких лишних движений. У человека, в этом отношении, возможностей больше, просто он разучился ими пользоваться. То есть, методика объединения анализа и синтеза чрезвычайно проста, но трудна по исполнению. Почему? Потому что придется вытаскивать с помощью видения весь эмоциональный опыт на свет и на суд божий, с целью его осмысления и упразднения. В противном случае, он будет препятствовать расслаблению и свободному перемещению мысли, что необходимо как для анализа, так и для синтеза. Процесс самоочистки подсознания, через его осмысление. На основе объединения анализа и синтеза, будет происходить дальнейшее развитие разума, заключающееся в расширении сознания, с выходом на астральный, космический уровень мышления. Телепатия тоже на этой основе. Сдвиговое мышление будет присутствовать всегда, так как на нем основана сама жизнь, но бразды правления перейдут к равновесному мышлению, так как оно обладает большими возможностями. И оно не надуманное, а заложено в человеке природой, о чем свидетельствует анализ сновидений. Какова практическая польза от объединения анализа и синтеза? Вы сможете, например, руководить страной или всем миром (или предприятием, бизнесом и т.д.), охватывая сразу все, и одновременно, видя любые детали, любые нюансы, вплоть до благосостояния и здоровья отдельного человека, и как он влияет на все общество, а общество – на него. Как, например, головной мозг человека знает о состоянии всех систем организма и реагирует на малейшие нарушения в нем, с целью восстановления нарушенного равновесия. При этом, он еще помнит о прошлом опыте и мыслит на перспективу. Человеку есть чему поучиться у самого себя. И ничего придумывать, изобретать не надо, все уже придумано природой, надо только воспользоваться ее дарами. 23.01.2014 г.

Источник