Части речи в русском языке

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свойствами.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустарниками;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отдыхать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ действия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи междометие.

Таблица с примерами

части речи русского языка

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь ( ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке ).

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Например:

  • (кто?) малыш, лиса, дедушка;
  • (что?) бук­варь, гро­за, радость.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских признаков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец — муж­ской род;
  • девочк а — жен­ский род;
  • озер о — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

имя существительное как часть речи

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на разряды:

    (низ­кий, пра­вый, синий); (город­ской, ниж­ний, январ­ский); (оле­ний, Ильин, отцов).

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — светел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый темный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и числам:

  • бел ый снег;
  • бел ая скатерть;
  • бел ое покрывало;
  • бел ые ромашки.

имя прилагательное как часть речи

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем различают:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

имя числительное как часть речи

Местоимение

  • лич­ные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное: себя;
  • при­тя­жа­тель­ные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколько;
  • отри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ника­кой, ничей, нисколько;
  • неопре­де­лен­ные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, неко­то­рый, несколько;
  • опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, любой, иной, каж­дый, целый, весь, другой;
  • ука­за­тель­ные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столь­ко, столько-то.

местоимение как часть речи

Глагол

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, например:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) переписать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нарисуйте;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отправят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и числа:

  • убрать
  • слы­шать
  • увлечь

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

глагол как часть речи

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в предложении.

Причастие

Различают виды причастий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет действие:

  • сме­ю­щий­ся ребенок;
  • дети, уви­дев­шие ежика;

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

  • колеб­ле­мый ветром;
  • пости­ран­ное белье.

причастие как часть речи

  • вид совер­шен­ный и несовершенный;
  • вре­мя — насто­я­щее и прошедшее;
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность

Признаки при­ла­га­тель­но­го у причастий:

  • началь­ная фор­ма — фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода;
  • пол­ная и крат­кая фор­ма (у стра­да­тель­ных причастий);
  • изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и падежам;
  • в крат­кой фор­ме изме­ня­ет­ся по родам (выстро­ен, выстро­е­на, выстро­е­но).

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся определениями.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбежав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая форма).

Грамматические признаки деепричастия

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то на вырост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни сравнения:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

Грамматические признаки наречия

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го сказуемого.

Категория состояния

  1. неиз­ме­ня­е­мость
  2. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на — ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном предложении.

Мне надо решить это вопрос сегодня.

категория состояния как часть речи

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными словами.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

Читайте также:  Если аппендицит какие анализы покажут

К слу­жеб­ным частям речи относятся:

  1. пред­ло­ги
  2. сою­зы
  3. части­цы

Служебные части речи

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические средства.

Предлог

Например:

  • встре­тить у реки;
  • вер­нуть­ся в деревню;
  • при­е­хать спу­стя три дня;
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и производные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет;
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кончая.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаворонок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми предложениями.

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттенки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да;
  • отри­ца­тель­ные — не, ни;
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли;
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы;
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, прямо;
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это;
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ровно;
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исключительно;
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие частицы:

  • пусть (пусть светит);
  • пус­кай (пус­кай поплачет);
  • да (да идем же);
  • давай­те (давай­те отправимся);
  • бы (сло­жил бы).

Междометие

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни служебной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и производные:

  • ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
  • батюш­ки, ужас, беда, гос­по­ди, брось, извините.

Видеоурок

Источник



Глава 6. Морфология. Части речи

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация словэто разделение их по классам, которые называют частям речи.
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение
– это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению, которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному.

Грамматическое значение существительного – «предмет». Оно выражается словами, отвечающими на вопросы: Кто?, Что?
Примеры: Кто?, Что?нога, лампа, сын, Москва, золото, серебро, дворянство, юношество, добро, жадность.
Эти слова, конечно, передают разные значения: конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные, собственные. Для морфологии важно, что эти различия в значении выражены на морфологическом уровне. Например, большинство существительных с конкретным значением обычно имеет формы единственного и множественного числа: нога — ноги, а все остальные — только одну форму: либо единственного числа, либо множественного: Москва (собственное) – ед.ч., золото (вещественное) – ед. ч., дворянство (собирательное) – ед. ч., добро (абстрактное) – ед.ч. Но все эти слова одного класса. Они отвечают на одни вопросы, что отличает их от других классов слов, например от глаголов, которые отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать? и выражают грамматическое значение «действия»: гулять, прыгать, смеяться, драться, учиться.


Морфологические признаки –
это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет,
  • какие наборы форм есть у сло ´ ва,
  • какими окончаниями эти формы выражены,
  • что эти формы выражают.

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж, другие свойственны только одному классу слов, например время. Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род. У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении —
это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

§2. Части речи

Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи – это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи:

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Местоимения
  • Глаголы
  • Наречия
  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы
  • Междометия

Однако не все авторы школьных учебников придерживаются традиции. В некоторых учебниках выделяется 12 частей речи, а в некоторых – 13.

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание – наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться) по-разному.

Читайте также:  Что такое анализ реал тайм


Причастия и деепричастия

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол, либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида, времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия — по падежам и числам, а в единственном числе – по родам, а краткие — по числам и в единственном числе — по родам. А деепричастия вообще не изменяются.

Интерпретация 1: причастие и деепричастие – это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий – это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия: возводящий, возводивший, возводимый и деепричастия: возводя – это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2: причастие и деепричастие – самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий – это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя — разные слова, относящиеся к разным частям речи.


Категория состояния

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно, а ему жарко. Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жаркогромко, тихо различаются.

Интерпретация 1: все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2: наречия и слова категории состояния – это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.

В зависимости от позиции авторов в некоторых учебниках выделяется не 10 частей речи, а 12 или 13.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться. Учебники однозначно утверждают: это так. Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше – оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте.

§4. Служебные – самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Междометие — особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной.

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

  • Существительные – «предмет»
  • Прилагательное – «признак предмета»
  • Числительное – «число, количество, порядок при счете»
  • Глагол – «действие»
  • Наречие – «признак признака, признак действия»
  • Местоимение – «указание»

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

Источник

Морфологический анализ: что это значит и «с чем его едят»?

Морфология – это наука, которая изучает части речи. Следовательно, морфологический анализ позволяет понять сущность грамматических признаков слов или целых предложений.

Итак, как известно, в русском языке все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные и служебные. Функции каждой группы можно понять благодаря названию: самостоятельные части речи могут выступать как отдельным элементом речи, так и входить в обороты, в то время как служебные только помогают самостоятельным уточнить смысл сказанного. Таким образом, морфологический анализ тоже имеет свою структуру для разных групп частей речи. Начнем с первой группы.

Чтобы правильно разобрать слово, нужно знать, какие признаки имеет каждая часть речи. Стоит отметить, что для начала разбора любое слово нужно поставить в его начальную форму.

Итак, для разбора существительного потребуется определить род, склонение, падеж или число, вид собственное/нарицательное, и одушевленное/неодушевленное.

Для глагола – вид, спряжение, формы глагола, время/число, лицо, переходность, возвратность. Для прилагательных потребуется определить их относительность (прилагательные имеют виды: качественное/относительное/притяжательное), форму (краткая/полня), падеж, число/род, а также степень сравнения.

Для числительных достаточно будет определить сложность, вид – порядковое/количественное, и также падеж/род/число. Морфологический анализ наречий потребует знания разрядов – личное/притяжательное/относительное/определительное/ вопросительные/возвратное/указательные/отрицательные, изменяемости, степеней сравнения. Эти разряды вызывают большую сложность. Морфологический анализ слова-местоимения требует определения также разрядов, лица, числа/рода и падежа. Для причастий характерными признаками будут являться вид — действительное/страдательное, форма – полная/краткая, а также вид, число/род/время. И для деепричастий нужно будет только определить неизменяемость и вид.

Что же касается служебных частей речи, то для них схема морфологического разбора едина:для начала нужно назвать часть речи, затем определить с каким падежом употреблено – для предлога, разряд – для частиц, а также вид — сочинительный/подчинительный для союзов, последним пунктом в разборе будет являться то, каким членом предложения является часть речи.

Читайте также:  Основы анализа и оценки инвестиционного риска

Морфологический анализ текста предусматривает понимание текста, выявление его структурных особенностей, правильное определение типа речи — повествование/рассуждение/описание, и стиля написания — книжный/разговорный/научный.

Морфологический анализ помогает выявить все грамматические особенности предложенного для разбора слова. Знание видов, разрядов и прочих признаков каждой части речи позволяет делать это легко и быстро. Частые тренировочные задания помогут ученикам отработать навыки определения частей речи. Это очень важно, так как на Едином государственном экзамене такие задания вызывают у выпускиников большие затруднения.

Источник

3.1. Части речи. Слово и его формы

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи.

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой.

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

Общее грамматическое значение: Морфологические признаки: Синтаксические признаки:
значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи. род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слова. свойство слов одной части речи быть определёнными членами предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами.

3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

К служебным словам нельзя поставить вопрос.

Служебные слова не являются членами предложения.

Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи междометие

предлог (в, на, об, из, из-за);

союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если);

частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только).

6. Междометия занимают особое положение среди частей речи.

Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

наречия (вперёд, всегда);

деепричастия (уходя, уйдя, приняв).

Не изменяются также некоторые:

существительные (пальто, такси, жалюзи);

прилагательные (пальто цвета беж , костюм цвета электрик );

местоимения (тогда, там).

Неизменяемые слова не имеют окончаний.

Ср.: стена, стены, стену и др.; мечтаю, мечтаешь, мечтает и др.

Формы слова передают определённое грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые слова выступают в одной из своих форм.

Сестра подарила брату книгу. Форма слова сестра передает значение ед.ч., И.п.; форма слова подарила – значение прош. вр., ед.ч., ж.р.; форма слова брату – значение ед.ч., Д.п.; форма слова книгу – значение ед.ч., В.п.

Формы слова образуются разными способами:

с помощью окончания;

Ср.: сестра – сестр ы ; читал – читал а .

с помощью окончания и предлога;

Сестра – к сестре, у сестры, с сестрой.

с помощью суффиксов;

Читать – чита л ; быстрый – быстр ее .

с помощью вспомогательных слов.

Читать – буду читать, читал бы , пусть читает; быстрый – более быстрый, самый быстрый.

Источник