Анализ деятельности минздрава рф
В России на протяжении последних 25 лет происходит значительные изменения в системе здравоохранения, наиболее важной из которых это переход к ОМС. Это явилось катализатором активизации рыночных регуляторов в деятельности медицинских организаций, результатом которых стало существенное расширение их возможности в вопросе привлечения дополнительных источников финансирования за счет оказания платных медицинских услуг. Это, по сути, означает переход на конкурентные отношения и либерализацию предпринимательской деятельности в государственном секторе здравоохранения. Именно поэтому для развития системы здравоохранения на современном этапе неотъемлемой составляющей функционирования любой медицинской организации является внедрение мероприятий, направленных на повышение эффективности их деятельности.
В настоящее время одним из направлений, показавших свою высокую результативность в медицинских организациях, является использование методов стратегического планирования, основанных на достижение конкретных целевых показателей эффективности деятельности. Те медицинские организации, которые перешли к применению такого инструменты управления, смогли значительно улучшить основные показатели эффективности своей деятельности. Однако стоит отметить, что данное явление является, скорее, исключением, нежели правилом, в практике отечественных медицинских организаций до сих пор не получило широкого распространения ввиду, вероятнее всего, следующих причин:
– во-первых, недостаточного количества сотрудников, имеющих необходимые знания и компетенции в области применения современных инструментов;
– во-вторых, ограниченные временные ресурсы для реализации подобных проектов;
– в-третьих, особенности менталитета медицинских работников, испытывающих определенные трудности с внедрением современных технологий в практику работы организации.
Поэтому становится актуальным введение в практику организации работы медицинских учреждений критериев оценки эффективности, учитывающих специфику деятельности и соответствующих генеральной стратегии развития организации.
Цель исследования
Сформировать комплексную систему показателей оценки эффективности функционирования медицинских организаций.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки эффективности деятельности медицинской организации необходима многоуровневая система показателей. Однако на данном этапе времени как на локальном уровне отдельных учреждений, так и системы здравоохранения в целом отсутствуют законодательно закрепленные показатели и целевые индикаторы, отражающие эффективность деятельности на различных уровнях. Существующие нормативно-правовые документы в сфере здравоохранения лишь в общих чертах описывают критерии и показатели такой оценки.
На федеральном уровне система оценок эффективности системы здравоохранения частично отражена в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» (далее – Программа государственных гарантий). При этом в данной программе не отражены индикаторы, которые бы количественно характеризовали уровень доступности и качества оказания медицинских услуг. Эта проблема решена в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 294. В то же время в представленных программах не совпадает перечень критериев и показателей, которые будут использоваться для эффективности отдельных учреждений или системы здравоохранения региона. Также В.Н. Кораблев и Е.Л. Дементьева [5] обращают внимание на уровни ответственности за исполнение этих программ. Так, Минздрав России отвечает исполнение Программы государственных гарантий, в то время как Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» имеет межведомственный статус. Поэтому создается такая ситуация, при которой Минздрав России, отвечая за сам процесс оказания медицинской помощи, не несет ответственности за ее результат и качество.
В Курской области в Постановлении Администрации Курской области от 30.12.2015 N 969-па «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2016 год» [2] представлены на среднесрочный период критерии доступности и показатели, характеризующие качество медицинской помощи, оказываемую в рамках ТПГГ.
На уровне медицинских организаций Приказом Минздрава России от 14.05.2015 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» [1] законодательно закреплена необходимость проведения независимой оценки качества. Независимую оценку качества в Курской области осуществляет орган государственной власти в сфере охраны здоровья, осуществляющий функции и полномочия учредителя организаций.
Для проведения независимой оценки эффективности деятельности медицинских организаций данным приказом рекомендуется использовать показатели качества работы медицинских организаций, характеризующие:
1. открытость и доступность информации о медицинской организации;
2. комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
3. время ожидания в очереди при получении медицинской услуги;
4. доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации;
5. удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации.
Анализ предложенного в приказе перечня целевых показателей свидетельствует о том, что они отражают преимущественно доступность и удовлетворенность пациента. Вместе с тем, как отмечает Кораблев В.Н. [4] в них отсутствуют показатели и индикаторы, отражающие медицинскую результативность и экономическую эффективность.
Выводы
Остаются нерешенными системные проблемы в области управления как системой здравоохранения, так и медицинскими организациями (в первую очередь в части целеполагания, анализа и принятия управленческих решений), что негативно сказывается на организации работы внутри медицинской организации и приводит к появлению специфических проблем в здравоохранения. Неясность законодательства в сфере регулирования вопросов оценки медицинской, социальной и особенно экономической эффективности деятельности медицинской организации порождает множество мнений по данному вопросу как со стороны со стороны руководства медицинских организаций, так и в научной среде. В тоже время это можно оценить и положительно, так как существующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оставляет за последними достаточно большой простор для разработки и реализации собственных решений.
Основой для формирования системы показателей в сфере оценки эффективности медицинской организации должно стать определение приоритетов, по которым будет осуществляться данная оценка. В качестве основных приоритетов в оценке деятельности медицинской организации является степень достижения медицинской, социальной и экономической эффективности. Следовательно, и показатели должны быть разработаны с учетом данных критериев. На основе этого можно предложить систему аналитических показателей, которые могут дать комплексную оценку эффективности деятельности медицинского учреждения с позиции различных ее составляющих: медицинской, социальной и экономической (рисунок).
Система аналитических показателей медицинской, социальной и экономической эффективности
Система показателей оценки экономической эффективности медицинской организации должна включать в себя оценку эффективности использования таких функциональных элементов медицинского учреждения как материальные, финансовые, кадровые, информационные ресурсы, использование которых обеспечивает предоставление качественной медицинской услуги, необходимой для получения конкретного медицинского результата и достижения определенного социального эффекта. Для оценки эффективности медицинской деятельности организации необходимо использовать минимальное количество показателей. Они должны в полной мере отражать медицинскую деятельность организации по ряду направлений: способствовать рационализации ресурсопотребления, соблюдению технологию и порядок лечебно-диагностического процесса и повышению результативности деятельности, который выражается в росте соотношения «медицинские результаты и социальный эффект к стоимости их достижения».
Одной из наиболее важных конкурентной позицией является тенденция увеличения оплаты труда персонала, что может позволить привлечь качественных сотрудников работать в учреждении, тем самым ликвидировав дефицит квалифицированных специалистов и низкий уровень укомплектованности штата. Эффективное использование физиолечения и коечного фонда позволило повысить уровень удовлетворенности пациентов полученными медицинскими услугами. Направления стратегического плана должны включать меры, которые позволят использовать внешние возможности, имеющиеся у медицинского учреждения на данном этапе, чтобы устранить такие слабые стороны как низкий уровень обновления оборудования, недостаток финансирования с целью повысить объем оказываемых услуг, покрываемых в рамках средств из системы ОМС, а также увеличить объемы платных услуг.
Повышению результатов медицинской и социально-экономической эффективности будет повышение компьютеризации, которая позволяет увеличивать объем деятельности, приносящей доход, и снижать постоянные и переменные издержки в осуществлении данной деятельности. Наличие современного оборудования позволит снизить ущерб от сокращения объемов бюджетного финансирования за счет оказания дорогостоящих платных услуг на данном оборудовании и уменьшении статей расходов на приобретение нового оборудования и ремонт. В то же время устранить высокий уровень изношенность основных фондов в ближайшем будущем за счет собственных средств по причине финансово-экономических трудностей в экономике страны вряд ли удастся, поэтому нужно обоснование поддержки программы модернизации оборудования из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» и ряда федеральных программ модернизации системы здравоохранения.
Таким образом, в соответствии с изученными теоретическими источниками, очевидно, необходимость формирования система параметров, в рамках которых можно оценить итоговый медицинский результат и социальный эффект в контексте потребленных экономических ресурсов. Исследование трудов и мнений специалистов в области экономики здравоохранения показало, что эффективность деятельность медицинской организации следует рассматривать в комплексе. На уровне учреждений здравоохранения и отрасли в целом анализ эффективности измеряется множеством показателей экономической, медицинской и социальной результативности.
Особенно актуально использование подобного подхода в практике работы областных бюджетных учреждений здравоохранения (ОБУЗ). Установлено, что учреждение функционирует в сложных внешних условиях, которые проявляются, с одной стороны, в усилении конкурентной борьбы в связи с распространением частной медицинской практики, с другой – все более возрастающих требований у населения к качеству предоставляемых медицинских услуг. Эти обстоятельства определяют острую необходимость пересмотра существующих подходов в управлении учреждением, необходимости повышения его эффективности в условиях сокращения бюджетного финансирования и потенциальной угрозы падения реальных доходов как фактора снижения спроса на платные медицинские услуги.
Источник
Минздрав отчитался об итогах работы за 2020 год. Главное
София Прохорчук 27 апреля 2021, 21:17 Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ Фото: minzdrav.gov.ru Минздрав РФ 27 апреля официально опубликовал отчет об итогах работы за 2020 год. В документе отражены различные аспекты деятельности министерства – борьба с COVID-19, исполнение нацпроектов «Здравоохранение», «Демография» и госпрограммы «Развитие здравоохранения», запуск модернизации первичного звена медпомощи, реализация программы госгарантий и развитие системы ОМС, обеспечение пациентов и клиник препаратами и медизделиями, информатизация отрасли и другое. Основные показатели деятельности ведомства – в обзоре Vademecum.
Согласно отчету, общая заболеваемость россиян снизилась в 2020 году на 5,3%, также отмечается снижение на 2,8% заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни. Численность пациентов с болезнями системы кровообращения в целом по России снизилась на 6,7%, а с заболеваниями органов дыхания выросла на 2,7%.
Количество прошедших обследование на ВИЧ в 2020 году снизилось на 14,3% по сравнению с 2019 годом, а всего обследование в 2020 году прошли 24,65% населения страны.
Общая смертность населения, отметили в Минздраве со ссылкой на Росстат, увеличилась в 2020 году на 17,9%. В 2019 году уровень смертности составлял 12,3 на тысячу человек населения, а в 2020 году составил 14,5 на тысячу. За год количество умерших возросло на 323,8 тысячи человек. Ожидаемая продолжительность жизни россиян по итогам 2020 года снизилась на 1,84 года и составила 71,5 года. В 2019 году этот показатель достигал 73,34 года. Минздрав РФ еще в ноябре 2020 года предложил скорректировать целевые показатели снижения смертности по госпрограмме «Развитие здравоохранения» на 2020 год, обосновав инициативу «существенным увеличением риска недостижения плановых значений» из-за пандемии COVID-19, введенного режима повышенной готовности и самоизоляции.
Упомянули в отчете Минздрава и о средней заработной плате медработников. Средняя зарплата врачей за девять месяцев 2020 года выросла более чем на 13%. Зарплаты среднего медперсонала за этот период увеличились на 18%, а младшего – на 14,2%. Также отмечается, что в течение 2020 года в большинстве регионов оклады медиков в структуре заработной платы увеличились в среднем на 55%.
Vademecum ознакомился с отчетом Минздрава еще до официального опубликования. Из документа следовало, что министерство планирует возможность заключать концессионные соглашения с частными медицинскими организациями без конкурса – при условии, что клиника проработает не менее пяти лет в системе ОМС на арендованных у государственного учреждения площадях.
Также приводились сведения о том, что разрешение на дистанционную торговлю лекарственными средствами не получили 42% заявителей (203 из 485). Аптеки, утверждают в Минздраве, предоставляли недостоверную информацию о сайте, не удостоверяли наличие оборудования, используемого для курьерской доставки (например, термоконтейнеры, термобоксы), или не подтверждали возможность оплаты заказа через электронную систему платежей либо мобильные платежные терминалы.
Кроме того, Минздрав поделился изменениями, которые он планирует внести в целевые показатели федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», входящего в нацпроект «Здравоохранение», на период 2021–2024 годов. Ведомство скорректировало значения двух показателей – «одногодичная летальность больных со злокачественными новообразованиями» и «доля злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадиях».
Источник
Анализ деятельности минздрава рф
Цель исследования: разработать показатели оценки эффективности расходования денежных средств, учитывая источники получения дохода исследуемых лечебно-профилактических учреждений.
Материал и методы исследования: исследование проводилось на основе экономической и статистической отчетности, а также внутренней документации поликлиник города Астрахани.
Анализ ресурсной базы здравоохранения РФ свидетельствует о том, что слабо управляемое развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между территориями и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации лечебных учреждений в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи. По эффективности использования ресурсов здравоохранения Россия в мире занимает только 130 место (по данным всемирной организации здравоохранения) [3].
Исследованию проблемы экономического анализа и методики проведения анализа эффективности финансового состояния и экономического потенциала предприятия, интерпретации данных финансовой отчетности посвящены многочисленные труды отечественных ученых: А.Н. Белова, Г.А. Бушуевой, Н.П. Любушина, Ф.Н. Кадырова, С.Ф. Качалова, В.В. Ковалева, О.П. Волкова, Г.В. Савицкой, В.З. Кучеренко, В.В. Гришина и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Многообразие существующих подходов требует разработки эффективных и корректных методов экономического анализа эффективности использования денежных средств, основанных на единых принципах, и определения адекватных критериев и показателей.
Развитие рынка медицинских услуг, появление законодательной базы для защиты прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи при существующем недостатке финансирования побуждает лечебные учреждения к более эффективному использованию имеющихся в наличии ресурсов, а также стимулированию качества и интенсивности работы медицинского персонала.
Нами разработана и предложена методика оценки эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением на примере муниципальных учреждений здравоохранения — городских поликлиник города Астрахани; которая включает в себя объективную систему показателей эффективности, необходимую для безопасного функционирования практически всем участникам системы здравоохранения — государственным лицензионным органам, страховым компаниям и фондам, руководителям медицинских учреждений, врачам и пациентам. Данный алгоритм проведения анализа эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением мы представили в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм проведения анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактическим учреждением
Нами выделено три основных источников финансирования амбулаторно-поликлинического звена, по которым следует провести анализ: денежные средства обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные за оказание платных услуг амбулаторно-поликлинического учреждения, и денежные средства, полученные из бюджета всех уровней.
Оценка эффективности деятельности соответствующих структурных подразделений организации с использованием данных о затратах для предотвращения возможных отрицательных влияний на экономическую безопасность и о размерах предотвращенного и причиненного вреда дает объективную (подкрепленную экономическими расчетами) панораму результативности деятельности всех подразделений по этому вопросу.
На первом этапе анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактического учреждения нами был произведен анализ хозяйственной деятельности поликлиники, который мы предлагаем проводить по основным источникам финансирования (по бюджетному источнику финансирования, обязательному медицинскому страхованию и по предпринимательской деятельности), а также рассмотрены показатели выполнения финансового плана учреждением здравоохранения за 2010 год. В таблице нами проведен анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Городская поликлиника № 6» по бюджету (бюджетному источнику финансирования) за 2010 год (табл.1). В 2010 году была утверждена, с учетом изменений, смета расходов по бюджету на общую сумму 5302,3 тыс. рублей. В данную смету заложены расходы на выплату заработной платы и начисления работникам бюджета, расходы на оплату коммунальных услуг, командировочные расходы, услуги связи, оплата услуг сторонних организаций, оплата на приобретение хозяйственного инвентаря и канцелярских товаров, оплата капитального ремонта, расходы на приобретение оборудования, расходы на приобретение медикаментов, расходы по ремонту и техническому обслуживанию основных средств.
Таблица 1 Анализ расходования денежных средств по бюджету, согласно смете расходов на 2010 год
Источник
Анализ основных показателей здравоохранения РФ за 2018 год
Ильиных, А. Р. Анализ основных показателей здравоохранения РФ за 2018 год / А. Р. Ильиных, М. С. Чигринова, П. С. Салодкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70247/ (дата обращения: 04.07.2021).
В статье авторами проводится анализ основных показателей здравоохранения РФ за 2018 год.
Ключевые слова: здравоохранение, организация здравоохранения, медицина,Минздрав России.
Ежегодно Минздрав России публикует статистические сборники для оценки состояния здравоохранения и темпов его развитие. Один из таких сборников представляет данные об основных показателях здравоохранения. Авторами был выбран ряд показателей, характеризующих сеть и кадры медицинских организаций, для проведения сравнительного анализа по каждому за 4 года.
Число медицинских организаций имеет тенденцию к сокращению: снижение на 9 % за обозначенный временной промежуток. Число больничных организаций и организаций, оказывающих стационарную помощь населению, неуклонно снижается. Численность коечного фонда и средняя занятость койки снизились на 4,76 % и 1,7 %. Средняя длительность пребывания пациента в стационаре сократилась с 11,4 до 10,7 дней. Летальность выросла на 0,19 %.
Характеризуя амбулаторное звено, стоит отметить следующие показатели. Число организаций, оказывающих амбулаторную помощь, за 4 года сократилось на 32, но, в сравнении с показателями 2017 года, выросло на 101- наблюдается положительная динамика. Число стоматологических поликлиник снизилось на 8,43 %. Количество диспансеров также снижается- на 62 за 4 года. Между тем, мощность медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь, выросла с 3314116 до 3346149 посещений в смену (на 32033).
Оценивая штат сотрудников медицинских организаций, стоит отметить тенденцию к увеличению числа врачей на 1 % (543,6 тыс- 548,8 тыс) и снижение численности среднего медицинского персонала на 85,6 тыс. Все данные представлены в таблице 1.
Источник