Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система
Шаповал, Ж. А. Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система / Ж. А. Шаповал, В. В. Кривченков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39390/ (дата обращения: 04.07.2021).
В статье анализируются социальные характеристики спортивных комплексов, относящихся к категории многофункциональных. Рассматриваются различные факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие спортивных комплексов.
Ключевые слова: спортивный комплекс, спортивное сооружение, социальное управление, социальная система
В настоящее время становится очевидно, что для решения задач современной государственной политики в сфере физической культуры и спорта жизненно необходимо совершенствование модели менеджмента в существующих организациях физкультурно-спортивного профиля, обеспечение стабильного функционирования существующих объектов спорта и спортивных сооружений, и в первую очередь комплексных. Как показывает опыт, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры наиболее результативно происходит именно в рамках современных многофункциональных спортивных комплексов (далее МСК), обеспечивающих условия для максимально удовлетворения потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с требованиями действующего общероссийского классификатора объектов спорта, можно выделить основные критерии, позволяющие отнести тот или иной спортивный объект к категории многофункциональных спортивных комплексов: наличие как минимум двух спортивных зон (спортивных сооружений) открытого или закрытого типа в любой комбинации для занятий физической культурой и спортом; наличие возможности проведения соревнований и занятий разнообразными видами спорта [1].
Однако по нашему мнению, многофункциональный спортивный комплекс представляет собой не просто архитектурный, инженерно-строительный объект, состоящий из нескольких спортивных сооружений. Под ним мы будем понимать особый вид социальных комплексов, то есть учреждений, представляющих собой сложную и многоаспектную систему, реализующую услуги в сфере физической культуры и спорта.
Как и любой другой социальный комплекс, спортивный комплекс обладает рядом обязательных характеристик, к числу которых относятся: «завершенность и целостность, ибо комплексом не может быть нечто, не имеющее четких границ; соединение всех аспектов жизнедеятельности в организованную систему (производства, транспортных коммуникаций, социальной сферы, информационного пространства); территориальная размещенность, так как любой комплекс охватывает определенное социальное пространство и имеет свою конфигурацию; сложность состава комплекса, его структуры, условий функционирования и развития, а также управления им; назначение и существование социального комплекса определяется, прежде всего, производством продукции, товаров или предоставлением услуг населению» [2, с. 135].
В современных условиях любой многофункциональный спортивный комплекс интегрирован в сложную сеть отношений, включая экономические, организационно-правовые, социально-педагогические, технико-эксплуатационные и т. д. Данное обстоятельство определяет необходимость применения системного подхода к исследованию спортивного комплекса как сложного социального объекта и одной из организаций сферы физической культуры и спорта.
С позиций системного подхода многофункциональный спортивный комплекс (как и любая физкультурно-спортивная организация) выступает, прежде всего, как относительно автономная социальная общность, совокупность людей с четко структурированной коллективной деятельностью и границами, существующая для достижения общих целей. Следует отметить, что сектор физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время представлен частными, государственными (муниципальными) и общественными организациями. Очевидно, что конечной целью коммерческой частной организации является обеспечение получения прибыли. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные комплексы находятся либо в государственной (муниципальной) собственности, либо в собственности некоммерческих организаций (спортивных федераций и клубов, спортивных школ). В этом случае их целью является удовлетворение потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. Деятельность спортивных комплексов «государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего — подрастающего поколения, а общественного сегмента — нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения» [3, с. 19].
Основным, системообразующим видом деятельности многофункционального спортивного комплекса является производство и предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, представляющих собой, как отмечает И. В. Шубарин, «такой вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей населения посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения специфических знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях в качестве зрителя» [4, с. 59].
По критерию взаимосвязи с окружающей средой многофункциональный спортивный комплекс можно рассматривать как открытую систему; по критерию изменения во времени как динамическую. Кроме того, современные спортивные комплексы (особенно коммерческие, ориентированные на рынок спортивных услуг) должны обладать такими свойствами систем как инновационность, гибкость, и адаптивность. Как отмечают С. С. Филиппов и Н. И. Антонова, гибкость в данном случае «проявляется в целом ряде показателей — во внутренней структуре, в кадровом обеспечении, в количественных и качественных результатах работы по предоставлению спортивных услуг и т. д.; адаптивность рассматривается как способность физкультурно-спортивной организации активно приспосабливаться к условиям изменяющейся социальной среды, а инновационность — как поиск и использование новых физкультурно-оздоровительных технологий, новых технических средств для занятий, современных подходов в менеджменте и др». [5, с. 145–148].
На развитие любого многофункционального спортивного комплекса оказывают воздействие различные внешние и внутренние факторы. Целесообразно разделить их на несколько групп по уровню воздействия: факторы макросреды (дальнего окружения); мезосреды (ближнего окружения); микросреды (факторы на уровне спортивного комплекса).
К числу факторов макросреды относятся различные экономические, политические, социальные факторы: уровень инфляции, доходов населения, общеотраслевой уровень спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, наличие моды на здоровый образ жизни, направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта, объемы государственной поддержки отрасли, уровень налогообложения, изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли и т. д.
Факторы мезосреды находятся в более близком окружении, что позволяет спортивному комплексу корректировать их негативное влияние и оказывать на них обратное воздействие. Данная группа факторов связана, прежде всего, с потенциальными и реальными потребителями, партнерами, конкурентами, вышестоящими организациями. К числу факторов мезосреды можно отнести востребованность услуг конкретного комплекса, удовлетворенность клиентов качеством и доступностью его услуг, информированность потенциальных потребителей о комплексе, его внешний имидж, конкуренцию, уровень цен на ресурсы и услуги сторонних организаций, регулирующее воздействие государственных и муниципальных органов.
Третью группу составляют факторы микросреды спортивного комплекса, связанные с его внутренним ресурсным потенциалом. По большому счету, именно они определяют возможности стабильного функционирования и развития спортивного комплекса. Посредством изменения конкретных показателей работы учреждение может воздействовать на негативные параметры микросреды и таким образом управлять своей устойчивостью. В данной группе факторов можно выделить несколько категорий: материально-технические, производственные, организационно-управленческие, финансово-экономические, кадровые, социальные, маркетинговые, информационные.
Динамика развития многофункционального спортивного комплекса как системы определяется совокупным воздействием экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих на него как негативное, так и позитивное влияние. При этом эндогенные факторы определяют потенциальные возможности организации к устойчивому развитию, а экзогенные характеризуют условия реализации данного потенциала.
В современном многофункциональном спортивном комплексе осуществляется сразу несколько видов социального управления: во-первых, это процессы административного управления (общее руководство комплексом, управление финансами, управление кадрами, персоналом, имиджем, маркетингом и т. д.); а во-вторых, это процессы профессионального управления в спортивной сфере (руководство спортивными клубами, командами, спортивными организациями, менеджмент спортивных мероприятий).
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, к числу основных функций социального управления в современном спортивном комплексе относятся: планирование и организация спортивных соревнований, учебно-тренировочной работы, культурно-зрелищных мероприятий; управление финансовыми потоками комплекса, включая финансовый менеджмент, финансовое планирование, экономический анализ; техническое обслуживание и ремонт спортивных сооружений и зданий; маркетинговая деятельность по изучению физкультурно-спортивных потребностей и интересов различных категорий населения; деятельность по созданию позитивного имиджа комплекса (связи с общественностью, реклама); оптимизация оргструктуры управления спорткомплексом как сложным социально-педагогическим объектом; работа с персоналом комплекса, включая его подбор, расстановку кадров, обучение, мотивацию и стимулирование труда; менеджмент качества услуг, предоставляемых спортивным комплексом, в соответствии с международными стандартами [см. например: 5, 6].
В целом, можно констатировать, что независимо от формы собственности и конкретной организационно-правовой формы современный спортивный комплекс следует рассматривать одновременно как хозяйствующий субъект и специфический пространственно-физический объект, где непосредственно проводятся практические физкультурно-спортивные занятия, реализуется особый тип социального менеджмента, обеспечивающий текущую работу и развитие спортивного сооружения, осуществляется хозяйственная деятельность, обеспечивающая предоставление потребителю определенной категории услуг. Однако прежде всего любой крупный объект спорта, в том числе многофункциональный спортивный комплекс, характеризуется как особая социальная организация, коллектив сотрудников, выполняющих определенную социально-педагогическую деятельность по развитию спорта высших достижений и физическому воспитанию граждан, оказывающих физкультурно-спортивные и зрелищные услуги.
Источник
Анализ работы физкультурно-спортивного клуба
Анализ работы физкультурно-спортивного клуба «Фаворит» за 2017-2018 учебный год. Цели и задачи клуба на 2017-2018 учебный год. Предполагаемый результат. Итоговые спортивные результаты членов (участников) клуба «Фаворит» в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
1.Анализ работы физкультурно-спортивного клуба «Фаворит» МБОУ «СШ № 11 » за 2017-2018 учебный год.
Физкультурно – спортивный клуб «Фаворит» (далее – ФСК) является структурным подразделением Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СШ №11» г. Ачинска. ФСК «Фаворит» призван средствами физической культуры, способствовать массовым занятиям, укреплению здоровья населения, организации активного досуга, устойчивой мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Цели и задачи клуба на 2017-2018 учебный год:
Цель: создать условия для широкого привлечения детей, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой, обеспечивающим сохранение здоровья и профилактику правонарушения среди подростков.
- повысить количество занятых детей организованным досугом и обеспечить занятость детей, «группы риска» категории СОП и детей, состоящих на учете в УВД ;
- выявить наиболее талантливых и перспективных детей для подготовки спортивного резерва в образовательном учреждении для участия в городских соревнованиях;
- привлечение жителей микрорайона к участию в спортивно-массовых мероприятиях школы:
- сохранение контингента обучающихся в клубе;
- привлечь тренеров-специалистов из ДЮСШ по различным видам спорта.
- разнообразие учебной и внеучебной деятельности;
- рост показателей спортивных достижений учащихся на уровне школы, города, края;
- рост общефизической подготовки учащихся;
- организованный спортивный досуг в каникулярное время;
- вовлечение родителей в физкультурно – массовые мероприятия школы.
В образовательном учреждении обучается 643 ученика, членами физкультурно — спортивного клуба «Фаворит» являются 216 человека из числа учащихся, 26 человека учителя, родители и выпускники школы, которые участвуют в Днях здоровья, походах выходного дня, спортивно-массовых мероприятиях школы.
Систематически в секциях и кружках занимается 319 учащихся. На базе ФСК работают спортивные секции: баскетбол (2 возрастные группы), ОФП (2 возрастные группы), волейбол (2 возрастные группы), настольный теннис (1 возрастная группа), футбол (2 возрастные группы), ГТО и Мы (1 возрастная группа)
На базе школы действуют секция «мы и ГТО», тхэквондо, регби, лыжный спорт от ДЮСШ и школы единоборств.
По сравнению с прошлым учебным годом, увеличилось количество спортивных секций и количество занимающихся.
Общее количество постоянно занимающихся в секциях и кружках, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 9%.
Педагоги являются активными участниками ФСК. Сборная команда педагогов 2017 году приняла участие в Спартакиаде работников образования г. Ачинска и заняла 12 место в общем зачет ( настольный теннис, шахматы, волейбол ).
На всех спортивно – массовых мероприятиях в качестве зрителей, болельщиков и участников присутствовали родители, выпускники, жители микроучастка. Однако задача по активному вовлечению их в спортивную жизнь ФСК частично только была решена. В частности, не были проведены соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья », так как время на проведения состязаний у инструкторов не было (организовано много соревнований городского уровня, где были заняты в роли судей), а классные руководители не проявили ни какой инициативы и интереса. В этом учебном году для родителей были проведены следующие мероприятия:
Проблема привлечения «новых» членов ФСК из числа родителей и жителей микроучастка остается актуальной и в этом году. Планируем в следующем году в сентябре на организационных родительских собраниях опять выступить с целью, информировать родителей о работе клуба ФСК, расписании работы секций, о плане проведении массовых мероприятий, где они могут принять непосредственное участие. Планируем провести мониторинг среди учащихся и родителей по составлению плана массовых мероприятий школы и конкурс «Самый лучший спортивный класс 2018-19 учебного года»
ФСК «Фаворит» организует свою работу не только в учебный период, но и в каникулярное время для подготовки команд к участию в соревнованиям.
Общее количество занятых учащихся в каникулярное время повысилось, потому что в этом году работа была систематической и проводилась по ранее запланированному графику.
В следующем году, планируя работу в каникулярное время, необходимо предусмотреть больше выходов на спортивные сооружения города, которые доступны (бассейны, манеж Рекорд, каток, открытые площадки стадионов), так как по результатам опроса участников секций на предмет удовлетворённости организацией работы ФСК более 53% высказали пожелание периодически выходить на спортивные сооружения города.
ФСК «Фаворит» организует соревнования на школьном уровне, выставляет свои команды участников в соревнованиях муниципального уровня по всем видам спорта, которые входят в план спортивных мероприятий: Управления образования и спортивного комитета города Ачинска. Показатели результатов деятельности ФСК в 2017-2018 учебном году подтверждают количественный и качественный рост участников спортивных мероприятий.
Больший интерес учащиеся проявили к конькобежному спорту, легкой атлетике, футбол, веселые старты. Это объясняется тем, что рядом расположен стадион, где есть каток, футбольное поле и беговые дорожки, учащиеся школы не только на уроках, но и внеурочное время активно занимаются на территории данного объекта. По этим видам спорта ребята стали призерами и победителями соревнований.
В следующем учебном году следует закрепить данный результат.
Стабильным осталось участие обучающихся в спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях проводимых в нашем городе Управлением образования (президентские состязания, школьная спортивная лига), отделом спорта и молодежной политики (кросс-эстафета, всемирный день бега, кожаный мяч). Это говорит о том, что дети хотят участвовать в соревнованиях, защищать честь школы. Благодаря разновозрастным командам, возникают дружеские отношения между девочками и мальчиками, малышами и старшеклассниками, воспитываются коммуникативные качества.
ФСК «Фаворит» показал следующие результаты в соревнованиях муниципального этапа Всероссийских соревнований школьников: «Президентские состязания».
По сравнению с прошлым годом в «Президентских состязаниях» снизили результат 5-е 8-е, 10-е, улучшили 7-е,9-е, ,10-е, 11-е классы. Учащиеся школы улучшили результат, и заняли 6 место.
Анализируя результаты состязаний, можно сделать вывод, что нужно продолжить работу в силовой, скоростной направленности во всех классах, планировать систематическую работу по гибкости, подтягиванию, сгибанию рук.
При планировании работы ФСК в следующем учебном году необходимо учесть все западающие звенья при проведении школьного этапа «Президентских состязаний» и сборе состава команд классов, по состоянию здоровья в 6-ой, 9-ой классах.
ФСК «Фаворит» занимался не только организацией спортивной жизни школы, но и вёл просветительскую работу. В течение всего учебного года обновлялась информация в спортивном уголке: поздравлялись победители и призёры, рассказывались спортивные новости, интересные моменты соревнований и мероприятий, обновлялись фотоматериалы после соревнований, лучшие спортсмены школы, план и положения о проведении мероприятия, рекорды школы, стенд наград. Выставлялись статьи об итогах участия в соревнованиях на сайт школы в раздел документы, ФСК.
В школе 16 детей инвалидов, также есть дети, имеющие подготовительную медицинскую группу (58 человек). В связи с этим, ребята не всегда принимают участие в школьных соревнованиях, но регулярно и с удовольствием помогают в судействе соревнований и мероприятий, помогают в оформлении спортивных стендов, сайта – так мы их привлекаем к спортивной жизни школы.
ФСК «Фаворит» уделяет особое внимание детям, состоящим на учётах, на внутришкольном, ПДН, СОП. Категория этих детей принимает участие в массовых мероприятиях, привлекаются к судейству в различных соревнованиях: ШСЛ, Президентские состязания, уроки олимпийского движения, акции. Однако не все систематически занимаются в спортивных секциях, так как слабо осуществляется над посещаемостью классным руководителем, социальным педагогом, администрацией школы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что работа ФСК в этом учебном году была организована на удовлетворительном уровне, поставленная в начале года цель была достигнута.
В процессе работы решены следующие задачи
- повысить количество занятых детей организованным досугом и обеспечить занятость детей, «группы риска» категории СОП и детей, состоящих на учете в УВД ;
- выявить наиболее талантливых и перспективных детей для подготовки спортивного резерва в образовательном учреждении для участия в городских соревнованиях;
- привлечение жителей микрорайона к участию в спортивно-массовых мероприятиях школы:
- сохранение контингента обучающихся в клубе;
Вывод:
В результате анализа деятельности клуба были выявлены следующие проблемы:
- количество планируемых мероприятий;
- слабый контроль за посещаемость спортивных секций детьми «группы риска» категории СОП и детей, состоящих на учете в УВД
- малое количество наполняемости учащимися спортивных соревнований и мероприятий в школе.
- Отметить качественную и эффективную работу школьного спортивного клуба «Фаворит»;
- Продолжить в текущем учебном году целенаправленную работу по вовлечению учащихся в работу ДО школьного спортивного клуба «Фаворит», уделяя особое внимание учащимся «группы риска» категории СОП и детей, состоящих на учете в УВД
- Признать работу клуба удовлетворительной .
Цели и задачи клуба на 2018-2019 учебный год:
Цель: Продолжить создание условий для широкого привлечения детей, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой, обеспечивающим сохранение здоровья и профилактику правонарушения среди подростков.
Полный текст материала Анализ работы физкультурно-спортивного клуба смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
АНАЛИЗ спортивно-массовой работы школьного спортивного клуба «Сибиряк» за 2017-2018 учебный год
АНАЛИЗ спортивно-массовой работы школьного спортивного клуба «Сибиряк» за 2017-2018 учебный год Школьный спортивный клуб «Сибиряк» создан в целях активизации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе. Целью работы клуба является — пропаганда спорта, как альтернативы вредным привычкам. Членами клуба являются учащиеся школы. В школьном спортивном клубе «Сибиряк» занимаются учащиеся в спортивных секциях: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, ОФП, шахматы и шашки , адаптивная физическая культура,подвижные игры . В спортивном клубе работают 2 (Галушев Е.М., Несолёнов Д.В) педагогов дополнительного образования и 3 учителей физической культуры (Бородина М.В.,Цветков С.И.,Фролов Е.М.). Основной задачей деятельности школьного спортивного клуба «Сибиряк» на первоначальный момент ставилась организация внеурочной работы по физической культуре и спорту и предоставление учащимся максимального выбора секций для занятий различными видами спорта. Постепенно ШСК стал центром сосредоточения учащихся во внеучебное время. Таким образом, ярко вырисовывается социальная значимость и важная роль школьного спортивного клуба в организации досуга и оптимизации адаптации учащихся к новым учебным и жизненным условиям. Функциями школьного спортивного клуба«Сибиряк» является: — организация постоянно действующих спортивных секций и кружков, охватывающих учащихся на всех ступенях обучения; — организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивной направленности; — проведение внутри внутришкольных соревнований; — организация участия в соревнованиях, проводимых на муниципальном и региональном уровнях. Для эффективного и компетентного функционирования деятельности ШСК были проведены все необходимые мероприятия и подготовлены соответствующие нормативные акты: приказ « О проведении Спартакиады в 2017-2018 уч.году», календарный план мероприятий, положения о соревнованиях по видам спорта. За прошедший календарный год учащиеся ШСК приняли активное участие ( 26 команд) в различных муниципальных и зональных спортивных мероприятиях. Спортсмены школы заняли призовые места: — шашки – 1 место , 2 место. 3 место в муниципальных; -шахматы- 2 место, 3 место в муниципальных; — лыжные гонки – 1,3 место в личном первенстве муниципальных соревнолваниях; — волейбол (юноши ) – 1 место в муниципальных; -баскетбол (девушки)-3 место зональных соревнованиях; -весёлые старты-3 место в муниципальных; -туристическом слёте "Люби и знай свой край"- призовые места в муниципальных; -спасатель- призовые места в муниципальных; -игра "Зарница"- участие в муниципальных. -президентские игры (шашки-1 м, настольный теннис-3 м,командноое-2 м) В рамках Спартакиады школы были организованы и проведены внутришкольные соревнования: — открытие "Лёгкоатлетический кросс"и закрытие спортивного сезона "Зимние забавы"; — турниры по футболу, волейболу, пионерболу, шашкам и шашкам, баскетболу, лыжные гонки, — конкурс « Смотр строя и песни»; — подвижные игра для начальных классов; — традиционное мероприятие « Маслиница»; — « Веселые старты» среди 1-4 классы; — Олимпиада по физической культуре среди 5-11 классов; — подвижные игры 5-6 классы; -пионербол 5-7классы; -лёгкоатлетические эстафеты 1-11 класс; -школьный туристический поход; -школьный этап зимнего фестиваля ГТО; -школьный этап летнего фестиваля ГТО; -школьный этап президентские игры; —школьный этап президентские состязания; -фигурное вождение (конкурс ПДД); -военно-спортивный конкурс к23 февраля Анализ организации работы школьного спортивного клуба «Сибиряк»в 2017-2018 учебном году показал большую заинтересованность детей к занятиям физической культурой и спортом. Цели и задачи на 2018-2019 учебный год считаю оставить и работу продолжить в том же направлении: 1. Формирование здорового образа жизни и достижение высоких результатов обучающихся. 2. Совершенствовать, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, состояние здоровья. 3. Продолжить работу по выявлению и развитию спортивно-одаренных детей. 4. Оказание методической помощи педагогическим работникам. 5. Совершенствовать работу по соблюдению в комплексе законодательства по охране труда, выполнению санитарно-гигиенических норм и правил. 6.Реализация проекта « ГТО».
Руководитель клуба «Сибиряк» М.В Бородина
Просмотр содержимого документа
«АНАЛИЗ спортивно-массовой работы школьного спортивного клуба «Сибиряк» за 2017-2018 учебный год»
спортивно-массовой работы
школьного спортивного клуба «Сибиряк»
за 2017-2018 учебный год
Школьный спортивный клуб «Сибиряк» создан в целях активизации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Целью работы клуба является — пропаганда спорта, как альтернативы вредным привычкам.
Членами клуба являются учащиеся школы. В школьном спортивном
клубе «Сибиряк» занимаются учащиеся в спортивных секциях: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, ОФП, шахматы и шашки , адаптивная физическая культура,подвижные игры . В спортивном клубе работают 2 (Галушев Е.М., Несолёнов Д.В) педагогов дополнительного образования и 3 учителей физической культуры (Бородина М.В.,Цветков С.И.,Фролов Е.М.).
Основной задачей деятельности школьного спортивного клуба «Сибиряк» на первоначальный момент ставилась организация внеурочной работы по физической культуре и спорту и предоставление учащимся максимального выбора секций для занятий различными видами спорта. Постепенно ШСК стал центром сосредоточения учащихся во внеучебное время. Таким образом, ярко вырисовывается социальная значимость и важная роль школьного спортивного клуба в организации досуга и оптимизации адаптации учащихся к новым учебным и жизненным условиям.
Функциями школьного спортивного клуба«Сибиряк» является:
— организация постоянно действующих спортивных секций и кружков, охватывающих учащихся на всех ступенях обучения;
— организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивной направленности;
— проведение внутри внутришкольных соревнований;
— организация участия в соревнованиях, проводимых на муниципальном и региональном уровнях.
Для эффективного и компетентного функционирования деятельности ШСК были проведены все необходимые мероприятия и подготовлены соответствующие нормативные акты: приказ « О проведении Спартакиады в 2017-2018 уч.году», календарный план мероприятий, положения о соревнованиях по видам спорта. За прошедший календарный год учащиеся ШСК приняли активное участие ( 26 команд) в различных муниципальных и зональных спортивных мероприятиях.
Спортсмены школы заняли призовые места:
— шашки – 1 место , 2 место. 3 место в муниципальных;
-шахматы- 2 место, 3 место в муниципальных;
— лыжные гонки – 1,3 место в личном первенстве муниципальных соревнолваниях;
— волейбол (юноши ) – 1 место в муниципальных;
-баскетбол (девушки)-3 место зональных соревнованиях;
-весёлые старты-3 место в муниципальных;
-туристическом слёте "Люби и знай свой край"- призовые места в муниципальных;
-спасатель- призовые места в муниципальных;
-игра "Зарница"- участие в муниципальных.
-президентские игры (шашки-1 м, настольный теннис-3 м,командноое-2 м)
В рамках Спартакиады школы были организованы и проведены внутришкольные соревнования:
— открытие "Лёгкоатлетический кросс"и закрытие спортивного сезона "Зимние забавы";
— турниры по футболу, волейболу, пионерболу, шашкам и шашкам, баскетболу, лыжные гонки,
— конкурс « Смотр строя и песни»;
— подвижные игра для начальных классов;
— традиционное мероприятие « Маслиница»;
— « Веселые старты» среди 1-4 классы;
— Олимпиада по физической культуре среди 5-11 классов;
— подвижные игры 5-6 классы;
-лёгкоатлетические эстафеты 1-11 класс;
-школьный туристический поход;
-школьный этап зимнего фестиваля ГТО;
-школьный этап летнего фестиваля ГТО;
-школьный этап президентские игры;
—школьный этап президентские состязания;
-фигурное вождение (конкурс ПДД);
-военно-спортивный конкурс к23 февраля
Анализ организации работы школьного спортивного клуба «Сибиряк»в 2017-2018 учебном году показал большую заинтересованность детей к занятиям физической культурой и спортом.
Цели и задачи на 2018-2019 учебный год считаю оставить и работу продолжить в том же направлении:
1. Формирование здорового образа жизни и достижение высоких результатов обучающихся.
2. Совершенствовать, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, состояние здоровья.
3. Продолжить работу по выявлению и развитию спортивно-одаренных детей.
4. Оказание методической помощи педагогическим работникам.
5. Совершенствовать работу по соблюдению в комплексе законодательства по охране труда, выполнению санитарно-гигиенических норм и правил.
Источник
Физкультурно-оздоровительных комплексов
Маркетинговый план ФОК устанавливает основные цели маркетинга услуг и пути их достижения (описание методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей).
Маркетинговый подход к реализации услуг предполагает осуществление контроля над следующими основными элементами:
· возможности реализации физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОК;
· методы продвижения услуг.
Основные принципы маркетинговой работы ФОК:
· реализация услуг физкультурно-спортивной направленности должна соответствовать потребностям потенциальных пользователей (населения округа), рыночной ситуации и возможностям ФОК;
· полное удовлетворение потребностей пользователей (населения округа) и соответствие современному техническому уровню;
· присутствие на момент наиболее эффективно возможной реализации услуг;
· постоянное совершенствование реализуемых услуг физкультурно-спортивной направленности;
· единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. В среднесрочном периоде должны активно использоваться инструменты рекламы, пропаганды и стимулирования сбыта физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОК.
В комплекс маркетинговых мероприятий ФОК входит оценка предлагаемых услуг и перспектив развития (исследование динамики спроса и предложения), а также анализ форм сбыта услуг физкультурно-спортивной направленности и оценка используемых методов ценообразования.
Подготовка проектов и осуществление соответствующих инициатив в рамках реализации маркетингового плана ФОК, а также контроль их исполнения возлагаются на администрацию ФОК. На информационных стендах ФОК необходимо ежемесячно вывешивать информацию о периоде и времени записи в группы, о проводимых мероприятиях.
В рамках реализации маркетингового плана осуществляется ряд функций: сбор, анализ и предоставление необходимой информации о физкультурно-оздоровительных услугах, продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях информации относительно предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг, поиск предполагаемых клиентов и установление с ними соответствующих контактов, формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг.
В целях выработки стратегии действий (механизмов реагирования) ФОК на меняющиеся условия рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг используется метод SWOT-анализа.
В соответствии с этой методикой определяются сильные и слабые стороны ФОК, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды. Каждая из этих сторон сопоставляется друг с другом, в результате чего определяется стратегия действий в зависимости от того, в каком секторе матрицы они находятся. Таким образом, формируется стратегия для каждого из квадратов SWOT-матрицы, на основании которых затем разрабатывается общая стратегия действий (механизмов реагирования) ФОК.
Общая стратегия действий ФОК должна опираться на стратегические цели:
ü всестороннее удовлетворение спортивных и физкультурно-оздоровительных потребностей, повышение уровня общефизической подготовки жителей;
ü организация и проведение спортивно-массовой работы с населением. Основные сильные и слабые стороны физкультурно-оздоровительных комплексов, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды:
· высокая квалификация тренеров и инструкторов;
· разнообразие предоставляемых услуг;
· доступная стоимость услуг (цена при обеспечении качества услуг);
· удобство расположения (в большинстве случаев – «шаговая» доступность по месторасположению);
· укомплектованность спортивным оборудованием;
· график работы ФОК;
· наличие системы скидок;
· хорошее техническое состояние ФОК;
· возможность заниматься различными видами спорта в одном месте.
· известность/репутация спортивных комплексов;
· недостаток профессионального маркетинга и рекламы;
· удобство месторасположения (в некоторых случаях несоблюдение принципа «шаговая доступность»);
· недостаток квалифицированных кадров;
· наличие дополнительных услуг
· рост спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
· рост благосостояния жителей;
· снижение потребительской активности (заинтересованности) – альтернативное времяпрепровождение;
· вероятность снижения уровня доходов населения вследствие финансового кризиса;
· активизация деятельности спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
По результатам SWOT- анализа можно отметить, что ФОК имеют много сильных сторон и обладают достаточными возможностями для дальнейшего развития. При этом имеется возможность преодолеть слабые стороны и предотвратить вероятные угрозы благодаря:
· привлечению широкой аудитории клиентов за счет ассортимента услуг, удобного графика работы и хорошего технического состояния ФОК;
· обеспечению известности за счет реализации маркетинговой политики, участия в осуществлении социально-политических, спортивно-оздоровительных проектов, направленных на массовое оздоровление детей, подростков и взрослого населения;
· формированию профессиональной команды персонала за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения обучающих семинаров, а также систематического участия в курсах повышения квалификации.
В силу того, что физкультурно-оздоровительные услуги обладают определенными особенностями, такими как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость, при разработке программы маркетинга в рамках механизмов реагирования ФОК на меняющиеся условия рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг необходимо учитывать основные составляющие концепции «4 Р»: «Product» (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства и т.п.), «Price» (цена: наценки, скидки и т.п.), «Place» (месторасположение: каналы распределения, персонал, месторасположение объекта и т.п.), «Promotion» (продвижение: реклама, пиар, стимулирование сбыта и т. п.).
1. Услуги («product»)
Основная цель занятий спортом для потребителей услуг – это укрепление здоровья и улучшение общего самочувствия. Данный мотивирующий фактор следует учитывать при разработке маркетинговых инициатив.
Физкультурно — оздоровительным услугам присущи свои отличительные особенности:
· во-первых, спрос на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от внешних факторов и социальных условий;
· во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый эффект насыщения, например, сезонное снижение спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в летний период;
· в-третьих, предложение физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно в месте их производства. ФОК не может в полной мере приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса;
· в-четвертых, не может быть достигнуто высокое качество физкультурно-оздоровительных услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание потребителей состоит из этих самых мелочей.
Эти специфические особенности физкультурно-оздоровительных услуг оказывают существенное влияние на комплекс маркетинговых мероприятий. Для осуществления успешной деятельности в рамках оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг необходима детально разработанная и хорошо продуманная продуктовая стратегия.
Продуктовая стратегия – это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определение ассортимента физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности ФОК в целом.
При планировании оказания платных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг следует учитывать, что среди жителей, планирующих начать пользоваться данными услугами, наиболее востребованными видами спорта являются: плавание, фитнес – кардиотренажеры, фитнес – силовые тренажеры, бодибилдинг, атлетизм, аэробика, теннис, футбол, мини-футбол, йога.
Основные факторы качества предоставления услуг, на которые следует обратить внимание при развитии платных услуг:
· укомплектованность спортивным оборудованием;
· хорошее техническое состояние спортивного объекта;
· высокая квалификация тренеров и инструкторов;
· возможность заниматься несколькими видами спорта в одном месте.
На территории спортивных объектов кроме основных физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг целесообразно оказывать (при наличии возможностей) наиболее востребованные дополнительные услуги: услуги солярия, сауны, услуги массажа, услуги фитнес-бара, персональный тренинг.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами и способами установления цен. Разработка ценовой стратегии – процесс, периодически возобновляемый. Учитывая влияние внешних факторов, ценовая стратегия также должна обладать определенной гибкостью. Таким образом, необходима периодическая корректировка поставленных целей и задач, отдельных параметров ценовой стратегии.
Формирование ценовой стратегии предполагает учет ряда характерных особенностей, которые оказывают влияние на процесс ценообразования физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг. К ним относятся:
· высокая эластичность цен на физкультурно-оздоровительные услуги;
· разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи физкультурно-оздоровительной услуги;
· неспособность услуг к сохранению;
· высокая степень влияния спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
· сезонная дифференциация цен;
· высокий уровень ориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как цена физкультурно-оздоровительной услуги связана с социальным статусом клиента.
Формирование цены на физкультурно-оздоровительные услуги зависит от многих факторов:
ü от временных критериев (время года, высокий, средний, низкий сезоны, тариф выходного дня, тариф длительности пребывания);
ü от спроса и ожидаемого объема оборота (групповые занятия, корпоративные клиенты);
ü от места расположения ФОК (месторасположение, транспортная доступность и другое);
ü от условий оплаты (льготы, скидки);
ü от качества обслуживания, ожидаемого клиентом (комфортность, дополнительные услуги и др.).
В зависимости от поставленных целей может быть избрана одна из нескольких стратегий ценообразования:
ü предложение комбинированного набора физкультурно-спортивных и спортивно-оздоровительных услуг;
ü ориентация на гибкую систему скидок и льгот;
ü установление цен значительно ниже относительно коммерческих спортивных организаций.
Для физкультурно-оздоровительных услуг велика роль социального фактора. Вследствие этого услуги в покупательском поведении рассматриваются как социальное преимущество, выраженное в приверженности к здоровому образу жизни.
В качестве целей ценовой политики могут выступать:
ü привлечение и удержание большего количества потребителей услуг;
ü обеспечение безубыточности предпринимательской деятельности;
ü привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития основной деятельности;
ü конкурентоспособность цен и др.
Учитывая особенности деятельности ФОК, основными правилами формирования цены на платные физкультурно-спортивные и спортивно-оздоровительные услуги, предоставляемые населению, являются:
ü социальная направленность деятельности – одной из основных целей осуществления предпринимательской деятельности является решение социальных задач по оздоровлению населения, приобщению к спорту;
ü доступность цен – политика ценообразования должна предусматривать возможность оказания платных услуг социально незащищенным, малоимущим слоям населения по льготным ценам;
ü экономическая обоснованность цен – доходы от оказания платных услуг должны покрывать расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
ü эффективность – доходы от оказания платных услуг должны направляться на развитие материально-технической базы, улучшение социальных условий работников и т. п.
Перечень категорий жителей, имеющих право на льготные условия пользования физкультурно-спортивными услугами:
ü дети из многодетных и малообеспеченных семей;
ü дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 18 лет;
ü дети-инвалиды до 16 лет;
ü инвалиды I и II групп;
ü ветераны Великой Отечественной войны;
ü студенты, обучающиеся по очной форме обучения в ВУЗах, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города;
ü ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств;
ü граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном или полном освобождении потребителя от их оплаты.
Помимо скидок и льгот, устанавливаемых на законодательном уровне, физкультурно-оздоровительные комплексы самостоятельно могут предусмотреть в ценовой политике систему так называемых «стимулирующих» скидок для потребителей, в частности:
- при абонементном обслуживании (единовременной оплате за определенный период времени);
- при приобретении «семейных» абонементов;
- при приобретении абонементов «выходного дня»;
- сезонные скидки;
- скидки по времени посещения;
- скидки постоянным клиентам и т. п.
Надбавки (наценки) применяются, как правило, при заключении договоров с юридическими лицами, проведении индивидуальных занятий с клиентами и т. п.
Скидки за внесезонную покупку используются в случае сезонных различий в спросе. Основная цель использования таких скидок – побудить население к покупке услуги в период пониженного спроса на нее.
Необходимо систематически осуществлять пересмотр цен на предмет их соответствия ценовой политике, установленным нормативам, стратегии деятельности, а также производить корректировку цен с учетом темпов инфляции.
3. Каналы распределения («place») и продвижение («promotion»)
Канал распределения (сбыта) – совокупность способов продвижения товаров и услуг от производителя до потребителя.
При анализе каналов продвижения товаров и услуг на рынок выделяются основные категории: ежедневные газеты, журналы, справочники, почтовая реклама, радио, телевидение, Интернет, наружная реклама, выставки.
Высокозатратные инструменты проведения рекламной кампании: телевидение, реклама на FM-радио, наружная вывеска, проведение презентации и рекламных акций, рекламно-информационные статьи в журналах.
Малозатратные инструменты проведения рекламной кампании: баннерные растяжки над фасадом здания, штендер/вывеска у входа с информацией, рекламная листовка, буклет, флайер, визитная карточка.
Основные источники информации, которые используются при выборе спортивного объекта: «сарафанное радио» – от родственников, знакомых, соседей; реклама на щитах, транспарантах; реклама в Интернете.
Формирование системы распределения начинается с выбора участников канала сбыта (в данном случае канал распределения нулевого уровня: производитель – потребитель). Как только каналы сбыта определены, маркетинговые усилия концентрируются на управлении этим каналом.
Существенным отличием канала распределения физкультурно-оздоровительных услуг от канала сбыта товаров является то, что канал распределения перемещает потребителя к месту предоставления услуги – физкультурно-оздоровительному комплексу, тогда как непосредственно товар по каналам сбыта перемещается к потребителю.
ФОК, осуществляя сбыт физкультурно-оздоровительных услуг, выполняют ряд функций:
- сбор, анализ и предоставление необходимой информации о физкультурно-оздоровительных услугах;
- продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях информации относительно предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг;
- нахождение предполагаемых клиентов и установление с ними соответствующих контактов;
- формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг
ФОК должны иметь продуманную коммуникационную стратегию и уметь поддерживать связи с клиентурными группами, контактными аудиториями и широкой общественностью. Коммуникационные процессы должны быть непрерывными и эффективными. Современные организации спортивного и физкультурно-оздоровительного сервиса управляют сложной системой коммуникационных связей, в этой ситуации программа маркетинговых коммуникаций фактически является системой продвижения и стимулирования продаж и важным элементом комплекса маркетинга.
Для рынка физкультурно-оздоровительных услуг связи с общественностью есть важнейший инструмент коммуникационной политики, необходимой для создания позитивного имиджа ФОК и их услуг, а также широкого привлечения потребителей через благоприятное общественное мнение, создаваемое средствами массовой информации.
Продвижение («promotion») ФОК выполняет ряд функций:
· установление и поддержание связей с прессой: размещение сведений познавательного, информационного и событийного характера в СМИ для привлечения внимания к физкультурно-оздоровительным услугам и самим ФОК;
· популяризация, создание известности через действия, направленные на привлечение внимания публики;
· Формирование коммуникативной политики ФОК в ключе расширения благоприятных отношений с клиентами, спонсорами и др.
Усилению роли маркетинговых коммуникаций способствует тот факт, что разнообразные элементы используются на фоне постоянно меняющихся социальных и экономических условий [1].
Источник