ЕГЭ для VIP
На первом этапе подготовки к ЕГЭ советуем вам ознакомиться с демоверсией 2021 года, размещённой на сайте ФИПИ, и с критериями оценивания. Представленные на сайте материалы написаны в полном соответствии с новой демоверсией.
После отработки каждого задания внимательно изучите Образец варианта экзаменационной работы с комментариями, которые наглядно покажут вам логичный и короткий путь к правильному ответу на экзамене, а затем можете приступать к работе над тренировочными вариантами. При выполнении некоторых заданий вам понадобится справочный материал, который тоже есть на сайте.
Структура экзамена по русскому языку
Анализ заданий экзаменационной работы:
Задания с 22-го по 26-е ориентированы на анализ исходного текста, входят в раздел речеведение, проверяющий умения определять точное содержание текста (задание 22), функционально–смысловые типы речи (задание 23), лексическое значение слова (задание 24), средства связи предложений в тексте (задание 25), средства языковой выразительности (задание 26). Эта информация служит основой формирования важнейшего коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание при построении логически целостного текста – сочинения-рассуждения (задание 27).
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности.
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
Источник
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ учащихся 11-го класса
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников 2018-2019 учебного года проведена на основании нормативных документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Все нормативно-распорядительные документы рассматривались на совещаниях различного уровня.
Руководствуясь нормативно-правовыми документами были составлены план подготовки и проведения итогового контроля и государственной итоговой аттестации в 11 классе МБОУ СШ № 37 г. Липецка в 2018-2019 учебном году. В данных документах были определены следующие направления деятельности:
— нормативно-правовое, информационное обеспечение ЕГЭ;
— мероприятия по организации ГИА;
В течение учебного года по плану контрольно-аналитической деятельности администрацией осуществлялся контроль работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации, проведению ЕГЭ. Своевременно были изданы приказы об окончании учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации обучающихся 11 класса. Итоговая аттестация осуществлялась в соответствии с расписанием Рособрнадзора.
Учащиеся, родители, педагогический коллектив были ознакомлены с нормативно-правовой базой, порядком проведения экзаменов в форме ЕГЭ на инструктивно-методических совещаниях, родительских собраниях, индивидуальных консультациях в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации, Положением о проведении единого государственного экзамена.
При подготовке к ГИА коллектив педагогов ставил перед собой следующие цели:
- определение качества подготовки выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации;
- оценка результатов государственной итоговой аттестации выпускников за курс основного общего и среднего общего образования в 2016/2017 учебном году;
- совершенствование содержания и форм работы школьных методических объединений на основе результатов государственной итоговой аттестации;
- формирование образовательной статистики на основе анализа и интерпретации материалов о результатах государственно итоговой аттестации.
В течение 2018-2019 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, была разработан План подготовки учащихся к ЕГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель директора по УВР, методические объединения, также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому экзамену.
В течение 2018-2019 учебного года для учителей-предметников проводились совещания, на которых были изучены результаты экзамена 2018 года, Положение о Порядке проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2018 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя предметники принимали участие в работе городских семинаров и заседаниях городских методических объединений по предметам где рассматривались вопросы подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ.
В начале 2018-2019 учебного года сформирована база данных по учащимся школы для сдачи ЕГЭ-2019, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, а так же информационные стенды в предметных кабинетах. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах, дополнительных и индивидуальных занятиях. Согласно Плану подготовки учащихся к ГИА были проведены внутришкольные пробные экзамены по русскому языку, математике в форме и по материалам ЕГЭ. Также в течение 2018-2019 учебного года учителями-предметниками проводились репетиционные тестирования по предметам: Обществознание, Химия, Физика, Биология, Информатика, История и Литература.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации и видеоролики, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех школьных и муниципальных диагностических работ, учителя-предметники проводили анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях, на протяжении года проводились корректировки работы планов мероприятий по подготовке к ЕГЭ.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классных кабинетах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил провести корректировку в работе по подготовке к ЕГЭ. Для работы с высокомотивированными учащимися в учебном плане 2018-2019 учебного года были предусмотрены элективные курсы «Русская речь», «Алгебра плюс», «Человек. Общество. Мир.», «Решение разноуровневых задач по химии»
В 2018-2019 учебном году в МБОУ СШ № 37г. Липецка — 15 выпускников 11-го класса. По итогам года решением педагогического совета (Протокол № от___) к итоговой аттестации допущены 15 человек.
Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 11-го класса проводилась в формате ЕГЭ. Обучающиеся сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику базовый или профильный уровень. Количество остальных предметов выпускники выбирали самостоятельно в соответствии со своими приоритетами.
В 2018-2019 учебном году все обучающиеся успешно преодолели минимальный порог ЕГЭ по предметам.
Источник
Анализ диагностической работы в формате ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Цель: определение уровня подготовки каждого учащегося 11-го класса.
Структура проверочной работы: работа содержит 27 заданий, из них 26 заданий – тестовых, с кратким ответом в виде цифр или слова (сочетания слов), 1 задание — творческое, предполагающее запись развернутого ответа.
Критерии оценивания:
от 0 до 9 баллов – «2»
от 10 до 30баллов – «3»
от 31 до 48 баллов – «4»
от 49 до 59 баллов – «5»
Результаты диагностической работы
Класс
Всего в классе
Выполнили работу
Оценки
Кач-во знаний
Успев.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку
При выполнении работы учащимися были допущены следующие ошибки в знаниях основ орфографических и грамматических правил и расстановки знаков препинания в предложениях.
Типичные ошибки:
- Определение главной информации текста.
- Средства связи предложений в тексте.
- Определение лексического значения слова.
- Постановка ударения.
- Употребление паронимов.
- Лексические нормы.
- орфологические нормы (образование форм слова).
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
- Правописание корней; правописание приставок; правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-); правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий; правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное, раздельное написание слов; правописание -Н- и -НН- в суффиксах.
- Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами; знаки препинания в предложениях с обособленными членами; знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения; знаки препинания в сложноподчиненном предложении; знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи; постановка знаков препинания в различных случаях.
- Смысловая и композиционная целостность текста.
- Функционально-смысловые типы речи.
- Лексическое значение слова.
- Средства связи предложений в тексте.
- Языковые средства выразительности.
Рекомендации по повышению качества подготовки выпускников
Источник
Структура ЕГЭ по русскому языку 2021: разбираем все задания
Именно сейчас у выпускников началась горячая пора и стартовали экзамены. В апреле пройдет итоговое сочинение. И в июле будет экзамен по русскому языку. Важно уже сейчас разобраться в его условиях и быть готовыми ко всему.
Допуск
В итоговом сочинении выпускник должен выбрать одну тему из пяти предложенных. Точная тема неизвестна, но в 2021 году одиннадцатиклассникам предлагают следующие направления:
За успешное написание сочинения школьник также получает «зачет» (вот критерии) и допускается к ЕГЭ.
Изменения в ЕГЭ 2021
Подробнее рассмотрим сам экзамен по русскому языку. Он пройдет 3-4 июня. В этом году крупных изменений в задания не внесли. Однако произошли следующие поправки:
- Баллов (первичных) стало 59 (+1 за сочинение);
- Изменился критерий К2 в сочинении (теперь в комментарии к проблеме недостаточно просто указать связь между двумя аргументами, нужно еще проанализировать причину их связи, то есть не просто сказать, что первая иллюстрация противопоставляется второй, а также объяснить, почему это происходит);
- Изменилось задание 9: теперь в словах нет пропущенных букв (то есть придется сначала разобрать его по составу, потом понять, под какое правило подходит каждое слово, соотнести это с заданием).
Анализ заданий ЕГЭ
ЕГЭ по русскому языку включает 27 заданий: одно сочинение и 26 заданий с кратким ответом.
- В первом задании необходимо прочитать небольшой текст и найти варианты ответа, в которых отражена его главная мысль.
- Во втором номере нужно вписать пропущенное в тексте из прошлого задания слово.
- В третьем задании необходимо выбрать значение слово в контексте фрагмента из первого номера.
- В четвертом номере требуется вспомнить ударения и выбрать верный/неверный вариант.
- В пятом задании проверяется знание паронимов: нужно найти неверно употребленное выделенное слово и заменить его паронимом (представить – предоставить, годовалый – годовой, техничный – технический, эффективный – эффектный и так далее).
- В шестом номере нужно исправить лексическую ошибку – найти лишнее слово («неожиданный сюрприз», «свободная вакансия», «VIP персона», «период времени», «май месяц»), слово в несвойственном значении («упал навзничь на диван», «упал ничком на лед»), неверный фразеологический оборот («играла большое значение»), двусмысленность («Бабушка и Маша пошли домой, и она (кто именно?) посмотрела на дерево»).
- В седьмом задании необходимо вспомнить правила склонения, особенно стоит обратить внимание на падежные окончания существительных во множественном числе, а также числительных.
- В восьмом номере нужно установить соответствие между названием ошибки и ее воплощением в предложении. Стоит обратить внимания на сочетание слова с предлогом и подлежащим со сказуемым, правописание причастных и деепричастных оборотов, приложений (обычно это названия в кавычках).
- В девятом задании просят выбрать проверяюмую/непроверяемую/чередующуюся гласную. Для выполнения этого задания нужно знать чередующиеся корни, а также уметь подбирать однокоренные слова. Если и корень не чередующийся, и слово не подбирается – значит, гласная непроверяемая.
- В десятом номере нужно выбрать номер строки, где пропущена одна и та же буква. Здесь предлагают вспомнить правописание приставок (правописание «пре» и «при», а также верное написание гласной или согласной на стыке приставки и корня).
- В одиннадцатом задании вроде бы нужно опять искать пропущенную букву, но в этот раз в суффиксах или корнях.
- В двенадцатом номере вновь пропущенные буквы, здесь проверяют правописание окончаний глаголов, отглагольных прилагательных и причастий.
- В тринадцатом задании нужно найти высказывание, где «не» пишется слитно или раздельно. Даже знание самых простых правил здесь помогут: слитно будет, если слово не употребляется без «не» или его можно заменить синонимом без «не». Раздельное написание у глаголов и деепричастий, а также при наличии противопоставления (не зря же тут приводятся предложения, а не отдельные слова).
- В четырнадцатом номере необходимо правильно (слитно, раздельно, через дефис) написать производные предлоги, наречия и некоторые существительные. Знание написания этих слов сразу показывает Вас с лучшей стороны, ведь многие люди не только «заграницу» пишут неправильно (путают, когда это наречие, а когда существительное с предлогом), но даже во «вряд-ли» ошибаются и пишут именно так, через дефис (верное употребление – «вряд ли»). Некоторые из этих слов нужно просто запомнить, для других есть простой способ: если между частями слова можно вставить другое слово, значит, пишется раздельно («он уехал за границу страны» – «он уехал заграницу»)
- В пятнадцатом задании требуется выбрать, в каких случаях пишет «Н» или же «НН». Не забудьте повторить правописание «Н» в суффиксах прилагательных, полных и кратких причастиях.
- В шестнадцатом номере «любимое» многими задание – расстановка запятых. Здесь можно не стесняться, рисовать на КИМе схему предложения, подчеркивать подлежащее и сказуемое, отмечать причастные (выделяются после определяемого слова) и деепричастные обороты (выделяются всегда).
- В семнадцатом задании такая же схема выполнения, отличаете лишь то, что нужно выписывать цифры, на месте которых должна быть запятая, а не выбирать номера предложений с определенным количеством запятых, как в прошлом номере.
- В восемнадцатом номере нужно опять вспоминать запятые, но в этот раз во вводных словах и конструкциях. Обычно, если их можно выбросить, то запятые ставятся («Однако, здравствуйте» – «Он был устал, однако (=но) продолжал готовиться к экзамену»).
- В девятнадцатом задании вновь расстановка запятых в сложноподчиненном предложении. Тут почти всегда есть запятая при союзе «который», не забудьте повторить.
- В двадцатом задании просят ставить запятые в последний раз. Перед выпускниками вновь сложноподчиненное предложение, здесь внимание уделяется запятым на стыке союзов.
- В двадцать первом задании нужно вспоминать пунктуацию в бессоюзном сложном предложении. Здесь проверяют, знаете ли Вы, когда ставить запятую, тире или двоеточие.
Далее размещается текст, по которому делаются последние задания (в том числе, сочинение).
- В двадцать втором номере нужно выбрать высказывания, описывающие смысл текста.
- В двадцать третьем задании проверяется понимание выпускником типов речи (повествование, рассуждение, описание) и видов связи предложений в тексте.
- В двадцать четвертом номере нужно выписать фразеологизм (устойчивых выражений), пару синонимов (слов со схожим значением) или антонимов (слов с противоположным значением).
- В двадцать пятом задании снова проверяется, как вы можете оценить связь предложений в тексте.
- В двадцать шестом задании ученик может блеснуть знаниями синтаксических и выразительных средств (троп). Нужно помнить, что такое эпитет, метафора, сравнение, гипербола, риторические вопросы и обращения, вопросительное и восклицательное предложение, лексический повтор, диалектизм, аллегория, метонимия, обращение, ряды однородных предложений.
- В двадцать седьмом задании нужно написать сочинение. Именно за него вы получите 25 баллов. Критерии выставляются за каждый пункт плана сочинений: формулировка проблемы, комментарий проблемы с примерами из текста, отражение авторской позиции, собственного мнения. Вот их подробное описание. Также оценивается цельность и связность, точность и выразительность, грамотность (орфография, пунктуация, грамматика, речь, этика, фактическая точность). О том, как правильно написать сочинение на ЕГЭ, расскажет отдельная инструкция.
Более подробный разбор каждого задания расположен по соседству. Удачной подготовки!
Источник