Анализ деятельности специалистов центра занятости по оказанию услуг различным категориям граждан
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем молодого безработного и членов его семьи были созданы Центры занятости населения, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи центра занятости в нашей стране очень велики, он занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Базой данного исследования является ГКУ ЦЗН г. Краснокамска Пермского края.
Основными направлениями деятельности ГКУ ЦЗН г.Краснокамска является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью поддержать своё собственное благосостояние и благосостояние его семьи, усиление социальной поддержки со стороны государства слабо защищенным группам населения, в том числе молодёжи, а также помощь гражданам в подборе подходящего места работы в соответствии [45]:
1) с особенностями рынка труда;
2) с потребностями работодателей;
3) личными интересами, ищущих работу;
4) профессиональными навыками граждан.
Центры занятости всех типов занимаются:
1) сбором и распространением информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
2) консультированием по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
3) профессиональной ориентацией всех групп населения;
4) оказанием помощи в кадровом планировании предприятий;
5) организацией переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы [45].
Объектами работы службы занятости являются безработные граждане, граждане – соискатели трудовых вакансий.
Субъекты работы в службе занятости: директор службы занятости, диспетчер, регистратор, консультант по трудоустройству, профконсультант, специалист по профессиональному обучению, юрисконсультант, сотрудники отдела пособий, сотрудники информационного зала, руководители клубов ищущих работу, психологи.
Основные показатели Центра занятости г. Краснокамска за последние три года представлены в таблицах 1-3 [45]:
Таблица 1. — Основные показатели ГКУ ЦЗН г.Краснокамска за 2011-2013 гг.
Год | Обрати-лось граждан | Трудоуст-роены | Обучились по нап-равлению ЦЗН | Признаны безработными | Численность безработных на конец | Уровень регистрируемой безработицы |
2,81 | ||||||
1,39 | ||||||
0,81 |
В 2011 году обратились в службу занятости 6315 человек; из них трудоустроены 3982 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости 308 человека; были признаны безработными 4123 человек. Численность безработных на конец периода 1521 человека. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода составила 2,81% [45].
В 2012 году обратились в службу занятости 5744 человек; из них трудоустроены 4507 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости 311 человека; были признаны безработными 2886 человек. Численность безработных на конец периода составила 770 человек. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода составил 1,39%.
В 2013 году обратились в службу занятости 5127 человек; из них трудоустроены 4680 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости: 305 человека; были признаны безработными: 1609 человек. Численность безработных на конец периода: 448 человека. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода: 0,81% [45].
Таким образом, мы видим, что идет постепенное снижение количества безработных граждан благодаря эффективной работе органов службы занятости.
Основные цели Краснокамского ЦЗН [45]:
— развитие эффективного и цивилизованного рынка труда, гармонично сочетающего интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения;
— снижение уровня молодежной безработицы;
— адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности, помощь в трудоустройстве лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные задачи Краснокамского ЦЗН [45]:
— совершенствование работы по профилактике безработицы;
— сокращение длительной безработицы;
— улучшение информационного обеспечения политики занятости;
— развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей рынка;
— повышение эффективности активных мер на рынке труда;
— организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.
Перед службой занятости сложная задача: переломить тенденцию к переходу молодёжи в криминальный слой, либо на «социальное дно» путём профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения, то есть перевести эту категорию в качественно новое состояние.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей, так как её предотвращение в начале потребует меньше затрат, чем в будущем; борьба с безработицей может быть эффективной.
Эффективность организации обучения безработных граждан во многом определяется правильным выбором форм и методов работы. В 2013 году специалистом по профессиональному обучению использовались как ставшие уже традиционными методы и приемы работы по обучению безработных граждан, так и новые подходы к организации образовательного процесса.
Работа осуществлялась по основным направлениям [45]:
1) информирование об услугах службы занятости населения по организации профессионального обучения безработных граждан. С целью повышения информированности граждан и повышения уровня доступности услуг по профессиональному обучению, специалист центра занятости привлекал средства массовой информации посредством:
— публикаций в печатных изданиях: «Краснокамская звезда», «Вечерний Краснокамск»;
— размещения информации на стендах в центре занятости, в военкомате, в образовательных учреждениях, использования информационного табло «бегущая строка» на телевидении Краснокамского района;
— раздачи рекламных проспектов на ярмарках-вакансий и других мероприятиях;
— организации работы «Горячего телефона», в том числе и по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
2) Оказание помощи клиентам службы занятости населения в профессиональном самоопределении, профессиональной и социальной адаптации перед направлением их на профессиональное обучение, формировании ценностно-мотивационной сферы посредством проведения:
-групповых консультаций для граждан, вновь вставших на учет, до которых доводилась информация о возможности получения государственной услуги по профессиональному обучению;
-индивидуального профессионального консультирования по профессиональному самоопределению, формированию правильного понимания проблемы выбора профессии;
-собеседований, где безработным гражданам предоставлялась информация по избранной ими профессии для обучения;
-тестирования желающих обучиться на соответствие их психофизиологических характеристик нормативам, предъявляемым к выбранным профессиям, определения готовности к обучению;
-программ социальной адаптации.
3) Обучение под гарантированные рабочие места [45].
Наличие на учете в центре занятости безработных граждан, обладающих профессиями, востребованными работодателями, не всегда приводит к заполнению заявленных вакансий из-за несовпадения требований, предъявляемых к претендентам на конкретные рабочие места, и профессиональным уровнем безработных. Поэтому обучение под гарантию трудоустройства частично решает проблему их заполнения.
Так под гарантию трудоустройства для конкретного работодателя в 2013 году были направлены 26 водителей категории В и 5 водителей категории С для ИП «Краснокамск-такси», ИП Черпаков «Вояж-такси», ОАО «Краснокамский мясокомбинат» и др. Все безработные граждане, которые направлялись по данным профессиям предоставляли в Центр занятости гарантийные письма с предприятий и организаций [45].
Организация профессионального обучения осуществляется с целью:
– повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
– сокращения уровня безработицы;
– изменения профессионально-квалифицированного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
– минимизации финансовых издержек государства.
Данная деятельность Краснокамского ЦЗН является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных мест и безработных [45].
Профессиональное образование решает следующие задачи:
1) предоставление молодежи широкого спектра услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;
2) содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и самозанятости;
3) повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
4) формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.
Эффективность системы профессионального образования молодежи подтвердилось высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно не работающие молодые люди. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течении которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).
Число молодых людей, состоящих на учете в ГКУ ЦЗН г.Краснокамска длительное время, достаточно велико. Чтобы помочь данной категории населения, проводится работа по следующим направлениям [45]:
1) комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;
2) меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).
По статистике Центра занятости необходимыми профессиями являются: водители, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно тяжелее найти работу экономистам, техникам, юристам, менеджерам.
К сожалению, на территории Краснокамского района не так много образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное образование.
Учебные заведения, расположенные на территории Краснокамского района имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии, при соблюдении зафиксированных в них контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся.
Итак, на основании полученной от образовательных учреждений информации, проанализируем, какие образовательные программы имеются на территории Краснокамского муниципального района.
Таблица 2. Специальности и образовательные программы, имеющиеся на территории Кранокамского муниципального района [45]
Наименование учебного заведения/вид обучения | НПО | СПО | Программы профессиональной подготовки | Программы дополнительного профессионального образования |
ГБОУ СПО «Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум» | Нет | Повар, кондитер; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; слесарь по ремонту машин и оборудования; водитель автомобиля. | Водитель автомобиля; тракторист; повар 3 разряда; водитель внедорожных автотранспортных средств, парикмахер. | Тракторист 3 р.; Повар 3р.; Повар 5 р. |
Как видно из приведенной таблицы лишь одно учебное заведение на территории Краснокамского района имеет возможность обеспечить выпускников школ средним специальным образованием. Остальная часть выпускников школ поступает в средние учебные заведении и высшие учебные заведения г.Перми.
Курсовая подготовка, которую использует Центр занятости для своих соискателей, предлагается, в основном учебными центрами и заведениями г.Перми.
Говоря о широком выборе программ профессиональной подготовки, не стоит забывать о том, какие направления были востребованы у самой молодежи в 2013 году и на сегодняшний день. Наиболее массовыми профессиями, по которым организовывалось профессиональное обучение безработных граждан в 2013 году были: оператор ПК+1С:Торговля, склад (61 чел.), оператор котельной (18 чел.), электрогазосварщик (29 чел.), водители автомобиля (30 чел.), менеджер по персоналу (12 чел.), менеджер-предприниматель (13 чел.). По данным программам профессиональной подготовки учебные заведения Краснокамского района не могут удовлетворить потребности молодежи. Приходится обучать их в г.Перми.
ГКУ ЦЗН г.Краснокамска всегда уделял большое внимание вопросам социального партнерства. Важное место отводится в них и взаимодействию с образовательными учреждениями и работодателями. Специалист по профессиональному обучению ежемесячно посещает учебные заведения г.Перми, Краснокамского района, с целью заключения государственных контрактов и договоров на профессиональное обучение безработных граждан.
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Федеральной целевой программой содействия занятости молодежи в сфере малого и среднего бизнеса, а также приобретения молодежью практических навыков в области предпринимательства и самозанятости [3, с. 18].
Содействие ГКУ ЦЗН г.Краснокамска занятости предпринимательской деятельности молодежи предполагало в 2013 году следующие меры: субсидирование самозанятости безработных граждан в рамках Программы поддержки занятости населения Пермского края в 2013 году посредством выделения денежных средств в сумме 58 800 рублей, при условии предоставления и защиты технико-экономического обоснования (бизнес-плана) предпринимательской деятельности.
В отдельных случаях при приеме на работу граждан из числа безработных, молодой предприниматель мог получить дополнительно субсидию в размере 58 800 рублей на каждого принятого работника. Условием являлось заключение с безработным гражданином трудового договора и сохранение созданного рабочего места в течение не менее чем 12 месяцев. При досрочном увольнении работника предприниматель обязан в течение трёх рабочих дней направить в Центр занятости заявку на подбор нового работника.
Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
В 2013 году ГКУ ЦЗН г.Краснокамска оказало содействие в предпринимательской деятельности – 28 человек, из них 9 человек в возрасте от 21 до 24 лет.
Были выявлены необходимые условия для оказания финансовой помощи в организации самозанятости: регистрация гражданина в качестве безработного в районном отделении занятости по месту жительства; возраст не моложе 16 лет; заключение договора между ГКУ ЦЗН г.Краснокамска и гражданином.
Также ГКУ ЦЗН г.Краснокамска в оказании содействия предпринимательской деятельности:
1) предоставляет организационно-консультационные услуги по вопросам организации самозанятости: проведение тестирования и профессионального консультирования; оказание консультационных услуг по организации самозанятости;
2) оказывает (при достаточном финансировании) финансовую помощь безработным на организацию самозанятости, в том числе: на подготовку учредительных документов; оплаты государственной пошлины за регистрацию малого предприятия; получение свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; приобретение бланочной документации; изготовление печатей, штампов.
В оказании предпринимательской деятельности Центр занятости сотрудничает с учебным заведением НОУ «Пермсистемконсалтинг» в которых можно пройти курсы по специальности: «менеджер-предприниматель» (срок обучения до 2 месяцев), тренинговый центр «Согласие».
Программа обучения включает в себя следующие вопросы: экономика фирмы, основы бухгалтерского учета, налогообложение, смета, расчет доходов, ценообразование. Где взять средства для стартового рывка? Где взять оборудование? Маркетинг, основы и планирование маркетинга, сбыт и работа с партнерами. Как найти и удержать клиента? Правовые вопросы предпринимательства. Какую правовую форму выбрать? Технология принятия решений; психология бизнеса, подбор кадров и рост предпринимателя, разработка и составление бизнес-плана по избранному виду деятельности.
Программа обучения курса «Бухгалтерский учет» (срок обучения до 3 месяцев) включает в себя следующие вопросы: основы рыночной экономики; бухгалтерский учет, налогообложение; анализ деятельности предприятия; обучение работы на ПК, «1С: бухгалтерия»; правовое регулирование деятельности предприятий.
В целях оказания молодежи дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями ГКУ ЦЗН г.Краснокамска организует ярмарки вакансий. Анализ исследования показал, что данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.
На ярмарках можно было получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, данные о кратковременных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получали консультации об услугах центра занятости, находили ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов.
Наиболее эффективными формами работы при оказании государственной услуги были: услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда предоставляются на занятиях, ориентированных на удовлетворение потребности получателей услуги в овладении навыками активного, самостоятельного поиска работы, ведения телефонных переговоров, проведения деловой беседы с работодателем, составления резюме, преодоления последствий длительной безработицы или длительной работы на одном месте, повышения мотивации к труду.
По-прежнему приоритетным положением пользовалась программа «Мастерские поиска работы», в 2013 году в ней приняли участие 161 человек, из них 106 человек направлены на профессиональное обучение, 22 человека трудоустроились и 3 человека открыли собственное дело. В 2012 году в этой программе участвовали 267 человек, из них 78 — направлены на профессиональное обучение, 56 — трудоустроились и четверо открыли собственное дело. Эта программа позволяет оказать экспресс помощь, как активному населению в поиске работы, так и тем, у кого низкая мотивация к трудоустройству или выявляется недостаток опыта и знаний в общении с работодателями [45].
Источник
Отчет по практике в ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
Цель производственной практики — закрепление полученных теоретических, приобретение практических навыков и выявить уровень занятости населения.
На время производственной практики ставились следующие задачи:
1. Закрепить и расширить теоретические и практические знания в области занятости населения;
2. Изучить основные программы по снижению безработицы;
3. Ознакомиться с организацией и управленческой деятельностью ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
Прикрепленные файлы: 1 файл
otchet_fomina.doc
Основной целью деятельности ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» является содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, направленная на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов участников, а также интересов членов трудового коллектива.
Цель производственной практики — закрепление полученных теоретических, приобретение практических навыков и выявить уровень занятости населения.
На время производственной практики ставились следующие задачи:
1. Закрепить и расширить теоретические и практические знания в области занятости населения;
2. Изучить основные программы по снижению безработицы;
3. Ознакомиться с организацией и управленческой деятельностью ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
В процессе подготовке отчета по практике использовались материалы бухгалтерской отчётности, справочная и учебная литература.
Место прохождения практики: ГКУ «Центр занятости населения Мостовского р-на», отдел «трудоустройство»
Адрес: Краснодарский край, Мостовской пгт, Калинина улица, 47.
Дата начала 01 июля 2013г. Дата окончания 26 июля 2013г.
Глава 1 Общие сведения о ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района»
Юридический адрес ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»- Российская Федерация, 352570, Краснодарский край, Мостовский р-н, Мостовской пгт, Калинина, 47.
ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
Оказывает следующие государственные услуги:
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателямв подборе необходимых работников;
— информирование о положении на рынке труда;
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
— психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ;
— организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
— социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
— содействие самозанятости безработных граждан;
— выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных рабтников;
— содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- организует и проводит специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их профессиональной предыдущей деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан.
- участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- осуществляет функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализации возложенных на него функций;
- участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
- обобщает практику применения законодательства о занятости трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;
- формирует предложения по финансированию мероприятий, содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости;
- выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
Глава 2 Деятельность ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
2.1 Организационная структура ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
Организационная структура — одна из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями (отделами) и работниками организации. По сути, структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Структура управления — это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
Сегодня в ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» работают 18 человек. Из них:
1 заместитель руководителя
2 начальника отделов,
«Трудоустройство» (6 человек)
«Отдел трудовых отношений» (3 человека)
МЛАДШИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ:
3 оператора ЭВМ
Административно-управленческий персонал-13 человек
2.2 Основные задачи отдела Трудоустройства
К основным задачам отдела трудоустройства ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» можно отнести:
1. Предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
2. Разработки и осуществления мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые), включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения.
3. Организации работы по:
3.1. Межтерриториальному перераспределению рабочей силы, включая вопросы содействия гражданам в переселении для работы в сельской местности, предоставления безработным гражданам гарантий в связи с направлением их на работу в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.
3.2. Определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Кра снодарского края.
3.3. Выдаче работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
2.3 Анализ деятельности ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
В ГКУ ЦЗН Мостовского района за предоставлением государственных услуг за январь-июнь 2013 года обратилось 1989 человек. Из числа обратившихся признано безработными 890 человек.
В 2013г. безработных граждан принимали на работу 647 предприятий и фирм (в 2012 г. – 626), основные из них:
Мебельная фабрика “Лотус”
Завод Полимеров КЧХК
Тепличный комбинат ООО
В течение января-июня текущего года снято с учета 783 человека, в том числе:
нашли работу 464 человека;
приступили к профессиональному обучению 50 человек, из них 50 — безработные граждане по направлению органов государственной службы занятости населения;
назначена трудовая пенсия 15 гражданам, из них 9 безработным гражданам пенсия назначена досрочно по предложению органов государственной службы занятости населения;
снято с учета по другим причинам — 724 человека.
По состоянию на 1 июля 2013 года численность граждан, состоящих на учете с целью поиска подходящей работы, составила 920 человек. Из них 770человек являются безработными.
Уровень регистрируемой безработицы в Мостовском р-не на 01.07.2013 года составил 1,4 процента.
Одной из проблем, связанной с трудоустройством граждан, остается несоответствие спроса и предложения рабочей силы.
В настоящее время на рынке труда Мостовского района устойчивым спросом пользуются высококвалифицированные рабочие следующих специальностей: электрогазосварщик, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, водитель автомобиля.
Не спадает спрос на строительные специальности: арматурщик, бетонщик, каменщик, кровельщик, облицовщик-плиточник, плотник, столяр, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, маляр, штукатур, отделочник железобетонных изделий, сборщик стеклопакетов. Спрос на строительные специальности, как правило, превышает их предложение на рынке труда края.
Востребованы на рынке труда рабочие, выполняющие комплекс взаимосвязанных работ: слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-монтажник, слесарь аварийно-восстановительных работ, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Значительную часть банка вакантных должностей для служащих занимают вакансии инженерно-технических работников. Среди различных инженерных специализаций можно выделить такие как инженер-механик, инженер-программист, инженер-проектировщик, инженер-технолог, инженер-конструктор и другие.
Рынок труда края испытывает постоянную потребность в преподавателях-предметниках средней школы, преподавателях в системе специального образования, воспитателях детского сада.
В организации системы здравоохранения требуются врачи, медицинские сестры, фельдшеры.
В январе-июне 2013 года в целях создания условий на рынке труда для повышения эффективности занятости населения, снижения напряженности на рынке труда центром занятости населения оказаны государственные услуги гражданам:
по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время — 182 человека;
по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы — 61 человек;
по организации проведения оплачиваемых общественных работ — 60 человек;
по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые — 3 человека;
по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда — 151 человек;
по содействию самозанятости безработных граждан — 37 человек;
по организации профессиональной ориентации граждан — 1047 человек;
по психологической поддержке безработных граждан — 107 человек;
по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан — 60 человек.
Кроме того, в январе-июне 2013 года центром занятости населения проведено10 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, с участием 962 человек, из них 1 полная ярмарка, 9 мини-ярмарок для инвалидов, выпускников учебных заведений, жителей сельской местности и подростков.
95 безработных граждан направлены на профессиональное обучение по специальностям, востребованным на рынке труда района- водители категории «Е», операторы ПЭВМ, повара, электрогазосварщики, электромонтажники, секретари, что составляет 124,2 % в сравнении с аналогичным периодом 2012г.-67 чел.(141,8)
Источник
Системный анализ и моделирование некоторых основных процессов деятельности службы занятости
Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Калинина Анна Владимировна – преподаватель Балаковского политехнического техникума.
Жданов Даниил Евгеньевич – студент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Аннотация: В статье проводится анализ и моделирование процесса оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН» по обработке заявок граждан для трудоустройства. Выявляется проблема — отсутствие автоматизации процесса «Подбор вакансий», который решается авторами с помощью проекта базы данных «Центр занятости населения».
Ключевые слова: Моделирование бизнес-процессов, АССЗН «Вариант», Центр занятости населения, база данных, процессный подход.
Организацией занятости населения занимается Государственная служба занятости населения Российской Федерации. Одним из основных бизнес-процессов, реализуемых ГКУ «ЦЗН», является процесс оказания государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции, поэтому целесообразно рассмотреть процесс оказания услуги по обработке заявок граждан для трудоустройства с помощью процессного подхода. В процессе оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН» в сфере содействия занятости по обработке заявок граждан для трудоустройства можно выделить ряд последовательных действий:
— ведущий инспектор отдела содействия трудоустройству осуществляет прием заявок от граждан в различном виде, затем инспектор выполняет запрос по данной заявке. Если заявка не удовлетворяет потребности гражданина, то инспектор устанавливает отметку о невыполнении заявки, составляет отчет о невыполненной заявке и отправляет результаты в базу данных. Если же заявка удовлетворяет всем потребностям гражданина, то инспектор осуществляет поиск по запросу, генерирует результаты, устанавливает отметку о выполнении заявки, составляет отчёт о выполненной заявке и отправляет результаты в базу данных (Рис .1).
Рисунок 1. Процесс оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН по обработке заявок граждан для трудоустройства.
Анализ процесса оказания государственной услуги по обработке заявок граждан для трудоустройства ГКУ «ЦЗН» приводит к выводу, что информация в процессе оказания услуги поступает в службу занятости населения, как в бумажном, так и в электроном виде, большую работу по реализации оказания услуг выполняет инспектор отдела содействия трудоустройству, которому приходится обрабатывать, в том числе, большой поток документированной информации в бумажном виде, на что затрачивается существенное количество времени, и как следствие, возникает большое количество ошибок.
Кроме того, основным бизнес-процессом ГКУ «ЦЗН» является процесс трудоустройства граждан. Так как процесс трудоустройства граждан является очень трудоёмким, то целесообразно рассмотреть одну из составляющих данного процесса — функцию подбора вакансий с использованием методологии IDEF0, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2. Контекстная диаграмма IDEF0 функции «Подбор вакансии».
На вход диаграммы поступает заявка работодателя и заявка трудоустраиваемого. Функция «Подбор вакансий» осуществляется на основе Устава ГКУ «ЦЗН», ФЗ №. 1032-1 от 19.04.1991 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» и должностных инструкций специалистов учреждения. Функцию «Подбор вакансий» осуществляют: ведущий инспектор и инспектор отдела содействия трудоустройству с использованием возможностей АССЗН «Вариант». На выходе выполненные и невыполненные заявки, а также отчёты по заявкам.
Диаграмма декомпозиции функции «Подбор вакансий», представлена на рисунке 3. Сначала поступает заявка от работодателя или трудоустраиваемого. Ведущий инспектор консультирует работодателей или трудоустраиваемых граждан по интересующим их вопросам, принимает заявку на бумажном носителе, а затем регистрирует её в журнале для заявок. Заявки юридических лиц после заносятся в АССЗН «Вариант» и хранятся там определённый срок. Ведущий специалист устанавливает отметку о выполнении заявки. Если заявка выполнена, то ведущий специалист уведомляет трудоустраиваемого гражданина или работодателя о выполнении его заявки. Если срок заявки закончен, и она так и не выполнена, то уведомляют трудоустраиваемого гражданина или работодателя о прекращении рассмотрения его заявки.
Если зарегистрированная заявка не нуждается в отметке, то она поступает инспектору отдела содействия трудоустройству. Инспектор и использованием возможностей АССЗН «Вариант» или в журнале, где зарегистрированы заявки, производит поиск нужной информации. И на основании выданной информации инспектор составляет отчеты о выполненных и невыполненных заявках.
Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции IDEF0 функции «Подбор вакансии».
Из данной декомпозиции видно, что программный комплекс АССЗН «Вариант» не позволяет обслуживать физические лица и, следовательно, большой объём информации хранится на бумажных носителях, что значительно усложняет работу сотрудников ГКУ «ЦЗН». Требуется много времени на то, чтобы из всех бумажных анкет найти нужную информацию. В связи с этим, сотрудники ГКУ «ЦЗН» не могут уделять должного времени на обслуживание клиентов, которым необходима консультация специалиста.
Найденные в модели декомпозиции функции «Подбор вакансии» AS-IS недостатки предлагается исправить в модели ТО-ВЕ, представленной на рисунке 4, то есть модели новой организации функции «Подбор вакансии» с использованием дополнительных возможностей локальной БД.
Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции функции «Подбор вакансии» с использованием возможностей локальной БД.
Использование данной локальной БД позволит автоматизировать процесс работы с заявками, прежде всего трудоустраиваемых, но также и работодателей. Работодатель и трудоустраиваемый, смогут заносить данные заявки в поля формы, затем происходит подтверждение подлинности заполненных ими данных и заявка регистрируется в базе данных. После регистрации заявки пользователи получают возможность автоматического поиска информации по различным критериям запроса, после происходит генерация результатов и ведущий специалист устанавливает отметку о выполнении заявки. Вся информация о поступивших заявках от работодателей и трудоустраиваемых будет храниться в дополнительной локальной базе данных.
Для проектируемой БД «Центр занятости населения», разработана ER-диаграмма в нотации IDEF1X, представленная на рисунке 5.
Рисунок. 5. Инфологическая модель БД «Центр занятости населения» в нотации IDEF1X.
Таким образом, проведенный системный анализ и разработанные модели некоторых основных процессов деятельности службы занятости позволят учесть синергетические связи данных процессов и помогут грамотно спроектировать и разработать БД «Центр занятости населения».
Источник
Отчет по практике Анализ деятельности и социально экономических условий КгкУ ЦЗН с.Ребриха
С 14 апреля по 11 мая 2015 года я проходил практику в Центре занятости населения Ребрихинского района Алтайского края. Практика является важнейшим элементом учебного процесса обучения. Она обеспечивает закрепление и расширение знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.
В процессе прохождения практики я:
— ознакомился с законодательством РФ, регулирующим деятельность Центра занятости населения Ребрихинского района;
— ознакомился со структурой организации и штатным расписанием;
— ознакомился с организацией и выполняемыми функциями и обязанностями работников Центра;
— ознакомился с должностными инструкциями специалистов отдела по правовому обеспечению;
— изучил основные законодательные и нормативные правовые акты;
— изучил основы работы с информационно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант» (основы гражданского, трудового законодательства);
— участвовал в создании проектов трудовых договоров;
— доводил сведения характерных нарушений в подведомственные структуры;
— подготавливал информационные материалы по письмам вышестоящей организации, органов законодательной и исполнительной власти Иркутской области;
— изучил документы на их соответствие требованиям гражданского законодательства, а также выявлял и обобщал недостатки их формы и содержания;
— участвовал в переговорах сторон по согласованию формы и содержания некоторых гражданско-правовых договоров;
— изучил формирование и представление в статистическое управление статистическую отчетность по форме 1-ГС;
— подготавливал и грамотно согласовывал на подпись письма о нарушениях в подведомственных структурах у начальников отделов;
— изучил документы на их соответствие требованиям гражданского законодательства, а также выявлял и обобщал недостатки их формы и содержания;
— доставлял документы подготовленные сотрудниками отдела по правовому обеспечению на визирование.
Преддипломная практика является частью основной образовательной программы, как завершающий этап обучения и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности «юриспруденция». В период преддипломной практики я участвовал в решении текущих производственных задач, а также получал практические навыки. На практике была востребована основная часть знаний полученных мной на занятиях.
Я показал свое умение работать в сложных условиях, действовать самостоятельно и без подсказок, что говорит о моем высоком теоретическом уровне подготовки.
Задачами преддипломной практики являются:
— расширение круга формируемых умений и навыков, усложнение их по мере перехода от одного этапа практики к другому;
— обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения;
— проверка умения студентов пользоваться знаниями, полученными в ВУЗе.
Основной задачей преддипломной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин и привитие им практических профессиональных навыков и умений.
В ходе выполнения данной работы мне пришлось консультироваться с начальником и специалистами отдела по правовому обеспечению, глубоко изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу.
1. Анализ правогого поля, устав муниципального образования
Для практического применения закона «О Занятости населения в Российской Федерации» начинается создание службы занятости разных уровней Так на базе функционирующих до 1969г хозрасчетных бюро по трудоустройству граждан, образуются отделы исполкомов. Начат поиск оптимальных структур государственного управления сферой труда и занятости населения. 1августа1991 апреля по труду и социальным вопросам крайисполкома и краевой центр по трудоустройству переобучению и профориентации населения преобразован в главное управление труда и занятости населения крайисполкома. Немаловажное значение имеет опыт накапливаемый до современного состояния службы занятости не только на конкретных реалиях регионов нашей страны но и опыт иностранных государств с более устойчивой экономикой. Имеется в виду Федеративная республика германия, где вопросами труда и занятости занимается «Федеральное ведомство по труду» Многие формы организации службы занятости в России заимствованы из опыта именно Германии
В Ребрихинском районе со 2 декабря 1991г и до 5 мая 2014 г даты последней редакции закона «О занятости населения в Российской Федерации» были внесены ряд изменений на основании постановлений Конституционного суда РФ от 16.121992 №20-П, от 23.04.2012 №10-П, издан Федеральный закон 05.05.2014 №116-ФЗ. Поэтому в структурах и названиях службы занятости всех уровней происходили реорганизации и многочисленные переименования.
В Алтайском крае начиная с 2008 года, путём слияния двух управлений «Управление по труду» и «Управление государственной службы занятости» создано «Управление Алтайского края по труду и занятости населения» До этого периода в Ребрихинском районе служба была представлена «Государственным центром занятости» Все эти годы как краевой так и районной службой применялись превентивные меры по противодействию росту безработицы: реализуется система мер по снижению напряженности на рынке труда. Усилия службы занятости направлены на оздоровление ситуации районного рынка труда и занятости , обеспечении прав граждан в области труда.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2010№ 532 «Об утверждения перечня краевых казённых учреждений, создаваемых путём изменения типа действующих бюджетных учреждений/
Краевое государственное казённое учреждение «Центр занятости населения Ребрихинского района», является правопреемником прав и обязательств краевого государственного учреждения «Центр занятости населения Ребрихинского района»
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12.01.1996.№7-ФЗ «О некоммерческих организациях», законом Российской Федерации от 19.04.1991№1032-1 «Занятости населения в Российской Федерации и иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и правовыми актами, Администрации Алтайского края, иными нормативно правовыми актами а также настоящим Уставом:
1) Учреждение является юридическим лицом, от своего имени выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском суде.
2) Учреждение является унитарной некоммерческой организацией казённым учреждением и финансируется за счет средств краевого бюджета Алтайского края.
3) Учреждение обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере труда, содействие занятости населения и трудовой миграции.
4) Для учреждения в соответствии с предусмотренным настоящим Уставом основными видами и направлениями деятельности Учредитель может формировать и утверждать государственное задание.
5) Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными органами, другими учреждениями службы занятости населения в том числе посредством электронного документооборота, в соответствии с действующим законодательством.
Предмет, цели и направления деятельности Учреждения:
1) Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации » и настоящим Уставом
2) Целями деятельности учреждения являются: обеспечение государственных гарантий в области населения и защиты граждан, от безработицы, трудовой миграции.
Полномочия учреждения:
1) Исполнение государственных полномочий в области занятости населения на территории муниципального образования Ребрихинский район.
2) Осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:
— пособия по безработице;
— стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
— материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
— материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
— пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающее право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно.
3) Обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения.
4) Участие в разработке и реализации региональных программ предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящиеся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
5) Реализация мер активной политики занятости населения дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения
6) Проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Ребрихинского района.
7) Осуществление контроля и надзора за:
— регистрацией инвалидов в качестве безработных;
— обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением в части социальной поддержки безработных граждан.
8) Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
9) Оказание в соответствии с трудовым законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
— информирование о положении на рынке труда в Алтайском крае;
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;
— психологическая поддержка безработных граждан;
— профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан включая обучение в другой местности;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ;
— организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18- 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
— социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
— содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшими профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
— содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам в переселении в другую местности для трудоустройства по направлению службы занятости;
— уведомительная регистрация коллективных договоров
— содействие работодателями в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечне субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
10) Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятел.
Источник