Уроки истории в дистанте. Взгяд по новому.
В современной образовательной системе Российской Федерации все чаще слышны мнения о внедрении в образовательные процессы средних и высших учебных заведений дистанционных форм обучения. Интеграция подобной деятельности в учебный процесс, как и любая инновация, требует детального рассмотрения положительных и негативных аспектов, характерных для удаленного обучения.
Что же такое «дистанционное обучение»?
«Это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации, т.е. без непосредственного контакта между ними»[1].
По мнению преподавателей Московского технологического института «ВТУ» Андреева А.А. и Солдаткина В.И.: «Дистанционное обучение является наиболее адекватным процессом реализации принципа непрерывного образования»[2].
Подобная форма организации обучения стала актуальна в последние месяцы. В связи с негативной эпидемиологической ситуацией в мире, преподавание учебных дисциплин стало интерактивным, то есть глобальная система «Интернет» стала основным (если не единственным) аккумулятором образовательной деятельности.
Конечно, педагогические работники и ранее использовали ресурсы сети, однако стоит отметить, что именно с введением карантинных мер в Российской Федерации активизировалась реализация учебных программ в глобальной сети[1].
Целью такого учебного занятия для меня является сохранение контакта с учеником, развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие умений высказывать свою мысль не на листе бумаги, а в диалоге с учителем.
Вместе с тем возникает закономерный вопрос: «Как же выстроить и провести дистанционный урок, используя ресурсы сети»?
Действительно, «Интернет» — это глобальная сеть, охватывающая большое количество информации, систематизированной в не менее большом количестве сайтов. Необходимо выбрать платформу, то есть «место» проведения дистанционного урока.
Важнейшей задачей при организации дистанционного обучения является выбор такой платформы в сети «Интернет», которая отвечает ряду критериев: доступность, мобильность, простота использования, наличие функции «общая беседа». Данные критерии выбраны, исходя из общей материальной доступности педагогов и обучающихся. Не каждый имеет быстрое интернет-соединение, не все имеют видеокамеру и т.д.
То есть, важнейшим критерием выступает доступность получение информации и возможность обратной связи.
Таковой платформой явилась российская социальная сеть «В Контакте». Это достаточно популярный мессенджер, который используют абсолютно все без исключения ученики и родители. Выбор очевиден.
На примере изучения предмета «Всеобщая история» для 5 класса можно привести примерный алгоритм создания и проведения дистанционного урока в условиях использования социальной сети «В Контакте».
Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока не должна отличаться от методической разработки «классического» занятия в учебном классе.
Выбрав платформу, начинается создание урока. Важнейшим аспектом на данном этапе является реализация предметных учебных программ, достижение планируемых результатов.
Среди ряда предметных результатов для предмета «история», например, выделю умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней. Системообразующим предметным результатом для предмета «история», например, является расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Создание общей беседы: критерием подобного действия является коллективизация учеников, направленная на достижение общей цели – проведение урока. Беседа представляется формальным учебным классом.
Следующим этапом методической разработки урока является теоретическая подготовка к нему и выбор дидактического материала (схемы, карты, таблицы), которые можно использовать в проведении урока. Поиск учебных материалов для организации урока осуществляется через сайт «Инфоурок». Данный ресурс позволяет находить интересующий
раздаточный материал, а также систематизацию и создание своего собственного маршрутного листа урока.
Маршрутный лист представляет собой совокупность учебных заданий и вопросов. Домашнее задание и алгоритм его выполнения. К тому же, маршрутный лист содержит уже готовую цель конкретного урока.
Проведения дистанционного урока следует разделить на ряд этапов: 1) повторение домашнего задания, 2) постановка учебной цели урока, 3) знакомство с новой темой, 4) изложение нового материала, 5) обсуждение нового материала.
Повторение домашнего задания начинает урок. Из опыта проведения подобных занятий отмечу, что данная проверка не превышает 5-7 минут. Рекомендуется выбрать 1-2 вопроса для повторения. Ученики отвечают тезисно, либо используют функцию «голосовое сообщение». Таким образом, удается охватить необходимый материал за минимальное количество времени.
При постановке учебной цели урока учитель задает вопрос аудитории обучающихся. Исходя из ответов обучающихся, учитель самостоятельно формулирует учебную цель конкретного занятия, ориентируясь на маршрутный лист урока.
Знакомство с новой темой представляет собой аннотацию последующего изложения нового материала. Это необходимо для логической связи предыдущего и последующего урока.
Изложение нового материала является основной частью занятия. В зависимости от сложности темы временные рамки данного этапа охватывают период 5-7 минут. Оптимальной формой подачи нового материала является обучающее видео. Уже отмечено, что сайт «Инфоурок» располагает обширную коллекцию видеоматериала для каждого урока, согласно календарно-тематическому плану. Видео дано в анимационной форме (мультипликационный фильм), который занимает обучающихся.
Обсуждение нового материала представляет собой игровую форму. После обсуждения причин и следствий того или иного события в форме «вопрос учителя – ответ ученика», предлагается провести игру «задай вопрос учителю». Преподаватель может задать вопрос: «Что удивило, показалось необычным, чем заинтересовал предлагаемый фильм». Ученики отвечают. Таким образом, можно проконтролировать обучающихся на предмет просмотра и усвоения фильма, то есть нового материала. В завершении урока предлагается сыграть в игру «2 звезды – 1 желание», в которой обучающиеся могут оценить свой ответ или ответ одноклассника.
По хронологическим рамкам это самый протяженный этап занятия, который охватывает не менее 10 минут учебного времени.
Фактически, мы отмечаем, что данные этапы дублируют «классическое» учебное занятие. Однако есть весомое отличие — временные рамки урока. Если в школьном классе урок длится 40-45 минут, то на проведение урока в условиях дистанта в 5 классе отведено всего 20 минут.
Говоря о преимуществах проведения подобной формы урока, следует отметить, что сохраняется учебный процесс образовательной организации, ведь уроки проводятся по обычному расписанию в одно и то же время.
Другой положительной стороной подобного обучения является то, что обучающиеся, в случае непонимания нового материала могут лично обратиться к учителю для пояснения.
К тому же, весь спектр учебных пособий (учебники, словари, рабочие тетради) собраны и выложены в документах к беседе.
Мобильность проведения урока также является важной составляющей, ведь «В Контакте» — располагает как компьютерной, так и мобильной версией.
Говоря о негативных аспектах дистанционного урока в сети «В Контакте», следует отметить, что сокращенные временные рамки не позволяют охватить весь материал, предложенный в содержании рабочей программы. Поэтому на уроках оговариваются только ключевые и системные вопросы,
дополнительные задания остаются для самостоятельного изучения в форме письменного задания (с алгоритмом выполнения в маршрутном листе).
Таким образом, проведение урока истории в социальной сети «В Контакте» сохраняет диалог учителя с учеником, который способен совершенствовать свои коммуникативные навыки. Конечно, дистанционный урок не может казаться полноценной заменой классического школьного занятия. Однако в условиях пандемии даже такая форма преподавания может иметь свое место в арсенале учителя-предметника.
Думаю, что предложенный алгоритм может быть применен как для гуманитарных, так и для естественных дисциплин.
Источник
Дистанционное обучение на уроках истории как способ формирования универсальных информационных компетенций учащихся и их готовности к самообразованию
«Дистанционное образование – это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение . «
Bernd Schachtsiek,
Президент Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS)
План:
1. Цель.
2. Задачи.
3. Актуальность опыта.
4. Теоретическое исследование педагога.
5. Практическая часть.
6. Рефлексия.
1. Цель моей работы заключается в том, чтобы систематизировать доступные мне источники исследований по проблеме развития ДО в современном российском обществе, и представить конечный продукт моей деятельности в форме таблицы, которая отразит наиболее приемлемую, для современной общеобразовательной школы, модель ДО, а также предложить собственную простейшую структуру урока, которая, с точки зрения автора, приемлема в условиях ДО в общеобразовательной школе.
- сформировать у участников опыта представление о том, что ДО на уроках истории – это способ формирования и развития универсальных информационных компетенций учащихся, а также их готовности к самообразованию;
- продемонстрировать результаты своей деятельности в форме новой простейшей структуры урока истории в рамках ДО.
3. Дистанционное обучение в общеобразовательной школе – это не будущее, а скорее, наше сегодня. Высшая школа уже давно освоила различные формы ДО, но общеобразовательная школа имеет свою специфику, поэтому перед современным учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее примлемую форму обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности современного школьника, а ткже, удовлетворяя социальный заказ государства.
Предлагаю коллегам, в качестве обмена опытом, разработку одного из занятий по истории Отечества в 9 классе по теме «Гражданская война в России». Разработка сопровождается мультимедийной презентацией, которая не только является неотъемлемой частью организации обучения по данной теме, но и претендует на участие в конкурсе «Презентация к уроку».
Данная форма урока – это попытка организовать ДО учащихся, которые, в силу разных обстоятельств, не смогли находиться на традиционных уроках во время прохождения данной темы. А в будущем, может быть использована как основа для формирования новой простейшей структуры урока ДО учащихся общеобразовательных учреждений.
4. Я проанализировала несколько работ коллег, которые достаточно основательно занимаются исследованием проблем ДО, и пришла к выводу о том, что на данный момент педагогическое сообщество не пришло к единому мнению о том, что нужно понимать под ДО. Определения, как такового, единого – не существует. Вероятно, всё зависит от того, к какой сфере деятельности оно должно применяться. Наиболее близким по определению к общеобразовательной школе я считаю следующее определение понятия:
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это форма образования, способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.
*Коммуникационный набор варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.
*Форма (способ) предоставления образования. Система совместной деятельности учащихся и обучающих, говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений;
*Форма получения образования в отношении самостоятельной, или в основном самостоятельной, деятельности учащихся.
Существует несколько моделей ДО, которые достаточно давно освоены человечеством. На разных этапах развития истории применялись различные средства интерактивной коммуникации между обучающимися и обучающими. Также на разных этапах истории в обществе преобладали различные требования к качеству, количеству, специфике и уровню подготовки обучающихся – т.н. социальный заказ. Исходя из этого, формировались длительность обучения, стоимость обучения и другие, неизменно возникающие, сопутствующие факторы, а также источники капиталовложений, которые тратились на развитие дистанционного обучения и определение финансирующей, по преимуществу, стороны.
Наиболее известны три модели дистанционного обучения:
1. Британская (корреспондентская, технологичная),
2. Американская (трансляционная),
3. Российская (заочное образование).
Я попыталась систематизировать те результаты, которые я получила при анализе работ, посвящённых исследованиям проблем ДО в современном российском обществе, и представила результаты своей деятельности в Таблице 1 (Приложение 1). Её данные позволяют прийти к выводу о том, что наиболее приемлемой для современной общеобразовательной школы является, т.н. Британская (технологичная, корреспондентская) модель, т.к. она предполагает смешанное обучение, доступное большому числу участников образовательного процесса, которое способствует формированию и развитию универсальных информационных компетенций учащихся и способность пополнять свои знания самостоятельно. Последнее формирует навыки обучающихся пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, т.е. их готовность к самообразованию. Именно такая задача ставится нашим обществом перед современным школьником, с тем, чтобы, будучи взрослым, он свободно адаптировался в современном обществе и совершенствовал любыми доступными способами качество и уровень своего профессионализма.
Предлагаю рассмотреть модель новой простейшей структуры урока истории в рамках ДО, и выяснить, действительно ли она способствует формированию у обучающихся универсальных информационных компетенций, а также формирует их навыки готовности к самообразованию.
СТРУКТУРА
урока истории «Гражданская война в России» в системе ДО.
Курс: История Отечества – 9 класс.
Цель урока: сформировать у учащихся общие представления о событиях Гражданской войны в России, её причинах и последствиях.
Задачи: продолжаем формировать универсальные информационные компетенции учащихся и навыки их готовности к самообразованию.
Оборудование урока:
- ПК;
- ИНТЕРНЕТ – соединение, для свободного доступа к материалам урока и дополнительным ИНТЕРНЕТ – ресурсам, связи с координатором;
- собственный электронный адрес учащегося (знание и умение учащимися владеть различными компьютерными программами, которые позволят им не только ознакомиться с предлагаемыми материалами, но и преобразовывать их, оперировать ими), знание электронного адреса руководителя, для связи с ним и своевременной отправки выполненных заданий;
- расписание сеансов связи с координатором, выполнения контрольного теста;
- наличие навыков работы учащихся с различными программными средствами.
Расписание: определяется в соответствии с Программой обучения, с указанием сроков выполнения различных видов заданий.
План урока:
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом лекции, вопросами и заданиями к ней. (Приложение 2)
/Предполагает расширение знаний по предмету – внимательное прочтение лекционного материала, закрепление приобретённых знаний по вопросам к нему, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу./ (Приложение 3)
2. Самостоятельная работа учащихся с документами и заданиями к ним. (Приложение 4)
/Предполагает углубление знаний по предмету – внимательное прочтение документального материала, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу./ (Приложение 5)
3. Самостоятельное знакомство учащихся с персоналиями, словарём к уроку. (Приложение 6)
/Предполагает углубление знаний по предмету, расширение понятийного аппарата учащихся – использование этих знаний для выполнения творческой работы учащимся и во время контрольной проверки знаний в других ситуациях./
4. Выполнение творческой работы.
/Предполагает проявление творчества учащегося в выборе формы представления конечного результата своей деятельности, а также способность применения приобретённых знаний на практике./
5. Самостоятельная работа с мультимедийной Презентацией.
/Предполагает закрепление приобретённых знаний по изучаемой теме, а также возможность самопроверки./
6. Контроль знаний (Приложение 7, (Приложение 8))
/Предполагает возможность учащемуся получить независимую экспертную оценку результатов своей самостоятельной деятельности в рамках изучения темы; показывает качество приобретённых учащимся знаний, а также уровень готовности к самообразованию – эта оценка складывается из всех конечных результатов деятельности учащегося: с лекционным материалом, с документами, с персоналиями, словарём, выполнения творческой работы, прохождения контрольного теста в режиме он-лайн./
Уважаемые коллеги, Вам была представлена теоретическая разработка простейшей структуры урока по истории в рамках ДО.
5. (Участники мастер-класса разделены на 4 группы). Вам предлагается принять участие в практической работе. Вам сейчас предстоит решить:
Группа 1: – действительно ли представленная структура урока удовлетворяет требованиям учащегося общеобразовательной школы в современных условиях развития образования?
Группа 2: – возможно ли применять такую структуру урока в рамках ДО?
Группа 3: – действительно ли такая структура урока формирует универсальные информационные компетенции учащихся?
Группа 4: – способствует ли такая структура урока формированию способности учащихся к самообразованию?
1. Да, действительно, представленная структура урока удовлетворяет требованиям учащегося общеобразовательной школы в современных условиях развития образования.
2. Да, возможно применять такую структуру урока в рамках ДО.
3. Да, представленная структура урока формирует универсальные информационные компетенции учащихся.
4. Представленная учителем простейшая структура урока позволяет формировать у учащихся способности к самообразованию.
/обсуждение в группе – 5-7 минут; выступление представителей от каждой группы – 2-3 минуты/.
Рефлексия для участников мастер-класса.
1. Смог ли учитель, представивший свои теоретические исследования создать новую простейшую структуру урока по истории в рамках ДО, которая может быть взята за основу для дальнейшего использования?
2. Достигнута ли цель данного занятия?
3. Решены ли задачи данного занятия?
4. Какие новые знания Вы приобрели, став участником этого занятия?
5. Оцените теоретический труд учителя по 10 балльной шкале.
Источник
Анализ дистанционного урока истории
Автор: Смирнова Светлана Николаевна
Организация: ГПОУ Кузнецкий индустриальный техникум
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, способствует повышению мотивации студентов в образовательном процессе, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условий для их успешной самореализации в будущем. Одной из таких технологий является дистанционное обучение, которое стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами, между субъектами образовательного процесса и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы). Реализацию дистанционного обучения невозможно представить без средств ИКТ.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с потребностью в людях творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи, формулировать новые перспективные идеи, владеть современными информационными технологиями, что входит в противоречие с низкой мотивацией и неумением студентов использовать доступные ресурсы при подготовке к урокам.
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача преподавателя в современных условиях – не давать студентам знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания при организации дистанционного обучения.
В процессе работы я столкнулась с низкой заинтересованностью студентов в учебном процессе и пришла к выводу, что проблема состоит в противоречии между желанием приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения. Интересы большинства студентов так или иначе связаны с компьютером, выход в применении ИКТ.
Что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Следовательно, урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока, на котором преподаватель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.
Основные формы работы с ИКТ:
1. непосредственно применение информационных технологий при организации занятий в дистанционном формате;
2. применение информационных технологий для организации самостоятельной работы студентов.
ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание студентов к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.
На этапе освоения новых знаний тематические и предметные интернет-ресурсы выступают как один из способов повышения интереса студентов. На нем используются электронные учебники, видео и аудио материалы, интерактивные карты и плакаты, и конечно же презентации – все это раскрывает новую тему с более понятной и интересной стороны. Все эти инструменты можно встроить в свой урок при организации дистанционного обучения на платформе Moodle. В презентации могут быть показаны: подборка исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из фильмов, фотографии. На экране могут также появляться определения, которые студенты записывают в тетрадь, тогда как преподаватель может рассказывать больше. Создание презентаций по курсу истории самими студентами и их защита — является одним из показателей результативности работы.
Применение ИКТ при организации дистанционного обучения позволяет учесть рекомендации психологов. Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации, так называемое «клиповое мышление». Студенты лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. Особенности мышления требуют использования презентаций, видеофрагментов, работы с иллюстрациями, а так же создания схем.
Чтобы заставить студента размышлять, а не просто пропускать через себя информацию преподаватель в условиях дистанционного обучения должен использовать многоканальность восприятия разнообразной информации, а значит необходима постоянная смена способов её подачи.
За счёт этого у студентов увеличивается объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется. Применение в процессе дистанционного обучения информационно коммуникационных технологий, способствует решению данной проблемы. Электронные учебные пособия и электронные учебники, созданные на базе мультимедиа; электронные энциклопедии и справочники; образовательные ресурсы Интернета; интерактивные плакаты и карты оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.
Студенты с клиповым мышлением требуют частой смены источников информации и видов деятельности. Этому может способствовать технология проблемного обучения, при которой студент должен не только сформулировать проблему, но и решить её пошагово, в удобном для него темпе и опираясь на разнообразный материал, полученный из нескольких источников. При организации дистанционного обучения, в этом нам поможет образовательная технология web-квест- проблемное задание с элементами ролевой игры ,для выполнения которого используются различные информационные ресурсы интернета. Данная технология способствует повышению мотивации к самообучению, поощрению студентов учиться независимо от преподавателя.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации на этапе контроля усвоения изученного материала. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний студентов, развивать способность к самооценке.
Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе дистанционного обучения позволяет решить значимых проблем:
активизация познавательной деятельности студентов;
повышение объема выполняемой работы на уроке;
усовершенствование контроля качества знаний;
формирование навыков исследовательской деятельности;
повышение наглядности изложения материала
мотивация студентов к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;
Источник
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий по истории Древнего мира. Египет – дар Нила.
Урок проводится индивидуально с ребенком с инвалидностью в учебной среде "I-школа".
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий по истории Древнего мира. Египет – дар Нила.»
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий по истории Древнего мира.
Египет – дар Нила.
Автор: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 5 Голова К.Г.
Урок по теме: Египет — дар Нила рассматривается в 5 классе в рамках изучения истории Древнего мира. Тема Египет – дар Нила отражена в программе по истории Древнего мира, и зафиксирована в тематическом планировании.
Урок проводится индивидуально с ребёнком-инвалидом в учебной среде «i-школа». Ресурсы и элементы данного сайта позволяют строить образовательный процесс с учетом интересов, запросов и особенностей каждого ребенка.
Урок проводится с использованием проблемно-диалоговой технологии.
Предмет — история
Тема: Египет – дар Нила
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок с использованием видеоконференцсвязи
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, сайт «I – школа» class.home-edu.ru.
Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение работать в Skype, умение работать с электронной почтой.
Цель урока: дать представление об особенностях природных и климатических условий.
Задачи урока:
Предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта, устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян, работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные.
Метапредметные: определять собственное отношение к изучаемым процессам и явлениям, формулировать свою точку зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определение понятий, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать важность изучения истории.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК: учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой История Древнего мира, 5-й класс, — М. Просвещение, 2013
О.В. Арасланова поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, 5-й класс, — «ВАКО», М. 2010
Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории. 5 класс: история Древнего мира. А.А. Алебастрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Арасланов О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2012.
Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2012.
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. — М.: Просвещение — 2013.
Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры – М.: Просвещение, 2010.
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2009.
Источник